история государства и права. ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ С..ик для бакалавров Пруд. Учебник подготовлен в соответствии с Федеральным госу дарственным образовательным стандартом высшего професси онального образования третьего поколения.
Скачать 1.86 Mb.
|
Зако нодательными органами штатов являются двух- палатные парламенты. Они формируют правительства (6—12 человек). Гарантами интересов федерации в шта- тах выступают губернаторы, назначаемые президентом и наделенные значительными полномочиями. Экономи- ческая, культурная и религиозная неоднородность Индии, сепаратизм отдельных штатов обусловливают достаточно разнообразные формы федерального вмешательства в дела штатов. Среди них можно выделить институт чрезвычай- ного положения, а также президентское правление, пред- полагающее переход функций по управлению штата к цен- тральным органам. В ходе реформ утверждались элементы демократиче- ского режима правления. В Индии не было ни государ- ственных переворотов, ни военных режимов. В этом смысле она составляет исключение среди стран региона. Но есте- ственно, что Индия, имея многомиллионное многонацио- нальное население, большей частью сельское, неграмотное, не могла стать точной копией европейских демократий. 721 11.4. Èíäèÿ — ñîçäàíèå íàöèîíàëüíîãî ãîñóäàðñòâà Система политического представительства, сложивша- яся в Индии, включает в себя заимствованные на Западе институциональные формы представительства интересов (партии, профсоюзы и т.д.), а также прямые формы пред- ставительства. Важнейшим компонентом системы прямого представи- тельства интересов подавляющего большинства индийского общества являются панчаяты — советы (выборное правле- ние) каст. Они охватывают 95% всего сельского населения Индии и существуют на уровнях деревень, районов и окру- гов. Панчаяты решают все вопросы местного управления. Кроме того, они представляют интересы племен и каст в нижней и верхней палатах парламента. В Индии существует партийная система. Одной из авто- ритетных политических партий являлся и является Индий- ский национальный конгресс. С 1947 по 1979 г. он нахо- дился у власти. ИНК возвращался к власти в 1980—1989, 1991—1996 гг. и вновь возглавил правительство с 2004 г. Оппозиционной партией является Бхаратия джаната — правая партия, поддерживающая принципы индусского национализма и кастовой обособленности. Она отражает интересы средних слоев, мелких предпринимателей и зем- левладельцев. В своих программных документах партия выступает за ограничение государственного вмешательства в экономику, свободу рыночной конкуренции, усиление позиций частных собственников. Центристской партией считается партия Джаната дал. Она выделилась из ИНК и выступает с критикой прави- тельства по вопросам внутренней и внешней политики. Ее программа сходна с программой ИНК. Идеалом Джаната дал является социально ориентированное государство, осу- ществляющее справедливое распределение национальных богатств, проводящее более адресную политику по сни- жению налогового бремени, списанию долгов крестьянам, повышению пенсий, увеличению занятости, борьбе с кор- рупцией, демократизации политической системы. Левый политический спектр, представленный социали- стическими и коммунистическими партиями, крайне разоб- щен. Так, Коммунистическая партия Индии (марксистская), образовавшаяся в 1984 г., идеологически ориентировалась на Коммунистическую партию Китая. Напротив, Комму- нистическая партия Индии (КПИ), образованная в 1925 г., была солидарна с СССР и поддерживалась им. Ее числен- 722 Ãëàâà 11. Ñîâðåìåííîå ãîñóäàðñòâî è ïðàâî Âîñòîêà ность достигала 7 млн человек. После распада СССР КПИ сохранила прежние идеологические принципы и стремится отражать повседневные потребности рабочего класса и кре- стьянства, выступает за демократическое решение нацио- нальных и кастовых проблем. Важное место в политической системе современной Индии занимают профсоюзы и религиозные организации. Новейшее время стало для Индии периодом реформ. Проводя земельные преобразования, развивая тяжелую индустрию, правительство надеялось покончить с нищетой и превратить страну в современную индустриальную дер- жаву. Было объявлено о построении «индийского социа- лизма», «где возможности были бы равны для всех, где различия между людьми были бы невелики, общественная жизнь основывалась на сотрудничестве». В 1967 г. премьер-министром Индии стала дочь Д. Неру Индира Ганди. Она предложила радикальную программу борьбы с бедностью. Ей многое удалось: возрос жизненный уровень отдельных слоев населения, увеличилась средняя продолжительность жизни, сократилась неграмотность. Однако социальные достижения «съедал» опережающий рост населения. Индийское общество, численность которого превышает 1 млрд человек, не стало гражданским, оно про- должало оставаться доиндустриальным (традиционным) и частично индустриальным. 31 октября 1984 г. И. Ганди была убита ее охранником-сикхом. В день гибели И. Ганди лидером парламентской фрак- ции Конгресса был избран ее сын Раджив, который и стал новым премьер-министром страны. Династия Неру—Ганди осталась у власти. Сторонники политики И. Ганди продолжили линию прежних лет, ориентировались на построение «индийского социализма», в основе которого лежала концепция «нена- сильственного социализма» Махатмы Ганди. Обществен- ный идеал, к которому стремилась Ганди, можно обозначить как «всеобщее благоденствие» — не столько материальное благосостояние, сколько благоденствие духа, праведная жизнь в соответствии с нравственным законом, гармония. Позднее данная концепция «общества социалистиче- ского образца» была трансформирована в духе западной теории социального государства. Она представляет собой социальную программу социального примирения при сохранении частной собственности и развитии государ- 723 11.4. Èíäèÿ — ñîçäàíèå íàöèîíàëüíîãî ãîñóäàðñòâà ственного сектора экономики. Индия видится светским обществом, свободным от религиозных и кастовых пред- рассудков. Государство проводит активную социальную политику по борьбе с бедностью, безграмотностью, безра- ботицей. На выборах 1989 г. партии, выступившие против ИНК, объединились вокруг бывшего министра финансов М. Сингха, который затем возглавил правительство мень- шинства. Правительство опиралось на партии Джаната дал, Бхаратия Джаната. Коалиция распалась в ноябре 1990 г. Следующее правительство ушло в отставку через четыре месяца. Раджив Ганди погиб в мае 1991 г. Новый премьер- министр Нарасинха Рао провел ряд радикальных реформ. Выборы 1995 г. привели к распределению мест между главными партиями. В 1998 г. к власти пришла коалиция, состоявшая из 18 партий, а в 1999 г. — из 24. Весной 2004 г. ожидалось, что новым премьер-мини- стром Индии станет лидер партии «Индийский националь- ный конгресс» Соня Ганди (вдова бывшего премьер-мини- стра Индии Раджива Ганди, итальянка по происхождению), но в последний момент Соня отказалась, заявив, что «пост премьер-министра не для нее». Через несколько дней по ее прямой рекомендации данный пост получил Манмохан Сингх, один из ее ближайших соратников по партии. Сингх признался, что по-прежнему считает Соню своим лидером. В мае 2009 г. Индийский национальный конгресс проде- монстрировал впечатляющий успех на выборах в нижнюю палату. Премьер-министром во второй раз стал М. Сингх. 11.4.3. Специфика индийского права Англичане появились в Индии тогда, когда там уже была создана своя само- бытная культура. А. Х. Саидов Право новейшей истории Индии весьма специфично. Во-первых, в Индии действует несколько правовых укладов: традиционное право, прецедентное право, религиозное право (индусское и мусульманское). Во-вторых, право ориентиру- ется на местные обычаи и традиции, носит партикулярный характер. В-третьих, право эклектично (происходит сме- шение различных правовых укладов). В-четвертых, право декларативно (оно слабо учитывает запросы общества). 724 Ãëàâà 11. Ñîâðåìåííîå ãîñóäàðñòâî è ïðàâî Âîñòîêà Сфера применения традиционного права значительно сужена. Однако принципы индуизма, глубоко проникшие в сознание народа, не позволили полностью отказаться от традиционных начал в праве. Светский характер респуб- лики подразумевает широкую веротерпимость, но не отказ от религии как таковой. Община в Индии не пережиток, она обусловлена факторами, порождающими корпоратив- ность, не разлагается, а эволюционирует. В развитии современного индийского права можно выделить два этапа: колониальный (до 1947 г.) и постко- лониальный (с 1947 г.) периоды. Наиболее существенное воздействие на традиционное право Индии оказала англий- ская колонизация. Еще в ранний период английского коло- ниального господства индусское право подверглось частич- ной модификации. Завоеватели не стремились распространять на новых подданных действие английского права. Они не возражали против применения в области частного права более знако- мых населению норм обычного права. Авторитет индус- ского права был признан официально. Английские суды рассматривали дела, не затрагивающие интересы англичан, на основе норм мусульманского и индусского права. В то же время английское господство губительно воз- действовало на индусское право: сфера его действия была ограничена регламентацией узкого круга общественных отношений. Новые хозяева страны не знали индусского права, плохо понимали индусскую правовую традицию, к тому же искаженную в переводах европейских юристов. Так, первоначально они ошибочно полагали, что дхарма — религиозные предписания — представляет собой действу- ющее право Индии. Не спасали положение и местные экс- перты, знатоки дхармашастр. В период английского господства индусское право под- верглось определенной модернизации. Индусские понятия и обычаи англичане интерпретировали в духе общего права. Английские нормы права применялись для регулирования отношений между собственниками семейного имущества, использовались в отношении статуса индусских благотво- рительных учреждений, в то же время признавалась закон- ность обычаев. Суды применяли нормы индусского права в строго ограниченных сферах: брак, наследование, касты, религи- озные институты. Вне этого круга общественных отноше- 725 11.4. Èíäèÿ — ñîçäàíèå íàöèîíàëüíîãî ãîñóäàðñòâà ний действовало новое территориальное право, не связан- ное ни с религией, ни с племенными обычаями. Создание такого права казалось наилучшим способом регулирования отношений между людьми, принадлежащими к разным религиозным общинам. До установления английского господства единствен- ной действительной правовой системой было мусульман- ское право, которым руководствовались суды и авторитет которого обеспечивали публичные власти. Однако мусуль- манское право не являлось правом территориальным, поскольку оно связано с религией ислама и по самой при- роде не может распространяться на немусульман — евреев, индусов, христиан. Англичане столкнулись с необходимостью создания правовой системы, способной единообразно разрешать воз- никающие споры, независимо от местности, религиозных традиций и личного статуса субъектов права. Потребность в этом актуализировалась двумя обстоятельствами: 1) мусульманское и индусское право оставляло вне сферы правового регулирования национальные мень- шинства (евреев, христиан и др.), тем самым оставляя зна- чительные пробелы в регулировании общественных отно- шений; 2) складывающиеся новые, буржуазные отношения нуж- дались в правовой регламентации независимо от религиоз- ной принадлежности субъектов права. Английская колониальная администрация пыталась решить проблему путем кодификации и развития зако- нодательства. Было предложено разработать три кодекса: кодекс, систематизирующий мусульманское право; кодекс, систематизирующий нормы индусского права; кодекс, изла- гающий нормы территориального права. При проведении кодификации в Индии была предпринята попытка обра- тить внимание на особенности страны, правовые традиции разных конфессий и регионов. После провозглашения в 1947 г. независимости Индии движение за модернизацию и унификацию правовой системы получило новый импульс. В 1955 г. была создана Юридическая комиссия для решения вопроса о том, какие законодательные меры следует принять в целях реформи- рования правовой системы Индии. Судебную систему возглавил Верховный суд Индии, получивший право подтвердить или исключить судеб- 726 Ãëàâà 11. Ñîâðåìåííîå ãîñóäàðñòâî è ïðàâî Âîñòîêà ные решения, принятые в период британского господства. Однако создать свое индийское право не удалось в силу устойчивости религиозных, племенных, культурных разли- чий. По этой причине модернизация осуществлялась в гра- ницах cyществовавших правовых укладов: мусульманского и индусского права. Конституция Индии предусматривала издание единого для всех граждан Гражданского кодекса, но камнем прет- кновения являлся личный статус граждан, различавшийся для представителей разных каст. Было необходимо ввести равенство статусов. В настоящее время индусское право остается для огром- ного большинства индусов единственным правом. Оно регламентирует их личный статус, который понимается весьма широко. Личный статус распространяется не только на личные неимущественные, но и на важные имуществен- ные права, каковыми считают право наследования или статус общности семейного имущества. Индусское право проникает через этот канал и в предпринимательское право. Например, если какое-либо предприятие является собственностью членов одной семьи без участия посторон- них лиц, то в этом случае нормы торгового права и закона о товариществе не действуют и будет применяться индус- ское право, поскольку регулируемые отношения вытекают из личного статуса и не имеют отношения к договору. Индусское право обрело совершенно новые черты, хотя и осталось правом, применяемым только к индусской части населения Индии, отпало много обычаев, нарушавших его целостность. Кроме того, дхарма стала интерпретироваться не однозначно, а применительно к изменяющимся социаль- ным условиям, законодательству. Появились законы, регламентирующие отношения между гражданами Индии, исповедующими различные религии. Большие изменения произошли прежде всего в семей- ном праве. Пересматривалось традиционное индусское право, в котором семья считалась священным союзом, основанным на дарении (объектом дарения, как известно, выступала женщина, которая передавалась родственниками жены родственникам мужа). Закон рассматривал брак как договор мужчины и женщины, заключенный с их согласия. Закон устанавливал моногамную семью, многоженство запрещалось, учреждалась свобода разводов. 727 11.4. Èíäèÿ — ñîçäàíèå íàöèîíàëüíîãî ãîñóäàðñòâà Современная тенденция правовой эволюции Индии состоит в стремлении заменить традиционные концепции религиозного права западной концепцией светского права, не связанного с религией. Это право называют индийским национальным правом в отличие от индусского права. Оно включает в себя все законы Индии, имеющие, как правило, всеобщее применение, даже если они распространяются на отдельные категории граждан. Серьезным препятствием на этом пути являются правовые обычаи и вековая прак- тика. Соотношение законодательства и реальной практики в Индии таково, что они часто существуют независимо друг от друга. Дело в том, что трудно сразу изменить скла- дывавшиеся веками привычки и мировоззрение. Боль- шая часть индусов, живущих в деревнях, вовсе не сле- дуют новым законам и продолжают жить так, как жили их предки. Управление ими и правосудие осуществляются помимо официальных органов на основании традиционных и хорошо знакомых им институтов. В Индийской республике существует самостоятельная судебная власть. Судебная система является двухуров- невой, централизованной. Подобная централизация при- звана служить единообразному толкованию и примене- нию права на всей территории федерации, укреплять ее целостность. Возглавляет судебную систему Индии Верховный суд, состоящий из председателя и 17 членов, назначаемых пре- зидентом. Он является высшим органом конституционного контроля, высшей апелляционной инстанцией по граж- данским и уголовным делам, разрешает споры между пра- вительствами федерации и штатов. Судьи назначаются президентом после консультации с председателем Верхов- ного суда. Высшей судебной инстанцией штата является Высший суд. Он осуществляет руководство всеми судами на территории штата, издает судебные приказы об устране- нии нарушения прав по всем вопросам, реализует функцию конституционного контроля. Под началом высших судов находится иерархия других судов, именуемых «дополнительными судами», т.е. судами, подчиняющимися высшим судам. Самой низшей ступенью судебной системы являются суды панчаятов, действующие в деревнях. Они рассматри- вают незначительные уголовные и гражданские дела. Ана- логичные суды в городах называются народными. Более 728 Ãëàâà 11. Ñîâðåìåííîå ãîñóäàðñòâî è ïðàâî Âîñòîêà сложные дела — гражданские дела с суммой иска от 1 тыс. до 5 тыс. рупий — рассматривают суды мунсифов (мун- сиф — судья-индус). Гражданские дела с неограниченной суммой иска и апелляции на решения мунсифов нахо- дятся в ведении «дополнительных судов». Более высокой судебной инстанцией являются окружные суды: они рас- сматривают апелляции на решения дополнительных судей и являются судами первой инстанции по гражданским и уголовным делам. Традиционному праву Индии не угрожает немедленное исчезновение. Утверждение главенствующей роли новых актов, снижение архаичности права — относительно дли- тельный, неравномерно протекающий процесс. Âîïðîñû è çàäàíèÿ äëÿ ñàìîêîíòðîëÿ 1. Каковы последствия британского владычества над Индией? 2. Назовите этапы индийского национально-освободительного движения. 3. Как осуществлялось государственное строительство в Индии до получения ею независимости? 4. Охарактеризуйте государственный строй Индии по Консти- туции 1950 г. 5. Каковы особенности формы правления и территориального устройства Индийской республики? 6. Как развивалась правовая система в колониальный период? 7. Каковы специфические черты права в постколониальный период? 8. Назовите основные источники современного индийского права. 9. Охарактеризуйте систему судоустройства в Индии. |