Информационнче и коммуникационные технологии. Учебнометодическое пособие для студентов специальности 108 01 01 Профессиональное обучение (по направлениям)
Скачать 1.87 Mb.
|
Качество образования – система социально обусловленных показателей уровня знаний, умений, опыта творческой деятельности, ценностного отношения к миру и тому подобное. Интегрированная образовательной системы, которая от- ражает степень соответствия реальных достигнутых образовательных результатов нормативным требованиям, общественным и личным ожиданиям. Киберкультура – направление в культуре, основанное на использовании возможностей компьютерных игр и технологий виртуальной реальности. Кибернетика – наука об управлении, связи и переработке информации. Ос- новным объектом исследования кибернетики являются абстрактные кибернетиче- ские системы: от компьютеров до человеческого мозга и человеческого общества. В зависимости от области применения различают политическую, экономическую и социальную кибернетику. Когнитивные технологии – информационные технологии, специально ориентированные на развитие интеллектуальных способностей человека. Когни- тивные технологии развивают воображение и ассоциативное мышление человека. Компьютеризация – процесс внедрения компьютеров, обеспечивающих автоматизацию информационных процессов и технологий в различных сферах человеческой деятельности. Цель компьютеризации состоит в улучшении каче- ства жизни людей за счет увеличения производительности и облегчения условий их труда. Компьютерная грамотность – владение минимальным набором знаний и навыков работы на компьютере. Компьютерный тренажер – средство моделирования реальности. С его Э.М. Кравченя. Информационные и компьютерные технологии в образовании 156 помощью можно не только воссоздать любой объект, но и обеспечить его про- граммой, которая описывает его поведение в реальных условиях. Благодаря этой «виртуальной лаборатории» человек практикует операции, максимально соответ- ствующих реальным, на самом деле имея дело только с их электронным аналогом. Компетентность – это совокупность сложных умений и качеств личности. Быть компетентным – значит уметь мобилизовать в данной ситуации полученные знания и опыт. Компетенция – это общая способность, основанная на знаниях, умениях, способностях, опыте, ценностях, которые приобретаются благодаря обучению. Коммуникационная система – система, предназначенная для управления процессами передачи информации между другими системами. Конвергенция информационных технологий – процесс сближения разно- родных электронных технологий в результате их быстрого развития и взаимодей- ствия. Контрастность – отношение максимальной яркости изображения (при по- казе белого поля) к минимальной яркости (при показе черного поля). Данная ве- личина определяет способность к передаче оттенков и полутонов. Контрастность является важным параметром при оценке качества изображения проекторов. Чем выше контрастность проектора, тем лучше он справляется с воспроизведением за- темненного видеоряда. Контроль безопасности – независимое изучение системных записей и дей- ствий: - для проверки адекватности системных средств управления; - для обеспечения их соответствия установленной политике и рабочим про- цедурам; - для обнаружения брешей в безопасности и выдачи рекомендаций по изме- нению управления, политики и процедур. Криптографическая защита – защита информационных процессов от це- ленаправленных попыток отклонить их от нормальных условий протекания. Криптографическая защита базирующаяся на криптографических преобразовани- ях данных. Криптографическая система – набор криптографических преобразований или алгоритмов, предназначенных для работы в единой технологической цепочке с целью решения определенной задачи защиты информационного процесса. Медиа-плеер – проигрыватель мультимедиа – тип компьютерных про- грамм, предназначенных для воспроизведения мультимедиа файлов. Большинство программных мультимедиа проигрывателей поддерживают значительное количе- ство медиа–форматов, включая аудио и видео файлы. Некоторые мультимедиа проигрыватели предназначены для воспроизведения только аудио или видео фай- Э.М. Кравченя. Информационные и компьютерные технологии в образовании 157 лов и называются, соответственно, проигрыватели аудио (аудиоплееры) и проиг- рыватели видео (видеоплеер). Разработчики таких проигрывателей стремятся сде- лать их как можно более удобным для воспроизведения соответствующих форма- тов. Моделирование – воспроизведение характеристик определенного объекта на другом, специально созданном для их изучения. Мультимедиа – технология, описывает порядок разработки, функциониро- вания и применения средств обработки информации разных типов; информаци- онный ресурс, созданный на основе этой технологии; компьютерное программное обеспечение, выше упомянутого информационного ресурса; компьютерное аппа- ратное обеспечение, с помощью которого становится возможной работа с инфор- мацией разных типов; особый обобщающий вид информации, которая сочетает в себе как традиционную статическую визуальную (текст, графику), так и динами- ческую составляющую различных типов (устный текст, музыку, видео фрагмен- ты, анимацию и т.п.). Мультимедиа (datavideo) проекторы – проекторы, которые можно под- ключить к компьютеру (вместо монитора) через интерфейс RGB (VGA) или к ис- точнику видеосигнала. Мультимедиа-компьютеры – компьютеры с совокупностью программных и аппаратных средств, позволяющих воспроизводить звуковую (музыка, речь и др.), А также видеоинформацию (видеоролики, анимационные фильмы и др.). Мультимедийная компетентность – качество личности, включающее в себя интегрированную совокупность знаний, умений и опыта выполнения различ- ных видов операций с мультимедийными технологиями и ценностное отношение к этой деятельности. Мультимедийная компетентность учителя истории – это профессио- нальное качество личности учителя-предметника, что включает в себя интегриро- ванную совокупность знаний, умений и опыта выполнения различных операций – как составляющих мультимедийных технологий, при подготовке и проведении учебных занятий, а также ценности связанные с этой деятельностью. Мультимедиа технологии – совокупность современных средств аудио- те- ле-, визуальных и виртуальных коммуникаций, используемых в процессе органи- зации, планирования и управления рекламной деятельностью. Мультимедиа тех- нологии – совокупность внедряемых в систему организации управления марке- тингом средств и методов продвижения товаров и услуг. Мультимедийное среда – подсистема социокоммуникативные простран- ства, обеспечивающей функционирование в обществе мультимедийной информа- ции. Мультимедийный кабинет истории – информационно-тематический ми– Э.М. Кравченя. Информационные и компьютерные технологии в образовании 158 ни–центр оборудован компьютером с мультимедийными возможностями, проек- ционной техникой (мультимедийный проектор), интерактивной (мультимедий- ной) доской, акустической системой, подключением к сети Интернет, сканером и принтером. Мультимедийность – это целесообразное сочетание в компьютерном учеб- ном средстве (презентации, программе и т.д.) текстовых, графических, аудио- и видеоматериалов. Мультимедийность позволяет максимально наглядно учебный материал. Мультимедиа-презентация – это файл-документ, в котором собраны мате- риалы для наглядной демонстрации. Они представлены в удобном для восприятия виде с применением различных мультимедийных форм и эффектов. Презентация, как компьютерный документ, созданный программными средствами является по- следовательностью слайдов, сменяющих друг друга. Новая информационная технология – информационная технология с дружественным интерфейсом работы пользователя, использующая персональные компьютеры и телекоммуникационные средства. Основными принципами новых компьютерных технологий являются: - интерактивный режим работы с компьютером; - интегрированность с другими программными продуктами; - гибкость процесса изменения постановок задач и данных. Обработка информации – в информатике - любое преобразование инфор- мации из одного вида в другой, производимое по строгим формальным правилам. Обмен вычислительными ресурсами – информационная технология, обеспечивающая возможность обмена вычислительными и иными ресурсами между несколькими компьютерами, подключенными к сети Интернет. Онлайновые технологии – средства коммуникации сообщений в сетевом информационном пространстве, обеспечивающие синхронный обмен информаци- ей в реальном времени. Открытая система – вычислительная среда, состоящая из аппаратных и программных продуктов и технологий, разработанных в соответствии с общедо- ступными и общепринятыми (международными) стандартами. Обязательными свойствами открытых систем являются: - переносимость; - интероперабильность; - масштабируемость; - доступность программного и аппаратного обеспечения для развития и ре- структуризации. Оффлайновые технологии – средства электронной коммуникации сооб- щений в сетевом информационном пространстве, допускающие существенную Э.М. Кравченя. Информационные и компьютерные технологии в образовании 159 асинхронность в обмене данными и сообщениями. Оффлайновые технологии включают: списки рассылки, группы новостей, веб-форумы и т.д. Память – в информатике – способность объекта обеспечивать хранение данных. Хранение осуществляется в запоминающих устройствах. Педагогическое мастерство – синтез психолого-педагогического мышле- ния, соответствующих знаний, навыков, умений и эмоционально-волевых средств выразительности, которые во взаимосвязи с высокоразвитыми качествами лично- сти педагога позволяют ему эффективно решать учебно-воспитательные задачи. Педагогический мониторинг – система сбора, обработки, хранения и рас- пространения информации об образовательной системе на уровне учителя (об уровне развития личности, ее продвижение в системе ключевых компетентностей, уровень знаний учащихся) и на уровне администрации – это система внутриучеб- ного руководства и контроля. Передача данных – в широком смысле – процесс передачи данных по ка- налу связи от источника к приемнику. Различают синхронную и асинхронную пе- редачу данных. Письменно – способ передачи информации с помощью любого средства воспроизведения текста неисчезающими знаками: телеграмма, телекс, телефакс. Программа – последовательность машинных команд, предназначенная для достижения конкретного результата. Программа – данные, предназначенные для управления конкретными компонентами системы обработки информации в целях реализации определенного алгоритма. Поисковая система в сети Интернет – сайт, предназначенный для поиска страниц, содержащих заданное слово или словосочетание соответствуют другим критериям. Например, Google, Yandex, Yahoo и др. Прикладная программа – в широком смысле – программа или пакет при- кладных программ, реализующие обработку данных в определенной области применения. Прикладная программа непосредственно выполняет функции, необ- ходимые пользователю. Прикладная программа – в узком смысле – программа, решающая проблему конечного пользователя. Прикладной процесс – процесс, выполняющий обработку данных для нужд пользователей. С одной стороны, прикладной процесс взаимодействует с пользователями, получает от них задания и предоставляет им результаты обра- ботки данных. При этом используется интерфейс пользователя. С другой сторо- ны, прикладной процесс связан прикладным интерфейсом с областью взаимодей- ствия. Различают: - программные и человеко-машинные прикладные процессы; - прикладные процессы пользователей и прикладные процессы управления. Провайдер – организация, которая предоставляет услуги доступа и переда- Э.М. Кравченя. Информационные и компьютерные технологии в образовании 160 чи (информации) определенными информационными каналами. Подобные орга- низации часто предоставляют комплексное решение доступа и пользования Ин- тернетом. Программа – последовательность машинных команд, предназначенная для достижения конкретного результата. Программа – данные, предназначенные для управления конкретными компонентами системы обработки информации в целях реализации определенного алгоритма. Программа для ЭВМ – объективная форма представления совокупности данных и команд, предназначенных для функционирования ЭВМ и других ком- пьютерных устройств с целью получения определенного результата, включая подготовительные материалы, полученные в ходе разработки программы для ЭВМ, и порождаемые ею аудиовизуальные отображения. Программирование – процесс подготовки задач для их решения с помо- щью компьютера; итерационный процесс составления программ. Программная совместимость – возможность выполнения одних и тех же программ на разных ЭВМ с получением одинаковых результатов. Программное изделие – программа или логически связанная совокупность программ: - записанная на носителях данных; - являющаяся продуктом промышленного производства; - снабженная программной документацией; - предназначенная для широкого распространения посредством продажи или методами freeware, shareware или OEM. Программное обеспечение – комплекс программ: - обеспечивающих обработку или передачу данных; - предназначенных для многократного использования и применения разны- ми пользователями. По видам выполняемых функций программное обеспечение подразделяется на системное, прикладное и инструментальное. Программное обеспечение – совокупность программ системы обработки информации и программных документов, необходимых для их эксплуатации. Программный модуль – программа или функционально завершенный фрагмент программы, предназначенный для: - хранения; - трансляции; - объединения с другими программными модулями; - загрузки в оперативную память. Различают: - стандартные модули, входящие в язык программирования; Э.М. Кравченя. Информационные и компьютерные технологии в образовании 161 - пользовательские модули, предназначенные для упрощения работы про- граммистов. Протокол – стандарт, определяющий поведение функциональных блоков при передаче данных. Протокол: - задается набором правил взаимодействия функциональных блоков, распо- ложенных на одном уровне; - реализуется одной либо группой программ. - описывает: синтаксис сообщения, имена элементов данных, операции управления и состояния. Профессиональная компетентность – приобретенная субъектом и актуа- лизирована им в реальных профессиональных ситуациях или в ситуациях, ком- плементарным им, совокупность сложных умений, необходимых для возможно- сти субъекта эффективно функционировать в той или иной профессиональной сфере. Процесс – в широком смысле – последовательная смена в развитии явле- ний, состояний и изменений. Процесс – в узком смысле – совокупность последо- вательных действий, направленных на достижение определенных результатов. Обычно процессы состоят из этапов (фаз). Пластиковая карточка – пластина стандартных размеров 85.6 х 53.9 х 0.76 мм, изготовленная из устойчивой к механическим и термическим воздействиям пластмассы. Пластиковая карточка является носителем информации. Платформа – в информатике – функциональный блок, интерфейс и сервис которого являются определяется стандартом, вводимым международной органи- зацией либо группой фирм. Характеристики платформы подбираются таким обра- зом, чтобы ее можно было использовать в большом круге задач. Резидентная программа – программа, постоянно размещенная в оператив- ной памяти компьютера. Уровень образованности – качество личности, характеризующий способ- ность личности решать задачи разного характера (познавательной, ценностно- ориентационной, коммуникативной и преобразовательной деятельности), опира- ясь на полученный социальный опыт. Сабвуфер – это устройство, предназначенное для воспроизведения сигна- лов низкой частоты. Обычные колонки просто физически не способны воспроиз- водить глубокий, по–настоящему низкий бас. Для того чтобы получить хорошие низкие частоты, в дополнение к колонкам нужен сабвуфер. Сеанс – в широком смысле – цикл операций, выполняемый без перерыва и обеспечивающий взаимодействие между партнерами. В информационных сетях проведение сеанса предполагает выполнение процедур: - установления (начала) сеанса; Э.М. Кравченя. Информационные и компьютерные технологии в образовании 162 - идентификации сеанса; - восстановления сеанса после отказа, сбоя либо ошибки; - прекращения сеанса. Сервер – в компьютерной терминологии срок может касаться отдельного компьютера или программы. Главным признаком в обоих случаях является спо- собность машины или программы подавляющее количество времени работать ав- тономно, без вмешательства человека реагируя на внешние события согласно установленного программного обеспечения. Сервис с подтверждением без установления соединения – сервис соеди- нений, который использует подтверждения для управления потоком и контроля ошибок при передачах между двумя узлами сети. Сетевое общество – общество, в котором значительная часть информаци- онных взаимодействий производится с помощью информационных сетей. Сетевое подтверждение – сообщение партнера инициатору взаимодей- ствия: - либо о готовности начать работу; - либо о получении данных (не искаженных передачей). Сеть – взаимодействующая совокупность объектов, связанных друг с дру- гом линиями связи. Синхронизация – процедура согласования объектами времени выполнения ими процессов обработки или передачи данных. Синхронизация осуществляется: - на физическом уровне: посредством тактирования, задающего единый стандарт дискретного времени для управления процессом передачи сигналов; - на остальных уровнях: посредством передачи специальных блоков данных, либо введением в головную часть блоков специальных полей (флагов). |