Главная страница
Навигация по странице:

  • Краткая характеристика научных этапов психологии I

  • Характеристика основных психологических школ

  • Бихевиоризм.

  • Гештальтпсихология

  • Глубинная психология.

  • Когнитивная психология

  • Гуманистическая психология

  • учебник Дерябина. Учебнометодический комплекс для студентов заочной формы обучения и включает в себя все материалы для самостоятельного изучения курса Психология и педагогика


    Скачать 3.5 Mb.
    НазваниеУчебнометодический комплекс для студентов заочной формы обучения и включает в себя все материалы для самостоятельного изучения курса Психология и педагогика
    Анкоручебник Дерябина.doc
    Дата20.12.2017
    Размер3.5 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаучебник Дерябина.doc
    ТипУчебно-методический комплекс
    #12251
    страница6 из 48
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   48

    История развития психологической науки


    Полное представление о современном состоянии психологии предполагает характеристику (хотя бы краткую) научных этапов, которые она прошла в своем развитии.
    Краткая характеристика научных этапов психологии

    I научный этап – начинается на рубеже VII-VI вв. до н.э. и длится до появления первой психологической школы (конец XVIII – начало XIX века). Психология в это время развивалась в рамках философии, и этот период получил название философского. В рамках этого этапа выделяются следующие подэтапы:

    1. Античная психология: в качестве предмета психологии рассматривалась душа, которая понималась как первооснова тела, основной кирпичик, из которого построен мир. Душа обладает следующими функциями: а) источник активности тела, приводит инертное тело в движение; б) руководит поведением человека, наполняя последнего энергией; в) осуществляет познание.

    2. Психология Средневековья: предметом психологии остается душа, исследуются ее виды, активность тела и особенности чувственного познания, логическое мышление считалось прерогативой божественной воли.

    3. Психология Возрождения и Нового времени меняет свой предмет, становится наукой о сознании и путях его формирования, развивается рационалистический и эмпирический подходы к психике.

    II этап – появление в 1879 г. в Лейпцигском университете первой научной психологической лаборатории Вильгельма Вундта (1832–1920), с именем которого связано появление психологии как самостоятельной науки. Вундт официально ввел в психологию эксперимент и интроспекцию (самонаблюдение), применяя их как основные методы исследования. Под предметом психологии Вундт понимает не поведение и деятельность, а внутреннюю природу самого человека, т.е. сознание и его содержание, основными компонентами которого являются ощущения, представления и чувства, возникающие в непосредственном опыте индивида (через метод интроспекции). При этом интроспекция понимается Вундтом не как простой метод самонаблюдения, а особой процедурой, предполагающей способность испытуемого к отвлечению от всего внешнего и особой концентрации внимания на элементах сознания. Однако В. Вундт не мог объяснить эмоциональных переживаний, творческую активность личности, а также сложную структуру ее самосознания. Это привело ученых к поиску нового понимания предмета психологии.

    III этап. Невозможность найти единое понимание последнего послужила причиной того, что в 1910–1920-х гг. психология разделилась на несколько направлений. Появляется психоанализ (глубинная психология), бихевиоризм, гештальтпсихология, со второй половины XX в. – гуманистическая психология, генетическая психология, а уже в 60-е годы формируется когнитивная психология.

    IV этап – современная психология: развитие предмета психологии в рамках отдельных психологических школ, с одной стороны, и синтез наиболее значительных достижений отдельных школ, с другой.
    Характеристика основных психологических школ

    В настоящее время существует большое количество различных психологических школ и направлений, каждая из которых вносит свой вклад в понимание психики. Остановимся на основных из них.

    1. Бихевиоризм.

    2. Гештальтпсихология.

    3. Глубинная психология.

    4. Когнитивная психология.

    5. Гуманистическая психология.

    Бихевиоризм. Основатели – Д. Уотсон (1878–1958), Э. Толмен (1886–1959), Э. Торндайк (1874–1949), Б. Скиннер (1904–1990). Это школа психологии, предметом исследования которой является только то в психике, что доступно внешнему наблюдению.

    Главные идеи бихевиоризма:

    • Внешне наблюдаемое поведение позволяет оперировать объективными критериями при исследовании психики.

    • Поставлен знак равенства между объективными и психологическими фактами: о внутреннем мире человека можно судить лишь на основе объективных фактов, к которым отнесены действия, поступки, поведение индивида.

    • Классический бихевиоризм рассматривал поведение как совокупность реакций организма, обусловленных воздействием внешней среды, выступающей в качестве наличного стимула.

    • Главная идея самого позднего его направления – теории социального научения (А. Бандура) – в том, что новые формы поведения можно приобрести путем подражания поведению других. И дети, и взрослые выбирают себе социально значимые модели в качестве образца поведения. А вот станет ли модель таковой, зависит от таких ее свойств, как яркость, необычность, привлекательность.

    • Идея подкрепления: позитивного (поощрения) или негативного (наказания), которые должны сопровождать процесс социального научения. Нетрудно заметить, что и свойства модели как объекта для подражания, и формы подкрепления выступают в качестве стимулов, побуждающих к социальному поведению (подражанию).

    Дадим общую оценку бихевиоризму, выделив его плюсы и минусы:

    • Достоинства: бихевиоризм полагал, что психология может быть точной наукой, подобной физике, если она будет исследовать объективно наблюдаемое внешнее поведение человека. Благодаря этому направлению в науку был введен объективный метод исследования психики, основанный на регистрации и анализе психических процессов, т.е. метод наблюдения за поведением человека.

    • Главный недостаток методологии бихевиоризма состоит в том, что ключевой фактор человеческого поведения представители этой школы видели во внешнем окружении и особенностях ситуаций, рассматривая последние в качестве стимула. Сложные личностные образования: самосознание, интеллектуальные функции, творческое самоопределение личности, не рассматривались в качестве главных и определяющих компонентов поведения. Между тем люди не пассивно воспринимают окружающий (в том числе и социальный) мир, а творчески выстраивают и создают образ мира и образ «Я». Каждый из нас есть создатель и владелец индивидуального субъективного мира, который не обнаруживается полностью в нашем поведении.

    • Связь психики и поведения носит сложный и неоднозначный характер. Даже если мы усвоим какую-либо форму поведения путем наблюдения за другими людьми, это не означает, что мы имеем способности к их виду деятельности и желание ею заниматься.

    Гештальтпсихология. Основателями считаются немецкие психологи М. Вертгеймер (1880–1943), В. Келер (1887–1967), К. Коффка (1886–1941), К. Левин (1890–1947). Временем появления гештальтпсихологии как психологической школы принято считать 1912 год, когда вышла первая работа М. Вертгеймера «Экспериментальные исследования восприятия движения».

    Основные идеи гештальтпсихологии как психологической школы:

    • Предмет психологии – сознание, однако в отличие от структурализма выдвинуто абсолютно противоположное его понимание. Главная идея – целостный подход к изучению явлений и феноменов сознания и психики. Сознание рассматривается с точки зрения наличия в нем целостных образований (гештальтов), которые не разлагаемы на ощущения.

    • Идея изначальности существования структуры сознания, факты которого рассматриваются как единственная психическая реальность. Сознание активно и с помощью определенных действий строит образы внешнего мира, опираясь на изначальные свои целостные структуры (гештальты).

    • Гештальт как целостная образная структура и единица сознания не сводима к сумме составляющих его ощущений.

    • Ведущим психическим процессом является восприятие, которое благодаря своим закономерностям обеспечивает группировку впечатлений от отдельных элементов физического мира в целостные гештальты. Среди этих закономерностей изучены:

    1. апперцепция (зависимость восприятия от прошлого опыта и общего содержания психической деятельности человека);

    2. взаимодействие фигуры и фона, когда любое зрительное поле имеет фигуру, т.е. свое основное содержание, отличающееся яркостью и четкостью, и фон, который не обладает определенной формой, аморфен и не ярок. Но именно благодаря этим особенностям фона фигура воспринимается нами как четкая и вполне определенная;

    3. целостность и структурность восприятия – как способность воспринимать предметы не по отдельности, а все вместе как единое целое;

    4. константность восприятия – как постоянство образа предмета, несмотря на изменение условий его восприятия;

    5. феномены «близости» (объединение элементов, смежных во времени и пространстве) и «замыкания» (заполнение пробелов между элементами воспринимаемой фигуры).

    • Мышление рассматривается как процесс решения задачи, в результате чего осуществляется формирование новой структуры поля, элементы которого начинают объединяться в связи и отношения для решения поставленной проблемы. Условием создания этой новой структуры является инсайт – внезапное озарение или осознание всей деятельности по решению поставленной задачи.

    • В отличие от представителей бихевиоризма гештальтпсихологи считали, что любой поведенческий акт обязательно имеет некий образ, который направляет деятельность и является ее сердцевиной.

    Глубинная психология. Выдвинуто положение, противоположное традиционной эмпирической психологии сознания, а именно: помимо сознания существует и нечто глубинное, неосознаваемое – бессознательное, которое управляет человеческой психикой. Поэтому главным предметом изучения глубинной психологии является бессознательное как независимый от сознания и приоритетный по отношению к нему феномен. Основная задача глубинной психологии – доказательство существования бессознательного в человеческой психике через практическое изучение его специфики и механизмов. Личность исследуется в контексте бессознательного как главного феномена психики, так как от бессознательного всецело зависит формирование и развитие личности человека.

    Центральное место в глубинной психологии занимает психоанализ З. Фрейда (1856–1939), аналитическая психология К. Юнга (1875–1961), индивидуальная психология А. Адлера (1870–1937). Эти три направления представляют собой классическую глубинную психологию. Позднее получил свое развитие неофрейдизм, в него входят концепции, созданные учениками Фрейда – К. Хорни (1885–1952), Э. Фроммом (1900–1980), Г. Салливаном.

    1. Психоанализчасть психотерапии, врачебный метод исследования, развитый Фрейдом для диагностики и излечения истерии, который затем был положен в основу психологической концепции, направленной на изучение скрытых связей и основ человеческой психики. Эта концепция строилась на идее о том, что известный комплекс травмирующих представлений, в особенности сексуальных, вытесняется из сферы сознания личности и действует уже из сферы бессознательного, проникает в сознание и угрожает целостности «Я». Последнее находит свое яркое проявление в различного рода забываниях, снах, оговорках, грезах, ложных поступках, неврозах. При этом содержание бессознательного не теряет своей эмоциональной силы даже в течение длительного времени, проникая в сознание определенными способами. Изучение бессознательных компонентов психики и перевод их в сферу сознания и составляет главное звено психотерапевтического метода Фрейда.

    2. Аналитическая психология Юнга. В психике, согласно Юнгу, существует наиболее глубокий слой – коллективное бессознательное, в котором отражены общие мысли и чувства всех людей как результат общего эмоционального прошлого, это своего рода «память поколений». Коллективное бессознательное состоит из мощных первичных психических образов, так называемых архетипов: Эго, Персона, Тень, Анима или Анимус и Самость. Каждый архетип выражает неосознаваемую нами предрасположенность воспринимать, переживать и реагировать на события определенным образом. Раскроем кратко содержание архетипов как структурных единиц коллективного бессознательного:

    • Эго – центральный элемент личности: оно собирает разрозненные данные нашего опыта в единое целостное восприятие собственной личности.

    • Персона (маска) – это наше публичное лицо, т.е. то, как мы проявляем себя в отношениях с другими. Персона как архетип необходима нам, чтобы ладить с другими. Но если этот архетип приобретает абсолютное значение, человек становится поверхностным, преследующим лишь одну цель: произвести благоприятное впечатление на окружающих.

    • Тень представляет подавленную, темную и дурную сторону личности. Но тень имеет и положительные свойства, выступая источником жизненной силы и творческого начала.

    • Анима (внутренний образ женщины в мужчине, его бессознательная женская сторона) и Анимус (внутренний образ мужчины в женщине, ее бессознательная мужская сторона). Юнг считал, что анима и анимус, как и все другие архетипы, должны быть выражены в человеке гармонично, чтобы не тормозить прогрессивное развитие личности.

    • Самость – сердцевина личности, вокруг которой организованы и объединены все остальные ее элементы (это единство, гармония, целостность личности).

    • Архетипы задают общую структуру личности и образов, которые всплывают в сознании при достижении пика, вершины творческой активности, при переживании сильных эмоций под влиянием непреодолимых жизненных ситуаций. Чтобы понять эту идею Юнга, вспомните, какие образы появлялись в вашем сознании, когда вы находились в состоянии напряженного творческого поиска или терпели сильную неудачу по поводу недостижения какой-либо значимой для вас цели.

    1. Индивидуальная психология Адлера. Он первым в психологии ввел положение об уникальности и целостности личности в ее стремлении к постоянному развитию индивидуальности. Адлер рассматривал личность как продукт ее собственного творчества. В основу положена идея компенсации как активность человека в стремлении преодолеть свои недостатки. Обоснование этой идеи Адлер начал с анализа комплекса неполноценности, как преувеличенного чувства собственной слабости и несостоятельности, возникающего в детстве. Стремясь преодолеть это чувство и самоутвердиться в глазах окружающих, человек проявляет гиперактивность (гиперкомпенсацию), на основе чего развивается комплекс превосходства. Примером этого может служить жизненный путь Б. Наполеона. Эти комплексы, их воздействие на свое поведение человек, как правило, не осознает. Чувство превосходства помогает ему реализовать свой жизненный потенциал, оно и есть сама жизнь.

    2. К. Хорни описала три типа невротической личности:

    1. услужливая, ищущая одобрения от окружающих любой ценой;

    2. отчужденная, стремящаяся обособиться от людей;

    3. агрессивная, главным для которой выступает доминирование и враждебность к людям.

    Эти три описанных линии поведения, согласно К. Хорни, имеются и у здоровой личности. Однако, в отличие от невротика, она более гибко и адекватно выбирает тот или иной стиль поведения в зависимости от особенностей ситуации. По-видимому, каждый из нас может столкнуться в своей жизни с представителями описанных К. Хорни типов невротических личностей. Надо знать их особенности, далеко не осознаваемые самими этими личностями, чтобы находить с ними общий язык.

    1. Согласно Фромму, в современном обществе свобода человека повысила ценность для него чувства безопасности. Пропасть между свободой и безопасностью дошла до такого предела, что людьми движет желание бегства от свободы, в противовес которому Э. Фромм разработал опыт позитивной свободы, которая осуществляется благодаря постижению законов реальности и отысканию смысла жизни. Эта идея Фромма актуальна и для нас с вами: мы иногда в поступках настолько ведем себя свободно, что перестаем считаться с реалиями окружающего мира, с его объективными законами, и расплачиваемся за это порою очень дорого, иногда ценою собственной жизни. Поэтому иногда полезно сверять свои поступки с доводами сознания, с законами науки, чтобы не погибнуть «в мягких лапах» порою неосознаваемой нами свободы.

    Когнитивная психология (Д. Миллер, Д. Брунер, У. Найссер, А. Пайвио, Ж. Пиаже, Дж. Келли) – одно из самых влиятельных направлений в настоящее время. Само название «когнитивный» происходит от латинского «cognoscere», что означает «познакомиться с чем-то» или «познать». Оно было предложено основателями когнитивной психологии Д. Миллером и Д. Брунером. Понятие «когниция» относится к знанию, и усилия когнитивной психологии направлены на понимание механизмов, участвующих в человеческом познании.

    Основные идеи когнитивной школы психологии:

    • Идея о главном месте процессов познания и мышления в психике человека, в результате чего поведение есть следствие когнитивной деятельности.

    • Идея личностных конструктов (Дж. Келли). Люди постоянно строят свой образ реальности с помощью индивидуальной системы категориальных шкал – личностных конструктов. Исходя из содержания последних, человек выдвигает гипотезы о будущих событиях. Если гипотеза не подтверждается, то индивид перестраивает свою систему индивидуальных конструктов.

    • Мотив прогнозирования будущего – ведущий в психике человека. Психическая деятельность человека определяется ведущим мотивом – стремлением к прогнозированию будущего. При этом необходим целостный подход к человеку, а не анализ его отдельных действий или переживаний.

    • Понимание индивидуальности: люди отличаются друг от друга тем, как они интерпретируют события. По мнению Келли, два человека, будучи даже идентичными близнецами, интерпретируют одно и то же событие по-разному, следовательно, они могут быть похожими друг на друга, если схожим образом объясняют свой опыт.

    Подводя итог, отметим:

    • Заслуга когнитивной психологии состоит в том, что познавательные процессы и их результаты рассматривались в качестве главного компонента психики. При этом исследовалось то, как человек воспринимает окружающий мир (личностные конструкты) и использует это для объяснения событий и поведения людей, с которыми общается.

    • Методологический просчет в том, что психологи не видели разницы между научным и обыденным сознанием. Не исследовали влияние сильных эмоций на процесс рационального мышления, а именно: почему, выступая в качестве антагонистов когнитивных процессов, сильные эмоции препятствуют точному восприятию объектов, искажают их.

    • Давая оценку теории Дж. Келли о личностных конструктах, следует отметить, что индивидуальные различия проявляются не только в том, как люди воспринимают окружающий мир и прогнозируют будущее. Понятие индивидуальности гораздо шире этих процессов:

    1. каждый из нас имеет свой неповторимый прошлый и настоящий опыт;

    2. мы являемся носителями генетически наследуемых и социально приобретенных психологических свойств, а не только отличаемся друг от друга способом восприятия окружающего мира. Хотя, действительно, сходство взглядов на мир (особенно главных из них) лежит в основе установления дружеских отношений. Но это не означает, что у близких друзей отсутствуют индивидуальные, неповторимые черты и особенности.

    Гуманистическая психология (А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл). В центр исследовательских интересов перемещаются проблемы позитивного, конструктивного начала целостной личности, ее неистребимое стремление к творчеству и самостоятельному принятию решений, выбору своей судьбы.

    Главные идеи гуманистической психологии:

    • Каждый человек уникален и обладает свободой выбора, а не направляется позитивными и негативными подкреплениями (бихевиоризм) и бессознательными силами (психоанализ). Мы не существует вне мира, и мир не имеет значения без нас, живущих в нем.

    • Свобода выбора предполагает личную ответственность каждого индивидуума за развитие своей системы ценностей, наполняющих определенным смыслом его собственную жизнь. Каждый из нас ответственен за то, кем становится.

    • Идея становления и движения личности: человек никогда не бывает статичен, он всегда находится в процессе становления, устремлен в будущее в поисках смысла жизни, и этот поиск не является легким и простым. Мы все стоим перед задачей наполнить нашу жизнь смыслом. Достижение состояния осмысленной жизни есть самореализация или самоактуализация.

    • Идея приоритета творческой стороны в человеке. А. Маслоу первым указал, что творчество является наиболее универсальной характеристикой людей – как неотъемлемое свойство их природы.

    • Разработана иерархия врожденных базовых потребностей личности (А. Маслоу), включающая в себя:

      1. физиологические потребности (голод, жажда, секс), удовлетворение которых ведет к сохранению человека как биологического вида;

      2. потребности в безопасности и защищенности;

      3. потребности в любви и чувстве привязанности;

      4. самоуважение, принятие и уважение своего «Я», подтверждение ценности своей личности в социальных оценках тех, с кем мы работаем, учимся, живем. Маслоу разделил потребность в самоуважении на две части: на самоуважение и уважение другими. Первая из них включает такие понятия, как компетентность, уверенность, достижения: человеку надо знать, что он достойный человек, что он справляется с задачами и требованиями жизни. Уважение другими включает в себя такие понятия, как престиж, признание, репутация, оценка значимым социальным окружением;

      5. потребность в самоактуализации, которая может быть реализована лишь после удовлетворения всех предшествующих потребностей. Для одного самоактуализация может выражаться в области науки, для другого – в области искусства, политики, бизнеса, воспитания детей и т.д.

    • Самоактуализированные люди являются, по мнению А. Маслоу, наиболее здоровыми, так как достигают «вершинных» или «пиковых» переживаний радости и счастья. Отсюда следует: человек есть причина самого себя. Жизненный успех и удача во многом зависит от нас самих. Приглядитесь к окружающим и вы заметите, что многие из них счастливы потому, что раскрыли себя наиболее полно в области своей любимой профессии. И достигли они этого благодаря реализации всех своих базовых потребностей. Как правило, такие люди чувствуют себя в безопасности, у них прекрасные семьи, их любят и уважают.

    Таким образом, исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что каждая психологическая школа под своим углом зрения дает возможность лучше понять сложную природу психики человека.
    ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ


    1. Чем психологические факты отличаются от объективных?

    2. Назовите особенности психологических фактов.

    3. Почему психологические факты являются формой личностного знания?

    4. Что является предметом психологии?

    5. Какие существуют классы психических явлений?

    6. Перечислите виды психических состояний.

    7. Чем психические состояния отличаются от психических свойств?

    8. Каковы свойства психики человека?

    9. Почему переживание человеком своей непохожести и отличия от окружающих лежит в основе проявления человеческой психики?

    10. Какие существуют отрасли теоретического психологического знания?

    11. На какие отрасли можно разделить современную практическую психологию?

    12. Перечислите методы психологии.

    13. В чем специфика наблюдения как метода психологии?

    14. Каково назначение эксперимента как метода психологии?

    15. Какие существуют виды тестов?

    16. Назовите основные этапы развития психологии.

    17. Кто считается основателем научной психологии?

    18. Как изменялся предмет психологии на протяжении ее истории?

    19. Идеи какой психологической школы вызвали у вас особый интерес и почему?

    20. Как понимали предмет психологии бихевиористы?

    21. В чем смысл понятия «научение» в бихевиоризме?

    22. Какая идея является главной для когнитивной психологии?

    23. В чем заключаются смысл идеи самоактуализации личности в гуманистической психологии?

    24. В чем смысл идеи компенсации А. Адлера?

    25. Что, согласно Юнгу, включает в себя коллективное бессознательное?


    ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
    Задание 1
    Согласно Адлеру, цель превосходства для каждого человека персональна и уникальна и зависит от значения, которое он придает жизни. Подумайте и ответьте на вопрос о том, приходилось ли вам искать личного превосходства. Каким путем вы это осуществляли: использовали вы при этом конструктивное самосовершенствование или еще что-либо? Есть ли какие-либо сферы в вашей жизни, в которых вы ощущаете себя бессильным? Дайте, используя взгляды Адлера, обоснование тому, как это можно изменить. Видите ли вы связь комплекса неполноценности и комплекса превосходства? Если эта связь существует, то для понимания какого типа людей вы могли бы ее использовать?
    Задание 2
    Используя идею Келли о личностных конструктах, объясните процессы формирования и разрыва дружеских и любовных межличностных отношений. Как вы полагаете, могут ли два человека сохранить дружбу и любовь, даже если они не имеют сходных конструктов? Основываясь на свойствах человеческой психики, дайте обоснованный ответ на вопрос о том, почему человек ищет свое сходство и различие с другими людьми. Почему и как человек отделяет себя от других людей, а почему иногда сближается с ними?
    Задание 3
    Наблюдая за жизнью людей, можно заметить, что иногда стремление людей поддерживать свою психику в активном состоянии находит выражение в преодолении скуки при помощи внешних воздействий на сознание: путешествия, алкоголя, смены сексуального партнера, смены места работы, занятий экстремальными видами спорта и т.п. Перечисленные внешние воздействия обладают кратковременным характером, скука снова возрождается. Опираясь на идеи представителей гуманистической психологии (К. Роджерса и А. Маслоу), предложите и обоснуйте свой вариант поддержания психики в активном состоянии. Подумайте, реализация каких базовых потребностей будет способствовать этому.
    Задание 4
    По мысли Маслоу, потребность в самоуважении можно разделить на два уровня: собственная позитивная оценка своих личностных особенностей и одобрение со стороны значимого социального окружения. Подумайте и ответьте, какую из этих потребностей вы считаете наиболее важной для сохранения своего психического здоровья. Обоснуйте свой ответ.
    Задание 5
    Какой психологической школе принадлежит следующее понимание природы человека: «События не говорят, что нам следует делать, и на их обратной стороне не выгравированы их значения, которые мы могли бы обнаружить. И в радости, и в горе мы сами придаем им то единственное значение, которое они будут иметь для нас в течение нашей жизни»? Обоснование ответа на поставленный вопрос постройте на основных идеях данной психологической школы.

    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   48


    написать администратору сайта