Философия. Семинарские занятия_Философия (1). Учебнометодические материалы для семинарских занятий
Скачать 0.74 Mb.
|
Сократ (ок. 469 до н.э. – 399 до н.э.) – древнегреческий философ из Афин, один из родоначальников диалектики. Отыскивал истину путем постановки наводящих вопросов (сократический метод). Излагал свое учение устно; главный источник сведений о его учении – сочинения его учеников Ксенофонта и Платона. Соловьев Владимир Сергеевич (1853–1900) – российский религиозный философ, поэт, публицист. В учении Соловьева об универсуме как «всеединстве» христианский платонизм переплетается с идеями новоевропейского идеализма, особенно Ф. В. Шеллинга, естественнонаучным эволюционизмом и неортодоксальной мистикой (учение о мировой душе и др.). Проповедовал утопический идеал всемирной теократии, крах которого привел к усилению эсхатологических настроений Соловьева. Оказал большое влияние на русскую религиозную философию и поэзию русских символистов (особенно стихи Соловьева софийного периода). Спенсер, Герберт (1820–1903) – английский философ и социолог, один из родоначальников позитивизма, основатель органической школы в социологии; идеолог либерализма. Развил механистическое учение о всеобщей эволюции; в этике – сторонник утилитаризма. Внес значительный вклад в изучение первобытной культуры. Основное сочинение – «Система синтетической философии» (1862–96). Спиноза, Бенедикт (1632–1677) – великий голландский философ, один из крупнейших рационалистов 17 в. Главными его произведениями являются «Богословско-политический трактат» (Tractatus Theologico-Politicus), опубликованный анонимно в Амстердаме в 1670, и «Этика» (Ethica), начатая в 1663 и законченная в 1675, но изданная только в 1677 на латинском языке в книге «Посмертные произведения» (Opera Posthuma) вместе с незаконченными трактатами о научном методе («Трактат об усовершенствовании разума», Tractatus de Emendatiae Intellectus), о политической теории (Tractatus Politicus), грамматикой древнееврейского языка (Compendium Grammatices Linguae Hebraeae) и письмами. Фалес (ок. 625–547 до н.э.) – родоначальник античной философии и науки, основатель Милетской школы, объяснял мир как превращение единой первоосновы – воды, ввел в научной оборот логическое доказательство. Федотов Георгий Петрович (1886–1951) – философ, историк, публицист. Основные исследования посвящены истории средневековой культуры, преимущественно русской. Его философская публицистика содержит размышления о смысле и перспективах истории, назначении и судьбах культуры и цивилизации, религии и церкви, раздумья об историческом прошлом России, также о ее месте между Востоком и Западом. Главное условие духовного и национального возрождения России, находившейся под игом «сталинократии» (термин Федотова), видел в создании политической свободы и в освоении духовного, культурного, наследия России при одновременном сохранении европейского измерения ее духовности. Фейерабенд, Пауль (Пол) (1924–1994) – американский философ и методолог науки. Родился в Австрии. С 1952 в Великобритании, с 1958 в США. В концепции «эпистемологического анархизма» обосновывает плюрализм в методологии научного познания и тезис о несоизмеримости теорий (ученый может выдвигать свои собственные теории, игнорируя критику). Наука, по Фейерабенду, иррациональна, не отличается от мифа и религии и является одной из форм идеологии. Фейерабенд резко критиковал позитивистскую методологию. Фейербах, Людвиг Андреас (1804–1872) – немецкий философ, один из основоположников материалистической диалектики. Учился в Берлинском университете у Гегеля. В начальный период находился под его влиянием. Представлял крайне левое направление гегельянства. Позже стал сторонником материализма. В 1830 году за книгу «Мысли о смерти и бессмертии», в которой отвергалась идея бессмертия души, ему было запрещено преподавание. Флоренский Павел Александрович (1882–1937) – русский философ, богослов, искусствовед, литературовед, математик и физик. Оказал существенное влияние на творчество Булгакова, особенно заметное в романе «Мастер и Маргарита». Фома Аквинский (1225–1274) – философ и теолог, систематизатор ортодоксальной схоластики, учитель церкви, Doctor Angelicus, Doctor Universalis, «princeps philosophorum» («князь философов»), основатель томизма, член ордена доминиканцев; с 1879 года признан наиболее авторитетным католическим философом. Фрейд, Зигмунд (1856–1939) – австрийский врач-психиатр и психолог, основатель психоанализа, развил теорию психосексуального развития индивида. Хайдеггер, Мартин (1889–1976) – немецкий философ, один из создателей и лидеров экзистенциальной философии. Доктор философии (1913), профессор Марбургского (1923) и Фрейбургского (1928) университетов. Занимался теологией, математикой и естествознанием, испытал воздействие философии Ф. Брентано, Вильгельма Дильтея, с 1916 г. работал ассистентом Э. Гуссерля. В 1927 г. опубликовал работу «Бытие и время», ставшую его основным философским произведением. Исследовал ряд актуальных проблем человеческого существования, в т. ч. вопросы бытия и его структуры, временности, конечности, смысла, заброшенности, одиночества, тревоги, заботы, страха, свободы, истины и др. Шеллинг, Фридрих Вильгельм Йозеф фон (1775–1854) – философ, представитель немецкой классической философии. Был близок йенским романтикам. Выдающийся представитель идеализма в новой философии. Шестов Лев (1866–1938) – российский философ и писатель. С 1895 преимущественно жил за границей (в Швейцарии и Франции). В своей философии, насыщенной парадоксами и афоризмами, Шестов восстал против диктата разума (общезначимых истин) и гнета общеобязательных нравственных норм над суверенной личностью. Традиционной философии он противопоставил «философию трагедии» (в центре которой – абсурдность человеческого существования), а философскому умозрению – откровение, которое даруется всемогущим Богом. Шестов предвосхитил основные идеи экзистенциализма. Основные сочинения: «Апофеоз беспочвенности» (1905), «Умозрение и откровение» (опубликованы в 1964). Шопенгауэр, Артур (1788–1860) – немецкий философ. 1820–1831 – приват-доцент Берлинского университета. После 1831 жил во Франкфурте-на-Майне. Являлся представителем волюнтаризма (от лат. voluntas – «воля»), считал истинной реальностью волю, а весь созерцаемый в пространстве и времени мир – представлением. Свое учение Шопенгауэр впервые назвал пессимизмом (от лат. pessimus «наихудший»), т.е. представлением о том, что в мире преобладают негативное начало, настроение безысходности, неверие в будущее. Главным сочинением считается «Мир как воля и представление» в 2-х томах (1819–1844). Эмпедокл (487/482 –424/423 г. до н.э.) – древнегреческий философ, врач, политический деятель, сторонник демократии. В философии Эмпедокла заметно влияние пифагорейцев и Парменида. В поэме «О природе» Эмпедокл развил учение о четырёх вечных и неизменных элементах – огне, воздухе, воде и земле. Они заполняют всё пространство и находятся в постоянном движении, перемещаясь, смешиваясь и разъединяясь. Все вещи образуются из сочетания в различных пропорциях этих стихий, «вроде того, как стена сложена из кирпичей и камней». Эпикур (341–270 до н.э.) – великий древнегреческий философ-материалист, последователь Демокрита и продолжатель его атомистического учения. Основал одну из наиболее влиятельных школ античности, известную в истории под названием «Сад Эпикура». Главный труд – «О природе» – содержал 37 книг. Известны названия и ряда других его работ, но ни одна из них до нас не дошла. Сохранилось лишь три письма Эпикура, излагающие основные положения его учения. Юнг, Карл Густав (1875–1961) – швейцарский психолог, основатель «аналитической психологии», развил учение о коллективном бессознательном, в архетипах видел источник общечеловеческой символики. Ясперс, Карл (1883–1969) – немецкий философ, представитель экзистенциализма; психиатр. Основную задачу философии усматривал в раскрытии «шифров бытия» – различных выражений трансценденции (непостижимого абсолютного предела бытия и мышления). Соотнесенность экзистенции с трансценденцией прозревается человеком в так называемых пограничных ситуациях (страдание, борьба, смерть). Основные сочинения: «Философия» (тома 1–3, 1932), «Истоки и цель истории» (1949), «Великие философы» (тома 1–2, 1957). * Конфуций. Изречения. – М.: «Изд-во МГУ», 1992. * Гераклит. Фрагменты учения // Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1. – М, 1989. – С. 127. ** Аристотель. Метафизика // Соч.: В 4 т. Т. 1. М., 1976. – С. 328–329. *** Аристотель. Никомахова этика // Соч.: В 4 т. Т. 4. М., 1984. – С. 59. 1 Августин. Исповедь // Антология мировой философии. Т. 1. Ч. 2. М., 1969. – С. 584, 585. * Хрестоматия по философии // Под ред. А.А. Радугина. – М., 1998. – С. 111. ** Там же. С. 116. *** Ф. Аквинский. Сумма теологии // Антология мировой философии. Т. 1. Ч. 2. – М., 1969. – С. 224. * Бэкон Ф. Мир философии: В 2 т. – ь М., 1991. Т. 1. – С. 489. ** Гельвеций К. Об уме. – М., 1938. * Цит. по: Анисимов С.Ф., Гурев Г.А. Проблема смысла жизни в религии и атеизме. – М., 1981. – С. 8–9. ** Сартр Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм // Сумерки богов. – М., 1989. – С. 232. 2** Камю А. Бунтующий человек. – М., 1990. – С. 199. * Бердяев Н.А. Философия неравенства. – М., 1990. – С. 62–63 * Ленин В.И. ПСС, Т. 18. – С. 131. ** Ньютон И. Математические начала натуральной философии // Крылов А.Н. Собр. трудов. – М.; Л, 1936–1939. Т. 7. – С. 30. * Антология мировой философии: В 4 т. – М., 1969–1975. Т. 1. Ч. 1. – С. 276. ** Там же. * Гельвеций К. Об уме. – М., 1938. * Бердяев Н.А. Смысл творчества. – М., 1989. С. 264–267 * Франк С. Л. С нами Бог. – Париж, 1964. – С. 63. * Шекспир В. Сонет // Библ. всем. лит-ры. Т.36. – М., 1968. – С. 694, 700. ** Шекспир В. Гамлет. – М. : Азбука-классика. – С. 177. * Переписка К. Маркса и Ф. Энгельса с русскими политическими деятелями. – М., 1947. – С. 171. * Г. Спенсер Основания социологии. Соч. Т. 4 – СПб., 1898. – С.1, 277, 278. * Электронная библиотечная система «Университетская библиотека онлайн» |