Главная страница
Навигация по странице:

  • Агиография

  • Акрополь

  • Антропологическая катастрофа

  • Антропология культурная (культурнантропология)

  • Барокко

  • Бифуркационное состояние

  • Вербальные знаковые системы

  • Возрождение (Ренессанс

  • Генезис

  • Гипертекст

  • Деятельность

  • Динамика социокультурная

  • Дорический ордер

  • Единое семиотическое поле

  • Знаковая система

  • Культурология. УМКД по культурологии 2021-2022 рус. Учебнометодический комплекс дисциплины культурология для студентов всех специальностей


    Скачать 412.59 Kb.
    НазваниеУчебнометодический комплекс дисциплины культурология для студентов всех специальностей
    АнкорКультурология
    Дата25.04.2022
    Размер412.59 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаУМКД по культурологии 2021-2022 рус.docx
    ТипУчебно-методический комплекс
    #494664
    страница10 из 13
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   13

    ГЛОССАРИЙ


    Абстракционизм - одно из направлений современного искусства, провозгласившее в живописи и скульптуре отказ от изображения реальной действительности в пользу отвлечённых цветовых сочетаний, геометрических форм, плоскостей, прямых и ломаных линий.

    Авангардизм - (фр. avant-garde, дословно: avant — впереди; garde — стража): обобщающее название течений в европейском искусстве, возникших на рубеже XX и XIX веков. Это движение сформировалось в процессе полемики с академическим искусством. Оно объединяет художественные тенденции, более радикальных, чем модернизм (кубизм, сюрреализм, конструктивизм, футуризм). Мастера нового направления видели цель искусства в жизнестроительстве, а не в подражании зримым формам натуры. «Икона» мирового авангарда - картина «Черный квадрат» К.Малевича (1915).

    Агиография (жизнеописания святых) - жанр церковной литературы, представляющий собой биографии реальных людей, канонизированных христианской церковью.

    Агонистика - (от гр. аgon – состязание, игра, борьба, бой, судебный процесс) – неудержимое стремление к любым состязаниям во всех сферах общественной жизни, характерное для культуры античности.

    Агора(др.-греч. ἀγορά) - у древних греков собрание полноправных граждан, на котором решались важнейшие дела городской жизни (торговые, судебные, военные). Со временем агорой стали называть и само место (площадь) проведения собраний. Агоры украшались храмами, статуями богов, общественными зданиями, которые располагались по сторонам площади. Агора была и местом торговли, средоточием праздничных процессий, гуляний, где городские жители проводили значительную часть времени (словом агорайос называли фланёров, праздношатающихся).

    Акведук (от лат. aqua — вода и ducere — вести) — водовод (в виде канала, свинцовой или глиняной трубы) для подачи воды к населённым пунктам, оросительным и гидроэнергетическим системам (включая фонтаны, водоёмы, бани и пр.) из расположенных выше их источников. Наиболее примечательная часть водовода (собственно акведук), которая прокладывалась над землёй (оврагом, долиной, рекой, дорогой), устраивалась в виде арочного пролёта. Крупные гидротехнические сооружения стали строить римляне. Рим снабжало водой несколько акведуков. Постройкой и содержанием акведуков в Риме ведали цензоры. Самый длинный акведук протяжённостью в 132 км был сооружён при императоре Адриане в Карфагене (Северная Африка).

    Акрополь (греч. akropolis) - возвышенная и укрепленная часть древнегреческого города, т. н. верхний город; крепость (убежище на случай войны).

    Аккультурация - (англ.от лат. образование, развитие)-процесс взаимовлияния культур, в результате которого культура одного народа полностью или частично воспринимается культурой другого народа, обычно менее развитого, это многообразие процессов ассимиляции и этнической консолидации.

    Акмеизм (от греч. ακμη — острие, вершина, высшая степень чего либо, расцвет) - течение в русской поэзии начала ХХ в., представители которого выступили за возврат к материальному миру, к употреблению слова в его точном значении. А., в отличие от др. значительных течений, насчитывал только 6 участников: Н. С. Гумилев, С. М. Городецкий, А. А. Ахматова, О. Э. Мандельштам, М. А. Зенкевич, И. И. Нарбут.

    Амфитеатр (от греч. аmphitheatron- «двойной театр») – 1) способ размещения мест для зрителей в античном театре. На склоне холма или горы полукруглыми уступами друг над другом ставились или вырубались в скале скамейки для зрителей (театрон); у подножия холма находилась орхестра (см. глоссарий) или скена (задняя палатка-скена для переодевания актёров). Античные театры размещались под открытым небом и были предназначены для большого числа зрителей (до17 тысяч). Крытый театр назывался одеон2) вид древнеримской архитектуры: арена, вокруг которой уступами располагались Места для зрителей - (Колизей в Риме, рассчитанный на 50 тысяч зрителей); 3) тип зрительного зала театра. Составная часть зрительного зала современного театра; 4) места для зрителей в цирке, которые окружают арену и делятся на секторы.

    Анимизм – (от лат. anima, animus — душа, дух) – вера в существование душ и духов, т. е. фантастических, сверхъестественных, сверхчувственных образов, которые в религиозном сознании представляются действующими во всей мёртвой и живой природе агентами, управляющими всеми предметами и явлениями материального мира, включая и человека.

    Антабалемент (франц. entablement) - верхняя часть сооружения, обычно лежащая на колоннах, составной элемент архитектурного ордера; членится на архитрав, фриз, карниз.

    Антропологическая катастрофа- антропологическая проблема как доминанта современного умонастроения. А.к. характеризуется многомерно:

    -это проблематичность бытия современного человека, непредсказуемость и негарантированность его судьбы;

    -угроза выживаемости человека, подрыв оснований его бытия;

    -расчеловечивание самого человека - его деперсонализация;

    - наступление постчеловеческого будущего в связи с опасностью изменения генофонда человечества, деградации его биосферной телесности.

    Антропология культурная (культурнантропология)- научное направление, задачей которого является построение теории человека как творца и носителя культуры. А.к. в анализе человека стремиться опираться не только на биологию и психологию, но и на филологию, искусствоведение, историю, социологию и телеологию. Родоночальник - американский ученый Ф. Боас. Для А.к. характерно более значительное внимание к духовным образованиям, чем к материальным артефактам и системам материальных отношений.

    Антропоцентризм – мировоззренческая установка, согласно которой, человек центральное звено всей цепи космического бытия, а также важнейший объект философского рассмотрения.

    Апологетика (от греч. apologia –«защита») - раздел теологии, посвященный рациональной защите истинности христианского вероучения. Термин "апологеты" закрепился за христианскими писателями 2-3 вв., которые в своих "апологиях", обращенных к римским императорам или просвещенной публике, старались отстоять правоту христианства. К ним относят Аристида, Юстина Мученика, Татиана, Афинагора, Минуция Феликса и Тертуллиана. Артефакт (от лат. artefactum — искусственно сделанное) — дословно : явление, процесс, предмет, свойство предмета или процесса, появление которого в наблюдаемых условиях по естественным причинам невозможно или маловероятно. Артефакт культуры — искусственно созданный объект, имеющий знаковое или символическое содержание. Артефактами культуры могут быть созданные людьми предметы, вещи, а также феномены духовной жизни общества: научные теории, суеверия, произведения искусства и фольклор. В археологии — рукотворный предмет, изучаемый археологией.

    Архетип - прообраз, первоначальная идея, лежащая в основе программы деятельности определенного сообщества. А. как базисный элемент культуры, формирующий константные модели духовной жизни, может быть как универсальным, общечеловеческим, так и этническим. Теорию архетипов сознания разрабатывал психиатр К.Г.Юнг. Согласно Юнгу, А. служат питательной почвой творчески- продуктивного, в т.ч. и художественного воображения и фантазии. А. находят воплощение в сновидениях, мифах, сказках, выступают исходным материалом для художественной литературы и искусства.

    Аттрактор (англ. attract — привлекать, притягивать) – «цель» эволюции системы, или компактное подмножество фазового пространства динамической системы, все траектории из некоторой окрестности которого стремятся к нему при времени, стремящемся к бесконечности. 

    Базилика (от греч. basilike - царский дом) - прямоугольное в плане здание, разделенное внутри рядами колонн или столбов на продольные части (нефы); средний неф, более высокий, освещается через окна над крышами боковых нефов (см. «Неф» в глоссарии). В Др. Риме базилики - судебные и торговые здания; позже базилика - один из главных типов христианского храма.

    Барокко (итал. barocco — «причудливый», «странный», «склонный к излишествам», «вычурный», порт. perola barroca — «жемчужина неправильной формы» (дословно «жемчужина с пороком») - стилевое направление в художественной культуре Европы конца XVI-середины XVIII вв., тяготеющее к динамичности образов, парадности, пышности, чувственному телесному началу и многообразию форм. Эпоху барокко принято считать началом триумфального шествия «западной цивилизации». Барокко противостояло классицизму и рационализму.

    Бессознательное – (в терминологии З. Фрейда – «Оно» или по-латыни - «Id») особая область психики, сосредоточившая в себе первичные природные влечения, мотивы, стремления, смысл которых определяется инстинктами и недоступен сознанию. Исторически самая первая, самая древняя инстанция человеческой психики, возникшая ещё на животной стадии развития предков человека. Это глубинный фундамент психики, влияющий на всю сознательную жизнь человека и даже судьбы личностей и целых народов. Бессознательные влечения можно разделить на две группы: влечение к жизни, наслаждению и влечение к смерти, разрушению. Психическая деятельность бессознательного подчиняется принципу удовольствия. Наиболее полное развитие данное представление о бессознательном получило во фрейдизме.

    Бифуркационное состояние (точка бифуркации) - состояние системы, характеризуемое непредсказуемостью и неустойчивостью поведения системы в силу многовариантности путей ее развития.

    Брахманизм - вторая ступень в развитии религиозных учений Индии, следующая за ведической религией и предшествующая собственно индуизму. Назван по имени жреческой варны – брахманов и одноименного класса текстов, хронологически и содержательно примыкающих к Ведам. Как мировоззрение б. представляет собой эволюционизм: мир создается Брахмой из несотворимого и непреходящего первовещества (пракрити) и в вечном возвращении снова возвращается в эту материю. Б. включает в себя 6 ортодоксальных систем: миманса, веданта, санкхья, йога, вайшешика, ньяя.

    Буддизм - Учение Гаутамы Будды (“будда” по-санскритски означает “просветленный”),сформировавшееся в VI-V веках до нашей эры на базе многовековой религиозно-философской традиции индийской культуры. В целом буддизм можно рассматривать и как религию, и как философию, и как культуру, и как образ жизни. Буддизм является первой по времени своего возникновения мировой религией. Как учение, проповедовавшееся Буддой 6-5 вв. до н.э., описывает мир как полный скорби («неудовлетворенности») в связи с тем, что все в мире преходяще, не имеет самости (постоянной субстанции).

    Вера - мировоззренческая позиция и психологическая установка, предполагающая нацеленность человека на определенные внерациональные представления о бытии, сопровождающуюся специфической глубиной переживаний. В.- это особое психологическое состояние уверенности в достижении цели, наступления события, в предполагаемом поведении человека, в истинности идеи при условии дефицита точной информации о достижимости поставленной цели, конечном итоге события, о реализации на практике предвидимого поведения, о результате проверки. В. Может выступать важным фактором интеграции личности, группы, массы, стимулом решимости и активности людей.

    Вербальные знаковые системы- естественные, живые языки – часть единого семиотического поля.

    Вестернизация – абсолютное заимствование, некритическое перенесение образцов, стандартов и ценностей западной культуры и искусства на отечественную почву.

    Возрождение (Ренессанс) - эпоха в истории европейской культуры 13-16 веков, ознаменовавшая собой наступление Нового времени после долгих веков средневекового упадка, небывалый подъём в науке, культуре, образовании и т.д. Наиболее яркие представители в литературе: Ф. Петрарка, Ф. Рабле, Сервантес и В. Шекспир. В изобразительном искусстве - Леонардо да Винчи, Микеланджело, Ботичелли и др..

    Волюта (итал. voluta - букв. - завиток), архитектурный мотив в форме спиралевидного завитка с "глазком" в центре. Составная часть ордерных капителей; архитектурная деталь карнизов, порталов, дверей, окон.

    Гармония - эстетическая категория, обозначающая цельность, слитность, взаимодействие всех частей и элементов формы. Одушевленную гармонию, наполненную человеческим смыслом и чувством, называют красотой.

    Генезис-происхождение, возникновение; процесс образования и становления развивающегося явления.

    Герменевтика - искусство истолкования текстов - ( от греч. hermeneutikos – истолковывающий) – искусство перевода, искусство объяснения (Гермес в греч. мифологии был посредником между богами и людьми). Герменевтика – это учение о понимании. Начиная со Шлейермахера (19 в.) герменевтика стала специфическим методом наук о духе.

    Гипертекст - целостный ансамбль художественных образов или просто текстов (как связной и самодостаточный последовательности знаков).

    Глобальные проблемы современности- совокупность проблем человечества, от решения которых зависит социальный прогресс и сохранение цивилизации: предотвращение ядерной угрозы, обеспечение мирного сосуществования культур, складывающих современную цивилизацию; преодоление разрыва в экономическом уровне развития между развитыми и развивающимися странами путем ликвидации их отсталости, а также повсеместное устранение голода, нищеты и безграмотности; предотвращение последствий «демографического взрыва» в части стран, как и «депопуляции» в других, предотвращение экологической катастрофы и т.п.

    Готика - период в развитии средневекового искусства на территории Западной, Центральной и отчасти Восточной Европы с XII по XV—XVI века. Готика пришла на смену романскому стилю, постепенно вытесняя его. Термин «готика» чаще всего применяется к известному стилю архитектурных сооружений, который можно кратко охарактеризовать как «устрашающе величественный». Для г. Характерны ребристые своды, стрельчатые арки, цветные витражи. Но готика охватывает практически все произведения изобразительного искусства данного периода: скульптуру, живопись, книжную миниатюру, витраж, фреску и многие другие.

    Готический стиль– один из первых общеевропейских художественных стилей. Яркими образцами готической архитектуры являются собор Парижской Богоматери, Кёльнский собор в Германии, Вестминстерское аббатство.

    Гуманизм (от лат humanitas- человечный)- в широком смысле слова гуманизм представляет собой образ мышления, который провозглашает идею блага человека главной целью социального и культурного развития и отстаивает ценность человека как личности. Г.- отрефлектированный (теоретически осмысленный) антропоцентризм исходящий из человеческого сознания и имеющий своим объектом ценность человека за исключением того, что отчуждает человека от самого себя.

    Деятельность - специфически человеческая форма отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование в интересах людей.

    Даосизм – учение о Дао («пути всех вещей»). Возникло в Китае в 7-6 вв. до н.э.. Основателем считается Лао- цзы.В основной работе Лао-цзы «Книга о Дао и дэ» (Дао дэ цзин) поставлены проблемы существования мира, бытия и небытия, человеческого общества и личности человека.

    Динамика социокультурная- изменения или модификация черт культуры во времени и в пространстве в результате воздействия внешних сил.

    Диффузия культурная- распространение особенностей, свойств данной исторической культуры на другие культуры.

    Дорический ордер - один из трех основных архитектурных ордеров. Колонна дорического ордера не имеет базы, ствол прорезан каннелюрами; капитель состоит из эхина и абака. Антаблемент членится на архитрав, фриз и карниз; фриз по горизонтали делится на триглифы и метопы.

    Единое семиотическое поле - общепонятная совокупность всех видов знаков, делающая возможным существование и развитие наиболее крупной общности – масштаба нации или даже цивилизации.

    «Застой» - период в развитии советской культуры во времена Л. И. Брежнева. Это обозначение периода «развитого социализма» — периода в истории СССР, охватывавшего два с небольшим десятилетия — с момента прихода к власти Л. И. Брежнева (1964)  до  январского Пленума 1987 года, после которого в СССР были развернуты полномасштабные реформы во всех сферах жизни общества.

    Знак - материальный предмет (явление, событие), выступающее в качестве представителя некоторого другого предмета, свойства или отношения и используемый для приобретения, хранения, переработки и передачи сообщений (информации, знаний).

    Знаковая система - специфически организованная совокупность символов, содержащих какую - либо информацию.

    Золотое сечение- (правило «золотого сечения (деления)»)-геометрическое, математическое соотношение пропорций, при котором целое так относится к своей большей части, как большая к меньшей. Всякий объект, отношение частей которого соответствует такому делению, отличаются строгой пропорциональностью, производят наиболее приятное визуальное впечатление. Это правило формулировалось архитекторами, скульпторами, живописцами и теоретиками эпохи Возрождения как идеальная (абсолютная) основа искусства.

    «Золотой век» - этап в развитии отечественной культуры (первая половина XIX века),время культурного и духовного подъёма России. Отечественная война 1812 года ускорила рост национального самосознания русского народа.  Положительную роль в культурной жизни страны играли публичные библиотеки и музеи. Первая публичная библиотека была открыта в Петербурге в 1814 году (ныне Государственная Национальная библиотека). З. в.- один из самых гармоничных периодов в истории русской культуры. В это время формируется романтическое мировоззрение, которое в равной мере проявляет себя в общественной сфере, философии, литературе и изобразительном искусстве. Наиболее яркие представители: писатели поэты Пушкин, Лермонтов, Гоголь, архитекторы Росси, Тон, художники Иванов, Кипренский, Венецианов, Федотов.
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   13


    написать администратору сайта