УМК Общая теория права А.Н. Пугачев. Учебнометодический комплекс для студентов юридических специальностей Составление и общая редакция А. Н. Пугачева Новополоцк 2007 2
Скачать 8.82 Mb.
|
. Право, как и другие социальные нор- мы, представляет собой совокупность, систему правил поведения. Приори- тет права над другими социальными нормами объясняется, прежде всего, тем, что оно устанавливается государством, его органами, призванными осуществлять управление делами общества. Право представляет собой систему правил, установленных государ- ством либо принятых в установленном им порядке населением либо него- сударственными органами и организациями. В этом принципиальное отли- 45 чие права от всех остальных социальных норм. Соответственно государст- во выступает единственным социальным образованием, правомочным при- нимать, изменять или отменять правовые нормы. Право представляет собой упорядоченную, логически стройную сис- тему правил, содержащихся в нормативно-правовых актах и иных пись- менных источниках. Определение права дается в ст. 1 Закона «О нормативных правовых актах Республики Беларусь»: «Право – системаобщеобязательныхправил поведения, устанавливаемых (санкционируемых) иобеспечиваемыхгосу- дарствомвцеляхрегулированияобщественныхотношений». Одним из основных условий эффективного действия норм права яв- ляется их согласованность друг с другом. Все действующие нормы права призваны обеспечивать полное и последовательное регулирование обще- ственных отношений. Все нормы права имеют официальный характер. Они содержатся в письменных документах – нормативно-правовых актах и иных источниках. Устные распоряжения, предписания правотворческих органов или долж- ностных лиц не являются правом. Правовые нормы предполагают не только их обязательное закрепление в письменных источниках, но и опубликование для широкого круга лиц. Формальная определенность норм права является их необходимым свойством, атрибутом, поскольку с ним связывается другое свойство пра- ва – его общеобязательность. Общеобязательность права означает, что все лица, кого касаются нормы права, обязаны их неукоснительно соблюдать или исполнять. Общеобязательность права распространяется и на государство. Один из основных принципов правового государства требует осуществления его деятельности в строгом соответствии с Конституцией страны. Нормативность в указанном значении представляет собой действие права как регулирующей системы, состоящей из нормативных принципов и предписаний, правил поведения общего характера, распространяющихся на всех и каждого, на любой круг лиц в данном государстве, а также спо- собность права в соответствии с предписаниями закона охватить по фик- сированным признакам любой круг явлений и процессов. Наряду с нормативностью не менее важным свойством права, выра- жающим его принципиальные особенности, качества, являются опреде- ленность содержания и государственная обеспеченность. Определенность содержания, то есть одно из существенных прояв- лений определенности права в целом, представляет собой способность права (главным образом при помощи письменных нормативных докумен- тов – законов, иных источников права) предельно точно фиксировать в формализованном виде необходимые стороны и грани детали и подробно- 46 сти внешнего поведения лиц, их поступков, в том числе самым точным об- разом определять границы внешней свободы, а также последствия нару- шения этих границ. Государственная обеспеченность – прочность, надежность, высокая гарантированность действия права, возможность сделать реальным (глав- ным образом, при помощи государственной власти, его принудительной силы) вводимый порядок прав и обязанностей, «переводить» его в реаль- ные жизненные отношения, что позволяет обществу или личности при по- мощи юридических механизмов «настоять на своем», добиться реального результата, обозначенного правом. Понятие прававсубъективномиобъективномсмысле. Право в субъективном смысле – это обеспеченная законом мера возможного пове- дения граждан или организаций, направленная на достижение целей, свя- занных с удовлетворением их интересов. Субъективные права связаны с возможностями или свободой поведения, принадлежащих лицам, субъек- там, как бы «прикрепленных» к субъектам; отсюда и название – права субъективные. Субъективные юридические права (а также обязанности, ответственность) возникают и действуют на основе законов, общеобяза- тельных норм. Предпосылкой субъективного права является правоспособность, то есть общая (абстрактная) способность иметь права. Субъективное право как элемент конкретного правоотношения возникает на основании юриди- ческого факта. Субъективное право включает, как возможность самостоятельно со- вершать определенные действия (поведения), так и возможность требовать определенного поведения от другого лица, поскольку такое поведение обусловливает осуществление субъективного права. Юридическая область жизни общества характеризуется тем, что в ней наряду с категорией субъективного права существует объективное право, то есть особое социальное образование, особый институт общества в целом, существующий в одном ряду (и в тесном взаимодействии) с таки- ми институтами общества, как государство, демократия, мораль. Объективное право не «прикреплено» к какому-либо субъекту, а су- ществует как объективный факт – действующее наличное образование все- го общества. Его называют также позитивным правом. В отличие от мора- ли, обычаев и особенно требований естественного права объективное пра- во является«позитивным», потому что определенные нормы поведения специально создаются (или признаются) людьми и властно утверждаются в общественной жизни в качестве постоянного и непререкаемого импера- тивного критерия для обязательного поведения. Одна из основных особенностей объективного (позитивного) права как основы юридических прав и обязанностей заключается в том, что оно 47 представляет собой нормативное образование, то есть состоит из юридиче- ских норм, из которых образуется право конкретной страны. Юридическая норма – это общеобязательное правило поведения, вы- раженное в законах, иных признаваемых государством источниках и вы- ступающее в качестве основания и критерия правомерно дозволенного с юридической стороны (а также юридически запрещенного и предписанно- го) поведения субъектов права. Принципы права: понятиеивиды. Принципы права представляют собой основные идеи, исходные положения и ведущие начала процесса формирования, развития и функционирования права. Они пронизывают собой всю правовую жизнь общества и характери- зуют не только сущность, но и содержание права, а также весь процесс его применения. Имея общеобязательный характер, принципы права способствуют укреплению внутреннего единства и взаимодействия различных отраслей и институтов права, норм права и правовых отношений, субъективного и объективного права. Принципы права объективно обусловлены экономическим и соци- ально-политическим строем общества, существующим в той или иной стране, социально-классовой природой государства и права, характером политического и государственного режима. Принципы права присущи любой правовой системе. Как правило, они закрепляются или же прямо в законодательных актах (статьях, преам- булах и т.д.) или заполняют собой содержание правовых норм. К разряду специально-юридических принципов относят следующие ос- новные начала современных правовых систем или их исходные положения: − принцип общеобязательности норм права для всего населения страны и приоритета этих норм перед иными социальными нормами; − принцип подразделения правовой системы государства на публич- ное и частное право, на относительно самостоятельные отрасли и институ- ты права; − принцип непротиворечивости норм, составляющих действующую сис- тему права и приоритет закона перед иными нормативно-правовыми актами; − принцип соответствия между объективным и субъективным пра- вом, между нормами права и правовыми отношениями, между правом и его осуществлением; − принцип социальной свободы, выраженный в системе субъектив- ных прав субъектов общественных отношений, равенство перед законом и судом, равноправие; − принцип законности и юридической гарантированности прав и свобод личности, зафиксированных в законе, связанность нормами законо- дательства деятельности всех должностных лиц государственных органов; 48 − принцип справедливости, выраженный в равном юридическом масштабе поведения и в строгой соразмерности юридической ответствен- ности допущенному правонарушению; − принцип юридической ответственности только за виновное противо- правное поведение и признание каждого невиновным до тех пор, пока вина его не будет установлена в судебном порядке; презумпция невиновности; − принцип недопустимости обратной силы законов, устанавливаю- щих новую или более тяжелую юридическую ответственность и гуман- ность наказания, способствующего исправлению осужденного. Наряду с общими принципами в юридической литературе выделяют- ся также межотраслевые и отраслевые принципы права. Межотраслевые принципы охватывают собой две или более отраслей права, являющихся преимущественно смежными (уголовно-процессуаль- ное и гражданско-процессуальное и др.). На межотраслевые принципы полностью налагаются и общие правовые принципы. В каждой отдельной отрасли права или же в группе отраслей они приобретают свою специфику. Отраслевые принципы права распространяются лишь на отдельные отрасли права – конституционное, гражданское, уголовное и т.д. Соответ- ственно на их основе создаются и реализуются лишь нормы, составляющие только данную отрасль права. Функции права: понятиеиклассификация. Назначение права в обществе состоит в том, чтобы быть регулятором – определять, упорядо- чивать и охранять существующие общественные отношения и порядки. Выделяют следующие функции права как регулятора: − воспроизводство данной социальной системы; − утверждение в жизни общества нормативных начал; − регулятивное правовое воздействие на общественные отношения. Воспроизводство системы как функция права обусловлено утвер- дившейся в современной науке теорией систем, когда и все общество, и его подразделения научно интерпретируются как сложные социальные систе- мы. В частности, с представлениями о том, что социальные системы отли- чаются (или должны отличаться) устойчивостью, непрерывностью сущест- вования и действием во времени с вытекающей отсюда необходимостью наличия в социальных системах, в том числе и в обществе в целом, особых механизмов, призванных реализовывать и поддерживать устойчивость и непрерывность функционирования в заданных параметрах общества. В связи с этим объективное право (в силу его органической связи с законом) наряду с другими институтами человеческой культуры право- мерно рассматривать как такого рода механизм. Такие свойства права как всеобщая нормативность, способность строго фиксировать по содержанию возможное и должное поведение лю- дей и силой государственного принуждения обеспечивать его – все это как 49 бы специально приспособлено для того, чтобы сложившиеся в обществе отношения надежно сохранялись такими, «как они есть», и чтобы они в стабильном и устойчивом виде непрерывно функционировали во времени. Утверждение в жизни общества нормативных начал имеет объектив- ную потребность, поскольку любое человеческое сообщество нуждается не просто в известной организованности и упорядоченности существующих в нем отношений, но и в том, что бы это соответствовало законам природы и одновременно законам существования и функционирования человеческого сообщества, разумно формируемых начал целесообразности. А все это включает необходимость известного ритма, цикличности, повторяемости и главное, что бы они вошли в саму плоть жизни людей, стали законом в че- ловеческом бытии. Регулятивное назначение права выражено в том, чтобы в соответст- вии с указанной объективной потребностью внести в общественную жизнь оптимальную нормативность для жизни сообщества. В связи с необходимостью обеспечения нормативных начал в жизни общества само право предстает в виде нормативной регулирующей систе- мы, имеющей глубокое правовое содержание и построенной на единых правовых принципах и общих положениях. Регулятивное воздействие права ограничено определенными направ- лениями. Главные из них вытекают из решающего предназначения права: быть общеобязательным критерием правомерного поведения и в этом от- ношении оптимальной формой для определения и сохранения границ сво- боды людей. Достижение указанной задачи предполагает развитие и эффективное функционирование всех отраслей объективного права, как тех, которые преимущественно направлены на точное и строгое фиксирование через систему прав и обязанностей границ поведения (конституционное право, гражданское право, ряд институтов административного и трудового пра- ва), так и тех, которые обеспечивают «сохранение границ» в свободном поведении людей. А значит – охрану и защиту правопорядка, в том числе с помощью мер гражданской, административной, уголовной ответственно- сти, а также процедур и порядка применения юридических санкций. Типы права: различныеподходы. Типология права – это его спе- цифическая классификация, производимая в основном с позиции следую- щих подходов. В рамках первого (формационного) главным критерием выступают социально-экономические признаки (общественно-экономическая форма- ция). Именно базис (тип производственных отношений) является, по мне- нию представителей данного подхода, решающим фактором общественно- го развития, который детерминирует и соответствующий тип надстроеч- ных элементов: государство и право. 50 В зависимости от типов экономического базиса выделяют рабовла- дельческий, феодальный, буржуазный и социалистический типы права. Достоинство: − продуктивна идея разделения права на основе социально-экономи- ческих факторов, которые действительно весьма существенно влияют на общество. Слабая сторона: − формационный подход не позволяет в должной мере учесть кон- кретно-историческую, культурно-национальную и специально-юридичес- кую специфику права. В рамках другого подхода типология права производится на основе конкретно-географических, национально-исторических, религиозных, спе- циально-юридических и иных признаков. В соответствии с названными критериями выделяют такие типы права: 1) национальные правовые системы (это конкретно-историческая со- вокупность права – юридической практики и господствующей правовой идеологии отдельного государства); 2) правовые семьи (это совокупность правовых систем, выделенная на основе общности источников, структуры права и исторического пути его формирования). Различают следующие правовые семьи общественного права: рома- но-германская, общего права, мусульманская, индусская и др. Достоинство данной типологии заключается в том, что выделены на- ционально-исторические, конкретно-географические и технико-юридичес- кие признаки, которые весьма определенно характеризуют право. Слабой стороной является то, что ее представители недооценивают роль социально-экономических факторов в природе права. Основные теорииправопонимания. Современные теории права не имеют единого понимания сущности права, что обусловливается такими факторами, как сложность права, многообразие его проявлений в общест- ве; влияние на процессы познания сущности права правовой идеологии и классовой борьбы; наличие различных исходных философских и методо- логических оснований. Наиболее значимыми в истории политико-правовой мысли являются трактовки права, данные представителями естественной, психологической, исторической, позитивистской, социологической теорией права, филосо- фией права и марксизмом. Согласно теории естественного права (Гоббс, Локк, Монтескье и др.), в обществе существует два права: естественное и благоприобретен- ное. Естественное право принадлежит человеку от рождения и включает в себя право на жизнь, личную свободу, частную собственность, право быть счастливым. 51 Эти права признаются неотъемлемыми, и всякое посягательство на них других лиц, в том числе и государства, является правонарушением ли- бо вовсе преступлением. Благоприобретенные права устанавливаются го- сударством в форме законов и иных нормативно-правовых актов. В основе этого права лежат естественные права человека. Закон признается право- вым постольку, поскольку он соответствует, развивает и конкретизирует естественные права человека. Несправедливый закон не создает право – таков основополагающий принцип данной теории. Два вида права признают и представители психологической теории права, основоположником которой является российский правовед Л. И. Петражицкий. Согласно этой теории право представляет психиче- скую деятельность человека, его правовые, «императивно-атрибутивные» эмоции, чувства, оценки, переживания. Человек чувствует свою волю свя- занной притязаниями других лиц, ожидающих от него исполнение опреде- ленной обязанности. Именно такие психологические переживания опреде- ляют конкретные акты поведения человека и выступают его действитель- ным, реальным правом. В обществе существует также официальное право, установленное го- сударством в виде законов и иных нормативно-правовых актов. Законы могут влиять на интуитивное право человека, на процессы формирования его воли. Тем не менее, они не всегда доминируют в принимаемых инди- видуумом решениях. Индивидуум может принимать во внимание иные со- циальные нормы и действовать вопреки установлениям официального пра- ва. Поэтому действующее в обществе право значительно шире установ- ленных государством нормативных предписаний и включает в себя всю совокупность психических переживаний человека, и не только его. В позитивистской теории правом признаются только правила долж- ного поведения, устанавливаемые законом и иными нормативно-правовы- ми актами, принимаемыми государственными органами. «Закон есть за- кон», который нужно исполнять в любом случае, независимо от психоло- гических переживаний человека и его естественных прав. Требование законности, то есть неукоснительного исполнения дей- ствующих нормативно-правовых актов, относится ко всем без исключения государственным органам, должностным лицам, гражданам и иным субъ- ектам конкретных правоотношений. К лицам, не выполняющим предписа- ния законов, иных нормативно-правовых актов, применяются меры госу- дарственного принуждения. Представители этой теории весьма негативно относятся ко всяким попыткам искать право вне официально установленных государством нор- мативно-правовых предписаний. В отличие от позитивистов историческая школа (Савиньи, Пухта и др.) понимала право как продукт народного духа, сознания народа, кото- 52 рый живет и проявляется во взаимоотношениях его представителей. Право, как и язык, представляет собой неотъемлемый компонент народа или на- ции и развивается по аналогичным законам. В языке, отмечал Савиньи, на- блюдается та же независимость от случайности и свободного выбора со стороны отдельных лиц, то есть то же происхождение из деятельности об- щего народного духа, действующего в отдельных лицах. Только здесь все это более наглядно и бесспорно, чем в праве. Образование права осуществляется путем постепенного раскрытия народного духа в историческом процессе. Народный дух определяет осо- бенности народного правосознания, а оно выливается в нормы права. Наи- более полным и последовательным источником развития народного духа являются народные обычаи. Законы также отражают народное правосозна- ние. Но в них народное правосознание выражается постольку, поскольку правильно воспринимается и последовательно проводится законодателем. Поэтому главная задача законодателя состоит в выявлении и закреп- лении в законах народного духа. Представители социологической школы права также полагают, что право не следует искать в законах или психологических переживаниях личности. Право, по их мнению, – это реальная жизнь, воплощенная в кон- кретных решениях в сфере предпринимательской деятельности, во взаимо- отношениях работников и предпринимателей, иных лиц и социальных групп. При этом поиск «живого» права ведется в двух направлениях. Одни авторы считают, что в обществе существует множество право- вых систем, поскольку государство не в состоянии предусмотреть все не- обходимые для общества и его компонентов нормы права. Каждая коллек- тивная общность людей, будь то спортивный клуб, торговое общество, профсоюзы или нация, может иметь и имеет свое право. Так, народ, нация создают свои обычаи и традиции, профсоюзы – профсоюзное право, при- чем негосударственные правовые системы могут создавать сильную кон- куренцию праву, установленному государством. Представители другого направления «живое» право видят в свободе судейского усмотрения при разрешении конкретных дел. Разумное и точ- ное решение юридических казусов представляется им большим правом, нежели абстрактные нормы с их абстрактной справедливостью. Изменения в системе общественных отношений судья осознает значи- тельно быстрее законодателя и неизбежно должен выходить за рамки закона, который не соответствует «живому» праву, действующим в обществе отно- шениям. По мнению сторонников этого направления, судья сначала выносит решение, руководствуясь своими представлениями, а затем подбирает приня- тому решению соответствующую правовую аргументацию. Принципиально иную трактовку права, его сущности дают осново- положники марксизма. Рассматривая общество как органически целостное 53 образование, действующее и развивающееся по объективным, не зависи- мым от воли людей законам, К. Маркс и Ф. Энгельс весьма четко и после- довательно различали право и закон. Право они понимали как меру свободы членов общества. Каждый класс в силу его особого положения в системе экономических отношений общества имеет свою меру свободы, свое право. Однако не всякий класс способен выразить свое право в системе общеобязательных норм, в законе. Такой способностью обладал лишь класс, который экономически и поли- тически господствовал в обществе. С помощью закона этот класс закреп- лял собственные интересы и потребности и пытался их выдать за всеобщее право, за всеобщую меру свободы. Все ранее существовавшие государства закрепляли и проводили в жизнь право эксплуататорских классов: рабовладельцев, феодалов, поме- щиков и буржуазии. Рабы и крестьяне не были способны по объективным и субъективным причинам взять государственную власть в свои руки и реализовать свое право в форме законов. Только пролетариат может осоз- нать свои классовые интересы, объединиться в борьбе за свои экономиче- ские и политические права и взять государственную власть в свои руки. Лишь при этом условии он обеспечит полное и последовательное проведе- ние пролетарской меры свободы, пролетарского права в форме законов. Пролетарское право одновременно будет правом всех трудящихся в обще- стве масс, то есть более демократичным, нежели буржуазное и любое иное эксплуататорское право. Однако пролетарское право, по-прежнему не будет всеобщим. Про- возглашенное им равенство в экономической сфере реально будет осуще- ствлено на более высоком этапе развития общества, обладающего произ- водительными силами, способными в полной мере удовлетворить потреб- ности всех своих членов. Но в таком обществе не будет классов. Соответ- ственно, отпадет потребность и в государстве, и в присущем ему способе закрепления общеобязательных правил в форме закона или иных норма- тивно-правовых актов. Вопросы длясамопроверки 1. Дайте понятие сущности права. 2. В чем специфика эмпирического и рационалистического подхода к определению сущности права? 3. В чем специфика марксистского подхода к определению сущности права? Насколько он объективен? 4. Выделите волевую, охранительную и регулятивную сущность пра- ва. Какие аспекты сущности можно еще выделить? 5. От каких факторов социально-экономического, политического, исто- рического, религиозного и культурного порядка зависит сущность права? 54 6. Как сущность права связана с типом государства и права? 7. Определите содержание права. 8. Почему в случае применения неравного масштаба к неравным лю- дямисчезает право? 9. Содержание каких отраслей права раскрывает принцип: «Запре- щено все, что не разрешено»? 10. В какой сфере права действует принцип: «Разрешено все, что не запрещено»? 11. Что такое объективное и субъективное право? Их взаимодействие? 12. Дайте определение признаков права. 13. Назовите основные признаки права, раскройте их значение. 14. Что такое функции права, как они связаны с функциями государства? 15. На примере конкретных отраслей определите суть регулятивной статической и динамической функции права? 16. Определите основные пути осуществления регулятивной функ- ции права. 17. В чем специфика охранительной функции права? Приведите примеры из законодательной базы Республики Беларусь. 18. Дайте понятие принципов права. 19. В чем их роль в правовой системе? 20. Какие существуют подходы в истории юридической мысли и пра- вовых систем к проблеме принципов права? 21. Назовите основные общеправовые принципы права. 22. Назовите межотраслевые и отраслевые принципы права и проил- люстрируйте на конкретных примерах. 23. В чем специфика классового, общесоциального, национального и религиозного подходов к сущности права? 24. Назовите основные исторические типы права. От чего они зависят? 25. В чем специфика формационного и цивилизационного подхода к типологии права? 26. В чем суть концепции «развитое и неразвитое право»? 27. В чем историческая ценность права, как она меняется на протя- жении истории? 28. Можно ли говорить о прогрессивном развитии права? В чем оно проявляется? ТЕМА 10. ПРАВОВАЯ НОРМА Понятие нормыправа |