история государства и права. ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ С..ик для бакалавров Пруд. Учебник подготовлен в соответствии с Федеральным госу дарственным образовательным стандартом высшего професси онального образования третьего поколения.
Скачать 1.86 Mb.
|
738 Ãëàâà 12. Ðàçâèâàþùèåñÿ ñòðàíû. Êðóøåíèå êîëîíèàëüíûõ èìïåðèé самостоятельного государства. Согласно этой поправке, если собственность американских граждан на Кубе «будет находиться под угрозой», американцы имели право высадки войск на остров для установления законности и порядка. Известен термин «постколониальная» конституция. Конституции такого рода предоставлялись вновь возник- шим государствам вместе с актом о независимости как единый пакет. Тем самым метрополии, уходя из колонии, стремились обеспечить себе в будущем выгодный порядок в бывшей колонии. Кроме того, оговаривался определен- ный срок неизменного действия Конституции. Право новых образовавшихся государств состояло из разнородных по содержанию и принципам начал, харак- теризовалось следующими характерными чертами. 1. Главная роль принадлежала новому законодательству, но относительную самостоятельность сохраняли и правовые комплексы, привнесенные колонизаторами. Старые нормы подчас проникали в новое законодательство, оказывая вли- яние на его основное содержание. Активно протекали про- цессы преемственности и рецепции. Право приспосаблива- лось к условиям развитых товарно-денежных отношений, расширяющихся экономических и политических связей. 2. Огромное влияние в новых государствах имело тради- ционное право. Оно модифицировалось у каждого народа, показывая своеобразие его исторического, культурного, социально-экономического развития. Традиционное право, характеризуемое наличием негосударственных начал, санк- ций, иногда называют «квазиправом». Известная часть традиционных норм действует вне рамок официального правопорядка. Они воздействуют на развитие права через массовое поведение людей. 3. В ряде государств после обретения ими независимости новые законы действовали параллельно с нормами мусуль- манского и обычного права, восходящими к первобытнооб- щинным традициям. Право состояло из разрозненных, под- час несогласованных, противоречивых элементов, сплошь и рядом оно сохранялось в устной форме, носило аморфный характер, сливалось с догматами религии, нормами морали, племенными обычаями. Правовые нормы порой невоз- можно отделить от моральных обязательств. Продолжают действовать коллективистские, уравнительные принципы. 4. В качестве характерной черты права следует выделить его фольклорную оригинальность, сохранение роли обря- 739 12.1. Îñîáåííîñòè... ãîñóäàðñòâåííîãî ðàçâèòèÿ áûâøèõ êîëîíèé... дов при применении права. Его нормы излагаются подчас бессистемно, без достаточных обобщений, как частные слу- чаи (казуальность права) 1 Обретение народами Азии и Африки независимости, с одной стороны, породило у них стремление в кратчайшие сроки преодолеть былую отсталость в сфере права. Благо- приятные условия для радикальных преобразований были созданы благодаря активному подключению молодых раз- вивающихся государств к мировым экономическим, поли- тическим и культурным связям. С другой стороны, сохранялись многоукладность эконо- мики, феодальные пережитки, сословные различия. Все это порождало трудности в поступательном развитии права. 12.1.4. Судебная система в освободившихся странах Бей невинного, чтобы признался виновный. Арабская поговорка Роль судов в развивающихся странах незначительна. Население редко обращается в государственные суды, пред- почитая поиски согласия или прибегая к традиционным процедурам улаживания споров. Еще меньше их роль в тех государствах, где господствует тоталитарный режим. Органы правосудия образуют несколько разновидностей и различных ступеней. Среди них негосударственные суды и суды, действующие от имени государства. В государствах, где действуют принципы англосаксон- ского права (Индия, Кения и др.), сложились две разно- видности государственных судебных органов: общие суды (суды общей юрисдикции), рассматривающие уголовные и гражданские дела, и суды специальные (например, по тру- довым спорам, делам несовершеннолетних и др.). В государствах, воспринявших романо-германскую модель правовой системы, наряду с общими и специаль- ными судами существуют и административные суды. Низшую ступень составляют суды, по существу, не вхо- дящие в государственную структуру и осуществляющие суд на общественных началах. 1 Косарев А. И. История государства и права зарубежных стран. М. : Юриспруденция, 2007. С. 344. 740 Ãëàâà 12. Ðàçâèâàþùèåñÿ ñòðàíû. Êðóøåíèå êîëîíèàëüíûõ èìïåðèé Особое место среди судебных органов занимают церков- ные(религиозные) суды. Церковные суды рассматривают дела священнослужителей, различные внутрицерковные дела, иногда отдельные дела лиц, исповедующих ту или иную религию. Они могут налагать незначительные нака- зания, в основном морально-этического плана (покаяние, отрешение от церкви и др.). Отдельная категория религиозных судов — мусульман- ские (шариатские) суды в тех странах, где ислам является государственной религией. Они исполняют функции госу- дарственных судов, рассматривая все дела (гражданские и уголовные), но только в том случае, если обеими сторо- нами являются мусульмане или если стороны согласились обратиться к шариатскому суду. В некоторых странах судопроизводство основывается на обычном праве и осуществляется при помощи суда посредников. В судах обычного права старейшинами и племенными вождями рассматривались несложные гражданские дела между соплеменниками (распределение общинных земель, мелкие споры между жителями и т.д.). Разрешение конфликтов в судах обычного права было нацелено на исполнение древнейшего принципа судебной деятельности — примирения враждующих сторон. Суд занимался не столько отысканием и подтверждением фак- тов и соответствующих норм, сколько заботами по наведе- нию порядка с одновременным устранением причиненного зла и восстановлением мира и согласия. Широкое распро- странение имели практика испытаний «судом божьим», принцип талиона и другие традиционные для древних и средневековых обществ процедуры. Все стадии юридически значимых действий тесно пере- плетены с традициями и обычаями данной родовой или племенной общности, с магическими и социально-быто- выми ритуалами, жестко контролируются сложившимися запретами и общественными санкциями. Сегодня происходит постепенное, подкрепленное зако- ном внедрение современной судебно-правовой системы, рецепция и применение европейских законоустановлений вместо норм и требований обычного права, введение норм и принципов европейского права в качестве сосуществу- ющих с обычным правом; прямой запрет некоторых обы- чаев и традиционных форм регулирования конфликтов. 741 12.2. Îñíîâíûå òåíäåíöèè... ðàçâèòèÿ ëàòèíîàìåðèêàíñêèõ ñòðàí Âîïðîñû è çàäàíèÿ äëÿ ñàìîêîíòðîëÿ 1. Как развивался процесс колонизации мира в конце ХIХ — начале ХХ в.? Какие западные страны проявляли наибольшую активность в борьбе за колонии? 2. Почему колониальные страны втягивались в мировую эконо- мическую систему? К каким последствиям это приводило с точки зрения цивилизационного развития молодых государств? 3. Какие этапы развития прошли вновь образовавшиеся неза- висимые государства Азии, Африки, Латинской Америки? 4. Каковы характерные черты развития политических режимов развивающихся государств? 5. Дайте определение понятия «трайбализм». 6. Какова общественная структура развивающихся государств Азии, Африки, Латинской Америки? 7.Дайте характеристику первых конституций развивающихся государств. 8. Каковы особенности конституционного строя развивающихся государств? 9. Какие существуют проблемы в создании собственного «право- вого поля» у развивающихся государств? 10.Какие характерные черты проявились в праве вновь образо- вавшихся государств? 11. Дайте характеристику судоустройства и судопроизводства развивающихся государств. 12.2. Îñíîâíûå òåíäåíöèè è íàïðàâëåíèÿ ãîñóäàðñòâåííî- ïðàâîâîãî ðàçâèòèÿ ëàòèíîàìåðèêàíñêèõ ñòðàí Вступление латиноамериканских государств в XX век происходило в условиях роста политической мобильно- сти. К руководству государствами в основном приходили представители национальной буржуазии. С ее помощью Латинская Америка более других развивающихся стран продвинулась в модернизации. Для Латинской Америки модернизация не означала резкой смены государственной парадигмы: она была частью западной, европейской по про- исхождению, цивилизации. Однако сказывалась и отста- лость. Ее корни крылись в существовании крупных земель- ных владений — латифундий. Их оборотной стороной были безземелье крестьян, низкий уровень жизни, аграрное пере- население и безработица, примитивные технологии и низкая производительность труда. Такое общество не могло быть демократическим. Оно держалось на насилии и порождало в Латинской Америке соответствующую культуру. 742 Ãëàâà 12. Ðàçâèâàþùèåñÿ ñòðàíû. Êðóøåíèå êîëîíèàëüíûõ èìïåðèé 12.2.1. Пути государственного развития Латиноамериканский мир — резуль- тат смешения многих рас, народов, куль- тур и стилей. У. Петри, венесуэльский писатель и ученый Сразу после Второй мировой войны социально-эко но- мическое положение стран Латинской Америки было весьма благоприятным. Политики латиноамериканских государств пользовались поддержкой народа, что способствовало фор- мированию в эти годы достаточно популярных, но авторитар- ных режимов. Одним из них было президентство Х. Д. Перона в Аргентине (1946—1955 гг.). Его режим опирался на профсо- юзы, промышленников и социальную демагогию, подкрепля- емую время от времени конкретными шагами. Политическое развитие шло в двух направлениях. В одном случае на гребне массового недовольства к власти приходили левые силы и пытались найти выход из положе- ния на известных уже путях «строительства социализма». Так развивались события на Кубе. Партизанская война про- тив проамериканского режима закончилась в начале 1959 г. победой. Лидер повстанцев — 32-летний Ф. Кастро — воз- главил правительство. Свою задачу он видел в укреплении независимости Кубы, в проведении социальных реформ. Многие из них способствовали становлению кубинской госу- дарственности. С распадом СССР Куба вступила в полосу трудностей, которые не преодолены до конца и сегодня. Попытку построения социалистического государства предприняло правительство Чили во главе с С. Альенде. Но, воспользовавшись трудностями реформ, генерал А. Пино- чет с помощью США сверг правительство левых. Неудачей закончилась попытка строительства социализма в 1980-е гг. в Никарагуа. Другой вариант развития предполагал нечто противо- положное. Новая стратегия исходила из того, что курс на достижение полной независимости вреден и нереален, в связи с чем ставилась задача ускорения интеграции стран Латинской Америки в мировую экономику. Для этого пред- лагалось ликвидировать все барьеры в развитии торговли и открыть доступ иностранному капиталу. Внешне это выглядело как возврат к старым порядкам, когда в странах Латинской Америки беззастенчиво хозяйничали иностран- 743 12.2. Îñíîâíûå òåíäåíöèè... ðàçâèòèÿ ëàòèíîàìåðèêàíñêèõ ñòðàí ные компании. Этот курс проводили в основном военные хунты (правительства), пришедшие к власти в Аргентине, Боливии, Бразилии. Все они беспощадно боролись с пред- ставителями левой оппозиции, строго ограничивали поли- тические свободы. Произошли мощный приток инвестиций и ускорение развития. Так, Бразилия к 1980-м гг. обогнала по объему валового национального продукта Италию и при- близилась к Великобритании. Оборотной стороной этого курса стали рост внешней задолженности стран Латинской Америки и инфляция, что способствовало социально-поли- тическому кризису военных режимов. Правящие круги США с помощью «дипломатии дол- лара» и политики «большой дубинки» усиливали свое политическое давление на латиноамериканские правитель- ства, открыто вмешиваясь в их внутренние дела. США фак- тически поддерживали антидемократические хунты, видя в их правлении залог стабильности. Тем самым проводи- лась политика двойного стандарта. Радикально изменилась ситуация, когда президентом в США стал Д. Картер, выдвинувший тезис о недопустимо- сти нарушения прав человека. Потеря поддержки США сде- лала уход военных с политической арены вопросом времени. В 1980-е гг. началось восстановление демократических режимов в Перу, Боливии, Бразилии, Уругвае и др. Некото- рые латиноамериканские страны резко выступают против засилья монополий и империалистического курса США. В значительной степени основой этих изменений стал экономический рост, который осуществлялся в большин- стве государств на основе различных программ развития. Рост усилился не столько благодаря национальному капи- талу, сколько в результате освобождения от иностранной зависимости, прежде всего американской. Наглядный при- мер этому — Венесуэла. Она на протяжении более полу- века являлась самым крупным в мире экспортером нефти, оставаясь в то же время бедной страной. В начале ХХ в. европейские и американские военные корабли совершили интервенционные действия с тем, чтобы оказать под- держку противозаконному и тираническому правительству, которое отдало страну в руки иностранных монополий. Хорошо известно, какие неисчислимые фонды были выве- зены, чтобы приумножить достояние монополий и самой венесуэльской олигархии. После победы революции цена нефти составляла всего лишь два доллара. Впоследствии, через 40 лет, когда президентом Венесуэлы стал извест- 744 Ãëàâà 12. Ðàçâèâàþùèåñÿ ñòðàíû. Êðóøåíèå êîëîíèàëüíûõ èìïåðèé ный патриот страны Уго Чавес, цена на нефть также была низкой — лишь семь долларов. В мае 2007 г. в Венесуэле новым президентом было принято решение о национализа- ции нефтепромыслов американских, британских, француз- ских и норвежских компаний. Нынешняя Венесуэла стала совсем другой страной, приоритеты которой — образова- ние, жилье, работа, медицинское обслуживание. Под воздействием усиливавшихся процессов перехода от тоталитаризма к демократии все более очевидной стала тенденция к отказу от военных переворотов, путчей как средства достижения политических целей. Повсеместно укрепляют свои позиции демократиче- ские институты, прежде всего свободные выборы. Однако и сегодня значительная часть населения с традицион- ным недоверием относится к ним и считает, что только «сильная рука» способна устранить неэффективность госу- дарственного аппарата. 12.2.2. Дуализм латиноамериканского права Переплетение правовых взглядов и норм в латиноамериканском праве весьма причудливо, и это затрудняет его «одномерный» прогноз. Ю. А. Тихомиров Латиноамериканское право приобрело устойчивый характер в течение ХХ в. В основном оно было кодифцировано по французской модели. Основные источники права — законы и подзакон- ные акты. Заметную роль играют акты делегированного законодательства. Отсутствует прецедентное право, судеб- ная практика не является источником права. Для национальных систем права Латинской Америки характерен определенный дуализм: в сфере частного права они сходны с системами романо-германского права, а в сфере публичного права они восприняли ряд основных положений из конституционного права США. Общность исторической судьбы латиноамериканских государств, сходство социально-экономического строя и политической структуры породили в большинстве из них сходные правовые институты. Это позволяет говорить о латиноамериканском праве. Разумеется, это не исключает 745 12.3. Äåêîëîíèçàöèÿ è ôîðìèðîâàíèå èíñòèòóòîâ ãîñóäàðñòâà è ïðàâà... достаточно существенных отклонений права ряда стран Латинской Америки от общей модели. Латинская Америка сегодня освобождается от пассив- ного подражания иностранным политико-правовым моде- лям. Французское юридическое влияние в целом умень- шилось. Латиноамериканский законодатель стал чаще обращаться к другим источникам, особенно к итальян- скому, немецкому и швейцарскому праву. Усиливается тенденция учреждения и развития государственно-право- вых институтов местного, национального происхождения. Увеличивается региональное и одновременно взаимное правовое влияние стран Латинской Америки. Âîïðîñû è çàäàíèÿ äëÿ ñàìîêîíòðîëÿ 1. Какова судьба стран Латинской Америки, вставших на путь «строительства социализма» (Куба, Чили, Никарагуа)? 2. Как сказалась на государстве интеграция стран Латинской Америки в мировую экономику? 3. Каковы основные направления государственного развития? 4. В чем проявился дуализм латиноамериканского права? 12.3. Äåêîëîíèçàöèÿ è ôîðìèðîâàíèå èíñòèòóòîâ ãîñóäàðñòâà è ïðàâà â ñòðàíàõ Þæíîé è Þãî-Âîñòî÷íîé Àçèè, íà Áëèæíåì è Ñðåäíåì Âîñòîêå 12.3.1. Государственное развитие стран региона Сегодня, в век республик, когда насту- пает эпоха масс, демократия… стала абсурдом. На деле — налицо диктатура в фальшивом обличье демократии. Таково истинное лицо существующих политиче- ских режимов. Муаммар Каддафи, политический деятель, лидер Ливии В странах Южной и Юго-Восточной Азии деколониза- ция прошла в форме отказа Великобритании и Франции от колониальных владений. В английских колониях неза- 746 Ãëàâà 12. Ðàçâèâàþùèåñÿ ñòðàíû. Êðóøåíèå êîëîíèàëüíûõ èìïåðèé висимость в целом была завоевана относительно мирным путем. Методы силового решения были скорее исключе- нием (например, Малайя). Индии независимость была дарована. Однако ее разделение на Индийский союз и Пакистан породило новые проблемы, ставшие причиной острых столкновений (см. параграф 11.4). Индийский союз и Пакистан подверглись модерниза- ции. В Индии был взят курс на создание смешанной эко- номики. Государственному сектору и планированию отво- дилась важная роль в развитии страны при сохранении частного сектора. В Пакистанеобратились к развитию государственного сектора позже, но в целом в Пакистане он играл меньшую роль, чем в Индии. Политическое развитие этой страны оказалось тернистым: трижды в стране вводилось военное правление (в 1958, 1969 и 1977 гг.). Вместе с тем получившие независимость страны столкну- лись с одной и той же проблемой. Трансформация традици- онных укладов жизни, столкновение со старым породили ностальгию по прошлому, принявшую форму выдвиже- ния требований отказа от принципа светского государства. В Пакистане это требование было реализовано в 1979 г., когда было провозглашено исламское государство. Довольно сложным был процесс образования независи- мых государств, расположенных на Индокитайском полу- острове и на островах, простирающихся на юг в направле- нии Австралии. Древняя культура народов этого региона формировалась под воздействием индийской, китайской и исламской цивилизаций. Многие жители Индокитая по преимуществу буддисты, Индонезии, Малайзии и Бру- нея — мусульмане, Филиппин |