Главная страница
Навигация по странице:

  • Антроподицея

  • Антропология

  • Апейрон

  • Апория

  • Апология

  • Апостериори и априори

  • Атеизм

  • Варна

  • Верификация

  • Возрождение

  • Вульгарный материализм

  • Гегельянство

  • Географический детерминизм

  • Гносеология

  • Философия. Семинарские занятия_Философия (1). Учебнометодические материалы для семинарских занятий


    Скачать 0.74 Mb.
    НазваниеУчебнометодические материалы для семинарских занятий
    АнкорФилософия
    Дата25.03.2022
    Размер0.74 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаСеминарские занятия_Философия (1).doc
    ТипСеминар
    #416517
    страница8 из 12
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   12

    СЛОВАРЬ КЛЮЧЕВЫХ ТЕРМИНОВ


    Абсолют (лат. аbsolutus «безусловный») – в религии и идеалистической философии – безусловное совершенное начало бытия, свободное от каких-либо отношений и условий.

    Абсолютная идея – понятие гегелевской философии, заключающее в себе одновременно субстанцию и субъект, обозначающее универсум в его полноте, безусловности и всеобщности. 

    Абстрагирование (лат. abstractio «отвлечение») – способ замещения чувственно данного объекта мысленным конструктом (абстрактным объектом) посредством двух взаимосвязанных мыслительных процедур – отвлечения и пополнения, при которых, с одной стороны, в содержание конструкта включается лишь часть из множества соответствующих чувственных данных, с другой стороны, в это содержание привносится новая информация, никак не вытекающая из этих данных.

    Абстракция (лат. abstractio «отвлечение») – результат мысленного членения объекта познания с помощью абстрагирования, в результате которого в науке вырабатываются мысленные конструкты и устанавливаются связи между ними (понятия, суждения и др.)

    Агностицизм (греч. а – отрицание, gnosis «знание»; недоступный познанию) – философское учение, согласно которому не может быть окончательно решен вопрос об истинности познания окружающей человека действительности. Термин введен английским естествоиспытателем Т.Гексли в 1869 для обозначения филос.позиции, ограничивающей сферу компетенции философии рамками «позитивного» знания.

    Академия (платоновская) – основана Платоном в 85 г. до н.э. Просуществовала шесть веков. Ее название происходит от имени мифического героя Академа, по имени которого был назван сад близ Афин. Руководил Академией схоларх, избиравшийся из ее членов. Члены Академии во многом добровольно ограничивали себя в мясоедении, плотской любви, во сне. Они занимались разработкой таких дисциплин, как философия, астрономия, естествознание, геометрия, особая роль которой была подчеркнута в девизе Академии: «Не геометр да не войдет!» 

    Аксиология – (греч. аxios «ценность» и logos «слово, учение») в общем случае – учение о ценностях; но весьма различным образом трактуемое в зависимости от общих исходных философских установок и предпосылок учения – от естественно-натуралистических до метафизи­чески-религиозных.

    Акциденция (лат. accidentia «случайно появляющееся») – философское понятие, означающее случайное, несущественное, противоположное субстанциальному, т.е. существенному. Впервые это понятие встречается в работах Аристотеля.

    Аллегория (греч. allos «иной» и agoreuo «говорю»; иносказание) – понятие, близкое к понятию «символ». Это иносказание, развернутое уподобление, закрепленное культурной традицией.

    Анализ (от греч. analysis «разложение») – в теории познания процедура мысленного расчленения явления, процесса, предмета. Противоположным ей является синтез. Это первая стадия исследования , когда теоретик переходит от общего описания предмета или явления к характеристике его структуры и свойств.

    Аналитическая философия – направление в западной философии ХХ в., считающее собственно философией исключительно употребление языковых средств и выражений, толкуемое как подлинный источник постановки философских проблем. В аналитической философии два направления: лингвистическая философия и философия логического анализа. Философия логического анализа, применяющая аппарат современной математической логики, представляет линию сциентизма в современной философии, тогда как лингвистическая философия, отвергающая логическую формализацию в качестве основного метода анализа, выступает против культа научного знания и отстаивает «естественное» отношение к миру.

    Анимизм (лат. anima «дух, душа») – в узком смысле учение, объясняющее жизнь присутствием в каждом организме души. Тем самым анимизм противостоит материализму (объясняющему жизнь существованием неодушевленной материи) и отличается от витализма (который вообще отказывается ее объяснять). В более широком смысле анимизмом называют стремление во всем видеть душу (anima) или дух (animus)–даже в тех существах, которые, на первый взгляд, лишены способности чувствовать: в деревьях, в огне, в реке, в звездах и т. д. Анимизм–самое первое суеверие и, возможно, принцип, на котором строятся все остальные.

    Антисциентизм (греч. anti- «против» и лат. scientia «знания») – философская концепция, обосновывающая антигуманитарную сущность науки и технического прогресса в его современных формах. Наука с ее жестким рационализмом и стандартизацией не способна адекватно репрезентировать ценностный мир человека, его индивидуальный жизненный мир и свободу, без которых нет человеческой личности. Наука чужда человеку не только потому, что усредняет и стандартизирует всех, способствуя развитию тоталитарного сознания в обществе, но и из-за своих опасных технологических и экологических применений, когда партикулярная, краткосрочная выгода становится ведущим мотивом. Только гуманитарный, ценностный контроль за развитием науки со стороны всего общества способен как-то ослабить мощь взлелеянного наукой монстра научно-технического прогресса. Организационными формами протестного движения антисциентизма является различного рода религиозные, религиозно-экологические, антивоенные, анархистские течения.

    Антроподицея (греч. anthropos «человек» и dike «справедливость») – учение об оправдании человека в русской религиозной философии начала XX в., близкое по темам к религиозной и философской антропологии.

    Антропология – см. Философская антропология.

    Антропоморфизм (греч. anthropos «человек» и morphe «форма») – наделение человеческими качествами животных, предметов, явлений, мифологических созданий.

    Антропоцентризм (греч. anthropos «человек» и лат. centrum «центр») – мировоззрение, согласно которому человек помещается в центр мироздания, а бог на периферию.

    Антиномия (греч. antinomia «противоречие закона самому себе») – одно из понятий «Критики чистого разума» Канта. Антиномии, по Канту, возникают при попытке мыслить мир как единое целое. Противоречия возникают от того, что имеет место попытка нашего разума экстраполировать приложимые только к миру «вещей в себе», понятия абсолютного и бесконечного на мир опыта и явлений.

    Апейрон (греч. apeiron «беспредельное, безграничное, безмерное») – термин древнегреческой философии, означающий бесконечное, отсутствие внутренних границ. Первым его употребил в VI в. до н. э. представитель Милетской философской школы Анаксимандр.

    Апория (греч. а – отрицательная частица, poros «выход», aporia «безвыходное положение, затруднение, недоумение») – трудноразрешимая проблема, связанная с противоречием между данными опыта и их мысленным анализом. Наиболее известными являются апории представителя древнегреческой философской школы в городе Элея – Зенона «Дихотомия», «Ахилл и черепаха», «Стрела» и др.

    Апология (греч. apologia – «защита») – оправдание, защита, защитная речь на суде, «Апология Сократа» – произведение Платона.

    Апологетикареч. apologeomai «говорю в защиту») – творчество защитников христианского вероучения, выделяемое в отдельный период развития христианской философии.

    Апостериори и априори (лат. a priori «из предшествующего», a posteriori «из последующего») – апостериори – знание, получаемое из опыта; априори – знание, получаемое независимо от опыта. Встречаются у Декарта и Лейбница, наиболее часто употребляются Кантом. Априорной, по Канту, является только форма, способ организации знания. Заполняясь апостериорным содержанием, априорная форма придает научному знанию характер всеобщности и необходимости.

    Архетип (греч. arce «начало», и tupoz «тип», «образец» – «первоначальный образец») – в психологии и философии термин, примененный К.Г. Юнгом для обозначения символов, сюжетов и мифов, составляющих структуру «коллективного бессознательного».

    Архэ (греч. arche «начало») – в досократовской древнегреческой философии – первооснова, первовещество, первоэлемент, из которого состоит мир. Для характеристики учений первых философов этот термин использовал Аристотель.

    Атеизм (греч. atheos «безбожный») – учение о несуществовании Бога, отрицание религии.

    Атман (санкср. atman «дыхание, дух, я, самости») – понятие древнеиндийской философии и религии, синоним индивидуальной души.

    Атомизм (греч. atomon «неделимое») – учение греческого философа Демокрита, утверждавшего, что мир состоит из отдельных атомов. Стал основной гипотезой устройства вещества в современной науке (Галилео Галилей, Исаак Ньютон и т.д.).

    Атараксия (греч. ataraxia «отсутствие волнений, невозмутимость») – понятие философии Эпикура, идеальное душевное состояние, к которому должен стремиться человек. Она достигается избавлением от страха перед богами и смертью.

    Брахман (санскр. brahman, первоначально «молитва», «молитвенная формула») – в древнеиндийском религиозном умозрении: высшая объективная реальность, безличное абсолютное духовное начало, из которого возникает мир со всем, что в нем находится.

    Бессознательное – ключевое понятие философии фрейдизма, означающее совокупность психических процессов, операций и состояний, не представленных в сознании субъекта.

    Будди́зм религиозно-философское учение (дхарма) о духовном пробуждении (бодхи), возникшее около VI века до н. э. в Древней Индии. Основателем учения считается Сиддхартха Гаутама, впоследствии получивший имя Будда Шакьямуни.

    Бытие – философская категория, обозначающая всю существующую реальность. Ключевое понятие философии. Оно было выдвинуто греческими досократиками, одни из которых рассматривали его как единое, неподвижное, самодостаточное и самотождественное (Парменид), другие – как перманентное становление (Гераклит). Они различали бытие по истине и по мнению, т.е. идеальную сущность бытия и его реальное существование.

    Варна – закрытое социальное сословие.

    Веды – священный текст индусов.

    «Вещь в себе» – одно из основных понятий философии Канта, согласно которому теоретическое познание возможно лишь относительно явлений, но не относительно непознаваемой их основы, рассудочно мыслимых предметов. Адекватный перевод с немецкого языка «вещь сама по себе».

    Верификация (лат. verus «истинный» и facio «делаю») – подтверждение.

    Виртуальный (фр. virtuel, англ. virtual «возможный», «потенциальный», «предполагаемый», «искусственно воссозданный в форме макета») – термин постмодерна, обозначает действия в пространстве искусственно воссозданной реальности – в компьютерной графике, в СМИ и т.д. Процесс перехода от реальности к виртуальности – характерная особенность постиндустриального информационного общества.

    Витализм (лат. vita «жизнь») – учение о качественной несводимости жизненных процессов к законам неорганического мира, о наличии в живых телах особых факторов, отсутствующих в неживых.

    Возрождение (Ренессанс; франц. Renaissance, итал. Rinascimento) – эпоха в культурном и идейном развитии ряда стран Западной и Центральной Европы, а также некоторых стран Восточной Европы.

    Волюнтаризм (лат. voluntas «воля») – направление в философии, сторонники которого считали волю предельным основанием бытия.

    Воля (лат. voluntas) – способность к выбору цели, деятельности и внутренним усилиям, необходимым для её осуществления. Ключевое понятие философии Шопенгауэра, для которого воля является предельным основанием бытия.

    Время – это объективная форма существования материи, выражающая длительность существования и последовательность смены состояний всех материальных систем и процессов в мире.

    Вульгарный материализм – философское направление, которое основывалось па убеждении, что содержание сознания определяется главным образом химическим составом продуктов питания. По их представлениям мозг так же вырабатывает мысль, как печень вырабатывает желчь.

    Гегельянство – идеалистическое философское течение, исходящее из идей Гегеля.

    Гедонизм (греч. hedone «наслаждение») – этическая позиция, утверждающая наслаждение как высшее благо и главный побудитель поведения человека.

    Географический детерминизм (греч. geōgraphia (gē «земля», graphō «описываю») «география» и лат. determinismus «предопределенность») – историко-философский подход, утверждающий, что основные исторические события предопределены той географической средой, где они развертываются.

    Герменевтика (греч. hermeneutike «истолковываю») – теория толкования текстов. В древнегреческой философии – искусство понимания, у неоплатоников – интерпретация произведений Гомера, в христианской традиции – искусство толкования Библии. Современное направление западной философии, основными представителями которого являются Бетти, Гадамер, Рикёр.

    Гилозоизм (греч. hyle «вещество, материя» и zoe «жизнь») – термин, введенный в XVII в. для обозначения натурфилософских идей и концепций, отрицавших границу между живым и неживым, и рассматривавшим жизнь в качестве имманентного свойства материи вообще.

    Глобализм (лат. globus «шар», «земной шар») – идея о принципиальном единстве человечества, которое должно рассматриваться как однородная масса атомарных индивидуумов без национальных, культурных, религиозных различий. Системно-механический уравнительный подход к многообразию истории основан на экстраполяции либерально-демократического мировоззрения на все типы обществ. Ставит акцент на научно-техническом развитии и экономической унификации. Сопряжен с развитием информационных сетей. Вытекает из представления об универсальности «пост-индустриального» или «информационного» общества.

    Гносеология (греч. gnosis «знание», logos «учение») – теория познания, изучающая законы и категории перехода от незнания к знанию.

    Гуманизм (лат. humaniis «человечный») – в узком смысле слова – философское движение эпохи Возрождения; в широком – исторически развивающаяся система воззрений, признающая в качестве нормы отношений между людьми справедливость, равенство, человечность и считающая благо человека и его право на развитие, свободу и счастье критерием оценки социальных институтов.

    Гуманитарные науки – в широком смысле – науки о всех продуктах деятельности человека (науки о культуре). В более специальном смысле – науки о продуктах духовной творческой деятельности человека (науки о духе). Их обычно отличают от общественных (социальных) наук, изучающих различные стороны и институты экономической и социально-политической жизни человека (экономика, социология, политология и др.), а также от антропологии как общего учения о человеке как таковом.

    Дао (кит. «путь») – одно из основных понятий китайской философии. Если в понимании Конфуция дао есть «путь человека», т.е. нравственное поведение и основанный на морали социальный порядок, то в собственно даосизме дао имеет универсальный онтологический смысл: первопричина вселенной, ее таинственная закономерность; целостность жизни, присутствующая во всем.

    Даосизм – национальная религия Древнего Китая, остающаяся живой религией; философская школа Древнего Китая.

    Движение способ существования материи, в самом общем виде – изменение вообще, всякое взаимодействие объектов.

    Дедукция (лат. deductio «выведение») – понятие, обозначающее процесс логического вывода, перехода от общего к частному. Термин впервые употребил Боэций, но понятие дедукции как доказательство данного предложения посредством силлогизма ввел Аристотель.
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   12


    написать администратору сайта