Главная страница
Навигация по странице:

  • Основные компоненты сознания

  • Чувственная ткань сознания

  • Самосознание и его уровни.

  • Центральные характеристики самосознания

  • учебник Дерябина. Учебнометодический комплекс для студентов заочной формы обучения и включает в себя все материалы для самостоятельного изучения курса Психология и педагогика


    Скачать 3.5 Mb.
    НазваниеУчебнометодический комплекс для студентов заочной формы обучения и включает в себя все материалы для самостоятельного изучения курса Психология и педагогика
    Анкоручебник Дерябина.doc
    Дата20.12.2017
    Размер3.5 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаучебник Дерябина.doc
    ТипУчебно-методический комплекс
    #12251
    страница7 из 48
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   48

    Глава 2.СОЗНАНИЕ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ





    1. Содержание сознания: чувственная ткань, значения, смыслы.

    2. Самосознание, его уровни и центральные характеристики.

    3. Самооценка и самоуважение как компоненты самосознания. Способы самоутверждения.

    4. Бессознательное, его признаки и основные формы.

    5. Психологическая защита личности.



    2.1.Содержание сознания: чувственная ткань, значения, смыслы



    В сознании человека выделяют две области – сознание окружающего мира (предметное сознание) и осознание себя (самосознание). Самосознание появляется в онтогенезе намного позже (к трем годам), чем предметное сознание (появляется к концу первого года жизни).

    Сознание наполнено содержанием благодаря работе внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи и языка.
    Основные компоненты сознания

    Содержание сознания представлено каждому из нас в виде таких его компонентов, как чувственная ткань, значение и смысл. Раскроем эти компоненты.

    Чувственная ткань сознаниянаполняет психику конкретными образами (зрительными, слуховыми, тактильными, обонятельными и т.п.), благодаря чему наше представление о мире и самом себе становится красочным и разнообразным. Более того, знания о чувственной ткани сознания помогают нам понять, почему у людей с нарушениями восприятия от рождения (у слепых, глухих и т.д.) сознание отличается от сознания здоровых людей. Вспомните, как прозревшая Иоланта в опере П.И. Чайковского вначале не могла различать отдельные предметы, не узнала своего отца, пока тактильное восприятие не помогло ей наполнить сознание зрительными образами.

    Значениекак компонент сознания представлено знаниями о предназначении и функциях объектов внешнего мира (передаются при обучении и воспитании). Значения зафиксированы в словах, жестах, символах, в орудиях труда, в памятниках культуры. Значения по своему характеру предметны, так как относятся к некоторому фрагменту внешнего мира, тела или психики человека. Благодаря этому наши знания, в которых обнаруживают себя значения, не теряются в глубинах психических процессов, а имеют прямое отношение к жизненным явлениям, позволяя нам их преобразовывать в соответствии со своими целями.

    Смысл как компонент сознания всегда субъективен, в нем находит выражение отношение конкретного человека к значению, переживание субъективной значимости тех или иных событий и явлений с помощью эмоций. Смыслы вырабатываются самим человеком в процессе его жизненного опыта. Для того чтобы определить и оценить значимость для нас предметов, людей (понять – нравятся они нам или нет, приносят радость или огорчение), требуется взаимодействие с ними. В результате этого у каждого из нас складывается определенное эмоциональное отношение к объектам. А если их значение для нас отличается от их значения для других людей, то они начинают иметь для нас личностный смысл.

    Отметим главное:

      1. Значений в сознании больше, чем смыслов. Причина этого в том, что наш жизненный опыт, необходимый для возникновения смыслов, ничтожно мал по сравнению с общечеловеческим, в котором зафиксированы значения (знания); к тому же не все знания вызывают у нас определенное эмоциональное отношение к себе, т.е. имеют личностный смысл.

      2. Знания лишь тогда становятся личностно значимыми, если они нас волнуют (потрясают), т.е. если они «прошиты» эмоциями. Знания без эмоций выступают в форме безликой, «чужой и холодной» для нашего сознания информации. Без эмоций понимание мира и самого себя не будет полным и целостным. Поэтому можно сказать, что знания, представленные в сознании, всегда наполнены личностным смыслом и выстраданы человеком через вдохновение, увлеченность и интерес.

      3. Мы раскрыли различие между значениями и смыслами как компонентами сознания. Учитывайте это, общаясь с людьми. При общении мы склонны не видеть различия между значениями (знаниями), доступными для многих, и смыслами, понятными только для отдельного человека. Это может быть причиной межличностных конфликтов. Так,люди, не пережившие лично потерю ребенка, не могут понять полностью смысл поведения и высказываний родителей, на долю которых выпала подобная жизненная трагедия.



    2.2.Самосознание, его уровни и центральные характеристики



    Самосознание и его уровни. Самосознание представляет собой сложный психический процесс, главную особенность которого определяют:

    а) восприятие личностью многочисленных образов самой себя в различных ситуациях деятельности и поведения, во всех формах общения и взаимодействия с другими людьми (диффузное «Я»);

    б) соединение этих образов в единое целостное образование – понятие «Я», собственной индивидуальности.

    Именно понятие «Я» лежит в основе «Я-концепции», представляющей собой особым образом организованное знание человека о самом себе.

    В процессе развития личности «Я-концепция» все более усложняется. По мере увеличения числа образов-представлений человека о самом себе формируется все более совершенный, глубокий и адекватный образ собственного «Я». Таким образом развивается и формируется «Я-концепция», степень сложности которой обнаруживает себя в следующих уровнях:

    • физическое «Я», осознание своей внешности: привлекательная (непривлекательная), красивая (некрасивая), высокий рост (низкий) и т.п. Самая примитивная концепция «Я» включает в себя только этот уровень. В качестве иллюстрации последнего может служить образ Эллочки-Людоедки, описанный в «Двенадцати стульях» И. Ильфом и Е. Петровым;

    • социально-психологическое «Я», осознание своих социальных ролей: так, вы можете осознавать себя в качестве студента, как будущего специалиста, друга, мужа, сына, гражданина и т.п. Причем каждая из этих ролей занимает в самосознании того или иного человека свое место: одни из них, наиболее важные, имеют пальму первенства (например, роль гражданина), другие отодвигаются на задний план;

    • нравственное «Я», этот уровень самосознания существует не во всякой «Я-концепции» и предполагает оценку своих поступков, себя как личности с точки зрения таких категорий, как совесть, порядочность, честность, справедливость;

    • духовно-творческое «Я», осознание себя в качестве носителя уникальных творческих способностей, а также духовных (нравственных, эстетических, религиозных и т.п.) ценностей.

    Наличие нравственного и духовно-творческого уровней в самосознании индивида является показателем сложной «Я-концепции».

    Самосознание развивается по мере того, как ребенок становится личностью, способной сознательно выделить себя из мира других людей.

    Важно понять: самосознание не надстраивается внешне над личностью, оно включается в нее. Поэтому самосознание не имеет самостоятельного пути развития, отдельного от развития личности. Эта идея является ключевой для понимания центральных характеристик самосознания, а также способов самоутверждения личности, направленных на защиту самооценки и самоуважения (важных компонентов сознания).
    Центральные характеристики самосознания, место в нем физического, социально-психологического, нравственного, духовно-творческого уровней «Я-концепции». Так, для одних людей центральное место в самосознании может занимать физическое «Я», а все другие играть подчиненную роль. Для другой «Я-концепции» наиболее значимыми могут оказаться нравственные качества личности и т.д.

    На что влияют центральные характеристики самосознания?

    • На отношение личности к другим людям. Так, если центральной характеристикой «Я-концепции» являются такие нравственные качества, как совесть, честность, то все окружающие будут восприниматься преимущественно с позиций оценки их нравственности: честности, нечестности; порядочности или отсутствия таковой. Если же для кого-то главное место в самосознании занимает физическая красота, то и окружение будет оцениваться им сквозь призму этого фактора.

    • На способ восприятия и оценку поступающей информации. Так, если для человека важно его социальное «Я», то и окружающий мир он воспринимает под углом зрения того, как добиться в жизни более высокого социального статуса.

    Итак, отмеченные моменты важны для понимания других людей. Зная центральные характеристики самосознания человека, мы можем понять многие его поступки. Поэтому, общаясь с людьми, будьте внимательны к тому, как они к себе относятся, что является для них в их самосознании главным и как это оценивается ими.

    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   48


    написать администратору сайта