Главная страница
Навигация по странице:

  • Тема 1. Обучение письму в истории Российского образования с древнейших времён до XVIII века

  • Связь истории письма с историей письменности

  • История письма с древнейших времен

  • ПОСОБИЕ ДЛЯ ПЕЧАТИ по каллиграфии. Учебнометодическое пособие для студентов и преподавателей педагогических учебных заведений


    Скачать 0.72 Mb.
    НазваниеУчебнометодическое пособие для студентов и преподавателей педагогических учебных заведений
    Дата02.11.2022
    Размер0.72 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаПОСОБИЕ ДЛЯ ПЕЧАТИ по каллиграфии.doc
    ТипУчебно-методическое пособие
    #766900
    страница2 из 21
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21

    Данное пособие является учебно-методическим материалом, предназначенным для самостоятельной подготовки студентов к практическим занятиям, экзамену или зачёту по спецкурсу «Основы каллиграфии».

    Основные направления для выработки


    ведущих практических умений на занятиях спецкурса


    1. Усвоение теоретического материала по формированию графико-каллиграфического навыка письма младших школьников.

    2. Выработка практических умений по овладению каллиграфическим почерком в соответствии с двумя видами разлиновки (узкой и широкой), а также требованиями современных вариативных программ в области обучения письму младших школьников.

    3. Упражнения в письме на доске с объяснением приёмов начертания письменных букв и их соединений.

    4. Упражнения в проверке письменных ученических работ: выявление графико-каллиграфических ошибок и недочётов, определение характера ошибок и путей их исправления.

    5. Отбор упражнений для формирования графико-каллиграфических навыков учащихся с учётом целей и задач каждого года обучения.

    6. Отбор упражнений для индивидуальной работы с детьми, имеющими трудности в обучении письму.

    7. Составление фрагментов уроков русского языка с целью совершенствования графического навыка и каллиграфического почерка младших школьников с учётом требований ФГОС НОО.

    8. Овладение специальными подготовительными упражнениями для развития мелкой мускулатуры пальцев, кисти руки.



    Тема 1. Обучение письму в истории Российского образования

    с древнейших времён до XVIII века
    Задачи изучения темы: содействовать ознакомлению с историей письменности, дать понятие о науке – грамматологии; рассмотреть этапы развития истории письма; дать представление о направлениях в содержании обучения чтению и письму в Древней Руси; познакомить с истоками русской букваристики; рассмотреть Петровскую реформу русского алфавита.


      1. Связь истории письма с историей письменности


    Развитие методики чистописания тесным образом связано с историей письменности, на возникновение которой, в свою очередь, оказали влияние этапы развития общества, расширяющие и усложняющие потребности людей в общении, достижения научно-технического и культурного прогресса человечества, резко повлиявшие на отбор орудий, материалов и способов письма.

    Наука, изучающая историю письма у разных народов от древнейших времен до наших дней, называется грамматология. Термин «грамматика» (от греческого gramma – буква, написание) у древних греков относился к искусству написания букв.

    Знание истории письма имеет значение для методики обучения письму младших школьников, поскольку дает возможность учителю:

    • получить представление о том, чему учить;

    • объяснить детям важность и необходимость хорошего владения навыком письма;

    • увлечь, заинтересовать своих учеников, превратить скучные уроки письма «палочек» и «крючков» в увлекательное занятие.

    В процессе овладения письмом каждый ребенок как бы повторяет историю человечества (от передачи мысли и отдельного слова при помощи графического изображения (рисунка) до сознательного выделения слов и звуков), но в сжатом виде. На самых ранних этапах своего развития письмо носило изобразительный характер – это были рисунки, передающие информацию. Желая поделиться своими мыслями, люди старались записать их и высекали, вырезали свои письмена на камне, металле, глине, дереве.
      1. История письма с древнейших времен


    Первым этапом предыстории развития письма было так называемое предметное письмо. Выдающийся теоретик истории письма И.Фридрих считал, что потребность в средствах общения, которые могли бы передавать на расстояние и во времени слова, жесты, сигналы существовала у всех народов мира. В древности для передачи сообщений могли использоваться любые предметы: раковины, камешки, деревянные палочки, шнуры, а также растения и цвета. Так, в книге «История письма» И.Фридрих приводит пример о том, как пленник африканского племени йоруба послал своей жене камень, кусочек древесного угля, перец и несколько сухих зёрен кукурузы, завернутых в тряпицу. Это послание означало: «Мое тело затвердело, как камень, будущее черно, как уголь, душа горит огнем (перец). Тело иссохло, как зерно кукурузы, моё платье превратилось в лохмотья». «Предметное письмо, – писал И.Фридрих, – обладает замечательной особенностью, характерной для всего процесса развития письменной речи: вещи, сами по себе непосредственно не передаваемые, например, лохмотья, заменяются внешне подобными символами: иссохшее тело – камнем и кукурузными зернами, мрачное будущее – кусочком угля» (Фридрих,1979,с. 34).

    Для североамериканских индейцев своеобразными письмами были пояса-вампумы. Пояс-вампум состоял из шнуров, на которые крепились цилиндрические диски, выпиленные из раковин. Окраска каждого диска имела особый смысл: белая – счастье, мир, благожелательность; чёрная – опасность или враждебность; красная – войну. Если из одного племени в другое передавался черный пояс с нарисованным на нем красной краской боевым топором, то это означало объявление войны, а соединение двух темных рук на белом фоне – заключение мира.

    Для того чтобы что-то пересчитать и запомнить, в древнем государстве инков и Китае существовало узловое, или узелковое, письмо.

    Следующий этап развития письма – это рисуночное, или пиктографическое (от лат.pictus – нарисованный), письмо, которое имело изобразительный характер. Рисунок на камне, деревянной доске, глиняной табличке или листе бумаги появился в глубокой древности и сохранился до наших дней для передачи самых разных сообщений. «Возраст» пиктографического письма 6-8 тысяч лет.

    Впоследствии сообщения стали передаваться при помощи отдельных рисуночных знаков – идеограмм (идеографическое письмо). Идеографическое письмо (от греч. ideo – образ, изображение, grafo – пишу) передает изображениями (рисунками) слова, обозначающие те или иные предметы, животных, растения, действия.

    Переход от пиктографического к идеографическому письму был очень сложен: ведь нужно было, чтобы за определённым знаком (рисунком-символом) закрепилось определённое значение, словесное или фразовое. Начертание этих знаков заучивалось, их форма стандартизировалась. Постепенно упорядочивалась вся система знаков-слов. Таким письмом нельзя было передать абстрактные понятия, оно очень конкретно.

    Собственно говоря, пиктографическое и идеографическое письмо не являются письмом как таковым, так как в письме фиксируется не только общий смысл сообщения, но и речь с её грамматическими и словарными особенностями.

    Некоторые учителя и в настоящее время используют идеографическое письмо для развития письменной речи, позволяя в «сочинениях» заменять слова, которые ребёнок не может записать, рисунками. При этом исчезает страх, неуверенность перед записью того или иного слова. Ведь выразить свою мысль устно ребенок может достаточно полно и ярко, а вот записать всё это он научится гораздо позже. Возможность замены слов рисунками снимает эту трудность, способствует развитию письменной речи параллельно с формированием навыка письма. Родители тоже могут попробовать с детьми такие «сочинения».

    Даже после освоения слога человек не сразу перешёл к выделению отдельных звуков (фонем), а отделение согласных от гласных потребовало довольно сложной абстрагирующей работы мысли. «И до сих пор, – пишет известный историк письма И. Фридрих, – усвоение отдельности звука, особенно согласного звука, дается человеку с большим трудом» (Фридрих,1979,с.115). Не случайно младшие школьники испытывают в этом трудности.

    Рисуночные «письма» могли состоять из одного или нескольких знаков-символов. В нём передавался чаще всего смысл сообщения, а не отдельные слова. Безусловно, исторически путь письма «от рисунка» не прост и очень долог. Считается, что о собственно письме можно говорить лишь тогда, когда определённым знаком передаётся каждое слово.

    Существует несколько разновидностей истинного письма: словесное (логографическое), слоговое (силлабическое) и буквенное. Во всех письменностях имеются свои системы знаков – графемы, используемые для записи. В словесном письме – это слова, в слоговом – последовательность значащих звуков (не обязательно слоги), в буквенном – звучащий звук (фонема).

    Осмысление отдельного слова, изображение слова отдельным знаком – это очень важный шаг, позволивший, в отличие от рисуночного «письма», фиксировать мысль пословно.

    Считается, что типичное словесное (логографическое) письмо, дожившее до наших дней, – это китайское письмо. Большинство китайских иероглифов ассоциируется с графическим изображением определённого слова. Графические формы со временем перешли от собственно рисунка к знаку.

    Следующий этап в истории письма – это слог. Представление о слоге вырабатывалось, прежде всего, в языках с правильным следованием гласных и согласных звуков и в языках, имеющих большое количество коротких слов (как, например, в итальянском языке). Для японского языка характерно регулярное чередование гласных и согласных, поэтому писать по-японски можно слоговыми знаками.

    Японская слоговая система имеет два алфавита: катакана и хирагана. Слоги в данных алфавитах совпадают по количеству и фонетическому значению знаков, но отличаются по графической форме. Катакана применяется в книгах для детей младшего школьного возраста, для транскрипции иностранных слов и имён, в остальных случаях применяется хирагана.

    Слоговое письмо сохранилось и сегодня. Его можно встретить в Индии, Эфиопии, Японии. Слова передаются знаками слогов, количество слогов в каждом языке различно. Например, в индийском письме деванагари – основных знаков и около 600 слитных (лигатурных) знаков, в корейском – 1100 слоговых знаков, эфиопском – 200, в японском – 70 знаков.

    Следующий этап в истории письма – отдельный звук. Выделение отдельного звука в потоке речи, особенно согласного, даётся человеку с большим трудом.

    Звуко-буквенное (алфавитное) письмо – исторически самый поздний и самый совершенный вид письма. Истоки этого письма – в классическом греческом алфавите, созданном в 403 году до н. э., включающем 17 согласных и 7 гласных букв, из которого в свою очередь развилось славяно-кирилловское письмо – русское, болгарское, сербское и др. Примерно в IV веке до н.э. сложился греческий алфавит в таком виде, как он известен сейчас. В III веке до н.э. появляются курсивные формы письма: прописные и строчные варианты написания букв.

    Известный английский специалист в истории письма И.Е. Гельб считал, что «создание собственно алфавита, который передает отдельные звуки языка при помощи знаков для согласных и гласных, – это последний важный шаг в истории письма. Со времени античной Греции и до наших дней в развитии внутренней структуры письма не произошло более ничего нового. В сущности мы передаем согласные и гласные так же, как это делали древние греки» (Гельб,1982, с.178).

    С введением буквенного письма целью стала передача звучания. Мысли стали передаваться не непосредственно, с помощью рисунков, а опосредованно, с помощью звучания. Это означало, что без знания языка, понимать записанные мысли стало невозможно.

    Считается, что самой значительной письменностью, созданной по образцу греческого письма, была славянская письменность. Русская азбука была изобретена братьями Константином (в монашестве Кириллом) и Мефодием, которые жили в полуславянском-полугреческом городе Салуни (Салоники). Предполагается, что были созданы две разновидности славянского письма: глаголица и кириллица. Название «глаголица», по-видимому, происходит от слова «глаголить», то есть «говорить». А «кириллица» называется по имени создателя алфавита Кирилла.

    Неизвестно, какой из этих алфавитов древнее. Некоторые специалисты считают, что Кирилл и Мефодий изобрели глаголицу, а кириллица появилась позднее. Существует мнение, что она составлена учениками Кирилла и Мефодия. Но есть и другое предположение: именно Кирилл и Мефодий были создателями кириллицы, а глаголица появилась позднее и использовалась для тайнописи.

    Основой глаголицы являются три символа: круг, треугольник и крест. Но что означают их сочетания неизвестно. Глаголицей пользовались в Болгарии и Македонии до XIII века, на Западе она использовалась еще несколько столетий, а затем её вытеснила кириллица.

    В основу появившегося в XVI веке печатного шрифта положена кириллица, а глаголица осталась «мёртвой» азбукой. Однако, несмотря на разницу форм буквенных знаков, названия букв двух этих алфавитов одинаковы. Предполагается, что до кириллицы в русском письме использовались латинские и греческие буквы с неточной передачей фонетики русской речи. В этих алфавитах не было букв для звуков, которые мы сейчас обозначаем буквами б,ж,з,ц,ш,щ,у,ю,я.

    В древнерусское государство кириллица пришла вместе с христианством. На её основе возникли современный русский, украинский и белорусский алфавиты, а также были составлены алфавиты болгар, македонцев и сербов.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21


    написать администратору сайта