Главная страница

история государства и права. ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ С..ик для бакалавров Пруд. Учебник подготовлен в соответствии с Федеральным госу дарственным образовательным стандартом высшего професси онального образования третьего поколения.


Скачать 1.86 Mb.
НазваниеУчебник подготовлен в соответствии с Федеральным госу дарственным образовательным стандартом высшего професси онального образования третьего поколения.
Анкористория государства и права
Дата28.11.2021
Размер1.86 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ С..ик для бакалавров Пруд.pdf
ТипУчебник
#284876
страница85 из 87
1   ...   79   80   81   82   83   84   85   86   87
764
Çàêëþ÷åíèå
Соблюдение норм права, законов в отличие от обычаев, норм морали обеспечивалось силой государственного при- нуждения. Право выполняло функции социального регу- лирования общественных отношений. Оно долгое время закрепляло неравенство. Законы и другие правовые нормы отражали волю, интересы знати, господствующего слоя общества.
Право неразрывно связано с нравственностью. По мне- нию знаменитых юристов древности, оно призвано утверж- дать идеи уважения личности, способствовать достижению социальной справедливости для свободных людей. Многие мыслители издревле осознавали глубинные связи между нравственностью и социальным развитием общества. Закон милующий лучше закона карающего. Законы обычно содер- жали перечень, реестры преступлений и наказаний, осуж- дали злую волю, умысел. Но в них можно было обнаружить понятия совести, гуманности, справедливости и даже мило- сердия. В них косвенно отражались нормы общественной морали.
Особую значимость для всякого народа имеют идеалы, которые отражают достижения культуры, этики. К ним относятся понятия общечеловеческой морали, демократии и свободы, защиты достоинства человека и гражданина. Где их нет, там отсутствует прогресс.
Сами по себе эти идеалы не сулят ни совершенного общества, ни совершенного человека. Но их соблюдение положительно влияло на качество цивилизации, ее поли- тической системы. Эти незыблемые ценности по-разному воспринимались в условиях деспотизма или демократии.
Там, где законы нравственные и юридические расходи- лись, возникала почва для анархии, что усугубляло тра- гедию народа. Росла преступность, шел процесс упадка государства. Без социальных норм, без писаных законов общество придет к хаосу.
На протяжении всей истории мыслители пытались понять сущность законов. Интересные суждения принад- лежат правителю Древнего Вавилона Хаммурапи, состави- телям Законов Ману, китайским мыслителям Конфуцию,
Шан-Яну и др.
Знаменитые правоведы Древней Греции, Рима знали, что монархия и суровые законы предпочтительнее тирании, где царят произвол и беззаконие. Они высоко оценивали свободу мнений и принципы народовластия. Право пони-

765
Çàêëþ÷åíèå
мали как меру свободы личности и государства, между этими понятиями не было антагонизма.
Право всегда действует среди людей, оно в какой-то степени является посредником между людьми и государ- ством. И в древности человек искал в законе покровитель- ство, безопасность, надеялся на защиту своих прав и инте- ресов, а при экстремальных ситуациях видел в законе свой последний шанс на спасение.
С развитием цивилизации и принципов гуманизма все более проявлялась общечеловеческая ценность права.
Вместе с тем в перечне наказаний в период Древнего мира и Средневековья преобладали суровые санкции, при- менялись жестокие и мучительные наказания. Они счи- тались универсальным средством кары, возмездия. Такой взгляд соответствовал правовым воззрениям тех лет.
Один из взглядов на преступление состоял в том, что преступники — это просто плохие люди; единственный спо- соб, которым с ними можно иметь дело, — это наказывать их. Чем серьезнее преступление, тем сильнее должны сло- мить совершившего его. Эта позиция сохранялась в течение многих веков, поддерживается она порой и сегодня.
В период Средневековья в Европе на протяжении мно- гих лет наказания были настолько жестокими, насколько можно было вообразить. Людей вешали за кражу куска хлеба, клеймили, калечили. Некоторых правонарушителей, особенно обвиняемых в религиозных и государственных преступлениях, пытали до смерти.
Наказания становились публичным спектаклем. Чтобы наблюдать казнь, собирались толпы, люди заключали пари на то, как долго будет вопить преступник, поджариваемый на костре. Однако жестокие наказания не срабатывали. Пре- ступность не снижалась на протяжении сотен лет, несмотря на все ужасы казней. Это происходило потому, что сами наказания делали людей бессердечными. Постепенно край- ние меры наказания поощрялись все менее и менее и, нако- нец, полностью исчезли.
Еще в древности и в Средневековье сознавали, что страх хотя и в состоянии обуздать порок, но ему не дано превра- тить порок в добродетель.
Однако даже самые продуманные законы неспособны сдержать бесконтрольность репрессивного аппарата, защи- тить человека перед тоталитарным государством, если

766
Çàêëþ÷åíèå
общество не имеет рациональной организации судебной системы.
Право призвано защищать жизнь и личное достоинство человека, охранять его имущество, собственность, быть гарантом против любых форм произвола и беззакония.
Умаление его роли порождает правовой нигилизм. Во мно- гих странах веками власть стояла выше закона. Их куль- туре была чужда идея «естественного права», признающего изначальную свободу личности. Поэтому в таких странах никогда не существовало подлинного гражданского обще- ства.
В идеале власть закона должна стоять выше силы вла- сти. Сила права, законов определяется не их логической безупречностью и не могуществом карательного аппарата.
Она основана на способности права выражать волю народа и его устремления.
Первое десятилетие нового, ХХI в. не стало обнадежи- вающим, предвещающим обновление и умиротворение по сравнению с жестоким и драматическим минувшим сто- летием. Незатухающие кризисы во многих регионах Земли, угроза, а затем и проявление массового террора, крупномас- штабные военные действия, революции, чреватые не только реальным противостоянием цивилизаций, но и реальной войной, — все это порождения начала ХХI в.

ÏÐÈËÎÆÅÍÈß

Êðàòêèé ñëîâàðü òåðìèíîâ
Авилум — привилегированная категория свободных жителей Вавилона, полноправные общинники.
Автократор —«самодержец» — часть титула византий- ского императора. Полный титул — василевс (царь).
Адат — неписаные законы, правовые обычаи в мусуль- манских странах, признаваемые шариатом.
Аллод — свободно отчуждаемая земельная собствен- ность в раннефеодальных государствах Западной Европы.
Апелла —народное собрание в Древней Спарте.
Ареопаг — 1) в Древних Афинах орган власти, состо- явший из пожизненных членов — представителей родо- вой аристократии и осуществлявший государственный контроль, суд и другие функции; 2) в переносном смысле собрание авторитетных лиц для решения каких-либо власт- ных вопросов стратегического или тактического характера.
Аристократия — наиболее привилегированное сосло- вие; ряд преимуществ сохраняет оно и в буржуазном госу- дарстве; привилегированная верхушка какого-либо слоя, класса, общества.
Архагеты — два «царя» в Древней Спарте.
Архонт — важное должностное лицо в древнегреческих полисах. В Афинах в VII в. до н.э. коллегия архонтов состо- яла из девяти лиц.
Ассиза — 1) в средневековой Англии и Франции собра- ние феодалов; 2) выездной суд с участием присяжных засе- дателей; 3) судебный иск о праве на земельный участок.
Атимия — бесчестье, процедура лишения политических и гражданских прав в Древней Греции.
Аутодафе («акт веры») — 1) торжественное оглашение приговора инквизиции; 2) исполнение приговора инквизи- ции — публичное сожжение на костре. Впервые было при- менено в XIII в. Последнее аутодафе совершено в Испании
(Валенсия) в 1826 г.

770
Êðàòêèé ñëîâàðü òåðìèíîâ
Бакуфу — военно-полевая ставка, правительство трех династий сёгунов в Японии.
Бальи — назначаемый королем чиновник в средневеко- вой Франции, глава бальяжа (округа королевского домена) с фискальными и судебно-полицейскими функциями.
Барон — непосредственный вассал короля (в период становления феодальной иерархии); позднее — дворянский титул.
Барщина — форма феодальной земельной ренты. Суще- ствовала в виде бесплатного принудительного труда зави- симых крестьян в хозяйстве феодала.
Басилий (василевс) — правитель небольшого поселе- ния, вождь племени. В Спарте — царь; в Византии — титул императора.
Бенефиций — земельное владение, пожалованное сеньо- ром в пожизненное пользование вассалу при условии несе- ния им военной или административной службы.
Билль — в Великобритании, США и других странах законопроект, вносимый на рассмотрение парламента.
Богдыхан — титул императора Китая.
Буддизм — одна из трех (наряду с христианством и исламом) мировых религий. Возник в Древней Индии в VI—V вв. до н.э.
Буле (булэ) —1)совет старейшин в гомеровской Греции;
2) совет четырехсот и совет пятисот при Солоне и Клисфене.
Булла — 1) округлая металлическая печать, обычно скреплявшая папские, императорские, королевские акты;
2) распоряжение, послание, обращение римского папы, скрепленное круглой печатью.
Бюргерство — жители европейских средневековых горо- дов. С развитием социальной дифференциации бюргерами стали называть лишь представителей зажиточных слоев городского населения.
Бюрократизм — система казенно-формального управле- ния, ведения важных государственных и общественных дел.
Вакуф — неотчуждаемая и освобожденная от нало- гов собственность, переданная мусульманским мечетям, медресе и т.д. на какие-либо религиозные и благотвори- тельные цели.
Варна — сословная общность в Индии.
Вассалитет — система отношений личной зависимости феодалов-вассалов от феодалов-сеньоров, распространен- ная в средневековой Европе.

771
Êðàòêèé ñëîâàðü òåðìèíîâ
Веды — древнейшие памятники индийской религиозной литературы.
Вергельд — денежная компенсация за убийство свобод- ного человека, установленная в германских «варварских правдах».
Вето — отмена какого-либо решения. В государственном праве запрет, налагаемый одним органом государственной власти (главой государства) на решение другого органа.
Институт вето возник в Древнем Риме.
Виконт — дворянский титул в странах Западной Ев- ропы.
Виллан — крестьянин в Италии, Германии, Франции, лично свободный, но находящийся в поземельной зависи- мости от феодала. В Англии до XV—XVI вв. — крепостной крестьянин.
Владыка — повелитель, властелин; лицо, обладающее властью, часто неограниченной; верховный правитель, государь; церковное титулование архиерея, епископа.
Вотирование — голосование (в парламенте, на соб- рании).
Вотум — решение, мнение, выражение путем голосова- ния; вотум доверия или вотум недоверия — выражение пар- ламентом путем голосования одобрения или неодобрения деятельности правительства, министра.
Вотчина — крупная феодальная земельная собствен- ность, передаваемая по наследству, в пределах которой фео- дал обычно обладал правом иммунитета.
Всадники — 1) второй имущественный разряд граждан
Древних Афин после реформы Солона; 2) привилегирован- ное сословие в Древнем Риме.
Гана — город-государство, община в Древней Индии.
Гегемония — руководство, первенствующее положение в чем-либо, в том числе и во властных структурах.
Гелиэя — судебный орган в Древних Афинах.
Геоморы — сословие земледельцев в Аттике.
Герусия — совет старейшин (геронтов) в Древней
Спарте.
Герцог — военный вождь у племен древних германцев; в период формирования феодальных отношений превраща- ется в крупного феодального владетеля. В XV—XVII вв. — один из высших феодальных титулов.

772
Êðàòêèé ñëîâàðü òåðìèíîâ
Глосса — краткое примечание или пояснение к отдель- ным словам какого-либо юридического произведения, сде- ланные между строчками или на полях книги.
Гомстеды — земельные участки, которые предоставля- лись на льготных условиях для колонизации малозаселен- ных земель в США.
Граф — дворянский титул, выше баронского и ниже княжеского, а также лицо, носящее этот титул.
Гэнро — совет старейшин при монархе в Японии до 1940 г.
Даймё — крупные землевладельцы и влиятельные кня- зья в Японии.
Дворянство — второе привилегированное сословие фео- дального общества. Состояло из крупной земельной аристо- кратии и массы средних и мелких светских землевладель- цев. Вместе с церковными землевладельцами составляло класс феодалов.
Декрет — нормативный акт, изданный главой государ- ства или правительства, высшим органом государственной власти и управления. Понятие «декрет», возникшее еще в Древнем Риме, используется в практике современных государств.
Демиурги — сословие ремесленников, художников, вра- чей в Греции.
Джати — первый помощник фараона в Древнем Египте.
Джентри — в средневековой Англии «новое дворян- ство», землевладельцы, связанные с капиталистическим хозяйством. Представители нового дворянства применяли наемную рабочую силу в сельском хозяйстве, сдавали землю в аренду крупным фермерам, повышали доходность своих поместий, улучшая агротехнику. Также занимались торговлей и предпринимательской деятельностью.
Диван — в ряде мусульманских стран высший прави- тельственный орган, специальная правительственная кан- целярия.
Диктатор — 1) правитель, пользующийся неограничен- ной властью; 2) лицо, ведущее себя по отношению к другим властно, нетерпимо.
Династия — ряд последовательно правящих монархов из одного рода, сменяющих друг друга по праву родства и законам престолонаследия.
Дистрикт — тот или иной округ (административный, судебный, избирательный) в некоторых странах.

773
Êðàòêèé ñëîâàðü òåðìèíîâ
Диоцез — административная единица в Византии.
Домен — 1) наследственное земельное владение короля в странах Западной Европы; 2) часть поместья феодала, на которой он вел собственное хозяйство.
Доминион — до 1931 г. самоуправляющаяся часть Бри- танской империи.
Дофин — титул наследника престола в странах Запад- ной Европы.
Дхармашастра — в Древней Индии жанр брахманских произведений, комментирующих священные книги инду- сов — Веды со ссылками на древних мудрецов.
Епархия —церковно-административный округ, управ- ляемый архиереем (епископом).
Епископ — высшее духовное лицо, глава церковно-тер- риториальной единицы в православной, католической, англиканской церквах. Иерархическое деление епископата: патриарх, митрополит, архиепископ, епископ.
Ересь — одно из наиболее тяжких преступлений в сред- невековом праве, представлявшее собой отклонение от офи- циальной доктрины церкви в вопросах догматики, культа, организации.
Звездная палата — специальное отделение Тайного совета в средневековой Англии с функциями чрезвычай- ного суда.
Земское право —в средневековой Германии местное право (право отдельных земель).
Золотая булла — издана германским императором Кар- лом IV в 1356 г. Утверждала порядок избрания императора коллегией курфюрстов.
Иджма — один из источников мусульманского права, суждения по религиозно-правовым вопросам, высказанные сподвижниками Мухаммеда и авторитетными богословами.
Икта — в Арабском халифате пожалованное за службу землевладение.
Илоты — коренные жители Спарты, ставшие государ- ственными рабами.
Имамат — в шиитской государственно-правовой кон- цепции важнейший институт реализации государственной и духовной власти. Означает сосредоточение всех властных полномочий в руках непогрешимого имама, который наде- ляется качествами полубожественного правителя, стоящего над обществом и государством.

774
Êðàòêèé ñëîâàðü òåðìèíîâ
Иммунитет — право феодала осуществлять в своих вла- дениях некоторые присущие центральной власти функции
(например, суд, сбор налогов). Обычно такое право предо- ставлялось королевской грамотой.
Империя — монархическое государство, глава которого, как правило, носил титул императора; государство, имев- шее колониальные владения.
Импичмент — официальное обвинение, выдвигаемое, как правило, нижней палатой парламента против высшего должностного лица с последующим привлечением его к ответственности в виде отстранения от должности.
Инаугурация — торжественный акт вступления в долж- ность главы государства, официальная церемония приня- тия власти.
Инвеститура — 1) светская инвеститура означала юридический акт введения вассала во владение феодом;
2) духовная инвеститура — утверждение епископов, абба- тов в духовном сане.
Инквизиция — судебно-следственное учреждение като- лической церкви для борьбы против еретических движе- ний и свободомыслия. В практике инквизиции судопро- изводство велось тайно, с применением жестоких пыток.
В качестве наказания использовались публичное отрече- ние, штрафы, тюремное заключение. Наиболее часто ере- тики приговаривались к публичному сожжению на костре
(аутодафе).
Истеблишмент — государственные, общественно-поли- тические и экономические институты и организации, обла- дающие властью и влиянием в обществе, а также лица и группы, занимающие в них ключевые позиции и пользу- ющиеся своим привилегированным положением.
Кади, кадий — мусульманский судья, назначенный гла- вой государства для рассмотрения гражданских и уголов- ных дел и вынесения решения на основе норм шариата и адатов.
Камерарий — одно из высших должностных лиц во Франкском королевстве и других государствах, ведав- шее поступлениями в казну и дворцовым имуществом.
Канон — свод положений, норм канонического права, имеющих догматический характер.
Канцлер —федеральный канцлер — глава правитель- ства в ФРГ и Австрии; высший гражданский чин в дорево-

775
Êðàòêèé ñëîâàðü òåðìèíîâ
люционной России (установлен в 1709 г.); одно из высших должностных лиц (в Великобритании лорд-канцлер — председатель палаты лордов).
Капитулярии — законы и распоряжения франкских королей из династии Каролингов. «Капитулярии о поме- стьях» — инструкция Карла Великого о хозяйственной организации королевских поместий.
Кардинал — духовное лицо, в иерархии католической церкви стоял после римского папы, выше епископа. Назна- чается римским папой, является ближайшим его помощни- ком по управлению церковью.
1   ...   79   80   81   82   83   84   85   86   87


написать администратору сайта