Философия. Семинарские занятия_Философия (1). Учебнометодические материалы для семинарских занятий
Скачать 0.74 Mb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Иркутский государственный университет путей сообщения» (ФГБОУ ВО ИрГУПС) Кафедра «Философия и социально-гуманитарные науки» УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ Философия
ИРКУТСК СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ Философия – школа любви к истине. Н.А. Бердяев Современное высшее образование, основанное на компетентностном подходе, направлено на формирование целостного мировоззрения студента, на развитие самостоятельности, ответственности за профессиональный и личностный рост. В рамках данного подхода учебная дисциплина «Философия» занимает одно из центральных мест при подготовке студента. Она вносит весомый вклад именно в формирование мировоззрения личности, способствует становлению его активной гражданской позиции. Философия может быть рассмотрена в качестве своего рода гуманитарной экспертизы разнообразных способов теоретической и практической самореализации человека. Дисциплина «Философия» входит в базовую часть гуманитарного, социального и экономического цикла. Общая трудоемкость составляет 4 зачетные единицы (144 часа). Процесс освоения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: ОК – 1: владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения, умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь; ОК – 5: способность научно анализировать социально значимые проблемы и процессы, умение использовать на практике методы гуманитарных, экологических, социальных и экономических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности. Основной целью преподавания философии является формирование философской культуры мышления, способности самостоятельно и аргументированно оценивать действительность. Реализация поставленной цели определяет задачи курса: - знакомство с основными этапами развития философии, с важнейшими философскими школами и течениями; - формирование у обучающихся навыков объективного анализа сложных процессов развития современного мира; - развитие у обучающихся способности свободно оперировать философскими принципами, законами и категориями, ясно выражать и обосновывать свою точку зрения по философским проблемам. ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ ...Философия (поскольку она распространяется на все доступное для человеческого познания) одна только отличает нас от дикарей и варваров, и каждый народ тем более гражданствен и образован, чем лучше в нем философствуют… Рене Декарт Успешное усвоение курса философии требует, кроме посещения лекционных занятий, систематической самостоятельной работы и активного участия студентов в работе семинара. Основная цель семинарского занятия – формирование философской культуры мышления; развитие умения вести дискуссию; привитие навыков устного выступления. Семинар развивает творческую самостоятельность студентов, укрепляет их интерес к науке, научным исследованиям, помогает связывать научно-теоретические положения с жизнью. Кроме того, семинар является средством контроля над результатами самостоятельной работы студентов, своеобразной формой коллективного подведения ее итогов. Именно участие в работе семинара позволяет студентам обсудить обозначенные заранее вопросы, сделать сообщение, выступить с докладом, то есть наилучшим образом проявить свою активность, умение вести диалог, дискутировать, быть терпимее и уважительнее к другому мнению, аргументированно излагать собственную позицию по тому или иному вопросу. Для продуктивной работы на семинарских занятиях необходимо самостоятельное изучение первоисточников, рекомендуемой основной и дополнительной литературы, указанных Интернет-ресурсов. При выборе литературы следует ориентироваться на более новые издания, кроме того, подобранные источники должны отражать различные точки зрения на изучаемый вопрос, чтобы исключить одностороннее усвоение материала. При подготовке к семинару необходимо внимательно ознакомиться с планом семинара, базовыми понятиями, темами докладов, а также заданиями, предложенными для проверки уровня компетенций. При этом подготовка к семинарским занятиям должна быть систематической. Все задания, в том числе ответы на вопросы семинара (см. План занятия) оформляются в отдельной тетради; записи по вопросам должны быть грамотными, четкими и понятными. Кроме указанных в пособии источников при подготовке к семинару необходимо использовать конспекты лекций и периодические издания («Вопросы философии» и др.) Подготовка доклада предполагает составление плана, подбор литературы (не менее пяти источников). При подготовке данной работы рекомендуется использовать не только учебники, но и (обязательно) хрестоматию, первоисточники, дополнительную литературу, указанную в планах, а также Интернет-ресурсы. Участие в коллективном обсуждении доклада предполагает готовность студентов к занятию, знакомство с лекционным и учебным материалом по данной теме. Начинается курс с раздела «Что такое философия?» (Семинар 1). Данная тема заслуживает особого внимания, поскольку лекция и семинарское занятие по теме формируют представление о философии: ее сути, условиях возникновения, значении и структуре. Затем первая половина семестра будет посвящена историко-философским вопросам, которые составляют раздел «История философии» (Семинары 2-8). Семинары данного раздела позволят студентам познакомиться с историей философии, проследить особенности ее развития с древности до наших дней. Знакомство с развитием философской мысли, а также способами ее выражения, характерными для различных философов, философских школ и направлений, необходимо для дальнейшего рассмотрения теоретических вопросов, составляющих суть философских учений. Подготовка к семинарским занятиям по данному разделу включает в себя работу не только с учебниками и энциклопедиями, но и непосредственно с философским текстом. Приобщение к хрестоматийному материалу, содержащему отрывки из произведений, либо к самому произведению философа, наилучшим образом позволяет проникнуть в суть размышлений, проследить ход философских построений того или иного мыслителя, понять особенность философского мировоззрения. В этой связи рекомендуется конспектирование философских текстов. Оно необходимо для более полного освещения вопросов семинарского занятия и их дискуссионного обсуждения. Данный вид работы позволяет приобрести определенные навыки работы с философским текстом, которые необходимы также для работы над докладами. После уяснения содержания философского мировоззрения, следует обратить внимание на существующие типы этого мировоззрения (материализм, идеализм и их разновидности; монизм, дуализм, плюрализм). В процессе знакомства с историей философии необходимо научиться ориентироваться в типах философского мировоззрения и уметь их выделять. Вторая половина семестра будет посвящена теории философии. В соответствии с программой, семинарские занятия включают следующие разделы: «Проблема бытия» (Семинары 9-10), «Философия познания» (Семинары 11-12), «Научное познание» (Семинар 13), «Философия человека» (Семинары 14-15), «Социальная философия» (Семинары 16-18). В процессе работы над темами данных разделов следует овладеть категориально-понятийным аппаратом философии, обратить внимание на общетеоретические основы философии (принципы и законы диалектики), на существующие подходы к раскрытию философских вопросов. ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ I. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ? Семинар 1. Предмет философии План занятия Проблема самоопределения философии. Специфика философии и философского познания. Философия и наука. Понятие мировоззрения. Исторические типы мировоззрения: мифологическое, религиозное, философское; их взаимосвязь. Природа философских проблем. Философия как самосознание культуры. Социально-исторические и культурные предпосылки возникновения философии. Функции философии. Структура философского знания: онтология, гносеология, аксиология, антропология, этика, эстетика, философия религии, социальная философия, философия истории, логика. Исторические формы философии. Базовые понятия Аксиология, анимизм, антропология, антропоморфизм, бытие, гносеология, дуализм, идеализм, иррационализм, история философии, логика, материализм, метафизика, методология, мировоззрение, мировосприятие, мироощущение, миропонимание, миф, монизм, мудрость, объект, объективный идеализм, онтология, плюрализм, политеизм, праксиология, рационализм, редукционизм, релятивизм, рефлексия, синкретизм, социальная философия, субстанция, субъект, субъективный идеализм, философия, холизм, эстетика, этика. Перечень тем докладов 1. Мудрость как знание и добродетель. 2. Является ли философия наукой? 3. «Вечные» философские проблемы. Задания для проверки уровня компетенций Ф. Энгельс так сформулировал основной вопрос философии: «Великий вопрос всей, и в особенности новейшей философии, есть вопрос об отношении мышления к бытию…» А. Камю писал: «Есть лишь поистине серьезный философский вопрос: вопрос о самоубийстве. Решить, стоит ли жизнь труда быть прожитой, или она того не стоит, — это значит ответить на основополагающий вопрос философии». М. Хайдеггер считал, во-первых, что «всякий философский вопрос должен охватывать всю философскую проблематику в целом; во-вторых, всякий философский вопрос должен быть задан так, чтобы спрашивающий тоже вовлекался в него». Вопросы: а) Чем, по-вашему, можно объяснить, что именно философия пришла к необходимости постановки основного вопроса философии? б) Что должно служить основанием для формулировки основного вопроса философии? в) Как в самой постановке основного вопроса философии отражается мировоззренческая позиция философа? г) Чем объяснить многообразие и разнообразие постановки этого вопроса? Согласны вы или нет с выводами русского философа XX в. Н.А. Бердяева о сущности и задачах философии, приведенных ниже? Обоснуйте свой ответ: а) «Допустима философия науки, но не допустима научная философия. По своей сущности и по своей задаче философия никогда не была приспособлением к необходимости… Философы искали премудрой истины, превышающей данный мир. Заветной целью философии всегда было познание свободы, а не необходимости»; б) «Философия есть принципиально иного качества реакция на мир, чем наука, она из другого рождается и к другому направляется»; в) «Подчинение философии науке есть подчинение свободы необходимости»; г) «Научная философия есть порабощенная философия, отдавшая свою первородную свободу во власть необходимости». Заполните таблицу (разделы также заполнить самостоятельно).
4. Дайте определение понятию «материализм» и заполните таблицу.
5. Дайте определение понятию «идеализм» и заполните таблицу.
Дополнительная литература Адо П. Философия как способ жить: Беседы с Жанни Карлис и Арнольдом И. Дэвидсоном. – Челябинск : Социум, 2010. – 288 с. Ахутин А. В. Дело философии // Ахутин А. В. Поворотные времена: статьи и наброски. – СПб. : Наука, 2005. – С. 22–87. Делез Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? – М. : Академический проект, 2009. – 261 с. Дильтей В. Сущность философии. – М. : Интрада, 2001. – 154 с. Кто сегодня делает философию в России / сост. Нилогов А. С. Том 1. – М. : Поколение, 2007. – 576 с. Мамардашвили М. К. Введение в философию // Мамардашвили М. К. Философские чтения. – СПб. : Азбука-классика, 2002. – С. 5–170. Михайлов Ф. Т. Самоопределение культуры. – М. : Индрик, 2003. – 272 с. Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия? – М.: Наука, 1991. – 400 с. Поппер К. Все люди – философы: Как я понимаю философию; Иммануил Кант – философ Просвещения. – М. : Едиториал УРСС, 2007. – 104 с. Хофмайстер Х. Что значит мыслить философски. – СПб. : Изд-во СПбГУ, 2006. – 448 с. II. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ Семинар 2. Философия Древнего Востока План занятия Особенности философии Древнего Востока. Древнекитайская философия. Даосизм (Лао-цзы, Чжуан-цзы, Ле-цы). Понятия «дао» и «дэ». Понятие «у-вэй». Онтология и этика даосизма. Конфуцианство. Принципы конфуцианства (ли, сяо, жень), представления о совершенном человеке. Спор о природе человека: Мэн-цзы и Сюнь-цзы. Легизм (фа-цзя): критика конфуцианской доктрины. «Ханьское» конфуцианство. Условия формирования древнеиндийской философии. Отграничение от религиозной традиции. Ортодоксальные и неортодоксальные философские школы: критерий разграничения. Основные ортодоксальные философские школы. Философия буддизма. Фундаментальные положения буддийской доктрины: «четыре благородные истины», «восьмеричный путь». Базовые понятия Аскетизм, астика, Атман, Брахман, брахманизм, буддизм, веданта, Веды, дао, даосизм, джайнизм, дэ, индуизм, инь, йога, карма, конфуцианство, легизм, мокша, настика, нирвана, сансара, у-вей, Упанишады, чарвака, ян. Перечень тем докладов 1. Буддизм: философия и религия. 2. Человек в учении Конфуция. 3. Человек и общество в философии даосизма. Задания для проверки уровня компетенций Объясните смысл высказывания: «Дао постоянно в недеянии, однако нет ничего такого, что бы оно ни сделало». Как Вы понимаете сущность понятия «недеяние»? Дао, дэ, у вэй, ци, ли, сяо, жэнь – какие из этих понятий употребляются в даосизме, а какие – в конфуцианстве и почему. Исходя из учения Конфуция о благородном муже, прокомментируйте высказывание: «Благородные люди живут в согласии с другими людьми, но не следуют за другими людьми, низкие следуют за другими людьми, но не живут с ними в согласии».* Выделите основные понятия философии Древней Индии и раскройте их смысл. В каких древних книгах эти понятия используются? Раскройте смысл «учения о середине». К какому направлению древневосточной философии оно принадлежит? Дополнительная литература Васильев Л. С. История религий Востока: учеб. пособие для вузов. – М. : Книжный дом «Университет», 2000. – 426 с. Духовная культура Китая: Энциклопедия. Том 1. Философия / ред. М. Л. Титаренко, А. И. Кобзев, А. Е. Лукьянов. – М. : Восточная литература, 2006. – 727 с. Ермакова Т. В. Классический буддизм. – СПб. : Азбука-классика; Петербургское востоковедение, 2004. – 256 с. Индийская философия: Энциклопедия / отв. ред. М. Т.Степанянц. – М. : Восточная литература; Академический проект; Гаудеамус, 2009. – 950 с. Конфуций. Беседы и суждения. – М. : Мир книги; Литература, 2006. – 352 с. Кравцова М. Е. История искусства Китая. – СПб. : Лань, Триада, 2004. – 993 с. Лукьянов А. Е. Лао-цзы и Конфуций: Философия Дао. – М. : Восточная литература, 2001. – 384 с. Маслов А. А. Загадки, тайны и коды «Дао дэ цзина». – Ростов-на-Дону : ФЕНИКС, 2005. – 272 с. Сарвепалли Радхакришнан. Индийская философия. – М. : Академический проект, 2008. – 1008 с. Торчинов Е. А. Даосизм. «Дао-дэ цзин». – СПб. : Азбука-классика; Петербургское востоковедение, 2004. – 256 с. Торчинов Е. А. Философия буддизма махаяна. – СПб. : Петербургское востоковедение, 2002. – 320 с. Шохин В. К. Школы индийской философии. Период формирования. – М. : Восточная литература, 2004. – 415 с. Чанышев А. Н. Философия Древнего мира. – М. : Академический Проект, 2005. – 608 с. Семинар 3. Античная философия План занятия Возникновение античной философии: историко-культурные предпосылки и условия. Периодизация. Вопрос о первоначале мира в раннегреческой натурфилософии (милетская школа, пифагорейцы, Гераклит, элеаты; плюралисты: Эмпедокл, Анаксагор; атомисты: Левкипп, Демокрит). Поворот к человеку в древнегреческой софистике и философии Сократа. Диалектика Сократа. Философский синтез Платона и Аристотеля: общее и различия: а) жизнь и сочинения знаменитых философов; б) онтологические и гносеологические воззрения; в) учение о человеке и душе; г) социально-политические и этические взгляды. Этический идеал в философских учениях эллинистического периода: кинизм, скептицизм, эпикуреизм, стоицизм. Неоплатонический синтез. Базовые понятия Анамнесис, апатия, апория, апейрон, архэ, атараксия гедонизм, диалектика, Единое, идея, кинизм, космоцентризм, логос, майевтика, макрокосм, микрокосм, скептицизм, софистика, стоицизм, эвдемонизм, эйдос, эманация, энтелехия, эпикуреизм. Перечень тем докладов 1. Пифагорейский союз и пифагорейский образ жизни. 2. Сократ: личность и судьба. 3. Тема любви в философии Платона. Задания для проверки уровня компетенций Философ Антисфен, критикуя платоновскую теорию идей, как-то сказал ее создателю: «Я видел огромное количество лошадей, Платон, но я никогда не видел идею лошади, о которой ты так настойчиво говоришь». Платон ответил ему: «У тебя, Антисфен, есть глаза, чтобы увидеть каждую конкретную лошадь, но, видимо, у тебя нет разума, с помощью которого ты бы мог усмотреть идею лошади». Прокомментируйте эти платоновские слова. В чем смысл учения Платона об идеях (эйдосах)? «Этот космос, один и тот же для всех, не создал никто из богов, никто из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живой огонь, мерно возгорающийся, мерно угасающий».* а) Какая форма материализма отражена в данном выводе Гераклита? б) Кто, по вашему мнению, прав: Гераклит, утверждающий, что космос «был, есть и будет»; или Парменид, провозгласивший, что то, что «есть», не «было» и не «будет»? в) Каков мировоззренческий статус понятия «космос» у Гераклита? Что добавляет к этому статусу определение «живой»? Раскройте смысл тезиса Сократа «Я знаю то, что я ничего не знаю». Действительно ли философ «ничего не знает» или это специфический метод философствования? Раскройте смысл этической концепции Сократа, которая может быть представлена в виде формулы «Знание = добродетель = счастье». Прочтите фрагменты из сочинения Аристотеля: «Сократ не считал отделенными от вещей ни общее, ни понятия. Сторонники же идей отделили их и такого рода, сущее назвали идеями, так что, исходя почти из одного и того же довода, они пришли к другому выводу, что существует идея всего, что проявляется как общее… Платон, усвоив взгляды Сократа, доказывал, что такие определения относятся не к чувственно воспринимаемому, а к чему-то другому… И вот это другое из сущего он назвал идеями, а все чувственно воспринимаемое, – говорил он, – существует помимо них и именуется сообразно с ними, ибо через сопричастность эйдосам существует все множество одноименных с ними вещей».** «Лучше все-таки рассмотреть Благо как общее понятие и задаться вопросом, как оно появилось и в каком смысле о нем говорят…»*** Ответьте на вопросы: а) Чем отличается «общее» Платона от «общего» Сократа? б) В чем смысл учения Платона об идеях (эйдосах)? в) Если существует идея блага и справедливости как истинное бытие, то существует ли идея зла и несправедливости? Проанализируйте знаменитые апории Зенона и попытайтесь ответить на вопрос, почему Аристотель назвал Зенона «отцом диалектики». Заполните таблицу.
Дополнительная литература Антология мировой философии: Античность. – Минск : Харвест; М. : АСТ, 2001. – 960 с. Антисери Д., Реале Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 1 – 2. Античность и средневековье. – СПб. : ПНЕВМА, 2003. – 688 с. Армстронг А. Х. Истоки христианского богословия. Введение в античную философию. – СПб. : Издательство Олега Абышко, 2006. – 256 с. Асмус В. Ф. Античная философия. – М. : Высшая школа, 2007. – 400 с. Богомолов А. С. Античная философия. – М. : Высшая школа, 2005. – 384 с. Васильева Т. В. Поэтика античной философии. – М. : Академический проект, Трикста, 2008. – 735 с. Бутина-Шабаль С. Л. Античная метафизика: Страсти по бесплотному. – М. : ПАРАД, 2005. – 333с. Гайденко П. П. История греческой философии в ее связи с наукой. – М. : Университетская книга, Per Se, 2000. – 310 с. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. – М. : Мысль, 1986. – 570 с. Кессиди Ф. Х. Сократ. – СПб. : Алетейя, 2001. – 352 с. Кисиль В. Я. Галерея античных философов: в 2 т. – М. : ГРАНД: Фаир-Пресс, 2002. Т. 1. – 576 с. – Т. 2. – 576 с. Лосев А. Ф., Тахо-Годи А. А. Платон. Аристотель. – М. : Молодая Гвардия, 2000. – 329 с. Чанышев А. Н. Философия Древнего мира. – М. : Академический Проект, 2005. – 608 с. Семинар 4. Философия Средних веков и эпохи Возрождения План занятия Исторические этапы развития средневековой философии и особенности средневекового философского мышления. Проблема человека и его нравственного самосовершенствования. Основные принципы христианской морали. Решение основных мировоззренческих вопросов в период зрелой патристики (Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский, Августин Аврелий, Иоанн Дамаскин). Схоластический период развития средневековой философии: совершенствование рационалистических доказательств теологических положений (Иоанн Скот Эриугена, Ансельм Кентерберийский, Пьер Абеляр, Иоанн Росцелин, Фома Аквинский). Основные характеристики эпохи Возрождения: антропоцентризм, гуманизм, универсализм, индивидуализм, титанизм. Ренессансный культ красоты, творчества, любви и достоинства человека. Роль Реформации. Гуманистическая философия Ренессанса и проблема человеческой индивидуальности (Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Мишель Монтень и др.). Натурфилософия и диалектика Возрождения (Николай Кузанский, Джордано Бруно и др.). Пантеизм и новая космология (Николай Коперник и др.). Социально-политические учения Возрождения (Никколо Макиавелли, Томас Мор, Томмазо Кампанелла). Базовые понятия Антропоцентризм, Возрождение, гуманизм, дуализм, индивидуализм, индульгенция, креационизм, монотеизм, номинализм, теодицея, теология, теоцентризм, пантеизм, патристика, провиденциализм, протестантизм, реализм, Ренессанс, Реформация, сотериология, схоластика, титанизм, универсализм, универсалии, христианство, экзегетика, эсхатология. Перечень тем докладов «Исповедь» Августина Блаженного. Леонардо да Винчи: философ, ученый, художник. Политическая философия Никколо Макиавелли. Задания для проверки уровня компетенций Прочтите фрагмент сочинения Августина: «…Бог превыше всего, и все должно покоряться ему… Я мысленно обратил свой взор и на другие предметы, которые ниже Тебя, и увидел, что о них нельзя сказать ни того, что они существуют, ни того, что они не существуют: существуют потому, что получили свое бытие от Тебя; не существуют потому, что они не то, что Ты. Ибо то только действительно существует, что пребывает неизменно… Если Бог отнимет от вещей свою производительную силу, то их так же не будет, как не было прежде, чем они были созданы…»1 а) В чем особенность христианского понимания бытия? б) Что значит: «эти предметы и существуют и не существуют»? Сравните следующие высказывания. Принадлежат ли они одному философскому направлению? а) «Бог заключает в себе всё, в том смысле, что всё в нём: он является развитием всего в том, что сам он — во всём».* б) «Вселенная есть целиком центр или, что центр Вселенной повсюду и что окружность не имеется ни в какой части, поскольку она отличается от центра, или же что окружность повсюду, но центр нигде не находится, поскольку он от неё отличен… не напрасно сказано, что Зевс наполняет все вещи, обитает во всех частях Вселенной, является центром того, что обладает бытием».** Заполните таблицу.
Прочтите высказывание Фомы Аквинского и ответьте на вопросы: «Для спасения человеческого было необходимо, чтобы сверх философских дисциплин, которые основываются на человеческом разуме, существовала некоторая наука, основанная на божественном откровении; это было необходимо прежде всего потому, что человек соотнесен с Богом как с некоторой целью своей… Цель эта не поддается постижению разумом… Между тем должно, чтобы эта цель была заранее известна людям, дабы они соотносили с ней свои усилия и действия. Отсюда следует, что человеку необходимо для своего спасения знать нечто такое, что ускользает от его разума, через божественное откровение… Священное учение есть наука…»*** а) Как называется наука о священном учении? б) Почему цель соотнесения человека с Богом не поддается постижению разумом? в) В чем особенность достижения истин, относящихся к Богу? г) Допускает ли Аквинский возможность и необходимость человеческого познания наряду с божественным откровением? Какая идея заключена в следующем рассуждении Дж. Бруно: «Поскольку Вселенная бесконечна и неподвижна, не нужно искать ее двигателя… Бесконечные миры, содержащиеся в ней, каковы земли, огни и другие виды тел, называемые звездами, все движутся вследствие внутреннего начала, которое есть их собственная душа… и вследствие этого напрасно разыскивать их внешний двигатель». Дополнительная литература Аверинцев С. С. Другой Рим: Избранные статьи. – СПб. : Амфора, 2005. – 366 с. Антология средневековой мысли. Теология и философия европейского Средневековья: в 2 т. / под ред. С. С. Неретиной. – СПб. : Амфора, 2008. Бицилли П. М. Элементы средневековой культуры // Бицилли П. М. Избранные труды по средневековой истории: Россия и Запад. – М. : Языки славянских культур, 2006. – С. 107–231. Горфункель А. Х. Философия эпохи Возрождения. – М. : Эдиториал УРСС, 2009. – 368 с. Грядовой Д. И. История философии. Средние века. Возрождение. Новое время: учебник для вузов. – М. : Юнити-Дана. 2009. – 455 с. Делюмо Ж. Цивилизация Возрождения. – Екатеринбург : У-Фактория, 2006. – 720с. Дильтей В. Воззрение на мир и исследование человека со времен Возрождения и Реформации. – М. : Университетская книга; Иерусалим: Gesharim, 2000. – 464 с. Жильсон Э. Философия в Средние века. – М. : Республика, 2004. – 672 с. Койре А. От замкнутого мира к бесконечной вселенной. – М. : Логос, 2001. – 288 с. Карсавин Л. П. Святые отцы и учителя Церкви (раскрытие Православия в их творениях). – М. : Изд-во МГУ, 1994. – 176 с. Монтень М. Опыты. – М. : Эксмо, 2008. – 528 с. Панофский Э. Ренессанс и «ренессансы» в искусстве Запада. – СПб. : Азбука-классика, 2006. – 544 с. Сергеев К. А. Ренессансные основания антропоцентризма. – М. : Наука, 2007. – 594с. Семинар 5. Философия Нового времени и эпохи французского Просвещения План занятия Самоопределение и особенности философии Нового времени. Научная революция XVII века и формирование механистической картины мира. Проблема метода познания в философии Нового времени: эмпиризм и рационализм (Ф. Бэкон, Р. Декарт). Сенсуалистическая гносеология Т. Гоббса и Дж. Локка. Проблема субстанции и движения в философии Нового времени. Дуалистическая метафизика Р. Декарта. Пантеистический монизм Б. Спинозы. Монадология Г. В. Лейбница. Просвещенческий рационализм. Эпоха Просвещения как необходимый этап развития общества. Сущность просветительской идеологии и её предпосылки. Кант о сущности Просвещения. Философия французского Просвещения: социально-философские взгляды Вольтера, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо; атеистический материализм Д. Дидро, К. Гельвеция, П. Гольбаха. Базовые понятия Агностицизм, атеизм, атрибут, дедукция, деизм, индукция, картезианство, метод, методическое сомнение, методология, механистическая картина мира, модус, монада, научная революция, опыт, Просвещение, рационализм, секуляризация, сенсуализм, скептицизм, солипсизм, субстанция, фундаментализм, эмпиризм. Перечень тем докладов «Знание – сила»: у истоков прагматизма. Теория «идолов» познания Ф. Бэкона. «Исповедь» Ж.-Ж. Руссо: соотношение науки и морали. Задания для проверки уровня компетенций «Для наук же следует ожидать добра только тогда, когда мы будем восходить по истинной лестнице, по непрерывным, а не прерывающимся ступеням — от частностей к меньшим аксиомам и затем к средним, одна выше другой, и, наконец, к самым общим. Ибо самые низшие аксиомы немногим отличаются от голого опыта. Высшие же и самые общие (какие у нас имеются) умозрительны и абстрактны, и в них нет ничего твердого. Средние же аксиомы истинны, тверды и жизненны, от них зависят человеческие дела и судьбы. А над ними, наконец, расположены наиболее общие аксиомы — не абстрактные, но правильно ограниченные этими средними аксиомами… Поэтому человеческому разуму надо придать не крылья, а, скорее, свинец и тяжести, чтобы они сдерживали всякий его прыжок и полет…»* а) О каком методе познания идет речь? б) Какие ступени должен пройти человек в процессе познания? Французский философ XVII в. К. Гельвеций сравнивал процесс познания с судебным процессом: пять органов чувств — это пять свидетелей, только они могут дать истину. Его оппоненты, однако, возражали ему, заявляя, что он забыл судью.** а) Что имели в виду оппоненты под судьей? б) На какой гносеологической позиции стоит Гельвеций? в) В чем достоинство такой позиции? В чем ее односторонность? «Обратив, таким образом, все то, в чем, так или иначе, мы можем сомневаться, и даже предполагая все это ложным, мы легко допустим, что нет ни Бога, ни Неба, ни Земли и что даже у нас самих нет тела, — но мы все-таки не можем предположить, что мы не существуем, в то время как сомневаемся в исключительности всех этих вещей. Столь нелепо полагать несуществующим то, что мыслит, в то время, пока оно мыслит, что, невзирая на самые крайние предположения, мы не можем не верить, что заключение, «я мыслю, следовательно, я существую», истинно». а) Кому из философов Нового времени принадлежит высказанная идея? б) Какой исходный основной принцип познания заложен в ней? в) Каков, соответственно этому принципу, путь познания? г) Какой метод (сформулируйте его) обеспечит возможность пройти этот путь познания, постичь истину? В каких формах будет закреплено это знание? «Никоим образом не может случиться, что общие утверждения, выводимые аргументацией, помогали открытию новых знаний, ибо тонкость природы во многом превосходит тонкость аргументации. Однако общие убеждения, выведенные с помощью абстракции внимательно и правильно из единичных фактов, во многом указывают и определяют путь ко многим единичным явлениям и ведут, таким образом, к действительной науке, следовательно, к истине». а) Кому из философов Нового времени принадлежит высказанная идея? б) Каков основной принцип такой философской ориентации? в) Каков, соответственно этому принципу, путь познания? г) Таким образом, какой метод (сформулируйте его) обеспечит возможность пройти этот путь познания, постичь истину, и в каких формах знания будет отражена истина? Заполните таблицу.
Дополнительная литература Беляев В. А. Лейбниц и Спиноза. – СПб. : Наука, 2007. – 351 с. Виндельбанд В. История новой философии в ее связи с общей культурой и отдельными науками: в 2 т. Т. 1: От Возрождения до Просвещения. – М. : Канон-Пресс-Ц, Терра-Книжный клуб, 2000. – 640 с. Гайденко П. П. История новоевропейской философии в ее связи с наукой. – М. : Либроком, 2009. – 373 с. Длугач Т. Б. Три портрета эпохи Просвещения. Монтескье, Руссо, Вольтер (от концепции просвещенного абсолютизма к теориям гражданского общества). – М. : Эдиториал УРСС, 2006. – 252 с. Дмитриев Т. А. Проблема методического сомнения в философии Р. Декарта. – М. : ИФ РАН, 2007. – 232 с. Котенко В. П. История и философия классической науки. – М. : Академический проект, 2005. – 474 с. Майоров Г. Г. Теоретические основания философии Г. В. Лейбница. – М. : КД Университет, 2007. – 312 с. Мамардашвили М. К. Картезианские размышления // Мамардашвили М. К. Философские чтения. – СПб. : Азбука-классика, 2002. – С. 505–818. Соколов В. В. Европейская философия XV – XVII веков. – М. : Высшая школа, 2003. – 400 с. Соколов В. В. Философская доктрина Томаса Гоббса: Бытие, познание, человек и общество. – М. : Эдиториал УРСС, 2010. – 72 с. Фишер К. История новой философии: Фрэнсис Бэкон. – М. : АСТ, Ермак, 2003. – 541 с. Фишер К. История новой философии: Рене Декарт. – М. : АСТ, 2004. – 492 с. Фишер К. История новой философии: Бенедикт Спиноза. – М. : АСТ, Транзиткнига, 2005. – 557 с. Фишер К. История новой философии: Лейбниц. – М. : АСТ, Транзиткнига, 2005. – 734 с. Семинар 6. Немецкая классическая философия. Философия марксизма План занятия Немецкая классическая философия: основные черты и историческое значение. «Критическое» учение И. Канта: агностицизм теории познания и трансцендентальная диалектика. Этика и философия искусства И. Канта. Философская концепция Г. Гегеля: диалектический метод и система. Принцип тождества бытия и мышления: логика и теория познания Г. Гегеля. Антропологический материализм Л. Фейербаха. Критика религии как формы отчуждения. Основные положения философии марксизма: а) диалектический материализм; б) материалистическое понимание истории. Базовые понятия Абсолютная идея, агностицизм, антиномии, априори, базис, «вещь в себе», диалектика теории прибавочной стоимости, диалектический материализм, диктатура пролетариата, категорический императив, категория, классы, коммунизм, надстройка, ноумен, общественно-экономическая формация, объективный идеализм, отчуждение, производительные силы и производственные отношения, социализм, социальная революция, социальный фетишизм, способ производства, трансценденция, феномен. Перечень тем рефератов и докладов Категорический императив Канта и проблема свободы. Философия истории Г. В. Ф. Гегеля. Философия марксизма: история и современность. Задания для проверки уровня компетенций Заполните таблицу.
Прочитайте §1 произведения И. Канта «Критика чистого разума» и ответьте на следующие вопросы: а) Что такое «чистое познание» по Канту? Назовите его компоненты. Как их следовало различать по Канту? Для чего нужно такое различие? Приведите примеры того и другого знания. б) Чем для Канта была критика чистого опыта? Объясните все выражение, а также смысл подчеркнутых слов. Можно ли назвать учение Канта «трансцендентальной философией»? Объясните это словосочетание. О чем эта философия? в) Что такое антиномии Канта? Каков их смысл? Приведите примеры подобных антиномий. г) Что такое кантовский категорический императив? Как соотносятся императив и требование долга. Предложите свой императив в духе Канта. Будет ли нравственным торговец, честность которого обусловлена его интересом — с точки зрения Канта? Каким законом должен руководствоваться человек? д) Может ли, по Канту, нравственное требование быть априорным? Приведите несколько суждений на этот счет. е) Приведите формулу категорического императива и докажите его истинность. Какой метод исследования Вы использовали? ж) Проанализируйте категории кантовского эвдемонизма: долг, достоинство, удовольствие. Что такое эвдемонизм? Приведите иллюстрации, показывающие правоту суждения Канта. з) Что такое практический императив Канта? Приведите его формулу и докажите его истинность. Каким методом исследования Вы пользовались? «Абсолютную идею можно сравнивать… со стариком, высказывающим то же самое религиозное содержание, что и ребенок, но для первого оно является смыслом жизни» (Гегель). Объясните этот гегелевский образ. Чем была абсолютная идея для гегелевской философии? Сопоставьте философию Гегеля и Канта. Что общего и что отличного в их учениях? Дополнительная литература |