ПОСОБИЕ ДЛЯ ПЕЧАТИ по каллиграфии. Учебнометодическое пособие для студентов и преподавателей педагогических учебных заведений
Скачать 0.72 Mb.
|
Вопросы для повторенияЧто изучает наука «грамматология»? Какое письмо использовалось на заре человеческой цивилизации? Что означает рисуночное или пиктографическое письмо? Как называется самый совершенный этап развития письма? Как называются алфавиты в японской слоговой системе? Кто является создателем славянской письменности? 7. Как назывались орудия письма в древней Руси? 8. Назовите самую раннюю древнюю книгу, сохранившуюся до наших дней. По каким учебникам осуществлялось обучение грамоте на Руси? Кем была осуществлена реформа русского алфавита? Тема 2. Обучение чтению и письму в XIX-XX веках Задачи изучения темы: охарактеризовать новые подходы к обучению письму в XIX веке и дальнейшее развитие каллиграфической науки в XX веке; рассмотреть популярные учебные книги и основные методы в обучении письму. 2.1. Новые подходы к обучению письму в XIX векеНастоящий расцвет искусства письма в России, связанный с появлением подробных методик обучения письму, произошел в XIX веке. Уже в начале века выходит «Руководство к чистописанию для юношества, обучающихся в народных училищах Российской империи» (1823 г.) – первое подробное методическое руководство по обучению письму. В нем изложены все правила четкого, красивого, по требованиям того времени, письма и определено понятие чистописание как «искусство составлять пером буквы, правильно, чисто и скоро». Методическое руководство состояло из пяти частей: Часть 1«О приготовлении себя к письму» включала основные правила или требования по посадке при письме, положения рук и способе держания пера. Такие правила в настоящее время мы называем гигиеническими. Они практически сохранились и сегодня. «А. Правила в рассуждении надлежащего положения тела: 1. Туловище с головою должно податься несколько вперед и не наклонять оного ни на которую сторону, припереться оным на левую руку и иметь его от стола на ладонь расстоянием. 2. Глаза должны быть безпрестанно обращены на кончик пера. 3. Ноги должны быть прямо протянуты. Б. Правила положения рук: 1. Левою рукою надобно придерживать бумагу, которая перед лицом несколько наискось лежать должна. 2. Правая рука по локоть должна весьма свободно действовать на первом суставе мизинца. 3. Правый локоть должен лежать на столе. В. Правила о держании пера: 1. Перо должно не весьма крепко держать и не много повыше очина (кончика пера) большим пальцем подле ногтя среднего пальца. 2. Указательному пальцу должно лежать на пере так, чтобы быть несколько впереди большого и позади среднего пальца. 3. Прочие два пальца должны быть пригнуты к ладони и отдалены несколько от среднего пальца». Часть 2 содержала сведения «О главных чертах и происхождении букв». Часть 3 «О размере букв» давала представление о величине букв, о положении букв на строке, о расстоянии между буквами и словами. Письмо было наклонным («отвесным»). Чтобы проверить его правильность, нужно было выполнить следующее: «… сделай четвероугольник, раздели верхний бок оного пополам и проведи из левого нижнего угла линию сквозь разделенный верхний бок». Оговаривалось и расстояние между словами: «Слова в речи должны в таком быть одно от другого расстоянии, чтобы между оных вместилось «и». Предлагалось правило, предусматривающее положение букв, выходящих за верхнюю и нижнюю строку, и определяющее ширину между строками: «В отдалении одной строки от другой должно сообразоваться с буквами, переступающими строки; буквы с головками, находящиеся на нижней строке, не должны простираться до букв, имеющих в верхней строке хвостики; они могут только оных касаться». Существовали и требования к расположению текста на листе, фактически оговаривались поля – более широкие справа, чем слева. Часть 4 «О чистоте и скорости в письме» дает представление не только о требованиях, но и о методике обучения: о возможности исправления ошибок, о целесообразных упражнениях при формировании скорости, о постепенности ее увеличения и факторах, снижающих скорость письма. Рассматриваются и качество бумаги, густота чернил и жесткость пера. Вот какие советы для учителя и ученика дает руководство: «Для содержания чистоты в письме потребно приниматься за оное умытыми руками… Не должно так же держать пера слишком близко к очину; ибо оно марает чернилами пальцы равно и бумагу. Не надлежит стирать, или языком слизывать замаранное чернилами, или неправильно написанное, но стараться не нарочно сделанные пятна или ошибки пропускною бумагою вывесть, и хорошенько выскоблить; а потом выскобленное место или ладонном или белым воском налощить, чтоб по выскобленному месту чернила не расплывались». Особое внимание уделено скорости письма: «Скорость в письме приобретается всегдашним упражнением. Нужно диктовать сначала тихо, спустя же несколько времени, когда уже в письме довольное проворство приобретено, можно уже и скорее диктовать». Часть 5 «О способах чинить перья и составлять чернила» имеет только исторический интерес. К середине XIX века меняется методика обучения письму и чтению. Если до этого времени формирование этих навыков шло одновременно, то к середине XIX века рекомендуется сначала чтение, а потом письмо. В 1860 году появляется методика А. Ишимовой «Первое чтение и первые уроки для маленьких детей». Определяются принципы обучения: точность инструкции, систематичность, последовательность, пошаговость: «Не приниматься за новый урок до тех пор, пока еще не твердо выучен прежний». В разделе «Чистописание» рекомендуется: «…прежде всего надобно научиться хорошо держать перо». Наклонное письмо определяется диагональю от верхнего правого угла квадрата к нижнему левому, а все остальные линии должны быть параллельны направляющей. Ширина всех букв (элементов) должна быть одинаковой, ее величина – половина стороны квадрата». Впервые в методике А. Ишимовой выделяются элементы букв, которые классифицируются и объединяются по общим элементам. Так, выделяются буквы, содержащие овал (она называет его «кружок»), полуовал или часть овала (в,е,б), буквы, включающие элемент «ι» (и, i, ц,ш,щ,н), а также буквы, выходящие за нижнюю линейку. В середине XIX века прописи существуют не как тетрадь для обучения, в которой можно писать, а как тетрадь-образец правильности написания элементов букв и цифр. Это тетрадь, с которой списывают или копируют буквы. Именно это время – середина XIX века – считается этапом возникновения различных (вариативных) методик обучения письму Обучению письму уделял большое внимание и К.Д.Ушинский. Великий педагог был основоположником использования новейших знаний по физиологии и психологии ребенка при разработке методик обучения. Он был против механического заучивания и бездумного копирования. По его меткому замечанию, «всякая переписка, оставаясь только перепиской, оставляет голову без внимания». К.Д.Ушинский рекомендует при обучении письму звуковой метод, когда «при каждой новой букве идет сначала ее звуковое изученье». Он дает обоснование необходимости этапа подготовки к письму, так называемого этапа «предварительных упражнений». Предварительные упражнения включают знакомство и закрепление понятий: правая и левая сторона листа, верх и низ, направо, налево и т.п. Первые упражнения, рекомендуемые Ушинским, – умение ставить точки в разных направлениях и проводить линии от одной точки к другой. И только когда дети «выучатся сносно проводить линии, хорошо сидят, хорошо держат доску и грифель, слушают команду учителя, тогда уже можно приступать к письму, но еще не самих букв, а только элементов нашей азбуки» (Ушинский, 1946,с.78). В 1872 году выходит в свет «Азбука» Л.Н.Толстого. Начертания «скорописных» букв упрощены, «косость» вправо не выделяется, линии (штрихи) букв разнонаклонные или прямые. В своих рекомендациях, адресованных учителю, он обращает внимание на объяснение, которое дает учитель ученику. Обучение письму в XIX веке велось (в основном и сейчас ведется) с использованием метода «механического копирования» по принципу «делай, как я». Ни один из принципов, которые дает Л.Н.Толстой не устарел и сегодня: «Для того, чтобы душевныя силы ученика были в наивыгоднейших условиях, нужно: 1) Чтобы не было новых, непривычных предметов и лиц там, где он учится. 2) Чтобы ученик не стыдился учителя или товарищей. 3) (очень важное). Чтобы ученик не боялся наказания за дурное учение, т.е. за непонимание. Ум человека может действовать только тогда, когда он не подавляется внешними влияниями. 4) Чтоб ум не утомлялся. Определить число часов или минут, после котораго ум ученика утомляется, – невозможно ни для какого возраста. Но для внимательного учителя всегда есть верные признаки утомления. Как скоро ум утомлен, заставьте делать ученика физическое движение. Лучше ошибиться и отпустить ученика, когда он еще не утомлен, чем ошибиться в обратном смысле и задержать ученика, когда он утомлен. Тупик, столбняк, умрямство – происходят только от этого. 5) Чтобы урок был соразмерен силам ученика, не слишком легок, не слишком труден. Если урок будет слишком труден, ученик потеряет надежду исполнить заданное, займется другим, и не будет делать никаких усилий; если урок слишком легок, будет то же самое. Нужно стараться, чтобы все внимание ученика могло быть поглощено заданным уроком (Толстой,1872, с.184). В 80-х годах XIX века выходит много руководств по методике обучения письму. В 1871 году было издано «Руководство к чистописанию», составленное учителем каллиграфии П.Е. Градобоевым. В нём уделяется большое внимание подготовительному этапу, показывается необходимость обучения ребёнка посадке, положению руки, держанию пера. Требования к каллиграфическому шрифту достаточно сложны и включают правила наклона, расстояния между буквами, словами, величины букв и т.п. данная методика требовала очень длительного периода обучения. В 1880 году выходит «Руководство к обучению чтению-письму», составленное С.Бобровским. Система подготовительного курса включает следующие упражнения: 1) приучающие сидеть свободно, непринужденно во время письма; 2) развивающие навык правильно держать грифель, карандаш и перо; 3) обучающие их правильно укладывать доски и тетради на столе; 4) рисовать по клеткам; 4) чертить от руки различные прямые и круговые линии; 5) писать элементы, т.е. составные части букв алфавита. Автор поясняет: « … к сожалению, в наших школах …дети сидят, как попало; по большей части они почти лежат над тетрадями; причем опираются грудью на стол. Следствием такого невнимания являются грудные болезни, искривления позвоночного столба и др.». В 1883 году выходит «Руководство для учащихся по букварю» Д.И.Тихомирова. Среди подготовительных упражнений выделяются: 1) звуковые упражнения; 2) упражнения, служащие для развития руки, приучающие владеть пером. Неоднократно издавалось «Методическое руководство к обучению письму» В.С.Гербача (1878). В руководстве автор подвергает критике способы обучения письму: копировальный (по точкам), линейный (по графической сетке), тактический (под громкий счет учителя). Однако сам от них не отказывается. Особое внимание в пособии уделяется предварительным упражнениям: 1) выяснение и усвоение названий, встречающихся в письме: отвесных, наклонных, горизонтальных, основных или главных, прибавочных, волосных, соединительных, волнистых, пламевидных, овал, петля, узел и др.; 2) усвоение названий частей тела, которые участвуют в письме: название пальцев, кисть, ручной сустав, локоть, предплечье и пр. 3) ученики должны научиться правильно сидеть при письме, правильно держать перо и тетрадь (приобретенная привычка облегчает и первые упражнения в письме). 4) приготовительные упражнения должны развить глазомер, плавное и свободное движение руки и способность к аккуратному и точному исполнению всякого упражнения. В 1892 году предлагают свое пособие И.Аугенберг и М.Соостэ «Азбука для обучения письму и чтению». Авторы рекомендуют связное («скорое») письмо, которое «…по простоте движений пальцев даётся ученику несравненно легче, нежели обычное каллиграфическое…». Однако это не соответствует действительности, поскольку связное письмо создаёт дополнительное напряжение, использование дополнительных штрихов, что осложняет процесс формирования навыка письма. С одной стороны авторы предлагают упрощённое начертание букв, а с другой, – связность требует дополнительных элементов. Система подготовительных занятий предполагала сначала графические упражнения карандашом, а потом – пером. Новые выпуски букваря Д.Тихомирова и Е.Тихомировой (1893) рекомендуют письмо при помощи графической сетки. Письмо слитное, наклонное, вводится сложный изгиб некоторых заглавных букв, буквы з и в пишутся, не выходя за строку. При изучении каждой буквы выделяются её элементы, они прописываются сначала отдельно, а потом буква целиком. Интересны и важны рекомендации о последовательности изучения печатных и письменных букв. Тактирование применяется самим учеником в процессе письма букв. Письменные буквы по методике Д.Тихомирова и Е.Тихомировой изучаются до печатных: «Знакомство с письменной буквой предшествует изучению буквы печатной, и письмо слов, в состав которых входит новая буква, предшествует упражнениям в чтении на ту же букву: ученику легче прочесть им же самим написанное, чем прямо читать по печатному; начав с письменной буквы, учащийся имеет впереди больше времени для упражнений в письме на эту букву». Однако такой подход не был распространён. Обучение письму в XX веке продолжает традиции предыдущего столетия. 2.2. Развитие каллиграфической науки в XX веке Одним из самых популярных в начале XX века был «Русский букварь» В.П. Вахтерова. Первые двенадцать уроков Вахтеров называет уроками «письма-рисования», на которых даются рисунки, близкие по начертанию к элементам букв, и элементы букв в такой последовательности: прямая наклонная, прямая наклонная с закруглением внизу вправо, прямая наклонная с закруглением вверху, прямая наклонная с закруглением вверху и внизу, длинная наклонная прямая, длинная наклонная прямая с петлей внизу, полуовалы и овалы. Самое народное и полное практическое руководство, в котором кроме конкретных рекомендаций по обучению письму, есть рассуждения о назначении и труде учителя и значении письма – это «Методика обучения чистописанию» И.Е.Евсеева. Это учебное пособие с 1902-1903 учебного года было рекомендовано для обучения будущих учителей (в учительских институтах, семинариях и педагогических классах женских гимназий). И.Е.Евсеев высказывал свою точку зрения о необходимости красивого почерка: «… наши современники должны добиваться не одной лишь разборчивости почерка, но и возможной красоты его. Письмо, как и всякое другое искусство, неизбежно требует совершенства; поэтому недостаточно только уметь кое-как писать, но необходимо стремиться достигнуть известных успехов в смысле красоты и изящества почерка. Согласиться с тем, что выработка у учащихся правильного и красивого почерка есть лишь требование … ни в каком случае нельзя. Хорошее письмо в одинаковой степени необходимо для школы, как и для практической жизни» (Евсеев,1911,с.4-5). И.Е. Евсеев был сторонником так называемого «тактического способа» обучения письму, при котором действия всех учеников при письме одновременно совершаются по команде (под такт) учителя. Все действия – это – «взятие пера, погружение его в чернила, письмо основных штрихов букв». Но применение такта должно быть разумным. Уроки чистописания, по Евсееву, должны были приучать ученика к «опрятности» и красивой работе. Особое значение И.Е. Евсеев уделял школьной мебели. Важность правильной посадки при письме признавали не только российские, но и зарубежные специалисты того времени. Специальный раздел руководства И.Е. Евсеева посвящен физиологическому обоснованию прямого письма и называется «Обучение письму прямым росчерком». Прямой почерк не предполагает строго вертикальные штрихи, просто линии письма – прямые, а наклон дает положение тетради. Евсеев рекомендует наклон 37 градусов. В 1924 году публикуется «Букварь» П.О.Афанасьева, в котором даются тексты для письма и чтения, напечатанные письменными буквами. Автор использовал методику обучения письму «целыми словами». П.О.Афанасьев рекомендует такую последовательность изучения букв: строчные: н,а,т,с,о,ш,у,д,л,м,р,и,й,ы,х,ж,э,к,з,в,о,ф,б,я,ц,ч,щ; заглавные: Л,А,Н,О,С,Ш,И,Э,Х,Ж,З……. Порядок изучения букв никак не объясняется. Необходимость методики обучения целыми словами обосновывается тем, что «запись буквы в изолированном виде требует несколько иных движений, чем в целом слове». Эта же методика – как методика обучения письму взрослых людей – была использована А.Е.Здоровым в «Обучении письму» (1928). В методическом письме П.О.Афанасьева «Как обучать письму в начальной школе» (1932) рекомендуется начинать обучение письму с письма карандашом печатных букв, затем следует печатание слов как переход «к стадии рукописного изображения слова». Для первых уроков письма выбираются слова, легко поддающиеся графическому их изображению с повторяющимися в графическом отношении элементами, например, папа, мама, рама, сама и т.п. Обучение целыми словами в начале XX века было попыткой найти что-то новое в методике обучения, т.к. письму и чтению учили взрослых людей, а обучение целыми словами создавало иллюзию более быстрого освоения письмом. При этом методе фактически исключался букварный период. Сам автор понимал, что это простое механическое копирование: «Начнем, дети, писать слово «папа»: пишем палочку сверху вниз, слегка нажимая перо, чтобы стекали чернила. Приставляем к нему с правой стороны крючочек – вот так: сначала кверху без нажима, затем закругляем и нажимаем слегка, внизу тоже закругляем без нажима. Написали? Теперь приставляем полукружочек – вот так, ведём без нажима, закругляем вправо. Написали? Приставляем к полукружочку палочку с правой стороны – вот так ….» В 1940 году было издано первое руководство по психофизиологии письма «Развитие навыка письма у школьников» известного психолога Е.В.Гурьянова. Автор дает подробные рекомендации по правильной посадке, положению тетради, ручки и при этом ссылается на данные американского психолога Мак-Алистера (1900). Е.В.Гурьянов утверждал, что в начале обучения необходимо крупное письмо, однако, это положение много лет игнорировалось. Огромное внимание он уделял так называемой «расчлененности движений», поскольку, даже, несмотря на то, что ученику было предложено писать все элементы связно, не отрывая их друг от друга и для большей наглядности было показано, как нужно писать элементы без отрыва, ученик все-таки каждый элемент выписывал отдельно, отрывая перо от бумаги. Объясняя это, Е.В. Гурьянов связывал «разрывность» с тем, что написание каждого элемента является самостоятельной задачей. Через тридцать лет после выхода этой книги у нас в стране была принята методика безотрывного письма. В 1958 году вышло пособие Е.В. Гурьянова «Психология обучения письму». Анализируя существующую в то время методику обучения письму, и признавая ее неэффективность, Е.В.Гурьянов формулирует основные требования к новой методике: организация специальных упражнений, направленных на соединение четкости письма с его скоростью (какие это упражнения и когда их начинать, не ясно); отказ от нажима (в 50-е годы уже писали автоматическими ручками); упражнения в связном письме (но что это такое не объяснялось); упрощение графики рукописного шрифта; отказ от вспомогательной разлиновки или ограничение ее; воспитание навыков самоконтроля. В начале 60-х годов предлагается пособие «Методика чистописания» Н.Н.Боголюбова, которое неоднократно переиздавалось. Критически Боголюбов относится к рекомендациям Е.В. Гурьянова об обучении письму без косых линеек. Автор подразделяет строчные буквы на пять групп, заглавные – на четыре. К наиболее простым он относит и,ш,г,п,т,н,р,у,й; ко второй – л,м,ц,щ,ь; к 3 – о,а,ю,д,б,я; к 4 –ой – с,е,ё,ч,ъ,в; к 5 – э,х,ж,з,к. Последовательность букв объясняется генетическим принципом, который объясняет её в соответствии с постепенным нарастанием трудности в начертании изучаемых букв. В 1969 году для учителей начальных классов были разработаны методические рекомендации Е.Н.Соколовой и О.Т.Тарасовой «Обучение чистописанию». Новшество – отказ от частой косой сетки при обучении письму, которая, по мнению методистов, оказывает вредное влияние на зрение. Однако в 1 классе рекомендуется четырёхмиллиметровая рабочая строка, а во 2 классе – письмо в одну линейку. Самым главным нововведением стало безотрывное письмо. Это потребовало обучения специальным приёмам соединения букв, введения дополнительных штрихов, изменения естественной траектории движений, обведения уже по написанной линии. В 90-е годы XX века перестала существовать единая система обучения письму. Основной задачей стало ускорение процесса письма. При этом использовалась косая разлиновка, сочетание отрывного и безотрывного письма. Поиск новых методик обучения письму продолжается и сегодня. |