Главная страница
Навигация по странице:

  • Интерпретация (методология)

  • Иррационализм

  • Конфуцианство

  • Космос

  • Культурантропологи ( см.Антропология культурная)

  • Культурная самоидентичность

  • Ликбез

  • Логос

  • Масскульт ( см. «Массовая культура»)

  • Методы культурологического познания

  • Мифологема

  • Неолитическая революция

  • Новация

  • Орхестра

  • Патристика

  • Понятие

  • Постиндустриальное общество

  • Культурология. УМКД по культурологии 2021-2022 рус. Учебнометодический комплекс дисциплины культурология для студентов всех специальностей


    Скачать 412.59 Kb.
    НазваниеУчебнометодический комплекс дисциплины культурология для студентов всех специальностей
    АнкорКультурология
    Дата25.04.2022
    Размер412.59 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаУМКД по культурологии 2021-2022 рус.docx
    ТипУчебно-методический комплекс
    #494664
    страница11 из 13
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   13

    Игра-форма свободного самовыражения человека, которая предполагает реальную открытость миру возможного и развертывается в виде состязания или в виде представления каких-либо ситуаций, смыслов и состояний. Й.Хейзинга выдвигает игру в качестве самостоятельной области изучения и обосновывает сквозное значение игры в развитии основных форм человеческой деятельности: искусства, науки, философии, политики и т.д.

    Идеал - (греч. понятие, идея, представление)- совершенство; совершенный образец

    какого-либо объекта, явления, события, процесса с точки зрения конкретного человека или группы людей; высшая цель деятельности.

    Импрессионизм (фр. impressionnisme, от impression — впечатление) - направление в искусстве, сложившееся во Франции в 60-70-е годы XIX в. и затем распространившееся по всему миру. Импрессионисты стремились запечатлеть мир во всей его подвижности и изменчивости. Представители Э. Дега, К.Моне, Э. Мане, В.Кандинский, О.Ренуар, К. Писсаро, А. Сислей.

    Индуизм - верования, которые зародились в Индии в глубокой древности (т.н. ведическая эпоха – рубеж II и I тысячелетий до н.э.) и, видоизменяясь в некоторых чертах, сохранились до наших дней. Индуизм — вероучение, сложившееся в результате эволюции идей ведизма и брахманизма. Возник в. сер. I тыс. до н. э.

    Индустриальное общество – общество, сформировавшееся в процессе и в результате индустриализации, развития машинного производства, возникновения адекватных ему форм организации труда, применения достижений технико-технологического прогресса.И.о. характеризуется ускоряющимся ростом промышленного производства (производство становится массовым, поточным, труд механизированным и автоматизированным, бурно развивается рынок товаров и услуг), увеличением городского населения, формированием и развитием национальных культур.

    Инновация культурная- культурное новшество, впервые появляющиеся в данной культуре (обществе) объекты, институты, черты, нормы, ценности и т.п. в результате изобретения или заимствования из других культур.

    Интерпретация (методология) — совокупность значений (смыслов), придаваемых так или иначе элементам (выражениям, формулам, символам) какой-либо естественнонаучной или абстрактно-дедуктивной теории (в случаях же, когда «осмыслению» подвергаются сами элементы этой теории, то говорят также об интерпретации символов, формул и т. д.).

    Иррационализм- (лат. –неразумный, бессознательный)- философское направление, ограничивающее или отрицающее возможность процесса разумного познания действительности.

    Искусство - форма построения мироздания, при котором человек стремиться не только понять, познать и преобразовать мир, но и насладиться при этом его красотой и совершенством. В данном случае мы наблюдаем столкновение мира внешнего и мира внутреннего, в результате которого рождается произведение искусства. Человек в данном случае рассматривает себя как неотъемлемую часть мира, но обладающую бесспорным превосходством и имеющую дополнительные права. Эти права заключаются в возможности человеком создавать свой собственный окружающий мир по эстетическим законам. В основе искусства лежит эстетическое отношение к миру.

    Ислам-(мусульманство)-одна из мировых религий (наряду с христианством и буддизмом), возникшая в VII веке в Аравии. Вероучение ислама изложено в Коране. Основу исламского учения составляет строгий монотеизм (единобожие-вера во всемогущего единого Аллаха), признание Корана вечной, несотворенной, священной книгой. Ислам не признает разделения духовных и светских функций, закрепляет неразделенность духовной и светской власти, религии, политики и государства.

    Калокагатия(греч. kalos - красивый, прекрасный, agathos - добрый) - культ красоты во всём,«прекрасное-доброе» в единстве. Представление о том, что истина и добро обязательно красивы. Идея Калогакатии будоражила в античные времена самые великие умы: она была предметом особых размышлений Сократа, а для Платона представление о том, что «Красота и Добро-одно» - высший образовательный эталон.

    Канон- (греч.- норма, правило)-система правил, норм, господствующих в искусстве в какой-либо исторический период или в каком-либо художественном направлении и закрепляющих основные структурные закономерности конкретных видов искусства.

    Кич (китч)-происхождение слова имеет несколько версий: 1) от нем. Музыкального жаргона нач. XXв.- по смыслу «халтура»;2) от нем. Удешевлять; 3) от англ.- «для кухни», подразумеваются предметы плохого вкуса, недостойные лучшего употребления; 4)- специфическое явление, относящееся к самым нижним пластам массовой культуры; синоним псевдоискусства, лишенного художественно-эстетической ценности и перегруженного примитивными, рассчитанными на внешний эффект деталями.

    Классицизм (от лат. classicus - образцовый) - стиль и направление в искусстве и литературе XVII-начала XIX вв., для которого характерно возвращение к античности как к норме и идеальному образцу. Представители :П. Корнель, Ж. Расин, Вольтер, Мольер, Ж. Лафонтен, Ф. Ларошфуко (литература), Ж.Л. Давид, А.Канова, Н.Пуссен (живопись).

    Контркультура - система норм и ценностей, стоящая в оппозиции обществу и вступающая в конфликт с существующими в нем традициями и правилами жизни. Строго говоря, это не единое движение, а набор разнообразных культурных инициатив, объединенных негативным отношением к существующей системе ценностей, причудливое соединение символики различных культур и эпох, попытки воспроизведения в современном контексте выработанных мировой культурой моделей маргинального поведения, "странного" бытия в отчужденном мире ("юродство" европейского средневековья, искусство дзэн, романтизм и декаданс Нового времени).

     Конфуцианство - этико-политическое учение Китая, главными темами которого являются нравственные принципы, социальные отношения, проблемы государственного управления.

    Концепция (лат. conceptio) - система взглядов, то или иное понимание явлений, процессов.

    Космос (греч.красота, гармония, порядок) – особое понимание мира как гармоничного упорядоченного совершенного единства, пришедшее из античной культуры.

    Кубизм - модернистское направление в изобразительном искусстве, прежде всего в живописи, зародившееся в начале XX века и характеризующееся использованием подчеркнуто геометризованных условных форм, стремлением «раздробить» реальные объекты на стереометрические примитивы. Кубизм передает всё многообразие мира через простейшие геометрические формы.Наиболее известными кубистическими произведениями начала XX века стали картины Пикассо «Авиньонские девицы», «Гитара», работы таких художников, как Хуан Грис, Фернан Леже, Марсель Дюшан, скульптуры Александра Архипенко и др. Кубизм развивался и за пределами Франции; особенно плодотворно — в Чехословакии.

    Культура - (лат. cultura - возделывание, обрабатывание) - существует множество (более 500) определений к. Приведем некоторые. 1) Культура - это совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством в процессе общественно-исторической практики и характеризующих исторически достигнутую ступень в развитии общества. Культура, таким образом, есть «вторая природа», надстраиваемая человеком над естественной природной средой. В более узком смысле принято говорить о материальной (техника, производственный опыт, материальные ценности) и духовной К.-(наука, искусство и литература, философия, мораль, просвещение и т. д.) 2) Культура - механизм регуляции, сохранения, воспроизведения и развития всех форм отношений человека с миром, другими людьми и с самим собой, раскрывающихся в конкретной деятельности человека.

    Культурантропологи (см.Антропология культурная) -особое направление в культурологии (в основном в США), изучающее процессы взаимоотношений человека и культуры.

    Культурогенез-социальная и историческая динамика культуры, порождающая новые культурные формы и системы.

    Культурная динамика - изменение во времени состояния культурных систем и объектов, а также типовые модели взаимодействия между людьми и их социальными группами.

    Культурная самоидентичность - осознание человеком своей принадлежности к определённой этнической общности.

    Культурная (ые) универсалия (и) — 1) типовой аспект жизни, который присутствует во всех известных обществах. Однако конкретное содержание культурных универсалий может быть различным. Например, семья в том или ином виде существует у всех обществ, но некоторые общества предпочитают моногамию, другие — полиандрию, а третьи — полигинию; 2) наиболее общие понятия в культурологии: ценности, общение, поведение, вера, формы человеческой активности (труд, занятие, деятельность), присущие человечеству на всех этапах его культурного развития.

    Культурология - наука о средствах воспроизводства человеческого способа существования. Выделилась из философии в середине XIX в. и превратилась в фундаментальную науку. Предмет культурологии – культура не только в статике (история культуры, культурные артефакты), но и её генезис, функционирование, и развитие как целостности. В широком смысле культурология выступает как комплекс наук, включая философию культуры, теорию культуры, историю культуры, культурную антропологию, социологию культуры, прикладную культурологию, историю культурных учений, т.е. учения, которые аккумулируют и систематизируют сведения о культуре человека и его культуротворческой деятельности (труды ученых).

    Купол (итал. cupola - от лат. cupula - бочечка), пространственное покрытие зданий и сооружений. Перекрывает в основном круглые, многоугольные, эллиптические в плане помещения. Купола бывают каменные, железобетонные, стальные.

    Ликбез (сокр. «ликвидация безграмотности») - ликвидация массовой неграмотности в СССР в 30-е – первой половине 50-х годов ХХ в.

    Личность - устойчивая система социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена общества или общности.

    Логос - ( в пер. с греч. – слово, разум, закон) – всеобщий закон мироздания, основа мира, его порядок и гармония. Понятие, пришедшее из эпохи античности.

    Магия- (лат. magia, от греч. μαγεία) — понятие, используемое для описания образа мышления, при котором человек обращается к тайным силам с целью влияния на события, а также реального или кажущегося воздействия на состояние материи; символическое действие (обряд), направленное на достижение определённой цели сверхъестественным путём.

    Маргинальность – качественное состояние человека или группы людей, оказавшихся в силу обстоятельств (миграция, межэтнические браки и др.) на гранидвух культур; они участвуют во взаимодействии этих культур, но полностью не примыкают ни к одной из них, в результате формируется двойственное самосознание, возникает психическое напряжение и т.д.

    Масскульт (см. «Массовая культура»)- своеобразный феномен социальной дифференциации современной культуры; в том числе индустрия досуга.

    Ментальность - целостная совокупность мыслей, верований, способность индивида или социальной группы воспринимать мир каким-либо определенным образом, обуславливающая единство культурной традиции.

    Методы культурологического познания - способы изложения явлений, фактов, событий мировой и отечественной культуры: диахронный, синхронный, сравнительно-исторический, структурно-функциональный и другие методы.

    Мидкульт - культура «среднего» уровня, тенденция – стремления повысить образовательный уровень через попу­лярные издания с помощью совмещения образцов высокого и популярного искусства. Например, библейская история становится сюжетом рок - оперы "Иисус Христос - суперзвезда", роман В. Гюго "Собор Парижской богоматери" становится основой современного мюзикла. Мидкульт экранизирует классические произведения, создает моду на популярную науку. Издается большое число научно-популярных журналов, выходят радио-телепередачи образовательного характера, в которых в популярной форме говорится о научных открытиях, истории науки.

    Миф – исторически первая форма культуры как способ человеческого выживания в условиях безличной природы. Миф компенсирует недостаточность практического овладения природой через родство с ней, программируя отношения с помощью символов, табу, магии, ритуалов, обрядов и поэтому выступает как универсальная система освоения мира, включающая все формы восприятия, чувства, бессознательное. По содержанию различается несколько категорий мифов: космогонические – о происхождении космоса; астральные, тотемические – о божественных животных; календарные – цикл календарных обрядов; географические, эсхатологические – о конце мира и катастрофах, о смерти и воскресении.

    Мифологема - заимствование из древнего мифа в более позднем фольклорном и литературном произведении (или изобразительном искусстве).

    Модальность - способ существования объекта или явления, способ понимания и суждения о них.

    Модернизм (франц. moderne — современный) - общее название направлений в искусстве конца 19 - начала 20 в., провозгласивших разрыв с реализмом, отказ от старых форм и поиск новых эстетических принципов. Импрессионизм, постимпрессионизм, модерн, символизм… Модернизм провозглашался как искусство будущего. Модернизм – ранний этап авангардизма.

    Мораль - такая форма построения отношений человека с миром, в основе которой лежит комплекс нравственно регулируемых норм поведения в обществе по отношению к себе и к другим людям. В основе морали лежит нравственный закон.

    Неолитическая революция - переход человечества от присваивающего хозяйства к производящему (от собирательства к земледелию).

    Неспецифичные формы культуры - приватная, личная жизнь, семейные и неформальные групповые отношения, мораль, практические знания, обыденная эстетика, суеверия и пр. все, что принято называть обыденной жизнью (обыденный пласт культуры).

    Неф (франц. nef - от лат. navis - корабль), вытянутое помещение, часть интерьера (обычно базилики), ограниченная с одной или с обеих продольных сторон рядом колонн или столбов.

    Новация (лат. обновление, изменение) - что-либо новое, новшество.

    Общение - процесс взаимосвязи и взаимодействия субъектов, в котором происходит обмен информацией, опытом, деятельностью, продуктами деятельности и др.

    Орхестра (греч. orchestra - от orcheomai - танцую), основная часть театрального здания в Др. Греции; окаймленная амфитеатром площадка, на которой выступали хор и актеры.

    Осевое время – в концепции К. Ясперса исторический период в духовном развитии народов, приведший к коренному, «революционному» культурному перевороту. В это время происходит становление «философской веры», означавшей рождение чувства всемирного

    глубинного духовного единства человечества. Время рождения «философской веры» было названо К. Ясперсом «осевой эпохой

    Пантеизм - философское учение (от греч. pan – все, theos – бог), важнейший признак которого составляет безличность единого божественного начала и его максимальная приближенность к природе.

    Парадигма - совокупность убеждений, ценностей и технических средств, принятых социокультурным сообществом на определенном этапе развития.

    Патристика (от лат. «отец» учение отцов церкви) – христианское богословие II–VIII веков.

    Поведение - взаимодействие с окружающей средой, включающее двигательную активность и ориентацию организмов по отношению к окружающей среде, предполагающее способность воспринимать, хранить и преобразовывать информацию, использовать ее с целью самосохранения и приспособления к среде.

    Полисная демократия – ( греч. «полис»- город-государство и народоправие, народовластие) — особая форма социально-политического устройства, сложившаяся в Древней Греции. Основная черта классической древнегреческой культуры. В греческих городах-государствах (полисах) не было ни монархов, ни жреческих каст, а осуществлялась античная рабовладельческая демократия.

    Полилoг (греч., букв. ’речь многих’) — разговор многих участников. При этом предполагается, что роль говорящего переходит от одного лица к другому, в противном случае разговор превращается в монолог. Является синонимом слова диалог, так как ошибочно полагать, что термин «диалог» предполагает наличие ровно двух участников (греческий префикс диа- ’через’ в слове диалог и греческое ди- ’два’ лишь внешне схожи). В связи с этим в диалоге, как и в полилоге, может участвовать любое число участников.

    Понимание — психологическое состояние, верное восприятие или интерпретация какого-либо события, явления, факта. Понимание как метод гуманитарных наук было противопоставлено объяснению как методу естественных наук. В современной философии понимание исследует герменевтика.

    Понятие - форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений.

    Поп-арт (англ. pop-art, сокращение от popular art) — направление в изобразительном искусстве 1950—1960-х годов, возникшее как реакция на абстрактный экспрессионизм, использующее образы продуктов потребления.Образ, заимствованный в массовой культуре, помещается в иной контекст:изменяются масштаб и материал; обнажается приём или технический метод;выявляются информационные помехи и др. Один из самых ярких представителей Э.Уорхолл.

    Постиндустриальное общество - концепция впервые изложенная в вышедшей в 1973 году книге американского социолога Д. Белла “Грядущее постиндустриальное общество”. Белл сформулировал основные признаки такого общества: создание экономики услуг, доминирование слоя научно-технических специалистов, центральная роль теоретического научного знания как источника нововведений и политических решений в обществе, возможность самоподдерживающегося технологического роста, создание новой “интеллектуальной” техники. Анализируя новые черты в экономике, Белл сделал вывод, что в обществе наметился переход отиндустриальной стадии развития к постиндустриальной, с преобладанием в экономике не производственного сектора, а сектора услуг.
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   13


    написать администратору сайта