Главная страница
Навигация по странице:

  • 2. Работа над текстом после чтения

  • 3. Чтение в лицах диалога первопечатника и царя

  • Домашнее задание ( по выбору ) Подготовить краткий рассказ о первых книгах или рассказ об Иване Федорове.Урок 5. Урок

  • Предварительная подготовка.

  • Путешествие в XII век

  • 3. Знакомство с первым русским летописным сводом

  • Славяне пришли и сели по Днепру

  • 2. Чтение и обсуждение отрывка из летописи

  • 2. Рассказ об Иване Федорове

  • Учебником


    Скачать 0.92 Mb.
    НазваниеУчебником
    Дата06.11.2022
    Размер0.92 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаLiteraturnoe_chtenie.docx
    ТипУчебник
    #772847
    страница2 из 45
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   45

    IV. Работа по теме урока

    Сегодня вы узнаете, как печатались первые книги. Открой­те учебник на с. 8—9.

    Что вы видите на этих страницах? (Старинные книги; людей, работающих на станках; памятник.) Как вы думаете, кому поставлен этот памятник? (Ивану Фе­дорову.)

    Что вы о нем узнали? ( и есть дети, подготовившие сообщения, им дается слово.)

    — Прочитайте задание (с. 8), выполните его с другом.

    V. Физкультминутка

    Буратино потянулся,

    Раз нагнулся, два нагнулся.

    Руки в стороны развел,

    Ключик, видно, не нашел.

    Чтобы ключик нам достать,

    Надо на носочки встать.

    VI. Продолжение работы по теме урока

    1. Первичное чтение. Словарная работа

    — Прочитаем текст на с. 10—12.

    — Найдите значение выделенных слов в словаре.

    Посох - длинная и толстая трость.

    Друкаръ — типограф, печатник.

    Напраслина - ложное обвинение.

    (Чтение текста учителем и хорошо читающими учащимися.)

    2. Работа над текстом после чтения

    — Что нового вы узнали об истории создания книг?

    — Чем отличается рукописная книга от печатной?

    — Почему появление первой печатной книги на Руси было великим событием?

    — Какие слова помогают понять, что царю понравилась ра­бота Ивана Федорова?

    3. Чтение в лицах диалога первопечатника и царя

    — Как вел себя Иван Федоров при встрече с Иваном Грозным?

    — Какие чувства испытывал царь? Передайте при чтении на­строение, чувства героев.

    — Проверьте себя по вопросам.

    1. Кто приказал строить государев печатный двор?

    2. Где он был построен?

    3. Кто создавал первую печатню?

    4. Сколько месяцев печатали первую книгу?

    5. Как называлась первая книга?

    6. Как были напечатаны заглавные буквы?

    7. Когда была напечатана первая книга?

    Ответы: 1) царь Иван Васильевич; 2) близ Кремля, в районе Китай-города; 3) Иван Федоров и его помощник Петр Тимофеев; 4) десять месяцев; 5) «Апостол»; 6) красной краской — киноварью; 7) 1 марта 1564 г.

    VII. Подведение итогов урока

    - Как звали первопечатника?

    — В каком году вышла первая печатная книга в нашей стране?

    VIII. Диагностика скорости чтения и осознанности восприятия

    Учитель раздает детям распечатки текста Н. Сладкова «Жалейкин и лягушонок» без указания автора. Дети читают 2 минуты, подсчитывают количество слов, сдают листы учителю. На отдель­ных листах или в тетради отвечают на вопросы по содержанию, записанные заранее на доске.

    Текст для проверки техники чтения см. в приложении.

    Домашнее задание (по выбору)

    Подготовить краткий рассказ о первых книгах или рассказ об Иване Федорове.

    Урок 5. Урок - путешествие в прошлое. Оценка достижений

    Цели: обобщить знания детей по теме «Самое великое чудо на свете»; дать дополнительные сведения о первых летописях и первопечатнике Иване Федорове; закрепить знания о руко­писных книгах Древней Руси; прививать им интерес к чтению, истории; продолжить формирование навыков связной речи; от­рабатывать навыки выразительного чтения.

    Планируемые результаты: учащиеся должны иметь представ­ление о старинных и современных книгах, уметь сравнивать эти книги, рассказывать о своем отношении к книге; читать текст вслух целыми словами, интонационно объединяя их в словосо­четания, увеличивая темп чтения при повторном чтении текста; обобщать полученную информацию по истории создания книги; работать в паре, выслушивая мнения друг друга; составлять сооб­щение на тему «Первопечатник Иван Федоров».

    Оборудование: карточки с текстом речевой разминки, с посло­вицами и заданиями; выставка книг, «Рассказы начальной рус­ской летописи»; на доске запись: «Самое великое чудо на свете».

    Предварительная подготовка. К этому уроку нескольким уча­щимся дается дополнительный материал. Можно приготовить тексты на карточках.

    Ход урока

    I. Организационный момент

    II. Речевая разминка

    — Прочитайте медленно жужжащим способом.

    У всего свое начало:

    У домов, у кораблей,

    У дороги от причала

    Через тридевять морей.

    У хлебов — в полях раздольных,

    У комбайна, у станка -

    Все идет от двери школьной

    И от первого звонка.

    — Как вы понимаете это стихотворение?

    — Прочитайте выразительно.

    III. Постановка цели урока

    Сегодня у нас необычный урок. Мы отправимся с вами в да­лекое путешествие, в прошлое. Туда, где еще не было того, что мы сейчас с вами имеем, - самого великого чуда на свете.

    Мы узнаем много нового о древних книгах, о том, как созда­вались первые книги, об их издателе. Итак, в путь!

    IV. Первое путешествие в Древнюю Русь

    1. Беседа

    — Отгадайте загадку.

    Ты беседуй чаще с ней –

    Будешь вчетверо умней. (Книга.)

    — Существовали ли книги в Древней Руси? Какими были первые книги? (Первые книги существовали в Древней Руси. Но они были не такие, как сейчас, а рукописные, т. е. их пи­сали от руки.)

    — Ребята, как же нам попасть в Древнюю Русь, какой вид транспорта мы выберем?

    (Предположения детей. Скорее всего, они выберут машину времени.)

    — В какой год нам лучше всего отправиться, кто из вас знает? (Дети предполагают. Учитель помогает определить время: на­чало XII века.)

    2. Путешествие в XII век

    — Путешествие в XII век начинается... Закройте глаза, сосчи­тайте от 5 до 1.

    (Дети считают: 5,4, 3, 2, 1... пуск!)

    — Приземлились. Откройте глаза. Что вы видите? Кого види­те? (Видим Печерский монастырь, келью, т. е. жилище мона­ха. Нестор пишет летопись.)

    — А знаете ли вы, почему летописи получили такое название? Послушайте рассказ, который подготовили для вас одно­классники.

    Ученик 1. С развитием на Руси письменности, она появи­лась у нас более тысячи лет тому назад, отдельные предания стали записывать, а затем их соединяли. Таким образом создавалась ис­тория народа и всей страны.

    Ученик 2. Когда же появилось желание точно узнать о том или ином событии, стали проставлять даты. В то время на Руси год называли летом, и обычно рассказ о каком-то важном исто­рическом событии начинался словами: «В лето...» Так появилось название «летопись».

    3. Знакомство с первым русским летописным сводом

    — Сейчас вы получите карточки с небольшим текстом о пер­вом русском летописном своде. (Учитель раздает карточки с текстом.)

    — Я вам дам на подготовку грамотного выразительного чтения 5 минут. После чего вы должны будете прочитать по цепоч­ке так, чтобы всем все было понятно.

    (Подготовка учеников к чтению вслух.)

    — Итак, слушаем вас. Стараемся запомнить как можно боль­ше информации.

    (Дети читают по карточкам.)

    Первый русский летописный свод

    1. Первый дошедший до нашего времени русский летописный свод «Повесть временных лет» называется так по начальным словам, которые в подлиннике звучат так: «Се повести времяньных лет, откуда есть пошла Руская земля, кто в Киеве нача первее княжити, и откуду Руская земля стала есть».

    2. Итак, задача «Повести...» — рассказать о происхождении Руси и русского народа, о первых русских князьях, вместе с тем в ней говорит­ся о соседних народах, о том, как была создана русская грамота, о походах русских князей, о нападениях первых кочевников — хазар и печенегов; далее летописец пишет о том, чему сам был современником, часто оче­видцем.

    3. «Повесть временных лет» составлена в 1113 г. и связывается с име­нем монаха Киево-Печерского монастыря Нестора. Но дошла она в пе­реработке 1116г., сделанной игуменом Выдубицкого монастыря Силь­вестром, о чем мы и читаем соответственную запись.

    4. Труд Сильвестра переписывался много раз. До нас дошел список, сделанный монахом Лаврентием в 1377 г. в Нижнем Новгороде и поме­щенный им в начало летописи, называемой по его имени Лаврентьевской.

    5. И до Нестора русские книжники записывали события, свидете­лями которых они были или знали о которых от своих предшественни­ков. Все, что они записывали, вносили под соответствующим годом. Год в Древней Руси назывался летом, отсюда слово «летопись».

    6. Нестор стремился как можно полнее отразить и современные ему, и минувшие деяния и для этого использовал самые разнообразные ис­точники: устные предания «старины далекой», связанные с местностью, городом или селением, рассказы очевидцев, песни, слагавшиеся в дру­жинной среде, договорные грамоты, княжеские завещания, переводные сочинения.

    7. Все события, о которых узнавал летописец, он помещал в строгой хронологической последовательности, соединяя, сводя вместе различные источники. Тем же методом работали и последующие летописцы.

    8. В каждом своде отражались разные, иногда противоречивые точки зрения. Летописец мог что-то опустить или прибавить, предпочесть одни свидетельства другим, но он никогда не искажал записей предшествен­ников.

    9. Каждая эпоха находила в летописи что-то созвучное себе. В годы разделения Руси на уделы «Повесть...» напоминала об исконном единстве Русской земли и ее людей, о братстве русских князей, которые имели одного прародителя.

    10. В XIII—XIV веках, в годы монголо-татарского нашествия, по­следующего ига был особенно актуален призыв к единению для отпора степному врагу. В период собирания русских земель вокруг Москвы мо­сковские великие князья находили в «Повести...» подтверждение того, что они — преемники князей киевских.

    11. Составителю «Повести временных лет» свойственно уважение к предкам и доблестным традициям прошлого, высокое сознание чести и воинского долга. Нестор призывает защищать Русскую землю от внеш­них врагов и гневно обличает тех, кто бросает нож, — сеет вражду среди соплеменников.

    12. Он осуждает князей, проявляющих жадность, «несытство», за­бывающих интересы родной земли ради приобретения чужих владений.

    13. Напротив, летописец восхваляет князей-миротворцев, высоко ставит щедрость, заботу о людях, скромность, верность своему слову. Этический идеал был высок. Отклонение от него называлось грехом, то есть преступлением не только перед людьми, но и перед Богом.

    14. «Повесть временных лет» — первое дошедшее до нас историче­ское произведение и первый памятник отечественной литературы. Она замечательна связностью и ясностью изложения. Ее повествование спо­койно, просто и сдержанно. Она рассказывает только о самом главном и значительном, оставляя без внимания мелочи.

    15. Язык летописи точен и лаконичен. Краткость, отсутствие приукрашенности подчас кажутся излишними. Только постепенно под­даемся мы обаянию летописи, ее образности, начинаем чувствовать ее поэтичность, ценить ее скупые выразительные средства.

    По Т.Н. Михельсон

    4. Ознакомление с отрывком из летописи

    Славяне пришли и сели по Днепру

    Так начнем повесть сию.

    Сели славяне по Дунаю, где ныне Угорская земля и Болгарская. И от тех славян разошлись славяне по земле и стали называться по ме­стам, где селились. Так одни пришли и сели на реке по имени Мора­ва, и прозвались моравами, а другие чехами назвались. А вот еще те же славяне: белые хорваты и сербы. Когда волохи напали на славян на ду­найских и поселились среди них и стали притеснять их, то славяне те ушли и поселились на Висле и прозвались ляхами, а от тех ляхов пошли поляки.

    Так же и эти славяне пришли и сели по Днепру и назвались поляна­ми, а другие - древлянами, потому что сели в лесах, а еще другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Дви­не и назвались полочанами, по речке, которая впадает в Двину и имену­ется Полота. Славяне же, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим именем словенами и построили город и назвали его Новгородом. А другие сели по Десне, и по Сейму, и по Сулеи и прозвались северянами. И так разошелся славянский народ, а по его имени и грамота назвалась «славянская».

    V. Физкультминутка

    Кот и мыши

    (Один из играющих — «кот Васька», остальные «мыши». «Васька» ходит по кругу, «мыши» поют.)

    Ходит Васька серенький,

    Хвост у Васьки беленький,

    Глазки закрываются,

    Когти расправляются.

    Шерсть у Васьки пышная,

    Поступь еле слышная,

    Зубы - как игла.

    (Все разбегаются. «Васька» ловит «мышей».)

    VI. Путешествие продолжается

    1. Работа над прочитанным текстом

    — Как называется первый дошедший до нашего времени рус­ский летописный свод? («Повесть временных лет».)

    — Какова была задача «Повести...»? (Рассказать о происхожде­нии Руси и русского народа и т. п.)

    — В каком году составлена «Повесть временных лет», с чьим именем она связывается? (Она составлена в 1113 году, свя­зывается с именем монаха Нестора.)

    — Какие источники использовал Нестор при записи? (Устные предания «старины далекой», рассказы очевидцев, песни, сла­гавшиеся в дружинной среде, договорные грамоты, княжеские завещания, переводные сочинения.)

    — Чем нам, людям XX века, близки идеи «Повести временных лет» ? (Ее основной мотив — любовь к родине, к Русской земле.)

    2. Чтение и обсуждение отрывка из летописи

    — А сейчас послушайте отрывок из летописи «Славяне при­шли и сели по Днепру».

    (Читают ученики, которые получили эти карточки.)

    3. Беседа после чтения

    — Где селились славяне?

    — Как назывались славяне, расселившиеся по Днепру?

    — Как назывались славяне, расселившиеся около озера Ильмень?

    — Как называлась грамота? (Славянская.)

    4. Кроссворд

    — Разгадайте кроссворд.


    По вертикали:

    Г. Фамилия первопечатника. (Федоров.)

    2. Самое великое чудо на свете. (Книга.)

    3. Город, в котором установлен памятник Ивану Федорову. (Москва.)

    4. Первый летописный свод назывался «Повесть времен­ных...». (Лет.)

    По горизонтали:

    5. Имя летописца «Повести временных лет»? (Нестор.)

    6. В «Повести временных лет» рассказано о... Руси и русского народа. (Происхождении.)

    VII. Второе путешествие в Древнюю Русь. Первопечатник Иван Федоров

    1. Беседа

    - Садимся в машину времени и отправляемся туда, где пе­чатались первые книги. В какой век отправляемся? (Печа­тать книги люди научились только в середине XVвека. Первая печатная книга в нашей стране появилась в 1564 году. От­правляемся в XVI век.)

    - Итак, откройте глаза. Мы на месте... Откройте с. 8—9 учеб­ника. Что и кого вы видите? (Ивана Федорова за станком.)

    Обратите внимание на памятник Ивану Федорову. Он уста­новлен на народные деньги в 1909 г. в Москве недалеко от того места, где раньше находился печатный двор.

    - Как выглядит Иван Федоров? (Примерный ответ. Иван Федоров изображен во время работы. Он без шапки, лишь ремешок-наголовник поддерживает густые волосы. В одной руке у него только что сделанный оттиск страницы буду­щей книги, другой рукой он поддерживает поставленную на скамью печатную доску. На скамье возле доски — ручной инструмент для пользования типографской краской.)

    2. Рассказ об Иване Федорове

    (Под музыку заранее подготовленные ученики читают или рассказывают.)

    Иван Федоров (ок. 1510—1583) - основатель книгопечатания в России и на Украине. Служил дьяконом церкви Николы Гостунского в Москов­ском Кремле. Вероятно, в 50-х гг. XVI в. работал в так называемой ано­нимной типографии в Москве. Вместе с Петром Тимофеевым напечатал Апостол (1563—1564), ставший первой русской датированной печатной книгой. Творчески переработав орнаментальные приемы школы Фео­досия Изографа, Федоров создал так называемый старопечатный стиль. Его шрифт разработан на основе московского полууставного письма се­редины XVI в. В 1565 г. Федоров и Тимофеев напечатали в Москве два издания Часовника. В 1566 г. Федорову и Тимофееву пришлось покинуть Русское государство и переехать в Литву. Новая типография была осно­вана в Заблудове, в имении гетмана Г.А. Ходкевича, где были напечата­ны Учительное Евангелие и Псалтырь (1569) с часословом (1570). Затем Федоров переехал во Львов. Здесь он напечатал (1574) новое издание Апостола со своим послесловием. В том же году он выпустил букварь — первый русский печатный учебник. Четвертая типография Федорова ос­нована в г. Остроге у князя К. Острожского. Здесь он выпустил азбуку, Новый Завет с Псалтырью (1580) и алфавитно-предметный указатель «Книжка, собрание вещей нужнейших», первую полную Библию на сла­вянском языке (1580-1581) и др. Федоров был разносторонним мастером, владевшим многими ремеслами: отливал пушки, изобрел многостволь­ную мортиру. Умер во Львове.

    VIII. Возвращение домой

    1. Обсуждение итогов урока

    — Мы с вами дома, в XXI веке. Ребята, что мы считаем самым великим чудом на свете? (Самое великое чудо на свете — книга.)

    — С помощью пословиц докажите, что это так. (Дети читают пословицы и поговорки на карточках.)

    • Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.

    • Испокон века книга растит человека.

    • Книга подобна воде — дорогу пробьет везде.

    • Хорошая книга ярче звездочки светит.

    • Книга поможет в труде, выручит в беде.

    — Какая из этих пословиц вам больше всего понравилась? Объясните ее смысл.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   45


    написать администратору сайта