Главная страница
Навигация по странице:

  • Территориальное устройство.

  • Государственный строй Японии в XIII—XVII вв.

  • история государства и права. ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ С..ик для бакалавров Пруд. Учебник подготовлен в соответствии с Федеральным госу дарственным образовательным стандартом высшего професси онального образования третьего поколения.


    Скачать 1.86 Mb.
    НазваниеУчебник подготовлен в соответствии с Федеральным госу дарственным образовательным стандартом высшего професси онального образования третьего поколения.
    Анкористория государства и права
    Дата28.11.2021
    Размер1.86 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ С..ик для бакалавров Пруд.pdf
    ТипУчебник
    #284876
    страница44 из 87
    1   ...   40   41   42   43   44   45   46   47   ...   87
    392
    Ãëàâà 5. Ñòðàíû ñðåäíåâåêîâîãî Âîñòîêà
    На формирование государственного аппарата в Японии повлияла длительная борьба отдельных кланов за верхо- венство в племенном союзе и победа одного из них, воз- главляемого Сётоку-тайси. В его правление была создана декларация — конституция Сётоку (604 г.), определив- шая принципы государственного управления: стремление к согласию, гармонии, служение общему благу. При этом прямо закреплялось социальное неравенство: правитель, вельможи и простой народ стояли на разных ступенях.
    Правитель рассматривался как единый суверен, вель- можи — как его чиновники, а народ — как подчиняющаяся им масса людей. Основой порядка провозглашался «всеоб- щий закон». Государь являлся его выразителем, имевшим право требовать от своих чиновников беспрекословного подчинения.
    Значительное влияние на формирование японской сред- невековой государственности оказал Китай. Первые япон- ские правители признавали сюзеренитет китайских импе- раторов. В знак зависимости японцы посылали богдыханам подарки, платили дань. У китайцев японцы переняли тра- дицию обожествления верховного правителя. Так же, как и в Древнем Китае, даже высокий сановник под страхом смертной казни должен был вползать в резиденцию прави- теля и выползать из нее так, чтобы быть все время обращен- ным к нему лицом.
    Власть японских правителей из-за борьбы отдельных родов за верховенство была неустойчивой. Только в сере- дине VII в. ситуация стабилизировалась, так как клан
    Тайка подавил всех конкурентов. Новая династия пере- стала признавать зависимость от Китая и проводила жест- кую централизованную политику. Был создан Государ- ственный совет, куда на правах подданных вошли главы кланов.
    Были проведены крупные реформы, получившие назва- ние «Манифест Тайка 646 г.». Почти все общественные земли стали государственной собственностью, а все живу- щие на этой земле — подданными императора, его васса- лами. Государство в качестве собственника земли пред- усмотрело тройные повинности крестьян: ренту, оплату изделиями ремесла, трудовую повинность. В городах разви- вались цехи и гильдии, и так же, как, например, в Германии, они регламентировали не только производство, но и част- ную жизнь своих членов.

    393
    5.5. Ñðåäíåâåêîâîå ÿïîíñêîå ãîñóäàðñòâî
    Реформы Тайка знаменовали утверждение раннефео- дального государства во главе с наследственным монархом.
    Они были подготовлены буддийским и конфуцианским учениями о едином государстве, во главе которого стоит
    «монарх-мудрец», обладающий неограниченной властью.
    В результате реформ было создано единое японское госу- дарство во главе с императором.
    Японские правители еще в VI в. заимствовали из Китая название титула «тэнно» — «сын Неба». Но если в Китае источник власти правителя заключался в «воле Неба», а смена императорских династий объяснялась изменени- ями «приказа Неба», то смысл «тэнно» в Японии был более приземленным, он не содержал указания на Небо как выс- шее божественное начало, которому поклонялись китайцы.
    Представления о природе у японцев были более конкрет- ными. Они поклонялись не только Небу, но и Солнцу, горам, рекам.
    Японские методы государственного упарвления в боль- шей мере были основаны на национальных традициях и обычаях, на формирование которых оказали влияние три конфессии: синтоизм, буддизм и конфуцианство
    1
    Буддизм обосновал иерархичность общественного строя.
    Конфуцианство сформировало социальную этику. С син- тоизмом было связано укрепление принципа культа императорской династии и целостного единства нации.
    Религия японцев синто отводила правителю роль перво- священника, божественного потомка Солнца, принявшего человеческий облик. Эти три религиозных течения сфор- мировали японское мировоззрение в духе гармонии народа и власти. Молодежь воспитывалась в духе осознания сво- его долга и обязанностей перед императором и государ- ством, с одной стороны, перед родителями и предками — с другой.
    1
    Поведение людей во многом определялось религией. Вера помо- гала им выстоять при великих землетрясениях, разрушительных тай- фунах. Древней религией японцев был синтоизм (вероучение местных племен), позднее в страну проник буддизм. Говоря о воздействии Китая, следует отметить, что влияние конфуцианства было поверхностным. Оно не пустило глубоких корней в Японии, так как ко времени его проникно- вения в государстве не сформировалось достаточно образованного слоя религиозных идеологов, способных внедрить его философские догматы в массы. Сосуществование разных религий имело положительное значе- ние, являлось разновидностью духовного плюрализма.

    394
    Ãëàâà 5. Ñòðàíû ñðåäíåâåêîâîãî Âîñòîêà
    Структура государственных учреждений (центральных и местных)была тщательно разработана.Высшая государ- ственная власть принадлежала императору и Государствен- ному совету. Последний разрабатывал общие направления государственной политики, рассылал указы императора по всей стране. Он возглавлялся «старшим министром», являвшимся наставником императора в делах управления, призванным в качестве этического эталона обеспечивать стране «мир, покой и гармонию».
    Непосредственные управленческие функции в Государ- ственном совете осуществляли два высших министра: левый
    (старший) и правый (младший), опиравшиеся в свою оче- редь на «старших советников», дававших рекомендации
    «по большим делам», и младших советников, дававших реко- мендации по «малым делам». Именно они следили за ходом текущих дел. Государственный совет имел под своим нача- лом восемь министерств (военных, финансовых, юстиции и др.), которые были тесно связаны с императорским дво- ром, и палату цензоров, глава которой следил за чистотой обычаев и нравов, назначал расследования по случаям нару- шения норм морали, докладывая о них императору.
    Существовало особое министерство центральных дел, ведавшее текущими делами, ритуалом, редактированием императорских указов, следившее за составлением списков принцев крови, буддийского духовенства, генерального ре естра населения.
    О широте функций этого министерства свидетельство- вал крайне обширный штат его 10 управлений, к которым относились в том числе специальное управление двора императрицы, главное архивное управление, главное управ- ление дворцовых кладовых, астрологическое управление, управление живописи, придворного этикета
    1
    . Деятель- ность последнего управления была тесно связана с дея- тельностью министерства церемоний, в ведении которого находился контроль за соблюдением этикета, аттестация кандидатов на чиновничьи должности, назначение и пере- мещение чиновников.
    Получивший пост входил в ту или иную чиновничью категорию и получал тот или иной ранг. В отличие от Китая, где ранг определял пост, в Японии пост опреде-
    1
    История государства и права зарубежных стран. Т. 1 / под ред.
    Н. А. Крашенинниковой, О. А. Жидкова. С. 579.

    395
    5.5. Ñðåäíåâåêîâîå ÿïîíñêîå ãîñóäàðñòâî
    лял ранг. В зависимости от поста и ранга находились и раз- меры оплаты труда чиновника или его земельного надела.
    Возросло политическое влияние буддийских иерархов.
    В Японии к концу XI — началу XII в. начали складываться три фактических политических центра: императорский двор, правящий клан и буддийские монастыри.
    В 1185 г. клан Минамото с помощью самураев совершил военный переворот. Глава клана был провозглашен сёгуном
    (великим полководцем) и стал реальным главой государ- ства, контролировавшим самого императора. Резиденция сёгунов (Эдо) стала фактически столицей государства.
    Отсюда по всей стране рассылались полицейские инспек- торы, пресекавшие малейшее недовольство военной дикта- турой. Была военно-полевая ставка (бакуфу).
    Под руководством сёгуна действовали различные управ-
    ленческие палаты и коллегии (см. рис. 26). Неизменным звеном государственногомеханизма сёгуната были органы, осуществлявшие жесткий контроль над деятельностью импе- раторского двора. Непосредственную связь между сёгуном и императором осуществлял уполномоченный сёгуна — тин- дай. Он имел право издавать от имени сёгуна указы, выпол- нение которых обеспечивалось особой военной силой — самурайским войском, находившимся в его распоряжении.
    Впоследствии сёгун присвоил право утверждать нового императора, определять порядок престолонаследия, назна- чать регентов и других высших придворных совет ников.
    Одним из средств укрепления власти сёгуна в это время стала система заложничества, по которой все вельможи должны были попеременно проживать в доме сёгуна, а воз- вращаясь в свои владения, оставлять в Эдо (столице сёгу- ната) свои семьи. Система заложничества распространя- лась и на сыновей императора.
    Характерной чертой сёгуната было сохранение импе- ратора как номинального главы государства, облада- ющего некоторыми представительными функциями.
    Императору отводились все причитающиеся ему по рангу почести, но ни он, ни его двор не играли сколько-нибудь существенной роли в политической жизни страны. Уделом императора стало изучение истории, стихосложение, испол- нение древних обрядов. Со временем императорский двор превратился в центр феодальной оппозиции, что и стано- вилось одной из многих причин новых вспышек междоу- собной борьбы.

    396
    Ãëàâà 5. Ñòðàíû ñðåäíåâåêîâîãî Âîñòîêà
    Ослабление императорской власти было связано со мно- гими процессами, в том числе с ростом независимости фео- дальных собственников, сокращением государственных земель в пользу частного феодального земельного вла дения.
    Сёгунат был своеобразной формой военно-феодальной диктатуры, осуществляемой в интересах подавления кре- стьянского сопротивления, ограничения феодального сепа- ратизма. Так, все чиновники делились на девять классов.
    Переход из класса в класс осуществлялся через аттестацию.
    Чиновник проверялся на честность и знание законов. Отве- чавший на вопросы «без колебания и задержки» считался профессионально пригодным. Не прошедший аттестацию не только понижался в классе, но и мог быть лишен жало- ванья, у него могли конфисковать часть имущества, его могли наказать физически.
    В Японии была введена обязательная воинская повин- ность. Армейские части были территориальными, но фор- мировались и содержались в провинциях и уездах. Из одного двора брали одного новобранца. Сыновья и внуки облада- телей чиновничьихрангов пользовались льготами, осво- бождались от службы в армии. Бойцы территориальных крестьянских ополчений составляли своеобразный резерв, они не отрывались от повседневного крестьянского труда.
    Невыполнение боевого приказа или отсутствие воору- жения в боевой обстановке могло наказываться смертной казнью по решению командующего. От срочной дворцовой и пограничной службы новобранцы освобождались, если был болен их отец или старший двора.
    Территориальное устройство. Страна была разделена на провинции, уезды и деревни. Низшей административной единицей было село во главе с сельским старостой, назначае- мым из местных жителей. Каждое село должно было состоять из 50 дворов. Таких крупных сел в то время в Японии не было, в одно село объединялось несколько соседних деревень.
    Существовала система так называемых пятидворок. Адми- нистративными единицами являлись пять дворов, 25 дворов,
    125 дворов. Низшее звено подчинялось высшему. Во главе каждой единицы стоял старшина. Он распределял наделы, собирал налоги, следил за поведением своих подчиненных.
    С утверждением сёгуната во все провинции императо- ром стали назначаться правители областей. В их обязан- ность входили контроль за выполнением повинностей в пользу центрального правительства, подавление мятежей, преследование политических противников сёгуна, охрана

    397
    5.5. Ñðåäíåâåêîâîå ÿïîíñêîå ãîñóäàðñòâî
    провинций. Передвижение в стране было регламентиро- вано строгой системой пропусков.
    В городах помимо назначавшихся градоначальни- ков, которым принадлежала широкая административная и судебная власть, существовали советы крупных торгов- цев, но система городского самоуправления не получила сколько-нибудь заметного развития в Японии.
    Местное управление
    Сёгун
    Тиндай
    (уполномоченный сёгуна)
    Бакуфу
    Буддийская церковь
    Император
    Коллегии
    Палаты
    Судебная система
    Императорский двор
    Главная военная
    Армия из рекрутов- крестьян (до 1591 г.)
    Главная административная
    Главная судебная палата
    Главная судебная
    Подразделения самураев
    (конница, пехота)
    Сюго (военные губернаторы)
    Военная система
    Рис. 26. Государственный строй Японии в XIII—XVII вв.
    Во второй половине XVI в. Япония находилась на грани политического распада. Страну сотрясали антифео- дальные восстания. Разгорелась борьба феодальных клик, один за другим свергались сёгуны. Победил клан Токугава, которому удалось сохранить политическое единство и уста- новить контроль центральной власти над провинциями, городами, сословиями.

    398
    Ãëàâà 5. Ñòðàíû ñðåäíåâåêîâîãî Âîñòîêà
    5.5.2. Право. Своды законов «Тайхо Ёро рё»
    и «Тайхо Ёро рицу»
    Средневековое японское право сохранило свою оригинальность, свя- занную с национальным характером японцев.
    А. Х. Саидов, профессор сравнительного
    и международного права
    С раннего Средневековья для Японии было характерно повсеместное распространение норм обычного права, дей- ствующих в тех или иных общинах или в той или иной складывающейся сословной группе.
    Право в это время еще не выделилось из религиозных и этических норм, если не считать отдельных понятий о преступлениях, которые были связаны с представлением о грехе, каре, божьем суде. В древнейших японских источ- никах они выступали в виде «семи небесных грехов» (более тяжких) и «восьми небесных грехов» (менее тяжких), за которые полагались или кара, или очищение.
    Японское феодальное право развивалось под сильным влиянием китайского и так же, как последнее, было про- никнуто конфуцианскими моральными догмами. Однако японские правовые институты не потеряли своей спец- ифики.
    Первые записи правовых норм носили характер настав- лений, моральных заветов правителей своим чиновникам:
    «почтительно воспринимать указы», «обязательно соблю- дать их», «справедливо оценивать заслуги и провинно- сти» и т.д.
    1
    Строгое деление общества на ранги привело к появле- нию законодательных документов, регулировавших позе- мельные отношения, обязанности и привилегии различных групп и представителей титулованного и ранжированного чиновничества.
    Богатейший материал о раннефеодальном государстве
    Японии и нормах японского права представлен в кодексе
    «Тайхо Ёро рё». В Своде нет деления права на частное и публичное. Вещные, брачно-семейные, наследствен-
    1
    История государства и права зарубежных стран. Т. 1 / под ред.
    Н. А. Крашенинниковой, О. А. Жидкова. С. 641.

    399
    5.5. Ñðåäíåâåêîâîå ÿïîíñêîå ãîñóäàðñòâî
    ные отношения приобретали в нем публично-правовой ха рактер.
    Закон I «Тайхо Ёро рё» (всего их 30) носил название
    «О постах и рангах». Он содержал табель о рангах «от мини- стров до писцов», деля их на «благородных» и «неблаго- родных», а посты — на «высокие» и «низкие». Закон II этого кодекса («Об учреждениях и штатах») устанавливал структуру всех государственных учреждений, центральных и местных, а также их штаты. Пространный (из 27 статей)
    Закон VII «О буддийских монахах и монахинях», свиде- тельствовавший о высшем государственном надзоре над буддийскими религиозными организациями, храмами и духовенством, треть своего содержания отводил престу- плениям и проступкам духовного клира, за которые назна- чались как светские, так и церковные наказания. Закон VIII, особенно ярко отразивший социально-экономиче ские отношения того времени, говорил о «дворе» (в основном крестьянском) как о хозяйственной, организационной, военно-учетной и, главное, податной единице. Он затраги- вал и важные правовые вопросы: о наследовании, о браке и разводе. Закон XIII «О преемственности и наследова- нии» содержал нормы о наследовании звания глав знатных домов от чиновника до императора (правила престолона- следия), а также об условиях законности заключаемых ими браков. Большой круг уголовно-право вых норм, касаю- щихся чиновников, был включен в Закон XIV «О проверке и аттестации», посвященный организации и деятельности чиновничьего корпуса, в частности говорящий о преступле- ниях и проступках чиновников, а также об особой системе наказаний за них. Закон XVII «О воинах и погранични- ках» содержал правила об организации вооруженных сил, в том числе и о воинских преступлениях. Особое значение для рассмотрения правовой системы Японии этого вре- мени имел Закон XXIX «О тюрьмах», касавшийся широ- кого круга норм уголовно-процессуального права
    1
    Этот Свод был призван стать законодательной опо- рой правящего режима, укрепить его основы с помощью детально разработанной, единой для Японии правовой системы. С этой целью и были проведены многосторонний
    1
    История государства и права зарубежных стран. Т. 1 / под ред.
    Н. А. Крашенинниковой, О. А. Жидкова. С. 643.

    400
    Ãëàâà 5. Ñòðàíû ñðåäíåâåêîâîãî Âîñòîêà
    пересмотр, унификация, систематизация обычно-правовых и ранее созданных законодательных норм
    1
    Основным источником права стал кодекс под объеди- ненным названием «Тайхо-рицурё» (Уголовный и Адми- нистративный кодекс эпохи Тайхо), вступивший в дей- ствие в 702 г. Ему сопутствовал новый кодекс «Тайхо Ёро рицу» (Уголовный кодекс эпохи Тайхо Ёро). Последний состоял из 12 разделов: уголовного закона о наказаниях, о разбое, о грабеже, о ранениях в драке и др. Начинался кодекс перечнем наказаний и тяжких преступлений. В соот- ветствии с конфуцианскими представлениями о наиболее тяжких нарушениях морали (ли) в Японии выделялись
    «восемь зол» (в Китае — «10 зол»), в число которых вхо- дили прежде всего преступления против императорской власти: мятеж (разрушение государевых жилищ и усы- пальниц и пр.), государственная измена (убийство ближай- ших родственников императора, а также покушение на их убийство, избиение и пр.), жестокое убийство (убийство трех членов одной семьи, своих ближайших родственни- ков, убийство женой или наложницей родственников мужа и пр.), великая непочтительность (разрушение храмов, свя- щенных ритуальных предметов и пр.), злословие и непо- чтительность по отношению к государю, непочтение к отцу или ближайшим родственникам (выделение из семьи при живых родителях, самовольное вступление в брак и пр.), нарушение долга (убийство хозяина, начальника, настав- ника и пр.).
    Пятичленная система наказаний включала в себя смерт- ную казнь через повешение или обезглавливание, ссылку с каторжными работами и без таковых, каторгу, битье палками (от 60 до 100 ударов), сечение розгами (от 10 до 50 ударов)
    2
    Ссылка в зависимости от расстояния до места назна- чения могла быть ближней, средней и дальней. Жены и наложницы осужденных отправлялись в ссылку вме- сте с ними в обязательном порядке. Каторга выражалась
    1
    Японское государство этого периода (VIII—Х вв.) отличалось громадным вниманием к праву, в отличие от последующей эпохи, когда под влиянием ряда исторических факторов произошло резкое падение общего значения роли закона, права как такового.
    2
    История государства и права зарубежных стран. Т. 1 / под ред.
    Н. А. Крашенинниковой, О. А. Жидкова. С. 649.

    1   ...   40   41   42   43   44   45   46   47   ...   87


    написать администратору сайта