Главная страница

история государства и права. ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ С..ик для бакалавров Пруд. Учебник подготовлен в соответствии с Федеральным госу дарственным образовательным стандартом высшего професси онального образования третьего поколения.


Скачать 1.86 Mb.
НазваниеУчебник подготовлен в соответствии с Федеральным госу дарственным образовательным стандартом высшего професси онального образования третьего поколения.
Анкористория государства и права
Дата28.11.2021
Размер1.86 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ С..ик для бакалавров Пруд.pdf
ТипУчебник
#284876
страница84 из 87
1   ...   79   80   81   82   83   84   85   86   87
756
Çàêëþ÷åíèå
сооружения систем водоснабжения, строительства храмов, царских усыпальниц, при защите от стихийных бедствий и охране окружающей среды. Вместе с тем опыт государ- ственного строительства дает возможность сделать вывод о том, что чрезмерное вмешательство государства в дела общества мешает прогрессу.
Незащищенность тех или иных групп населения, прав человека приводили к деспотической власти государства.
Так было в Древнем Египте, Древнем Вавилоне, Древнем
Китае и в других странах в древнейшее время.
При этом защита прав граждан была одной из причин живучести античных государств, Византии, Англии, Фран- ции и др. Особенно это проявилось в таких формах госу- дарственного устройства, как город-государство, античный полис. Последний с точки зрения своей внутренней орга- низации представлял собой закрытое государство, за бор- том которого оставались не только рабы, но и чужаки- иностранцы, даже выходцы из других греческих полисов.
Для самих же граждан полис являлся своего рода полити- ческим микрокосмосом со своими священными для дан- ного города формами политического устройства, тради- циями, обычаями, правом и т.д. Полис заменил у древних греков распавшиеся под влиянием частной собственности земельно-общинные коллективы гражданской и политиче- ской общиной.
Большие различия в экономической жизни, в остроте политической борьбы, в самом историческом наследии являлись причиной большого разнообразия внутреннего устройства городов-государств. Но безусловное преобла- дание в полисном мире имели различные формы государ- ственного режима — аристократия, демократия, олигархия, плутократия и т.п.
Во многих греческих городах-государствах окончатель- ному утверждению демократического строя предшество- вала узурпация власти единоличными правителями, обычно выходцами из аристократической среды, но использую- щими свою власть для подрыва старых аристократических и патриархальных порядков. Такие режимы личной власти, получившие название тирании, установились повсеместно и способствовали укреплению частной собственности, лик- видации привилегий аристократии.
История знала различные формы государства: деспо- тические и теократические режимы правления, сословно-

757
Çàêëþ÷åíèå
представительную, абсолютную монархии, аристократи- ческие и демократические республики. В результате войн, насилия создавались огромные империи, которые рано или поздно распадались. Для характеристики государства важны не только его формы, но и методы осуществления власти.
Наличие демократической или авторитарной власти нахо- дится в прямой зависимости от социально-экономической системы. Бюрократия требует централизованной власти.
При ней создание правового государства невозможно.
Политические, государственно-правовые системы в рам- ках одной общественно-экономической формации имеют много общего, а значимость отдельных институтов госу- дарства не остается бесследной. Любую государственную структуру целесообразно развивать лишь до определенных пределов, дальше она начинает пожирать саму себя, пере- стает реализовывать заданные функции, лишь умножая управленческий аппарат.
Мировая история государств развивалась под влиянием двух идей.
Первая идея — идея всемирного светского государ- ства — зародилась еще во времена Римской империи, она определяла отношение Рима к иностранным государствам и на родам.
Римский народ поддерживал идею политического един- ства, стремился провести ее даже в международных отно- шениях. Этот политический идеал Рима наложил печать на всю его историческую судьбу. Ради нее Рим жертво- вал духовной стороной индивидуальной и общественной жизни, при этом вовсю использовал результаты деятельно- сти народов, уже сошедших со сцены всемирной истории.
Вместе с тем Рим осуществил иное историческое назначе- ние — он объединил Древний мир, соединив все существо- вавшие тогда государства под своей верховной властью.
Сила была мерилом для определения прав и обязанно- стей римлян по отношению к другим народам. Они следо- вали известному афоризму международного права: «Право без силы — мечта». Римляне сформулировали ряд положе- ний, определявших обязанности государства по отноше- нию к «друзьям римского народа». Они считались гостями
Рима, жили за счет государственной казны и пользовались особыми почестями, приписываемыми законом. Подобное не распространялось на варваров.

758
Çàêëþ÷åíèå
Таким образом, в период римской государственности войны и завоевания римлян служили орудием не только порабощения других народов, но и фактором сближения с ними, ознакомления с их культурой и цивилизацией, про- дуктами умственной и экономической деятельности.
Идеи Рима воплотилась при создании Священной Рим- ской империи германской нации в Средние века. Эта импе- рия объединяла многие существовавшие в то время госу- дарства.
Вторая идея связана с деятельностью христианской церкви, претендующей на всемирное господство. Она заключалась в том, что только всемирное христианское государство, объединяющее всех христиан, независимо от их национальности, может обеспечить справедливую жизнь и вечный мир.
Политическая карта мира после распада Римской импе- рии на протяжении длительного времени была весьма пестрой. Наравне с государствами в различного рода отно- шения вступали и такие образования, как города и римская церковь. При этом римская церковь и папство долгое время претендовали на роль главной политической силы. Обыч- ным явлением было принесение монархами присяги верно- сти римской церкви. В сущности, власть монархов стано- вилась легитимной только в том случае, если они получали благословение.
Средние века показали, что «чистых» явлений в обще- ственном развитии не бывает. Варварский мир, уничто- жая, перекраивая античное общество по своему образу и подобию, одновременно впитывал в себя все, что в той или иной мере годилось для новой жизни, что могло укре- пить, усилить его мощь. Это во многом зависело и от того, в какой форме, с какой быстротой варварские королевства создавали свои государственные образования на новой территории. И еще это зависело от того, как справедливо отметил А. Н. Сахаров, с какой долей последователь- ности, глубины и ярости варвары разрывали традиции, связывающие мир уходящий и мир нарождающийся
1
В ранних варварских королевствах сохранились споради- ческие явления старых социально-экономических отноше- ний, не говоря уже о государственно-правовом наследии
Рима.
1
Сахаров А. Н. Русь на путях к «третьему миру». М., 2010. С. 149.

759
Çàêëþ÷åíèå
Развитие в эпоху феодализма, особенно в период феодаль- ной раздробленности, такого института, как сюзеренитет, привело к тому, что в межгосударственные отношения всту- пали и отдельные вассалы. В связи с этим весьма сложным являлся вопрос о правосубъектности всех образований, всту- павших в эти отношения. С правовой точки зрения тех вре- мен все названные образования являлись субъектами права.
Здесь нужно иметь в виду, что в Средние века и позже, вплоть до образования централизованных государств, не возникали вопросы о том, кто может вступать в раз- ного рода отношения. Роль всевозможных образований
(не только вассалов, но и их сюзеренов, включая монар- хов), вступавших в те или иные государственные отно- шения, определялась главным образом их экономической и военной мощью. Основой такой мощи выступала земля, территория. Территория являлась собственностью монарха
(сюзерена). Только собственность на землю давала монарху, как и его вассалам, власть.
Поэтому Средние века, эпоха феодализма, характеризу- ются постоянными войнами, главным образом за террито- рии, господством кулачного права, грубого произвола.
С древних времен конфликты были жестокими. Не щади- лись ни раненые, ни женщины, ни дети и старики. Уни- чтожались строения и посевы. Неизвестен был и институт военного плена. Пленные подвергались уничтожению либо продавались в рабство.
Все это обусловило появление различных проектов нового устройства христианского мира и других миров.
В Новое время человечество впервые осознало, что оно обречено жить в одном географическом пространстве.
Миссионерский порыв Средневековья, постепенное освое- ние человеком Мирового океана приблизили друг к другу страны и народы. Однако это сближение далеко не всегда было добровольным. История сложилась так, что Западная
Европа осуществляла всемирную экспансию (распростра- нение влияния), сделав свой тип цивилизации господству- ющим на планете. Некоторые европейские государства выдвинули в качестве важнейшей ценности — личность, признание ее прав и свобод, что привело, с одной стороны, к ускорению политических процессов в странах Запада и становлению там гражданского, «открытого» общества, а с другой — к улучшению условий существования человека.

760
Çàêëþ÷åíèå
Европейской цивилизации противостояли общества, построенные на приоритете традиции, обычно имеющей сакральный (священный) характер. В традиционных цивили- зациях распространялась вера в невозможность и ненужность изменения хода вещей и предназначенной человеку судьбы.
К началу Нового времени практически весь неевропей- ский мир был представлен традиционными обществами, подвергшимися трансформации. Но и в самих странах
Запада Новое время стало эпохой великих изменений, определивших облик современного мира. Наиболее круп- ными из них были буржуазные революции, создание и рас- пад колониальных империй.
Периодизация новой истории во многом связана с пред- ставлением об этом периоде как об уже ушедшем в прошлое времени безраздельного господства капиталистических отношений и класса буржуазии. Однако можно предпо- ложить, что мы все еще живем в Новое время, поскольку продолжает свое существование государственность, осно- ванная на западных ценностях тех лет.
Ныне как никогда актуально звучат слова, написанные анонимным автором в журнале «Квотерли ревью», вошед- шие в «Капитал» К. Маркса: «…капитал боится отсутствия прибыли или маленькой прибыли, как природа боится пустоты. Но раз имеется в наличии достаточная прибыль, капитал становится смелым. Обеспечьте 10%, и капитал согласен на всякое применение; при 20% он становится оживленным, при 50%, положительно, готов сломать голову, при 100% он попирает ногами все человеческие законы, при 300% нет такого преступления, на которое он не рискнул бы, хотя бы под страхом виселицы… Доказа- тельство: контрпропаганда и торговля рабами».
Сегодня капитализм в глубоком кризисе. Это признают даже те представители мировой буржуазии, которые после краха социализма в Европе пребывали в эйфории. Тогда многие твердили, что социализм и коммунизм «мертвы».
Изменились настроения после современного кризиса. Через два десятилетия после падения социализма в части Европы победное настроение стран с капиталистической экономи- кой исчезло. Первый затяжной капиталистический кризис
ХХI столетия показал, что встал вопрос о неопределенно- сти будущего буржуазного государства.
Есть ли будущее у капиталистических стран? Допустим, что апологеты этого государственного строя правы и этот

761
Çàêëþ÷åíèå
строй будет существовать еще долго. Но тогда возникает вопрос: какое будущее ждет человечество, если сохранится государственный строй стран Западной Европы и США, возникший более двух столетий назад?
Новейшее время (ХХ—ХХI вв.) стало поистине проти- воречивым в государственно-правовой истории. Для боль- шинства народов мира оно стало переломной вехой в их развитии. Целые регионы были охвачены социальными и национально-освободительными революциями, в резуль- тате крушения колониальных империй возникли новые государства, шел трудный процесс смены социального и государственного строя, в ряде стран возникла социа- листическая государственность. Государство и право пре- терпевали важные и вместе с тем далеко не однозначные изменения.
Вместе с тем ХХ в. был жестоким временем, отмеченным гражданскими и мировыми войнами, впервые охватившими бо́льшую часть населения земного шара. Между многими народами сохранялась отчужденность самого различного порядка (идеологического, религиозного, национального и т.д.), в значительной мере обусловленная неравномерно- стью их исторического развития. Это особенно отчетливо проявилось во взаимоотношениях между социалистиче- скими и капиталистическими странами.
Государственно-правовая история многих стран была насыщена кризисами, «скачками», «зигзагами». В Новей- шее время раскрылись подлинные реалии государств «либе- ральной демократии», ее позитивные и негативные стороны.
Поэтому в современном движении к демократии следует помнить о необходимости дифференцированного подхода к демократическим институтам, недопустимости бездумного копирования иностранного опыта. Необходимы глубокое и всестороннее осмысление и учет национальной истории.
В связи с огромным влиянием, которое в Новейшее время экономические, информационные и экологические процессы оказывали почти на все стороны жизни, приме- нительно к государству более остро встает вопрос о соотно- шении и роли внутренне заложенной предопределенности и внешних условий, их влиянии на развитие государства.
Внешние факторы не могут перечеркивать духовное состо- яние народа. Поэтому, например, Китай, Вьетнам и Куба имеют такое же право на коммунизм, какое имеют мно-

762
Çàêëþ÷åíèå
гие арабские страны на ислам как идеологическую основу своей государственности.
Существенное влияние на стабильность политического строя, как показывает государственный опыт Китая, Индии, оказывают обычаи населения, сложившаяся система духов- ных ценностей. Они устойчивы и даже консервативны, уходя своими корнями в историческую память народа и обретая силу традиции. Оберегая устойчивость общества, они нередко сдерживают процесс его обновления. Никто не в силах разорвать пуповину, связывающую его с про- шлым. Все лучшее, все ценное из истории — святость труда, благополучие семьи, дух инициативы, предприимчивости, уважение к личному достоинству каждого — укрепляло стабильность государства.
История государства имеет свою специфику. О ней можно судить по документам: памятникам права, свиде- тельствам политической истории и другим официальным источникам, — но все они требуют объективной оценки с учетом происхождения документа, его автора и конкрет- ной обстановки его создания. Без письменных источни- ков государственно-правовая история может стать лишь сборником легенд и анекдотов. Необходимо привлечение не только политико-юридических данных, но и знания истории хозяйственного быта, культуры народов, их обще- ственного сознания.
Право. Право — одна из вершин человеческой цивилиза- ции. Уже в древности появились суждения о том, что закон и право не только средства удержания власти, повинове- ния, послушания подданных. Право следует рассматривать как часть общечеловеческой культуры. В нем юридически закреплялись не только угнетение, но и социальные, нрав- ственные представления, имеющие гуманное содержание.
В своем развитии право также прошло несколько исто- рических этапов. Периодизация его истории носит услов- ный характер, так как правовые нормы возникали по мере объективной необходимости.
Существовали и ныне существуют разные правовые системы: континентальная (романо-германская), англо- саксонская, исламо-индуистская и социалистическая.
Каждая из систем имеет свою основную правовую идею.
Так, в англосаксонской системе общее право дополняется правом справедливости. Поскольку Великобритания была крупнейшей колониальной державой, ее право получило

763
Çàêëþ÷åíèå
распространение во многих странах мира. В результате и ныне почти треть населения Земли живет по нормам англосаксонского общего права.
Право появляется одновременно с государством в каче- стве обязательных правил поведения, им формулируемых, применяемых и охраняемых от нарушения. Вначале оно действует в виде фиксированных обычаев, выгодных иму- щему сословию, позднее их дополняют и заменяют нормы права, законы. Правовые предписания заняли ведущее место среди других социальных норм: обычаев, традиций, норм морали, религиозных канонов.
Происхождение права подчинено действию тех же зако- номерностей, что и возникновение государства. Оно порож- дено теми же условиями: общественным разделением труда, частной собственностью, эксплуатацией, имуществен- ным неравенством, социальным расслоением. Право уско- рило разрушение остатков родового строя, прежних соци- альных норм. Разделение умственного и физического труда также диктовало отказ от родовых традиций и обычаев.
Памятники права стран Азии испытали влияние инду- изма, буддизма, конфуцианства, ислама. Как известно, в наши дни три религии — буддизм, христианство и ислам — являются мировыми. Все они взаимодействовали и взаимо- действуют с правом. Их взаимодействию с правом присущи закономерности, свойственные диалектике общего, особен- ного и единичного
1 1
По прогнозам В. К. Самигуллина, религиозно-правовая карта мира уже к середине ХХI в. будет сильно отличаться от существующей в настоящее время. Если век назад буддисты составляли 20% мирового населения, то ныне их 5%. Сегодня в мире 2 млрд христиан, ожидается, что через полвека их будет 2,6 млрд, причем наибольшее количество их будет приходиться на южные страны. Эра западного христианства про- шла, наступает эра южного христианства. Точного числа мусульман никто не знает. Сегодня число арабов, исповедующих ислам,— 240 млн, предполагается, что их число будет исчисляться миллиардами. В общей численности населения стран Европы и других континентов их доля будет возрастать. Предполагается, что среди 25 наиболее крупных стран мира в 2050 г. будет преобладать либо христианство, либо ислам, что
США, Бразилия, Мексика будут преимущественно христианскими стра- нами, а Пакистан, Саудовская Аравия, Турция, Иран — преимущественно мусульманскими, Россия, Филиппины, Германия, Конго (Киншаса) будут преимущественно христианскими странами со значительным чис- лом мусульман, а Египет, Индонезия, Судан — преимущественно мусуль- манскими странами со значительным христианским меньшинством (см.:
Самигуллин В. К. Правовая традиция. Казань, 2009. С. 113).

1   ...   79   80   81   82   83   84   85   86   87


написать администратору сайта