Учебники психотерапии Выпуск 1 Серия основана в 2001 году. Н. С. Бурлакова В. И. Олешкевич
Скачать 4.57 Mb.
|
8.2.1. Способы защитного ухода посредством рассказа у детей 4-5 летПоскольку на стимульной таблице изображено выражение конфликтное противостояние, то весьма интересным оказывается рассмотреть некоторые способы "ухода" из конфликтов, которые весьма отличаются от таковых в более раннем возрасте. В отличие от более прямого влияния картинки в возрасте 3-4 лет, в этом возрасте страх вызывают моменты социальные и более "внутренние". Приведем примеры подобных защитных уходов: а) вариант явной перцептивной защиты, изымающей присутствие третьего персонажа (Д) "Два волка тянут веревку... и больше никого нет... (последняя фраза акцентированно)"; б) уход в предметную манипуляцию в рамках рассказа (не прямо как раньше, через убирание картинки), что позволяет объективированными отношениями затемнить пласт социальной конфликтности: "Они тянут веревку. Этот к этому, этот к этому, этот к этому. (Предложение повторяется 3 раза) И все- веревка разорвется" (Д); в) уход посредством трансформации определенности в неопределенность: Д: "Мишки тянут веревку. Папа — мишка, мама — мишка и сыночек — мишка", (пауза) П: "А чего же они ее тянут?" — Д: "Не знаю. Каждый отвечает по-своему (пожимает плечами)"; г) уход через резкое прекращение повествования и "смешение" — то ли волк, то ли медведь. М: "Волки тянут веревку. И вот мишки тянут веревку — два, раз, два, три значит. — П: "Тянут... ". — М: "Поругались они". — П: "А, поругались..." — М: "Сердитые волки. Гляньте, какие у него лапы, здоровенные, как у медведя. Конец!"; д) "нарочитое" непонимание вопроса экспериментатора, хотя в другом контексте этот вопрос явно доступен ребенку. Контакт с ребенком также был установлен. Д: "Медведи тянут веревку. И маленький медвежонок... (пауза длит.)" — П : "И что же дальше будет?" — (не отвечает) П: "Чем же тут все закончится?" — М: " Тянут веревку руками..."; е) "размытость" конфликта через неопределенные местоимения "что-нибудь", "как-нибудь" и пр., указывающие на страх приближения к ситуации противостояния. Д: "Два медведя тянут веревку. Три то есть". — П: "Тянут... и что же?" — Д: "Что-нибудь тянут там как-то или какое-то..."; ж) резкий перевод повествования на себя, либо резкий уход посредством переключения внимания экспериментатора на что-то извне. Д: "Медведи тянут веревку. И маленький медвежонок тоже тянет. Они хотели, наверно, оторвать ату верейку... (пауза)". П: "Хотели оторвать... И что же дальше?" — Д: "Глазки какие у него (явно отвлекая внимание от конфликта)... А я с мамой в зоопарк ходила...". Другой пример, Д: "Медведи тянут веревку, а медвежонок также помогает им. Хотят оторвать веревку. Они хотят подраться... Посмотри, какое у меня платье, мне папа с мамой купили. Его Шура зовут. У меня еще Зоя есть..." — П: "Угу. А эти медведи... интересно, что дальше будет?". Д:"0торвали они веревку и хотят ее съесть... Это папа, это мама и медвежонок. А медвежонка зовут Мальчик. Он тоже хочет съесть веревку. А что там кисточки? (переключая внимание экспериментатора на принадлежности для рисования)" — П: "Ксюш, а чем же твой рассказ закончится? " — Д: "Доели они веревку и пошли плавать". В последнем примере деструкция, характерная для рассказов по этой картинке для более раннего возраста, сменяется уходами с последующим переключением внимания на себя. Желание "съесть веревку" после ее разрывания указывает на стремление к поглощению, интроективность в сочетании с агрессивными импульсами, определенного рода "ненасытность". Девочка — автор рассказа избалованна, "ненасыщаема вниманием"; з) уход через желание заполнить все пространство листа записываемым рассказом, при этом нередко повествование начинает носить явно бессмысленный характер, поскольку смысл перемещается в плоскость "пространственной экспансии": "хочу чтоб было до конца страницы все записано", "буду говорить, пока лист не закончится". Когда лист заполняется, ребенок может потерять интерес к говорению, либо переключиться на рассказ по другой картинке. Мы не будем приводить примеры таких рассказов в силу их чрезвычайной громоздкости, отметим лишь, что чаще всего подобный вариант ухода встречается у девочек; и) уход через "неназывание "ситуации конфликта и резкий переход к другой реальности, лежащей за пределами изображения. Например, "тянут-тянут... и скушают мед потом", или "тянут — тянут... уйдут домой и будут играть"; к) манипуляции с громкостью и характером собственной речи — специфическое тихое, неразборчивое бормотание, к которому прибегает ребенок в наиболее тревожных ситуациях при рассказывании. Подобная речь контрастирует с внятной и громкой речью в тех случаях, когда от стимула угрозы не исходит. |