Главная страница
Навигация по странице:

  • Художественный образ

  • Цивилизация

  • Шатровый стиль

  • Шок культурный

  • Эклектика

  • Элитарная культура

  • Энкультурация

  • Эсхатология

  • Дополнительная

  • Культурология. УМКД по культурологии 2021-2022 рус. Учебнометодический комплекс дисциплины культурология для студентов всех специальностей


    Скачать 412.59 Kb.
    НазваниеУчебнометодический комплекс дисциплины культурология для студентов всех специальностей
    АнкорКультурология
    Дата25.04.2022
    Размер412.59 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаУМКД по культурологии 2021-2022 рус.docx
    ТипУчебно-методический комплекс
    #494664
    страница13 из 13
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   13

    Христианство - одна из трех мировых религий (вместе с буддизмом и исламом). Названа по имени ее основателя Христа. Возникло в начале Iв. в Палестине. В IVв. Стало господствующей религией Римской империи. Х. как и ислам, наследует из иудаизма идею единого Бога, обладателя абсолютной благости, по отношению к которому все существа и все предметы являются его творениями. В основу христианской религии легла вера в искупительную миссию Иисуса Христа, который своей мученической смертью искупил грехи человечества; вера во второе пришествие Христа, в страшный суд, в небесное воздаяние и установление Царства Божьего.

    Художественный образ- первоэлемент искусства, создаваемый профессионалом-творцом.

    Ценность - термин, указывающий на социокультурное значение определенных явлений действительности.

    Цивилизация (лат. civilis - гражданский)- динамическая система взаимосвязанных социально-экономических, политических, идеологических и других процессов, существующих на определенной стадии исторического развития. Ц.-это уровень социально-общественного, государственно-правового, хозяйственно-экономического и материально-технического развития общества. В XVII-XVIII веках «цивилизо­ванность» понималась как противоположность «дикости», обозначая определённую стадию развития человеческого общества. В XIX веке под цивилизацией стали понимать не только исторический процесс, но и уже достигнутое со­стояние общества, определённую стадию его развития. Л. Морган, Ф. Энгельс рассматривали цивилизацию как ступень социального прогресса, следующую за дикостью и варварством. К концу XIX века вошло представление о цивилизации как о совокупности материальных и социальных благ, доставляемых человеку развитием общественного производства. Возникла тенденция противопоставлять культуру и цивилизацию, рассматривать их как противоположности (Г. Зиммель, О. Шпенглер, Г. Маркузе и др.). С этой точки зрения культура есть внутреннее духовное содержание цивилизации, тогда как цивилизация – лишь внешняя материальная оболочка культуры.

    Шатровый стиль - стиль церковного зодчества, сложившийся в Московском княжестве в XVI в. и отличающийся устремлённостью ввысь, торжественностью.

    Шок культурный - первоначальная реакция индивидуального или группового сознания на столкновения индивида или группы с инокультурной реальностью.

    Эзотерика -тайное, сокровенное знание, а также учения мистического характера, опирающиеся на личный мистический опыт.

    Эклектика - неорганичное соединение разнородных элементов, например, взглядов философов предшествующих эпох.

    Экспрессионизм - одно из самых сложных течений модернизма, получившее наибольшее развитие в первые десятилетия XX века преимущественно в Германии и Австрии. Э.признает единственной реальностью субъективный мир человеческих ощущений, а задачей искусства – выражение разочарования, недовольства всем происходящим. Экспрессионизм возник как острая, болезненная реакция на несовершенства капиталистической цивилизации

    Элитарная культура (от французского «лучший», «избранный», «отборный», «культура для избранных»)- субкультура привилегированных групп общества, отличающаяся принципиальной закрытостью, духовным аристократизмом. Формирование элитарной культуры связано с образованием круга «избранных» – тех, кому такая культура доступна и кто выступает ее носителем (культурной элиты).Это понятие противоположно понятию «массовая культура» (см.глоссарий).

    Эллинизм – заключительная эпоха в развитии античной культуры. Время распространения греческой (эллинистической) культуры на большой регион от Испании до Индии в процессе завоеваний Александра Македонского.

    Эмпиризм - (от греч.еmperia – опыт) – направление философской мысли, ориентировавшееся на опытное естествознание, считало источником знания и критерием его истинности опыт, прежде всего научно организованный опыт или эксперимент.

    Энкультурация - вхождение индивида в конкретную форму культуры. Основное содержание энкультурации состоит в усвоении особенностей мышления и действий, моделей поведения, составляющих культуру.

    Энтелехия (греч. entelecheia) - целеустремлённость, целенаправленность как движущая сила, активное начало, превращающее возможность в действительность. Религия - такая форма построения модели мира, при которой основой выступает создание системы определённых правил и догм, соблюдение которых гарантирует человеку гармонию существования. Главным условием такой гармонии является вера. Контакт человека с окружением является пассивным.

    Энтропия (от др.-греч. ἐντροπία —поворот, превращение) — мера беспорядка системы, состоящей из многих элементов;  мера вероятности осуществления какого-либо о состояния; мера неопределённости какого-либо опыта (испытания), который может иметь разные исходы, а значит, и количество информации; в исторической науке понятие энтропии применяется для экспликации  (раскрытия) сущности  феномена  альтернативности истории , ее инвариантности (неизменности, единственности определенного хода событий) и вариативности .

    Эсхатология – учение о конечных судьбах мира и человека.

    Этнос – исторически сложившаяся устойчивая группа людей (племя, народность, нация), говорящих на одном языке, признающих свое единое происхождение, единый уклад жизни, комплекс обычаев, традиций и отличающаяся этим от других народов.

    Этос- общая характеристика культуры какой-либо социальной общности или отдельного человека, выражающаяся в системе господствующих ценностей и норм поведения.

    Язык- система знаков, с помощью которых осуществляется человеческое общение, мышление и самовыражение. Я.- это средство познания мира, создания, хранения, переработки и передачи информации. Сущностью языка является то, что он расчленяет мир на дискретные понятия, т.е. присваивает отдельным элементам мира определенные значения и особым образом их классифицирует.


    Список литературы
    Основная:

    1.Назарбаев Н.А. «НА пороге ХХI века». – Астана, 2016

    2. Назарбаев Н.А. «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания». – Астана, Ак Орда, 2017 / http://www.akorda.kz/ru

    3. Назарбаев Н.А. «Взгляд в будущее». – Астана, 2017.

    4.Бейсенова Г.А. «Проблемы глобализации и идентичности» – А., Print, 2009.

    5. Бейсенова Г.А. «Проблемы образовательного знания в диспозитиве культуры». – Алматы: Искандер, 2005.

    6. Барнард Алан. «Антропология тарихы мен теориясы»/пер. на каз.яз. Под руков. Кульсариева А.Т., Масалимова А.Р. – А., 2017.

    7. Ғабитов Т.Х. «Қазақ мәдениетінің тарихы: оқу құралы». – Алматы: Қазақ университеті, 2016.

    8 Габитов Т.Х. «Казахи: Опыт культурологического анализа». – Saarbrücken: Germany Academic Publishing GmbH & Co. Кg lap lambert. - Heinrich-Böcking-Str. 6-8, 66121. - KG LAP LAMBERT, ГЕРМАНИЯ, 2012.

    9. Габитов Т.Х., Абдигалиева Г.К., Исмагамбетова З.Н. «Философия культуры»: Учебник для студентов вузов и колледжей. – Алматы: Эверо, 2013

    10. Ғабитов Т.Х., Затов Қ. «Қазақ мәдениетінің рухани кеңістігі». - Алматы: Раритет, 2013.

    11. Габитов Т.Х., Муталипов Ж., Кулсариева А. «Культурология». - Алматы, Раритет, 2008.

    259

    12. Tursun Gabitov. «Actual Problems of Kazakh Culture. Kazakh Culture Challenges». - Саарбрюкен: Ламберт. - Publishing, 2016.

    13. Жолдубаева А.К. «Культурология: практикум». - Алматы: Казну им.аль-Фараби, 2014.

    14. Карабаева А.Г. «Эпистемологические этюды». – Монография. - А., Қазак университеті, 2016.

    15. Молдабеков Ж.Ж. «Қазақтану». - Алматы, 2015.

    16. Молтобарова К.И. «Мәдениеттану». - А, 2018.

    17 «Наследие аль-Фараби и формирование нового интегрального мировоззрения.коллективная монография»./ под общей редакцией З.К. Шаукенова. – Алматы: 2012.

    18.. Нуржанов Б.Г., Ержанова А.М. «Культурология». - Алматы, 2011.

    19. Нуржанов Б.Г. «Модерн. Постмодерн. Культура». – Алматы, 2012.

    20.Раев Д.С. «Влияние тюркской цивилизации на средневековую европейскую культуру»//Известия Казахского университета международных отношении и мировых языков имени Абылай хана, №4 (26), 2016. (с.13-21).

    21.Сарсенбаева З.Н. «Этнос и ценности». – 2-е изд. перераб. и доп. – Алматы: Институт философии, политологии и религиоведения КН МОНРК, 2018.

    22. Старр С.Ф. «Утраченное Просвещение: Золотой век Центральной Азии от арабского завоевания до времен Тамерлана». – М.: Альпина Паблишер, 2017.
    Дополнительная:

    1. Акимбеков С.М. «История степей: феномен государства Чингисхана в истории Евразии». – Алматы: ТОО «Институт Азиатских исследований». 2-е издание, исправленное и дополненное, 2016.

    2. Акимушкин О.Ф. «Средневековый Иран: культура, история, филология». – СПб, 2004.

    3. Грушевицкая Т.Г. «Культурология»: учеб.пособие /Т.Г.Грушевицкая, А.П.Садохин. – М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2015.

    4. Данильян О.Г. «Культурология»: учебник /О.Г.Данильян, В.М.Тараненко. – 2-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2014.

    5. Даукеева С. «Философия музыки Абу Насра Мухаммада аль-Фараби». – А., 2002.
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   13


    написать администратору сайта