история государства и права. ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ С..ик для бакалавров Пруд. Учебник подготовлен в соответствии с Федеральным госу дарственным образовательным стандартом высшего професси онального образования третьего поколения.
Скачать 1.86 Mb.
|
401 5.5. Ñðåäíåâåêîâîå ÿïîíñêîå ãîñóäàðñòâî в принудительных работах, проводившихся, как правило, по месту жительства. Закон «Тайхо-рицурё» действовал свыше пяти столетий. Многие его статьи имели аналогии с китайским законада- тельством. В феодальной Японии не существовало ни юристов, ни юридической науки. Данный кодекс является ярким свидетельством специфической цивилизационной черты Японии: умения японцев заимствовать достижения других культур, в том числе правовой культуры, не слепо, а транс- формируя их, приспосабливая к историко-правовым, куль- турным, национальным особенностям своей страны. Резкие изменения в правовой сфере Японии произошли после установления сёгуната, развала единого правового пространства. Государственные императорские предписания теряли свой общеяпонский нормативный характер, так как на пер- вый план выходили морально-правовые обыкновения (гири), исходившие из соображений приличия, которые регулировали поведение индивида в семье и вне ее, его отношения с другими людьми. Это было связано с децентрализацией и общим ослаб- лением государственной власти, падением ее легитимности, когда перестали существовать общепризнанные админи- стративно-судебные органы (министерство юстиции (нака- заний) и высшая апелляционная инстанция в лице импера- тора). Действовали прямые приказы, предписания высших низшим, в лучшем случае — нормы обычного права. В это время окончательно сформировался особый кодекс норм «приличия», «кодекс чести», регулировавший правила поведения для самурайского сословия. Он был основан на требованиях абсолютной личной преданности вассала своему сюзерену, исключал саму идею прав и обязанностей юридического характера. Отношения вассала-воина и его сюзерена строились не на договорной основе, а на псев- дородственных семейных началах, как отношения отца и сына. Вассал при этом не имел никаких гарантий против произвола своего господина. Сама мысль об этом считалась оскорбительной. Любое бесчестие самурая влекло его само- убийство. В законах феодальной Японии были подробно распи- саны права и обязанности вассалов и сюзеренов, особенно самураев. Самурай, приносящий клятву своему сюзерену, 402 Ãëàâà 5. Ñòðàíû ñðåäíåâåêîâîãî Âîñòîêà должен был сделать надрез на пальце и своей кровью смо- чить подпись. Моральный кодекс обязывал самурая быть верным своему господину, скромным, мужественным, идти на самопожертвование. Настоящий самурай, отправляясь в военный поход, давал три обета: забыть навеки свой дом, забыть о жене и детях, забыть о собственной жизни. В 1236, 1596 и 1742 гг. были приняты кодексы, содер- жавшие нормы административного, уголовного, уголовно- процессуального и брачно-семейного права. Пользоваться сводом законов могли только особые чиновники. Счита- лось, что законы, особенно уголовные, должны сохраняться в тайне, поскольку старинное китайское правило нравствен- ности гласило, что преступник скорее отважится на злоде- яние, если будет знать, что ему не грозит смертная казнь. С VII в. на протяжении столетий в Японии существо- вало три формы собственности на землю: казенная, госу- дарственная,общественная и семейная. В целях регулирования вассально-ленных отношений сёгуна и его вассалов, а также других феодалов сёгунат при- бегал к изданию указов, направленных главным образом на укрепление феодального землевладения казны, прави- тельства бакуфу. Особую заботу при этом сёгунат проявлял в отношении своих непосредственных вассалов. Государственный фонд надельных земель делился на наделы, которые получали не только свободные, но и зави- симые. Семейная собственность всемерно охранялась государ- ством. Запрещались беспричинный раздел двора, самоволь- ный выдел из семьи и пр. В общественной собственности находились леса, горы, пустоши, пастбища, которыми мог пользоваться каждый. Вместе с ликвидацией надельной системы и развитием вассально-ленных отношений все большее распростране- ние стали приобретать такие формы феодальной земель- ной собственности, как наследственный фонд и бенефиций самурая-воина. В средневековом праве Японии не сложилось четкого представления об обязательстве как о правовом понятии. Европейскому термину «обязательство» в японском языке соответствовало слово «гиму», означавшее то, что должен делать каждый человек или что ему запрещено делать, исходя из его статуса. Все обязательственные отношения 403 5.5. Ñðåäíåâåêîâîå ÿïîíñêîå ãîñóäàðñòâî изначально возникали, таким образом, в строго допусти- мых границах. Существовали договоры купли-продажи, найма, займа, заклада, которые жестко регламентировались государством и нарушение которых влекло за собой, как правило, уголов- ное наказание. Были распространены договоры займа зерна, денег, в том числе и процентного. Заем обеспечивался залогом и поручительством. Кредитор не мог взыскивать проценты, превышающие сумму долга. Нельзя было безоговорочно взыскивать долг с поручителя, своевольно распоряжаться залогом. Должник мог отрабатывать долг, но долговое раб- ство было категорически запрещено. Не разрешалось само- вольное заключение сделок (в том числе и договора займа) рядовыми членами семьи, поскольку правом распоряжения семейным имуществом обладал только глава семьи. Дого- вор найма рабочей силы не получил широкого распростра- нения, так как существовали трудовая повинность и широ- кий спектр различных отработок. Законы детально регулировали брачно-семейные отно- шения. Японское брачно-семейное право как наиболее тра- диционное, связанное с религией, не претерпело сколько- нибудь заметного изменения на всех этапах средневековой истории страны. Брачный возраст наступал для мужчин с 15 лет, для жен- щин — с 13 лет. Для заключения брака необходимо было согласие всей родни по мужской линии. Мужчина был вправе иметь несколько жен и наложниц. Закон оговари- вал право мужчины убить жену или прогнать ее в случаях, если она оказалась грязной, бездетной, развратной, ворова- той, болтливой, больной, драчливой. Главной обязанностью жены было угождать мужу во всем. Запрещались браки не только между свободными и рабами, «добрыми» и «подлыми», но и между отдельными категориями «подлых»: действовал своеобразный кастовый принцип. Развод разрешался, а в определенных случаях прямо предписывался даже при отсутствии соответствующего желания супругов (например, в случае попытки убийства). Брак, как и развод, был делом не только супругов, но и их семей. При разводе требовалось согласие родителей с обеих сторон. Перечень обстоятельств, которые давали мужу законные основания для развода, был значительно шире, 404 Ãëàâà 5. Ñòðàíû ñðåäíåâåêîâîãî Âîñòîêà чем у жены. Она имела право на развод лишь в случае дли- тельного (в течение пяти лет) безвестного отсутствия мужа или тяжкого оскорбления им ее родителей. В японском праве проявилась относительная терпи- мость к незаконнорожденным детям. Они передавались на воспитание в семью одного из родителей, занимающую более высокий социальный статус. Бездетным семьям с целью продолжения рода предо- ставлялось право усыновления ребенка из числа близких родственников. Он приобретал все права законнорожден- ного. В японских кодексах был относительно подробно раз- работан институт наследования по закону. В наследствен- ную массу входили зависимые люди, поля, строения, дру- гое имущество. В нее же входило приданое жены умершего главы семьи. Если речь шла о полях и имуществе, жалованных за заслуги, наследственные доли сыновей и дочерей были рав- ными. В остальных случаях доля первой жены, а также стар- шего сына была в два раза больше, чем у прочих сы новей. Вопрос о завещании в праве Японии не получил доста- точной разработки, поскольку преобладала большесемей- ная собственность. Уголовное право Японии не знало четко сформулиро- ванных общих принципов и норм о формах вины (умысле и неосторожности), о покушении, о соучастии в различных формах и пр., которые, однако, фигурировали при рассмо- трении конкретных преступлений. К числу смягчающих вину обстоятельств относились: добровольное возмещение нанесенного ущерба, устранение причиненного вреда, явка с повинной, активная помощь в раскрытии преступления. Наказание также смягчалось в случае совершения престу- пления под угрозой или принуждением Как отягчающие вину обстоятельства рассматривались рецидив и состояние опьянения. Все «законные» границы применения наказания были размыты после установления сёгуната, когда беспрепят- ственное распространение получили формы внеправовой расправы. Уголовное право было сориентировано на борьбу с такими тяжкими преступлениями, как мятеж, разрушение могил, дворцов, храмов, переход к врагу, убийство предста- 405 5.5. Ñðåäíåâåêîâîå ÿïîíñêîå ãîñóäàðñòâî вителей высшей власти, убийство главы клана, рода, семьи родственником, нарушение религиозных заповедей. Учитывалась сословная принадлежность как преступ- ника, так и потерпевшего. Самурай, например, мог безна- казанно убить простолюдина за оскорбление, имел право казнить человека на месте без суда и следствия даже за не этичное поведение. Право не знало также требования обязательного наказа- ния за убийство. Так, была широко распространена прак- тика безнаказанного детоубийства, особенно в крестьян- ских семьях (для избавления от «лишнего рта»). Кроме того, наказания всемерно ужесточались, часто приобретая изуверские формы. Японские источники сооб- щают, например, о следующем распространенном наказа- нии. Живого преступника закапывали по шею на проезжей дороге, рядом клали деревянную пилу, которой мог вос- пользоваться каждый проезжающий, чтобы отделить его голову от туловища 1 Преступников вешали, обезглавливали, били палками или плетьми, ссылали на каторгу. Суд и судопроизводство на высшем и местном уровнях осуществляли учреждения власти. Существовало несколько административно-судебных инстанций. Низшей считалось уездное управление; следующей инстанцией было провин- циальное управление; далее — министерство юстиции и, наконец, высшей инстанцией являлись Государственный совет и император. Существовали и специальные юридиче- ские ведомства, например судебная палата. Все судебные дела первоначально должны были переда- ваться в низшие органы власти. Допускалась подача жалобы и в ближайшее административное управление. Дело можно было передать на обжалование в вышестоящие инстанции. Конечным пунктом судопроизводства могло стать рассмо- трение дела высшими органами власти, в том числе импе- ратором. Важнейшим специализированным органом судопроиз- водства было министерство юстиции. Оно состояло из трех ведомств: центрального управления, управления штрафов и управления тюрем. Министерству подчинялись судебные 1 История государства и права зарубежных стран. Т. 1 / под ред. Н. А. Крашенинниковой, О. А. Жидкова. С. 652. 406 Ãëàâà 5. Ñòðàíû ñðåäíåâåêîâîãî Âîñòîêà чиновники в составе городских управлений и провинциаль- ных администраций. Здесь в равной степени разбирались жалобы по гражданским и уголовным делам. Административные ведомства и расследовали дела, и выносили решения. Вместе с тем следствие и суд все же разделялись. Более тяжелые преступления полагалось рассматривать вторично и в более высоких инстанциях. В случаях вынесения смертных приговоров требовалось их троекратное утверждение. Многократная перепроверка материалов дела составляла сущность предварительного расследования. Cудебные чиновники подчинялись и органу юсти- ции при сёгуне. Судья проводил расследование, во время которого применялись пытки,которые могли повторяться трижды с интервалом в 20 дней, допускалась смерть под- следственного. Донос считался доказательством вины, так как этика японцев не допускала сокрытия факта преступления. Знав- ший о нем и не сообщивший наказывался наравне с пре- ступником. Здесь, по всей видимости, в общей форме сти- мулировалось моральное осуждение нарушителя законов и правил. За недоносительство подвергались наказанию даже родственники. Рабы и слуги, а также «младшие род- ственники» освобождались от обязанности доносить. При совершении государственных преступлений доносить вме- нялось в обязанность всем, включая рабов. Судебный процесс носил смешанный обвинительно-инк- визиционный характер. В ранних источниках феодального права Японии закреплялись элементы розыскного про- цесса. Подсудность определялась как по месту совершения преступления, так и по его важности. Дела возбуждались по инициативе государства и по заявлениям частных лиц. Большое значение имели тайные не анонимные доносы. При этом доносчик нес ответственность за клевету. Осуществлялось следствие, в ходе которого судья- чиновник был обязан удостовериться в полноценности улик. Первейшим действием следователя был арест и обви- няемого, и обвинителя, и доносчика.Во внимание должны были приниматься манера говорить, слушать, цвет лица, дыхание, выражение глаз подследственного. Следователь подлежал замене, если он находился с обвиняемым в родственных отношениях вплоть до пятой 407 Âîïðîñû è çàäàíèÿ äëÿ ñàìîêîíòðîëÿ степени родства (по линии жены — вплоть до третьей сте- пени), а также если он в прошлом был наставником обвиня- емого. Во время следствия обвиняемый и его сообщники должны были находиться в тюрьме. Но это не распростра- нялось на высших ранговых сановников, которые не содер- жались под стражей и продолжали занимать свои посты. Заключенных полагалось снабжать одеждой, питанием, циновками, лекарствами. При завершении следствия, если не все соучастники были задержаны, разрешалось выносить приговор в отношении арестованных. В феодальном праве Японии действовал принцип «поглощения» менее тяжкого преступления более тяжким, по которому, собственно, и велось следствие. Приговор приводился в исполнение в день его оглаше- ния. Смертная казнь, как правило, совершалась публично на городском рынке. Однако женщин и чиновников высо- кого ранга публично не подвергали смертной казни. Неко- торым категориям сановников, приговоренных к смерти, разрешалось покончить жизнь самоубийством дома. Для особо привилегированных преступников (родствен- ников императора, его друзей, высших сановников и др.) закон допускал обжалование приговора в порядке апел- ляции. Высшие административно-судебные органы осущест- вляли надзор за состоянием дел, относящихся к правосу- дию: за своевременностью и правильностью принятых на местах решений, за приведением в исполнение смертного приговора, за порядком и соблюдением режима в тюрь- мах, за соблюдением режима на каторге, за ходом следст- вия и др. 1 Âîïðîñû è çàäàíèÿ äëÿ ñàìîêîíòðîëÿ 1. Каковы особенности возникновения государства Японии? 2. Дайте определение понятия «сёгунат» как формы правления феодальной Японии. 3. Какие сословия доминировали в феодальной Японии? 4. Каковы особенности феодального права Японии? 1 См.: Ливанцев К. Е. История государства и права Средних веков : учеб. пособие. М. : Питер, 2003. С. 269. 408 Ãëàâà 5. Ñòðàíû ñðåäíåâåêîâîãî Âîñòîêà 5. Какая отрасль права имела преобладающее значение для средневековых государств Японии? 6. Какие черты своеобразия и сходства с европейским опытом обнаруживает средневековое законодательство Японии? 7. Охарактеризуйте судебную систему и систему судопроизвод- ства средневекового государства Японии. Ãëàâà 6 ÑÒÐÀÍÛ ÀÌÅÐÈÊÈ È ÀÔÐÈÊÈ Â ÑÐÅÄÍÈÅ ÂÅÊÀ В результате освоения данной темы студент должен знать: • природу и особенности общественного и государственного строя доколумбовых цивилизаций в Америке: майя, ацтеков, инков; • основные типы и формы, наиболее важные государственно- правовые институты, основные элементы этих институтов (соци- альная структура, правовой статус жителей, органы государства, государственный аппарат) на примерах городов-государств и им- перий Америки и Африки; • своеобразие права средневековых государств Америки и Аф- рики, его базовые понятия и механизм правового регулирования; уметь: • выделять общее и особенное в развитии государств, объяснять взаимосвязь и взаимозависимость существования различных ци- вилизаций в разных частях света; • свободно оперировать историко-правовыми актами, оценивать «цивилизаторскую» роль западноевропейских стран; владеть: • научной методологией анализа исторического прошлого ис- чезнувших цивилизаций; • навыками сбора и обработки исторической информации, имеющей значение для понимания государственности и права во внеевропейском мире; • оперировать историко-юридическими понятиями, возникши- ми в государствах региона. 6.1. Ãîñóäàðñòâà Àìåðèêè: ìàéÿ, àöòåêè, èíêè Обширные территории Америки заселяло множество племен и народов. Выше других народов по развитию хозяйства и культуре стояли майя, ацтеки и инки. 410 Ãëàâà 6. Ñòðàíû Àìåðèêè è Àôðèêè â Ñðåäíèå âåêà 6.1.1. Общественный и государственный строй На большинстве исторических карт, отражающих процесс возникновения государственности, яркими красками расцвечены долины Нила и Междуречья, великих рек Индии и Китая… И только Америка сохраняет девственный фон. В. Г. Пахомов, российский историк государства и права На юго-востоке Центрально-Американского региона на территории площадью около 350 тыс. кв. км 1500 лет назад существовало множество городов-государств. Одной из первых цивилизаций, о которой сохранились сведения, была цивилизация майя. Народ майя населял полуостров Юкатан в Центральной Америке. Его жители говорили практически на одном языке, поклонялись одним и тем же богам. Майя — единственный народ Америки, оставивший памятники письменности. Расцвет цивилизации майя пришелся примерно на III— IХ вв., когда государство майя включало территорию сегод- няшней Гватемалы, часть Мексики. У майя возникли города-государства. Во главе каж- дого города стоял халач-виник («великий человек»). Еди- ного государства не было. Правитель передавал власть по наследству. Ему принадлежала административная власть, сочетавшаяся с высшим жреческим саном. Верхов- ные вожди, жрецы и советники образовывали нечто вроде государственного совета. Правитель из числа своих кров- ных родственников назначал вождей селений (батабов), находившихся в зависимости от него (рис. 27). Основными функциями батабов были соблюдение порядка в подчинен- ных селениях, сбор налогов. Они являлись военачальни- ками, но в случае войны право командования передавалось другим лицам. Существовал и жреческий клир. В обществе майя существовало социальное расслоение. Знать, которой принадлежали богатства, нажитые торгов- лей, и простых крестьян, обрабатывавших землю, разделяла глубокая пропасть. В основании социальной пирамиды располагались массы общинников. Жители селения майя составляли соседскую общину. Обычно ее членами были люди с разными родо- выми именами. Земля принадлежала общинам; каждой |