Философия. Семинарские занятия_Философия (1). Учебнометодические материалы для семинарских занятий
Скачать 0.74 Mb.
|
Методология – система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе. Механицизм – односторонний принцип познания, основанный на признании доминирующей механической формы движения материи и сводящей все остальные формы к ней. Микрокосм – «малый космос», т.е. человек, рассматривался в античной философии в качестве аналога большого космоса – макрокосмоса, т.е. всей Вселенной. Мировоззрение – система представлений о мире и о месте в нем человека, об отношении человека к окружающей его действительности и к самому себе, а также обусловленные этими представлениями основные жизненные позиции и установки людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. Миф (греч. muqhoz «молчание», «тайное предание») – изначально сказания о деяниях богов и подвигах героев, передававшиеся тайно из уст в уста. Мифы имели огромное влияние на формирование древней культуры и религии. Модерн (фр. moderne «современный», «современность») – исторический период, начавшийся с эпохи Просвещения (XVII-XVIII вв.); то же, что Новое время. Мокша (санскр. moksa «освобождение, избавление») – освобождение от сансары. Монада (греч. monas «единица», «единое») – понятие доклассической и классической философии, используемое для обозначения фундаментальных элементов бытия. Мондиализм (франц. monde «мир») – термин, употребляемый в латиноязычных странах для описания явления глобализма. Понятие «мондиализм» подчеркивает политическую, мировоззренческую составляющую явления глобализма, тогда как собственно «глобализм» больше описывает технологический и цивилизационный подход к человечеству как к единой и однородной системе. В российский политологический лексикон введен А.Г. Дугиным в 1991 г. Монизм (греч. monos «один») – философское учение, в котором признается существование только одного первоначала бытия. Монистами являются все последовательные материалисты (Демокрит, Дидро, Гольбах, Маркс) и все последовательные идеалисты (Августин, Фома Аквинский, Гегель). Монотеизм (греч. mono «единый» и qeoz «Бог») – «единобожие», представление о едином (или единственном) Боге. Мораль – принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений. Настика (санскр., от na asti «не есть») – обозначение древнеиндийских религиозно-философских систем и отдельных людей, отрицающих существование трансцендентного мира, не верящих в жизнь после смерти и не признающих авторитет Вед. Натурализм (лат. natura «природа») – в общем случае – философская позиция, считающая понятие «природа» исходным и главным при рассмотрении мировоззренческих и смысложизненных проблем и отвергающая при этом любые допущения о существовании каких-либо трансцендентных (сверхъестественных) сущностях, недоступных обычному научному познанию. Натурфилософия (лат. natura «природа») – философия природы, умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности. Наука – особого рода деятельность с целью получения и производства знаний; совокупность знаний (процесс познания), отвечающих определенным критериям; социальный институт, т.е. совокупность организаций, занимающих самостоятельное место в общественной структуре и служащих выполнению соответствующих общественных функций. Недеяния принцип – у-вей, принцип недеятельного отношения к миру в противовес западноевропейскому активизму. Нигилизм (лат. nihil «ничто») – отрицание онтологического бытийного основания в разных явлениях, философский подход, отрицающий реальность какого-то явления, ранее признавшегося реальным. Нирвана (санскр. «никакое») – состояние полного освобождения от каких бы то ни было определений или ограничений, в буддизме высшая ступень совершенства, достигаемая по ту сторону круговращения рождений и смертей. Номинализм (лат. nommalis «относящийся к именам, именной», от nomen «имя») философское учение, отрицающее онтологическое знание общих понятий. Сторонники номинализма утверждают, что общие понятия-универсалии существуют только в мышлении и не существуют в действительности. Возникнув в древнегреческой философии киников и стоиков, номинализм получил свое специфическое развитие в эпоху Средневековья, когда главными его представителями были Дунс Скот, Оккам. В Новое время номиналистами были Гоббс и отчасти Локк. Нонконформизм (лат. non «нет», «не» и conformism «уподобление», «адаптация», «принятие», «отсутствие сопротивления») – позиция несогласия с общепринятыми установками в политике, культуре, искусстве и т.д. Нонконформистом является тот, кто не принимает нормативы социально-политического строя и не адаптирует собственную позицию к изменившимся условиям. Ноосфера (греч. noos «разум») – сфера разума; сфера взаимодействия общества и природы, в границах которой разумная человеческая деятельность становится определяющим фактором развития. Ноумен (греч. noumenon «мысленное, умопостигаемое») – понятие идеалистической философии, обозначающее умопостигаемую сущность, предмет интеллектуального созерцания, в отличие от феномена как обьекта чувственного созерцания. Совокупность ноуменов образует умопостигаемый мир. Общественное бытие – совокупность материальных отношений людей к природе и друг к другу, независимых от сознания и (в конечном счете) определяющих сознание. Объективизм – мировоззренческая позиция, в основе которой находится ориентация на нейтральность в рассмотрении природных и общественных явлений. Объективный идеализм – это течение в философии, в котором в качестве первоначала бытия признается некая идеальная сущность, существующая объективно, т.е. вне и независимо от человеческого сознания (Бог, Абсолют, Идея, Мировой ум и т.п.) Окказионализм (лат. occasionalis «случайный») – радикальное решение дуалистической постановки Декартом вопроса о взаимоотношении души и тела. Автор окказионализма Мальбранш (1638 – 1716) понимал взаимодействие тела и духа как результат непрерывного «чуда» – прямого вмешательства божества в каждом конкретном случае. Оккультизм (лат. occultus «скрытый, тайный») – общее название учений, признающих существование скрытых сил в человеке, недоступных ни опыту, ни разуму. Олигархия (греч. oligo «некоторый», «какой-то и arch «начальство», «власть») – власть ограниченного числа людей. В отличие от аристократии олигархическая власть может быть непрямой, «косвенной» и ненаследственной. Онтология (греч. ón, род. падеж óntos «сущее») – раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, наиболее общие сущности и категории сущего. Часто понятие онтология отождествляется с понятием метафизика. Впервые термин появился в 1613 г. в «Философском лексиконе» Р. Роклениуса. Оппортунизм (лат. opportunitas «случай», «подвернувшаяся возможность») – политическая позиция, состоящая в использовании любой ситуации для конкретных личных или групповых нужд отдельного политика или партии в ущерб идеологической последовательности и политической логике. Ортодоксия – (греч. ortoz «прямой» и doxa «мнение») – «правомыслие». Общее название учений, основывающихся на декларировании своей приверженности основным принципам какой-то доктрины. Пантеизм (греч. pаn «всё, всякий» и theos «Бог, божество») – философское учение, отождествляющее мир и Бога. Термин был введен практически одновременно идейными противниками английским философом Дж. Толандом (1705) и нидерландским теологом Й. Фаем (1709). Однако с содержанием этого понятия мы встречаемся значительно раньше. Особенно ярко пантеистические тенденции проявились в творчестве мыслителей эпохи Возрождения, таких как Н. Кузанский, Д. Бруно, Т. Кампанелла. Парадигма (греч. paradeigma «пример, образец») – в самом широком смысле, это исходный образец, матрица, которая выступает не прямо, но через свои проявления, предопределяя их структуру. Парадигма - это не проявленная сама по себе и не поддающаяся прямой рефлексии структурирующая реальность, которая, всегда оставаясь за кадром, устанавливает базовые, фундаментальные пропорции человеческого мышления и бытия. Пассионарность (франц. passion «страсть», «passionaire», «страстный») – термин, введенный Львом Гумилевым и описывающий психологический и социальный тип активных идеалистов, созидателей, героических личностей, появляющихся в разной пропорции на разных этапах исторического цикла этногенеза. Патристика (лат. patres «отцы», подразумевается «церкви») – учение святых отцов христианской церкви. Персонализм (лат. persona – «личность») учение, признающее личность первичной творческой реальностью. Плюрализм (лат. pluralis «множественный») – философское учение, в котором признается существование многих (более двух) первоначал бытия. В основном плюрализм встречался в философии Древнего мира, например, Эмпедокл признавал в качестве первоначал четыре стихии (Земля, Огонь, Вода, Воздух) и две силы (Любовь и Вражда). Позитивизм (франц. positivisme, от лат. positivus «положительный») – философия, возникшая в XIX веке и исходившая из того, что бытием обладают только конкретные верифицируемые физические факты («атомарные факты»), а все остальное является лишь относительной и всегда спорной рассудочной интерпретацией; все подлинное (позитивное) знание есть совокупный результат специальных (преимущественно, естественных) наук. Наука, согласно позитивизму, не нуждается в какой-либо стоящей над ней философии. Основан в 30-х гг. XIX в. О. Контом (ввел сам термин). Полисемантичность – многозначность. Постмодерн (лат. post-, «после» и modern «современное») – культурологический, философский, политологический и социологический термин для описания современной цивилизации, завершившей путь развития по логике «модерна», Нового времени, когда все основные тенденции, заложенные на заре этого цикла, полностью реализовались. Природа – в широком смысле – вся совокупность вещей, явлений и процессов, существующих по своим собственным законам до и независимо от человека и человеческого общества; природа в этом смысле, с одной стороны, выступает как необходимое условие существования человека, а с другой, – как потенциальный объект его практической и познавательной деятельности и материал для формирования культуры. Провиденциализм (лат. providentia «провидение») – теологическое понимание истории как проявления воли бога, крайняя форма объективно-идеалистической философии истории. Пролегомены – разъясняющее введение, имеющая целью ознакомить с методами и задачами данной науки. Философское значение данному термину придал Кант своей работой «Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей появиться как наука». Для Канта пролегомены – это руководство к определению природы философского знания. Пространство – это всеобщая, объективная форма существования материи, выражающая порядок расположения одновременно существующих объектов. Психоанализ – направление в психологии и психиатрии, изучающее приоритетно подсознательные (бессознательные) аспекты человеческой психики. Основан австрийским психиатром Зигмундом Фрейдом. Получил оригинальное развитие в трудах К.Г.Юнга. Развитие – это направленное, необратимое, качественное изменение. Рационализм (лат. ratio «разум») – философское направление, признающее разум основой познания. Рационалистическая традиция возникает ещё в Древней Греции, со времен Парменида, различавшего знание «по истине» (полученное посредством разума), и знание «по мнению» (полученное посредством чувственного восприятия). Однако самим термином «рационализм» начинают пользоваться лишь в XIX в. Революция (лат. revolutio «поворот», «переворот», «совершение циклического движения») – резкое движение в развитии, скачок, «переворот». Редукция (лат. reducere «возвращение к прежнему состоянию») – термин, обозначающий процесс, приводящий к упрощению структуры объекта, а также методологический приём сведения каких-либо данных к более простым, исходным началам. Особое значение этот термин имеет в феноменологии Гуссерля. Религия (лат. religare «воссоединять») – особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации. Релятивизм (лат. relativus – относительный) – методологический принцип, состоящий в метафизической абсолютизации относительности и условности содержания познания; представление об относительности, неабсолютности какого-то явления. Рефлексия (позднелат. reflexio – «обращение назад») – размышление, осмысление и осознание самого себя, предметное рассмотрение самого знания, критический анализ его содержания и методов познания; деятельность самопознания, раскрывающая строение и специфику духовного мира человека. Ритуал – одна из форм символического действия, выражающая связь субьекта с системой социальных отношений и ценностей и лишенная какого-либо утилитарного и самоценного значения. Сансара (санскр. sarnsara «прохождение, круговорот») – одна из основных концепций индийской философии и религии, в том числе индуизма, буддизма, джайнизма. Восходит к первоначальным анимистическим верований. Суть – в бесконечном перерождении души. Секуляризация (лат. saeculum «век») – схоластический термин, обозначающий переход от «града божьего» к «граду земному», в августиновском понимании. Отрыв от священного истока, переход к «светскому», «веку сему». В архаических формах церковного русского языка эквивалентом термина «секуляризация» было мало употребляемое сегодня слово «обмирщвление», от слова «мир». Понятия «век сей» и «мир сей» на языке христианского богословия являются синонимами. Сенсуализм (лат. sensus «чувство») – философское направление, по которому чувства являются главным источником достоверного знания. В противоположность рационализму сенсуализм выводит всё содержание познания из деятельности органов чувств. Сенсуализм близок к эмпиризму, считающим чувственный опыт единственным источником достоверного знания. Силлогизм – форма дедуктивного умозаключения, в которой из двух суждений следует заключение той же логической структуры. Синергетика (sinergticos «совместное действие») – наука о процессах и законах самоорганизации сложных нелинейных динамических систем в природе, обществе и человеческой культуре, находящихся в состояниях, далеких от термодинамических равновесных. Синкретизм (греч. sygkretismos «соединение») – смешение, слияние различных компонентов. Система (греч. systema «целое, составленное из частей, соединение») – совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует определенность целостность, единство. Скептицизм (греч. skeptikos «исследующий») – философское направление, подвергающее сомнению возможность познания объективной действительности. Направление было основано древнегреческим философом Пирроном в IV в. до н.э. Скептики отвергали существование причин явлений, движение и возникновение. Для них видимость была единственным критерием истины. Славянофильство – течение в русской общественной мысли, противоположное западничеству. Основатель: А. С. Хомяков. Славянофилы были консерваторами и сторонниками укрепления и развития самобытности русского народа. Отрицательно оценивали реформы Петра Первого. Считали, что Московский период был золотым веком русской государственности. Сознание – высшая форма отражения действительно мира; свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека. Солипсизм (лат. solus «единственный» и ipse «сам») – крайняя форма субъективного идеализма, в которой единственной реальностью признается только мыслящий субъект. Сотериология (греч. soteria «спасение» и logos «учение») – богословская дисциплина, раскрывающая православное учение о спасении, являющаяся частью догматического богословия. Софистика – философское течение, связанное с предоставлением правдоподобности вместо истинности, основанное на умышленных нарушениях законов логики, субъективно трактуя их себе на пользу в каждом соответствующем случае. Софисты (греч. softicoz «искусник», «мудрец», впоследствии слово приобрело обратный смысл – «лжемудрец») – в Древней Греции люди, сведущие в какой-нибудь области: профессиональные учителя философии и красноречия 2-й пол. V в. – первой пол. IV века до н.э. (Протагор, Горгий, Гиппий, Продик, Антифонт, Критий и другие). Для софистов характерно перемещение интересов от поисков абсолютной истины о космосе и бытии к выработке прагматических рецептов поведения человека «без предрассудков» в обществе (критика традиционной морали, скептическая теория познания, риторическая, логическая и лингвистическая теория «убедительной речи»). С критикой софизма выступали Сократ и Платон. Социализация – процесс усвоения человеческим индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе. Социализм (лат. «socium», «общество», «совокупность») – учение о необходимости перераспределения доходов между богатыми и нуждающимися членами общества, о коллективной ответственности всех граждан за благополучие остальных. Социализм настаивает на том, что государство (или иные социально-политические институты) должно брать на себя функцию регулирующей инстанции в осуществлении хозяйственной деятельности, перераспределять доходы, полученные в ее результате, приоритетно поддерживать экономически слабых и малоимущих граждан. Основной принцип социализма (и левых политических идеологий в целом) - социальная справедливость. Социальная филосо́фия – раздел философии, призванный ответить на вопрос о том, что есть общество и какое место занимает в нём человек. Социобиология – в широком смысле – исследование биологических основ всякого социального поведения (как в живой природе, так и в человеческом обществе). В более специальном смысле – исследование генетически-популяционных механизмов формирования эгоистических и альтруистических форм поведения в живой природе на основе различных типов естественного отбора. Спекулятивное (лат. speculatio «наблюдаю, созерцаю») – тип теоретического знания, которое выводится без обращения к опыту при помощи рефлексии и направлено на осмысление основ науки и культуры. Спекулятивное знание – это исторически определенный способ обоснования и построения философии. Идея о спекулятивном характере философии служила нормой утверждения суверенности философского знания и его не сводимости ни к обыденному, ни к специально-научному знанию. Спиритуализм (лат. spiritus «дух») идеалистическое философское течение, рассматривающее дух в качестве первоосновы всего сущего, как особую духовную субстанцию. Стихийный материализм – философские воззрения естествоиспытателей, стихийно приходивших к обоснованию материалистических принципов и законов. Стоицизм – школа древнегреческой философии, получившее название от портика (стоя) в Афинах, основанная Зеноном из Китиона около 300 г. до н. э. Ведущее место в этой философии принадлежит этике, опирающейся на натурфилософию и логику. Субстанция (лат. «нечто, лежащее в основе») – реальность, рассматриваемая со стороны её внутреннего единства. Предельное основание, позволяющее сводить многообразие к чему-то относительно устойчивому, самостоятельно существующему. Термин связан с именем Боэция. Субъективизм – философская позиция, согласно которой отрицаются объективные законы природы и общества. Схоластика (греч. scholastica «учёный» и scholia «школа») – тип философии, которую характеризуют соединение догматических предпосылок с рационалистической методикой и особым интересом к формально-логической проблематике. Такой тип философии был доминирующим в Западной Европе в средние века. Сциентизм (лат. scientia «наука») – мировоззренческая позиция, в основе которой лежит представление о научном знании как о наивысшей культурной ценности и достаточным условием ориентации человека в мире. Идеалом для сциентизма является не всякое научное знание, а прежде всего результаты и методы естественнонаучного познания. Сциентизм утвердился в западной культуре с развитием научной революции в конце XIX в. Субъективный идеализм – это течение в философии, в котором в качестве первоначала бытия признается человеческое сознание, человеческое «я». Тезис (лат. thesis «положение, утверждение») – в философии Гегеля исходный момент в процессе развития , составляющий вместе с антитезисом и синтезисом триаду. Теизм (греч. theos «Бог») – религиозное мировоззрение, исходящее из понимания абсолюта как бесконечного личностного начала, сотворившего мир в свободном акте. Телеология (греч. telos (teleos) «результат, цель» и logos «учение, слово») – учение о цели и целесообразности. Постулирует целевой вид причинности – для чего совершается тот или иной природный процесс. Характерной чертой телеологии является антропоморфизация природных процессов. Теодицея (греч. theos «Бог» и dike «справедливость») – обозначение философского учения, пытающегося согласовать идею "благого" божественного управления с наличием мирового зла, оправдать это управление перед лицом темных сторон бытия. Термин введён Лейбницем в 1710 г. в трактате «Теодицея». Теология – (греч. theos «Бог», logos «учение, слово») – учение о боге, совокупность религиозных доктрин о сущности и действии бога, построенная в формах идеалистического мировоззрения на основе текстов, принимаемых как божественное откровение. Теоцентризм – мировоззрение, согласно которому в центре мироздания помещается Бог. Титанизм – качество ренессансной личности, отличающейся исключительностью ума, силой духа и многообразием таланта. Томизм (лат. Thomas «Фома») – направление в схоластике и теологии католицизма, связанное с влиянием Фомы Аквинского. Для томизма характерно стремление соединить ортодоксальную позицию с уважением к правам рассудка и здравого смысла. Трансцендентальный (лат. transcendens «выходящий за пределы») – термин философии Канта – изначально, априорно присущий рассудку, априорный, не приобретённый из опыта и не обуславливающий его, предшествующий опыту. Трансцендентальными, априорными формами рассудка, по Канту, являются пространство, время, причинность, необходимость и другие категории. Универсалии (лат. universalis «общий») – общие понятия. Универсум – философский термин, обозначающий всю объективную реальность во времени и пространстве. Уровни научного знания – качественно различные по предмету, методам и функциям виды научного знания, объединенные в единую систему в рамках отдельной научной дисциплины. В любой развитой конкретно-научной дисциплине можно выделить 3 таких уровня: эмпирический, теоретический и метатеоретический. Их единство обеспечивает для любой научной дисциплины ее относительную самостоятельность, устойчивость и способность к развитию на своей собственной основе. Утилитаризм (лат. utilitas «польза», «выгода») – направление в этике (этическая теория), согласно которому моральная ценность поведения или поступка определяется его полезностью. Утопия (греч. оu – отрицательная частица, topos «место», т.е. «место, которого нет») – изображение идеального общественного строя, лишенное научного обоснования. Термин был введен в 1516 г. Т. Мором, автором книги «Утопия». Постепенно это понятие стало нарицательным, символизирующим нереальные планы социальных преобразований. Фатализм (лат. fatalis «роковой», fatum «рок, судьба») – мировоззрение, рассматривающее каждое событие как неотвратимое осуществление изначального предопределения, исключающего свободный выбор и случайность. Феноменальный мир – мир явлений. Феноменология (греч. phainomenon «являющееся» и logos «учение») – философское направление, стремящееся освободиться от натуралистических установок, расчленяющих субъект и объект. Фидеизм (лат. fidēs «вера») – утверждение приоритета веры над разумом, характерное для религиозных мировоззрений, опирающихся на откровение. Фидеизм ограничивает сферу научного влияния, отводя решающую роль в понимании мира вере. Философия – теоретическая форма мировоззрения, сосуществующая в человеческой культуре наряду с другими формами мировоззрения (обыденным опытом, религией, мифологией, искусством). Главная проблема мировоззрения – решение вопроса об отношении человека к окружающей его действительности (природе, обществу, другим людям, самому себе). Философия науки – область философии, предметом которой является общая структура и закономерности функционирования и развития науки как системы научного знания, когнитивной деятельности, социального института, основы инновационной системы современного общества. Формализация – совокупность познавательных операций, обеспечивающих отвлечение от значения понятий теории с целью исследования ее логического строения или для эффективного получения логически выводимых результатов. Фундаментализм (лат. fundamentum «основание») – собирательное наименование крайне консервативных философских, моральных и социальных течений. Функция (лат. functio «исполнение») – философское отношение двух объектов, в котором изменение одного сопутствует изменению другого. Понятие в научный оборот ввел Лейбниц. Холизм (греч. holos «целый») – философский принцип, согласно которому миром управляет процесс творческой эволюции, создающий новые целостности. Христианство – авраамическая мировая религия, основанная на жизни и учении Иисуса Христа, описанных в Новом Завете. Христианство – самая крупная мировая религия как по численности приверженцев, так и по географической распространённости – в каждой стране мира есть хотя бы одна христианская община. Наиболее крупные течения в христианстве: православие, католицизм и протестантизм. Ценность – понятие, указывающее на значение определённых явлений действительности. Всё многообразие предметов человеческой деятельности, общественных отношений и природных явлений, включенных в человеческое восприятие, может выступать в качестве ценностей, т.е. оцениваться как добро и зло, истина и не истина, красота и безобразие, как справедливое и несправедливое, допустимое или запретное. Критерии, по которым производится процедура оценивания, закрепляются в культуре и общественном сознании как субъективные ценности. Цивилизация (лат. civilis «гражданский, государственный») – понятие, появившееся во Франции в XVIII в. как характеристика просветителями общества, основанного на началах разума и справедливости. С этого времени цивилизация стала фактически синонимом культуры. Вместе с тем это понятие употребляется в философской литературе как характеристика ступени материальной и духовной культуры. В более узком значении оно употребляется как характеристика следующей за варварством ступени общественного развития. Чарвака (санскр. cдrvдka) – материалистическая система индийской философии, которую по традиции возводят к мудрецу Брихаспати. Чистый разум – (лат. ratio pura, нем. reine Vernunft) – понятие, широко известное благодаря критической философии И. Канта (теоретический разум в философии Канта); использовалось, однако, и ранее как в лат. (Хр. Вольф и др.), так и в нем. варианте (И.Н. Тетенс, М. Герц и др.). Эвдемонизм (греч. eudaimonia «счастье») – античный принцип миропонимания, согласно которому счастье является главной целью человеческой жизни. Эйдос (греч. eidos «образ, вид») – прообраз, форма вещей, идея вещи. Экзистенциализм (лат. existentia «существование») – считается одним из крупнейших течений в мировой философии XX в. В нем отражена реакция интеллигенции на неустойчивость и трагизм жизни, незащищенность человека от социальных бурь и потрясений, на возрастание отчуждения между людьми. Сторонники экзистенциализма стремились отыскать новые пути реализации человеческой свободы, способы преодоления страха и одиночества и взывали к ответственности каждого человека, живущего в обществе, требуя уважения к правам и достоинству личности. Формирование экзистенциальной философии уходит корнями в умонастроения XIX в. Экстравертивный – см. Интровертивный и экстравертивный. Эклектика (греч. eklektikos «способный выбирать, выбирающий») – термин был введен во II в. Потамоном из Александрии, назвавшим свою школу «эклектической». Это соединение разнородных взглядов, принципов, идей, теорий. Эклектика коренится в подмене одних логических оснований другими, в абсолютизации относительности человеческого познания. Эксперимент (лат. experimentum «проба», «опыт») – метод эмпирического познания, посредством которого, воздействуя на предмет в специально подобранных условиях, исследователь целенаправленно актуализирует и фокусирует нужное ему состояние, а затем изучает его на качественном или количественном уровне. Экстраполяция (лат. extra «сверх», «вне» и polio «выправляю», «изменяю») – экстенсивное приращение знания путем распространения следствий какого-либо тезиса или теории с одной сферы описываемых явлений на другие сферы (предметные области). Эманация (лат. emanatio «истечение, распространение») – разработанное в неоплатонизме (Плотин) философское понятие, означающее переход от высшей и совершенной онтологической ступени универсума к менее совершенным и низшим ступеням. Как тип размышления эманация – нисхождение, противоположна восхождению, совершенствованию. Эмпиризм (греч. empeiria «опыт») – направление в философии и теории познания, признающее чувственный опыт источником знания и считающее, что содержание знания может быть предоставлено либо как описание этого опыта, либо сведено к нему. Энтимема (греч. in thymos «в уме») – вывод, рассуждение, в котором либо посылки, либо само заключение не формулируются явно, а лишь подразумеваются, «остаются в уме». В таком смысле данное понятие как сокращенный силлогизм, в котором опущена одна из частей, употреблял Аристотель. Это практика мышления, когда ради ускорения обмена мыслями можно опускать то, что очевидно. Иногда в споре к энтимеме прибегают тогда, когда хотят привлечь внимание от посылки, истинность которой можно поставить под сомнение. Именно, предполагая такую возможность, Аристотель назвал энтимему риторическим силлогизмом. Эпистемология (греч. episteme «знание», logos «учение») – понятие, употребляемое для обозначения теории познания. Теория естественнонаучного знания. Эстетика (греч. aisthetikos «чувствующий, чувственный») – философская дисциплина, изучающая сферу художественной деятельности людей и ценностное отношение человека к миру. Эсхатология (греч. eschatos «последний, конечный» и logos – «учение»), религиозное учение о конечных судьбах мира и человека. Этика (греч. éthos «обычай, нрав») – философская наука, предметом которой является мораль, нравственность как важнейшая сторона человеческой жизни. Этика анализирует природу морали, её структуру, происхождение и историческое развитие нравственности, теоретически обосновывает ее различные концепции. ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ Авенариус, Рихард (1843–1896) – швейцарский философ, один из основателей эмпириокритицизма. Основные сочинения: «Философия как мышление о мире по принципу наименьшей траты сил» (1876), «Критика чистого опыта» (в 2-х томах, 1888–1890), «Человеческое понятие о мире» (1891) и др. Авенариус разработал учение о «принципиальной координации», уловив потребность естествознания в философском обосновании новых научных картин исследуемой реальности, идеалов и норм теоретического объяснения. Аврелий Августин (354–430) – Блаженный Августин, Святитель Августин – епископ Гиппонский, философ, влиятельнейший проповедник, христианский богослов и политик; святой католической и православной церквей; один из Отцов Церкви, основатель августинизма. Родоначальник христианской философии истории. Анаксагор (ок. 500–428 г. до н.э.) – древнегреческий философ, уроженец малоазиатского города Клазомены, по приглашению своего друга Перикла переехал в Афины, где стал первым профессиональным преподавателем философии. За смелые мысли Анаксагор был обвинен в безбожии и едва избежал смертной казни. Изгнанный из Афин он умер в Лампсаке (Малая Азия). Анаксимандр (ок. 610–547 до н.э.) – древнегреческий философ, представитель милетской школы, ученик Фалеса, автор первого философского сочинения на греческом языке «О природе»; основой мира считал апейрон, создал геоцентрическую модель космоса, первую географическую карту, высказал идею о происхождении человека «от животных другого вида». Анаксимен (585/560 – 525/502 до н.э.) – древнегреческий философ, представитель милетской школы, ученик Анаксимандра. До нас дошёл только незначительный отрывок его большого сочинения «О природе». Аристотель (384–322 до н.э.) – древнегреческий философ, основатель традиционной логики и риторики, его философская система – наиболее полное обобщение достижений греческой философии. Белинский Виссарион Григорьевич (1811–1848) – писатель, литературный критик. Белинский перевел литературную критику из чисто эстетической плоскости в общественную. Он полагал, что критика должна выражать общественное мировоззрение, быть средством борьбы за него. Будучи последователем Гегеля, полагал, что мир – «дыхание единой, вечной идеи», «жизнь – великий дар провидения. Назначение человека, народа и человечества – выявить идею божества, человеческое достоинство». Соответственно, задача литературы и искусства – находить в разнообразных явлениях жизни выражение «единой вечной идеи» и воспроизводить его, показывать красоту и сущность жизни. Бердяев Николай Александрович (1874–1948) – русский религиозный философ, представитель персонализма. На рубеже 1900-х гг. находился под воздействием идей марксизма и неокантианства, примыкал к т. н. легальному марксизму, в дальнейшем обратился к религиозной философии; испытал влияние Достоевского, Вл. Соловьёва, В. И. Несмелова, позднее – Бёме. Участвовал в сб. «Проблемы идеализма» (1902), «Вехи» (1909), «Из глубины» (1918), в деятельности религиозно-философского общества им. Вл. Соловьёва, был инициатором создания Вольной Академической духовной культуры (1918–22). В 1922 выслан из СССР. С 1924 жил во Франции; издавал религиозно-философский журнал «Путь» (Париж, 1925–40). Бэкон, Френсис (1561–1626) – английский философ, основатель эмпирической философии и индуктивной логики; основное сочинение – «Новый Органон». |