Главная страница
Навигация по странице:

  • 10 ЛЕКЦИЯ. ЗАВОЕВАНИЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИЕЙ УЗБЕКСКИХ ХАНСТВ. НАЦИОНАЛЬНО-ОСВОБОДИТЕЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ ПРОТИВ КОЛОНИАЛИЗМА. ДЖАДИДИЗМ. ПЛАН

  • 3. Народно-освободительное движение народов Туркестана против царской России 4. Джадидизм

  • 11 ТЕМА. РОССИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО НА РУБЕЖЕ XVI - XVII ВВ. СМУТНОЕ ВРЕМЯ. План

  • 3. Лжедмитрий II. Интервенция и предательство семибоярщины. 4. Первое и второе ополчения. Избрание царем Михаила Романова и окончание Смуты.

  • 15_лекция_Установление_советской_власти_в_туркестане. Учебнометодический комплекс по дисциплине история Для всех направлений бакалавриата и специалитета


    Скачать 447.2 Kb.
    НазваниеУчебнометодический комплекс по дисциплине история Для всех направлений бакалавриата и специалитета
    Дата03.06.2021
    Размер447.2 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла15_лекция_Установление_советской_власти_в_туркестане.docx
    ТипУчебно-методический комплекс
    #213619
    страница10 из 20
    1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   20

    Вопросы:

    1. В чем заключалась сложность социально-политической ситуации в государстве Темуридов в конце ХV – начале ХVI в?

    2. Раскройте причины, ход и последствия завоевания Мавераннахра Мухаммадом Шейбани.

    3. В чем заключались особенности социально-политического и экономического развития Бухарского ханства и эмирата в периоды правления Шейбанитов, Аштарханидов и Мангытов?

    4. Охарактеризуйте социально-политическую и экономическую жизнь Хивинского ханства.

    5. Кратко раскройте сущность социально-политическойго и экономического развития Кокандского ханства.

    6. Укажите основные направления развития науки и культуры Средней Ази в ХVI – середине ХIХ вв.

    ЛИТЕРАТУРА:

    Абдунабиев В.Г. Вклад мировую цивилизацию. –Т.:Узбекистан., 1998.

    Абдуллаев Р. Туркестанские прогрессисты и национальные движения. – Звезда Востока, 1992, №1.

    Березиков Б. Святые лики Туркестана. –Т.: Камалак, 1992.

    Гулямов Х. Отношения Бухары с Россией в XVIII-XIX вв. Т.: ФАН, 1992.

    Голованов А.А., Турсунов В.В плену утопического мышления. -Т.: Узбекистан, 1993.
    10 ЛЕКЦИЯ. ЗАВОЕВАНИЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИЕЙ УЗБЕКСКИХ ХАНСТВ. НАЦИОНАЛЬНО-ОСВОБОДИТЕЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ ПРОТИВ КОЛОНИАЛИЗМА. ДЖАДИДИЗМ. 

    ПЛАН:

    1. Причины завоевания Россией Туркестана

    2. Завоевание Бухарского, Кокандского и Хивинского ханств.

    3. Народно-освободительное движение народов Туркестана против царской России

    4. Джадидизм 
    Причинами экспансии царской России в Среднюю Азию являлось: 1) стремление России к компенсации за поражение в Крымской войне, 2) англо-русские противоречия на Ближнем и Среднем Востоке, соображения стратегического характера, 3) отмена крепостного права и пореформенное экономическое развитие России, 4) поиск новых рынков сбыта и сырья, 5) война в Америке 1861-1865гг

    С конца 40-х годов и начала 50-х г. XIX в. царское правительство приступает к постепенному продвижению в глубь Средней Азии. В 1847г. происходит захват устья Сырдарьи и постройка там Раимского (Аральского) укрепления. В 1853 году строится форд №1 (ныне Казалинск). В 1853 г. была захвачена Ак-мечеть и на ее месте возводится укрепление "Форт Перовского". Возникла так. наз. Сырдарьинская линия.

    Со стороны Западной Сибири одновременно начинается продвижение войск. В 1847 году у Семиреченского Улу-Тау было основано укрепление Копал. В течение 1850-1854 гг. войсками был занят Займейский край, 1854г. строится укрепление Верное. Так возникает Сибирская укрепленная линия.

    Соединение Сибирской и Сырдарьинской линии было осуществлено весной 1864 г. С этого момента начинается поэтапное завоевание всего региона.

    В 1864 г. царские войска заняли Сузак, Чолак-Курган, Аулиэ-Ата, Туркестан и Чимкент. Первая попытка захватить Ташкент окончилась провалом. Лишь захватив крепость Ниязбек царским войскам удалось 17 июня 1865 г. войти в город.

    На завоеванных территориях создается Туркестанская область с Сырдарьинским, Туркестанским и Чимкентским районами.

    1866г. в составе Туркестанской области были созданы Ирджарский и Заалинский отделы, Уратюбинский и Джизакский районы из территорий отторгнутых царскими войсками от Бухарского эмирата.

    11 июля 1867 г. был издан указ о новой административной елдинице - Туркестанского генерал -губернаторства в составе 2-х областей - Сырдарьинской и Семиреченской. Первым генерал-губернатором был назначен генерал-адъютант фон Кауфман.

    Перед ним была поставлена задача - открыть "широкий и легко доступный путь" российской торговле и промышленности в Средней Азии. Для выполнения этой задачи Кауфман в январе 1869 г. добивается принятия Хударр-ханом торгового договора, который фактически превращал Кокандское ханство в контролируемый рынок сбыта российских товаров и дешевый источник сырья.

    Царские войска вторгаются в пределы Бухарского эмирата и захватывают ургут, Катта-КУРГАН< Зирабулакские высоты, самарканд. Бухарское ханство вынуждено было капитулировать и подписать договор 23 июля 1868г. Был создан Зерафшанский округ, состоящий из Самаркандского и Катта-Курганского отделов (1868г).

    В феврале 1873 г. начинается компания против Хивы. 12 августа 1873 г. был подписан мирный договор. По его условиям хан признавал свою вассальную зависимость от Российской империи, отказывался от непосредственных сношений с другими странами и обязывался выделить часть своей территории для устройства русских факторий, пристаней, торговых складов и обеспечить их безопасность. Из земель, расположенных на правом берегу Амударьи была создана особая административная единица - Амударьинский отдел, введенный в состав Сырдарьинской области.

    Вскоре воспользовавшись нестабильной обстановкой в Кокандском ханстве царские войска оккупировали населенные пункты ханства. А 19 февраля 1876г. был издан царский указ о включении территории Кокандского ханства в качестве Ферганской области в состав Туркестанского генерал-губернаторства.

    Создание Туркестанского генерал губернаторства и его административно-политическое управление.11 июля 1867 года был издан указ о создании новой административной единицы – Туркестанского генерал-губернаторства в составе 2-х областей – Сырдарьинской Семиреченской. Первым генерал-губернатором был назначен генерал-адъютант фон Кауфман. Царским манифестом от 17 июля 1867 года Кауфману были предоставлены неограниченные полномочия в решении всяких политических, пограничных и торговых дел, «к отправлению в сопредельные владения доверенных лиц для ведения переговоров и к подписанию трактатов, условий или постановлений, касающихся взаимоотношений России с этими странами».

    19 ферваля 1876 года был издан царский указ о включении территории Кокандского ханства в качестве Ферганской области в состав Туркестанского генерал-губернаторства.

    Первоначально Туркестанское генерал-губернаторство делилось на 2 области: Сырдарьинскую с центром в Ташкенте и Семиреченскую с центром в городе Верном. За счет завоеванных позднее территорий были созданы следующие административно-территориальные единицы: в 1868 году – Зерафшанский округ с центром в Самарканде; в 1874 году – Амударьинский отдел с центром в Петроалександровске (Турткуль); в 1876 году – Ферганская область с центром в Новом Маргилане (Фергана); в 1881 году – Закаспийская область с центром в Асхабаде, которая до 1899 года находилась в составе Кавказского наместничества, а с 1899 по 1917 гг. в составе Туркестанского генерал-губернаторства. Семиреченская же область в 1882 году, была переведена в состав Туркестанского генерал-губернаторства. В 1886 году Зерафшанский округ был преобразован в Самаркандскую область.

    Общая площадь Туркестанского генерал-губернаторства в конце XIX века составляла 1.738.918 кв.км. Численность населения по неполным данным Первой Всероссийской переписи (1897 г.) составляла 5.280.983 человека. По данным, собранным статистическим управлением России в 1911 году она достигла 6.492.692 человека.

    В 1886 году порядок управления Туркестанским генерал-губернаторством был законодательно оформлен специальным «Положением об управлении Туркестанским краем». Генерал-губернатору были предоставлены следующие права: ведение дипломатических сношений с соседними государствами, определение размеров налогового обложения населения, предоставление русского гражданства, расходования средств по бюджету, утверждение приговоров о смертной казни для лиц местного населения и т.д.

    Права и обязанности Туркестанского генерал-губернатора определялись так называемой «золотой грамотой», т.е. царским указом 1867 года на имя генерал-губернатора фон-Кауфмана.

    Весь край в отличие от центра России был подчинен не министерству внутренних дел, а военному министру. Был образован сильный военный аппарат управления.

    Однако, это положение 1867 года было временным и в 1886 году было принято положение, просуществовавшего до 1917 года. Основные цели положения 1886 года состояли «в устройстве наиболее соответствующего местным условиям и нуждам населения гражданского управления, которое способствуя развитию благосостояния, вместе с тем служило бы целям прочного закрепления края за Россией, уменьшения расходов казны на его управление и увеличение доходов».

    Туркестанский генерал-губернатор сосредотачивал в своих руках военное и гражданское управление, его полномочия были обширны. Исполнительным органом являлась канцелярия Туркестанского генерал-губернаторства.

    При генерал-губернаторе находились его помощники и совет в составе 7-10 человек (из военных и гражданских чиновников края). Областями управляли военные губернаторы и областные правления, а уездами – уездные начальники, которым были подчинены участковые начальники.

    Низовой аппарат состоял из представителей состоятельных классов населения, на которых опиралась военная администрация.

    На местах действовала власть выборных администраторов и судей. «Народное избрание» основывалось на «откупе и подкупе». Избирательным правом пользовались только домохозяева-мужчины. Могли быть избранными только богатые, сумевшие подкупить избирателей и вышестоящие органы.

    Система «народного управления» просуществовала 50 лет и была упразднена только в 1917 году.

    Национально-освободительное движение в Туркестане в конце XIX – начала XX века. Истоки народных движений в Туркестане конца XX столетия в значительной степени коренились в тех условиях, которые сложились в результате завоевания Ср. Азии царизмом и установления системы колониальной эксплуатации. Новые явления в экономическом развитии, рост хлопководства в поливных районах, начало кризисного состояния ремесла и промыслов сопровождались усилившимся обнищанием и разорением широких масс дехкан, мелких ремесленников и других слоев городской бедноты. Возрастали налоги, подати, различные натуральные повинности. Все эти явления особенно усилились в последней четверти XIX века.

    К концу 80-х и началу 90-х гг. XX в. положение широких масс крестьянства значительно ухудшилось по сравнению с первыми годами.

    Жестокий социальный национально-колониальный гнет вызывал рост недовольства и восстания народных масс против угнетателей. Основными движущими силами выступлений народных масс края, возникавших в различных районах Туркестана, являлись дехканство и городская беднота. Иногда к ним примыкали и представители местной феодальной верхушки, которые преследовали свои собственные классовые интересы.

    В 1974 – 76 гг., летом 1885 г., 1892 г., 1893 г. в Ферганской долине вспыхивали одно за другим народные восстания. Повстанцы устраивали налеты на имения баев и волостных управителей. Руководство народным движением лета 1885 г. было охвачено одним из состоятельных жителей Андижанского уезда Дервишханом, а 1892 года – руководил Сабир-хан, объявивший газават.

    Движения дехкан были стихийными - они проходили не одновременно, не повсеместно и, следовательно, не могли противостоять хорошо вооруженным силам царских властей. Дехканские волнения легко подавлялись властями, жестоко наказывавшими их участников. Из-за ограниченности своего политического кругозора дехкане неясно представляли цель борьбы и наивно надеялись добиться устранения социальной несправедливости при сохранении существовавшего режима за счет смены «плохих» управителей и чиновников.

    В силу политической отсталости дехкан в ряде случаев движением руководили представители духовенства или сельской знати.

    Одним из важных событий конца XIX века явилось восстание 1892 г., которое в официальных документах того времени получило название «холерного бунта» в Ташкенте.

    Холера и стеснительные против нее мероприятия служили лишь внешним поводом для проявления глубокого внутреннего недовольства, накопившегося среди населения Ташкента за годы хозяйничания царских колонизаторов.

    В июне 1892 г. вспышки болезни были отмечены в Самаркандской области, позже были зарегистрированы случаи заболевания в Ташкенте. Городская администрация предписала населению ряд стеснительных мер в целях борьбы с эпидемией. В городе было закрыто 12 старых кладбищ, умерших от холеры предлагалось хоронить на особых холерных кладбищах, но вместо обещанных 4-х, новых было открыто только одно. Между тем шариат предписывает нести тело усопшего к месту погребения обязательно на руках, и отдаленность кладбища, как и закрытие старых, было воспринято населением с недовольством. Власти ограничивали право выезда из города, городская администрация препятствовала мардикёрам выходить на работу на хлопковые поля.

    Все эти стеснительные мероприятия, от которых более состоятельные люди откупались взятками, падали всей тяжестью на менее обеспеченные слои населения и городскую бедноту. Эти мероприятия и связанные с ними события явились поводом к началу ташкентского городского восстания, которое уже давно назревало. Основным лозунгом восстания была смена городских властей, протест против притеснения жителей царской администрации.

    В 1898 г. произошло одно из крупных движений, вошедшее в историю под названием «Андижанского восстания». Оно охватило всю Ферганскую область Туркестана. Восстание в Андижане возглавил ишан Мухаммед-Али (Мадали). Основными участниками восстания 1898 г. являлись дехкане и скотоводы ферганских кишлаков и пригородов. Основные причины, побудившие население на восстания против власти - усиления социального и колониального гнета, ухудшение социально-экономического положения масс.

    Восстание 1898 г. носило антифеодальный и антиколониальный характер. Теневой стороной движения было участие в нем феодалов, стремившихся использовать восстание народа в целях восстановления своих прав и привилегий, утраченных в результате завоевания Ср. Азии Россией.

    После восстания 1898 г. национально-колониальное угнетение народов Туркестана усилилось. Были расширены права местной колониальной администрации, увеличено число чиновников на местах, в ряде городов усилены гарнизоны.

    Джадидизм. Возникновение и основные этапы. Термин ”джадид”происходит от арабского”новый”. Движение джадидов зародилось в Татарии и распространилось в Бухаре, Хиве и Туркестане в к. XIX – н. ХХ вв. События в Азербайджане, Татарстане, Афганистане, Египте и Турции, а также вмешательство русских в жизнь среднеазиатских народов вызывали конструктивную реакцию национальной интеллигенции. Мысли среднеазиатских джадидов относительно”осовременивания” истории, образования и языка разделял Исмаил Бей Гаспирали (Исмаил Гаспринский) -известный крымско-татарский реформатор. Он считал, что путь к прогрессу лежит через современную систему образования. Его газета”Тарджимон”пользовалась большим влиянием среди местного населения.

    Туркестанские джадиды - это представители местной интеллигенции, многие из которых получили европейское образование. Они видели европейскую цивилизацию, демократические тенденции буржуазных государств и поэтому стремились взять в мире всё лучшее и внедрить у себя на Родине.

    В истории "отцом среднеазиатских джадидов" считают Махмудходжу Бехбуди. Оказавшись за рубежом, побывав в Стамбуле и Каире, он увидел там новые школы европейского типа, университеты, реформированные медресе, познакомился с новейшей турецкой и арабской литературой, организацией газетного и журнального дела, современными методами преподавания. Кроме Махмудходжи Бехбуди получили известность Абдурауф Фитрат, Чулпан, Абдулла Кадыри, Авлони и другие.

    На первом этапе (начало с 1890-х гг.) в целях социально-культурного развития Средней Азии в новом направлении джадидские лидеры предложили ряд реформ в области образования, историографии, литературы, печати, религии, искусства. Они выступили с идеями переоценки и усовершенствования этики, веры, правосудия, здравоохранения, улучшения положения женщин.

    Особую важность реформаторы придавали вопросам территориальной общности. В 1913-1916 гг. они пытались дать название территории, на которой проживали. Джадиды называли ее Туркестаном, как раньше обозначали северо-восточную часть Средней Азии. Джадиды пытались модернизировать историографию Туркестана. С 1903 по 1914 г. ими было написано несколько хроник.

    Стремясь модернизировать мусульманскую систему образования, джадиды открыли новометодные школы в Туркестане уже в конце XIX в. В них начинали свое образование писатели, как: Хамза, Уйгун, Айбек. С начала XX в. в этих школах стали использоваться учебники местных авторов. Учебная программа в новометодных школах включала чтение, письмо на тюрки или фарси, арифметику, историю, географию, большое место в ней занимали основы религии. Литературные новации, жанры, формы, темы, язык, стиль - стали вытеснять старые, стилизованные труды, появилось новое направление в музыке, живописи. За короткий срок джадиды успели внести довольно весомый вклад в формирование национального самосознания.

    Формированию нового мировоззрения у туркестанцев способствовала идея модернизации театра и драматургии в 1911-1913 гг. За шестилетнее существование было создано около двадцати пяти пьес.

    Джадидидская пресса выполняла важнейшую задачу подъема общественного сознания на уровень XX в. Информируя своих читателей о жизни единоверцев за рубежом, показывая отличия среднеазиатского общества от Западной Азии, джадидская пресса прокладывала путь новому представлению о национальной самобытности. Российское правительство, эмир, ханы и высшее духовенство вели борьбу с джадидидской прессой. В 1914-1915. гг. были закрыты джадидидские газеты и книжный магазин. Все это вынудило джадидов отойти от реформы культуры к политическому сопротивлению.


    Джадидами был создан первый в Средней Азии университет в 1918 году. Основателем этого университета стал Мунаввар — Кари Абдурашидхонов. В нем имелось 5 факультетов. Отличительная черта преподавания – учитывалась специфика национального менталитета.

    Второй этап реформы отличался в Средней Азии своим политическим направлением. Он радикально менял некоторые структуры управления либо вынуждал власти идти на определенные политические уступки.

    Огромное влияние на движение джадидов оказали события 1917 года. 28 февраля 1917 г. а столице Российской империи победила демократическая революция. Не без энтузиазма восприняли её и джадиды, появилась реальная возможность решить наболевшие проблемы Туркестанского края.

    По инициативе джадидов проводятся многотысячное собрание жителей старой части Ташкента. Был избран расширенный представительный орган от всех частей города — "Шурои-Исламия" ("Совет мусульман"). В состав "Шурои-Исламия" были избраны джадиды, пользовавшиеся большим влиянием среди населения. Среди них Абдурауф Фитрат, Мунаввар Кори, Убайдулла Ходжаев.

    Уже в начале апреля практически во всех городах края действовали организации "Шурои-Исламия". Их основной целью было создание Туркестанской автономии внутри будущей Российской федеративной демократической республики.

    После Февраля активизировалось и социальное пробуждение духовенства и верующих. Летом в "Шурои-Исламия" произошёл раскол между "прогрессистами" и кадемистами (сторонниками старых порядков), в результате которого "кадемисты" образовывают организацию "Шурои-Уламо" ("Совет духовенства"), стремившуюся к реставрации феодализма и управлению обществом на основе шариата.

    Параллельно с этими организациями возникло и множество других, таких, например, как "Турон", "Мифтах ул—мариф", "Иттифок ал—муслимин", "Равнак ул—ислом". Все они имели различные идейные платформы, но их объединяло то, что они в определенной степени сумели всколыхнуть Туркестан, политизировали местное население, пытались, каждая по-своему, бороться за лучшее будущее своего народа.

    В Бухаре появляется новое движение — движение "младобухарцев", в Хиве – "младохивинцев". Оно практически сформировалось из представителен джадидизма, но носило более радикальный характер. Это движение после событий 1917 года уже нельзя причислить к джадидскому в силу того, что его цели были уже иными. Лидером "младобухарцев" был Файзулла Ходжаев.

    В отличие от многих просветителей Европы и России, джадиды не отвергали религию, не являлись атеистами. Они выступали за сохранение ислама как необходимого фактора, способствующего объединению мусульман для достижения общественного прогресса, как средство воспитания народов края в духе высокой морали, патриотизма, дружбы, солидарности, консолидации их усилий в борьбе за выход из кризисного состояния. Джадиды видели в исламской религии важное средство духовного очищения. Но для этого, считали они, она сама должна очищаться от средневековой схоластики.

    Модернизация ислама виделась джадидами в овладении достижениями науки и передовой технологии, в тесном единстве плодоносных заветов первоначальной мусульманской религии и учетом современных реалий.

    Джидидизм с самого начала зарождения объективно противостоял коренным устоям феодализма и колониализма. Вопреки традиционному исламу он стремился видоизменить некоторые устаревшие законы мусульманской веры, приспосабливая религию к задачам духовного и экономического прогресса. Требование освобождения местного рынка от сковавших его пут неизбежно приводило к лозунгам национального и социального освобождения, в том числе в качестве первоочередных из них - создания органов местного самоуправления, национальной печати, защиты прав коренного населения.

    В период революции 1905-1907гг. джадидское движение в Туркестане крепнет организационно и идейно, устанавливаются тесные связи туркестанских джадидов с джадидами Поволжья, Крыма и Кавказа.

    Первой национальной газетой туркестанских джадидов явилась вышедшая в свет 27 июня 1906 года газета «Тараккий», редактировавшаяся видным общественным деятелем Исмаилом Абидовым (Габидовым). Наряду с «Тараккий» («Прогресс») туркестанские джадиды начали издавать в Ташкенте и другие газеты: в 1906г.- «Хуршид» («Солнце»), в 1907-1908гг.- «Шухрат» («Слава»), «Туджор» («Купец»).

    Революционные процессы, развивавшиеся в России, способствовали размежеванию в джадидском движении. Стало зарождаться радикальное течение - модернисты, призывавшие к более глубоким преобразованиям в просвещении и более решительным политическим выступлениям и умеренные представители которого ограничивались призывами реформирования богословского образования и умеренными политическими реформами. Однако они оставались едиными в стремлении обеспечить национальную независимость народов Центральной Азии.

    Первая мировая война способствовала радикализации мышления джадидов. Усиление политической деятельности национальной интеллигенции обусловило дальнейшее размежевание джадидов на сторонников культурно-просветительной работы и приверженцев программы глубоких реформ и освобождения от оков колониализма и феодализма.

    Нужно отметить, что определенная группа джадидов ориентировалась на Турцию, но большинство - на Россию.

    Обозначившийся в 1914-1915гг. раскол в джадидском движении заметно усилился после февральской революции 1917г. в России и окончательно закрепился накануне октябрьских событий 1917г. Оно раскололось на два основных крыла - прогрессистов и кадимистов. Если первые выступали за глубокие реформы во всех областях общественной жизни и образцом государственного устройства для них были западноевропейские государства с их демократическими институтами, то вторые выступали за превращение Туркестана в будущем в исламское государство, звали к возвращению в «золотой век», каким им представлялось прошлое края. Между ними завязывается борьба за влияние в обществе. Несмотря на эти различия, единая позиция их сохранялась по главному вопросу - каким должен быть Туркестан в будущем. И те, и другие видели Туркестан независимым государством, с той лишь разницей, что прогрессисты видели Туркестан первоначально в составе Российской Федерации, в то время как кадимисты не хотели учитывать глубоких экономических связей Туркестана с Россией, развившихся за десятилетия нахождения края в составе Российской империи, что хорошо понимали прогрессисты. Они глубоко осознавали, что в реалиях того времени превратить Туркестан в грамотную, просвещенную, обеспеченную всем необходимым страну возможно лишь в условиях независимого развития в составе Российской Республики. В соответствии с этим, в условиях нарастающего революционизирования общества, прогрессисты стали требовать предоставления Туркестану территориально-национальной автономии.

    Таким образом, джадидизм, зародившись как течение общественной мысли и ограниченное первоначально рамками просветительских идей, направленных на реформирование школьного образования, прошло сложный путь развития, дойдя до превращения его в мощное политическое течение с четко оформившимися политическими требованиями национально-государственного самоуправления Туркестана.

    Вопросы:

    1. Какие позитивные и негативные факторы можно выделить в туркестано-российских отношениях в ХVI – середине ХIХ вв?

    2. Охарактеризуйте англо-русские геополитические противоречия в Туркестане.

    3. Каковы были причины, сущность и последствия завоевания Россией Туркестана?

    4. Выделите основные черты и особенности колониальной политики России в Туркестане.

    5. В чем состояли причины, суть и последствия антиколониального национально-освободительного движения в Туркестане?

    6. Раскройте цели, задачи и методы культурно-просветительского движения джадидов в Туркестане в начале ХХ в.
    ЛИТЕРАТУРА:

    Алимова Д. Историческое мировоззрение джадидов и их проекция будущего Туркестана. Туркистон мустақиллиги ва бирлиги учун кураш саҳифаларидан. –Т.: Фан, 1996.

    Абдунабиев В.Г. Вклад мировую цивилизацию. –Т.:Узбекистан., 1998.

    Абдуллаев Р. Туркестанские прогрессисты и национальные движения. – Звезда Востока, 1992, №1.

    Березиков Б. Святые лики Туркестана. –Т.: Камалак, 1992.

    Гулямов Х. Отношения Бухары с Россией в XVIII-XIX вв. Т.: ФАН, 1992.

    Голованов А.А., Турсунов В.В плену утопического мышления. -Т.: Узбекистан, 1993.
    11 ТЕМА. РОССИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО НА РУБЕЖЕ XVI -XVII ВВ. СМУТНОЕ ВРЕМЯ.

    План:

    1. Причины Смуты. Правление Федора Ивановича и Бориса Годунова.

    2. Лжедмитрий I. Василий Шуйский и восстание Ивана Болотникова.

    3. Лжедмитрий II. Интервенция и предательство семибоярщины.

    4. Первое и второе ополчения. Избрание царем Михаила Романова и окончание Смуты.

    1. Правление Федора Ивановича и Бориса Годунова.

    События рубежа XVI - XVII вв. получили с легкой руки современников, название “смутное время”. Оно затронуло все стороны жизни - экономику, власть, внутреннюю и внешнюю политику, идеологию и нравственность. Причины смуты заключались в обострении социальных, сословных, династических и международных отношений конца правления Ивана Грозного и передача правления его преемников.

    В результате войн (в первую очередь из-за 25-летней Ливонской войны), опричнины, эпидемии чумы 1570-1571 гг. страна оказалась предельно истощена. Вымирали целые села, скудели, зарастали пашни. Крестьяне тысячами получали родные места и уходили на юг (на Дон, Волгу), на Урал, в Сибирь. В 1581 - 1582 гг. отменен “Юрьев день”, что вызвано новое недовольство крестьян. Таким образом, к концу XVI века Россия оказалась на пороге большой крестьянской (в сущности - гражданской) войны.

    Иван Грозный умер 18 марта 1584 года во время игры в шахматы. Его старший сын Иван скончался еще раньше, в 1851 году. По одной версии он был непреднамеренно (в приступе гнева) убит отцом, причем, ни то во время бытовой ссоры, ни то из-за причастности якобы царевича к боярскому заговору. По другой версии он умер собственной смертью. Страдая тяжелым недугом, много молился, и все дальше отходил от “мирской суеты”. К сожалению, в исторической литературе в качестве “бесспорного факта” закрепилась первая версия, усугубляя и без того “мрачный” образ Ивана IV Грозного.

    Таким образом, на престол вступил средний сын Грозного Федор (1584-1598 гг.), человек мягкий, слабовольной, малоспособный к государственному правлению. Поэтому фактическим правителем стал его шурин (брат жены царя) Борис Федорович Годунов, талантливый боярин, бывший опричник Ивана Грозного.

    Был у Ивана IV Грозного еще один наследник, малолетний сын от последней жены Марии Ногой Дмитрий. Жил он вместе с матерью в г. Угличе, а в 1591 году при неясных обстоятельствах погиб. Официально утверждалось, что он во время приступа эпилепсии напоролся на нож. Молва же обвинила Годунова: он якобы подослал убийц, с тем чтобы беспрепятственно захватить престол.

    На время царствования Федора Ивановича приходятся такие события как заключение в 1587 году нового, 15-летнего перемирия с Польшей, позволившего в 1590 - 1593 гг. вести успешную войну со Швецией. В результате по Тявзинскому договору России удалось на короткое время вернуть, утраченные в 1583 году, прибалтийские города - Ям, Копорье, Иван-город, Корелу, - и выйти к Балтийскому морю. Оживились торговые и культурные связи со странами Западной Европы, прежде всего с Англией. Продолжалось также продвижение русских в Сибирь, крепли из позиции на Кавказе.

    Рост авторитета России, настойчивость русских церковных иерархов вынудили константинопольского патриарха согласиться на учреждения особого российского патриаршества. В 1598 году русский церковный собор избрал первого патриарха митрополита Иову.

    Во всех этих успехах была, несомненно, заслуга Бориса Годунова, человека не очень образованного (его упрекали за незнание “Священного писания”), но, несомненно, умного, способного правителя и дипломата.

    В 1598 году умер бездетный царь Федор Иванович. Земский собор, где было преобладание сторонников Годунова, избрал его царем. Царствовал Годунов недолго, с 1598 по 1605 год. Чтобы упрочить свою власть перед лицом родовитой боярской оппозиции (многие из которых считали Годунова “худородным”, “выскочкой”, “узурпатором” и т.д.), Борис Годунов продолжал опираться на дворян. Раздал им часть церковных земель, издал в угоду дворянам ряд указов: о пятилетнем сыске беглых крестьян (лишь после этих “урочных лет” не найденных беглых мог стать свободным), о “кабальных холопах”, когда, к примеру, крестьянин не способный вернуть долги “заимодавцу”, обязан был служить последнему до самой смерти. По этому же указу свободный человек, проживший более полугода на дворе господина, становился его “кабальным холопом”. Эти указы вызвали, естественно, недовольство широких народных масс. К тому же в 1601 г. долгие дожди, ранние заморозки и холода помешали убрать урожай. Началась спекуляция хлебом, к которым были причастны, прежде всего, купцы, бояре, монастыри. На следующий год история с непогодой повторилась. Цены на хлеб выросли более чем в сто раз. Ели собак, кошек, кору деревьев, были даже отмечены случаи людоедства. Годунов распорядился организовать работы для голодных, выдачу им хлеба из государственных запасов, разрешил холопам уходить от господ для поиска пропитания. Но эти меры не спасли положения. Дело дошло до восстания, одно из которых вспыхнуло на рубеже 1603 - 1604 гг. в окрестностях Москвы и вошло в историю как “восстание под предводительством Хлопка”. Восстания только усугубили положение. Восставшие перехватывали продовольственные обозы, идущие к Москве, что приводило к усилению голода. В итоге в столице за голодные годы погибло свыше 120 тысяч москвичей и беженцев.

    Тяжелая экономическая ситуация так или иначе коснулась всех слоев общества. Разорялось дворянство и не могло в полной мере выполнять свои военно-служебные обязанности. Казаки не получали от государства необходимой поддержки за несение охранной службы. Более того, Москва все больше притесняла “вольных казаков”, препятствовала их пополнению, вылавливая и возвращая беглых крестьян их хозяевам - боярам и дворянам. Тем не менее, бегство усиливалось, от чего несли не малый ущерб даже бояре. Общим бедствием становился рост преступности.

    В 1603 к вышеназванным проблемам добавилась еще одна: авантюра Лжедмитрия (Григория Отрепьева). Молодой человек, монах московского Чудова монастыря Григорий (в миру Юрий Богданович Отрепьев) перебрался в 1602 году в Польшу, стал слугой магната Адама Вишневецкого, которому в 1603 году открыл свою “тайну”, что он якобы не монах, а чудом спасшийся царевич Дмитрий, сын Ивана IV Грозного. Вишневецкий доложил о самозванце королю. Польский король Сигизмунд III давно вынашивал планы широкой экспансии на восток и Лжедмитрий мог сгодиться как нельзя кстати.

    Когда царю Борису Годунову донесли о появлении самозванца, он обвинил в этом бояр: это их рук дело и задумано, чтобы свергнуть его. Тем не менее, доверил им войско и послал их против самозванца, который к этому времени собрал армию из польских наемников, недовольных казаков, стрельцов, русских крестьян и посадских людей и захватил Чернигово-Северскую землю. 21 января 1605 года Лжедмитрий был разбит в битве под Добрыничами. Однако дальше дело не пошло, царские войска оказались во враждебной среде, воевать надо было с восставшим населением. Войско стало отступать и разваливаться. 13 апреля 1605 года на 54 году жизни внезапно умер Борис Годунов. Смерть Бориса дала новый толчок к дальнейшему развитию Смуты. Престол перешел к 16-летнему сыну Годунова Федору, но он уже не имел какой-либо опоры ни среди дворян (дворянского ополчения), ни московских горожан. Когда разнесся слух о приближении “истинного царя”, многие москвичи стали готовиться к его встречи. Федор Годунов, его мать и верные им бояре, “полумертвые от страха”, затворились в Кремле. Их противники - бояре (Бельские и др.) открыли крепостные кремлевские ворота мятежным горожанам, а боярин Василий Голицын явился со стрельцами на подворье к Годуновым и велел задушить юного царя и его мать. 20 июня 1605 г. Лжедмитрий торжественно вступил в Москву.

    3.2. Лжедмитрий I.

    Василий Шуйский и восстание Ивана Болотникова.

    Заняв Москву, Лжедмитрий заключил соглашение с Боярской Думой. Прежде всего, ему пришлось распустить свои повстанческие отряды. Только после этого он был увенчан царской короной. Еще он обязался не ломать традиционную систему управления государством, не покушаться на права Боярской Думы. Однако вскоре принял титул императора. Чтобы заручиться поддержкой дворян, служилого сословия, новоявленный “император”, издал указ, по которому следовало возвратить беглых крестьян владельцам. И тех, кто бежал за год до голода, и тех кто бежал в голодные годы. При этом был подтвержден указ Годунова о пятилетнем сыске беглых крестьян. Все это вызвало широкое недовольство среди крестьян и казаков.

    Продолжение крепостнической политики, новые поборы, засилье польской шляхты, недовольство русской знати, особенно усилившееся после женитьбы Лжедмитрия на дочери польского воеводы Марине Мнишек, привели к организации боярского заговора, во главе которого стояли братья Шуйские, братья Голицины и др. 17 мая 1606 г. вспыхнуло восстание против Лжедмитрия. Восставшие москвичи перебили более тысячи поляков. Был убит и самозванец. Через три дня труп его был сожжен, прах заключен в пушку, из которой затем выстрелили в ту сторону, откуда пришел авантюрист.

    После гибели Лжедмитрия сторонники бояр Шуйских организовали что-то вроде Земского собора и “выбрали” царем Василия Ивановича Шуйского (1606 - 1610 гг.), который обязался сохранить привилегии бояр, не отнимать их вотчины, не судить без Боярской Думы. Можно сказать, сбылась, наконец, мечта бояр: они получили послушного “боярского царя”. Но уже ходили слухи, что лихие бояре (в том числе Шуйские) пытались убить “доброго государя”, но тот вторично спасся и ждет помощи от своего народа. С целью пресечения таких слухов Василий Шуйский приказал перенести останки царевича Дмитрия из Углича в Москву. Царевич был причислен к лику святых.

    Одним из важных вопросов было назначение нового патриарха. Прежний, патриарх Игнатий за поддержку Лжедмитрия был лишен своего сана. Новым патриархом был провозглашен ростовский митрополит Филарет (в миру боярин Федор романов), но вскоре его отстранили и патриарший престол занял выдающийся патриот Земли русской 70-летний казанский митрополит Гермоген.

    Таким образом, Василию Шуйскому к лету 1606 г. удалось укрепить свою власть. Но лишь в Москве, окраины страны продолжали бурлить.

    Потеряв веру в улучшение своего положения, народ усилил борьбу против феодальной эксплуатации. В начале лета 1606 г. вспыхнуло восстание под предводительством Ивана Исаевича Болотникова. Происхождение Болотникова до конца не выяснено. Якобы был военным холопом князя (боярина) Телятевского. Бежал на Дон к казакам, но попал в плен к крымским татарам, был продан в рабство на турецкие галеры. После разгрома турецкого флота немецкими кораблями оказался в Венеции, откуда вернулся в Россию, в те края, откуда в свое время начал свой поход Лжедмитрий. Это была Чернигово-Северская земля, с городами Чернигов, Путивль, Кромы и др.

    Здесь Болотников объявил себя “воеводой царя Дмитрия” (Лжедмитрия) и летом 1606 года во главе небольшого казацкого отряда двинулся из г. Кромы на Москву. По дороге к нему присоединялись крестьяне, жители окрестных городов, отряды дворян и казаков, так что набралось довольно внушительное войско. Это войско разбило армию Шуйского под Ельцом, овладело Тулой, Калугой, Серпуховым, а в октябре 1606 г. осадило Москву. Два месяца длилась осада, но в решающий момент дворянские отряды перешли на сторону Шуйского. Болотников был отброшен от Москвы, затем вынужден был отступить к Калуге, где попал в осаду. Но благодаря помощи повстанцев Ильи Горчакова (холопа, выдававшего себя за “царевича Петра”, никогда не существовавшего “сына царя Федора Ивановича”), Болотникову удалось вырваться из окружения. В Туле он вновь был осажден войсками Шуйского. Осажденные держались почти три месяца, пока не были перегорожена плотиной река Угра. Вода затопила город, осажденным было обещано сохранить жизнь, но когда те открыли ворота, началось их избиение. Болотников был ослеплен, а затем утоплен в прорубе в г. Каргополе. Так было подавлено восстание И.И. Болотникова. Но на огромных просторах страны крестьянские волнения продолжались до 1615 г.

    3.3. ЛЖЕДМИТРИЙ II.

    ИНТЕРВЕНЦИЯ И ПРЕДАТЕЛЬСТВО СЕМИБОЯРЩИНЫ.

    Когда Шуйский осаждал Болотникова в Туле, в г. Стародубе (на Брянщине) объявился новый самозванец. Как и Лжедмитрий I, он вышел на политическую сцену не сам по себе, а по инициативе польской шляхты, с согласия папы Римского, при поддержке казацкого атамана И.И. Заруцкого, т.е. был тоже марионеткой определенных политических антироссийских сил. По данным историки Р.Г. Скрынникова (см.: Р.Г. Скрынников. История Российская. XI - XVII вв. - М., 1997) под маской Лжедмитрия II (“царевича Дмитрия”, “царя Дмитрия”) скрывался некий Богданко, крещенный еврей, служивший писарем при Лжедмитрии I. Внешними данными он походил на первого самозванца, Григория Отрепьева, что, видимо, и определило его дальнейшую судьбу.

    Лжедмитрий II собрал войско из польских шляхтичей и казаков И. Заруцкого и двинулся было к Туле, на помощь к осажденному Болотникову. Но не успел, Тула пала. Отступил к г. Путивлю, пополнил свое войско и в январе 1608 года пошел на Москву. По дороге к нему (как к “царю Дмитрию”) присоединялись крестьяне, участники восстания Болотникова. Разбив в нескольких боях войска царя Василия Шуйского, Лжедмитрий II 1 июня 1608 г. занял подмосковное село Тушино и стал там укрепленным лагерем, за что получил презрительное прозвище “Тушинский вор”.

    В Тушино появилась своя Боярская Дума, действовали свои приказы, был “избран” свой патриарх (им стал известный уже митрополит ростовский Филарет). Власть тушинцев распространилась на значительную территорию страны, но заправляла всем польская шляхта, занимаясь в основном грабежом и разбоем.

    В феврале 1609 г. царь Шуйский заключил договор со Швецией. За предполагаемую помощь в борьбе с “Тушинским вором” шведам была отдана Карельская волость. При поддержке шведов русские войска под командованием 23-летнего племянника царя М.В. Скопина-Шуйского стали успешно теснить польскую шляхту. Тогда польский король Сигизмунд III, будучи в состоянии войны со Швецией, объявил войну России и осенью 1609 г. осадил г. Смоленск. Но поскольку Смоленск упорно сопротивлялся (около 20 месяцев), Сигизмунд III приказал шляхтичам покинуть Тушино и прибыть под Смоленск. Самозванец был уже не нужен польским феодалам, перешедшим к открытой интервенции России. Тушинский лагерь распался, Лжедмитрий бежал в Калугу, где был убит одним из своих сподвижников.

    Тушинские бояре (сторонники Тушинского вора) направили посольство Сигизмунду III и пригласили на московский трон сына короля Владислава, выдвинув при этом единственное условие: приглашенный должен прежде принять православие. В это время М.В. Скопин-Шуйский освободил Троцко-Сергиев монастырь, осаждаемый поляками 16 месяцев, и вступил в Москву. Но вскоре неожиданно умер. Часть польской армии оставила Смоленск и двинулась к Москве. Русские войска под командованием бездарного брата царя - Дмитрия Шуйского потерпели поражение и вынуждены были отступать.

    17 июля 1610 г. дворяне во главе с воеводой П. Ляпуновым свергли В. Шуйского с престола и насильно постригли его в монахи. Он умер в польском плену, куда был отправлен как заложник в 1612 г.). Народу было обещано “выбрати ... государя всею землею”, а пока власть захватила группа бояр во главе с Ф.И. Мстиславским. Они составили правительство из семи бояр, поэтому их правление получило название “семибоярщины”.

    Московские бояре в лице семибоярщины, боясь народа, несмотря на протесты патриарха Гермогена, тоже (как и тушинские бояре) обратились к польскому королю и 17 августа 1610 года заключили с ними договор о призвании на русский престол королевича Владислава. “Лучше государичу (Владиславу) служити, чем от холопей своих побитыми быти и в вечной работе у них мучится,” - говорили они. На основании этого договора польские войска вошли в Москву, в Кремль, а 27 августа 1610 г. Москва присягнула Владиславу. Со стороны верхушки боярства это было прямое предательство национальных интересов. В полной мере подтвердились былые подозрения и опасения Ивана грозного в отношении боярского сословия. Перед страной стала угроза утраты независимости.

    Править фактически стал даже не Владислав (ему было 15 лет), а “наместник” Сигизмунда III, некто Александр Гонсевский. Он отбирал земли у патриотически настроенных бояр и дворян и раздавал предателям, тем самым поощрял новое предательство. Сохранился документ, согласно которому какой-то Григорий Орлов доносит на князя Дмитрия Пожарского и просит пожаловать его поместьем князя.

    К польской интервенции добавилась шведская. Свержение царя Василия Шуйского освободило Швецию от договора 1609 г. и вскоре шведские войска заняли северные районы России и стали готовиться к захвату Новгорода.

    3.4. ПЕРВОЕ И ВТОРОЕ ОПОЛЧЕНИЯ.

    ИЗБРАНИЕ ЦАРЕМ МИХАИЛА РОМАНОВА И ОКОНЧАНИЕ СМУТЫ.

    Засилье интервентов вызвало всеобщее возмущение и тревогу русского народа. К борьбе против интервентов призвал и патриарх Гермоген (вскоре он был схвачен поляками и убит). Стали говорить о необходимости создания народного ополчения. В начале 1611 г. такое ополчение было создано. Базой его явилась Рязанская земля, но в него вошли также жители Нижнего Новгорода, Мурома, Ярославля, Костромы, Вологды, остатки войска Скопина-Шуйского, казаки атамана Заруцкого, дворяне и бояре во главе с Д. Трубецким. Возглавил ополчение рязанский воевода Прокопий Ляпунов.

    Ополчение осадило Москву. 19 марта 1611 г. произошел решающий бой, но освободить Москву не удалось. Интервенты-поляки по совету предателей-бояр подожгли город и ополченцам пришлось отступать. Вскоре ополчением был создан временный высший орган власти - Совет всея земли Русской. Совет принял 30 июня 1611 г. “Приговор всея Земли”, документ, где подтверждался возврат беглых крестьян их владельцам, указывалось, что казаки не имеют право занимать государственные должности. Кроме того, были распущены слухи, что П. Ляпунов, глава ополчения, намерен истребить казаков. Те зазвали его на свой “круг” (собрание) 22 июля 1611 г. и убили.

    Первое ополчение распалось. После 624-дневной осады 3 июня 1611 г. пал Смоленск. Сигизмунд III объявил, что он сам станет российским царем, а Россия войдет в состав Речи Посполитой (объединенного польско-литовского государства). 16 июня 1611 г. шведы захватили Новгород. Новгородская верхушка (митрополит и бояре) объявили о создании Новгородского государства, подписала со шведами договор об избрании царем шведского принца Карла-Филиппа.

    Осенью 1611 года к посадским людям Нижнего Новгорода обратился посадский староста Кузьма Минин и призвал создать второе ополчение. Вскоре нижегородцы, жители других городов, в том числе Казани, создали такое ополчение. Его военным предводителем был избран москвич, князь Дмитрий Пожарский, имевший опыт и заслуги в борьбе с поляками.

    Весной 1612 г. ополчение выступило в поход на Москву, но не прямым путем, а через Кострому и Ярославль, с тем, чтобы собрать дополнительные силы. В августе 1612 года оно вошло в Москву, соединилось с остатками первого ополчения. Почти одновременно по Можайской дороге к столице подошли польские войска. Произошло сражение, поляки были отброшены от Москвы. 22 октября 1612 г. ополченцы взяли Китай-город, а через четыре дня освободили Кремль.

    Встал вопрос об организации постоянной власти, об избрании нового царя. Главными претендентами на престол были бояре Трубецкие и Романовы, игравшие активную роль во все годы Смуты. В январе 1613 г. в Москве был созван Земский собор в работе которого приняли участие представители от дворян, посадских людей (горожан), духовенства и некоторых крестьянских (черносошных) волостей. Собор принял решение “никаких иноземных государей на московское государство не избирать”. Царем был избран 16-летний Михаил Романов (1613 - 1645 гг.). Почему? Страна нуждалась в примирении. Знатный, многочисленный род бояр Романовых был так или иначе связан с разными политическими силами и всех устраивал. К тому же он был связан родством с прежней династией. Первая жена Ивана грозного была из рода Романовых. Михаил доводился племянником последнего царя из рода Рюриковичей Федора Ивановича. К тому же молодой царь обещал не править без Земского собора и Боярской Думы. Учли и то, что отцом Михаила был патриарх Филарет, томившийся пока в польском плену.

    Избрание новой династии предотвратило развал России и создало предпосылки для преодоления анархии и смуты. Между тем, шведы продолжали владеть Новгородом. Но, потерпев неудачу с осадой Пскова, вынуждены были в 1617 г. заключить с Россией Столбовский мир (деревня Столбово близ г. Тихвина). Шведы возвращали Новгород, но оставили за собой Карельскую волость, все побережье Финского залива, надолго лишив Россию выхода к Балтийскому морю. Шведский король Густав-Адольф говорил, что Россия навсегда лишилась выхода к морям и превратилась тем самым в бессильный “протекторат” Европы, кладовую дешевого сырья и “пассивный рынок”.

    Осенью 1618 г. предпринял поход на Москву польский королевич Владислав, чтобы вернуть себе царский престол. Но под Москвой он был разбит и вынужден был в селе Диулино заключить 14-летние перемирие. Россия теряла по этому перемирию Смоленск, чернигово-северские земли, но зато из польского плена были возвращены все пленные, в том числе отец царя, патриарх Филарет, который и стал на время фактическим правителем России.

    На этом, в сущности, закончилась эпоха Смутного времени, “великого московского разорения”. Причиной смуты явились династический кризис и боярский сепаратизм, нежелание бояр поступиться эгоистическими интересами ради сильной центральной власти, так необходимой для укрепления и развития Государства Российского. Причиной явилось также тяжелая экономическая ситуация, связанная с войнами, неурожаем, голодом, усилением крепостного права. Причиной было и внешнее вмешательство, это вечное стремление западных (католических) стран и сил подчинить своему влиянию, а то господству русские земли, что, в конце концов, вылилось в откровенную военную интервенцию.

    В итоге в смуте были задействованы все силы и сословия того времени. Это была оп сути первая гражданская война в истории России, вобравшая в себя войну крестьян, горожан против феодального гнета, борьбу различных политических сил за власть, за утверждение своих сословных представлений о характере такой власти. И только угроза утраты национальной независимости положила конец Смуте, объединила народ, как бы еще раз подтвердив, что самодержавие остается для России единственной формой правления, крепостное право остается основой экономики, а православие - господствующей идеологией. Так что в сохранении и консервации “традиционной” системы управления в России сыграли роль не только внутренние факторы, но и внешние.

    ЛИТЕРАТУРА:

    Всемирная история: Учебник для вузов. Под ред Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. - М.: Культура и спорт, 1997.

    Даннинг И. Была ли в России в начале XVII в. крестьянская война? // Вопросы истории, 1994, № 4.

    Ключеваский В.О. Сочинения. - Т.III. - М.: Мысль, 1987.

    Скрынников Р.Г. История Российская. IX - XVII вв. - М.: Весь мир, 1997.

    Скрынников Р.Г. Смута в России в начале XVII в. Иван Болотников. - Л.: Наука, 1988.

    Станиславский А.А. Гражданская война в России XVII в.: Казачество на переломе истории. - М., 1990.

    Платонов С.Ф. Учебник русской истории. - М., 1992.

      1. Причины Смуты.


    1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   20


    написать администратору сайта