Главная страница
Навигация по странице:

  • Семинар 12. Теория познания

  • Решение вопроса о возможностях и границах познания в истории философии

  • Гносеологическая установка Сущность Авторы и эпоха

  • Философия. Семинарские занятия_Философия (1). Учебнометодические материалы для семинарских занятий


    Скачать 0.74 Mb.
    НазваниеУчебнометодические материалы для семинарских занятий
    АнкорФилософия
    Дата25.03.2022
    Размер0.74 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаСеминарские занятия_Философия (1).doc
    ТипСеминар
    #416517
    страница5 из 12
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

    Ильенков Э. В. Истоки мышления. Диалектика идеального. – М. : Едиториал УРСС, 2011. – 208 с.


  • Казиник М. С. Тайны гениев. – М. : Легейн, 2010. – 303 с.
  • Маленко С. А. Архетипические образы и родовая среда осуществления сознания. – Великий Новгород : НовГУ, 2006. – 205 с.


  • Пенроуз Р. Новый ум короля: О компьютерах, мышлении и законах физики. – М. : Эдиториал УРСС, 2011. – 400 с.

  • Прист С. Теории сознания. – М. : Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 2000. – 287 c.

  • Сёрль Дж. Открывая сознание заново. – М. : Идея-Пресс, 2002. – 256 с.

  • Шамис А. Пути моделирования мышления. – М. : КомКнига, 2006. – 445 с.


    Семинар 12. Теория познания
    План занятия

    1. Познание, его возможности и границы. Проблема познаваемости мира и варианты ее решения в истории философской мысли: скептицизм и агностицизм; гносеологический оптимизм и его основания.

    2. Понятие знания. Знание и опыт. Знание и информация. Виды познания: обыденное, мифологическое, художественное, научное, философское. Религиозное откровение. Диалектика субъекта и объекта познания.

    3. Чувственное и рациональное познание, их основные формы и взаимосвязь.

    4. Проблема истины в философии: объективность, абсолютность, относительность и конкретность истины. Критерии истины. Истина и заблуждение. Практика как критерий истины.

    5. Творчество и интуиция. Диалектика интуитивного и дискурсивного в познании.


    Базовые понятия

    Агностицизм, восприятие, гносеология, гносеологический оптимизм, догматизм, знание, интеллигибельность, истина и заблуждение, интуиция, относительная и абсолютная истина, отражение, ощущение, познание, понимание, понятие, правда и ложь, практика, представление, рационализм и иррационализм, релятивизм, сенсуализм, скептицизм, субъект и объект познания, суждение, теоретическое и эмпирическое познание, умозаключение.
    Перечень тем докладов

    1. Достижима ли абсолютная истина?

    2. Интуиция и ее роль в познании объективного мира.

    3. Искусство как форма познания мира.

    Задания для проверки уровня компетенций

    1. Существует известная теория познания. Суть ее выражена в следующих словах: «…Ведь искать и познавать – это как раз и значит припоминать… А ведь найти знание в самом себе – это и значит припомнить, не так ли?»

    а) Как называется данная теория?

    б) Кто был ее автором?

    в) Какой смысл вкладывается в «припоминание»?

    г) Что общего между данной теорией и методами научного поиска?

    1. Заполните таблицу.




    Решение вопроса о возможностях и границах познания

    в истории философии

    Гносеологическая установка

    Сущность

    Авторы и эпоха

    Скептицизм







    Агностицизм







    Гносеологический оптимизм










    1. Французский философ XVII в. К. Гельвеций сравнивал процесс познания с судебным процессом: пять органов чувств – это пять свидетелей, только они могут дать истину. Его оппоненты, однако, возражали ему, заявляя, что он забыл судью*.

    а) Что имели в виду оппоненты под судьей?

    б) На какой гносеологической позиции стоит Гельвеций?

    в) В чем достоинство такой позиции? В чем ее односторонность?

    1. Ф. Бэкон формулирует понятия призраков, которые встречаются в ходе познания: «Есть четыре вида призраков, которые осаждают умы людей… Назовем первый вид призраков – призраками рода, второй – призраками пещеры, третий – призраками рынка и четвертый – призраками театра».

    а) Какое содержание вкладывает Ф. Бэкон в понятие «призрак»?

    б) Какой смысл несет в себе каждый из призраков?

    в) Какой способ избавления от призраков познания предлагает Бэкон?

    1. Дидро считал, что человека в процессе познания можно уподобить «фортепиано»: «Мы – инструменты, одаренные способностью ощущать и памятью. Наши чувства – клавиши, по которым ударяет окружающая нас природа».

    а) Что неверно в такой модели?

    б) Как рассматривается проблема субъекта и объекта познания в этом процессе?


    Дополнительная литература

    1. Грязнов Б. С. Логика, рациональность, творчество. – М. : Эдиториал УРСС, 2010. – 256 с.

    2. Мессер А. Введение в теорию познания. – М. : КомКнига, 2007. – 184 с.

    3. Миронов В. В., Иванов А. В. Онтология и теория познания. – М. : Гардарики, 2005. – 447 с.

    4. Ильин В. В. Теория познания. Введение. Общие проблемы. – М. : Эдиториал УРСС, 2012. – 168 с.

    5. Лекторский В. А. Эпистемология: классическая и неклассическая. – М. : Эдиториал УРСС, 2009. – 256 с.

    6. МикешинаЛ. А. Философия познания: проблемы эпистемологии гуманитарного знания. – М. : Канон+РООИ «Реабилитация», 2009. – 560 с.

    7. Основы теории познания: учеб. пособие для вузов / под ред. Б. И. Липского. – СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2000. – 336 с.

    8. Рассел Б. Человеческое познание: его сфера и границы. – Киев : НИКА- ЦЕНТР, 2001 г. – 560 с.

    9. Рузавин Г. И. Методология научного исследования: учеб. пособие для вузов. – М. : Юнити-Дана, 1999. – 317 с.
    10. 1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


  • написать администратору сайта