Глава 3.ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ: ОЩУЩЕНИЕ. ВОСПРИЯТИЕ. ВНИМАНИЕ
Психологическая характеристика ощущений: понятие, основные виды и свойства.
Психологическое определение восприятия и его основные свойства.
Психологическое время и психологическое пространство как виды восприятия.
Психологическая специфика внимания: свойства, принципы концентрации, виды, факторы непроизвольного внимания.
3.1.Психологическая характеристика ощущений: понятие, основные виды и свойства
Понятие ощущения
Познавать окружающую среду и самого себя человек начинает с ощущений, благодаря которым перед ним открывается мир, наполненный многообразными оттенками цветов, звуков, запахов. С помощью ощущений человек слышит звуки, различает запахи, цвета, оттенки вкуса, особенности поверхностей предметов, состояние внутренних органов и т.п. Ощущение – познавательный процесс, в котором осуществляется прием и первичная обработка информации об отдельных свойствах явлений окружающего мира и самого человека, непосредственно воздействующих в данный момент на органы чувств. Виды ощущений
Классификацию ощущений принято осуществлять по следующим основаниям (т.е. по общим признакам):
Наличие или отсутствие непосредственного контакта с раздражителем, вызывающим ощущение:
дистантные (зрение, слух);
контактные (вкусовые, болевые, тактильные);
обоняние – промежуточное место между дистантными и контактными.
Место расположения рецепторов:
экстерорецептивные ощущения, рецепторы которых расположены на поверхности тела (зрительные, слуховые, тактильные и т.п.).
интерорецептивные ощущения, рецепторы которых находятся внутри организма (ощущения голода, жажды, боли и т.п.), несут информацию о состоянии внутренних органов. Так, болевые ощущения сигнализируют о повреждениях и раздражениях органов человека, выступая как защита организма от разрушения. Болевые ощущения, интенсивность которых не осознается в состоянии бодрствования, могут обнаруживать себя в сновидениях.
проприорецептивные ощущения, рецепторы которых находятся в мышцах и сухожилиях и несут информацию о положении тела в пространстве, о движении тела и его частей.
Модальность (вид раздражителя):
зрительные ощущения возникают в результате воздействия световых лучей (электромагнитных волн) на находящиеся в сетчатке светочувствительные клетки двух видов:
палочки, с помощью которых человек различает черный, белый и серый цвета;
колбочки, дающие ощущение всех оттенков красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего, фиолетового.
Палочки и колбочки различаются по цветовой чувствительности: желтовато-зеленый является ярчайшим цветом для колбочек, зелено-голубой или голубой – для палочек, поэтому огни на рулежных дорожках в аэропортах голубого цвета);
слуховые ощущения вызываются звуковыми волнами, воздействующими на слуховой нерв, расположенный во внутреннем ухе («улитку»). Все слуховые ощущения делятся на 3 вида:
речевые (слух к различению звуков речи называется фонематическим);
музыкальные (музыкальный слух);
шумы (шум дождя, грохот идущего трамвая);
вибрационные ощущения несут информацию о колебаниях упругой среды, специальных рецепторов вибрации не обнаружено, ощущать вибрацию могут все ткани организма;
обонятельные ощущения возникают в результате воздействия летучих веществ, обладающих запахами, на верхнюю часть носовой полости;
вкусовые ощущения (сладкого, кислого, соленого, горького) вызываются воздействием веществ, растворенных в воде или слюне, на вкусовые почки, расположенные на поверхностях языка, глотки и небеса;
кожные ощущения, из которых важное место в регуляции психических состояний и психическом развитии личности занимают тактильные (ощущения давления и прикосновения), больше всего тактильных клеток на ладонях, кончиках пальцев и губах;
болевые ощущения сигнализируют организму о необходимости отдалиться от раздражителя, имеют ярко окрашенный эмоциональный фон, так как вызывают положительные и отрицательные эмоции;
температурные ощущения вызывает теплообмен между организмом и окружающей средой (наиболее чувствительна к холоду спина, наименее – грудь);
осязание: сочетание температурных, болевых, тактильных и кинестезических ощущений; мы получаем информацию о гладкости, шероховатости, плотности предметов, а также о прикосновении предмета к телу.
Свойства ощущений:
модальность (качество);
длительность;
пространственная локализация;
интенсивность;
сенсорная адаптация;
взаимодействие (сенсибилизация, синестезия);
контраст.
Модальность (качество)– это специфические особенности, отличающие один вид ощущений от других (например, слуховые ощущения отличаются от зрительных).
Длительность ощущения – это его временная характеристика, так как ощущения имеют свою длительность: они не возникают одновременно с началом действия раздражителя и не исчезают с прекращением последнего.
Пространственная локализацияраздражителя в предметном мире, это определяет характер ощущения: дистантные ощущения дают информацию о расположении раздражителя в пространстве, а контактные – о части тела, на которую воздействует раздражитель.
Интенсивность ощущений (количественная характеристика) определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецепторов.
Для измерения интенсивности ощущений введены пороги чувствительности. Существуют три вида порогов:
нижний абсолютный порог чувствительности – это минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение: чем меньше величина этого порога, тем выше чувствительность, и наоборот;
верхний абсолютный порог чувствительности – это максимальная величина раздражителя, при котором еще сохраняется данное ощущение;
дифференциальный порог (закон Вебера–Фехнера) показывает, какое минимальное приращение интенсивности необходимо для того, чтобы ощутить изменение силы раздражителя.
При этом важно учитывать:
чем большей интенсивностью обладает исходный раздражитель, тем больше и порог. Так, если мы попали в достаточно освещенное помещение, то незначительное прибавление света нами будет не замечено. А вот в плохо освещенном помещении достаточно слегка его увеличить, чтобы все ощутили разницу;
согласно закону Вебера–Фехнера, повторяющиеся раздражения равной интенсивности ведут к снижению интенсивности ощущений.
Сенсорная адаптация– изменение чувствительности под влиянием действия раздражителя. Выделяют три вида этого феномена:
адаптация – полное исчезновение ощущения в процессе продолжительного действия раздражителя (адаптация к ощущению давления, вызываемого наручными часами, поясным ремнем, кольцом или очками);
негативная адаптация – снижение чувствительности под влиянием действия сильного раздражителя (так, в первые мгновения после погружения в ледяную воду мы ощущаем действие сильного раздражителя, затем интенсивность ощущений снижается);
позитивная адаптация – повышение чувствительности под влиянием слабого раздражителя (неяркий свет заставляет нас приглядываться, негромкий звук – прислушиваться и т.п.).
Взаимодействие ощущений: сенсибилизация, синестезия.
Взаимодействие ощущений – это изменение интенсивности ощущений под влиянием других органов чувств, причем происходит как повышение, так и понижение чувствительности. При этом слабые раздражители, вызывающие один вид ощущений, повышают чувствительность других, и наоборот, сильные раздражители понижают чувствительность других ощущений. Так, чтение книги при громкой музыке понижает чувствительность и восприимчивость зрительного анализатора.
Повышение чувствительности, т.е. понижение порога чувствительности в результате взаимодействия органов чувств, называетсясенсибилизацией, которая может возникать:
стихийно – как необходимость компенсации сенсорных дефектов (слепоты, глухоты). Так, глухие люди обладают настолько повышенной вибрационной чувствительностью, что даже могут слушать музыку, положив руку на рояль;
под воздействием специфических требований профессии и условий жизни (так, обонятельные и вкусовые ощущения достигают низкого порога, т.е. повышенной чувствительности, у дегустаторов вин, сыра, чая и т.д.).
При взаимодействии ощущений имеет место синестезия, при которой возникшие ощущения одной модальности возбуждают ощущения другой модальности (так, под влиянием звуков у человека могут возникать цветные зрительные образы, так называемый «цветной слух»).
Контраст ощущений– это изменение интенсивности и качества ощущений под влиянием предшествующего или параллельно существующего раздражителя. Здесь действует закономерность, в проявлении которой выделим два важных момента:
слабые раздражители увеличивают чувствительность к другим одновременно действующим раздражителям, а сильные уменьшают эту чувствительность;
если же раздражители действуют последовательно, и если предшествующий из них обладает значительной силой, то последующий будет восприниматься как менее сильный, нежели бы он воспринимался изолированно.
|