Главная страница
Навигация по странице:

  • VI. ФИЛОСОФИЯ ЧЕЛОВЕКА

  • Проблема человека в философии Подходы Представители

  • Семинар 15. Человек в мире культуры

  • Аксиология

  • Пивоев В. М. Философия культуры: учеб. пособие для вузов. – М. : Академический проект, 2009. – 426 с.

  • СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ

  • Семинар 1

  • Понимание исторического процесса Концепции Сущность концепции

  • Семинар 18. Будущее человечества: проблемы и перспективы

  • Глобальные проблемы

  • Философия. Семинарские занятия_Философия (1). Учебнометодические материалы для семинарских занятий


    Скачать 0.74 Mb.
    НазваниеУчебнометодические материалы для семинарских занятий
    АнкорФилософия
    Дата25.03.2022
    Размер0.74 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаСеминарские занятия_Философия (1).doc
    ТипСеминар
    #416517
    страница6 из 12
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

    Черняк А. З. Эпистемология неравных возможностей. – М. : Эдиториал УРСС, 2004. – 168 с.



    V. НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ
    Семинар 13. Научное познание, его формы и уровни
    План занятия

    1. Понятие науки. Наука в ее историческом развитии. Классическая, неклассическая и постклассическая наука.

    2. Роль науки в жизни общества. Изменение содержания и характера труда человека в ходе развертывания научно-технического прогресса. Функции науки в индустриальном и постиндустриальном обществе.

    3. Специфика, структура и функции научного познания. Эмпирический и теоретический уровни исследования. Основные формы чувственного опыта и рационального мышления, их взаимосвязь.

    4. Понятия метода и методологии. Классификация методов научного познания. Проблема истины в научном познании.

    5. Специфика естественно-научного и гуманитарного знания. Современная научная картина мира. Проблема гуманизации научно-технического прогресса.


    Базовые понятия

    Абстракция, анализ, антисциентизм, верификация, гипотеза, дедукция, демаркация, идеализация, измерение, индукция, классическая наука, конвенционализм, корреспондентская истина, кумулятивизм, наблюдение, наука, научная революция, научно-технический прогресс, неклассическая наука, метод, методология, парадигма, пранаука, предположение, протонаука, рациональность, синтез, сциентизм, теория, факт, фальсификация, формализация, фундаментализм, эксперимент, эмпирическое знание, эпистемология, этика науки.
    Перечень тем докладов

    1. Этика науки.

    2. Синергетика как общенаучный метод познания.
    Задания для проверки уровня компетенций

    1. «Наука – не творчество, а послушание, её стихия – не свобода, а необходимость… Наука никогда не может быть освобождением человеческого духа».*

    Прокомментируйте высказывание Н.А. Бердява. Какие другие точки зрения на науку, её функции и роль в жизни человека Вы знаете?

    1. Раскройте представление Т. Куна о сути и взаимосвязи таких понятий, как «нормальная наука», «парадигма», «кризис парадигмы нормальной науки», «научная революция» (Т. Кун «Структура научных революций»).

    2. В какой последовательности выступают следующие формы научного познания в реальном научном процессе: теория, факт, гипотеза, проблема, научный факт, концепция? Объясните смысл этих понятий.


    Дополнительная литература

    1. Берков В. Ф. Философия и методология науки. – Минск : Новое знание, 2004. – 335 с.

    2. Границы науки / под ред. Л. А. Маркова. – M. : ИФ РАН, 2000. – 276 с.

    3. Лешкевич Т. Г. Философия науки: учеб. пособие для вузов. – М. : ИНФРА-М, 2006. – 272 с.

    4. ЛукашевичВ. К. Философия и методология науки: учеб. пособие для вузов. – Минск : Современная школа, 2006. – 320 с

    5. Микешина Л. А. Философия науки: учеб. пособие для вузов. – М. : Прогресс-Традиция, Флинта, 2005. – 464 с.

    6. Микешина Л. А. Философия науки: хрестоматия. – М. : Прогресс-Традиция, Флинта, 2009. – 992 с.

    7. Нелинейное мышление в науке и искусстве / отв. ред. В. А. Копцик. – М. : Прогресс-Традиция, 2002. – 496 c.

    8. Никифоров А. Л. Философия науки: теория и история. – М. : Эдиториал УРСС, 2010. – 256 с.

    9. Степин В. С. Философия науки. Общие проблемы: учебник для вузов. – М. : Гардарики, 2006. – 384 с.

    10. ТягуновС. И. Логика как искусство мышления: учеб. пособие для вузов. – СПб. : Изд-во СПб ГУЭФ, 2000. – 107 с.

    11. Философия науки: общий курс / под ред. С. А. Лебедева. – М. : Академический проект, 2004. – 544 с.

    12. Франк Ф. Философия науки. Связь между наукой и философией. – М. : Эдиториал УРСС, 2007. – 512 с.


    VI. ФИЛОСОФИЯ ЧЕЛОВЕКА
    Семинар 14. Философская антропология
    План занятия

    1. Философская антропология: понятие, предмет, основные подходы.

    2. Природа, сущность и предназначение человека. Философские проблемы антропосоциогенеза. Биологическое, психическое и социальное в человеке. Идеал гармоничного человека.

    3. Бытие человека в обществе: индивид, индивидуальность, личность. Идеология индивидуализма и конформизма. Эгоизм и альтруизм. Социальная природа отчуждения.

    4. Истоки экзистенциальных проблем и антиномичность человеческого бытия. Свобода и ответственность.

    5. Смысл жизни человека как философская проблема.


    Базовые понятия

    Альтруизм, антропология, бессмертие, власть, гедонизм, гуманизм, дух, духовность, душа, жизнь, индивид, индивидуальность, коммуникация, конформизм, личность, мораль, нравственность, ответственность, отчуждение, природа человека, свобода, смерть, смысл жизни, совесть, социализация, сущность и существование, человек, эвдемонизм, эгоизм, экзистенция.
    Перечень тем докладов

    1. Личность как философская категория.

    2. Реальность и человек в философии С. Л. Франка.

    3. Представления о совершенном человеке в различных культурах.


    Задания для проверки уровня компетенций

    1. Заполните таблицу.




    Проблема человека в философии

    Подходы

    Представители

    Характеристики

    Человек

    Личность

    Натурализм










    Теологизм










    Социоцентризм










    Антропоцентризм










    1. Исходя из основных идей философов, раскройте смысл высказываний: «Я мыслю, следовательно, я существую» (Р. Декарт), «Я страдаю, значит я существую» (Н. А. Бердяев).

    2. Дайте философский анализ следующих высказываний о свободе:

    а) «Свобода означает отсутствие сопротивления (под сопротивлением я разумею внешние препятствия для движения)… Из употребления слов «свобода воли» можно сделать заключение не о свободе воли, желания или склонности, и лишь о свободе человека, которая состоит в том, что он не встречает препятствий к совершению того, к чему влекут его воля, желания или склонности». (Т. Гоббс)

    б) Свобода приходит вместе с человеком… Она есть бытие человека… Индивид полностью и всегда свободен». (Ж.-П. Сартр)

    в) «Свобода есть познанная необходимость». (Б. Спиноза)

    1. «Если выбирать между Фаустом и Прометеем, я предпочитаю Прометея» — эта сентенция принадлежит О. Бальзаку. Прометей, открывший, если верить легенде, секрет огня человеку, стал символом технических и научных достижений цивилизации. Фауста же волновала проблема смысла земного существования и поиска счастья человека. Как бы вы решили эту дилемму? Аргументируйте свое решение.

    2. Составьте структурно-логическую схему, раскрывающую эволюцию представлений о человеке в истории философской мысли.


    Дополнительная литература

    1. Барулин В. С. Социально-философская антропология. Человек и общественный мир: учеб. пособие для вузов. – М. : Академический Проект, 2007. – 493 с.

    2. Вальверде К. Философская антропология. – М. : Эдиториал УРСС, 2000. – 412 с.

    3. Вишев И. В. Проблема жизни, смерти и бессмертия человека в истории русской философской мысли: монография. – М. : Академический Проект, 2005. – 430 с.

    4. Вульф К. Антропология: история, культура, философия. – СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2008. – 278 с.

    5. Гаранина О. Д. Философия человека. – М. : САЙНС-ПРЕСС, 2006. – 223 с.

    6. Губин В. Д., Некрасова Е. Н. Философская антропология: учеб. пособие для вузов. – М. : Форум, 2008. – 400 с.

    7. Гуревич П. С. Философская антропология: учеб. пособие. – М. : Омега-Л, 2008. – 607 с.

    8. Жирар Р. Насилие и священное. – М. : Новое лит. обозрение, 2010. – 433 с.

    9. Ильин В. В. Философская антропология: учеб. пособие. – М. : Кн. дом «Ун-т», 2008. – 231 с.

    10. Казеннов А. С. Основы философской антропологии: учеб. пособие для вузов. – СПб. : ЛГУ, 2009. – 135 с.

    11. Моторина Л. Е. Философская антропология: учеб. пособие. – М. : Академический Проект, 2009. – 269 с.

    12. Омельченко Н. В. Опыт философской антропологии: монография. – Волгоград : Изд-во Волгогр. гос. ун-та, 2005. – 211 с.

    13. Философская антропология. Человек многомерный: учеб. пособие. – М. : Юнити-Дана, 2010. – 351 с.

    Семинар 15. Человек в мире культуры
    План занятия

    1. Аксиология как философское учение о ценностях и ценностном отношении человека к миру. Понятия «ценность», «норма», «оценка».

    2. Классификация и иерархия ценностей. Ценности этические и эстетические, их соотношение. Основополагающие ценности человеческого бытия: Свобода, Любовь, Милосердие, Добро, Справедливость и т.д.

    3. Культура как ценностное измерение мира. Ценностные ориентации личности: потребности, интересы и цели. Факторы, влияющие на формирование и изменение ценностных ориентаций. Человек как творец самого себя.

    4. Ценностная ориентация религиозной личности. Проблема спасения человека. Тема Бога в истории философии. Религии в современном мире.

    5. Философский анализ проблем современной культуры. Россия в диалоге культур Запада и Востока.


    Базовые понятия

    Аксиология, антикультура, вестернизация, гедонизм, добро, идеал, истина, контркультура, красота, культура, инновация, искусство, массовая и элитарная культура, мораль, норма, нравственность, ответственность, оценка, религия, свобода, субкультура, традиция, утилитаризм, христианство, ценность, цивилизация, эвдемонизм, эстетика, этика.
    Перечень тем докладов

    1. Категория счастья в философии.

    2. Проблема эвтаназии.

    3. Философия здоровья.


    Задания для проверки уровня компетенций

    1. Дайте определения понятиям «аксиология», «этика» и заполните таблицу.




    Аксиология – …

    Этика – …

    Нравственные позиции

    Основные принципы

    Примеры

    Аскетизм







    Гедонизм







    Эгоизм







    Альтруизм







    Утилитаризм










    1. Альберт Швейцер так определяет главный принцип своей теории: «Добро – то, что служит сохранению и развитию жизни, зло есть то, что уничтожает жизнь или препятствует ей. Таким образом, жизнь представляет высшую ценность, она священна». Дайте свою оценку данному суждению. Какие еще философские высказывания о жизни вы знаете?

    2. «Различие между верой и неверием не есть различие между двумя противоположными по своему содержанию суждениями: оно лишь различие между более широким и более узким горизонтом. Верующий отличается от неверующего не так, как человек, который видит белое, отличается от человека, который на том же месте видит чёрное; он отличается так, как человек с острым зрением – от близорукого или музыкальный человек от немузыкального»*.

    Согласны ли Вы с позицией С. Л. Франка о различии между верой и неверием? Прокомментируйте, приведите примеры.

    1. В чем красота и правда жизни по Шекспиру?

    «Когда твое чело избороздят

    Глубокими следами сорок зим,

    Кто будет помнить царственный наряд,

    Гнушаясь жалким рубищем твоим?

    И на вопрос: «Где прячутся сейчас

    Остатки красоты веселых лет?» -

    Что скажешь ты? На дне угасших глаз?

    Но злой насмешкой будет твой ответ.

    Достойней прозвучали бы слова:

    «Вы посмотрите на моих детей.

    Моя былая свежесть в них жива.

    В их оправданье старости моей».

    Пускай с годами стынущая кровь,

    В наследнике твоем пылает вновь.

    Я не по звездам о судьбе гадаю

    И астрономия не скажет мне,

    Какие звезды в небе к урожаю,

    К чуме, пожару, голоду, войне.

    Не знаю я, ненастье иль погоду

    Сулит зимой и летом календарь,

    И не могу судить по небосводу,

    Какой счастливей будет государь.

    Но вижу я в твоих глазах предвестье,

    По неизменным звездам узнаю

    Что правда с красотой пребудут вместе,

    Когда продлишь в потомках жизнь свою.

    А если нет, — под гробовой плитою

    Исчезнет правда вместе с красотою»*.

    1. Есть ли выбор у человека перед лицом вечного вопроса: «быть или не быть»? В какой мере разрешена возникающая здесь коллизия?

    «Быть иль не быть, вот в чем вопрос.

    Достойно ль

    Душе терпеть удары и щелчки

    Обидчицы-судьбы иль лучше встретить

    С оружьем море бед и положить конец волненьям?

    Умереть. Забыться.

    И все. И знать, что этот сон — предел

    Сердечных мук и тысячи лишений,

    Присущих телу. Это ли не цель

    Желанная? Скончаться. Сном забыться.

    Уснуть. И видеть сны? Вот и ответ.

    Какие сны в том смертном сне приснятся,

    Когда покров земного чувства снят?

    Вот объясненье. Вот что удлиняет

    Несчастьям нашим жизнь на столько лет.

    А то кто снес бы униженье века,

    Позор гоненья, выходки глупца,

    Отринутую страсть, молчанье права,

    Надменность власть имущих и судьбу

    Больших заслуг перед судом ничтожеств,

    Когда так просто сводит все концы

    Удар кинжала? Кто бы согласился

    Кряхтя, под ношей жизненной плестись,

    Когда бы неизвестность после смерти,

    Боязнь страны, откуда ни один

    Не возвращался, не склоняла воли

    Мириться лучше со знакомым злом,

    Чем бегством к незнакомому стремиться.

    Так всех нас в трусов превращает мысль.

    Так блекнет цвет решимости природной

    При тусклом свете бледного ума,

    И замыслы с размахом и почином

    Меняют путь и терпят неуспех

    У самой цели»**.


    Дополнительная литература

    1. Белов В. Н. Введение в философию культуры. – М. : Академический Проект, 2008. – 239 с.

    2. Барышков В. П. Аксиология личностного бытия. – М. : Логос, 2005. – 192 с.

    3. Ивин А. А. Аксиология. – М. : Высшая школа, 2006. – 390 с.

    4. Макинтаир А. После добродетели: Исследования теории морали. – М. : Академический проект, 2003. – 384 с.

    5. Марков Б. В. Культура повседневности: учеб. пособие для вузов. – СПб. : Питер, 2008. – 352 с.

    6. Мчедлов М. П. Российская цивилизация: Этнокультурные и духовные аспекты: энциклопедический словарь. – М. : Республика, 2001. – 543 с.

    7. Панарин А. С. Русская культура перед вызовом постмодернизма. – М. : ИФ РАН, 2005. – 188 с.

    8. Пивоев В. М. Философия культуры: учеб. пособие для вузов. – М. : Академический проект, 2009. – 426 с.

    9. Сергеева А. В. Русские: стереотипы поведения, традиции, ментальность. – М. : Флинта; Наука, 2006. – 320 с.

    10. Франк С. Л. Духовные основы общества. – М. : Республика, 1992. – 511 с.
    11. Шрейдер Ю. А. Ценности, которые мы выбираем. Смысл и признаки ценностного выбора. – М. : Эдиториал УРСС, 2010. – 208 с.




    1. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ


    Семинар 16. Общество как объект философского исследования
    План занятия

      1. Общество как продукт взаимодействия людей и способ бытия человека. Социальный детерминизм и его специфика. Исторические формы общности людей: род, племя, народность, нация. Основные закономерности этногенеза.

      2. Общественное бытие и общественное сознание. Понятие способа производства. Общественно-экономическая формация; базис и надстройка. Общественные отношения, их исторические типы, формы и виды.

      3. Структура общественного сознания. Идеология и общественная психология. Формы общественного сознания.

      4. Понятие социальных институтов общества. Политическая культура общества. Государство: его сущность и функции.

      5. Социальная справедливость как цель государства, как нравственная и правовая ценность. Национальность и гражданственность как формы социальных отношений. Понятие социального равенства. Национальное самосознание и национализм. Либеральное сознание и глобализм.


    Базовые понятия

    Волюнтаризм, географический детерминизм, государство, геополитика, гражданское общество, гражданственность, деятельность, идеология, индивидуализм, классы, либерализм, масса, народ, народность, национализм, национальность, нация, общество, общественное сознание, общественно-экономическая формация, общественные отношения, пассионарная теория этногенеза, племя, политическая культура, род, социальная группа, социальная стратификация, социальная философия, социальный детерминизм, способ производства, толпа, фатализм, цивилизация, экономический детерминизм, этногенез, этнос.
    Перечень тем докладов

    1. Человек в обществе: проблема социализации.

    2. Массовое сознание и идеология.

    3. Этногенез. Теория Л. Н. Гумилева.


    Задания для проверки уровня компетенций

    1. Общество в целом, отдельные классы, социальные слои и организации смотрят на мир сквозь призму своих социальных интересов. Под воздействием общественных интересов образуется определенное видение мира. Вот этот механизм видения, а также его результаты, созданные под воздействием общественных интересов, называют общественным сознанием.

    Попытайтесь из сказанного сформулировать общее определение общественного сознания.

    1. Формирование образа врага – это сознательное манипулирование общественным мнением. Как Вы относитесь к этому явлению? Приведите примеры в доказательство своего мнения.

    2. Дайте анализ следующему положению: «Существенное отличие человеческого общества от общества животных состоит в том, что животные в лучшем случае собирают, между тем как люди производят. Уже одно это, правда, основное, различие делает невозможным простое перенесение законов животного общества на человеческое общество».*

    а) Почему это отличие Ф. Энгельс считаем основным?

    б) В силу каких причин невозможно перенесение закона из области биологии на социальную жизнь?

    1. «Название «Социология» в первый раз было предложено Контом для обозначения науки об обществе. Я тоже принял этот термин… Что такое общество? Мы имеем полное право смотреть на общество как на особое бытие… ибо хотя оно и слагается из отдельных… единиц, однако же постоянное сохранение, в течение целых поколений и даже веков, известного общественного сходства в группировке этих единиц, в пределах занимаемой каждым обществом местности, указывает на конкретность составляемого ими агрегата. И эта-то именно черта и доставляет нам нашу идею об обществе… Общество есть организм… Постоянные отношения между членами общества аналогичны постоянным отношениям между частями живого существа»*.

    а) В чем несостоятельность организмической концепции общества?

    б) Что для понимания целостности общества дает его уподобление организму?

    в) Как с понятием организма связывается идея сложной дифференциации и организации общественной жизни?
    Дополнительная литература

    1. АлексеевП. В. Социальная философия: учеб. пособие для вузов. – М. : ООО «ТК Велби», 2003. – 256 с.

    2. Барулин В. С. Социальная философия: учебник для вузов. – М. : Фаир-Пресс, 2002. – 565 с.

    3. ГидденсЭ. Устроение общества. Очерк теории структурации. – М. : Академический проект, 2005. – 528 с.

    4. Гобозов И. А. Социальная философия. – М. : Академический проект, 2007. – 352 с.

    5. Горюнов В. П. Философия общества: учеб. пособие для вузов. – М.: Гардарики, 2005. – 442 с.

    6. Гринин Л. Е. Производительные силы и исторический процесс. – М. : ФГУП «ИПК Царицын», 2003. – 272 с.

    7. Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. – М. : Айрис-Пресс, 2011 г. – 560 с.

    8. Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием. – М. : Алгоритм-Эксмо, 2006. – 864 с.

    9. Крапивенский С. Э. Социальная философия: учебник для вузов. – М. : Владос, 2004. – 416 с.

    10. Пигров К. С. Социальная философия: учебник для вузов. – СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005. – 296 с.

    11. Попкова Н. В. Философия техносферы. – М. : Либроком, 2009. – 344 с.

    12. Сорокин П. А. Кризис нашего времени. Социальный и культурный обзор. – М. : ИСПИ РАН, 2009. – 388 с.


    Семинар 17. Философия истории
    План занятия

    1. Общественно-историческая практика: социальные потребности, интересы и ценности. Диалектика объективного и субъективного, стихийного и сознательного в обществе. Роль субъективного фактора в истории.

    2. Направленность истории и ее смысл. Движущие силы истории: личность, народ, массы. Идея закономерности в истории (прогресс, регресс, стагнация). Социальное время и пространство.

    3. Понятие цивилизации. Типы цивилизаций (доиндустриальный, индустриальный, постиндустриальный). Феномен информационного общества. Признаки и противоречия современной технической цивилизации.

    4. Основные факторы социальной динамики: геоклиматический, демографический, технико-технологический и др.

    5. Формационный и цивилизационный подходы к анализу общества как проявление линейных и нелинейных интерпретаций исторического процесса. Волновая модель общественного развития.


    Базовые понятия

    Антиглобализм, глобализация, доиндустриальное общество, волюнтаризм индустриальное общество, информационное общество, история, общественно-экономическая формация, постиндустриальное общество, прогресс, социальная динамика, социальное время, социальное пространство, социальный прогресс, способ производства, стагнация, техногенная цивилизация, фатализм, философия истории, цивилизация.
    Перечень тем докладов

    1. Роль личности в истории.

    2. Добро и зло в истории.

    3. Место России в современном мире.


    Задания для проверки уровня компетенций

    1. Есть ли в человеческой истории смысл, цель, направленность? Предполагает ли концепция прогресса наличие этих факторов в истории?

    2. Заполните таблицу. Распределите в три группы имена мыслителей, понимавших по-разному исторический процесс и его суть: Кондорсе, Маркс, Гегель, Тойнби, Тюрго, Платон, Аристотель, Конт, Ленин, Данилевский, Шпенглер, Вико.




    Понимание исторического процесса


    Концепции

    Сущность концепции

    Мыслители

    Циклическая







    Линейная







    Спиралевидная










    1. Сопоставьте цивилизации Запада и Востока, найдите общее и особенное в их развитии.



    Дополнительная литература

    1. Арон Р. Избранное: Введение в философию истории. – М. : Университетская книга, 2000. – 543 с.

    2. Гинзбург К. Мифы – эмблемы – приметы: морфология и история. – М. : Новое издательство, 2004. – 348 с.

    3. Губин В. Д., Стрелков В. И. Власть истории. Очерки истории философии истории. – М. : РГГУ, 2007. – 330 с.

    4. Мегилл А. Историческая эпистемология. – М. : Канон+, 2007. – 480 с.

    5. Мейнеке Ф. Возникновение историзма. – М. : РОССПЭН, 2004. – 480 с.

    6. Нисбет Р. Прогресс: История идеи. – М. : ИРИСЭН, 2007. – 560 с.

    7. Назаретян А. П. Цивилизационные кризисы в контексте универсальной истории. – М. : Мир, 2004. – 368 с.

    8. Панарин А. С. Стратегическая нестабильность в XXI веке. – М. : ЭКСМО; Алгоритм, 2009. – 640 с.

    9. Пантин В. И. Циклы и волны глобальной истории. Глобализация в историческом измерении. – М. : Новый век, 2003. – 276 с.

    10. Реймон А. Введение в философию истории. – М. : Университетская книга, 2000. – 364 с.

    11. Семенов Ю. И. Политарный («азиатский») способ производства: сущность и место в истории человечества и России. Философско-исторические очерки. – М. : Либроком, 2011. – 376 с.

    12. Семенов Ю. И. Философия истории. Общая теория, основные проблемы, идеи и концепции от древности до наших дней. – М. : Современные тетради, 2003. – 776с.

    13. Философия истории / под ред. А. С. Панарина. – М. : Гардарики, 2001. – 432 с.

    14. Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек. – М. : АСТ, 2005. – 588 с.


    Семинар 18. Будущее человечества: проблемы и перспективы

    современной цивилизации
    План занятия

    1. Природа как объект философского и научного анализа. Природные (биологические, географические, демографические) предпосылки развития человеческого общества. Природа как естественная и искусственная среда обитания человека. Понятие биосферы и ноосферы.

    2. Глобализация как процесс формирования нового миропорядка и объект социально-философского познания. Альтернативы глобализации. Современные антиглобалистские движения.

    3. Человечество в начале ХХІ века: проблемы и противоречия. Глобальные проблемы современности и основные подходы к их решению. Идея единства человека и природы.

    4. Специфика духовной ситуации наших дней. Средства массовой информации как способ программирования потребностей и фактор формирования унифицированного человеческого материала.

    5. Будущее человечества и перспективы развития мировой цивилизации. Духовно-экологическая цивилизация как идеал и цель развития общества.

    Базовые понятия

    Алармизм, антиутопия, биосфера, витализм, гилозоизм, глобализация, глобальные проблемы, демографические проблемы, духовно-экологическая цивилизация, коэволюция, научно-техническая революция, ноосфера, природа, социальный прогноз, футурология, экологические проблемы, экологический оптимизм, экологический императив, экологический пессимизм, экология, экоцид.
    Перечень тем докладов

    1. Возникновение жизни на Земле.

    2. Современный экологический кризис: истоки и пути преодоления.

    3. Сценарии будущего человечества.


    Задания для проверки уровня компетенций

    1. Дайте определение понятию «глобальные проблемы современности» и заполните таблицу.




    Глобальные проблемы – …


    Группа глобальных проблем

    Разновидности

    Характеристика

    Перспективы

    решения

    Интерсоциальные проблемы










    Проблемы взаимоотношения человека и природы










    Проблемы взаимоотношения человека и общества










    1. Сравните следующие два высказывания Н.А. Бердяева и ответьте на вопросы:

    а) Что тревожит мыслителя, воспевшего человеческую свободу, позволившую создать мир машин?

    б) Что значит «иррациональные последствия» рациональной деятельности человека? В чем их опасность?

    в) Что делать человеку дальше? Как жить ему в созданном механическом мире, который существует по своим законам и несет человеку несвободу? Как остаться человеком?

    «Техника есть обнаружение силы человека, его царственного положения в мире. Она свидетельствует о человеческом творчестве и изобретательности и должна быть призвана ценностью и благом». «В мире техники человек перестает жить прислоненным к земле, окруженным растениями и животными. Он живет в новой металлической действительности, дышит иным, отравленным воздухом. Машина убийственно действует на душу… Современные коллективы – не органические, а механические… Техника рационализирует человеческую жизнь, но рационализация эта имеет иррациональные последствия».

    1. Сравните содержание понятий «социальная утопия», «пророчество» и «футурологический прогноз» и приведите соответствующие примеры.

    2. Изложите Ваше представление о будущем общества и человека. Форма изложения по выбору студента: научная, трактат, литературно-художественная (стихи, эссе, рассказ и т.п.), рисунок.


    Дополнительная литература

    1. Акимов А. В. 2300 год: Глобальные проблемы и Россия. – М. : Восточный университет, 2008. – 256 с.

    2. Арлычев А. Н. Социал-гуманистическое общество – будущее человечества. – М. : Либроком, 2009. – 104 с.

    3. Бауман З. Текучая современность. – СПб. : Питер, 2008. – 240 с.

    4. Бек У. Общество риска: на пути к другому модерну. – М. : Прогресс-Традиция, 2000. – 384 с.

    5. Борийяр Ж. Общество потребления. – М. : Республика, 2008. – 288 с.

    6. Валлерстайн И. После либерализма. – М. : Эдиториал УРСС, 2003. – 256 с.

    7. Ермалавичюс Ю. Ю. Будущее человечества: научный анализ и прогноз. – М. : Корина-офсет, 2009. – 488 с.

    8. Ильин В. В. Россия в системе мировых цивилизаций. – М. : КДУ, 2009. – 200 с.

    9. МунтянМ. А., УрсулА. Д. Глобализация и устойчивое развитие: учеб. пособие. – М. : Ступени, 2003. – 304 с.
    10. 1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


    написать администратору сайта