Главная страница
Навигация по странице:

  • Социальная антропология

  • Культурология – системная рефлексия о культуре как целостности

  • Культурологическое знание не является монолитным

  • Лекция 2 Анатомия культуры и Номадическая культура

  • Стили в искусстве

  • Культурология. УМКД по культурологии 2021-2022 рус. Учебнометодический комплекс дисциплины культурология для студентов всех специальностей


    Скачать 412.59 Kb.
    НазваниеУчебнометодический комплекс дисциплины культурология для студентов всех специальностей
    АнкорКультурология
    Дата25.04.2022
    Размер412.59 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаУМКД по культурологии 2021-2022 рус.docx
    ТипУчебно-методический комплекс
    #494664
    страница5 из 13
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

    Культура в представлении Уайта, это поток взаимодействующих элементов; каждая культурная черта воздействует на другие и сама испытывает с их стороны также воздействие. Некоторые элементы могут устаревать и исключаются из этого потока, на смену им появляются новые, происходит в ходе движения их комбинация, синтез. Для понимания характера формирования разнообразного мира культур Уайт применяет системный подход, в рамках которого культура рассматривается как система, движущаяся в сторону все большей организации, дифференциации структуры, повышения уровня интеграции, увеличения концентрации энергии. Поэтому для него прогресс науки заключается в количестве вырабатываемой энергии на душу населения. При этом культура как система является полностью детерминированной, т.е. в ней четко прослеживаются причинно-следственные связи между ее подсистемами, в качестве которых выделяются технологические, социальные и идеологические.

    Методологической основой энергетической теории Л. Уайта послужила идея нем. философа Оствальда о том, что история цивилизации есть история возрастания человеческого контроля над энергией. Отсюда по Уайту культура развивается вместе с возрастанием количества энергии, ежегодно вырабатываемой на душу населения (обуздываемой) и это есть основной закон эволюции культуры. По мере возрастания количества этой энергии человечество проходило свой исторический путь от дикости, от варварства к цивилизации. Первым источником энергии был сам человек, затем была обуздана солнечная энергия в результате неолитической революции, когда человек перешел к выращиванию растений и развитию скотоводства. Затем последовала эра освоения энергии ветра и воды. Произошла топливная революция – освоение каменного угля и, наконец, наступила эра атомного ядра. Итак, в истории общества он обнаруживает три революции, аграрная, топливная, термоядерная. В связи с этим необходимо указать, что критики более всего упрекали Уайта за технологический фактор. Уайт полагал, что в основе социокультурной динамики лежит закон преобразования энергии, который определяет сроки существования культуры, скорость социокультурной адаптации.

    Итак, состояние культурологии на современном этапе. Для западной науки термин культурология не прижился, в западной традиции принято говорить больше как науке о культуре. Также сохраняется традиция изучать культуру в рамках социальной и культурной антропологии.

    Культурная антропология как самостоятельная область научного знания возникла вначале 20 столетия. Ее основателем считается американский антрополог и этнолог Франц Боас (1852- 1942). В США на современном этапе культурную антропологию относят к общей науке о человеке, туда же входят биологическая антропология, доисторическая археология, историческое языкознание и др. Главная задача культурных антропологов – изучение человека ка творца и носителя культуры.

    Социальная антропология. Термин был введен Дж. Фрезером (1854-1941). Наука занимается изучением социальных аспектов культуры человека, процесса становления человека как социального существа, роль различных социальных институтов и структур, влияющих на этот процесс. На протяжении длительного времени объектом этой науки были «примитивные общества», сейчас их становится все меньше и меньше. На современном этапе объектом изучения являются примитивные племена в условиях современной цивилизации и разработка практических рекомендации по их спасению. Однако как полагают ученые, социальная и культурная антропология сосредоточена на изучении этнического разнообразия традиционных культур и не дает представления о целостной культуре.

    В нашей стране культурология начала внедряться в 1960 гг. Возникла необходимость заполнить лакуну, появившуюся в результате смены идеологической парадигмы. Это молодая наука, и она находится впроцессе становления, поэтому ее контуры еще недостаточно ясны. Споры вокруг культурологии сохраняются. Ее упрекают в эклектике, неопределенности предмета исследования.

    Культурология возникла в процессе интеграции гуманитарных наук. Взаимодействие наук – объективная тенденция современности. Культурология возникла на стыке наук, с которыми она сохраняет свои связи. Каждая из этих наук по-своему интересна и изучает культуру и углубляет представления о ней и дополняет его своими особыми открытиями(дать таблицу – она указана в приложении).

    Философия открывает путь к познанию и объяснению сущности культуры, дает самое общее представление, раскрывает природу культуры.

    Социология выявляет закономерности ее функционирования в обществе;

    Психология дает возможность глубже понять механизм восприятия человеком ценностей культуры, становления его духовного мира;

    Этнография дает понимание национально-этнической уникальности культуры народов мира;

    История позволяет рассмотреть развитие культуры в прошлом;

    Искусствознание раскрывает особенность художественной культуры.

    Таким образом, каждая из наук рассматривает какой-то из аспектов культуры, но ни одна из них не изучает культуру в целом как способ жизни человека, не дает системных знаний о культуре. Этопризвана сделать культурология, которая становится базовой дисциплиной. Перед собой ставит задачи осмысления культуры в ее реальной целостности, полноте и во всех конкретных формах, дать понимание ее строения, функционирования и развития. Культурология – системная рефлексия о культуре как целостности. Она включает в себя исторические, социологические, антропологические, философские, этнографические, религиозные, художественные и иные аспекты культуры. Культурология развивается как комплекс наук о культуре, каждая из которых имеет свою область исследования, категориальный аппарат, методы и эмпирическую базу. Возникновение и развитие этой области науки имеет важное значение, поскольку на современном этапе актуальной становится интеграция наук, в том числе и гуманитарных. Взаимодействие наук – объективная тенденция современности, границы между науками становятся прозрачными, что приводит к взаимопроникновению и сотрудничеству. В западной гуманитарной традиции проблемы культуры изучают целые комплексы наук – изучение культуры, культурного многообразия, межкультурного взаимодействия.

    Еще одна особенность – «Современная культурология в широком смысле не может характеризоваться одним лишь атрибутом научности: в ней есть своя художественность и философичность, и своя политизированность, и широкая вариативная ассоциативность» (И.В. Кондаков). В этих словах выражен новый синкретизм культурологического знания, представленного множеством дискурсов, концептов и аспектов интерпретации социальной реальности.

    Культурологическое знание не является монолитным. В его состав входят шесть взаимосвязанных разделов, каждый из которых имеет свой предмет исследования и свои задачи:

    1.История культуры – изучает процесс преемственности культурного развития различных эпох, стран и народов.

    2. История культурологических учений. Раздел отражает процессы развития представлений о культуре.

    3. Философия культуры – изучает наиболее общие культурологические проблемы. Отвечает на вопросы – что такое культура, каковы ее функции, по каким законам она развивается и т.д.

    4. Социология культуры – исследует процесс функционирования культуры в обществе;

    5.Культурная антропология – в рамках этой науки исследуется процесс адаптации человека к окружающей культурной среде, становление духовного мира человека;

    6. Прикладная культурология – эта область преследует практические задачи и цели.

    Основными компонентами предмета культурологии являются:

    -онтология культуры (сущность культуры), дает многообразие ее определений и ракурсов познания, социальных функции и параметров;

    - гносеология культуры – определяет основание культурологического знания и его место в системе наук;

    -морфология культуры (морфе – форма) – определяет основные параметры ее функциональной структуры;

    - культурная семантика – дает представления о символах, знаках и образах, языках и текстах культуры;

    - антропология культуры – дает представления о личностных параметрах культуры, о человеке как производителе и потребителе культуры;

    - социология культуры – представления о социальной стратифицированности и пространственно- временной дифференцированности культуры, о культуре как системе правил игры и технологий социального взаимодействия;

    - социальная динамика культуры –представления о развитии и динамике социокультурных процессов, генезисе и изменчивости культурных феноменов;

    -историческая динамика культуры – представления об эволюции форм социокультурной организации;

    -прикладные аспекты культурологии – дают представления о культурной политике, функциях культурных институтов.


    Лекция 2

    Анатомия культуры и Номадическая культура

    1.Пространство культуры. Формы культуры: миф, искусство, религия, мораль, философия, право, политика, наука, техника.

    2.Культура номадов Казахстана. Архаическая культура на территории древнего Казахстана: памятники материальной культуры.

    3.Культурное наследие прототюрков. Номадическая культура гуннов. Культура усуней и канглы.
    1.Пространство культуры. Формы культуры: миф, искусство, религия, наука

    Современная классификация выделяет следующие разновидности искусства, — изобразительное искусство. Воздействует на человека визуально, то есть через зрительное восприятие. Произведения изобразительных искусств имеют материальную предметную форму и не меняются во времени и пространстве. К ним относятся: живопись, скульптура, графика, монументальное искусство, декоративно-прикладное искусство; - музыка - вид искусства, рассчитанный на слуховое восприятие и отличающийся прямым и особо активным действием на чувства людей. Главным выразительным средством здесь выступает звук, мелодия, полифония, ритм, композиция, гармония. В отличие от всех видов изобразительного и словесного искусств, музыка не воспроизводит видимых картин мира и лишена смысловой конкретности;

    — синтетические искусства — такие виды художественного творчества. которые представляют собой органическое слияние или относительно свободную комбинацию разных видов искусств.

    К ним относятся: 1) театр (драматический, оперный), объединяющий литературу; актерское мастерство, живопись, музыку, декоративно-прикладное искусство; 2) балет. использующий естественную пластику человеческого тела и сочетающий в себе танец, музыку, живопись, скульптуру; 3) эстрадное искусство, представляющий разнообразный набор номеров. — конферанс, пение, декламацию, танец, иллюзионизм. акробатику.

    — технические искусства. В своих развитых формах возникли в XVI в. с создания художественных клише. Процесс продолжился благодаря созданию фонографа, фотографии, кино. В XX в. Появились звуковая, цветная и стереоскопическая кинотехника: электроника. К видам технического искусства относятся: фотоискусство, искусство кино, мультипликация, телевидение, компьютерные ауди - и видеотехнологии:

    — декоративно-прикладное искусство — одно из самых древних. Оно обслуживает практические нужды человека, одновременно удовлетворяя его основные эстетические потребности. Сфера декоративно-прикладного искусства: от эстетического оформления предметов повседневного пользования (мебели, тканей, посуды и т.д.) до художественной организации архитектурно-парковых ансамблей.
    Стили в искусстве:

    — романский стиль (от лат. romanus - римский) — самое старое стилевое направление в западно-европейском искусстве X - XIII вв., проявившееся в архитектуре и скульптурном декоре, а также в росписях крупных соборов. Религиозные сооружения романского стиля унаследовали многие черты римской архитектуры; отличаются монументальностью и рациональностью конструкций, широким использованием полукруглых арок, сводов, опирающихся на колонны, а также многофигурными скульптурными композициями; — готический стиль (от итал. gotico — готский, варварский) пришел на смену романскому стилю в XIII - XIV вв. и также связан с религиозной архитектурой, скульптурой и декоративно-прикладным искусством. Для готических соборов характерны вертикальность композиций, устремленность вверх, виртуозная деталировка, органическая связь архитектуры и скульптуры, стрельчатые арки.

    - барокко (от итал. Ьагоссо - странный, причудливый) - стиль в архитектуре, музыке, живописи, литературе, декоративном искусстве конца XVI - середины XVIII вв. Впервые термин «барокко» применил в XIX в. историк Я. Буркхардт. Он употребил его в пренебрежительном смысле как «вычурный», «причудливый». Для барокко характерны: эстетическая аффектация, стремление к величию и пышности, богатство декоративных элементов, повышенное внимание к деталировке, подчиненной единому ансамблю;

    - классицизм (от лат. classicus - образцовый) - стиль и направление в искусстве и литературе XVII - начала XIX вв., возникший во Франции и ознаменовавший возвращение к античному наследию как к норме и идеальному образцу. Для этого направления характерны: рационализм, нормативность, тяготении к гармонии, ясности, и простоте выражения, определенная доля схематизации и идеализации в художественных произведениях. Основной эстетический постулат классицизма — верность природе, закономерной разумности мира с объективно присущей ему красотой, находящей выражение в симметрии, пропорции, мере, гармонии, которые и должны воссоздаваться в искусстве в совершенном виде;

    рококо (от фран. rocaillc — раковина) — менее известный, чем другие стиль. возник во Франции. Наиболее ярко выразился в архитектуре, живописи и декоративно-прикладном искусстве. Определяющие черты стиля: стремление к изяществу, мелкая деталировка формы, прихотливость и уравновешенность декора в интерьерах: - сентиментализм (от фран. sentiment - чувство) – художественное течение в западно-европейском искусстве во второй половине XVIII в., сложившееся в результате разочарования в положительной роли «цивилизации» и «царства разума», провозглашенными идеологами века Просвещения. Для него характерны обращение к идиллическим картинам природы, к «естественной» жизни поселян и вообще маленькогочеловека. Он представляет собой в искусстве -особое умонастроение, меланхолическую мечтательность, склонность к уединенным размышлениям, повышенную чувствительность;

    —романтизм — широкое идейное и художественное направление в западной культуре, охватившее все виды искусства и гуманитарную науку в конце XVIII - начале XX вв. Романтики выступали против формализации искусства и прямолинейно-рассудочного подхода к нему, свойственных классицизму. Они проявляли большой интерес к фольклору, демократическим, народным явлениям средневековой и ренессансной культуры;

    -реализм (от лат. realis - вещественный, действительный) - термин эстетики, относящийся прежде всего к литературе и изобразительному искусству. Как творческий метод реализм имеет несколько эстетических принципов: типизация фактов действительности, показ жизни в развитиях и противоречии, устремленность к нравственным изысканиям;

    - натурализм (от лат. natura - природа) - творческое направление в литературе, изобразительном искусстве, театре, кино, появившееся в последней трети XIX в. в Европе и Америки. По мнению натуралистов, художник должен отражать окружающий мир без всяких прикрас, типизации, условностей и табу, с максимальной объективностью;

    -модернизм (от фран. moderne-новый, новейший, современный) -совокупность эстетических школ и течений конца XIX - начала XX вв.. характеризующихся разрывом с традициями реализма и других предшествующих художественных направлений. Существует большое разнообразие модернистских школ и течений. Особенно широкое распространение получили: символизм, импрессионизм, экспрессионизм, сюрреализм, абстракционизм, футуризм;

    - символизм - делает акцент на художественном выражении посредством неких намеков, символов; на поисках «скрытых реальностей», находящихся за пределами чувственного восприятия; на ассоциативности и иносказательности;

    - импрессионизм - течение во французской живописи, характеризующееся стремлением передать средствами искусства мимолетные впечатления, вкус к пленэру, богатство красок, психологические нюансы, подвижность и изменчивость атмосферы окружающего мира;

    - экспрессионизм — получил большое распространение в начале XX в. в Германии и Австрии. Экспрессионизм провозглашал целью искусства не передачу впечатлений от действительности, а изображение ее трагической и хаотической, враждебной человеку сути;

    - сюрреализм - его специфика заключается в преимущественно фрейдистском подходе к творчеству, согласно которому, первоисточником творчества выступает неконтролируемая разумом сфера подсознания; а его методом - чистый психический автоматизм, разрыв логических связей, заменяемых субъективными ассоциациями. Сюрреализм использует «эффект абсурдного», несоединимого, провозглашаемого «сверх реальным».

    - абстракционизм - направление беспредметного не фигуративного искусства; провозгласил в живописи и скульптуре отказ от изображения форм реальной действительности. Он стремился «гармонизировать» отвлеченные цветовые сочетания или геометрические формы, плоскости, прямые и ломаные линии, которые должны вызывать самые разнообразные ассоциации;

    -футуризм—течение, проявившееся в живописи и поэзии Италии и США в 10-20-х гг. прошлого века с претензией на создание искусства будущего под лозунгом нигилистического отрицания всего предшествующего художественного опыта. Его последователи стремились отразить динамизм современной машинной цивилизации.

    Миф. Исторически первой формой культуры является миф, который представляет собой бессознательное смысловое единение человека с силами непосредственного бытия - бытия природы или общества. Тогда, когда миф является единственной формой культуры, такое единение свидетельствует о том, что человек не отличает смысла от природного свойства, а ассоциативную связь от причинно-следственной. Природа одушевляется и выступает как мир родственных человеку, хотя и грозных, мифологических существ – богов и демонов. Миф – это самая древняя система ценностей. Культура развивается от мифа к логосу, то есть от вымысла к знанию. В современной культуре с развитием цивилизации ценности и идеалы мифа играют архаичную роль, но дает нам средства символического мышления, позволяет интерпретировать ценности современной культуры через идею «героического».
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


    написать администратору сайта