Автор теории
| Психологич.
направление
| Модель
теории
| Развитие личности
| Ядро личности
| Периферия
Личности (типы личности)
| Метод
диагностики
| Метод
психотерапии
| Определение личности
|
1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
|
Уильям Джемс
1842-1910
| Психология сознания.
«Поток сознания».
| Сочетание конфликтных структур личности со стремлением к совершенству.
| Внутренняя активность, стремление к благосостоянию, социальная природа личности, осознанность и самоконтроль.
| Эмпирическое Я (Ego)
Духовное Я –
чувство активности.
| Чистое Я (Ego)- познающий элемент сознания
Составные части личности (1,2,3):
1) физическое Я,
Социальное Я,
Духовное Я.
2) Чувства, эмоции (самооценка);
Самоуважение=
=Успех/ Притязание.
3) Поступки (заботы о себе и самосохранение).
| Самонаблюдение
(интроспекция).
| Развитие воли и волевых качеств.
| Эмпирическое эго - познаваемый элемент в сознании личности (1,2,3).
|
Зигмунд Фрейд
(1856-1939)
| Психоаналитическое, психодинамическое, биологическое, психосоциальное
| Модель конфликта. Конфликт формирует и детерминирует жизнь человека.
Сексуальный инстинкт – основной источник конфликта.
| Инстинкты — движущая сила поведения
Первая группа (под общим названием Эрос)включает все силы, служащие цели поддержания жизненно важных процессов и обеспечивающие размножение вида.
Вторая группа — инстинкты смерти, называемые Танатос,— лежит в основе всех проявлений жестокости, агрессии, самоубийств и убийств.
Источник развития
психосекс. Стадии развития:
оральная (0-1)
анальная (1-3)
фаллическая (3-5)
латентная (5-12)
генитальная (<18)
| Ид – инстинкты (жизни, смерти)–действует по принципу удовольствия.
Либидо- энергия свойственная инстиктам жизни.
Разрушительные инстинкты - агрессия.
Эго – телесно; часть психики, состоящая из мыслительных и перцептивных процессов, отвечающая за запоминание и действия, связанные с удовлетворением инстинктов.
Принцип реальности. Защитн. Функц
ия.
Суперэго (совесть, Эго- иделы) -запреты, ценности и табу общества.
Механизм идентификации с близким взрослым своего пола
(Эдипов комплекс).
| Типы характера: оральный, анальный, фаллический, генитальный.
Механизмы защиты:
отрицание, интроспекция, проекция, интеллект-я, изоляция, уничтожение содеянного, вытеснение, сублимация. («Боль – при болезненных ощущениях появляются новые знания об органах»)
| Психоанализ – метод свободных ассоциаций, анализ сновидений, оговорок.
Невроз - душевное расстройство, обусловленное психическим конфликтом между желаниями человека и невозможностью их реализовать в РЕАЛЬНОЙ жизни.
Актуальные неврозы обусловлены причинами, относящимися к настоящему: неврастения как результат половых излишеств и невроз тревоги (страха)как результат отсутствия разрядки полового возбуждения.
Нарциссический неврозсвязан с неспособностью пациента к образованию переноса.
Невроз характера
Травматический невроз.
Невроз переноса.
Невроз органаобозначает психосоматическое заболевание.
Неврозам у взрослых всегда предшествуют детские неврозы.
| Психоанализ.
Метод свободных ассоциаций; анализ сновидений; анализ переноса; анализ сопротивления; интерпретация
| Личность взаимодействие взаимно побуждающих и сдерживающих сил.
|
Карл Густав Юнг
(1875-1961)
| Аналитическая психология
| Модель самоактуализации.
| Тенденции: стремление к целостности, необходимость, осознанная необходимость, верность своему закону, осознание своего предназначения.
Индивидуация- развитие личности в сближении сознания и бессознательного.
Индивидуация протекает как осознание ранее неосознанных потребностей, стремлений, чувств, дальнейшее их расщепление на сознат. и бессознат. части.
| Личное и коллективное бессознательное:
Личное бессознательное –состоит из переживаний, вытесненных, подавленных или игнорируемых.
Коллективное бессознательное -наследие эволюционного развития человека, возникающее на основе повторяющихся переживаний многих поколений.
Архетипы-структурные типы коллективного бессознательного.
Самость – главный архетип– центр личности, обеспечивает личности единство, равновесие и стабильность.
Анима -фемининный архетип в мужчине; анимус – маскулинный архетип в женщине.
Тень (архетипическая форма) – инстинкты,
подавляемые желания, воспоминания, опыт, противоречащие соц. стандартам.
Личное и коллективное сознательное:
Эго – центр сознания (выбор, принятие решений) строится из сознательных перцепций, воспоминаний, мыслей и чувств. Я – это сознающий ум , обеспечивает чувство самотождественности и непрерывности.
Персона (маска) – внешнее проявление того, что человек представляет миру, стиль поведения.
| Экстравертивная установка ориентирует человека на внешний, объективный мир; интровертивная установка ориентирует его на внутренний, субъективный мир. В личности присутствуют обе противоположные установки, но обычно одна из них доминирует и является сознательной, тогда как другая занимает низшее положение и является бессознательной. Если Я в отношении мира будет преимущественно экстравертировано, то личное бессознательное будет интровертировано и наоборот
Типы характера:
4 функции, которые могут развиваться по экстра/ интровертному типу: мышление, интуиция, чувства, ощущения.
| Клиническая беседа,
ассоциативный эксперимент (ассоциации на слова),
идентификация с мифологическими героями.
«Невроз – это нарушение в развитии личности –защита против внутренней деятельности души или дорого оплаченная попытка уклониться от внутреннего голоса, т.е. от своего предназначения»
Мистические неврозы - регресс психики с оживлением более древних архаических архетипов колл. бессознательного и вторжение их в сознание.
| Стадии психотерапии:
1)Аналитическая:
а) исповедь
б) разъяснение
2) Синтетическая:
а) обучение
б) трансформация.
| Личность – как полная реализация целостности существа – недостижимый идеал.
Личность- результат наивысшей жизненной стойкости, абсолютного принятия индивидуального сущего и максимально успешного приспособления к общезначимому при величайшей свободе выбора.
|
Альфред
Адлер
(1870-1937)
| Индивидуальная психология
| Самореализация, вариант совершенствования.
| Семейные констелляции (последовательность рождения, наличие отца), семейная атмосфера.
Движущие тенденции:
1) врожденное
стремление к превосходству; этот процесс начинается на 5-ом году жизни,
2) врожденное творческое Я- свободная осознанная активность
3) врожденное чувство общности – индивида и общество
| 1) Социальная детерминация поведения. Люди – в первую очередь социальные, а не сексуальные существа
2) Креативное (творческое) Я – определяет способность к свободному самовыражению.
Ядро стремится к превосходству, совершенству, власти.
Неполноценность органа-> чувство неполноценности -> компенсация
3) Уникальности личности. Центр личности –сознание.
| 1) Жизненные цели.
2) Стили жизни:
активно-конструктивный (служение + честолюбие),
пассивно-конструктивный
(привлечение внимания, обаяние)
активно-деструктивный
(отвержение власти + оставить себя в покое)
пассивно-деструктивный
(лень, отчаяние).
3) Схемы апперцепции - представление о себе и о мире.
| Расспрос о ранних воспоминаниях и событиях детства. Анализ выразительного поведения: позы, интонации
Невроз:
1) снижение уровня активности,
2) эгоистические жизненные цели,
3) низкий социальный интерес.
| Использование эмпатии, создание атмосферы поддержки, Пробуждение у клиента чувства собственного достоинства и ответственности через конфронтацию, исследование воспоминаний, сновидений и приоритетов клиента
Задачи:
1)Исследование жизненного стиля.
2)Содействие пониманию себя
3)Усиление социального интереса.
Лечение неврозов:
1) выявление ошибочных суждений о себе и других;
2) устранение ложных целей;
3) формирование новых целей для реализации личностного потенциала.
| --------------
|
1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
|
Эрих Фромм
(1900-1980)
| Гуманистический психоанализ (диалектический гуманизм)
| Самореализации вариант совершенствования + конфликт. Двуаспектность человека зависимого от природы, и человека социального
составляет базовое противоречие человеческого существования
| Зависит от типа взаимоотношений с родителями: симбиотические, отчужденно-деструктивные, любовь.
Экзистенциальные дихотомии:
жизнь и смерть, идеальная самореализация - конечность жизни,
одиночество -тяга к людям.
Смысл существования в разрешении противоречия между свободой и безопасностью.
| Потребности:
в установлении связей, общении (подчинение и власть- любовь),
потребность в трансценденции, в преодолении пассивности и случайностей нашего существования в преодолении себя (разрушение- созидание, творчество),
потребность в преданности
потребность в осознании наших корней, в укоренении в мире (фиксация- целостность), дающая нам ощущение безопасности,
в идентичности (принадлежность группе - индивидуализм), стремление к идентификации дает нам понимание самих себя,
в наличии системы ценностей (иррационализм – рационализм).
Стремление выразить свою человеческую природу. Три основных направления взаимоотношений человека с окружающим миром (с человеком, группой, соц. институтом) - это подчинение, власть, любовь.
| «Социальный характер» – основное приобретенное свойство, относительно постоянная совокупность всех устремлений индивида, не являющихся инстинктивными по своей природе.
Ориентации:
рецептивная (источник благополучия вне), эксплуатирующая (источник благ во вне, агрессивен), накапливающая ( не верит в возможность получения из вне),
рыночная (продать себя), продуктивная самореализация – труд, любовь, мысль.
Бегство от свободы в поисках безопасности:
авторитаризм (стремление к господству),
разрушительность (попытка преодолеть чувство неполноценности- устранение объектов сравнения), автоматизирующий конформизм ( стремление перестать быть собой).
| Способность находить компромиссы для удовлетворения потребностей характеризует степень психологического здоровья, неспособность- уровень невротизма.
Источник всех неврозов - нарушение целостности единства человека с природой
Диагностика.
Расспрос о снах и ассоциативных связях с ними,
наблюдение.
Расстройства
личности:
1) Некрофилия- разрушение, жестокость.
2) Злокачественный нарциссизм: по отношению к телу -ипохондрия,
3) критика себя – депрессии,
4) инцестуальный симбиоз – зависимость от матери.
Синдром упадка - тяжелое психич. откл. - комбинация 1,2.4 -Гитлер
| Гуманистический психоанализ.
Терапевт и пациент- два человека , вовлеченные в процесс общения друг с другом.
Установление утраченного единства с миром. Самопознание.
Синдром роста –биофилия, любовь, абсолютная свобода – норма.
| Личность – сумма врожденных и приобретенных психических свойств, характеризующих уникальность человека.
|
Карен Хорни
(1905-1952)
| Гуманистический психоанализ, социальный подход
Неофрейдизм.
| Модель конфликта - базальный конфликт между потребностью и ее удовлетворением.
| Движущие силы: влияние культуры и семьи.
Социокультурные отношения, любовь, чувство защищенности
| Ид, Супер-эго, Эго (Я)
Реальное Я – врожденные возможности: темперамент, таланы, способности.
Идеальное Я – каким Я хотим быть - основано на доминир. межличностной защите и чертах, которые она идеализирует.
Идеализированное Я – каким Я видим себя.
| Стратегии поведения (преодоление базальной тревоги):
к людям (уступчивость),
против людей (экспансия),
от людей (изоляция)
3 типа:
1) нарциссисткий
2) перфекционистский.
3) надменно-мстительный.
| Самоанализ, выяснение защитной стратегии.
Этиология невроза - базальная тревога – в результате отсутствия чувства безопасности в межличн. отношениях
Невротические (избыточные) потребности:
1) в любви и одобрении;
2) в "партнере – опекуне";
3) в узком ограничении жизни; 4) в силе;
5) стремление эксплуатировать других;
6) в значимости. 7) быть объектом восхищения;
8) стремление к личным достижениям;
9) в самодостаточности и независимости;
10)- в совершенстве и безупречности.
| Пять компонентов:
наблюдение,
понимание, интерпретация,
помощь при сопротивлении,
простая человеческая
Цель – не в том, чтобы овладеть инстинктами, а чтобы снизить тревогу.
| Личность результат наивысшей стойкости
|
Гарри Стэк
Салливан
(1892-1949)
| Межличностная психиатрия.
| Модель
конфликта. Жизнь это компромисс между стремлением к удовлетворению и защищенностью
| Трансформация энергии напряжения на трех уровнях: прототаксическом- изолир ощущ, эмоц., паратаксическом- причинные связи, синтаксическом- символы и речь.
Периоды развития:
младенчество - персонификации «мать-хорошая», «мать- плохая» персон. Я, зачатки «Я-системы», детство –речь, укрепляется «Я-система», перс. идола,
ювениль. - социал., формир стереотипов, установок, предъюность – динамизм близости,
ранняя юность – динамизм секс. влеч. конфликтует с дин. близости, ранняя юность - секс. влечение, поздняя юность – переход к зрелости.
| Ядерные тенденции напряжения -согласованные потребности:
стремление к удовлетворению на биологич. уровне, движ/ сила –депривация потреб.,
стремление к безопасности, защищенности на - соц. уровне, уровне сознания как тревога,
мотив могущества – чувства.
Напряжение рассогласованное- тревога- это инструмент структурирования личности , продукт межличностных отношений; первоначально она передается от матери к ребенку и впоследствии связана с угрозой безопасности
Динамизмы (рассогласовывающие, изолирующие, согласовывающие) - конкретные образцы поведения. устойчивый паттерн энергетических трансформаций,
Я-система –центральный динамизм – начало развития в возрасте 12-18 месяцев. Я-система, являясь стражем безопасности, исключает неконгруэнтную информацию, и, таким образом, из опыта не извлекается польза.
Персонофикации –мыслительные образы самих себя и других людей.
| Психические расстройства имеют межлич. природу.
Системы личности, паттерны поведения, персонификация.
Формы защиты
-диссоциации,
вытеснение,
паратаксичекие искажения – проекция,
селективное игнорирование – отказ замечать явления, вещи, сублимация – норма.
| Психотерапевтическое интервью:
1) формальное вступление
2) исследование
3) подробный опрос
4) заключение/ перерыв Дружеское, человеческое общение.
| Взаимодействие между пациентом и терапевтом на основе доверия, снимающее тревогу.
| Личность – сущность гипотетическая, "иллюзия", которую нельзя наблюдать и изучать вне межличностных ситуаций.
Единица анализа – не личность, а межличностная ситуация.
Личность образуется не внутрипсихическими событиями, а межличностными. Личность обнаруживается только тогда, когда человек так или иначе ведет себя по отношению к одному или нескольким другим.
|
Виктор Франкл
(1905-1997)
| Гуманистическое направление, логотерапия
| Самореализация
| Стремление к смыслу –основная движущая сила развития личности
Трансценденция:
совершение дела
переживание ценностей
борьба за смысл жизни
| Стремление к смыслу, (иерархия смыслов,
смысл жизни- совесть помогает поиску смыслов,
свобода воли связана с ответственностью.
Совесть- интуитивная способность.
Каждая отдельная личность есть нечто абсолютно новое.
Личность есть нечто абсолютно новое.
Личность духовна.
Личность экзистенциальна.
Личность соотносится с Я, а не с Оно; она не находится под диктатом Оно.
Личность динамична.
Личность постигает саму себя не иначе как через трансцендентное.
| Смысл любви, смысл страдания – система смыслов, системы ценностей, конфликт между системой ценностей
| Выявление ценностей, конфликты между ценностями.
Отсутствие смысла порождает у чел. состояние экзистенциального вакуума, являющегося причиной ноогенных неврозов.
Нусогенные (нус- разум) неврозы – конфликт между различными ценностями., нравственные конфликты
Не все конфликты невротичны.
Экзистен. фрустрация , экзистен. вакуум.
Коллективные неврозы,
симптомы:
1) эфемерное отношение к жизни;
2) фаталистское отношение к жизни
3) конформизм, или коллективное мышление, что ведет к
отрицанию своей собственной личности.
4) фанатизм, что ведет к отрицанию личности в других.
Эфемерная позиция и фатализм - проблема Запада, конформизм (коллективизм) и фанатизм - доминируют в странах Востока.
| Гуманизированная психиатрия.
Поиск утраченного смысла человеческого существования.
Открытость консультанта и заинтересованность в познании; признание уникальности личности клиента; акцент на отношениях; преодоление неопределенности; конфронтация.
| Личность - естьстремление к смыслу.
«Ответить на вопрос о смысле бытия всегда предполагает бытие смысла». Личность не только есть единство и целостность, она еще и создает единство и целостность: она создает телесно-душевно-духовное единство и целостность, которой и является человек.
|
Эрик Эриксон
(1902-1994)
| Эго-психология, Эпигенетическая теория.
| Модель конфликта
| Развитие Эго связано с социокультурным контекстом, историческими условиями
8 стадий развития, сопровождающихся кризисами.1) 1-год – орально-сенсорная – формирование доверия к миру, 2) 1-3 г – мышечно-анальная- формирование автономиии и стыда,3) 3-6 лет – локомоторно-генитальная- формирование инициативности вины, 4) 6-12 лет – латентная – развитие трудолюбия или чувства неполноценности, 5) 12-19 лет – закладывает основу Эго-идентичности или ролевогоссмешения, 6) 20-25 лет – ранняя зрелость- формирование чувства интимности или изоляции, 7) 24-64 г – средняя зрелость – чувство продуктивности или застоя,
8) 65- поздняя зрелость – Эго- интерграция или отчаяние.
Личный и социальный кризис.
| 1) Акцент на изменениях, происходящих в процессе развития на протяжении всей жизни человека;
2) Акцент на «нормальном», или «здоровом», а не на патологическом;
3) Особое значение, придаваемое им достижению чувства идентичности;
4) Попытки сочетать клинические наблюдения с изучением культурных и исторических факторов в объяснении структуры личности.
Акцент на Эго- автономная система - основная функция социальная адаптация, взаимодействует с реальностью при помощи восприятия, мышления, внимания, памяти, способствуя развитию компетентности.
Преодоление жизненные трудности психосоциального характера Ид, супер-эго.
| Развитие по стадиям формирования личности
Эпигенетический принцип:
«1) в принципе, личность развивается ступенчато, переход от одной ступени к другой, готовностью личности двигаться в направлении дальнейшего роста, расширения осознаваемого социального кругозора и радиуса социального взаимодействия;
2) общество, в принципе, устроено так, что развитие социальных возможностей человека принимается одобрительно, общество пытается способствовать сохранению этой тенденции, а также поддерживать как надлежащий темп, так и правильную последовательность развития»
| Эго идентичность, переживание, кризисы, эпигенетический подход- модель эмбриона.
первые четыре стадии развития- детерминированы влиянием социума; последние четыре стадии - разрешением внутренних конфликтов.
| Психоаналитический подход
| Личность развивается на протяжении всей жизни, каждый последующий этап накладывается на предыдущий.
|
Абрахам Маслоу
(1908-1970)
| Гумманистическая теория
Концепция психически здорового человека.
| Самоакуализация.
| Тенденция к самоактуализации- самоуважение , признание, принадлежность и любовь, безопасность стабильность, физические потребности.
Существенное значения для развития личности – моменты пиковых переживаний
| Я-концепция,
Я- в центре личности.
Я -прошлое,
Я - настоящее.
Базовые потребности (дефициентные) – это потребности в пище, привязанности, безопасности, самоуважении и т.п.
Метапотребности (потребности роста) – это потребности в справедливости, доброте, красоте, порядке, единстве и т.п.
Иерархия (треугольник) потребностей в порядке их очередности:
- физиологические потребности;
- потребности безопасности и защиты;
- потребности принадлежности и любви;
- потребности самоуважения;
- потребности самоактуализации, или потребности личного совершенствования
| Все потребности личности, выявление отношений к самому себе
Каждый человек должен сознательно выбрать собственный путь самосовершенствования, стремясь стать тем, кем он может быть в жизни. Самоактуализирующиеся люди имеют следующие характеристики.
1) Более эффективное восприятие реальности.
2) Приятие себя, других и природы.
3) Непосредственность, простота и естественность.
4) Центрированность на проблеме.
5) Независимость: потребность в уединении.
6) Автономия: независимость от культуры и окружения.
7) Свежесть восприятия.
8) Вершинные, или мистические,
переживания
9) Общественный интерес.
10) Глубокие межличностные отношения.
11) Демократичный характер
12) Разграничение средств и целей.
13) Философское чувство юмора.
14) Креативность.
15) Сопротивление окультуриванию.
| Выявление отношений к самому себе, ведущие потребности, дефицит потребностей.
Невроз - все, что нарушает, фрустрирует или искажает само-актуализацию.
Комплекс Ионы (Jonah complex). Страх и сомнение в своей способности достичь самоактуализации.
| Помощь в восприятии реальности, принятии себя, других, природы, формирование естественности восприятия, чувства юмора, творчества. Психотерапия есть все, что помогает вернуть человека на путь само-актуализации и развития в том направлении, которые диктует его внутренняя природа
| Личность - философское понимание природы, своего Я, человеческой природы, социальной жизни и физической реальности.
|
Эрик Берн (1910 -1970)
| Транзактный анализ
| Модель конфликта.
Конфликт между либидо и мортидо.
Либидо – это энергия воли к жизни, сохраняющей род.
Мортидо- энергия к смерти, сохраняющий индивида, если объектом является его враг.
| Смена способов и направлений удовлетворения желаний
Достижение ощущения безопасности»
Поиск свободы от беспокойства.
Человек должен научиться управлять тремя группами сил: 1) самим собой;
2) другими людьми;
3) силами природы – это называется принципом реальности (ПР.)
| Эго (Я)- формируется в раннем детстве из части энергия либидо и мортидо;
- управление психикой в соответствии с принципом реальности.
Три состояния Эго (Я):
1) Родитель(Р) - авторитарные тенденции индивида;
2) Ребенок (дитя- Д) – занимает подчиненную позицию,
3 ) Взрослый (В) – умение отстаивать свое мнение.
Ид – энергия либидо и мортидо, влияет на психику путем смены, подстановки объектов.
Супер-эго содержит:
1) бессознательные образы родителей;
2) идеал-эго – образы того, каким он хотел бы быть;
3) советь – образ того, что хорошо, что плохо.
| Трансакция
- единица общения.
Трансакционный стимул,
трансакционная реакция.
Сценарии поведения.
| Определение 20 состояний, оценка форм коммуникации Невроз – потеря контроля над телом и психикой проявляется в виде невроза.
Невроз - скрытое выражение желаний.
Невроз – нарушение
| Цель терапии достижение понимания проблем и, как следствие, изменение личности. Цель восстановление равновесия по состояниям и отработка сценариев общения.
Основа ТА - модель эго-состояний. Эго-состояния – это совокупность связанных друг с другом способов поведения, мыслей, чувств, это способ проявления личности в данный момент.
Концентрация на ранних воспоминания клиента.
Техники:
дознание, уточнение, конфронтация, иллюстрация и кристаллизация.
| Я – это энергетическая система, напряжения которой вызывают желания.
«Наиболее плодотворно думать о человеческой личности как
разделенной на три части, или, еще лучше, осознавать, что
каждый индивид представляет собой три различные личности»
|
К арл Роджерс
(1908-1987)
| Феноменологическая теория или Я-концепция.
| Актуализации
| Тенденции к актуализации
В наилучшем положении для понимания поведения индивида находится сам индивид.
Всякий опыт и всякое переживание в жизни индивида либо
а) символизируются, воспринимаются и организуются определенным образом в их отношении к его Я, либо
б) игнорируются, если не воспринимаются как имеющие отношение к его Я, либо
в) отрицаются или искажаются в символизации как несовместимые со структурой его Я.
| Самость.
Личность как целое включает структуру Я и сферу опыта.
|