Главная страница
Навигация по странице:

  • Диалектический материализм

  • Естествознание

  • Западничество

  • Интровертивный и экстравертивный

  • Интуитивизм

  • Исторический материализм

  • Кантианство

  • Картезианство

  • Категорический императив

  • Кибернетика

  • Классическая немецкая философия

  • Конвенциализм

  • Консерватизм

  • Конфуцианство

  • Космогенез

  • Космоцентризм

  • Кумулятивизм

  • Логика

  • Материализм

  • Ментальность

  • Философия. Семинарские занятия_Философия (1). Учебнометодические материалы для семинарских занятий


    Скачать 0.74 Mb.
    НазваниеУчебнометодические материалы для семинарских занятий
    АнкорФилософия
    Дата25.03.2022
    Размер0.74 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаСеминарские занятия_Философия (1).doc
    ТипСеминар
    #416517
    страница9 из 12
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   12

    Деизм (лат. deus «Бог») – понятие, противостоящее теизму, в основе которого находится представление о божественном провидении, постоянной связи человека и бога. По деизму, бог сотворил мир, но после этого не вмешивается в его процессы и события. Родоначальником деизма считают англичанина лорда Черберри (XVII в.), деистами были Вольтер, Кант, Ломоносов.

    Детерминизм (лат. determino «определяю») – философское учение, в основе которого лежит положение о существовании причинности, т. е. такой связи явлений, в которой одно явление (причина) порождает с необходимостью другое (следствие).

    Джайнизм – ведущая индийская кастовая религия, для которой характерны: аскетизм, запрещение убийств живых существ и причинение им вреда, сохранение веры в перевоплощение душ. Джайнизм основан в 6 веке до н.э. Джиной (Махавирой).

    Диалектика (греч. dialektike (techne) «искусство вести беседу, спор») – учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания и основанный на этом учении метод мышления.

    Диалектический материализм – философия, основывающаяся на принципах материального единства мира, рассматривающая его как проявление законов диалектики (единства и борьбы противоположностей). В 20 столетии был официальной философской доктриной марксизма-ленинизма.

    Догматизм (греч. dogma «мнение», «постановление») – способ мышления, оперирующий догмами (считающимися неизменными вечными положениями, не подвергаемыми критике) и опирающийся на них.

    Дуализм (лат. dualis «двойственный») – философское учение, признающее равноправными два начала: идеальное и материальное. Противостоит монизму.

    Дхарма (санскр. «порядок», «уклад», «установление») – «сакральный порядок», идеальная парадигма социально-политического устройства. Важнейший термин индуистской традиции. Вся индусская цивилизация имеет общую сверх-цель – соответствие «дхарме». В более узком кастовом смысле, «дхарма» – ритуальная жизненная цель высшей касты, брахманов.

    Естествознание – науки о природе, в том числе и о человеке как ее части.

    Жень – в конфуцианстве – нравственный принцип, согласно которому основой отношений между людьми являются уважение и любовь к старшим по возрасту и общественному положению.

    Западничество – течение русской общественной мысли, сложившееся в 40-х годах XIX века. Его объективный смысл заключался в борьбе с крепостничеством и в признании «западного», то есть буржуазного пути развития России.

    Идеализм (фр. idéalisme, от греч. idéa «идея») – общее обозначение филос.учений, утверждающих, что сознание, мышление, психическое, духовное первично, основоположно, а материя, природа, физическое вторично, производно, зависимо, обусловлено. Не путать со словом «идеал». В философском смысле идеализм в этической области означает отрицание обусловленности морального сознания общественным бытием и признание его первичности.

    Идея (греч «idea») – философский термин, означающий «небесный прообраз» вещи, духовную матрицу, чьим телесным воплощением являются предметы и существа земной реальности.

    Имманентное (лат. immanens, род. падеж immanentis «пребывающий в чём-либо») – понятие, означающее то или иное свойство, внутренне присущее предмету или явлению.

    Индивидуализм (франц. individualizme, от лат. individuum «неделимое») – тип мировоззрения, сутью которого является в конечном счете абсолютизация позиции отдельного индивида в его противопоставленности обществу, причем не какому-то определенному социальному строю, а обществу вообще, миру в целом.

    Индуизм – древнейшая религия, одна из наиболее крупных по числу последователей. Основа индуизма – кастовая система и принадлежность к единой традиции, имеющей очень большое число вариаций. В рамках индуизма существует множество философских и религиозных систем, подчас фундаментально различающихся между собой. Все индуисты почитают в качестве священных книг «Веды», а также большее количество комментаторской литературы, имеющей сложную иерархию.

    Индукция (лат. inductio «наведение») – логическое умозаключение от единичных данных к общему выводу. По своему характеру индукция противоположна дедукции. Индукция бывает полной, когда для получения общего вывода рассмотрены все сходные случаи, и не полной, когда все сходные случаи не представляется возможным рассмотреть.

    Интеллигибельный (лат. intelligibilis «умопостигаемый»), сверхчувственный – философский термин, обозначающий объект, постигаемый только умом и не доступный чувственному восприятию. Такими объектами в истории философии были идеи Платона, бестелесные сущности, усматриваемые умом. У Канта интеллигибельными являются «вещи в себе», ноумены, которые могут мыслиться, но не могут познаваться.

    Интровертивный и экстравертивный (лат. intro «внутрь», extra «вне, снаружи» и verto «поворачиваю, обращаю») – обращенный внутрь и обращенный вовне, психологическая характеристика двух типов личности: направленной соответственно на внутренний мир мыслей и переживаний, самоуглубленной, и направленной на внешний мир и деятельность в нем, отличающейся преобладающим интересом к внешним обьектам. Понятия введены К.Г.Юнгом.

    Интуитивизм – идеалистическое течение в философии, усматривающее в интуиции единственно достоверное знание.

    Интуиция (лат. intuitio «пристально смотрю») – способность постижения истины путём прямого её усмотрения без обоснования с помощью доказательства. У разных философов в истории философии это понятие включало разное содержание: интуиция как форма непосредственного интеллектуального знания у Декарта; как инстинкт – у Бергсона, как бессознательный первопринцип творчества – у Фрейда.

    Инь и ян (кит., букв. «темное и светлое») – категории китайской философии, выражающие идею универсального дуализма мира: пассивное и активное, мягкое и твердое, внутреннее и внешнее, женское и мужское, земное и небесное.

    Иррационализм (лат. irrationalis «неразумный бессознательный») – направление философии, в котором ограничивается или вообще отрицается познавательная сила разума. Сущность бытия при этом понимается как недоступная разуму, принципиально отличная от него. Чаще всего к иррационализму принадлежат субъективно–идеалистические учения, например, философия жизни (Шопенгауэр, Ницше, Бергсон), экзистенциализм (Сартр, Камю, Хайдеггер и т.д.).

    Ислам (мусульманство) – последняя из трех монотеистических религий, основана пророком Мухаммедом (отсюда другое название – «магометанство»). Священной книгой признает «Коран», в котором, по мнению мусульман, «исправлены» некоторые положения иудейской «Торы» и христианского «Евангелия». Настаивает на том, что между Богом (Аллахом) и верующим не должно быть посредников. Категорически осуждает язычество (неверных).

    Исторический материализм – часть марксистко-ленинской философии, основанной на распространении принципов и законов диалектического материализма на общество.

    Кантианство – совокупность философских учений, популяризирующих учение Канта.

    Карма (санскр. karman «действие, дело, жребий») – закон воздания, одно из центральных понятий индуистской философии, дополняющее доктрину перерождения.

    Картезианство (от Картезий, Cartesius латинизиров. имени Декарта) – термин, используемый для обозначения учения самого Декарта и учений его последователей.

    Категории (греч. kategoria «высказывание») – предельно общие философские понятия, отражающие наиболее существенные связи и отношения действительности и познания. Первые категории возникли в философских учения древности, и их авторы пытались с помощью этих категорий выявить принципы бытия: бытие, идея, сущность, количество, качество, отношение и т. д.

    Категорический императив (лат. imperativus «повелительный») – термин, введенный Кантом в «Критике практического разума» и обозначающий основной закон его этики. Главный смысл которого в абсолютизации морального поведения человека, видящего в другом человеке всегда цель и никогда средство.

    Кибернетика (от греч. kybernetike «искусство управления», от kybernao «правлю рулём, управляю») наука о процессах и законах управления, протекающих в сложных динамических системах природы, общества и человеческой культуры на основе использования информации.

    Кинизмфилософское учение, согласно которому наилучшая жизнь – это естественное, свободное от обладания чем бы то ни было, избавленное от условностей и прочих искусственных сложностей существование, подобное жизни собаки. Родоначальником считается ученик Сократа Антисфен, ярким представителем – Диоген Синопский.

    Классическая немецкая философия – философия Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля и Фейербаха.

    Коммунизм – политическое учение, разработанное Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом. Легло в основу политической теории и практики большевиков (В.Ленин). С 1917 по 1991 был господствующей идеологией СССР. Настаивает на радикальном свержении буржуазного строя, создании на его месте социалистического общества (с полным контролем социалистического государства над хозяйственной деятельностью, политикой, культурой и т.д.) с последующим построением общества коммунистического. Предполагает постепенное отмирание государства, искоренение всех видов неравенства, создание на земле идеальных условий существования.

    Конвенциализм (лат. conventio «соглашение») – направление в философском истолковании науки, согласно которому в основе научного знания лежат конвенции (соглашения) между учеными.

    Консерватизм (лат. conservo «сохраняю») – идейное течение, противостоящее прогрессивным тенденциям общественного развития.

    Конформизм (позднелат. conformis «подобный», «сообразный») – термин, обозначающий приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка вещей.

    Конфуцианство – этико-политическое учение в Китае. Основы конфуцианства были заложены в VI веке до н.э. Конфуцием. Соответствовало интересам наследственной аристократии. Конфуцианство объявляло власть правителя священной, а разделение людей на высших и низших («благородных мужей» и «мелких людишек») – всеобщим законом справедливости.

    Концептуализм (лат. conceptus «понятие») – философское учение, которое, не приписывая общим понятиям самостоятельной онтологической реальности, вместе с тем утверждает, что они воспроизводят объединяемые в человеческом уме сходные признаки единичных вещей. Пьер Абеляр утверждал, что в единичных предметах существует нечто общее, на основе чего возникает концепт, выраженный словом. Джон Локк объяснял происхождение универсалий, общих понятий деятельностью разума.

    Космизм (греч. kosmos «организованный мир», kosma «украшение») – философское мировоззрение, в основе которого располагается знание о Космосе и представление о человеке как «гражданине Мира» (киники, стоики, Кант, Мамардашвили), а также о микрокосмосе, подобном Макрокосмосу.

    Космогенез – сам процесс образования и становления мира.

    Космология (греч. kosmos – «порядок, строй, мир» и logos – «слово, учение») – учение о происхождении мира, о процессе его становления, который привел к его современному состоянию.

    Космос (греч. kosmos «порядок, строй, мир») – в переводе с древнегреческого означает «порядок». Космос или порядок в античной философии противопоставлялся Хаосу как беспорядку, смещению.

    Космоцентризм – мировоззрение, согласно которому космос мыслится как структурно организованное и упорядоченное целое, а человек как часть этого мира, как микрокосм.

    Креационизм (лат. creatio «сотворение») – религиозное учение о сотворении мира богом из ничего. Характерен для теистических религий – иудаизма, христианства, ислама.

    Культура (лат. cultura «возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание») – специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе. Существует более 500 определений этого слова.

    Кумулятивизм (лат. cumulatio «увеличение», «совершенствование») – основополагающий принцип классической эпистемологии, в соответствии с которым прогресс науки состоит в добавлении новыхнеизменных истин к массиву приобретенного ранее знания.

    Ламаркизм – первая целостная концепция эволюции живой природы, сформулированная Ж.Б. Ламарком. По Ламарку, виды животных и растений постоянно изменяются, усложняясь в своей организации в результате влияния внешней среды и некоего внутреннего стремления всех организмов к усовершенствованию. Ламарк первым провозгласил принцип эволюции всеобщим законом живой природы.

    Легизм (лат. lex «закон») – принятое в западной науке обозначение древнекитайского философского течения фа цзя («школа закона»).

    Легитимация (лат. lex «закон») – правовое законодательное оформление политического, социального или экономического явления, придание какому-то политическому, социальному, административному или экономическому явлению правового, законного статуса.

    Либерализм (лат. libartas «свобода») – экономико-политическая философия, считающая, что главным социальным субъектом является хозяйствующий индивидуум, способный максимально реализовать свои возможности в условиях свободного рынка. Либерализм настаивает на минимизации участия государства в хозяйственной жизни граждан.

    Либидо – в психоаналитической теории – инстинктивная сексуальная энергия человека. По Фрейду либидо является главной движущей силой, заставляющей человека заниматься всеми видами активной деятельности. В широком смысле – форма энергии, которой заряжаются все психические процессы и структуры.

    Личность – продукт общественного развития и включения индивидов в систему социальных отношений посредством активной предметной деятельности и общения. Формирование личности происходит в процессах социализации индивидов и направленного воспитания: освоения социальных норм и функций.

    Логика – совокупность наук о законах и формах правильного мышления.

    Логос – термин древнегреческой философии, означающий одновременно «слово» (высказывание, речь) и «понятие» (суждение, смысл). Гераклит, впервые использовавший его, называл логосом «вечную и всеобщую необходимость».

    Майевтика (греч. maieutike «повивальное искусство») – так называл свой метод Сократ, видевший свою задачу в том, чтобы в процессе дискуссии, ставя всё новые и новые вопросы, побуждать своих собеседников самим находить, «рождать» истину. Сократ считал, что, помогая рождению истины в других людях, он делает в нравственной области то, что делала его мать-повитуха.

    Материализм (лат. materialis «вещественный») – направление в философии, утверждающее первичность материи, природы и вторичность сознания, мышления.

    Материя это объективная реальность, данная человеку в его ощущениях (В.И. Ленин).

    Медитация (лат. meditatio «размышляю») – умственное действие, направленное на приведение психики человека в состояние углубленной сосредоточенности. Существует культовая, религиозно-философская, психотерапевтическая, дидактическая, медитативная практика. В античной философии медитация выступала как необходимая предпосылка теоретического мышления. Большую роль медитация играет в школах современного психоанализа, ставящих целью интеграцию личности.

    Ментальность (лат. mens «разум») – мыслительная способность человека. Природа, онтология и структура мыслительного процесса в разных философских школах определяются различно.

    Метафизика (греч. metaphysic «то, что после физики») – учение о сверхчувственных принципах и началах бытия. Термин был введен систематизатором произведений Аристотеля Андроником Родосским в I в. до н.э. В истории философии долгое время употреблялся как синоним философии.
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   12


    написать администратору сайта