ПОСОБИЕ ДЛЯ ПЕЧАТИ по каллиграфии. Учебнометодическое пособие для студентов и преподавателей педагогических учебных заведений
Скачать 0.72 Mb.
|
Вопросы для повторенияРаскрыть сущность различных методов обучения письму по традиционной методике. Назвать четыре основных правила письма. Назвать требования, лежащие в основе ритмического метода. Какие общедидактические принципы находят своё воплощение в работе по чистописанию? Назовите правила, связанные непосредственно с процессом письма. Что означает безотрывность письма? В каких современных УМК по обучению грамоте используется безотрывное письмо? Какие три типа соединения используется в процессе обучения письму по УМК «Школа России»? Как соединяются буквы в словах по УМК «Начальная школа XXI века? Какие приемы используются в обучении чистописанию? Тема 4. Основы психофизиологии письмамладших школьниковЗадачи изучения темы: рассмотреть психофизиологические особенности формирования графических навыков письма; охарактеризовать этапы формирования графического навыка, выделенные российским психологом Е.В.Гурьяновым.4.1. Психофизиологические особенности формирования графических навыков письма младших школьников Прежде чем начинать процесс обучения письму, следует знать анатомо-физиологические и психологические особенности детей, пришедших в школу, т.е. определить степень готовности к школьному обучению. У детей младшего школьного возраста выражены качественные и структурные изменения головного мозга. Он увеличивается в размере, сильно развиваются большие полушария, в первую очередь лобные доли, связанные с деятельностью второй сигнальной системы. Наблюдаются изменения в протекании основных нервных процессов – возбуждения и торможения: увеличивается возможность тормозных реакций. Это составляет физиологическую предпосылку для формирования ряда волевых качеств дошкольника: повышается способность подчиняться требованиям, проявлять самостоятельность, сдерживать импульсивные действия, сознательно удерживаться от нежелательных поступков. Однако следует учитывать и слабые стороны в анатомии и физиологии детей дошкольного возраста. Ряд исследователей отмечают быстрое истощение запаса энергии в нервных тканях, поэтому всякое перенапряжение опасно для ребенка. Костно-мышечный аппарат детей до 10 лет отличается большой гибкостью, поэтому в младшем школьном возрасте встречаются случаи искривления позвоночника как следствие неправильной посадки. Это неблагоприятно влияет на рост и формирование грудной клетки, уменьшает жизненную емкость легких, что затрудняет развитие организма в целом и влияет на процесс обучения детей письму. Злоупотребление упражнениями в письме или других видах деятельности, в которых участвует рука, влечет за собой искривление ее костей. В дошкольном возрасте наблюдается медленное развитие мелких мышц, поэтому действия, требующие точности, для младшего школьника представляют трудность. В возрасте от 6 до 10-11 лет устанавливается одностороннее доминирование руки и всех симметричных частей тела, наделенных автономной двигательной функцией. Когда ребёнок готовится к школе или поступает в первый класс, может оказаться, что доминирующая рука еще не определена. У такого ребёнка сразу же возникает множество проблем. Конечно, преобладающее большинство детей становится правшами, левши – исключение. Однако левши все-таки встречаются среди младших школьников, и обучение таких детей письму становится школьной проблемой. Чаще встречаются два случая: когда нельзя определить доминирующую руку; когда обнаруживается гетерогенность результатов: преобладает правая рука; или ребенок пишет правой рукой, но режет ножницами левой. В подобных случаях рекомендуется руководствоваться здравым смыслом. Если ребёнок по большей части признаков является левшой, ему лучше писать левой рукой. Если он «легкий» левша, или двурукий, или «легкий» правша, ему лучше учиться писать правой рукой. Учитывая эти особенности, учитель ставит перед собой задачу – научить ребёнка писать в соответствии с установленными графическими нормами. Обучение графическим и орфографическим навыкам тесно связано между собой и осуществляется одновременно. Научить ребёнка писать – это, с одной стороны, значит, научить правильно сидеть при письме, держать ручку, тетрадь, выполнять теоретические правила написания букв, соблюдая определенный наклон, высоту, протяженность букв. В то же время графические навыки относятся к двигательным навыкам, при овладении которых отличаются же особенности и трудности, что и при формировании сложных, тонко координированных действий. При выполнении двигательного акта письма требуется тонкая и совершенная координация движений, длительная фиксация суставов в определенном положении. Кроме того, письмо связано с возрастанием воздействия на все мышцы туловища значительной статической нагрузки, обусловленной неподвижной позой. Психологическое развитие, а именно познавательная сфера, претерпевает большие изменения, которые оказывают благоприятное влияние на развитие каллиграфического навыка. Так, в этом возрасте, память приобретает ярко выраженный познавательный характер, от примитивных приемов запоминания учащиеся переходят к группировке, осмыслению связей разных частей материала. Восприятие также изменяется. Если раньше оно носило непроизвольный характер, то в данном возрасте оно становится произвольным. Такое существенное развитие процесса восприятия учитель должен использовать соответствующим образом, т.е. научиться руководить им. В этом возрасте формируется и способность сосредоточивать внимание на малоинтересных вещах, что особенно важно при обучении детей письму. Наиболее существенные изменения можно наблюдать в области мышления, которое приобретает абстрактный и обобщенный характер, что оказывает благоприятное воздействие на процесс запоминания написания элементов букв. Исследованиями психологов и физиологов доказано, что в начале обучения письму дети сосредотачивают свое внимание на множестве деталей, характеризующих пространственную ориентацию движений и графическую правильность их выполнения: соотношение букв, расстановка их по линии письма, пропорциональность, протяженность, наклон. Сосредоточенное внимание детей к графике письма, выписывание каждого элемента в отдельности, длительные паузы, часто превышающие само время выполнения графического элемента или буквы, чрезвычайная медленность письма, неустойчивость графических форм, структуры движений и мышечных напряжений – таковы характерные черты письма первоклассников на начальных этапах формирования навыка. Нарастание темпа письма происходит постепенно на протяжении всех лет обучения, достигается увеличением не только скорости написания отдельных элементов, но и слитности на письме, сокращением пауз между отдельными движениями, постепенным уменьшением размеров букв, применением наиболее рациональных соединений между буквами, увеличением связанности при письме. Но при всем при этом следует учитывать тот факт, что увеличение количества букв, пишущихся безотрывно, приводит к быстрому утомлению, нарушению графической правильности, неустойчивости почерка. По данным психологов, на первых этапах развития навыка письма каждое движение (элемент буквы, буква) является предметом специального осознанного действия, и только постепенно, по мере формирования навыка отдельные элементы объединяются. Особенность письма младших школьников – выполнение графического элемента, буквы, слога и слова при задержке дыхания, на воздухе. Относительно неподвижная поза, в которой сидит ученик при письме, создает неравномерную нагрузку на мышцы правой и левой половины туловища. Эта поза, утомительная для мышц руки, способствует формированию неправильной осанки. Письмо, кроме того, связано с большим напряжением зрения. Поэтому очень важно соблюдение всех гигиенических требований к непрерывной продолжительности этого вида деятельности. 4.2. Этапы формирования графического навыка письма по Е.В.Гурьянову Условно, в обучении письму можно выделить три этапа (по Е.В.Гурьянову), каждый из которых имеет своё содержание и способы его освоения. Первый этап – аналитический. На этом этапе учащиеся знакомятся с техникой письма и его основными элементами. В самом процессе письма выделяется специальная операция речевого характера – анализа звукового состава слова, установления последовательности звуков, составляющих слово, их дифференцировка по основным признакам. Помимо деятельности речевого характера, пишущий использует средства фиксации речи. Это буквы, т.е. условные знаки, которые служат способом закрепления («кодом») речи, обозначения звуков (фонем). Соответственно природе усваиваемых знаков (букв) дети пользуются правилами чтения (перехода от букв к произносимым словам) и правилами письма (перехода от произносимых и слышимых слов к буквам, т.е. к правилам орфографии). Изображение знаков (букв) требует, чтобы ребёнок имел ясное и чёткое представление об этих знаках, многократно видел их, знал, как приступить к их начертанию: откуда начинать, куда вести штрих, как закончить, т.е. какие движения он должен сделать, чтобы знак получился именно такой, а не иной. Следовательно, в период формирования графического навыка у ребёнка образуются ассоциации между слышимым, произносимым, представляемым или видимым словом, слогом, звуком, буквой. Кроме того, он должен придерживаться целого ряда правил: правильно сидеть за партой, располагать тетрадь с наклоном, правильно держать ручку и, видя образец, приступать к письму буквы. Поскольку на данном этапе формирования графических навыков явно преобладают процессы анализа над процессами синтеза, этот этап называется аналитическим. По длительности он охватывает весь подготовительный (элементный) период обучения грамоте и часть основного – изучение первых согласных букв. На данном этапе ребёнок знакомится с основными структурными единицами графической системы письменных букв алфавита, их вариантами по размеру и пространственному положению. Второй этап – аналитико-синтетический – характеризуется тем, что овладение звукобуквенным анализом сопровождается письмом слогов, слов и небольших предложений. Переключение внимания учащихся на содержание этих образований ещё вызывает у детей частые нарушения графических норм, а «синтетическая деятельность ученика при выполнении этих упражнений постоянно соединяется с аналитической» (Е.В.Гурьянов). Данный этап охватывает весь основной (буквенный) период обучения грамоте – время обучения первоначальному письму букв и их соединений, когда дети впервые знакомятся с конфигурацией письменных букв и овладевают их начертанием. На этом этапе в памяти учащихся формируются зрительно-двигательные образы всех письменных букв. Буква – весьма сложный объект для познавательной деятельности младшего школьника, т.к. её форма не только определяется составом входящих в неё элементов, но и зависит от их количества, размера и пространственной ориентации относительно сторон горизонта и рабочей строки. Поэтому в процессе выработки элементарного графического навыка необходима организация осмысленного и глубокого усвоения учащимися зрительно воспринимаемой формы каждого письменного знака. Для того чтобы овладеть формой буквы, ученик должен довольно ясно представлять себе: из каких элементов состоит буква и в каких пространственно-количественных отношениях они объединены в ней. На третьем этапе обучения письму единицей письменного выражения становится слово в целом. «Процесс письма постепенно превращается в процесс выражения мыслей» (Е.В.Гурьянов) и характеризуется ускорением темпа письма. Внимание детей в основном направляется на содержание письма. Ввиду преобладания синтетической деятельности ученика, при выполнении упражнений этой стадии, её можно назвать синтетической или стадией речевого письма. В это время особенно интенсивно идёт работа над предложением и связной речью. Психофизиологический механизм письма состоит не только из слухо-артикуляционного и зрительно-двигательного, но и рукодвигательного компонентов, и представляет собой следующую последовательность действий: Осмысление услышанных (произнесенных учителем) слов и предложений. Ребёнок обязательно должен понимать, о чём идет речь. Повторное проговаривание (вслух или про себя) услышанной фразы (предложения) для ее звукового анализа. Выделяя слова в предложении и устанавливая между ними связи, ребёнок анализирует структуру этого предложения, запоминает его. Перевод звуковой формы слова и предложения в графическую и непосредственно двигательную. Воспроизводя услышанное и осмысленное предложение, ученик совершает сложную аналитико-синтетическую деятельность. Записываемое слово делит на слоги, слоги – на звуки-буквы, которые в процессе письма соотносит с определёнными комплексами движений руки. Поэтому в процессе обучения первоначальному письму необходимы условия для органичного соединения слуховых, артикуляционных, зрительных и рукодвигательных компонентов. (В соответствии с данным требованием разработаны первые тетради для обучения письму). |