Главная страница
Навигация по странице:

  • Тема 6. Методические основы обучения курсивному письму

  • Обучение курсивному письму и организация работы

  • ПОСОБИЕ ДЛЯ ПЕЧАТИ по каллиграфии. Учебнометодическое пособие для студентов и преподавателей педагогических учебных заведений


    Скачать 0.72 Mb.
    НазваниеУчебнометодическое пособие для студентов и преподавателей педагогических учебных заведений
    Дата02.11.2022
    Размер0.72 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаПОСОБИЕ ДЛЯ ПЕЧАТИ по каллиграфии.doc
    ТипУчебно-методическое пособие
    #766900
    страница10 из 21
    1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   21

    Вопросы для повторения


    1. Сколько выделяется этапов подготовки к обучению письму?

    2. Назовите современные требования к правильной позе при письме.

    3. Почему положение тетради при письме должно быть наклонным?

    4. Объясните, как правильно удерживать ручку в руке?

    5. Назовите задачи обучения письму на подготовительном этапе.

    6. Какие компоненты включает структура урока подготовительного этапа.

    7. Какова роль физкультминутки в структуре занятия подготовительного этапа обучения письму?



    Тема 6. Методические основы обучения курсивному письму

    на начальном этапе обучения

    Задачи изучения темы: рассмотреть обучение курсивному письму и организацию работы на основном этапе обучения грамоте; охарактеризовать графические ошибки и их разновидности; выделить особенности работы над связностью и скоростью письма младших школьников.


      1. Обучение курсивному письму и организация работы

    на основном этапе обучения грамоте


    На начальном этапе учитель реализует следующие задачи выработки графического навыка письма:

    1. Сформировать у учащихся чётко дифференцированные зрительно-двигательные образы всех письменных букв.

    2. Научить детей стабильному, одновариантному начертанию букв и установленным способам их соединений. Отработать безотрывность начертания букв и буквенных комплексов, состоящих из двух знаков.

    3. Добиваться автоматизированности действия письма. Отрабатывать устойчивость угла наклона, ширины и высоты воспроизводимых ребёнком букв при письме.

    4. Сформировать у учащихся умение аналитического восприятия, как отдельных письменных знаков, так и их комплексов.

    Графический навык – это определенные привычные положения и движения пишущей руки, позволяющие изображать письменные знаки и их соединения. Правильно сформированный графический навык позволяет писать буквы четко, красиво, разборчиво, быстро. Неправильно сформированный графический навык создает комплекс трудностей письма: небрежный, неразборчивый почерк, медленный темп. В то же время, переделка неправильного графического навыка не просто затруднена, но порой невозможна.

    Уроки обучения письму на основном этапе включают следующие структурные компоненты:

    1. Оргмомент.

    2. Работа над звуками. Соотнесение звука и буквы.

    3. Знакомство с письменной буквой.

    4. Работа по усвоению начертания (формы) письменной буквы: анализ, сравнение, конструирование, реконструирование.

    5. Объяснение последовательности начертания буквы учителем на доске.

    6. Подготовка детей к письму.

    7. Отработка начертания буквы и её соединений по тетради-прописи.

    8. Звукобуквенный анализ слов и предложений с последующей записью их в тетради-прописи.

    9. Конструирование предложений.

    10. Выполнение логического упражнения.

    11. Рисование узора-бордюра.

    Перед тем, как дети познакомятся с письменной буквой, они рассматривают печатную. Однако сравнивать эти две формы одного и того же письменного знака нельзя, так как у них различная графическая основа, т.е. структурные элементы.

    Учитель предлагает назвать элементы, из которых состоит письменная буква. Если это задание вызывает затруднение, то необходимо, чтобы ученики сами практическим путём расчленили букву на составные элементы и назвали их. Это удобно делать на магнитной доске с помощью элементов-шаблонов.

    Весьма полезным пособием на данном этапе окажется специальный альбом с письменными буквами и их элементами. Пособие предназначено для развития зрительных и двигательных анализаторов, участвующих в восприятии и последующем воспроизведении формы букв, а также для обучения каллиграфии на основе определённого обобщения.

    На внутренней обложке альбома приклеен специальный конверт, где находятся элементы букв, вырезанные из плотной белой бумаги. На каждой странице альбома наклеены письменные буквы (заглавная и строчная). Буквы вырезаны из бархатной бумаги. Наклеенная буква как бы приподнимается над страницей, создавая необходимые условия для её восприятия. Возле каждой буквы стрелками показана траектория движения руки при письме, причём начало движения обозначено особо.

    Альбом с письменными буквами и их элементами используется для проведения различных аналитико-синтетических упражнений. Работа с ним начинается уже в подготовительный период обучения. Дети, проведя вместе с учителем анализ конфигурации буквы, познакомившись с формой её конкретного элемента, находят его в конверте альбома. Затем, рассматривая поочерёдно каждую страницу, они обнаруживают данный элемент в разных буквах, проверяя себя путём накладывания выбранной детали на обследуемую букву. В случае совпадения элемент пишется в альбоме под соответствующим элементом буквы. Кроме того, дети уже из знакомых элементов моделируют нужную букву и, накладывая её на образец в альбоме, проверяют себя – так они обучаются синтезу.

    В процессе объяснения последовательности начертания буквенного знака учитель опирается на основные пространственные ориентиры: «верхняя линейка», «нижняя линейка», «середина строки», «середина нерабочей строки», называя при этом направления выполняемых движений (снизу вверх, сверху вниз, слева направо). Например, объясняя последовательность начертания строчной буквы «а», учитель комментирует: «Начинаем чуть ниже верхней линейки рабочей строки. Справа налево делаем закругление, касаемся верхней линейки, пишем полуовал до нижней линейки рабочей строки, затем ведем к точке начала и «закрываем» овал, продолжаем до верхней линейки рабочей строки, а затем опускаем вниз короткую наклонную прямую, не дойдя немного нижней линейки, делаем закругление вправо».

    Первичное объяснение последовательности начертания буквы должно быть достаточно подробным. В дальнейшем, оно станет более кратким: ведём полуовальную линию слева направо, вверх, влево, «закрываем» овал, делаем повтор, ведём вверх, опускаем вниз, закругляем вправо. Затем написание буквы следует показать повторно под счёт.

    После подготовки детей к письму (повторение правила посадки, пользования ручкой и тетрадью-прописью) необходимо приступить к отработке начертания буквы и её соединений по тетради-прописи.

    Последовательность отработки начертания изучаемого знака на уроке письма следующая (по Н.Г. Агарковой):

    1. Восприятие образца буквы и составляющих её двигательных элементов.

    2. Пробное воспроизведение двигательных элементов и буквы в целом по вспомогательным пунктирным линиям с фиксацией внимания учеников на начале и направлении движения, т.е. соединительной точке.

    3. Вторичное изучение образца с целью исправления возможных ошибок в начертании элементов и буквы.

    4. Отработка начертания буквы по вспомогательным пунктирным линиям.

    5. Упражнение в самостоятельном письме буквы.

    6. Упражнение в письме соединений этой буквы с ранее изученными буквами в слогах, сочетаниях, словах.

    В целях отработки орфографических навыков, которые и являются неотъемлемой частью процесса обучения письму, проводятся различные упражнения в звукобуквенном и слогозвуковом анализе слов, в соотнесении звуковой и буквенной форм этих слов с их условно- графической схемой. Такие упражнения содействуют совершенствованию наглядно-образного мышления и формированию орфографической зоркости у учащихся уже в период обучения грамоте.

    В период обучения грамоте ребёнок впервые познаёт объективно существующие отношения между звуком и буквой, т.е. учится перекодировать фонемы в графемы и наоборот. Качество такой перекодировки зависит от уровня протекания у первоклассника процесса дифференцировки звуков родной речи по слухо-артикуляционным свойствам и соответствующих им буквенных знаков по зрительно-двигательным признакам. Неумение ребёнка различать признаки этих двух порядков сказывается на графическом качестве его письма. Ученик может допускать ошибки в виде разнообразных замен буквенных знаков или искажения их формы до неузнаваемости. А это, безусловно, связано с изменением или утратой смысла слова. Такие ошибки относятся к категории графических.

    Графические ошибки – это замена одной буквы другой, сходной по акустической, артикуляционной и графической характеристике, а также изменение величины, формы, направления элементов в буквенном знаке.

    Различают два вида графических ошибок:

    1. Слухо-артикуляционные.

    2. Зрительно-двигательные.

    К слухо-артикуляционным относятся: пропуск букв, написание лишних, замена букв, имеющих сходное звучание. Наличие таких ошибок – это результат неподготовленности ребёнка к звуковому анализу слова. С целью их устранения или предупреждения рекомендуется проводить на уроке слого-звуковой и звуко-буквенный анализ, предшествующий письму. Дети упражняются в установлении чёткой последовательности выделенных слогов в слове и звуков в слоге, в отработке артикуляции отдельных звуков и целых слов, в подборе слов с заданным звуком (в начале, середине и в конце слов), в преобразовании заданного слова путём замены в нём одного или двух звуков (например, мыл-мил, бочка-почка).

    К зрительно-двигательным графическим ошибкам относятся следующие: замена букв в результате смешения величины элемента (рак-как); нарушение количества элементов в букве (ежи-ехи, яйцо-яйщо); изменение направления по горизонтали слева направо и справа налево (совы-овы) и вертикали (шумит-тумит).

    В период обучения грамоте с целью закрепления графического навыка письма необходимо предлагать учащимся систему логических упражнений по анализу-синтезу, сравнению, обобщению письменных букв:

    а) назвать общие и разные элементы букв данной группы (например, д, а, б - ?);

    б) продолжить данный ряд букв;

    в) определить, почему одна из букв является лишней в данном ряду и др.

    При выполнении подобного вида упражнений у детей формируются мыслительные приёмы, развиваются интеллектуальные способности. Так, например, на уроке на тему письма строчной буквы д учащимся даётся следующая система логических упражнений:

    • Узнайте, из каких элементов состоит строчная буква д?

    • Сконструируйте букву д и объясните, как вы это делали?

    • С какой стороны овала присоединяете линию: слева или справа от овала?

    • Куда направлена петля: вверх или вниз?

    • В какую букву можно перестроить строчную букву д ?

    • В каких ещё буквах есть строчной овал? Запишите их и подчеркните овал.

    • Если нам дадут ещё один элемент – линию с закруглением вверху, тогда какую букву можно получить из строчной буквы д ?

    Логические упражнения способствуют формированию у детей умения аналитически воспринимать буквенные знаки и делать элементарные обобщения на основе вычленения и дифференцировки в них общего элемента. Активное оперирование элементами букв, вначале практическое, а затем по представлению, способствует формированию у учащихся дифференцированных образов букв, что создаёт благоприятные условия для осмысленного и прочного усвоения ими всей системы письменных знаков русского алфавита и является прочной основой для выработки у них зрительно-двигательного звена навыка письма.

    На уроках обучения письму для закрепления основных навыков письма (технических, графических и орфографических) учащимся предлагаются различные виды упражнений:

    1) графико-каллиграфический диктант: запись изученных букв, буквосочетаний, слов, правописание которых не расходится с произношением, под диктовку; можно предложить учащимся записать буквы, имеющие в своём составе какой-либо сходный по начертанию элемент;

    2) зрительный диктант: на доске или на карточках предлагаются для записи буквы, буквосочетания, слова, предложения. Сначала проводится их предварительный анализ, а затем запись под диктовку;

    3) списывание с печатного текста (с доски, из «Букваря» или «Азбуки»);

    4) письмо по памяти: предлагаемый для записи материал сначала анализируется, запоминается, затем закрывается и записывается по памяти. После этого запись на доске открывается, и учащиеся самостоятельно проверяют написанное (сверяют с доской);

    5) письмо с комментированием, т.е. запись предложенных учителем букв, сочетаний, слов, предложений с подробным объяснением вслух;

    6) составление и запись ответов на вопросы учителя;

    7) распространение предложений и их запись с комментированием;

    8) соотнесение звуковых моделей слов с напечатанными словами (на доске или карточках) с последующей записью в тетради-прописи;

    9) конструирование предложений из отдельных слов и запись с комментированием;

    10) игровые задания: «Как превратить одну букву в другую?», «Как превратить одно слово в другое?» и т.п.

    На заключительном этапе обучения письму систематизируются знания первоклассников по всей графической системе письменных букв русского алфавита. Учащиеся должны знать восемь основных структурных единиц графической системы; поэлементный состав каждой письменной буквы; иметь четкие зрительно-двигательные представления обо всех письменных знаках русского алфавита; уметь соотносить их со звуками-фонемами, не допускать при письме графических ошибок слухо-артикуляционного и зрительно-двигательного характера; овладеть алгоритмом начертания букв, т.е. уметь воспроизводить их в заданной последовательности, по двигательным элементам, используя соединительные точки; выполнять три вида соединений букв в слогах, словах и предложениях.

    Таким образом, в результате обучения первоначальному письму первоклассник должен овладеть элементарным графическим навыком, т.е. уметь выполнять следующие действия:

    1. сравнительно легко перекодировать звуко-фонемную форму слова в графическую и наоборот;

    2. в процессе письма слов и предложений (под диктовку учителя, по памяти, при списывании) воспроизводить буквы и их соединения на основе изученных алгоритмов;

    3. ритмично чередовать напряжение пишущей руки с расслаблениями под соответствующий счёт;

    4. писать связно и правильно все буквы;

    5. использовать три вида соединения букв;

    6. выполнять санитарно-гигиенические нормы письма.

    В послебукварный период необходимо на основе логического принципа группировки букв закрепить указанные выше умения и начать отрабатывать автоматизированность графического навыка, показателями (критериями) которой являются:

    а) графическая грамотность;

    б) каллиграфическая четкость и устойчивость начертания букв и их соединений;

    в) безотрывность или связность;

    г) скорость письма.
    1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   21


    написать администратору сайта