Автор теории
| Психологическое направление
| Модель теории
| Развитие
личности
| Ядро
личности
| Типы личности
| Методы диагностики
| Методы психотерапии
| Определение личности
|
ЛАЗУРСКИЙ Александр Федорович (1874-1917).
| Индивидуальная (дифференциальная) психология
| Адаптационная многоуровневая модель развития личности, в основе которой лежит принцип активного приспособления.
| Критерии развития:
1. Богатсво личности
2.Сила и яркость психических проявлений
3. Сознательность и идейность психических проявлений
4. Координация психических элементов.
| Эндопсихика и экзопсихика Эндопсихика составляет ядро личности его основу
Функции: эмоции, воля, мышление
| Разнообразие типов личности представлено как сочетание уровней развития и ведущих психических функций
Типы личности: Низший уровень развития
- среда подчиняет личность, недостаточно приспособленные.
Средний уровень развития - приспособившиеся, занятия , соответствующие их способностям.
Высший уровень развития - приспособление осложняется желанием переделать среду - процесс творчества – приспособляющиеся, аффективные, и пр.
| Наблюдение, клиническое наблюдение
Обучающий эксперимент. Определение уровня приспособленности – адаптивности.
| Развитие способов проявления себя, способностей.
| Личность определяется состояниями, степенью осознанности, координированности функций.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Мясищев Владимир Николаевич (1893-1973)
| Психология отношений
| Отношение – сила, потенциал, определяющий степень интереса, степень выраженности эмоции, степень напряжения желания или потребности в доминирующих отношениях (взаимоотношения с людьми) , т.е. о большей или меньшей активности, реактивности, аффективности в отношении к тем или иным объектам:
| Отношения -движущая сила развития личности. Развитие отношений:
1) предотношения – отсутствует элемент сознательности; 2) 1-3 г – выраженная избирательность отношений к родителям,
3). младший
школьный возраст – увеличивается число отношений;
4) старший школьный возраст – формируются принипы , убеждения, идеалы.
Процесс развития, обусловлен внешними и внутренними условиями, это:
а) психические процессы;
б) реакции непосредственного удовлетворения ( для себя);
в) опосредованные отношения -привязанности удовольствия- неудовольствия;
отношения, обусловленные объективной их мотивацией (для других);
г)формирование функций самосознания.
Повышается уровень развития личности: отношения ителлектуализируются, дифференцируются, обобщаются, усложняются, переходя от внешних случайных к внутренним устойчивым связям (от «ради страшего» - к «ради принципа»), становятся все более согласованными в отношениях к действительности.
| 1)Сознание, чувство и воля -процессуальное триединство, которое выражается потенциально в отношении к каждому объекту
2) психический уровень человека- уровень желаний и уровень достижений
3)Динамика реакций личности выражается в отношении личности:
а) к людям, определяющее взаимоотношения; б) к себе;
в) к предметам внешнего мира.
Динамика отношений обусловлена с одной стороны динамикой ВНД (темперамент), с другой - средой (взаимоотношения с различными коллективами).
Доминирующие отношения личности отражают смысл жизни идеалы.
4) Взаимосвязь трех компонентов определяет единство в структуре личности, соотношение в ней идеального и материального, социального и индивидуального в связи с ее историческим развитием.
| Виды отношений
Основные отношения: потребностные отношения;
эмоциональные отношения (чувства).
Отношения интереса, оценки, убеждений личности.- их выражение в социально-личностном плане представляет систему ценностных ориентаций личности.
Структура отношений: (эмоциональная, оценочная когнитивная, познавательная), коннатотивная (поведенческая) стороны.
| Патогенетическая концепция неврозов
Невроз - как болезнь личности, как глобальное личностное расстройство, возникающее вследствие нарушения системы отношений и их отдельных характеристик (активности, избирательности, сознательности, социальности); решающим является значимость для личности нарушенного отношения.
Невроз – связан с фактором «ситуативной недостаточности», когда личность не справляется с психогенной нагрузкой:
а) перевес субъективного над объективным, аффективного над логическим;
б) перевес аффективной инертности над аффективной пластичностью, что вызывает стойкую доминанту переживания конфликта.
Если конфликт не имеет возможности для продуктивного разрешения, то может сформироваться невроз.
Неврастенический конфликт–противоречие между возможностями личности и ее стремлениями.
Истерический конфликт- противоречие между потребностями личности и требованиями окружающей среды.
Обсессивно-фобический конфликт – когда из двух одинаково ценных и желаемых побуждений нужно выбрать одно (между желанием и долгом).
| Рациональная психотерапия основывается:
1) на разъяснении или логических доказательствах неправильности представлений больного о болезни;
2) на переубеждении больного и формировании правильных убеждений и правильного представления о своем положении.
Реконструкция всей системы жизненных отношений личности.
| Личность – высшее интегральное понятие, как система (профиль) отношений к действительности.
Единство личности характеризуется ее направленностью, структурой личности и динамикой темперамента,
именно со структурными особенностями личности связываются мера и своеобразие ее целостности.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
БАХТИН Михаил Михайлович (1895- 1975).
| Эстетико-философская (диалоговая)
| Диалог культур:
как форма бытия и общения людей разных культур, как форма диалога; “культура есть там, где есть две (как минимум) культуры, и что самосознание культуры есть форма её бытия на грани с иной культурой”
3. как механизм самодетерминации личности, с присущей ей историчностью и социальностью;
4. как форма обретения, восприятия мира впервые
| Человек появляется на свет как индивид во взаимодействии его психофизиологических качеств, воплощающих родовую принадлежность человека. Только во взаимодействии со средой, в общении с другими людьми индивид приобретает качественные характеристики, он становится личностью, тем больше личностью, чем больше он представлен в других.
| Самодетерминация индивида в горизонте личности возможна лишь в диалоге:
1. диалог есть всеобщая основа человеческого взаимопонимания; где начинается сознание, там ... начинается и диалог”.
2. диалог- как сохранившаяся «… в знаке историческая память перешедших на уровень автоматизма значений и смыслов»
3. несводимость диалога к общению, иначе говоря, диалог и общение не тождественны, но общение включает в себя диалог, как форму общения.
4. диалог- как форма
общения с самим собой как с другим. Внутренний микродиалог является составной частью идеи диалога культур в Большом времени культуры.
| Действительное поступающее мышление есть эмоционально-волевое мышление, интонирующее мышление, и эта интонация существенно проникает во все содержательные моменты мысли. Эмоционально-волевой тон обтекает все смысловое содержание мысли в поступке и относит его к единственному бытию-событию. поступка. Творчество, возникающее в социокультурном общении, в контексте жизни и исторического движения культур, можно представить как сознание (производство), которые несут в себе смыслы, являются продуктом деятельности человека, его духовной
| Концепция
ответственности поступка есть учет в нем всех факторов: и смысловой значимости, и фактического свершения во всей его конкретной историчности и индивидуальности.
Творчество характеризует собой личностный уровень активности, тогда как окружающая среда только опосредует его. Именно эмоционально-волевой тон ориентирует в единственном бытии, ориентирует в нем и действительно утверждает смысловое содержание
|
| Личность становится личностью и познает себя как таковую только в соотнесенности с Другим.
|
Семен Людвигович Франк
(1877–1950)
| Диалогическая
| В отношениях с предметным слоем бытия объект противопоставлен субъекту.
В духовной реальности он внутриположен субъекту, открывается ему (другому) через воздействие на него (в диалоге).
Подлинная реальность (духовное бытие и первооснова бытия) трансрациональна,
непостижима рациональным (научным) познанием во всей своей полноте, выразима только как сверх- (транс-) рациональное знание.
Последнее не предметно, а методологично, обращено не во "вне" (на предмет), а "внутрь" (на самого.
| Внутренний мир человека и его сознание предполагают акты трансцендентирования, выхода за собственные пределы, что может быть обнаружено и в событиях предметного слоя бытия, но адекватно проявляется лишь в актах самосознания, общения ("Я" и "Ты" через "Мы"), взятие на себя личной ответственности за происходящее с ним и вокруг него, единственно возможным для него оказывается "ответственное участие".
| Реальность есть непосредственно не данное, трансцендентное бытие, открывающееся человеч. сознанию как его собств. внутр. основа. Она открывается во внешнем опыте как реальная основа предметного бытия и другого Я, во внутр. опыте – в качестве реальной основы внутр. душевной и духовной жизни.
Структура реальности определяется наличием в ней трех модальных форм реальности: "непосредств. самобытие" (Я), полицентрич. единство
Я-Ты и "дух".
| Представленность формы реальности.
1)«Непосредственное самобытие"- эта формы реализуется уже для неорганич., биол. и психич. носителей реальности, здесь степень связи самости и овсеединствленности слаба в силу своей непосредственности.
2)Вторая форма - полицентрическое единство Я-Ты конституирует социальное бытие, коллективное единство душ, ставших в результате такого воссоединения духами, – обладает более тесной связью названных двух начал.
3) Третья форма –Дух - глубинная реальная основа субъективности, понятая как объективное начало, как личность. В этом последнем типе модальных форм достигается подлинное единство персональности и всеединства.
| Человек же открывается другому только в диалоге понимания, в "акте откровения". Жизнь понимается как взаимопроникновение ее реальной основы, множественного единства Я и Ты (воплощенного в соборном, церковном начале) и внешнего слоя общественности (воплощенного в праве, государственности, и др. институциональных институтах.
| Восстановление всеединства во всех возможных формах человеческой деятельности: познании, общении, религии и общественной жизни, эстетическом творчестве и т.д. формах бытия.
| Личность нередуцируема к социальному, несводима к своему "внешнему" бытию в мире.
Личность, как индивидуальная неповторимость, соразмерна и сопряжена Богу, неразрывно связана с ним. В свою очередь, Бог сроден человеку, позволяет ему укорениться в мире, выступает трансцендентным "гарантом" его бытия, но и все тайны мира заключены в человеке - мир очеловечен и непостижим вне человека.
|
Бехтерев Владимир Михайлович
1857-1927
| Рефлексология (Объективная психология)
| Методология изучения связей человека с миром.
Разработаны новые методологические принципы - описание психического как открытой взаимодействию с миром, интегрирующей опыт такого взаимодействия и регулирующей поведение и деятельность его субъекта,
Функции психического и физиологического во взаимодействии со средой различны: нервная система – это «главный аппарат отношения к окружающей среде», психика – важный и самостоятельный, руководящий, регулирующий фактор, «важнейший определитель отношений живого организма к окружающей ег о среде».
| Развитие – как усложнение отношений в системе «организм – среда».
Понятия «отношение организма к среде», «соотносительная деятельность», «личность» («личные реакции, рефлексы, личная сфера»), описывают в рефлексологии проявления и функционирование разных уровней психического, открывающегося стороннему наблюдателю.
| «Рефлекс» - описывает актуальный план связи организма со средой, «личность» - потенциальный план, а объединяет два плана отношения
При этом личность обладает функциями психического - интеграцией и регуляцией, активностью и самостоятельностью - как высшей формой отношений со средой.
Отношение – охватывает все формы взаимодействия организма с миром, все виды активности живого, от самых простых рефлексов до сложных психических процессов.
.
| Тип личности определяют сложные виды отношений, которые характеризуются внутренней переработкой внешнего воздействия, основанной на участии прошлого индивидуального опыта
| Психологическому изучению подлежат виды отношений.
Патогенными фактороми возникновения невроза являются не только жизненные обстоятельства сами по себе, но и восприятие и отношение к ним больного, обусловленные его индивидуальностью и прошлым жизненным опытом.
Разработаны
принципы патопсихоло. исследования:
1) использование комплекса методик (методика сравнения понятий, определение понятий и др.), 2)качественный анализ расстройств психики,
3) личностный подход - соотнесение рез-тов исслед. с данными нормы возраста, пола, образования. Требования к эксперимент. методикам, сохранившие значение и для совр. науки: простота заданий (испытуемый не должен обладать специальными навыками) и портативность (исследования непосредственно у постели больного).
| Метод сочетательно-рефлекторной терапии, условно-рефлекторной терапии- отвлекающая психотерапия или "лечение перевоспитанием" (комплексное суггестивное воздействие в состоянии бодрствования, включающее помимо трансового наведения или гипноза элементы рациональной терапии – в виде убеждений и поведенческой терапии – в форме научения, "перевоспитания"). .
| Личность с объективной точки зрения есть психический индивид, представляющийся самодеятельным существом по отношению к окружающим внешним условиям.
|
Ананьев Борис Герасимович
1907-1972
| Концепция человекознания
|
| Движущие силы развития связаны с основным противоречием между функциональными и опреациональными механизмами в процессе индивидуально-психического развития
Гетероххронность личностного формирования+ гетерохронность созревания индивида.
Наступление зрелости человека как индивида («физическая зрелость»), личности («гражданская»), субъекта познания («умственная « зрелость») и труда («трудоспособность») во времени не совпадают, и подобная гетерохронность зрелости сохраняется во всех формациях.
| Продукт развития:
1) онтогенетической эволюции психофизиологических функций;
2) становление деятельности и истории развития человека как субъекта труда, познания, общения;
3) жизненного пути человека – истории личности.
Индивид:
возрастно- половые особенности;
индивидуал.-типипические свойства (конституция, нейродинамические свойства мозга)
Личность:
общественный статус, системы общественных функций-ролей;
цели и ценностные ориентации;
мотивация поведения.
Субъект: сознание как отражение действительности, деятельность как познание, преобразование действительности, коммуникации
Принципы взаимодейств.
стуктур личн.: иерархический,
координационный.
| Генотипическая обусловленность онтогенетических свойств человека составляет основу функциональных механизмов перцептивных процессов.
Восприятие как процесс формирования и функционирования чувственного образа действительности есть сложное сочетание функицональных, операциональных и мотивационных образований.
Функционал. образования -сенсо-моторные функции различных модальностей, мнестические, психомоторные, топические, речедвигательные. Операциональные механизмы - порядок взаимодействия с определенными знаковыми системами, они носят конкретно-исторических характер. Мотивационная сторона перцептивных процессов определяет направленность селективность восприятия.
| Характеристика личностных свойств и отношений- методы общей психологии;
Исследование индивидуальных особенностей и различий между людьми- методы дифференциальной психологии;
Исследование межличностных связей, статуса
и ролей личности в различных общностях- методы социальной психологии;
Исследование субъекта общественного поведения и конкретных видов деятельности – все области прикладной психологии.
Методы генетического исследования восприятия: метод возрастных срезов.
|
| Личность всегда моложе индивида.
Общим эффектом интеграции всех свойств человека как индивида, личности и субъекта деятельности является индивидуальность с ее целостной организацией этих свойств и их саморегуляцией.
|