Главная страница
Навигация по странице:

  • Тема 3. Технология о бучения первоначальному письму

  • 3.1.Методы и принципы обучения первоначальному письму

  • 3.2. Гигиенические и организационные правила письма

  • ПОСОБИЕ ДЛЯ ПЕЧАТИ по каллиграфии. Учебнометодическое пособие для студентов и преподавателей педагогических учебных заведений


    Скачать 0.72 Mb.
    НазваниеУчебнометодическое пособие для студентов и преподавателей педагогических учебных заведений
    Дата02.11.2022
    Размер0.72 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаПОСОБИЕ ДЛЯ ПЕЧАТИ по каллиграфии.doc
    ТипУчебно-методическое пособие
    #766900
    страница5 из 21
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21

    Вопросы для повторения


    1. На что обращалось внимание учителей в первом подробном методическом руководстве по обучению письму XIX века?

    2. Какие принципы обучения письму были выдвинуты в методическом пособии А. Ишимовой?

    3. Кто является основоположником использования новейших знаний по физиологии и психологии ребенка при разработке методик обучения в XIX веке?

    4. Какие упражнения предложил для обучения письму К.Д.Ушинский?

    5. Какие принципы обучения письму, выдвинутые Л.Н.Толстым актуальны и в настоящее время?

    6. Кто из методистов XIX века первым обратил внимание на необходимость обучения ребенка посадке, положению руки, держанию пера?

    7. Какие особенности в обучении письму были предложены Д.Тихомировым и Е.Тихомировой?

    8. Какая учебная книга была одной из самых популярных в начале XX века? С чем это связано?

    9. Кем было разработано первое руководство по психофизиологии письма?

    10. Какие требования предъявляются к методике обучения письму в 50-60 годы XX столетия?



    Тема 3. Технология обучения первоначальному письму

    младших школьников

    Задачи изучения темы: рассмотреть методы и принципы обучения первоначальному письму младших школьников; гигиенические и организационные правила письма младших школьников, охарактеризовать требования к современному шрифту и приёмы обучения первоначальному письму.


    3.1.Методы и принципы обучения первоначальному письму


    Технология обучения первоначальному письму определяется системой специфических для данного предмета принципов, методов и приёмов.

    В традиционной методике обучения письму применялись и применяются в настоящее время следующие методы: копировальный (стигмографический), линейный, генетический, ритмический (тактический) и метод Карстера.

    Копировальный (или стигмографический) метод появился в ХVIII в. Суть его заключается в том, что в процессе обучения письму ученик обводит двигательные элементы, букву и соединения букв по точечным вспомогательным линиям, что облегчает процесс первичного двигательного воспроизведения сложных графических форм, какими являются буквы и их комплексы. Используется этот метод только на первоначальном этапе овладения начертательной техникой букв и их соединений или в процессе исправления почерка учащихся. В таком случае учитель пишет в тетрадях учащихся образцы букв и их соединений и предлагает писать по образцу. Однако копировальный способ следует применять ограниченно, так как обведение образца осуществляется учащимися без достаточного осознания процесса письма и даже видения формы буквы. Часто учащиеся обводят букву, элемент не в нужном направлении.

    При копировании, если оно осуществляется правильно, ученик упражняется в выполнении правильного движения: порция, размах, размер, направление, форма. Обведение по образцу упражняет двигательные представления.

    В индивидуальной работе для исправления недочётов некоторые учителя дают учащимся копировать образцы через прозрачную бумагу, кальку. Обведение через кальку имеет большое значение для закрепления навыка самоконтроля, так как после копирования ученик должен повторить, точно воспроизвести движение и форму образца самостоятельно.

    Линейный метод возник в начале ХIХ в. с введением разлинованных тетрадей. Он облегчил учащимся усвоение правильного написания букв установленного наклона и размера, правильного соединения элементов, развитие глазомера и плавности письма. В настоящее время используются тетради в две и одну линейку. Две линейки облегчают выработку определённой высоты букв в первом классе, помогают корректировать движение руки по строке во втором и третьем классах.

    Генетический метод имеет следующие особенности:

    1. Предполагает предварительное письмо элементов букв.

    2. Дети усваивают начертание букв не в алфавитном порядке, а в порядке возрастающей трудности их написания.

    3. Обучение строится на основе генезиса, т.е. образования каждой последующей буквы путём присоединения нового элемента к предшествующей букве и предварительного усвоения основного элемента, лежащего в основе новой группы букв.

    Генетический способ был известен очень давно. В обучении письму он применялся еще Песталоцци. В течение XIX в. генетический способ использовали при обучении письму в школах Европы. В русских школах этот способ применяли после того, как дети уже освоили начертание всех букв, только для усовершенствования навыка письма, отработки форм букв в послебукварный период.

    Ритмический (или тактический) метод – это письмо под счёт или в такт счёту, в одинаковом для всех учащихся темпе, ритме. Ценность данного метода заключается, во-первых, в том, что он содействует развитию плавности письма; во-вторых, влияет на ускорение темпа письма у учащихся, медленно пишущих; в-третьих, он развивает у учащихся чёткость и решительность движений, которые необходимы для приобретения навыков красивого письма; в-четвёртых, тактирование вносит оживление в работу класса и дисциплинирует учащихся.

    Применяя ритмический метод, необходимо учитывать следующие требования:

    а) письмо под счёт следует начинать после того, как учащиеся усвоят начертание буквы без счёта, в свободном и спокойном темпе;

    б) счёт даётся учителем, отдельными учениками, а в некоторых случаях и хором;

    в) счёт обязательно даётся с ориентировкой на учащихся, пишущих в среднем темпе, с постепенным, едва заметным ускорением (таким путём ученики подготавливаются к скорописи);

    г) ритмический метод не следует применять продолжительное время на одном уроке, а обязательно с интервалами, заполняемыми спокойным письмом без счёта. Письмо под счёт требует от ученика большого напряжения сил, внимания и быстро утомляет его. По этой причине на начальной стадии обучения письму следует допускать тактирование на протяжении только половины строки, а в середине строки делать паузы. Иначе качество письма к концу строки ухудшится.

    Первоклассники в силу возрастных особенностей не умеют чередовать напряжение руки с расслаблением, что зачастую приводит не только к утомлению детей при выполнении письменных работ, но и надолго задерживает формирование у них графического навыка. Реализуя ритмический приём на уроках письма, учитель обязан научить ребёнка правильно чередовать напряжение руки с расслаблением.

    Ещё один из распространённых методов – обучение письму путём прописывания специальных упражнений для развития движений руки: пальцев, кисти, предплечья. Этот метод вошёл в историю обучения письму как метод англичанина Карстера, описавшего его в начале XIX в. При применении данного метода достигаются свободные, уверенные и быстрые движения руки: сначала письмо 19 элементов в крупном плане, затем букв, связанных особыми штрихами, затем слов без всяких вспомогательных линий. Такие росчерки используются для овладения правильным направлением в процессе письма, пространством листа и развития свободы и лёгкости движения руки.

    В практике обучения письму ни один из рассмотренных методов в качестве единственного не оправдал себя. Наилучшие результаты всегда достигались путём разумного сочетания этих способов на определённых этапах обучения письму.

    В конкретной работе по чистописанию находят своё специфическое воплощение и общедидактические принципы.

    Так, принцип наглядности, особенно важный в обучении письму, означает, что эффективность обучения зависит от целесообразного привлечения органов чувств к восприятию учебного материала. При обучении письму используют изобразительную наглядность (картина, фотографии, рисунки), символическую и графическую наглядность (графики, схемы и так далее), внутреннюю наглядность (образы, создаваемые речью учителя) и внешнюю (буквы из бархатной и наждачной бумаги), направленную на развитие тактильных ощущений и мелкой моторики руки. Невозможно обучать чистописанию, давая только устные указания, так как подражание почерку учителя и копирование образцов хорошего письма – один из основных путей формирования чёткого почерка.

    Принцип сознательности означает, что навыки, приёмы и привычки, которые формирует учитель, обучая детей письму, должны быть с самого начала их подачи разъяснены и понятны учащимся. Так, первоклассники должны знать: а) в каком порядке пишется та или иная буква; б) как она соединяется с другими буквами; в) зачем нужно писать с наклоном и как он получается при письме; г) какой должна быть высота букв; д) как правильно держать ручку; е) как сидеть при письме и др. Сознательному усвоению графических навыков письма способствует также умение детей замечать и исправлять свои и чужие недочёты.

    Соблюдение принципа повторности имеет большое значение для автоматизации навыка письма. Он осуществляется в основном в упражнениях, которые должны представлять собой не просто механическое повторение нужных движений и их последовательности, а быть таким повторением, повторным воспроизведением, при котором совершенствуется исполнение. Повторение особенно важно на первых этапах обучения письму, так как за время перерывов в учении (каникул или болезни) дети довольно часто забывают правила при письме, формы отдельных букв и др.

    Не менее важно в первоначальном обучении письму применение принципа постепенного нарастания трудностей, который предусматривает переход от простого к сложному. Так, не отрывая руки, сначала дети пишут элементы, составляющие буквы, затем буквы и буквосочетания (например, иш, ли, ен и др.). Данный принцип положен в основу работы над формой букв на уроках русского языка (на этапе – упражнение в чистописании). В первую группу входят графически более простые буквы, последующие – более сложные по своему начертанию. Такая организация работы над формами букв – по группам (на основе сходства написания), в порядке нарастания графических трудностей – называется в чистописании генетическим принципом.

    Обучая детей письму, учитель должен опираться на принцип учёта индивидуальных особенностей: хорошо знать их способности к письму, учитывать особенности зрения (близорукость, дальнозоркость), замечать отклонения в моторике (дрожание пальцев, подёргивание руки во время письма и др.). Учитель должен видеть, как сидит ученик, как держит ручку, кладёт тетрадь при письме, как воспроизводит форму буквы, в какой последовательности, как соединяет буквы, медленно или слишком быстро пишет и др.

    Специфика обучения каллиграфии требует соблюдения на первых этапах обучения грамоте принципа совместного обучения чтению и письму. Этот принцип, введённый ещё К.Д.Ушинским, успешно реализуется в школьной практике и в настоящее время.
    3.2. Гигиенические и организационные правила письма
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21


    написать администратору сайта