Главная страница
Навигация по странице:

  • Âîïðîñû è çàäàíèÿ äëÿ ñàìîêîíòðîëÿ

  • 5.5. Ñðåäíåâåêîâîå ÿïîíñêîå ãîñóäàðñòâî

  • 5.5.1. Сёгунат — специфическая форма управления государством

  • история государства и права. ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ С..ик для бакалавров Пруд. Учебник подготовлен в соответствии с Федеральным госу дарственным образовательным стандартом высшего професси онального образования третьего поколения.


    Скачать 1.86 Mb.
    НазваниеУчебник подготовлен в соответствии с Федеральным госу дарственным образовательным стандартом высшего професси онального образования третьего поколения.
    Анкористория государства и права
    Дата28.11.2021
    Размер1.86 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ С..ик для бакалавров Пруд.pdf
    ТипУчебник
    #284876
    страница43 из 87
    1   ...   39   40   41   42   43   44   45   46   ...   87
    383
    5.4. Ñðåäíåâåêîâàÿ Èíäèÿ
    нормы обычного права, комментаторы приспосабливали теоретически неизменное «священное» право дхармашастр к новым условиям.
    Мнения комментаторов зачастую не совпадали, по сколь ку формировались в разное время, основываясь на обычном праве. В различных частях средневековой Индии призна- вался авторитет одних комментаторов и отвергался авто- ритет других. До прихода мусульманских завоевателей в Индии не было государственного единства, что предо- пределяло партикуляризм права, обычай оставался одним из важнейших источников традиционного индусского права.
    Брахманизм стал вытесняться буддизмом. Например, буддисты руководствовались винайей — сборником изрече- ний Будды на санкрите. На основе винайи был создан учеб- ник по дисциплине монахов «Протимокшу». Он содержал
    227 правил поведения для монахов и 500 для монашек, при- чем о каких-либо юридических обязательствах в учебнике не упоминалось. Дисциплина основывалась на собственных нравственных принципах. Сам Будда говорил: «После моей смерти пусть отменяет община, если того пожелает, малые и меньшие правила поведения». Даже человек, совершив- ший убийство, считался невиновным, если он, во-первых, знал, что убийство есть зло, а во-вторых, совершил его без умысла или случайно.
    Вступление Индии в эпоху феодализма стало толчком к развитию права. Правовое развитие получило два основ- ных направления: а) создание новых сборников законов — дхармашастр, или смрити; б) разработка комментариев к уже существовавшим дхармашастрам. Основное внима- ние уделялось комментированию и составлению различ- ного рода указателей к уже известным правовым памят- никам. В качестве примера можно привести комментарий
    «Митакшара», созданый в XII в. Исключительную роль продолжали играть Законы Ману. В это время к ним были составлены комментарии: Медхатитхи (IX в.) и Говинда- раджи (XII—XIII вв.).
    Создание Делийского султаната означало распростране- ние в Индии мусульманского права. В Индии утвердилось положение о том, что все подчиняется закону, основанному на Коране, и что верховным толкователем закона явля- ется правитель. Cфера применения местного права, права

    384
    Ãëàâà 5. Ñòðàíû ñðåäíåâåêîâîãî Âîñòîêà
    дхармашастр, была сужена как по кругу лиц, так и по кругу отношений, регулируемых нормами этого права.
    Уголовные дела должны были рассматриваться мусуль- манскими судьями на основе норм мусульманского права, которое в этой своей части приобрело территориальный характер, т.е. применялось ко всем жителям завоеванных территорий.
    Все то, что считалось непосредственно связанным с религией, — брачно-семейные отношения, наследование, деятельность религиозных учреждений — регулирова- лось избирательно: мусульманским правом, если речь шла о мусульманине, и индусским правом, если дело касалось индуса. Кроме того, мусульманское завоевание мало повли- яло на кастовые и общинные порядки.
    Насаждение мусульманского права не смогло остановить развития национального права Индии.Широкое исполь- зование древних дхармашастр, непререкаемый авторитет
    Законов Ману, комментирование уже имевшихся правовых сборников — все это обусловило сохранение и закрепление многих правовых положений, сложившихся еще в конце рабовладельческого периода.
    Ведущую роль в индийском обществе играла феодаль- ная земельная собственность. Верховным собственником земли в раннефеодальный период являлся махараджа. Он жаловал земли в условную ограниченную собственность своим вассалам.
    На условиях несения военной службы и выплаты дани владела землей феодальная знать, располагавшая правом ее передачи по наследству. Другие феодалы были лишены наследственных прав. Государственные чиновники полу- чали землю, «выделенную им на их содержание». С пре- кращением службы эти земли вновь возвращались прави - телю.
    В это же время в Индии формировалась наследуемая земельная собственность, не обусловленная феодальными повинностями и службой. Как правило, земля передавалась навечно, а с VII в. — «с правом наследования сыновьями и сыновьями сыновей». Такие категории земель объявля- лись «свободными от всех налогов».
    В Делийском султанате верховным собственником земли был глава государства — султан. Вся территория делилась на государственные земли и владения феодалов.

    385
    5.4. Ñðåäíåâåêîâàÿ Èíäèÿ
    Формы земельной собственности были различны.
    Основной из них была икта — временное и условное дер- жание, владелец которого был обязан военной службой.
    Первоначально икта являлась не столько пожалованием земли, сколько возможностью получать с нее налог. Султан мог переводить владельцев икты с места на место, в любое время лишить их пожалования. Существовала безусловная частная собственность на землю — мульк, основным путем образования которой было освоение пустошей.
    Постепенно развивались формы феодальной собствен- ности. Так, икта постепенно превратилась в пожалование территории вместе с проживающим на ней населением.
    Ее владельцы сосредоточивали в своих руках администра- тивные, фискальные и военные функции.
    В Могольской империи господствовала феодальная государственная собственность на землю. Это проявлялось в том, что правительство устанавливало размер и способ взимания земельного налога на всех землях, а обработка земли считалась государственной повинностью кре- стьянства. Характерно, что при наличии государственной земельной собственности крестьяне могли при соблюде- нии определенных условий продавать землю, передавать ее по наследству, определять формы своей хозяйственной деятельности.
    Часть обрабатываемых земель составляла государствен- ный фонд. Однако он был невелик по своим размерам.
    Основная масса земель раздавалась феодалам. Причем право жаловать земли принадлежало только центральной власти.
    Праву феодальной Индии были известны различные виды договоров.Широко применялся договор дарения.
    Особый интерес представляло дарение земли. В грамотах говорилось о вечности такого дара (пока «существуют луна, звезды и солнце»), содержались угрозы тем, кто попы- тался бы его нарушить. Договор должен был составляться в письменной форме. Очень часто текст договоров выре- зался на медных пластинках, высекался на камне и т.д.
    Соблюдение определенных условий требовалось при отчуждении земли. В раннефеодальный период нужно было получить разрешение хранителя официальных документов.
    Продажа происходила в присутствии свидетелей и удосто- верялась записью на медных пластинках.

    386
    Ãëàâà 5. Ñòðàíû ñðåäíåâåêîâîãî Âîñòîêà
    При заключении договора аренды земли требовалось соблюдение определенных условий: нужно было точно установить срок аренды, доли договаривающихся сторон, вид семян, которыми планируется засеять арендуемое поле, и т.д. Собственник земли мог определить вид возделыва- емой культуры и способ получения причитающейся ему доли урожая.
    Своеобразием договора займа было сохранение неко- торых принципов, заложенных еще в рабовладельческий период. По-прежнему исключительно важное значение имела принадлежность кредитора и должника к опреде- ленной касте. В раннефеодальный период по займу обычно взималось 15% в год, но со временем проценты необычайно возросли. Хотя ислам и запрещал взимание процентов, ростовщичество продолжало распространяться.
    Получил распространение договор личного найма. Мно- гие ремесленники работали за плату на зажиточных граж- дан. Известны были и договоры о найме работников в зем- леделии.
    В регулировании брачно-семейных отношений фео- дальной Индии сохранялись многие черты предыдущего периода. По-прежнему существовала патриархальная семья с особыми правами ее главы. Брак обычно заклю- чался в детском возрасте. Среди низших каст широкое рас- пространение получили брак-покупка жениха или невесты, брак-обмен и т.п. В раннефеодальный период сохранялся также обычай самостоятельного избрания супруга. Стро- гость кастового деления усилилась. Браки могли заклю- чаться только в пределах касты. В кастах существовали раз- личные правила взаимоотношений между членами семьи, в том числе между мужем и женой. Положение женщины в семье было приниженным.
    К X в. окончательно устоялись необычайно строгие правила поведения для вдов. Вторичное замужество запре- щалось. Вдова лишалась имущества, рассматривалась как
    «нечистая»: должна была жить отдельно, есть простую пищу, не носить украшений и т.п. Считалось, что смерть мужа является возмездием жене за ее дурное поведение в предыдущих существованиях.
    При Великих Моголах неотъемлемой частью богатого дома являлся гарем. У падишаха Акбара гарем состоял из 5000 женщин. Правда, каждый мусульманин мог иметь не более четырех законных постоянных жен. Каж-

    387
    5.4. Ñðåäíåâåêîâàÿ Èíäèÿ
    дая жена имела право на содержание, отдельное помеще- ние и на отдельную прислугу. В это же время возникла и система строгого затворничества женщин.
    В раннефеодальный период произошли некоторые изме- нения в порядке наследования. При разделе имущества все, что было нажито членами семьи самостоятельно, не подле- жало разделу. Старший сын получал бо́льшую долю наслед- ства. В отдельных общинах соблюдался сложный порядок наследования земли сыновьями от разных жен.
    Перечень различных преступлений в Индии был зна- чителен. Наиболее тяжкими считались преступления госу- дарственного характера: восстание, заговор, покушение на правителя и т.п. Индийскому праву были известны пре- ступления против собственности (кража, грабеж, повреж- дение или уничтожение чужого имущества), против семьи, против личности (убийство, нанесение телесных поврежде- ний, оскорбление, клевета) и многие другие.
    В раннефеодальный период в качестве наказаний при- менялись ослепление, отрезание носа или ушей, отрубание руки или ноги. Так, если торговец обвешивал покупателя, у него из тела вырезали такой же по весу кусок мяса. Пре- ступников клеймили, избивали палками или плетьми, изгоняли из страны в безлюдную пустыню. Небольшие проступки влекли за собой наложение денежного штрафа.
    Практиковалось тюремное заключение.
    На передний план выходила такая цель наказания, как устрашение. Как указывалось в одной из хроник того вре- мени: «Страх перед правящей властью… есть основа всякого хорошего управления». Практиковались самые разнообраз- ные виды смертной казни: преступников обез главливали, сжигали, растаптывали слонами, замуровывали в стены, с живых сдирали кожу. С особой жестокостью расправля- лись правители с участниками восстаний и заговоров. Так, в XIII в. после одного из восстаний все его участники-муж- чины были преданы мучительной казни, а члены их семей
    (женщины и дети) были отданы в рабство.
    Господствующий класс феодалов при назначении наказа- ния пользовался различными льготами. В привилегирован- ном положении находились, например, индусские брахманы.
    Обеспечение правопорядка возлагалось на судебную
    власть.Суд был отделен от администрации, и правосудие осуществлялось в соответствии с шариатом судьями-кади- ями. Судебная система не была централизованной. Глав-

    388
    Ãëàâà 5. Ñòðàíû ñðåäíåâåêîâîãî Âîñòîêà
    ную роль в ней играли местные суды — суды панчаятов
    (органов общинного самоуправления). Они распоряжались общинной землей, регулировали кастовые споры, обеспе- чивали правопорядок, надзирали за соблюдением кастовых и семейных правил, обычаев.
    В раннефеодальный период верховным судьей в госу- дарстве являлся правитель. Наиболее важные дела рас- сматривал верховный судья, выступавший в ряде случаев в качестве апелляционной инстанции. Кроме того, судеб- ные функции осуществляли представители местной адми- нистрации, владельцы земли. Правители часто жаловали владения с правом суда. Свои судебные органы имелись у тор гово-ремесленных объединений. Высшей судебной инстанцией в Делийском султанате и Могольской империи оставался правитель.
    В центральном государственном аппарате существо- вало судебное ведомство, глава которого, являясь главным судьей, назначал местных судей, следил за отправлением правосудия. Дела об уплате налогов, недоимках рассма- тривало финансовое ведомство. Большими полномочиями в Могольской империи располагали наместники. Они сами рассматривали дела о преступлениях государственного характера, передавали соответствующие дела местным кадиям и финансовым ведомствам, осуществляли надзор за ведением следствия. Определенные судебные функции выполняли и другие местные чиновники. В города и круп- ные административные единицы назначались мусульман- ские судьи — кадии.
    Феодальной Индии был известен как обвинительно- состязательный, так и розыскнойпроцесс. Основными видами доказательств являлись показания свидетелей, клятва и ордалии. При совершении преступлений госу- дарственного характера либо особо опасных дело подвер- галось тщательному расследованию, производился розыск преступника, что соответствовало основам розыскного про- цесса.
    В период правления мусульманских династий розыск- ной процесс вышел на передний план. Широко распро- странились шпионаж и тайное осведомительство. В каче- стве доказательств принимались показания свидетелей, подтвержденные клятвой над Кораном или водами Ганга.
    Все большее значение приобретало собственное признание обвиняемого. Для его получения использовались пытки.

    389
    5.5. Ñðåäíåâåêîâîå ÿïîíñêîå ãîñóäàðñòâî
    Таким образом, развитие феодального права Индии, хотя и имело свои особенности, определялось общими зако- номерностями, присущими эпохе феодализма.
    Âîïðîñû è çàäàíèÿ äëÿ ñàìîêîíòðîëÿ
    1. Какую роль сыграло государство Гуптов в становлении ин- дийской государственности?
    2. Охарактеризуйте государственный механизм Делийского султаната.
    3. Какая форма государства сложилась в империи Великих
    Моголов?
    4. Каковы особенности феодального права Индии?
    5. Назовите дошедшие до нашего времени правовые трактаты средневековой Индии.
    6. Какое значение имело брахманское право для становления средневекового права Индии?
    7. Какие черты своеобразия и сходства с опытом других восточ- ных стран обнаруживает средневековое законодательство Индии?
    5.5. Ñðåäíåâåêîâîå ÿïîíñêîå ãîñóäàðñòâî
    Название страны произошло от слова «Ниппон» (бук- вально — «страна, откуда появляется солнце»). Островное положение Японии, отсутствие иностранного владычества, бережное отношение к истории позволили сохранить мно- гие юридические памятники древности, опираясь на кото- рые можно воссоздать развитие средневековой японской государственности и права.
    5.5.1. Сёгунат — специфическая форма управления
    государством
    Феодальные отношения, в течение многих веков господствующие в Япо- нии, были сходны с европейскими.
    З. М. Черниловский
    Процессобразования самостоятельного государства в Японии был продолжительным. Еще в III в. началось разложение первобытного строя, осуществлялся переход к классовому обществу и созданию государства. Внутри

    390
    Ãëàâà 5. Ñòðàíû ñðåäíåâåêîâîãî Âîñòîêà
    родов развивалось имущественное и социальное нера- венство, выделялась родовая аристократия, складыва- лись различные формы эксплуатации привилегированной родовой верхушкой своих сородичей и иноплеменников, захваченных в ходе войн. Это способствовало укреплению социально-экономических и политических позиций родо- вой знати. Вместе с тем крепостного права юридически не существовало, и в предшествующий период рабовладе- ние не стало самостоятельным укладом.
    Географические условия Японии, примитивные способы хозяйствования не позволяли создать крупные латифун- дии, поскольку поливное рисоводство требовало интенсив- ного труда на небольших участках земли. Это отражалось на своеобразии пути развития японского общества. С IV в. в Японии формировались племенные союзы, а в V в. боль- шая часть территории страны была объединена.
    Cкладывалось разделение общества на два слоя:
    «добрых» и «подлых» людей, каждый из которых состоял из нескольких социальных групп. Границы между ними были в достаточной мере подвижны.
    Среди «добрых» выделялся привилегированный слой приближенных к императору, членов царского двора, родовой аристократии, крупного чиновничества.Особое положение занимали чиновнки высшей категории, пред- ставители сильнейших кланов, непосредственно связанные с императорским двором. Так, принц высшей категории получал за службу большой участок земли и приписанные к нему крестьянские дворы для ее обработки. Клан круп- ного землевладельца, приближенного ко двору, выступал в Японии не только в качестве семейно-хозяйственной, но и своеобразной политической единицы.
    Крайне разнообразным был разряд «подлых» людей, в который входили работники, обслуживающие погребе- ния, члены «казенных дворов», рабы и др. По свидетель- ству источников, рабы обладали некоторыми правами. Их можно было продавать и наследовать, но они могли всту- пать в брак и иметь собственность. Источниками рабства были отдача в рабство преступников, самопродажа или про- дажа по воле родителей, долговое рабство и военный плен.
    Государственный «подлый люд» по достижении 60 лет освобождался от личной зависимости
    1 1
    См.: История государства и права зарубежных стран. Т. 1 / под ред.
    Н. А. Крашенинниковой, О. А. Жидкова. С. 573.

    391
    5.5. Ñðåäíåâåêîâîå ÿïîíñêîå ãîñóäàðñòâî
    Сословно-классовая структура в последующие века приобретала все более четкое выражение, формируясь не только под воздействием развивающихся феодальных, вассально-ленных отношений, но и кардинальных полити- ческих изменений в стране. Этническая принадлежность и вероисповедание не имели решающего значения.
    Господствующее сословие — дворянство представляли около 300 семейств владетельных князей (даймё), рас- полагавших огромной земельной собственностью. Также к нему относились служилые дворяне (самураи), входив- шие в военные отряды даймё. За свою службу они полу- чали возможность собирать подати с определенного числа крестьян или рисовый паек от своего господина.
    Только самураям принадлежало право занимать госу- дарственные посты, гражданские и военные должности.
    Самураи жили по кодексу Бусидо («путь воина») и объ- единялись в отряды, служившие главам кланов. Самураи верили в ничтожность земной жизни, не боялись смерти и были готовы пожертвовать жизнью для господина. Сим- волом отношения к земной жизни японцев стал самурай- ский обряд самоубийства — харакири. В жизни самураи добивались земных благ: земли, благополучия семьи, повы- шения по службе. Ничто человеческое им было не чуждо.
    Самурайство оказало значительное влияние на полити- ческую жизнь страны: от его поддержки зависело положе- ние, а иногда и жизнь правителей.
    Зависимое население, в основном крестьянство, было неоднородным в социальном и экономическом отно- шении, находилось в тяжелых условиях. Так, основная масса крестьян владела небольшими участками земли, Существо- вали мелкие арендаторы и дворовые холопы. Подати, как правило, составляли половину урожая, а то и превышали ее. Крестьяне и другое зависимое население несли много- численные повинности по ремонту дорог, ирригацион- ных сооружений. Японские крестьяне фактически попали в кабальную зависимость. Они не имел права прекращать обработку земли, выбирать себе иной род занятий, переез- жать на другое место жительства. Правда, их нельзя было продавать или покупать. Городское зависимое население составляли ремесленники и торговцы, жизнь и деятель- ность которых строго регламентировалась.

    1   ...   39   40   41   42   43   44   45   46   ...   87


    написать администратору сайта