Учебники психотерапии Выпуск 1 Серия основана в 2001 году. Н. С. Бурлакова В. И. Олешкевич
Скачать 4.57 Mb.
|
9.2. Метод семиотического анализа рассказаНаиболее простым способом анализа проективного рассказа является его сопоставление с, реальной жизненной ситуацией, в которую помещен ребенок. Обычно перед тем, как проводить САТ, мы в целом знакомимся с основным спектром проблем ребенка, о котором сообщают его родители, воспитатели, педагоги (если есть такая возможность), и замечаем некоторые точки соприкосновения в характеристиках ребенка, звучащих из разных личностных позиций, что и составляет некоторое ядро объективной информации о нем. Важно детально представить себе ситуацию ближайшего семейного окружения, в контексте которой происходит развитие ребенка. Другой род объективной информации складывается из наблюдения за ребенком в ситуации различных взаимодействий с родителями, если есть возможность, с другими детьми, воспитателями и собственно с психологом. Эта информация позволяет достаточно объективно сравнить два ряда данных. С одной стороны — объективную информацию о структуре семьи, ситуации сложившейся в ней и спектре проблем у ее членов, а с другой — субъективное видение сложившегося положения дел, представленное в проективной продукции ребенка. Таким образом, возможно увидеть как "объективные данные" входят внутрь и как они представлены во внутреннем мире ребенка. Сравнение двух рядов информации позволяет получить информацию совершенно нового рода, которая не представлена ни в объективных данных о семье, ни в самих по себе проективных текстах ребенка. Указанные два вида информации как бы проникают в друг друга и помогают взаимоуточняющему видению. Далее, в той информации, которой мы обычно владеем, можно отметить совершенно объективный ее пласт, который независим ни от мнения родителей, ни от субъективного пристрастия каких-либо других лиц, в том числе и исследователя. Вместе с тем этот материал, касающийся, к примеру, очередности рождения ребенка, наличия или отсутствия определенных членов семьи, врожденных или приобретенных заболеваниях и пр., является весьма важным и через эти данные необходимо понять и объяснить развитие ребенка. Эта объективная структура окружения должна отразиться и во внутреннем мире ребенка в специфически трансформированном виде и для нас важно узнать структуру этой трансформации. К примеру, если мать большую часть времени проводит с ребенком, будучи практически привязанной к нему по разным причинам, а он не вводит ее фигуру в свои рассказы, либо, когда у ребенка нет и не было отца, а он все время говорит о нем в своей проективной продукции, то, конечно, эта информация представляется для исследователя значимой. Возможен и обратный ход — от собственно проективной продукции, позволяющей получить представление о внутреннем мире ребенка, к пониманию его происхождения, для чего необходимым является опора на знание объективной ситуации, окружающей развитие ребенка. Этот подход к анализу, пониманию детского самосознания и объяснению характера его развития аналогичен методу анализа художественного произведения, который предложил в свое время Л.С. Выготский (1986) в "Психологии искусства". С одной стороны, имеется определенная объективная структура, представленная в семейном окружении ребенка, некоторое специфическое жизненное целое, пространство, в которое включен ребенок. С другой стороны, заметно специфическое членение этого целого в рассказах ребенка, выделение значимых для него частей, проблемных ситуаций, построение нового временного и пространственного целого (хронотоп рассказа). И самое главное в нашем распоряжении имеется собственна рассказ как некоторое эстетическое целое, так или иначе имеющее определенную телеологическую структуру. Всякий рассказ ориентирован на определенного слушателя, хочет оказать определенное влияние на образ этого слушателя, в рассказе ребенок хочет сознательно или неосознанно представить себя перед Другим в определенном свете. Для реализации этой цели используется не только специфическое отражение жизненного целого, окружающего ребенка, но и специфическая трансформация выделенных элементов. Аналогично тому, как это было у Л.С. Выготского, для нас важно восстановить происхождение элементов рассказа из жизненных отношений, увидеть их специфическую трансформацию в рассказе, и наконец, увидеть определенные цели, ради которых эти трансформации происходят. Таким образом, важно установить соотношение жизненной и семиотической реальности (рассказа) и далее, понять функцию этого рассказывания (например, изживание, символическое удовлетворение и пр.). Схема анализа будет выглядеть следующим образом: рассказ разбивается на отдельные жизненные события; эти жизненные события соотносятся с соответствующими эквивалентами, которые мы знаем из объективной информации о ближайшем окружении ребенка и условиях его жизни. Эти реальные события, происходящие в семье, можно представить в определенной хронологической последовательности; соотнесение всех событий рассказа с соответствующими известными нам или гипотетическими эквивалентами из реальной жизни. Первым результатом исследования является специфическая трансформация, которую претерпели события реальной жизни в рассказе, т.е. мы увидим, каким образом они трансформируются в самосознании ребенка. Второй результат исследования состоит в видении того, каким образом ребенок синтезирует эти события в определенную нарративную целостность, где есть свое нарративное время и пространство (хронотоп). |