Главная страница
Навигация по странице:

  • Лекция 4 Ф ормирование к азахской культуры

  • казахским национальным менталите­том

  • время-природа-общество-человек

  • культурная традиция казахского этноса

  • Зависи­мость казахского языка

  • Культурология. УМКД по культурологии 2021-2022 рус. Учебнометодический комплекс дисциплины культурология для студентов всех специальностей


    Скачать 412.59 Kb.
    НазваниеУчебнометодический комплекс дисциплины культурология для студентов всех специальностей
    АнкорКультурология
    Дата25.04.2022
    Размер412.59 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаУМКД по культурологии 2021-2022 рус.docx
    ТипУчебно-методический комплекс
    #494664
    страница7 из 13
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   13

    2. Развитие городской культуры на территории Казахстана
    Свидетельством развития средневековой культуры является деятельность философа ученого-энциклопедиста, выходца из Отрара Абу Наср Мухаммеда ибн Мухаммеда ибн Тархана ибн Узлага аль-Фараби ат-Турки (870-950гг.). Он занимался философией, математикой, геодезией, архитектурой, теорией музыки, известен исследованиями в области этики.

    Ал-Фараби – ученый, мыслитель мирового уровня, он сблизил и синтезировал в своем творчестве достижения арабской, персидской, греческой, индийской, тюркской культур. Ему ринадлежат труды «Большая книга музыки», «Слово о классификации наук», «Геммы мудрости». Рукописи Фараби имеются во многих библиотеках мира, а наука о его наследии оформилась в фарабиеведение. Известный представитель тюркоязычной литературы X-XIIвв является Юсуф Баласагунский, который родился примерно 1017 г. Ему принадлежит, написанная в 1069-1070гг. поэма «Кутадгу билиг», переведенная на рус. яз. Как «Наука быть счастливым». Эта книга является энциклопедическим произведением на родном языке тюрков, политический трактат с философским осмыслением мировоззренческих поблем смысла жизни, места и роли человека в обществе, природе.

    Автором сочинения о языке, фольклоре, этнографии тюркских племен является Махмуд Кашгарский (1029-1101гг.), его книга «Диван лугат ат-турк» «Словарь тюркских наречий» - тюркская энциклопедия написана в 1072-1074гг. В ней собран и обощен историко-культурный, этнографический и лингвистический материал. Здесь представлены основные жанры тюркоязычного фольклора – песни, эпосы, предания, легенды, более 400 пословиц, поговорок и устных изречений.

    В средневековье жил и творил глава тюркской ветви суфизма, мыслитель и поэт Ходжа Ахмет Ясави (по разным данным он прожил 73 года, 85 лет, 125 лет, точно известна дата смерти – 1166г). Сохранилось его произведение «Книга мудрости», написанная на кыпчакском диалекте тюркского языка. Его жизнь и деятельность связаны с г. Ясы (Туркестан). А. Яссави и его последователям удалось соединить религиозную идеологию ислама с массовым сознанием тюркских народов с их тегрианско-шаманистскими, зороастрийскими представлениями. Построенный на рубеже XIV – XV вв. в честь Ахмета Яссави мавзолей «Хазрет Султан» в Туркестане является местом поломничества мусульман.

    В VI – первой половине IX веков городская культура развивалась в двух направлениях – В Южном Казахстане и юго-западном Семиречье. В политическом отношении область подчинялась тюркским династиям и входила последовательно в состав Западнотюркского, Тюргешского и Карлукского каганатов. В указанный период происходит разграничение территории кочевания, стабилизируются маршруты кочеваний, закрепляются постоянные зимовки и летовки, появляется земледелие, выделяется прослойка оседлых бедняков и происходит переход к оседлости отдельных родовых подразделений. Складывается государственный бюрократический аппарат, формируется общий язык и письменность, развиваются торговые и дипломатические связи. В этих условиях происходит формирование городов, как административных ставок, так и центров ремесла, торговли, культуры. Под влиянием оседлых земледельцев и горожан бывшие кочевники быстрее переходили к оседлости, к городской жизни. Оседлое население заимствовало у кочевого типы вооружения, украшений, посуды из драгоценных металлов, привнося в эти изделия свои специфические элементы. Кочевники же могли полностью удовлетворить свои запросы в этих изделиях только при наличии развитого городского ремесла. Таким образом, спрос кочевников, скотоводов стимулировал развитие городского ремесла, а тюркские каганы были заинтересованы в строительстве городов.

    Понятие "город" в разное время и в разных обществах имело неодинаковое содержание. Нередко "городом" называли населенный пункт, жители которого в отличие от деревенских занимались ремеслом и торговлей. На мусульманском Востоке важным критерием в определении статуса города являлась его административная роль. Города обозначались термином "кент". Для обозначения города в то время употреблялся термин "балык". К этим словам прибавлялись термины вроде "таш" - камень, "шим" -дерн, "кум" - песок, указывающие, из какого материала они построены или в каком географическом окружении находятся. Города часто получали свои названия по имени племени или представителей знати. По письменным источникам, к числу городов, которые отождествляются с развалинами крупных городищ, относятся Испиджаб, Отрар, Тараз, Арсубаникет, Кулан. Испиджаб был одним из главных городов и торговых центров на юге Казахстана, к его области причисляли и города Жетысу. Наиболее подробную характеристику Испиджаба дал арабский историк ал-Макдиси. "Испиджаб,- писал он, - большой, крупный город. Есть крытые рынки, рынок полотна и соборная мечеть. Говорят, что в нем 1700 рабатов. Это славная пограничная крепость. Город чистый, жизнь приятная". Другим большим городом являлся Отрар, развалины которого находятся в 15 км. от станции Темир в Шымкентской области. Отрар (или иначе-Фараб) был основан в начале V-VI вв. Он сформировался как типичный раннесредневековый город. Его правитель чеканил собственную монету. В округе города имелось несколько мелких поселений. Наиболее известен на Востоке Тараз. Как большой город он впервые упоминается в источниках, датированных VII веком, встречается и в географических сочинениях древних авторов. Входил в состав Западно-Тюркского, затем Тюргешского и Карлукского каганатов, был столицей Караханидского государства. Тараз являлся центром густонаселенного района. Вокруг него по рекам Талас, Асса и горным речкам располагались многочисленные города и поселения-Барсхан, Хамукет, Джикиль, Адахет, Дах-Наджикент. Всего на территории Чуйской и Таласской долин обнаружено 36 городищ, имеющих слои VII - IX веков. Все они продолжали жить и в последующее время.

    Для своего времени города отличались высоким уровнем благоустройства. Дома имели канализационную и отопительную системы. Обычным явлением для быта крупных городов были водопроводы. Сооружали подземные сводчатые тоннели, уложенные керамическими трубами. В каждом городе имелась общественная баня. Археологи отмечают высокую культуру горожан в строительстве бани. Так, баня в Таразе имела общую площадь 152 кв. м. Возводились они из жженого кирпича, полы были выложены кирпичными плитами. Для обогрева применялась система жаропроводящих каналов, которые располагались под полом. Баня имела комнаты для раздевания, купальные залы с ваннами и бассейнами, парильные комнаты. Помещения освещались посредством стеклянных дисков, вставленных в люки куполов. Стены украшались орнаментом растительного содержания. Мусульманские врачи IX-XI веков приписывали росписям гигиенические свойства. Так, Мухамед ибн Закария ар-Рази (864-925 гг.) писал, что врачи древности, зная о расслабляющем действии бани на человека, считали необходимым расписывать стены сценами, созерцание которых способствовало бы укреплению жизненной силы человека. Ибн Сина (980-1037 гг.) также утверждал, что в хорошей бане должны быть умеренная температура, яркий свет, просторный предбанник, а в нем - картины хорошей работы, явной красоты, вроде влюбленных на фоне парков и садов.
    3. Культурное наследие тюрков . Культура Караханидского периода
    Караханидское государство — раннефеодальное государство, сложившееся к 90-м годам 10 века на территории Восточного Туркестана, Семиречья и Южного Притяньшанья. Образовано рядом тюркских племён, среди которых главную роль играли карлуки, чигили и ягма. Династия Караханидов декларировала свое происхождение от тюркской династии Ашина. Около середины 10 в. среди этих племён распространилось мусульманство. Завоевательное движение тюрков в Мавераннахр привело к быстрому падению Саманидов государства. В 992 глава Караханидского государства бограхан Харун захватил Бухару, в 996—999 его преемник Наср I овладел всем Мавераннахром. Караханидское государство делилось на уделы, в которых правили члены караханидского рода — хаканы и илеки; центральная власть была слабой. Столицами Караханидского государства были Кашгар, Баласагун, Узген, затем снова Кашгар. Главной формой феодального землевладения была икта. С 60-70-х годов 11 века начинаются столкновения Караханидского государства с сельджуками, в результате которых ослабленное децентрализацией и внутренней усобицами Караханидское государство оказалось в зависимости от сельджуков, особенно при сельджукском султане Санджаре (1118-57). Вторжение каракитаев в 30-х — начале 40-х годов 12 века поставило Караханидское государство под их верховную власть. В 1212 году остатки Караханидского государства были ликвидированы хорезмшахом Мухаммедом. Караханидское государство не оставило собственной историографической традиции, и все сведения о нем содержатся в трудах арабских и персидских авторов, писавших за пределами каганата. Труд единственного историка-караханида Махмуда Кашгарского "Тарихи Кашгар" известен лишь в небольших отрывках у Джамаля Карши (13 в.). Отсутствие историографии было отмечено уже поздними современниками Караханидов, напрмер, персидский литератор Низами Арузи, писал в 1156 г.: «Имена царей из дома хакана (Караханидов) сохранились толькГосударство Караханидов

    Государство караханидов, тюркское государство, существовавшее в 840-1212 гг. Основателем считается туркмен из средневекового племени гарлык (карлук) Билъге Кюлъ Кадыр-каган, сын Кара-хана. Главные племена, составившие первоначальное ядро государства — гарлык, ягма и чигиль. Этот союз назывался уч-огуз («три огузских племени»). В X в. они приняли ислам. Их движение в Мавераннахр привело к быстрому падению государства Саманидов. К началу XI в., караханидское государство достигло наи-большего могущества и простиралась от Алтая до Амударьи. Оно подразделялось на уделы, которыми управляли илекханы, обладавшие большой долей самостоятельности. Столицами государства были Кашгар, Баласагун, Узген, затем снова Кашгар. Главной формой землевладения явлалась икта. Во второй пол. XI в. начались столкновения илекханов с сельджуками, в результате которых государство караханидов, ослабленное децентрализацией и внутренними усобицами, утратило самостоятельность, С другой стороны, владения илекханов с конца 30-х гг. XII в. фактически стали подчиняться власти каракитаев. Через несколько десятилетий остатки караханидского государства ликвидировал хорезмшах Мухаммед. Крупнейшими представителями культуры в государстве Караханидов были Юсуф Баласагуни и Махмуд Кашгари.

    Бильге-кюль кадыр-каган (годы жизни неизв.), основатель туркмено-карлукской династии Караханидов (сел на престол в 840 г.). Его имя стало известно благодаря сообщению Джамаля Карши (XIII в.), который называет его первым царем государства Караханидов. Известно, что он вел войну с одним из саманидских эмиров, правителем Самарканда и Бухары. Являясь сыном Кара-хана, он передал это имя в качестве династийного.

    4.Монгольский период и его влияние на развитие культуры тюркских народов средневекового Казахстана

    В конце XII - начале XIII вв. политическая обстановка в степях Центральной Азии и Казахстана характеризовалась усилением борьбы между правителями сильных кочевых союзов племен за власть над другими племенами. В ходе этой борьбы представителю одного из монгольских племен Темучину (Чингиз-хану) удалось объединить племена Центральной Азии, и он стал самым могущественным завоевателем в центрально-азиатских степях. Известность Темучина возросла в войнах хана кереитов с найманами, монголоязычными племенами татар и меркитов, в которых будущий Чингиз-хан, выступая, как вассал Ван-хана, принял активное участие. Весной 1206 г. у истоков реки Онон состоялся курултай кочевой знати – сторонников Темучина, на котором он торжественно, под развевающимся белым священным знаменем с девятью хвостами, был провозглашен великим ханом. Вместе с этим курултай утвердил за Темучином титул Чингиз-хана, вытеснивший его имя. Тогда он и не предполагал, каких вершин он достигнет в результате походов на Запад и Восток, в частности, преследуя бежавших найманов и меркитов, вторично разбитых им в 1208 г. на берегу Иртыша. Разноязычные письменные источники свидетельствуют, что империя Чингиз-хана была в значительной степени создана на базе тюркских племен Центральной Азии, частью которой являлись и степи  Казахстана. На формы монгольской государственности заметное влияние оказала тюркская традиция. Существом организации империи Чингиз-хана была военно-административная система, зародившаяся еще в Тюркском каганате и получившая развитие в улусах найманов и кереитов. Вся территория и население делилось на три военно-административных округа: правое крыло – барунгар, левое крыло – джунгар и центр – гол. Каждый округ делился на тьмы (тумены), состоявшие из десяти тысяч человек; тысячи – из десяти сотен; сотни – из десяти десятков. При Чингисхане и его преемниках был разработан новый свод зако­нов - Яса или Джасак - кодифицированный сборник обычного права,  соответствующий новым социально-полити­ческим отношениям в обществе. После Чингисхана «хранителем Ясы» был избран его сын Чагатай. В империи существовала также должность верховного судьи - джаргулугсан  и  судей - джаргучи. Яса Чингисхана состояла из двух частей. Первая часть, Билик, представляла собой сборник высказываний Чингисхана, носивших морально-нормативный характер, а также основные нормы государ­ственного права. Вторая часть называлась собственно Джасак и содержала нормы уголовного права, а также религиозные запреты. Важное место в Джасаке занимали нормы, регулирующие основы военной организации и дисциплины, распределение военной добычи. В целом, государство, созданное Чингисханом и его преемника­ми в первой половине XIII века за короткий срок превратилось в мировую империю, характеризовавшуюся сильной централизованной властью, неравноправными отношениями между цент­ром и окраинами и государственной идеологией, заключавшейся в трех основных постулатах: праве чингизидов на правление; необходимости объединения всех кочевников (людей живущих за войлочными стенами) и необходимости объединения под властью кочевников всех государств мира. Однако, внутренние противоречия среди правящей элиты и экономическая разобщен­ность отдельных частей империи привели к обособлению основных улусов, в т. ч. Улуса Джучи, в состав которого входил и Казахстан.  Впоследствии нормы «Ясы» были в определённой степени использованы при создании казахского кодекса законов «Жеты-Жаргы». Многие нормы социальной организации и формы государственности были использованы впоследствии в государствах, возникших на территории Казахстана в послемонгольную эпоху. Меркиты и найманы, были разбиты уйгурским идикутом (правителем) в 1209 г., при попытке пройти его владения. Уцелевшие от разгромов племена найманов были уведены ханом Кучлуком в Семиречье во владения карахытаев, а меркиты бежали  к кыпчакам в степи центрального Казахстана. В течение некоторого времени местные княжества Семиречья и Восточного Туркестана признавали верховную власть карахытаев, но на рубеже XII – XIII вв. стали фактически независимыми. Поэтому гурхан (правитель) карахытаев надеялся использовать найманских воинов для подавления непокорных вассалов. Кучлук-хан, добившись расположения гурхана, в 1210 г. захватил власть в государстве, низложив гурхана, но оставив ему жизнь и внешние атрибуты власти. Кучлук намеревался подчинить себе карлуков, канглы и уйгуров и начал опустошительные набеги против них. В этой ситуации Арслан-хан правитель карлуков, Алмалыка и уйгурский идикут Барчук арт-тегин были вынуждены обратиться за помощью к врагам найманов, монголам Чингиз-хана. О подчинении этих владетелей Чингиз-хану в 1211 г. сообщают письменные источники. Следствием этих событий стало первое появление монгольских отрядов в Семиречье. В 1216 г. монголы возобновили движение на Запад. Чингиз-хан приказал своему старшему сыну Джучи добить бежавших к кыпчакам меркитов, а одному из любимых полководцев Джэбэ-нойону покарать Кучлук-хана. В 1218 г. Кучлук-хан был разбит, и монголы вступили в пределы его семиреченских владений. Бежавший Кучлук был настигнут монголами в Бадахшане и обезглавлен. Ранее Джучи-хан сразился в Торгайских степях Казахстана с меркитами и рассеял их. Но утром следующего дня он был атакован 60-тысячным войском шаха Хорезма Мухаммада, который из Дженда, с нижнего течения Сырдарьи, шел походом на кочевых кыпчаков. Это случайное столкновение, произвело сильное впечатление на Хорезм шаха. А дальше монгольско-хорезмийские отношения все более обострялись и привели к войне. Формальным поводом явилась так называемая «Отрарская катастрофа». Весть о победах, одержанных Чингиз-ханом, породила массу толков в Средней Азии. Хорезм шах отправил в Монголию одно за другим два посольства. Чингиз-хан со своей стороны также направил посольство. Весной 1218 г. Хорезм шах Мухаммад принял это посольство. Вслед за тем Чингиз-хан отправил в Среднюю Азию торговый караван. Всего в караване, состоявшем из 500 верблюдов, было 450 человек. Многолюдный караван прибыл летом 1218 г. в Отрар. Правитель Отрара Гаийр-хан Иналчик заподозрил купцов в шпионаже, приказал убить их и разграбил караван. Чингиз-хан потребовал выдачи Гаийр-хана, но Хорезм шах не только не исполнил этого требования, но и велел убить послов. Это стало поводом к войне Чингиз-хана против Хорезма. Точная численность войск, которые собрал Чингиз-хан для войны с Хорезм шахом, неизвестна, вероятная цифра – 150 тысяч воинов вместе с союзниками – семиреченскими карлуками и восточнотуркестанскими уйгурами. Поход начался в сентябре 1219 г. с берегов Иртыша. При походе к Отрару Чингиз-хан оставил для его осады войска под началом сыновей Чагатая и Угэдэя. Джучи-хана отправил к низовьям Сырдарьи – на города Дженд и Янгикент, третий отряд пошел покорять города в верховьях Сырдарьи, а сам Чингиз-хан с основными силами пошел на Бухару.   Правитель Отрара Гаийр-хан защищался отчаянно, до последней возможности. Осада Отрара продолжалась почти пять месяцев. На исходе пятого месяца героической обороны, хорезмийский военачальник Караджа-хаджиб с десятитысячным отрядом сдался монголам, впустив их в город. Однако Отрар не был сокрушен. Гаийр-хан с отрядом воинов, укрепился в цитадели, для взятия которой монголам понадобился еще месяц. Когда все защитники крепости полегли, она была взята в феврале 1220 г., Гаийр-хан был схвачен и доставлен к Чингиз-хану, который подверг его жестокой казни. Старший сын Чингиз-хана Джучи подошел к Сыгнаку, центру государственного объединения присырдарьинских кыпчаков. Монголы семь дней и ночей осаждали город, наконец, взяли его приступом и перебили все население. Затем монгольский отряд подошел к Ашнасу. Несмотря на упорное сопротивление, город пал в неравной борьбе, и множество его жителей было перебито. Все эти события имели место зимой 1219-1220 гг. и весной 1220 г. Джучи-хан оставался в Приаралье, в Дженде весь 1220 г. А в 1221 г., взял после ожесточенного сопротивления город Ургенч у Амударьи. Дальше во главе многочисленного отряда отправился в поход в степи Казахстана к северо-востоку от Аральского моря, где встретил сопротивление кыпчаков. В кровопролитном сражении монголы наголову разгромили кыпчаков. 30-тысячный корпус под командованием полководцев Джэбэ-нойона и Субэдэй-нойона, выступив из Северного Ирана, в 1220 г. вторгся на Кавказ и, разбив аланов, кыпчаков (половцев в русских летописях) и русских на реке Калке, разорив южные окраины русских земель, через степи современного Казахстана вернулся в 1224 г. в орду Чингиз-хана на Иртыш. Таким образом, в результате нашествия монголов 1219-1224 гг. Казахстан и Средняя Азия вошли в состав империи Чингиз-хана. Все взрослое население Монголии было разделено на десятки, сотни, тысячи и десятки тысяч. Дисциплина была строжайшая. По законам Чингисхана карались смертью: убийство, блуд, многоженство, супружеская неверность жен, кража, грабеж, скупка краденного, сокрытие беглого раба и оставление без разрешения порученного поста. Военное искусство монголов стояло очень высоко. Особенного совершенства достигло - искусство штурма крепостей. Так, сын Чингисхана Толе при осаде Нишабура имел в своем распоряжении 3000 баллист, 300 катапульт, 700 машин для метания горшков с зажженной нефтью, 4000 штурмовых лестниц и 2500 вьюков камня для бросания из баллист. Огнем и мечом создав гигантскую империю, Чингиз-хан выделил каждому из своих сыновей удел. Обширные территории Казахстана были поделены между тремя его старшими сыновьями. Большая (степная) часть к западу от Иртыша, охватывая северную часть Семиречья и весь Центральный, Северный и Западный Казахстана до нижнего Поволжья включительно входила в состав улуса Джучи. Южный и Юго-Восточный Казахстан, т. е. большая часть Семиречья, в улус Чагатая, а северо-восточная часть в улус Угэдэя. Монгольское завоевание Казахстана внесло значительные изменения в расстановку этнических групп на территории Казахстана. Оно способствовало значительной передвижке племен и их вовлечению в общий поток кочевников в западном направлении. В. В. Бартольд говорил, что монгольское завоевание способствовало росту политического влияния тюркоязычных племен и установлению их господства на огромном пространстве степной зоны Евразии.

    Лекция 4
    Формирование казахской культуры

    1.Эпическая культура казахов. Мифы и легенды казахского народа. Традиции, ритуалы, обычаи казахского народа.

    2.Казахская культура на рубеже ХVII-конца ХIХ века

    3.Казахская культура ХХ века

    4. Казахская культура в контексте современных мировых процессов.
    1.Эпическая культура казахов. Мифы и легенды казахского народа. Традиции, ритуалы, обычаи казахского народа
    Эпические герои, фольклорные сюжеты стали поэтической символикой национального самосознания казахского этноса. Органическая связь фольклора, национальной традиции с литературным художественным творчеством создала своеобразную ауру трансляции и аккумуляции мифологических и эпических мотивов казахским национальным менталите­том. Современность мифа воспевает мир этноса - человеческий мир, величие дела человека, принадлежащего этому этносу; природа предстает полем деятельности человека, это сама жизнь в слитности с индивидом, связь прошлого и настоящего: «ландшафтные» мифы позволяют ощутить связь с историей. Время национальной культуры раскрывает диахронный срез культурно-исторической эволюции, фиксирует специфику соотнесенности «время-природа-общество-человек», специфику соеди­нения объективных и субъективных временных ритмов жизнедеятельности, как они по-разному проявлялись в различных цивилизациях, в рамках конкретного исторического времени. В рамках локальных обществ всегда существует армия,несоответствиявременных форм и существования ее составляющих: индивидов, их жизнедеятельности, условий этой жизнедея­тельности. Время национальной культуры многовекторно: человек осваивает ритмы собственного, природного и социального бытия и ретроспективно и перспективно. Обратимость времени может стать способом объединения разновременных культурных феноменов, обогащая ее. Символика мира в казахской прозе ориентирует на ценности традиционного мировосприятия, прежде всего на созерцание как способ отношения к миру и с миром. Созерцание как исконная культурная традиция казахского этноса предполагает многоуровневое содержание. Это и способ освоения природы, и восприятие красоты Вселенной, ее бесконеч­ности, и осознание движения. Идеалом пред­ставляется неотделимость культуры от жизненного мира человека. Всеобъемлющей идеей ценностей национального самосознания традиционного толка является идея общения, воспринимаемого как творческое начало. И самое главное: деяния человека должны вдохновлять его, в стремлении к этому заложено неодолимое влечение человека уйти от хаоса к гармонии, от тени к свету. Своеобразие образа жизни этноса во многом определяет и своеоб­разие его художественного мышления. Зависи­мость казахского языка, точнее, зависимость образно-речевых средств от мировосприятия и мироощущения народа обнаруживается практически во всех сферах употребления образной речи. Традиционная казахская культура отличалась высокой преемственностью в вопросах нравственного воспитания под­растающего поколения, духовного совершен­ствования личности. Именно устное народное творчество являлось средством коммуникации поколений, оно несло на себе нагрузку своеоб­разного института духовности и нравствен­ности, являлось средством народного воспита­ния. Устное народное творчество можно назвать энциклопедией народной жизни, произведения его имели огромное влияние на духовно-нравственное формирование детей и молодежи.

    Мифы и легенды казахского народа

    Поражает и удивляет своими первозданными творениями природа Казахстана. Ведь именно в этой стране почти о каждой достопримечательности слажена легенда. Одним из таких удивительных мест является «Роща танцующих берез» в национальном парке Боровое.

     О появлении этой рощи существует множество различных легенд. Одна из них гласит, что когда-то, в давние времена у подножия горы Бурабай жил народ, который часто устраивал многолюдные празднества с различными конкурсами, сопровождающиеся песнями и танцами. Посмотреть на столь веселый народ захотелось и хану. Но появиться в своем собственном обличии он не мог, так как знал, что как только они увидят его, будут смущены и не смогут вести себя также непосредственно. Поэтому на праздник он отправился с одним лишь охранником, переодевшись в обычную одежду. Когда праздник был в самом разгаре, на поляну выбежали девушки одна краше другой. Хан настолько увлекся столь потрясающим зрелищем, что забылся и выбежал с возгласом: «Долгих лет вашей красоте!». Девушки же узнав правителя, так были смущены и испуганы, что застыли на том же самом месте, превратившись в белые березы. Так и исполнилось пожелание хана. По сей день красота девушек в виде грациозных берез привлекает как местных жителей, так и туристов.

     «Роща танцующих берез» в Боровом – это уникальное место, попав в которое, вы будто соприкоснетесь с миром загадочной природы и таинственных легенд. 
    2 Казахская культура на рубеже ХVII-конца ХIХ века
    В 19 веке продолжалось развитие национальной литературы. Появился ряд героических жыров «Сырым батыр», «Исатай – Махамбет», «Бекет батыр», «Жанкожа», «Досан» и др. Целый ряд исторических песен связан с движением Кенесары. Дальнейшее развитие получил в 19 веке лиро-эпический жанр казахской поэзии, в котором на высоком художественном уровне воспроизведены бытовые сцены казахской жизни – «Макпал кыз», «Айман-Шолпан». Большое место в литературе 19 века занимают айтысы. Разнообразны были тематика и художественные формы айтысов. Изменения, происходившие в степи в 19 веке, находили свое отражение в казахской поэзии, породив пессимистическое направление, известное под названием «Зар заман». Наиболее известный представитель данного направления – Шортанбай.

    Основу литературного казахского языка заложил Абай, творчество которого обогащалось культурным наследием Востока и Запада.

    Изобразительно искусство в 19 веке развивалось по традиционным направлениям – геометрическое, растительное, зооморфное и космогоническое. В 19 веке был воздвигнут ряд монументальных памятников – главным образом надмогильные сооружения, преимущественно в Западном Казахстане. Музыка 19 века – золотой фонд искусства казахского народа. Огромное влияние на развитие инструментальной музыки оказало творчество Курмангазы, Даулеткерей, Таттимбета, Ихлас, Байсерке, Тока.

    19 век – век изменений в сфере образования. Самой распространённой формой обучения продолжали оставаться аульные мусульманские школы, продолжавшие действовать, несмотря на гонения властей. Казахам был открыт доступ в русские учебные заведения. В 1813 году в Омске было открыто первое общеобразовательное училище с военными предметами, одним из первых выпускников которого был Ч.Валиханов. В 1841 году в Букеевской Орде открылась первая светская начальная школа для казахских детей. В 1850 году при Оренбургской пограничной комиссии открылась семилетняя русско-казахская школа, за ней другие. В них готовили писарей и переводчиков для низших звеньев колониальной администрации. Большую роль в развитии просвещения среди казахов сыграл И.Алтынсарин.

    Культура Казахстана в начале ХХ века представлена именами талантливых и национально сориентированных мыслителей, писателей, музыкантов и драматургов. Благодаря им заложены основы национальной литературы, театрального искусства, живописи. Рассмотрим основные достижения этого периода.

    Казахстан в начале ХХ века начал непростой путь преодоления культурного диктата Российской империи. Причем, как ни парадоксально, сама имперская власть инициировала такие процессы.

    В этот период формируется особый интерес к национальному фольклору, декоративно-прикладному искусству, происходит становление национальной школы. Так создается культура Казахстана. Обзор этих процессов начнем с базовой составляющей духовного развития любого народа — образования. В начале ХХ века в силу вступает ряд реформаторских решений правительства Российской империи, а позднее Советского Союза, которые дали толчок становлению системы национального образования, а именно:

    В 1906 году в Казахстане появляются школы смешанного типа — русско-казахские.

    Образование постепенно меняет характер с исключительно религиозного на светский.

    Появляются «новометодные» школы, в которых преподавали разные дисциплины и использовали поисковые методы. Схоластика в обучении уступает новым принципам обучения, богословие исключается из перечня школьных предметов, отменяют телесное наказание.Со становлением советской власти в Казахстане провозглашается курс на ликвидацию безграмотности трудящихся. Образование становится всеобщим, обязательным и доступным благодаря тому, что создаются народные школы, вечерние курсы и пр.

    Основные тенденции в развитии образования следующие:

    1924 год — начинает действовать общество «Долой неграмотность».

    1926 год — в Ташкентском педагогическом институте открывают казахский факультет, который позднее переводят в Алма-Ату. На его основе был создан Казахский педагогический институт. На протяжении 5 лет открывают сельскохозяйственную академию, горно-металлургический и медицинский институты.

    1928 год — стартует Всеказахский культурный поход. Его цель — ликвидация неграмотности.

    1931 год — вводится обязательное обучение неграмотных казахстанцев в возрасте от 15 до 50 лет. Благодаря этому к 1950-му году была полностью искоренена безграмотность среди казахов.

    1930-е гг. — открываются специальные школы в Чимкенте и Алма-Ате, Туркестане и Урде, в которых обучались исключительно девушки, вводится всеобщее обучение для кочевников.

    В 1920-х гг. появляются первые методические пособия и учебники: «Есеп Куралы», «Тил Куралы» А. Байтурсынова и М.Дулатулы, «География» А. Букейхана, М. Жумабаева «История Казахстана», Ж. Аймауытов «Дидактика».

    В 1920 – 1930-х гг. проходит процесс реформирования казахской письменности: арабскую вязь заменяет латиница, в скором времени латиница уступает место кириллице.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   13


    написать администратору сайта