Учебники психотерапии Выпуск 1 Серия основана в 2001 году. Н. С. Бурлакова В. И. Олешкевич
Скачать 4.57 Mb.
|
9.2.1. Пример семиотического анализа рассказа.Приведем пример такого анализа. Девочка — 5 лет 6 мес. Второй ребенок в семье, разница между ней и старшим братом составляет 2,5 года. Семья полная, в последнее время отец серьезно злоупотребляет алкоголем. В семье часты конфликты, нередко с драками между отцом и матерью. Мать вынужденно доминантная в семье, хотела бы развестись с мужем, но не может сделать этого "в силу материальных проблем" и представления о том, что "детям нужен отец". Девочка подвижная, непослушная, лживая, с выраженным желанием управлять другими детьми, грубо манипулировать ими, "лишь бы не ее наказали" (по рассказам воспитателей, детей в группе). Приведем пример дословного рассказа девочки на 5 таблицу САТа со всеми стилистическими особенностями. "А-аа! (Удивленно)... Что медвежонок туда залез?! Медвежонок убежал от своих родителей: "Наконец-то я убежал от моего папы!". А тут папа тот же пришел: "Где медвежонок? (Очень грубым голосом и грозно)". А мама: "Он убежал от тебя, потому что ты с ним ругался!". И опять его перетянула мама (аллюзия ко 2-ой таблице САТа, в которой побеждает мама с медвежонком).. И он навсегда упал в реку — в глубокую, чтоб никогда оттуда не подняться! Там есть медузы, осьминоги — он вообще-то пьет кровь от лица — и самая опасная рыба — акула. Он бежал-бежал: "Где я?" А сам на осьминога упал — все они пришли, все его жуют, ни капельки крови не осталось!! И плывет золотая рыбка-красавица блестящая: "Что у вас тут происходит?" — "Вот, на нашу землю пришел чужеземец, мы его захватили!" — "Что вы! Это же мой друг! Его столкнули... а теперь он и мне уже угрожает?! (Последнее весьма возмущенно)"... Он хотел отвезти ее к чертовой бабушке. И все". Приведем пример анализа по указанной схеме, оставляя за пределами рассмотрения глубинные пласты текста и стараясь придерживаться в основном "жизненной логики". Что медвежонок туда залез?! — этому элементу рассказа соответствует непослушание девочки, которое отмечали как ее мать, так и воспитатели в группе детского сада; ...Медвежонок убежал от своих родителей: "Наконец-то я убежал от моего папы!" — в реальной жизни ребенка присутствует пьянство отца, частые конфликты, сопровождающиеся криком и гаммой отрицательных переживаний, прежде всего, в адрес отца, возникающих у ребенка. Возникает желание убежать; А тут папа тот же пришел: "Где медвежонок?" — возникновение атмосферы напряжения и скандала в то время, когда отец приходит домой, предчувствие конфликта вызывает страх у ребенка; "А мама: "Он убежал от тебя, потому что ты с ним ругался!". И опять его перетянула мама" — в конфликтах мать выступает на стороне ребенка и может использовать последнего в качестве "орудия" упрека в споре с мужем. В семейных ссорах чаще всего побеждает мать, "перетягивая" ребенка на свою сторону и "прогоняя" отца, с которым в последнее время она хотела бы развестись; "И он навсегда упал в реку — в глубокую, чтоб никогда оттуда не подняться! Там есть медузы, осьминоги — он вообще-то пьет кровь от лица — и самая опасная рыба — акула. Он бежал-бежал: "Где я?". А сам на осьминога упал — все они пришли, все его жуют, ни капельки крови не осталось!! И плывет золотая рыбка-красавица блестящая: "Что у вас тут происходит?" — "Вот, на нашу землю пришел чужеземец, мы его захватили!" — "Что вы! Это же мой друг! Его столкнули... а теперь он и мне уже угрожает?! (Последнее весьма возмущенно)"... Он хотел отвезти ее к чертовой бабушке. И все". В качестве реальных событий выступают угрозы в адрес отца по поводу его пьянства типа "Да провались ты от этого пьянства!", "Хоть бы ты умер от него!" и пр. Заметно субъективное желание матери, и впоследствии ребенка, оттеснить отца, "убрать" его из своей жизни. По детской фантазии за этим желанием может стоять представление о том, что "отец не слушал маму и поэтому его съели", что отсылает к слабости отца и доминантной функции матери в семье. В этой ситуации последние нити привязанности между отцом и ребенком начинают рваться и ребенок в рассказе уничтожает саму возможность чуда — спасения отца. На основе предыдущего анализа можно восстановить некоторую логику детского рассказа и попытаться понять, каким образом реальные события трансформируются в самосознании ребенка, как они структурируются и осмысляются им. Здесь на первый план прежде всего выступает анализ временной составляющей сюжетной структуры, а также пространственные ее характеристики. 1), 2) (мы не будем далее приводить фрагменты самого рассказа, они под соответствующими номерами находятся выше). В начале мы встречаемся со страхом, который перерастает в желание убежать от родителей. Важно, что рассказ начинается с "убегания", что указывает на вытеснение всех предшествующих негативных эмоций и попытку разрешить конфликтную ситуацию. Это указывает на активный характер приспособления к ней. В начале ребенок "убегает" от сложной ситуации целиком, но затем как бы спохватившись, что "от мамы- то я убегать не хочу", уточняет, что побег был прежде всего от папы. Заметно удовлетворение от того, что "наконец-то я убежал"; 3) Ситуация убегания сменяется ситуацией возможного наказания или призывания к ответу. Ребенок изолирует себя от систематически повторяющейся ситуации и видит ее извне, теперь ситуация повторяется без него — папе наказывать некого, и хотя некоторый страх у ребенка все же есть, одновременно с этим появляется удовлетворение "теперь ты ничего со мной не сделаешь, меня нет!". Как видно, происходит определенная перестройка ситуации, существующей в реальном жизненном времени. Ребенок разрешает конфликт в фантазии, введя себя в иную позицию — созерцающего опасного отца из безопасного месторасположения. При помощи фантазии ребенок защищает себя от сложного, невыносимого давления напряженной ситуации. 4) Далее ребенок видит как отцу отвечает мама, "что он убежал из-за тебя..." Ребенок из своей безопасной позиции видит как мать обвиняет отца и наслаждается этим ("если раньше меня наказывал ты, то теперь наказывают тебя!"). Реальная ситуация трансформируется так, что ребенок выносит себя за пределы реального конфликта, поскольку не чувствует себя в безопасности среди ссорящихся родителей, и находит нишу, из которой он может наблюдать за развитием событий не будучи включенным в них непосредственно. Отсюда возникают мстительные чувства и наслаждение. Часть негативных эмоций при этом направляется и в адрес матери, которой тоже нет веры безусловного характера, т.к. она не смогла защитить в реальности. И далее идет отсылка к обычному развитию событий "и опять его перетянула мама". Особенность ситуации рассказа в отличие от жизненной в том, что в жизни — всегда побеждает мама, но ситуация тем не менее возобновляется вновь и вновь. В рассказе при разговоре матери и отца ребенок прямо не участвует, и возможно, для автора само отсутствие ребенка и позволяет маме победить отца навсегда, "столкнуть" его (т.е. ребенок видит отчасти причину конфликта ив самом своем присутствии, возникает ощущение ненужности и собственной неуместности). Если взглянуть на ту же ситуацию с точки зрения реальности, то частично ребенок сдерживает порывы матери (вспомним ее слова, что она не может развестись с мужем, т.к. "детям нужен отец"), и в этой связи возможно некоторое перенесение собственного гнева на дочь "из-за нее я не могу развестись". Поэтому, медвежонок, убегая в рассказе из разворачивающейся обычным образом ситуации, хочет увидеть разрешение конфликта, чему он является помехой в жизни. Таким образом, ситуация окончательно завершается без присутствия ребенка, но при частичной инициации им происходящего (именно с отсутствия медвежонка начинается разговор отца и матери). По этой причине можно увидеть в ребенке и весьма тонкого манипулятора семейной ситуацией, чему есть две объективные причины — во-первых, девочка младшая в семье, и во-вторых, в связи с "борцовскими" отношениями родителей между собой и к детям, между которыми есть разница в возрасте и по полу, в ней сильно развито чувство конкуренции и навык манипулирования вниманием взрослых. Важно, что в рассказе именно она управляет ситуацией, а обидчик получает по заслугам. 5) Достраивается искусственная ситуация изощренного наказания, отец по сути растворяется в воде и с ним неоднократно происходит процедура аннигиляции. Несмотря на то, что отец убегает, ситуация предстает неотступно преследующей его, так что от нее никуда нельзя деться. В данном случае заметна интересная трансформация того, что было с самим ребенком в ситуацию с отцом, когда опыт ребенка, ощущение зажатости, стиснутости, отсутствии выхода в ситуации проецируется на Другого. Интересен и образ золотой рыбки, куда спроецированы самолюбие, самолюбование ("красавица блестящая"), властность и стремление ее проявить. В определенном смысле эта фигура аналогична ребенку, наблюдающему за уничтожением отца матерью. Ребенок помещает себя в виде золотой рыбки в ситуацию, где господствуют силы разрушения, и теперь он ощущает себя властелином стихии "наказания и разрушения". При виде действия этой стихии на момент в ребенке вспыхивают прежние чувства привязанности к отцу, но затем актуализируется воспоминание "он и ей же угрожал", и рыбка-властительница оставляет все как есть", лишая отца возможности чуда — ребенок не хочет в конце концов выступать той "золотой рыбкой", которая спасала отца и удаляет себя, от него. Таким образом, видно как посредством рассказа ребенок хочет "избавиться" от отца, доставившего массу неприятных эмоций. Заметно, как трансформируется реальное время в фантастическое время разрешения конфликта, а также как пространство реального взаимодействия трансформируется в фантастическое, где ребенок является автором, активным участником и организатором действия. Концепция времени конструируется изнутри конфликта, время течет в направлении его разрешения, аналогично конституируется и пространство, которые создает сам ребенок. Этот анализ возможно продолжить. Опираясь на прочерченные линии, можно собирать дополнительную информацию об окружении ребенка и т.п., но мы ограничимся сделанным. В данном случае важно то, что мы пытались реконструировать психологическое значение знаковых структур, включенных в повествование, а также некоторую психологическую цель (смысл) самого рассказа для ребенка, благодаря реализации которой происходит разрешение конфликта в желаемом направлении. |