Главная страница

Информационнче и коммуникационные технологии. Учебнометодическое пособие для студентов специальности 108 01 01 Профессиональное обучение (по направлениям)


Скачать 1.87 Mb.
НазваниеУчебнометодическое пособие для студентов специальности 108 01 01 Профессиональное обучение (по направлениям)
АнкорИнформационнче и коммуникационные технологии
Дата09.04.2023
Размер1.87 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаInformacionnye_i_kompyuternye_tekhnologii_v_obrazovanii.pdf
ТипУчебно-методическое пособие
#1047470
страница16 из 21
1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   21
7.4
Содержания инновационных технологий обучения
В условиях образовательных реформ особое значение в профессиональном образовании приобрела инновационная деятельность, направленная на введение различных педагогических новшеств. Они охватили все стороны дидактического процесса: формы его организации, содержание и технологии обучения, учебно- познавательную деятельность.
К инновационным технологиям обучения относят: интерактивные техноло-

Э.М. Кравченя. Информационные и компьютерные технологии в образовании
133 гии обучения, технологию проектного обучения, компьютерные и облачные тех- нологии.
Интерактивные технологии обучения
В психологической теории обучения интерактивным называется обучение, основывающееся на психологии человеческих взаимоотношений. Технологии ин- терактивного обучения рассматриваются как способ усвоения знаний, формиро- вания умений и навыков в процессе взаимоотношений и взаимодействий педагога и обучаемого как субъектов учебной деятельности. Сущность их состоит в том, что они опираются не только на процессы восприятия, памяти, внимания, но, прежде всего, на творческое, продуктивное мышление, поведение, общение. При этом процесс обучения организуется таким образом, что обучаемые учатся об- щаться, взаимодействовать с другом и другими людьми, учатся критически мыс- лить, решать сложные проблемы на основе анализа производственных ситуаций, ситуационных профессиональных задач и соответствующей информации.
В интерактивных технологиях обучения существенно меняются роли обу- чающего (вместо роли информатора – роль менеджера) и обучаемого (вместо объ- екта воздействия – субъект взаимодействия), а также роль информации (инфор- мация не цель, а средство для освоения действий и операций).
Все технологии интерактивного обучения делятся на не имитационные и имитационные. В основу классификации положен признак воссоздания (имита- ции) контекста профессиональной деятельности, ее модельного представления в обучении [56].
Не имитационные технологии не предполагают построения моделей изуча- емого явления или деятельности. В основе имитационной технологии лежит ими- тационное или имитационно-игровое моделирование, то есть воспроизведение в условиях обучения с той или иной мерой адекватности процессов, происходящих в реальной системе.
Рассмотрим некоторые формы и методы технологий интерактивного обуче- ния.
Проблемная лекция предполагает постановку проблемы, проблемной ситуа- ции и их последующее разрешение. В проблемной лекции моделируются проти- воречия проблемной жизни через их выражение в теоретических концепциях.
Главная цель такой лекции – приобретение знаний учащимися при непосред- ственном действенном их участии. Среди смоделированных проблем могут быть научные, социальные, профессиональные, связанные с конкретным содержанием учебного материала. Постановка проблемы побуждает учащихся к активной мыс- лительной деятельности, к попытке самостоятельно ответить на поставленный вопрос, вызывает интерес к излагаемому материалу, активизирует внимание обу-

Э.М. Кравченя. Информационные и компьютерные технологии в образовании
134 чаемых.
Семинар – диспут предполагает коллективное обсуждение какой-либо про- блемы с целью установления путей ее достоверного решения. Семинар – диспут проводится в форме диалогического общения его участников. Он предполагает вы- сокую умственную активность, прививает умение вести полемику, обсуждать про- блему, защищать свои взгляды и убеждения, лаконично и ясно излагать мысли.
Функции действующих лиц на семинаре – диспуте могут быть различными [57].
Учебная дискуссия – один из методов проблемного обучения. Она исполь- зуется при анализе проблемных ситуаций, когда необходимо дать простой и одно- значный ответ на вопрос, при этом предлагаются альтернативные ответы. С це- лью вовлечения в дискуссию всех присутствующих целесообразно использовать методику кооперативного обучения (учебного сотрудничества). Данная методика основывается на взаимном обучении при совместной работе учащихся в малых группах. Основная идея учебного сотрудничества проста: учащиеся объединяют свои интеллектуальные усилия и энергию для того, чтобы выполнять общее зада- ние или достичь общей цели.
Технология работы учебной группы при учебном сотрудничестве может быть следующей:
– постановка проблемы;
– формирование малых групп (микрогрупп по 5-7 человек), распределение ролей в них, пояснение преподавателя об ожидаемом участии в дискуссии;
– обсуждение проблемы в микрогруппах;
– представление результатов обсуждения перед всей учебной группой;
– продолжение обсуждения и подведение итогов.
«Мозговой штурм» ставит своей целью сбор как можно большего количе- ства идей, освобождение учащихся от инерции мышления, активизацию творче- ского мышления, преодоление привычного хода мыслей при решении поставлен- ной проблемы. «Мозговой штурм» позволяет существенно увеличить эффектив- ность генерирования новых идей в учебной группе.
Основные принципы и правила этого метода – абсолютный запрет критики предложенных участниками идей, а также поощрение всевозможных реплик и даже шуток.
Дидактическая игра выступает важным педагогическим средством активи- зации процесса обучения в профессиональной школе. В процессе дидактической игры обучаемый должен выполнить действия, аналогичные тем, которые могут иметь место в его профессиональной деятельности. В результате происходит накопление, актуализация и трансформация знаний в умения и навыки, накопле- ние опыта личности и ее развитие. Технология дидактической игры состоит из трех этапов.

Э.М. Кравченя. Информационные и компьютерные технологии в образовании
135
Вовлечение в дидактическую игру, игровое освоение профессиональной де- ятельности на ее модели способствует системному, целостному освоению про- фессии.
Стажировка с выполнением должностной роли – активный метод обучения, при котором «моделью» выступает сфера профессиональной деятельности, сама деятельность, а имитация затрагивает в основном исполнение роли (должности).
Главное условие стажировки – выполнение под контролем учебного мастера
(преподавателя) определенных действий в реальных производственных условиях.
Имитационный тренинг предполагает отработку определенных профессио- нальных навыков и умений по работе с различными техническими средствами и устройствами. Имитируется ситуация, обстановка профессиональной деятельно- сти, а в качестве «модели» выступает само техническое средство (тренажеры, приборы и т.д.).
Игровое проектирование является практическим занятием, в ходе которого разрабатываются инженерные, конструкторские, технологические, социальные и другие виды проектов в игровых условиях, максимально воссоздающие реаль- ность. Этот метод отличается высокой степенью сочетания индивидуальной и совместной работы обучаемых. Создание общего для группы проекта требует, с одной стороны, от каждого знания технологии процесса проектирования, а с дру- гой – умение вступать в общение и поддерживать межличностные отношения с целью решения профессиональных вопросов. [58]
Технологии проектного обучения
Игровое проектирование может перейти в реальное проектирование, если его результатом будет решение конкретной практической проблемы, а сам про- цесс будет перенесен в условия действующего предприятия или в учебно- производственные мастерские. Например, работа по заказу предприятия, работа в конструкторских ученических бюро, изготовление товаров и услуг, относящихся к сфере профессиональной деятельности обучаемых. Технология проектного обу- чения рассматривается как гибкая модель организации учебного процесса в про- фессиональной школе, ориентированная на творческую самореализацию лично- сти обучаемого путем развития его интеллектуальных и физических возможно- стей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания новых то- варов и услуг. Результатом проектной деятельности являются учебные творческие проекты, выполнение которых осуществляется в три этапа.
Учебный творческий проект состоит из пояснительной записки и самого из- делия (услуги). В пояснительной записке должны быть отражены:
– выбор и обоснование темы проекта, историческая справка по проблеме проекта, генерирование и развитие идей ,построение опорных схем размышления;

Э.М. Кравченя. Информационные и компьютерные технологии в образовании
136
– описание этапов конструирования объекта;
– выбор материала для объекта, дизайн-анализ;
– технологическая последовательность изготовления изделия, графические материалы;
– подбор инструментов, оборудования и организации рабочего места;
– охрана труда и техника безопасности при выполнении работ;
– экономическое и экологическое обоснование проекта и его реклама;
– использование литературы;
– приложение (эскизы, схемы, технологическая документация).
К проектному изделию предъявляются такие требования, как технологич- ность, экономичность, эко логичность, безопасность, эргономичность, эстетич- ность и др.
Технология проектного обучения способствует созданию педагогических условий для развития креативных способностей и качеств личности учащегося, которые нужны ему для творческой деятельности, независимо от будущей кон- кретной профессии [59].
Компьютерные технологии
Компьютерные технологии обучения – это процессы сбора, переработки, хранения и передачи информации обучаемому посредством компьютера. К насто- ящему времени наибольшее распространение получили такие технологические направления, в которых компьютер является:
– средством для предоставления учебного материала учащимся с целью пе- редачи знаний;
– средством информационной поддержки учебных процессов как дополни- тельный источник информации;
– средством для определения уровня знаний и контроля за усвоением учеб- ного материала;
– универсальным тренажером для приобретения навыков практического применения знаний;
– средством для проведения учебных экспериментов и деловых игр по предмету изучения;
– одним из важнейших элементов в будущей профессиональной деятельно- сти обучаемого.
На современном этапе во многих профессиональных учебных заведениях разрабатываются и используются как отдельные программные продукты учебного назначения, так и автоматизированные системы по различным учебным дисци- плинам. Автоматизированная обучающая система включает в себя комплекс учебно-методических материалов (демонстрационных, теоретических, практиче-

Э.М. Кравченя. Информационные и компьютерные технологии в образовании
137 ских, контролирующих), компьютерные программы, которые управляют процес- сом обучения.
С появлением операционной системы Windows в сфере профессионального обучения открылись новые возможности. Прежде всего, это доступность диалого- вого общения в так называемых интерактивных программах. Кроме того, стало осуществимым широкое использование графики (рисунков, схем, диаграмм, чер- тежей, карт, фотографий). Применение графических иллюстраций в учебных компьютерных системах позволяет на новом уровне передавать информацию обучаемому и улучшить ее понимание.
Возросшая производительность персональных компьютеров сделала воз- можным достаточно широкое применение технологий мультимедиа. Современное профессиональное обучение уже трудно представить без этих технологий, кото- рые позволяют расширить области применения компьютеров в учебном процессе.
Новые возможности в системе профессионального образования открывает гипертекстовая технология. Гипертекст, или гипертекстовая система, – это сово- купность разнообразной информации, которая может располагаться не только в разных файлах, но и на разных компьютерах. Основная черта гипертекста – это возможность перехода по так называемым гиперссылкам, которые представлены либо в виде специально сформированного текста, либо определенного графиче- ского изображения. Одновременно на экране компьютера может быть несколько гиперссылок, и каждая из них определяет свой маршрут «путешествия».
Современную гипертекстовую обучающую систему отличает удобная среда обучения, в которой легко находить нужную информацию, возвращаться к уже пройденному материалу и т.п. Автоматизированные обучающие системы, постро- енные на основе гипертекстовой технологии, обеспечивают лучшую обучаемость не только благодаря наглядности представляемой информации. Использование динамического, то есть изменяющегося, гипертекста позволяет провести диагно- стику обучаемого, а затем автоматически выбрать один из возможных уровней изучения одной и той же темы. Гипертекстовые обучающие системы представля- ют информацию так, что и сам обучаемый, следуя графическим или текстовым ссылкам ,может использовать различные схемы работы с материалом.
Применение компьютерных технологий в системе профессионального обра- зования способствует реализации следующих педагогических целей:
– развитие личности обучаемого, подготовка к самостоятельной продуктив- ной профессиональной деятельности;
– реализация социального заказа, обусловленного потребностями современ- ного общества;
– интенсификация образовательного процесса в профессиональной школе.
Инновационные технологии обучения, отражающие суть будущей профес-

Э.М. Кравченя. Информационные и компьютерные технологии в образовании
138 сии, формируют профессиональные качества специалиста, являются своеобраз- ным полигоном, на котором учащиеся могу отработать профессиональные навыки в условиях, приближенным к реальным [60].
Облачные технологии
Суть облачных технологий заключается в предоставлении пользователям удаленного доступа к услугам, вычислительным ресурсам и приложениям (вклю- чая операционные системы и инфраструктуру) через Интернет. Развитие этой сферы хостинга (Хостинг – услуга по размещению оборудования клиента на тер- ритории провайдера с обеспечением подключения его к каналам связи с высокой пропускной способностью) было обусловлено возникшей потребностью в про- граммном обеспечении и цифровых услугах, которыми можно было бы управлять изнутри, но которые были бы при этом более экономичными и эффективными.
Эти Интернет-услуги, также известные как «облачные сервисы», можно разделить на три основные категории:

инфраструктура как сервис;

платформа как сервис;

программное обеспечение как сервисю
По сравнению с традиционным подходом, облачные сервисы позволяют управлять более крупными инфраструктурами, обслуживать различные группы пользователей в пределах одного облака, а также означают полную зависимость от провайдера облачных услуг. Пользователю облачных сервисов нет необходи- мости заботиться об инфраструктуре, которая обеспечивает работоспособность предоставляемых ему сервисов. Все задачи по настройке, устранению неисправ- ностей, расширению инфраструктуры и пр. берет на себя сервис-провайдер.
Типы облаков
Облака могут быть публичными или частными.
1.
Частное облако – инфраструктура, предназначенная для использования одной организацией, включающей несколько потребителей (например, подразде- лений одной организации). Частное облако может находиться в собственности, управлении и эксплуатации как самой организации, так и третьей стороны (или какой-либо их комбинации), и она может физически существовать как внутри так и вне юрисдикции владельца.
2.
Публичное облако (англ. public cloud) — инфраструктура, предназна- ченная для свободного использования широкой публикой. Публичное облако мо- жет находиться в собственности, управлении и эксплуатации коммерческих, научных и правительственных организаций (или какой-либо их комбинации).

Э.М. Кравченя. Информационные и компьютерные технологии в образовании
139
Публичное облако физически существует в юрисдикции владельца – поставщика услуг.
3.
Гибридное облако (англ. hybrid cloud) – это комбинация из двух или бо- лее различных облачных инфраструктур (частных, публичных), остающихся уни- кальными объектами, но связанных между собой стандартизованными или част- ными технологиями передачи данных и приложений (например, кратковременное использование ресурсов публичных облаков для балансировки нагрузки между облаками).
4.
Общественное облако (англ. community cloud) – вид инфраструктуры, предназначенный для использования конкретным сообществом потребителей из организаций, имеющих общие задачи. Общественное облако может находиться в кооперативной (совместной) собственности, управлении и эксплуатации одной или более из организаций сообщества или третьей стороны (или какой-либо их комбинации), и она может физически существовать как внутри так и вне юрис- дикции владельца. На практике границы между всеми этими типами вычислений размыты.
Три уровня облачных сервисов:

инфраструктура как сервис (IaaS). Инфраструктура в аренду. Пользова- телю предоставляется «чистый» экземпляр виртуального сервера с уникальным
IP-адресом или набором адресов и часть системы хранения данных. Для управле- ния параметрами, запуском, остановкой этого экземпляра провайдер предостав- ляет пользователю программный интерфейс (API);

платформа как сервис (PaaS). Платформу можно представить как гото- вую к работе виртуальную платформу, состоящую из одного или нескольких виртуальных серверов с установленными операционными системами и специали- зированными приложениями. Большинство облачных провайдеров предлагают пользователю выбор из массы готовых к использованию облачных сред;

программное обеспечение как сервис (SaaS). Концепция SaaS предо- ставляет возможность пользоваться программным обеспечением как услугой и делать это удаленно через Интернет. Данный подход позволяет не покупать про- граммный продукт, а просто временно воспользоваться им при возникновении потребности.
7.5
Облачные технологии в образовании
Как пример использования облачных технологий в образовании, можно назвать электронные дневники и журналы, личные кабинеты для учеников и пре- подавателей, интерактивная приемная и другое. Это и тематические форумы, где

Э.М. Кравченя. Информационные и компьютерные технологии в образовании
140 обучающиеся могут осуществлять обмен информацией. Это и поиск информации, где ученики могут решать определенные учебные задачи даже в отсутствии педа- гога или под его руководством. Для этого можно использовать:

компьютерные программы;

электронные учебники;

тренажеры;

диагностические, тестовые и обучающие системы;

прикладные и инструментальные программные средства;

лабораторные комплексы;

системы на базе мультимедиа-технологии;

телекоммуникационные системы (например, электронную почту, теле- конференции);

электронные библиотеки и другое.
1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   21


написать администратору сайта