Главная страница
Навигация по странице:

  • 3.3. Характеристика современных шрифтов-прописей

  • Б, Г, П, Р, Т

  • 3.4. Приёмы обучения первоначальному письму

  • ПОСОБИЕ ДЛЯ ПЕЧАТИ по каллиграфии. Учебнометодическое пособие для студентов и преподавателей педагогических учебных заведений


    Скачать 0.72 Mb.
    НазваниеУчебнометодическое пособие для студентов и преподавателей педагогических учебных заведений
    Дата02.11.2022
    Размер0.72 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаПОСОБИЕ ДЛЯ ПЕЧАТИ по каллиграфии.doc
    ТипУчебно-методическое пособие
    #766900
    страница6 из 21
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21

    Сначала вводятся четыре правила, касающиеся посадки, положения тетради, держания ручки и ведения штриха.


    Первое правило – посадка при письме. Учащиеся сидят за партой или за столом, имея три точки опоры: 1) корпус свободно находится на сиденье, спина при этом прямая, не опирается на спинку стула (между краем парты (стола) и грудью должно быть расстояние в кулак); 2) ступни ног стоят на полу или подставке; 3) руки лежат на столе или парте до локтя, только кончики локтей на 1-2 см могут свисать с края стола.

    Второе правило – положение тетради во время письма. Тетрадь лежит наклонно (наклон влево, а для леворукого ребёнка вправо), угол наклона левого края страницы по отношению к линии стола или парты составляет примерно 25°, нижний левый угол страницы, на которой пишет ученик, должен находиться напротив середины груди пишущего. По мере заполнения страницы тетрадь передвигается вверх влево (для леворукого ребёнка – вверх вправо), а левая рука придерживает её снизу.

    Третье правило – пользование ручкой. Ручка удерживается при письме тремя пальцами: большим, средним и указательным. Большое значение имеет взаимное расположение трёх пальцев, удерживающих ручку. Слева ручка поддерживается внутренней частью ногтевой фаланги большого пальца, справа она прижата к первому суставу среднего пальца, сверху на ручку легко опускается указательный палец, который по сравнению с большим пальцем несколько выступает вперёд. Пальцы находятся от конца шарика на расстоянии 1,5-2 см.

    Правильное держание ручки обычно проверяется так: учитель предлагает учащимся поднимать и опускать до 6-7 раз подряд указательный палец. При правильном держании ручка, удерживаемая с боков большим и средним пальцами, не выпадает из рук ученика и остаётся в одном и том же положении.

    Четвёртое правило – ведение штриха. Учитель должен научить учащегося вести писчие (опорные) штрихи в буквах сверху вниз или перпендикулярно линии груди.

    Правила, связанные непосредственно с процессом письма:

    1. Буквы в словах надо писать с одинаковым наклоном.

    2. Надо писать легко, не нажимая на ручку.

    3. Слог пишется безотрывно.

    4. Необходимо писать буквы в словах на одинаковых расстояниях друг от друга.

    5. Писать слова на одинаковом расстоянии друг от друга, равномерно.

    6. Писать надо красиво.

    Каждое из этих правил заключает в себе определённое содержание. Например, каким должен быть наклон, за счёт чего он получается и т.д. Это правило объясняется уже в букварный период. Дети уясняют, что такое наклонная линия, что значит писать с наклоном. При переходе к письму букв, слогов и слов формулируется правило о наклонном письме, а при переходе к письму предложений вводится правило о равномерной расстановке букв в словах и слов в предложениях (примерно равной строчной букве о или и ).

    Правило – писать надо красиво – является выводом из предыдущих. Писать красиво означает, что записи в тетради следует оформлять чётко, без помарок, не заходить за поля, стараться писать так, как в прописях, писать ровно и наклонно, не обводить буквы дважды. В третьем классе к этому правилу добавляется требование писать не только красиво, но и быстро.

    3.3. Характеристика современных шрифтов-прописей


    До 1968 года прошлого века в образовательных учреждениях Российской Федерации использовались письменные шрифты, включавшие основные атрибуты дореволюционного каллиграфического письма, сформировавшегося еще в XIX: волосные и нажимные линии, различного рода загибы с точками и другие сложные фигуры, которые отнимали у школьников много времени и сил. С появлением новых средств письма – шариковых авторучек, непригодных для тонкостей старой каллиграфии, возникла необходимость в разработке более упрощённого варианта письменного шрифта. В результате были одобрены шрифты, которые в настоящее время представлены в первых тетрадях по обучению письму – «Прописях».

    Традиционное понятие «шрифт» обозначает лишь совокупность букв алфавита определённого рисунка. Оно употребляется в сочетаниях со словами «печатный», «письменный».

    Обучаясь письму, первоклассник должен научиться различать основные элементы по форме, правильно называть их и уметь писать в определённой, заданной последовательности, ориентируясь на красную точку со штрихом в прописи. Первоклассники усваивают два алфавита: печатный и рукописный (письменный), а в алфавитах – начертания больших и малых букв, заглавных и строчных. Изучение печатных и рукописных букв идёт одновременно (синхронно).

    Во время подготовительного периода обучения грамоте детей следует познакомить с основными элементами графической системы (прежде всего зрительными), сформировать навык начертания этих элементов.

    Графическая система – это совокупность букв алфавита, имеющая определённую структуру, которая характеризуется наличием постоянных единиц (восьми элементов определённой формы) и пространственно-количественным типом отношений между ними. Все 63 буквы (заглавные и строчные) алфавита распределены в восемь групп, на основе восьми элементов как структурных единиц графической системы. В рисунке любой буквы можно выделить относительно постоянные по форме элементы:

    1. (короткая и длинная) прямая наклонная линия / ;

    2. (короткая и длинная) прямая наклонная линия с закруглением с одной стороны ;

    3. (короткая и длинная) прямая наклонная линия с закруглением с двух сторон;

    4. (короткая и длинная) прямая наклонная линия с петлей вверху или внизу ;

    5. короткая прямая наклонная линия с четвертным овалом ;

    6. плавная линия (маленькая и большая) ;

    7. овал (малый и большой) ;

    8. полуовал (малый и большой) .

    Современные шрифты характеризуются следующими особенностями:

    1. Они рассчитаны на безнажимное письмо, не содержат волосных линий, упрощено начертание многих букв и сближено написание строчных и прописных букв; усилены различия в начертании многих букв при чтении и письме. Новые шрифты рассчитаны на ритмические движения руки при письме.

    2. Безнажимное письмо осуществляется шариковой ручной, с использованием пасты синего цвета.

    3. В современной школе, в основном, дети пишут под счёт, что способствует ритмичности письма. Под счет пишутся элементы букв, затем буквы, затем слоги, целые слова.

    «Пропись» – это рабочая тетрадь, предназначенная для обучения учащихся письму. В ней представлены следующие виды упражнений:

    • слого-звуковой анализ слов по предметным картинкам и схемам, сопровождаемый работой с разрезными слогами и буквами, и чтением составленных слов;

    • сравнение начертаний печатных и письменных букв;

    • упражнения в чтении слов и предложений, данных в «Прописи» письменным шрифтом;

    • поэлементный анализ письменных букв по таблицам и сравнение изучаемой буквы с ранее изученными с опорой на выделенные основные элементы этой буквы;

    • анализ готового образца написания буквы (поэлементно и целиком);

    • упражнения в письме букв, их соединений, слогов, слов;

    • упражнения в анализе предложений, описывание их или записи под диктовку;

    • упражнения на повторение в написании букв;

    • упражнения в рисовании, подготавливающие учащихся к письму букв и их элементов.

    «Прописи» составляются в соответствии с «Азбукой» или «Букварем» и предназначены для обучения письму детей в период обучения грамоте. Изучение букв следует тому порядку, в котором изучаются буквы в букваре. «Прописи», с одной стороны, облегчают работу учителя, с другой стороны, и для учащихся это образец, в котором нет ошибок: правильный наклон, нет вариантов в форме букв, нет случайных отклонений или недописок, что всегда возможно в работе учителя. Однако учитель должен показать, как писать букву в большом размере на доске для всех учащихся, вслух подробно объясняя, где написать, какой формы, куда вести перо при письме буквы и т.д.

    Следует также отметить, что в материалах рабочих тетрадей по обучению письму учитывается специфика подготовительного и основного периода обучения грамоте: сначала преобладают упражнения в штриховке, рисовании бордюров, усваиваются начертания основных элементов букв, затем на первый план выступают упражнения в слого-звуковом анализе: слов и анализе начертаний письменных букв; потом все большее место начинают занимать упражнения в письме по образцам, в списывании не только с письменного, но и с печатного шрифта.

    В «Прописях», используемых по учебно-методическому комплексу обучения грамоте «Школа России» реализуется важное свойство письма –безотрывность. Этому способствует, во-первых, почти полное отсутствие надстрочных знаков (кроме букв й и ё). Во-вторых, почти все буквы таковы, что при их начертании руку отрывать от бумаги не приходится (исключение составляют строчные буквы х, э, а также заглавные Б, Г, П, Р, Т). В-третьих, новые шрифты специально разрабатывались в расчете на безотрывное соединение всех букв, т.е. на единое написание слогов и слов.

    Безотрывное письмо ускоряет выработку графического навыка. Соединениям букв в методике обучения письму уделяется огромное внимание. Учащийся должен знать способы соединения всех букв. Им должны быть сообщены некоторые, хотя бы основные, принципы соединений: общие признаки, как первой, так и второй букв в соединяемой паре; так, однотипными могут считаться соединения ои, ши, иш и т.д., где соединение имеет направленность снизу вверх.

    К верхнему виду соединений относятся 15 букв: и, й, к, н, п, р, с, т, у, ц, ш, щ, ы, ь, ю.

    К среднему (средне-плавному) – 10 букв: г, е, ё, ж, з, х, ч, ъ, э, в.

    К нижнему – 8 букв: а, б, д, л, м, о, ф, я.

    Овладение системой соединений букв способствует формированию навыка связного письма и является необходимым условием для выработки автоматизированного графического навыка.

    В «Прописях» даются образцы всех соединений как строчных, так и заглавных букв. Для овладения навыком безотрывного соединения школьники должны были овладеть способом повторного проведения линии по уже проведенной. Так соединяются буквы о и л (повторное проведение линии имеет противоположное направление) или буквы ю с любой другой буквой (повторная линия имеет то же направление, что и первоначальная).

    По действующей в настоящее время программе «Начальная школа XXI века» указанные выше типы соединений букв не используются. Учащимся предлагается пользоваться соединительным штрихом для соединения букв, который пишется в нижней части строки.
    3.4. Приёмы обучения первоначальному письму

    На разных этапах обучения степень применения того или иного приёма будет различной, что зависит от уровня овладения навыками письма.

    Первостепенное значение при обучении чистописанию имеет показ процесса письма и подробное объяснение учителем способов написания букв, слогов, слов, предложений во время показа. Этот приём – списывание с готового образца – учитель использует на классной доске для всего класса и индивидуально в тетради ученика. Задача ученика – увидеть, понять, как надо писать, и воспроизвести у себя в тетради показанный образец. Данный способ следует отличать от копировального, при котором происходит обведение образца. При списывании ребенок постоянно сравнивает свою работу с образцовым написанием.

    Показ письма буквы, буквосочетания должен сопровождаться объяснением учителя: где начинать писать букву, куда вести ручку, где сделать поворот, какой величины та или иная часть буквы. Сначала это делает учитель, а через некоторое время и ученик должен научиться объяснять, как писать, как соединять буквы.

    Большое значение на уроках письма отводится восприятию формы буквы. Приём анализа формы буквы направляет внимание учащихся на элементы составляющих букву частей и на связь этих элементов между собой. Без такой предварительной подготовки в тетрадях учащихся появляются типичные ошибки в начертаниях букв («зеркальное изображение», пропуск какой-либо части знака, слитное изображение двух знаков).

    Последовательность первоначального ознакомления с формой буквы на уроке письма должна быть следующей:

    1. Зрительное восприятие общего рисунка (начертания) знака.

    2. Расчленение его на основные элементы с точными словесными указаниями учителя: откуда начинать написание знака или его части, как соединить эти части в знаке, как связать со следующим знаком.

    3. Воспроизведение знака детьми.

    Для сознательного овладения формой букв учащиеся должны знать:

    а) общее, что характерно для письма всех букв, т.е. уметь выделять основной и соединительный элементы движения в написании любой буквы;

    б) особенное, что образует характерную черту именно данной буквы (наличие петли, полуовала, овала, элемента, выходящего вниз за строку и др.), пропорции буквы;

    в) написание буквы в пределах рабочей строки (где начинать, куда повернуть, закруглить и т.д.);

    г) отличие правильно написанной буквы от неправильной, т.е. видеть ошибку и уметь её исправить.

    Анализ формы буквы может проводиться по-разному:

    1) раскладывая её на зрительные элементы;

    2) с точки зрения движений при письме;

    3) в сравнении с ранее изученными буквами (например, буква м в сравнении с и и л ).

    Впервые изучаемая буква анализируется по количеству элементов. Затем учитель объясняет, как писать букву, выделяя основные элементы движения, указывая ее пропорции и особенности.

    Неотъемлемой частью работы над формой букв является воображаемое письмо, так называемое письмо в воздухе. Этот приём отличается от копировального тем, что ученик не просто опирается на двигательные ощущения, но и на зрительно воспринимаемый образец. Если, копируя, ребёнок может не видеть целого, просто вести по линии, то в воображаемом обведении он видит букву как бы через какой-то оптический прибор, пишет реально, но в воздухе. Это помогает ученику усвоить как движение, так и правильную форму буквы.

    Воображаемое письмо проводится или по написанному учителем образцу на доске, или вслед за письмом учителя на доске или в воздухе. Учащиеся могут писать буквы и соединять их вообще без образца, по памяти, с открытыми и закрытыми глазами, писать в воздухе, держа ручку в руке. Такие упражнения оживляют процесс обучения, вызывают интерес к письму. Недостаток данного приёма заключается в том, что учитель в полной мере не может учесть, каков результат обучения, насколько дети точно воспроизводят движение и форму образца.

    Прием тактирования или письмо в такт счету способствует выработке плавного, ритмичного письма определенного темпа. Это вспомогательный прием, используемый параллельно с другими.

    Счет зависит от того, какой элемент пишется. Движение основное (сверху вниз) является опорным и выполняется «на себя» со счетом «раз, два, три». Соединительное движение (снизу вверх) выполняется в обратном направлении – «от себя» и сопровождается счетом «и». Если линия «от себя» резко изменяет направление влево, вправо или вверх, счет должен стать прерывистым: «и – и», чтобы обратить внимание ребенка на изменение направления движения руки при письме. При этом продолжительность произнесения звука [и] зависит от длительности движения. Например, при воспроизведении петли и полуовальной линии в заглавной букве Д следует «и» прочитать три раза: первое «и» соответствует начертанию плавной линии влево с отклонением вверх, второе – вправо с отклонением вниз, третье – отрезку полуовальной линии до того места, где она после поворота начинает опускаться вниз.

    Сначала учитель пишет на доске и тактирует, затем считает, сопровождая письмо учащихся. Тактирование используется и при письме соединений, слогов и коротких слов.

    Приём тактирования формирует умение чередовать напряжение руки с расслаблением. Это позволяет избежать излишнего утомления. Таким образом, учитель целенаправленно и систематически управляет процессом выработки элементарного графического навыка.

    Одним из приёмов обучения письму можно считать приём показа ошибочного написания для того, чтобы дети сами увидели, в чем ошибка, почему буква, слог или слово написаны неправильно, и нашли ответ, как не допустить таких ошибок. В первом классе этот приём применяется на доске ограниченно. Следует чаще предлагать детям самим найти у себя ошибку и проверить, все ли элементы в букве написаны верно, точно ли расположены буквы между линиями строки и т.д. Учащиеся рассматривают в своих тетрадях и отвечают на вопросы учителя:

    • Кто не довел линию до верхней (до нижней) линейки рабочей строки?

    • Все ли элементы имеют одинаковый наклон?

    • У кого элементы вышли за пределы рабочей строки?

    При этом учитель и учащиеся объясняют, что надо делать, чтобы ошибки не повторялись.

    Во втором и третьем классах общую для многих учащихся ошибку учитель выносит на доску для анализа и исправления. Применяются также формы взаимной проверки, так как чужая ошибка всегда видна лучше, чем своя. При этом учитель должен ориентировать детей не на оценку работы, а на помощь: помочь увидеть недостаток и объяснить, как его исправить. Например, ученик может проверить, не нарушен ли наклон в предложении, в тексте, на всей странице; проверить высоту письма слова, предложения, текста и др.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21


    написать администратору сайта