история государства и права. ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ С..ик для бакалавров Пруд. Учебник подготовлен в соответствии с Федеральным госу дарственным образовательным стандартом высшего професси онального образования третьего поколения.
Скачать 1.86 Mb.
|
411 6.1. Ãîñóäàðñòâà Àìåðèêè: ìàéÿ, àöòåêè, èíêè семье община выделяла очищенный от леса участок. Через три года участок заменялся другим. Посадки многолетних растений оставались в постоянной собственности отдель- ных семей. Другие работы (охота, рыбная ловля, добыча соли) выполнялись сообща, а продукты делились. Над рядовыми общинниками господствовали знать и жрецы. Существовали также рабы из пленников и долж- ников. Знать жила в центре города в каменных дворцах, а на окраинах в хижинах селились «низкие люди» — кре- стьяне и ремесленники. Знать отличалась и внешним видом. Аристократы восхищались своими удлиненными плоскими лбами; специальными дощечками они сжимали головы своих детей, чтобы деформировать их черепа. Города-государства соединялись между собой грунто- выми дорогами, а иногда и мощеными шоссе. Реки также служили путями сообщения. Ко времени прибытия испанцев гражданская война почти разрушила цивилизацию майя. Некоторые города заросли лесом. Испанцы обнаружили укрепленные города с сохранившимися каменными зданиями, рыночными пло- щадями и храмами. В XIII в. на территорию нынешней Мексики с севера пришли индейцы-ацтекии основали город Теночтитлан. В XV в. они завоевали и другие территории. К 1520 г. импе- рия ацтеков простиралась от берегов Тихого до побережья Атлантического океана, от пустынь на севере до поселений майя на полуострове Юкатан на юге. Халач-виник «великий человек» — правитель и верховный жрец Батабы — главы селений, военачальники «Государственный совет»: вожди, жрецы, советники Жреческий клир Рис. 27. Управление городами-государствами майя 412 Ãëàâà 6. Ñòðàíû Àìåðèêè è Àôðèêè â Ñðåäíèå âåêà Цивилизация ацтеков считалась одной из самых процве- тающих. Управление империей с населением 15 млн чело- век осуществлялось с высокой степенью эффективности. Во главе государства стоял наследственный верховный правитель. Высшие должности занимали знатные люди, получавшие за службу жалованье. Особую роль в ацтек- ском обществе играли жрецы. Верховный правитель был одновременно верховным жрецом и военачальником. Ацтеки подчинили соседние племена, заставив их пла- тить тяжелую дань и предоставлять рабов. Хотя племенами по-прежнему управляли местные вожди, в главные города направлялись ацтекские наместники и сборщики дани. Жизнь в государстве протекала согласно ритуалам, ход которых определялся по двум календарям: для граждан- ского года и для священного. Хотя ацтеки поклонялись многим богам, они считали себя избранным народом бога Уитцилопочтли (бога Солнца), который требовал челове- ческих жертвоприношений. Они верили, что этот бог нуж- дается в постоянной подпитке кровью: жизнь во вселенной можно было продлевать, только принося в жертву плен- ных. Ацтеки воевали, чтобы захватить побольше пленных. На одной из церемоний во время правления последнего царя Монтесумы II было казнено 12 тыс. пленников. Ино- гда ацтеки ели конечности своих жертв, а их жрецы наде- вали церемониальные одежды, сшитые из человеческой кожи. Если в жертву приносили храброго воина, ацтеки были убеждены, что его сила перейдет к их собственным солдатам. По описаниям испанцев (возможно, предвзятым), лучшими жертвами считались дети и молодые девушки. В то же время ацтеки ценили скромность, сочувствие, послушание и трудолюбие. Они внедрили в жизнь жесткую правовую систему и сурово наказывали за преступления. Мальчиков из знатных семей направляли в интернаты, где те обучались политике, праву, истории, музыке, военному искусству. Мальчики из простых семей обучались торговле, ремеслу. Согласно мифологии ацтеков, бог ветра Кецалькоатль, вернувшись с востока, должен был бы стать причиной паде- ния империи ацтеков. Испанский завоеватель Эрнандо Кор- тес использовал данное предсказание, чтобы предъявить свои права на трон. Правитель ацтеков Монтесума поверил в то, что Кортес не кто иной, как бог. Кортес взял Монте- суму в заложники и стал править от его имени. В конце концов несчастного царя забили камнями его подданные, 413 6.1. Ãîñóäàðñòâà Àìåðèêè: ìàéÿ, àöòåêè, èíêè которых он пытался призвать к спокойствию во время вос- стания ацтеков. В 1521 г. Кортес захватил Теночтитлан, а затем и всю империю. В начале ХVI в., когда столица ацтеков являлась самым крупным городом Центральной Америки, центром Южной Америки была столица государства инков Куско, где инки обосновались в XII в. Государство инков раскинулось в Андах на тысячи километров. Инженерное мастерство инков в большей степени, чем их оружие, принесло им успех в завоеваниях. Инки, как и представители других американских цивилизаций, не знали колеса и не использовали вьючных животных. Однако они построили развитую сеть дорог, протяженно- стью и качеством намного превосходивших римские: одна из них была длиной почти 2,5 тыс. км. Однако не только инженерная мысль и политическая прозорливость позво- лили им создать такую большую страну. Как и ацтеки, они верили, что на них возложена божественная миссия распространять свет бога Солнца. Во главе государства стоял неограниченный правитель — верховный Инка. Он правил от имени бога и обладал абсо- лютной властью. Кровные родственники Инки, называвшие себя «сынами Солнца» (Солнце было главным богом инков), занимали высшие государственные должности. Знать покоренных народов полностью подчинилась «сынам Солнца», переняла их язык и управляла своими подданными по законам и обычаям инков. С ее помощью инки контролировали всю страну вплоть до каждого кре- стьянского двора. Активно распространялась идеология инков. Дети «сынов Солнца» обучались в специальных школах. При отсутствии письменности они на память за учивали сведения о религии, порядке управления, зако- нах и обычаях инков. Население жило общинами. Общинник не имел права выйти за границы территории поселения без разрешения властей. Пахотная земля была разделена на три части: уро- жай с одной поступал жрецам, с другой — верховному Инке и только треть урожая оставалась общинникам. Прогрессивная государственная система предусматри- вала заботу о сиротах, а также содержание продоволь- ственных хранилищ. Из государственных амбаров выда- вали продукты воинам и чиновникам, а при неурожаях и бедствиях — пострадавшим. Семьи воинов и ушедших на общественные работы содержала община. 414 Ãëàâà 6. Ñòðàíû Àìåðèêè è Àôðèêè â Ñðåäíèå âåêà Все подданные были обязаны трудиться там, где указано: либо на земле, либо на строительстве, либо служить в вой- ске. Лень рассматривалась как серьезное преступление — даже дети пятилетнего возраста должны были работать. Между частями обширной страны была налажена почто- вая связь. Сообщения с мест в столицу передавали специ- ально подготовленные гонцы-бегуны, дежурившие парами на каждом участке дороги. На дорогах размещались постоя- лые дворы и склады припасов для снабжения передвигав- шихся войск и чиновников. Последние правители инков объявляли себя не только потомками бога Солнца, но и самими богами. Центр Куско был перестроен вокруг храма Солнца, стены которого были покрыты золотом. Империя инков не была прочной. Она была разрушена сотней испанских авантюристов во главе с Франциско Писарро, которым было достаточно захватить императора и перебить его придворных. Это поражение частично явилось следствием веры инков в неуязвимость правителя Атауальпы. Вся сила инков была сосредоточена в их преданности императору, и когда он был пленен, его подданные растерялись, не зная, кому повиноваться. К тому же у инков, как и у ацтеков, не было оружия, которое могло бы противостоять пушкам и кавалерии. За 50 лет испанские конкистадоры расширили границы империи настолько, что ее территория в два раза превысила европейскую. 6.1.2. Право: простота и жестокость Пришельцы из Европы не могли понять контраста между существова- нием городов доколумбовой Америки, которые казались лучше, чем европей- ские, и кровавыми человеческими жерт- воприношениями, когда священники вырывали сердце из груди своих жертв. Норбер Рулан Важнейшим источникомправа у майя, ацтеков и инков были правовые обычаи. Формирование монархической власти сопровождалось постепенным развитием законода- тельных полномочий верховного правителя, а также право- 415 6.1. Ãîñóäàðñòâà Àìåðèêè: ìàéÿ, àöòåêè, èíêè творчеством других подчиненных ему должностных лиц. Отсутствие развитого и всеобъемлющего законодатель- ства, с одной стороны, и недостаточная гибкость обычного права — с другой, приводили к тому, что с развитием судеб- ных функций государственной власти сами судьи, исходя из конкретной ситуации, руководствуясь своими сослов- ными интересами, стали создавать новые правовые нормы. Законодательство ацтеков необычайно интересно. Так, например, пьянство считалось тягчайшим преступлением и каралось смертью. За кражу, особенно за кражу кукурузы с поля, тоже грозила смерть или же в некоторых случаях — пожизненная неволя. Смертью карали также прелюбодеев, а клеветникам отрезали губы и уши. Существовали и гуманные законы. Так, ребенок, родив- шийся от связи свободного гражданина с рабыней, считался свободным и должен был быть взят на воспитание отцом. Беглый раб, которому удавалось скрыться в королевском дворце, сразу же обретал свободу. Важным элементом правовой системы у майя, ацтеков и инков являлось принуждение общинников к публич- ным работам. Порядок подневольного труда обеспечивался решительными мерами. За отказ ремесленника или пастуха выполнять свою работу его били камнями или кнутом. Даже сон в дневное время у инков рассматривался как проступок, за который виновный подвергался битью. Утверждение права частной собственности заставляло государственные органы внедрять в сознание основной массы общества ту мысль, что вещи, бывшие ранее общим достоянием, превратились в монополию отдельных лиц. Естественно, что борьба с попытками присвоения чужого имущества стала в это время важнейшим направлением в охране частной собственности. Это находило свое выра- жение в жестоких наказаниях, установленных для лиц, совершающих кражу. Характерно, что право почти с оди- наковой суровостью карало как крупные хищения, так и самые незначительные кражи. У майя свободный человек, укравший чужое имущество, обращался в рабство и становился собственностью хозяина вещи. При менее значительной краже виновный мог отку- питься, выплатив штраф в двойном размере, одна половина которого шла собственнику, а другая — государству. Наказания за хищение собственности у инков отли- чались разнообразием. Так, первая кража с поля, не при- 416 Ãëàâà 6. Ñòðàíû Àìåðèêè è Àôðèêè â Ñðåäíèå âåêà надлежащего инке, наказывалась порицанием, вторая — битьем камнями. Кража мелких вещей каралась в первый раз битьем в публичном месте, во второй раз — членовреди- тельскими наказаниями, в третий — смертной казнью. Развитие частной собственности в обществе майя, ацте- ков и инков проходило при сохранении общинной формы землепользования. Поэтому право во многом основывалось на обычаях родовой эпохи, которые подходили и для регу- лирования современных отношений: распределения наде- лов, организации старостами коллективного труда, взаимо- помощи и совместной ответственности общинников. Охрана частной собственности означала также зарож- дение принципа возмещения вреда. Так, в некоторых слу- чаях у майя и ацтеков даже спор о краже мог разрешиться простым возвращением украденной вещи. У инков, если животное травило чужие посевы, хозяин обязан был воз- местить вред. Человек, сжегший чужой дом, предавался смерти, но он должен был также возместить ущерб. Договорные отношения также нашли отражение в право- вых нормах. Значительное распространение получили дого- воры мены и купли-продажи. В качестве единицы обмена часто выступали зерна какао, перья и др. У ацтеков при продаже раба требовалось присутствие двух свидетелей и согласие самого раба, если он не носил особый ошейник за бегство или неповиновение. У ацтеков и майя частыми были и отношения займа, которые зачастую вели к долговой кабале. Встречались договоры найма, дарения и т.д. Заклю- чение договора могло сопровождаться приношением клятв. Большим своеобразием отличались нормы, регули- ровавшие брачно-семейные отношения. Существовали большие патриархальные семьи. У ацтеков мужчина мог иметь несколько жен и наложниц, но первая жена счита- лась старшей. У инков многоженство допускалось только для верховного правителя и знати. Брак заключался после достижения определенного воз- раста (у ацтеков он устанавливался в 20 лет для мужчин и в 16 — для женщин) в результате проведения торже- ственной процедуры, имевшей юридическое и религиоз- ное значение. При заключении брака определялось при- даное невесты, а жених делал подарки своему будущему тестю. Запрещалось кровосмешение, которое наказывалось смертной казнью. 417 6.1. Ãîñóäàðñòâà Àìåðèêè: ìàéÿ, àöòåêè, èíêè Положение женщины в семье было приниженным, она была отстранена и от участия в государственной жизни. Женщины, за редким исключением, не могли посещать храмы во время жертвоприношений, во время пиров ели отдельно от мужчин, должны были уступать дорогу мужчи- нам. У ацтеков право требовало нравственного поведения только от женщины. Право закрепляло сильную родительскую власть. У ацтеков сын, оскорбивший родителей или поднявший на них руку, предавался смерти. Существовал определенный порядок наследования. Например, у майя после смерти отца имущество передава- лось сыновьям, по доброй воле отца могла получить наслед- ство и дочь. Право ацтеков, майя и инков отличалось простотой и суровостью в определении наказаний за правонарушения. Так, у ацтеков в качестве тяжелых преступлений рассма- тривались богохульство, колдовство, предательство, бунт против власти, пьянство, похищение свободных людей (наказание — обращение в рабство), клевета и др. У инков преступлениями помимо указанных выше считались вос- стания, неподчинение администрации, уничтожение мостов, путешествие без разрешения, аборт, лжесвидетель- ство и др. Закреплялось понятие неосторожного преступле- ния. В ряде случаев устанавливалась коллективная ответ- ственность. Наиболее распространенным наказанием являлась смертная казнь, применявшаяся различными способами: убийство камнями, удушение, подвешивание за ноги, раз- рубание на части. Часто преступников использовали для жертвоприношений. В качестве наказания применялись битье камнями и палками, отрезание губ, ушей, взимались штрафы. Суд и судопроизводство у ацтеков, майя и инков скла- дывались по мере формирования государственности. Изна- чально у майя не было специальных судебных органов, которые функционировали бы помимо уже существовав- шего, сравнительно несложного аппарата управления. У ацтеков складывалась судебная система, которая сохраняла ряд черт, присущих механизму рассмотрения споров в родовом обществе. Некоторые суды находились в Теночтитлане во дворце правителя, другие — в областях, 418 Ãëàâà 6. Ñòðàíû Àìåðèêè è Àôðèêè â Ñðåäíèå âåêà подчиненных ацтекам. Существовало несколько видов сто- личных судов. Низшими были суды из трех человек под председательством правителя местности. Высший суд рас- сматривал жалобы на неправильное решение низшего суда и разбирал дела знати. Каждый суд имел своих писцов или рисовальщиков, которые изображали в картинках мотивы сторон, имена истца и ответчика, решения суда. При судах содержались особые чиновники, исполнявшие судебные решения и приговоры. У инков судопроизводство осуществляли как органы местной и центральной администрации, так и специальные судьи — очакомайо, которые время от времени выезжали в разные части государства. Они не были связаны мест- ными обычаями, могли использовать гадания и пытки. Решение суда считалось окончательным, но вынесение смертного приговора требовало его утверждения высшей инстанцией. Верховной судебной властью наделялся вер- ховный Инка. Âîïðîñû è çàäàíèÿ äëÿ ñàìîêîíòðîëÿ 1. Охарактеризуйте общественный строй городов-государств майя. 2. Каково было государственное устройство империи ацтеков? 3. Какова форма правления и территориального устройства государства инков? 4. Охарактеризуйте аппарат управления майя, ацтеков и инков. 5. Что облегчило завоевание доколумбовых цивилизаций кон- кистадорами? 6. Какую политику проводили испанские завоеватели в Америке? Какие цели они преследовали? 7. Назовите отличительные особенности и характерные черты правовых систем майя, ацтеков и инков. 8. Охарактеризуйте судебные системы майя, ацтеков и инков. 9. Как было организовано судопроизводство у майя, ацтеков и инков? 6.2. Àôðèêà: îò ãîðîäîâ-ãîñóäàðñòâ ê èìïåðèÿì Истории Африки было известно исключительное раз- нообразие политических систем — от простейших недиф- ференцированных обществ (пигмеи) до крупных империй. 419 6.2. Àôðèêà: îò ãîðîäîâ-ãîñóäàðñòâ ê èìïåðèÿì 6.2.1. Первые африканские государства Африканская городская цивилизация распространи- лась на обширных территориях от Атлантического океана до бассейна Нила, от Сахары до экваториального леса. ВАфрике проживали различные племена и народы. В междуречье Нигера и Сенегала, в долинах этих рек был расположен Западный Судан, где сложились благоприят- ные условия для становления государственности. Самым древним государством Судана была Гана, достиг- шая расцвета в Х в. Царь Ганы и родовая знать торговали золотом и солью. Контроль над приисками ставил обладав- ших ими в выигрышное положение в системе выгодного торгового обмена, создавал условия для появления первых западноафриканских государств. Царь опирался на армию, которая в результате войн с соседями поставляла рабов, которых затем продавали в другие страны. После завоевания Ганы султаном Марокко здесь утвер- дился ислам. После изгнания марокканцев Гана попала в подчинение государству Мали. Население Мали жило общинами. Старейшины распре- деляли между общинниками землю, руководили их трудом, командовали воинами в походах. Из родовой знати сло- жился господствующий класс, использовался труд рабов. В завоеванные области назначались наместники. Они стремились к независимости, что порождало борьбу за власть. Этим пользовались соседи: они нападали на страну, разо- ряли ее, угоняли в рабство пленных. В XV в. Мали пришло в полный упадок. В это время окрепло государство Сонгаи. Знать держала на своих землях по 500—1000 зависимых людей, которых селили в особых поселках. Зависимые люди платили вла- дельцу оброк, а государству — налоги. Свободные общин- ники также попадали в зависимость от знати. С середины XVI в. Сонгаи стало слабеть. Ожесточи- лась борьба за власть, влиятельная мусульманская знать в городах начинала выходить из подчинения. Междоусоб- ные войны привели государство в упадок, и в конце XVI в. Сонгаи было разгромлено войсками султана Марокко. Ряд государств возник на побережье Гвинейского залива. Особенно сильным среди них был Бенин. Южнее в XIII в. образовалось Конго, его вассалом считалась Ангола. На севере нынешней Эфиопии в древности существовало государство Аксум, расцвет которого пришелся на IV—V вв. |