Главная страница
Навигация по странице:

  • Тема 10. Современные подходы к формированию каллиграфического навыка младших школьников

  • 10.1.

  • 10.2. Использование технологии деятельностного метода

  • ПОСОБИЕ ДЛЯ ПЕЧАТИ по каллиграфии. Учебнометодическое пособие для студентов и преподавателей педагогических учебных заведений


    Скачать 0.72 Mb.
    НазваниеУчебнометодическое пособие для студентов и преподавателей педагогических учебных заведений
    Дата02.11.2022
    Размер0.72 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаПОСОБИЕ ДЛЯ ПЕЧАТИ по каллиграфии.doc
    ТипУчебно-методическое пособие
    #766900
    страница18 из 21
    1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   21

    Вопросы для повторения


    1. Назвать факторы, влияющие на качество почерка учащегося.

    2. Какие типичные недостатки встречаются в почерках детей?

    3. В чем заключается причина плохого почерка ученика?

    4. Назовите принципы, необходимые для эффективной организации работы с детьми, имеющими трудности обучения письму.

    5. Какова система комплексной помощи в преодолении трудностей?

    6. Каковы общие правила, выполнение которых могут повысить эффективность коррекционных занятий.

    7. Назовите положения при работе с гиперактивными детьми.

    8. Назовите разновидности трудностей в обучении письму.

    9. Приведите примеры упражнений, с помощью которых можно преодолеть трудности обучения письму.

    Тема 10. Современные подходы к формированию каллиграфического навыка младших школьников

    Задачи изучения темы: рассмотреть особенности обучения письму по методике В.А.Илюхиной; организацию каллиграфической работы на уроках русского языка по технологии Г.А.Бакулиной; использование технологии В.Ф. Базарного в формировании графико-каллиграфического навыка письма младших школьников; использование технологии деятельностного метода в формировании графико-каллиграфического навыка письма младших школьников.

    10.1. Использование авторских методик в формировании каллиграфического навыка младших школьников

    Ознакомление с алгоритмом письма, разработанной В.А.Илюхиной начинается с анализа написания буквы «и», которая рассматривается как исходная, содержащая в себе основные элементы и способы их соединения, повторяющиеся при написании очень многих букв.
    Разработанный алгоритм письма ориентирует учителя на включение в учебную деятельность более детального анализа элементов букв-знаков, разнообразных по форме умственных операций (анализ, синтез, сравнения буквенных знаков), на использование зрительно-двигательных образов изучаемых в основе четкого и связного письма.

    Алгоритм требует также постоянной ориентации детей на более полное сознание ими всех графических деталей букв, на формировании у них способности выражать в слове, в речи процесс написания букв, их элементов, соединений. Формирование компонента письма обеспечивается поэтапной отработкой, которая приводит к созданию полноценного образа буквы и алгоритма ее написания.

    Буквенные знаки (буквы) имеют сложное строение, они состоят из отдельных элементов, частей, иногда очень маленьких. Чем детальнее выделяем мы эти части в букве, чем точнее выражаем в слове характеристику каждой части, каждого элемента буквы, тем лучше осознаем, понимаем, как пишется буква в целом и в соединении с другими буквами.

    Основной алгоритм письма:

    1. Написание прямых наклонных линий с соблюдением точных интервалов и их параллельности.

    2. Деление наклонной линии и рабочей строки на 2 и 3 части по вертикали с целью подготовки к правильному выполнению соединений элементов букв и букв в слове (включение определенного математического расчета в написание букв, слов).

    3. Выполнение закругления на нижней линии рабочей строки как связующего элемента между двумя разнонаправленными линиями.

    4. Письмо крючковой линии до середины строки. (Крючковая линия вместе с прямой наклонной и закруглением обычно называется крючком.)

    5. Письмо «секрета», т. е. прямой линии, которая продолжает крючковую линию от середины строки до верхней ее линеечки, соединяя конец крючка с верхней линеечкой рабочей строки («секрет» пишется параллельно прямой наклонной линии.)

    6. Письмо вниз по «секрету» до нижней линии строки, т.е. написание второй наклонной линии («прячем «секрет»).

    7. Завершение написания второго крючка (второе закругление и вторая крючковая линия).

    Все эти составляющие алгоритма определяют собой написание буквы и, а также по отдельности или по нескольку вместе они входят в состав очень многих букв русского алфавита. Это не значит, что при ознакомлении с остальными буквами обучающиеся не встретятся с новыми элементами, но к их написанию они в основном будут подготовлены, если овладеют данным алгоритмом.

    Прежде чем подробно рассматривать перечисленные составляющие алгоритма, проанализируем некоторые технические моменты.

    Написание наклонной линии на рабочей строке. Обращаем внимание на то, что между наклонными линиями есть определенный интервал, который равен половине высоты рабочей строки. Также, напоминаем о параллельности линий. Именно эти две ошибки, несоблюдение интервала и параллельности, первыми появляются в прописях школьников.

    Параллельность линий будет получаться лишь в том случае, если в работу будет включено боковое зрение, т. е. при написании каждой последующей линии внимание обучающегося будет акцентироваться на предыдущей, уже написанной линии.

    Просветы в верхней и нижней частях букв. Если не фиксировать внимание школьников на просветах в верхней и нижней частях букв, то это может отрицательно сказаться на становлении их почерка. Слова: чуть-чуть, немного не доводя при закруглении крючка не дают точного представления о соблюдении данных просветов в процессе письма. Получается написание – «кто во что горазд». А это ведет к формированию у учащихся графических недочетов.

    Безотрывное письмо.При обучении письму школьники обязательно отрывают руку. Первоначально это нужно для снятия напряжения, позднее – чтобы отдохнуть, передвинуть руку, тетрадь. Однако с принципом безотрывного соединения букв при письме учащихся нужно ознакомить сразу. Это значит, что после отдыха пишущий опять ставит ручку в ту точку, где он остановился. Если учитель сможет добиться единого соединения букв, это позволит не только правильно формировать графический навык, но и увеличит скоропись, сохраняя при этом качество работы. Наличие же принципа отрывности в процессе обучения письму при приписывании последующей буквы отрицательно сказывается на качестве письма. И вот почему. Для примера возьмем букву «и». Обучающийся делает паузу (прерыва­ется) в письме при написании первого крючка. Далее, если он не сохраняет прием безотрывного написания, т. е. не доводит крючок до верхней линии, он отрывает ручку и переносит ее на верхнюю линию рабочей строки в произвольную точку. В этой ситуации сохранить нужный интервал между элементами (этот интервал уже определен концом крючка) в большинстве случаев невозможно. Тем самым теряется ровное и четкое письмо.

    Написание овала, входящего в состав букв: а, б, в, д, о, ф, ъ, ы, ъ, ю. Это один из наиболее сложных элементов на первоначальном этапе. На практике овал нередко сводится к написанию круга. Из-за этого в буквах а, д, ф, с постоянно встречаются искажения следующего после овала элемента. Понимая, что нужно оставить просвет между овалом и палочкой с закруглением (или палочкой с петлей), обучающийся уводит ручку вправо, тем самым искажая букву.

    Причины этих ошибок опять же кроются в незнании учителем точной характеристики написания элементов букв и их расположения по отношению друг к другу.

    Все вышесказанное можно истолковать так. Формирование графического навыка – весьма сложный и длительный процесс, требующий целенаправленных действий, которые могут выполняться точно и быстро только после их многократных повторений. Это требует и времени, и определенных усилий, и знания всех тонкостей письма со стороны учителя, а также терпения и упорства со стороны обучающегося. Нужные для выра­ботки графического навыка повторные действия должны совершаться детьми не механически, ради самих повторений, а с целью решения определенных конкретных задач, осознания необходимости этих повторений для приобретения навыка (осознание всех нужных движений, Соотношений этих движений и т. д.).

    Добиться каллиграфического почерка можно лишь при систематическом соблюдении учеником всех правил четкого письма. Старание, необходимое учащемуся для выполнения письменных упражнений, возникает лишь в том случае, если обучающийся понимает значение этих упражнений и имеет заинтересованность в достижении целей, а также осознает недостатки своего письма и умений. Очень важно при оценке результатов работы обучающегося внушать ему веру в успешность решения поставленных задач, а встречающиеся недочеты должны побудить ребенка к упорному преодолению возникающих затруднений.

    Рассмотрим более подробно составляющие основного алгоритма письма.

    1. Написание прямых наклонных линий. На этом этапе встречаются следующие ошибки:

    1) несоблюдение интервала между наклонными линиями. Это связано с незнанием нужного интервала как между элементами в буквах, так и между самими буквами. На самом деле интервал между наклонными линиями не должен быть стихийным («на глазок»), так как у малыша еще не развито боковое зрение, также не может быть указан интервал на ширину буквы (ни од­ной буквы еще не изучено) и уж тем более – на ширину пальчика;

    2) несоблюдение параллельности наклонных линий. Вторая ошибка происходит оттого, что обучающийся все свои усилия сосредоточивает на той наклонной линии, которую он пишет, а не на той, которая уже написана (неразвитость бокового зрения и самоконтроля). Следовательно, на раннем этапе необходимо обучать школьника при написании каждой следующей линии смотреть на предыдущую. Письмо наклонной линии должно быть объяснено пишущим: «Ставлю ручку на верхнюю линеечку рабочей строки и опускаюсь по наклонной линии вниз».

    2. Деление наклонной линии на две и три части.В этой части алгоритма можно предложить ребёнку сопоставить половину высоты наклонной линии с интервалом между линиями и подвести обучающегося к пониманию того, что они равны. Тем самым мы дадим ученику возможность самому определять интервал между наклонными линиями, а позднее – ширину буквы, равную половине ее высоты. Такие пропорции необходимо сохранять на протяжении всего периода обучения письму для «удобочитаемости». Нахождение третьей части наклонной линии даст нам возможность определить точное место соединений элементов и букв выше или ниже середины рабочей строки.

    3. Выполнение закругления на нижней линеечке рабочей строки. На самом деле процесс закругления происходит на 1/10 высоты от нижней линеечки рабочей строки, но обучающиеся получают установку выполнять закругление, когда они коснутся ручкой рабочей строки. Проговаривание алгоритма удлиняется: «Ставлю ручку на верхнюю линеечку рабочей строки, опускаюсь по наклонной линии вниз и выполняю «качалочку».

    4. Письмо крючковой линии. Анализируются три вида написания крючка. Внимание останавливается на среднем. (Следует отметить, что сам крючок выписывается путем деления угла между прямой наклонной и нижней линеечкой на две равные части, тогда при написании крючковой линии до середины рабочей строки мы получаем возможность наметить ширину прописываемой нами буквы, которая будет равна половине высоты наклонной линии или половине высоты буквы.) Алгоритм написания дополняется: «Ставлю ручку на верхнюю линеечку рабочей строки, опускаюсь по наклонной линии вниз, выполняю «качалочку» и поднимаюсь по крючковой линии до середины строки».Обязательно анализируются графические ошибки. Крючковая не должна быть выгнутой или вогнутой. Итак, написание крючка подвергается детальному анализу его мелких составляющих. Это позволит в дальнейшем избежать многих графических недочетов.

    5. Письмо «секрета», т. е. прямой линии вверх параллельно первой наклонной. На письме, без тщательной проработки этого момента, два крючка могут соединяться следующими двумя путями.

    Первый путь написания: с отрывом руки и приписыванием следующего элемента. В этом случае параллельность линий не выдерживается, так как перенести ручку в пространстве и начать новое движение с нужной точки чаще всего не представляется

    Второй путь написания: с плавным поднятием вверх, при этом все время, удаляясь от наклонной линии. В этом случае в следующем элементе он чаще всего наклонную отводит влево, чтобы оставить просвет в нижней части, тем самым, получая графическую ошибку.

    Правильный способ написания: письмо наклонной линии от середины строки вверх. Это позволяет не только задействовать боковое зрение для сохранения параллельности элементов, но и является существенным условием соблюдения стройности букв, а также приучает ребенка к дальнейшему безотрывному написанию (если обучающийся сразу учится правильно соединять элементы буквы и сами буквы в словах, то это позволит ему в будущем, во-первых, не выполнять лишние прописывания, во-вторых, при ускоренном письме не утратить его качество).

    Далее наш алгоритм звучит так: «Ставлю ручку на верхнюю линеечку рабочей строки, опускаюсь по наклонной линии вниз, выполняю «качалочку», поднимаюсь по крючковой линии до середины строки, пишу наклонную линию вверх («секрет»)».

    6. Письмо вниз по «секрету», т. е. написание второй наклонной линии вниз, не отрывая руки. При этом обращается внимание школьников на то, что обе линии, выполненные сверху вниз, обязательно должны быть параллельны. Между крючковой наклонной и второй прямой наклонной – просвет в нижней части строки («шалашик»).

    7. Завершение написания второго крючка, т. е. второй крючковой линии. Ученики сами анализируют, как дописать к крючковой вторую параллельную линию. На этом этапе работы им важно задействовать боковое зрение (пишем наклонную, акцентируя внимание на предыдущей).

    Завершается проговаривание алгоритма обучающимися:

    «Ставлю ручку на верхнюю линеечку рабочей строки, опускаюсь по наклонной линии вниз, выполняю «качалочку», поднимаюсь по крючковой линии до середины строки, пишу «секрет», по «секрету» опускаюсь вниз, выполняю «качалочку» и поднимаюсь по крючковой до середины строки».

    Итак, получен основной алгоритм письма. Буква и вобрала в себя все основные элементы, часто встречающиеся при письме.

    На основе соединения двух крючков между собой показан принцип соединения элементов и букв между собой, наиболее часто используемый при письме. Рассмотрим это на примере превращения буквы и в наиболее употребительные при письме – строчные буквы.

    Обучающийся видит все преобразования, убеждается, как важно научиться правильно писать и соединять два крючка. В процессе усвоения основного алгоритма важно познакомить школьников со средствами проверки правильности написанного. С этой цельювводятся следующие графические знаки: середина ( — ), одна треть сверху или снизу (х), просвет снизу, «шалашик» (•), просвет сверху, «гнездышко» (v).

    При использовании алгоритма письма, после его осознания детьми через игровую ситуацию, через вовлечение их в посильную «исследовательскую» деятельность не только формируется и совершенствуется правильный графический навык, но и решается ряд общих развивающих задач.

    Ведь процесс письма не является простым моторным актом, он помогает школьнику в развитии его познавательного интереса, речи, силы воли, осознанного отношения к выполняемой работе и ее результатам.

    В букварный период значительное место уделяется подробному анализу буквы: обучающиеся находят в изучаемой букве уже известные элементы, разбирают все приемы соединений с последующими буквами, дают их словесное описание. Первоначально это осуществляется с помощью учителя, затем, при ознакомлении с новой буквой, ученики стараются сами составить ее алгоритм. Они учатся под проговаривание алгоритма учителем (графический диктант) записывать букву, самостоятельно комментировать написание не только букв, но и отдельных соединений и даже коротких слов.

    Таким образом, используя известный алгоритм письма, ученики путем анализа, логических рассуждений, сравнений не только объясняют написание букв, но и усваивают правильный принцип безотрывного письма. Такое построение графической работы способствует активизации мыслительной деятельности ученика.

    Мышление 6-7-летних детей носит наглядно-образный характер. Учитывая это, перед обучением начертанию буквы в памяти ученика следует сформировать четкий и дифференцированный зрительный образ буквы. Учащимся предлагается сравнить изучаемую печатную букву с письменной, также выделить в ней уже известные им элементы, вспомнить, в каких изучен­ных буквах они уже встречались. Разобрать новые элементы, подумать, на что они похожи, постараться дать им название. Учитель предлагает свой вариант названия, с которым дети, как правило, соглашаются. Алгоритм буквы не может навязываться учителем, он должен рождаться на уроке в совместной деятельности педагога и детей. Это позволяет ребятам не заучивать алгоритм изучаемой буквы, а осознанно усваивать его. Время усвоения в каждом конкретном случае разное. Одни усваивают алгоритм в процессе ознакомления с новой буквой, другие – несколько позже, при этом принцип осознанности всегда должен оставаться ведущим.

    Помимо отработки написания той или иной буквы, ученик должен уметь отличить правильно написанную букву от неправильно написанной и указать, в чем заключаются ошибки (если они есть) и как их устранить. Очень важно работу по анализу буквы проводить как можно раньше, так как ее результативность положительно сказывается на формировании правильно­го графического навыка. В букварный период следует уделять значительное внимание развитию графической зоркости, а не увлекаться скоростью письма.

    Для лучшего осознания ребятами написания букв в их алгоритмах используются обозначения «качалочка», «секрет», «клюшка», «узелок» и др. Эти дополнительные обозначения понятны детям, легко запоминаются и успешно воссоздают в их сознании необходимые графические образы.

    На третьем этапе основного алгоритма школьники учатся разворачивать ручку на месте, т.е. выполнять поворот на месте, но так, чтобы обязательно оставалось определенное закругление. Этот поворот на месте для краткости принято называть «качалочкой».

    Подъем после крючковой наклонной линии по прямой наклонной вверх выполняется параллельно уже написанной слева наклонной линии (в основном алгоритме это пятый этап).

    Этот подъём от середины строки вверх принято называть «секретом» (при возвратном движении эта линия в основном как бы «накрывается» сверху и становится невидимой). Этот элемент прописывается почти во всех буквах, в которых необходимо указать на параллельность элементов или их части. Элемент «клюшка» используется в тех случаях, когда в написании нижней части буквы следует задержаться на строке на ширину буквы.

    Написание «узелка» обозначает выполнение кругового движения на месте против часовой стрелки.

    Организация каллиграфической работы на уроках русского языка по технологии Г.А.Бакулиной предусматривает планирование и проведение на уроках русского языка минуток чистописания, состоящих из двух этапов: подготовительного и исполнительного.

    В подготовительном этапе выделяются две части: 1) определение и формулирование учащимися темы минутки чистописания; 2) составление детьми плана предстоящих действий по написанию буквы и ее элементов.
        В первой части подготовительного этапа используются специальные упражнения, направленные на одновременное решение следующих задач:
        – самостоятельное выявление школьниками буквы (букв), предназначенной (предназначенных) для письма на данном уроке;

     – формулирование учащимися темы минутки чистописания.

    В процессе реализации этого варианта организации и
       проведения минутки чистописания наблюдается заметное ускорение процесса интеллектуального развития школьников и формирование у них лингвистических знаний, умений, навыков. В разные периоды обучения младшего школьника на первый план выходят различные сочетания подлежащих развитию интеллектуальных качеств личности, их лингвистических знаний и умений. Исходя из этого строятся комплексы упражнений, которые соответствующим образом группируются. На первом году обучения используются относительно простые речемыслительные упражнения. Их можно объединить шесть групп.

    В первую группу входят упражнения, направленные преимущественно на развитие речи и внимания. Задания: «Внимательно рассмотрите данное изображение. Скажите, какую букву мы будем сегодня писать на минутке чистописания. Она встречается здесь чаще, чем другие. Какая это буква и сколько раз она изображена?» Постепенно в заданиях данной группы упражнений, как и в большинстве других, уменьшается количество наводящих установок учителя, помогающих определить искомую букву. Это значительно увеличивает речемыслительную нагрузку учащихся, поскольку в таком варианте школьникам необходимо не только более самостоятельно найти правильный ответ, но и рассказать, каким образом они определили тему минутки чистописания. В этом случае меняется формулировка задания учителя и содержание ответа ученика. Задание учителя может быть таким: «Внимательно посмотрите на данное изображение. Скажите, какую букву мы будем писать на минутке чистописания. Как вы ее определили и сколько раз она встречается?» Возможный ответ: «Сегодня на минутке чистописания мы будем писать букву Р. Чтобы ее узнать, мы определили, какая буква встречается в этом изображении чаще, чем другие. Она встречается пять раз».
      Во вторую группу входят упражнения, направленные в первую очередь на развитие аналитико-синтетического мышления и речевых способностей. Пример задания: «Внимательно посмотрите на данный ряд букв: т п к е н. Скажите, какую букву мы будем сегодня писать на минутке чистописания. В этом ряду она лишняя. Объясните, почему».

    Третью группу составляют упражнения, где акцент делается на развитие абстрактного мышления и устной речи.

    К четвертой группе относятся упражнения, направленные на развитие речи, умения сравнивать, сопоставлять и находить общее в частных лингвистических явлениях, абстрагировать.

    В пятую группу входят упражнения, ориентированные на первостепенное развитие языкового чутья, речи, сообразительности.

    При выполнении упражнений четвёртой и пятой групп после формулирования детьми темы минутки чистописания, необходимо провести работу по ознакомлению их с лексическим значением новых слов. Но и в этом случае инициатива должна принадлежать учащимся. По просьбе учителя они сами называют непонятное им слово и пытаются объяснять, что оно обозначает.

    Шестую группу составляют упражнения, основной целью которых является развитие речи, интуиции, сообразительности. Пример задания: «Определите букву, которую мы будем писать на минутке чистописания, ориентируясь на данный ряд: П, В, С, Ч, П, С…. Ответ обоснуйте».

    На всех этапах минутки чистописания (кроме исполнительной) от учащихся требуется развернутый, доказательный ответ, что интенсифицирует речемыслительный процесс и дает возможность осуществлять творческую работу на столь непривычной для этих целей части урока. Он из репродуктивного и одноцелевого становится творческим и многоплановым. Роль учащихся в организации и проведении минутки чистописания заметно возрастает. С помощью вышерассмотренных приемов работы их деятельность по определению темы минутки чистописания, ее содержания становится все более самостоятельной, развивающей, осознанной, активной и поэтому интересной.

    В процессе формирования каллиграфического навыка задачами, определяющими  структуру урока русского языка, должны стать: создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся; вооружение обучающихся навыками ведения здорового образа жизни.

    Систематическое использование в учебном процессе технологии В.Ф. Базарного – знаменитого хирурга-офтальмолога, доктора медицинских наук, профессора, который двадцать лет  занимался изучением влияния школы на здоровье детей, поможет решить многие проблемы, связанные со здоровьесбережением младших школьников.

    Во-первых, учебные занятия должны проводиться в режиме смены динамических поз, для чего используется специальная ростомерная мебель с наклонной поверхностью – парты и конторки. Часть урока ученик сидит за партой, а другую часть стоит за конторкой. Тем самым сохраняется и укрепляется его телесная вертикаль, позвоночник, осанка – основа энергетики человеческого организма.

     Во-вторых, в процессе урока для разминок и упражнений на мышечно-телесную и зрительную координацию, а также на развитие внимания и быстроты реакции автор предлагает использовать схемы зрительных траекторий, расположенные на потолке, и специальные офтальмотренажёры. Упражнения сочетают в себе движения глазами, головой и туловищем, выполняются в позе свободного стояния и базируются на зрительно-поисковых стимулах, которые несут в себе мотивационно-активизирующий заряд для всего организма. Занимают все эти упражнения не более 3-4-х минут урока и проводятся на материале учебного предмета. 

    В-третьих, для расширения зрительных горизонтов, развития творческого воображения и интеллектуального восприятия и познания мира на уроках по всем предметам должен применяться «Экологический букварь», расположенный на одной из стен класса. Картина - панно должна изображать уходящую в бесконечность,  насыщенную природными и рукотворными зрительными стимулами местность, на которой с помощью специальных манекенов и карточек разворачиваются сюжеты урока.

    В-четвёртых, важнейшая особенность всех уроков состоит в том, что они должны проводиться в режиме движения наглядного учебного материала, постоянного поиска и выполнения заданий, активизирующих детей. Для этого учитель использует подвижные «сенсорные кресты», карточки с заданиями и возможными вариантами ответов, которые могут по воле учителя оказаться в любой точке класса и которые дети должны найти и использовать в своей работе. А также специальные держалки (коромысла), позволяющие переключать зрение детей с ближнего расстояния на дальнее. 

    Приведём примеры использования приёмов технологии В.Ф.Базарного на уроках русского языка. Во-первых, это различные физкультминутки для глаз с помощью расположенных в пространстве ориентиров: разного рода траекторий, по  которым дети «бегают» глазами. Например, на листе ватмана изображаются какие-либо цветные фигуры (овалы, восьмёрки, зигзаги, спирали), толщина линии должна быть не менее 1см. 

    Бумажные офтальмотренажёры.  Например, на доске расставлены тарелки с разноцветными кружками. Задания: найди две одинаковые тарелки; найди такую тарелку, где есть цвет, который  в других не повторяется. 

    Тренажер «Коврик». Задания: составь узор по своему замыслу (каждый ученик закрепляет только одну деталь на коврике). После составления узора варианты заданий различны: сколько всего фигур на коврике? Сколько кругов? Сколько четырёхугольников? Сколько треугольников? И т.д.

    С помощью таких приёмов развиваются зрительно-моторная реакция, чувство локализации в пространстве, стереоскопическое зрение, различительно-цветовая функция.  

    На уроках необходимо использовать элементы светотерапии: доска зелёного цвета, записи жёлтым цветом по волнистым линиям. Это способствует лучшему усвоению и запоминанию изучаемого учебного материала, предупреждению утомляемости учащихся.  
    10.2. Использование технологии деятельностного метода

    в формировании графико-каллиграфического навыка письма младших школьников

    Для целенаправленного и успешного руководства процессом формирования каллиграфического почерка младших школьников учителю необходимо освоить не только научно-теоретические основы формирования графического навыка письма, изучить основные каллиграфические требования, предъявляемые к качеству письма, но и овладеть технологией деятельностного метода, лежащего в основе современного образовательного процесса в начальной школе.

    Вот тезис, который давно в психологии обучения является основополагающим: «Ребёнок в процессе обучения должен быть не объектом, а субъектом учебной деятельности». Использование деятельностного метода в учебном процессе на первый план выдвигает, прежде всего, проблему самоопределения, саморазвития ребенка, поскольку целью данного метода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности.

    Как показывает практика, построение обучения на деятельностной основе даёт возможность обеспечить субъектную позицию младшего школьника с первых минут урока и активизировать познавательную деятельность каждого ученика на каждом этапе, в том числе при организации и проведении каллиграфической работы.

    В самом общем смысле быть субъектом – значит быть хозяином своей деятельности, своей жизни, который: ставит цель, решает задачи, отвечает за полученные результаты. Только такие условия помогают учителю переориентировать обучение с усвоения и запоминания готовых знаний на процесс их получения учащимися и активного использования в жизни. Работая в условиях современных требований ФГОС НОО, каждый учитель уже осознал, что не так важно знание само по себе, сколько знание в действии. Ещё В.Г. Белинский два века назад писал в своих публицистических статьях, размышляя об отечественном образовании, что «надо учить не содержанию науки, а деятельности по ее усвоению». Для того, чтобы создать такие условия на уроке необходимо строить учебный процесс с учетом компонентов учебной деятельности, выделенных советскими психологами (Д.Б.Эльконин, В.В.Репкин, Л.М.Фридман и др.):

    - мотивация учения (самый важный элемент урока, постановка цели познавательной деятельности учащихся);

    - учебная задача(то, что ученик должен конкретно усвоить);

    - учебные действия (которые должен совершить ученик для усвоения учебного материала);

    - действия контроля (определение правильности выполнения задания);

    - действия оценки (определение того, что достиг ученик в результате труда, соответствует ли результат цели).

    Приведем пример организации и проведения каллиграфической работы на уроке русского языка с учетом компонентного состава учебной деятельности.

    1. Мотивация:

    - Как вы думаете, ребята, зачем нужно стараться писать красиво и правильно?

    Красивое письмо – это показатель культуры человека, выражение его уважительного отношения к тому, кто будет читать твою запись (учителю, родителям, одноклассникам), поэтому нужно стараться писать аккуратным и разборчивым почерком. А поможет нам в этом знание правил красивого письма и способов соединений букв в словах. Мы сможем научиться писать с соблюдением правильных пропорций, одинакового наклона, параллельности основных штрихов, умело управлять процессом письма и достичь эффективных результатов.

    2. Решение графико-каллиграфических задач.

    а) Графические задачи (способствуют усвоению элементного состава букв и их соединений):

    - Рассмотрите пары букв и скажите, как называется элемент, который является общим для всех букв: о-О; о-я; о-ф (овал)

    - Как вы думаете, ребята, а чем отличается одинаковый по форме элемент у данных букв? (размером о-О; о-я и количеством о-ф)

    б) каллиграфические задачи (содействуют усвоению правил красивого письма):

    - Какая пара букв будет лишней с точки зрения третьего правила красивого письма? Почему?

    3. Выполнение учебных действий.

    - Рассмотрите образец для работы в тетради.

    На доске учитель записывает строчные буквы «о» и «я», чередуя их с соединительными элементами в виде верхней петли, выходящей за верхнюю линию рабочей строки.

    - Как вы думаете, ребята, какие задачи мы будем решать, выполняя это упражнение? (Будем работать над правильным соединением букв в словах, учиться писать безотрывно с помощью соединительного элемента, следить за скоростью письма и закреплять первое правило красивого письма).

    4. Организация контроля и оценки.

    - Проверьте правильность выполнения своей работы. Карандашом подчеркните буквы и соединительные элементы, в которых есть графические и каллиграфические ошибки (варианты: несоблюдение линейности, т.е. буква не дописана до верхней или нижней линейки рабочей строки; неверное начертание соединительной петли – нарушение её наклона или высоты и др.).

    - Оцените свою работу, пользуясь установленными критериями:1-2 ошибки на строке – высокий уровень; 3-4 – средний; 5 и более – низкий.

    Учащиеся отмечают уровень выполнения на «шкале самооценки», которую вычерчивают в виде короткой прямой на полях. Значком в виде крестика в верхней части прямой указывают на высокий уровень, в средней части – на средний, а у основания прямой – нижний уровень.

    Таким образом, ученик не только упражняется в правильном начертании букв и их соединений, но и решает различные мыслительные задачи на анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, классификацию и систематизацию письменных знаков, т.е. выполняет логические упражнения, связанные с элементным составом письменных букв.

    1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   21


    написать администратору сайта