Главная страница
Навигация по странице:

  • 2.1. Власть, управление и социальные регуляторы в первобытном обществе

  • Власть и управление в первобытном обществе.

  • Особенности социальных регуляторов.

  • 2.2. Переход от присваивающей экономики к производящей (неолитическая революция) как одна из причин возникновения государства. Основные формы

  • Основные формы возникновения государства.

  • 2.3. Отличие государства от первобытного общества

  • *(13) Города-государства.

  • 2.4. Происхождение права. Обычное право. Правотворчество

  • Становление судебной власти.

  • 2.5. Основные теории происхождения государства и права

  • Вопросы для самоконтроля

  • Учебное пособие (2е издание, переработанное, дополненное и исправленное). М. Проспект, 2011


    Скачать 2.37 Mb.
    НазваниеУчебное пособие (2е издание, переработанное, дополненное и исправленное). М. Проспект, 2011
    Дата22.07.2022
    Размер2.37 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаTeoriya-gosudarstva-i-prava_Vlasenko-N.A_2011-416s.pdf
    ТипДокументы
    #634802
    страница4 из 33
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   33
    Тема 2. Происхождение государства и права
    1. Власть, управление и социальные регуляторы в первобытном обществе.
    2. Переход от присваивающей экономики к производящей
    (неолитическая революция) как одна из причин возникновения государства. Основные формы возникновения государства.
    Военная демократия.
    3. Отличие государства от первобытного общества. Города- государства.
    4. Происхождение права. Обычное право. Правотворчество.
    Становление судебной власти.
    5. Основные теории происхождения государства и права.

    2.1. Власть, управление и социальные регуляторы в
    первобытном обществе
    Появление государства и права тесно связано с развитием экономических отношений, социальной власти, нравственных и иных правил, семьи и много другого, что неотъемлемо от человеческой жизни, переплетается с ней, образует ее условия и является необходимой основой. По данным современных наук, около 3,5-5 млрд. лет назад в результате эволюции материи на планете Земля возникла жизнь, появилась и стала развиваться биосфера. Около всего лишь 40 тыс. лет назад, а по современным данным еще раньше появился человек (homo sapiens - человек разумный). Это результат существования и активного формирования (около 2 млн. лет) - согласно материалистической концепции - человека умелого (homo habilis). Элементы государственности (армия, полиция и др.) и первые государственные образования возникли относительно недавно (Древний Египет - начало III тыс. лет до н.э.; Китай -
    II тыс. лет до н.э.; европейские государства, например Россия - более 1 тыс. лет назад).
    В первобытном обществе люди жили малыми родственными группами. Охота и собирательство дакоросов являлись источниками их существования. Отсутствие производства обрекало человека на полную зависимость от природы. Период присвоения преимущественно готовых продуктов природы характеризуют как период собирательства (сбор плодов, кореньев и др.). Кроме этого, первобытные племена занимались примитивной охотой и рыболовством и др. При этом неукоснительно реализовывались два принципа - все, что добывалось, сдавалось в "общий котел" и перераспределялось между всеми. Каждый член рода получал определенную долю из добытого. На иных началах первобытное общество просто не могло существовать и было бы обречено на вымирание.
    Появлению человеческого рода - группе лиц, связанных кровнородственными связями, - предшествовало стадное существование человека в виде неоформленной группы, орды.

    Господствовал групповой брак. Род как организационная форма есть результат более позднего развития так называемого "умелого" человека. Род предполагал личные, родственные отношения, но не территориальные. Это была своеобразная производственно-хозяйственная ячейка, производственно- хозяйственный коллектив. В основе такой формы бытия лежали коллективный труд, совместная собственность, общее потребление материальных благ.
    Итак, организационной формой первобытного общества являлся род, основанный на кровнородственных отношениях его членов. Несколько родов объединялись во фратрии, которые, в свою очередь, объединялись в племена, нередко объединявшиеся в союзы. Такой союз характеризуют как кровнородственный, но, обратим внимание, не территориальный.
    Все члены рода связаны трудовыми функциями и общей задачей сохранения рода.
    Первоначальную родовую организацию часто называют периодом матриархата. Во-первых, потому что потомство можно было определить только по женской линии. Во-вторых, женщины- матери играли главную роль в хозяйстве рода. Именно она, в большей мере, занималась земледелием, ремеслом и другими видами домашних работ. Воспитание детей и привлечение их труду также входило в обязанности женщин родовой общины.
    Роль мужчины возросла значительно позже, и на смену матриархата пришел период патриархата. Функции земледелия, ремесла, использование животной тяги (кроме охоты, рыболовства) мужчины взяли на себя, не бросая главную задачу
    - защиту рода от нападения. Родство стали вести по мужской линии. Подчеркнем: от охоты, рыболовства и собирания дикоросов мужчины переходят к постоянному производству внутри рода - земледелию, выращиванию скота и ремеслу. Роль мужчины, как отмечалось, начинает возрастать, а жизнь рода в целом все менее зависеть от природных условий.
    Власть и управление в первобытном обществе.
    Обрисованному выше способу производства соответствовали и определенная организация первобытной власти, и соответствующая система правил поведения. Такую власть и
    форму ее организации принято называть первобытной демократией, первобытным самоуправлением. Основное, что здесь следует подчеркнуть, - это отсутствие специального отряда людей, занимающихся только отправлением властных функций и управлением (другими словами - отряда чиновников). Власть в первобытном обществе основывалась на социальных нормах.
    Подчинение имело естественный характер и определялось единством интересов всех членов рода. Власть в первобытном обществе имела личностный характер, распространялась только на членов рода и не имела территориального характера.
    Социальные правила, их реализация поддерживались авторитетом власти вождей и старших по возрасту. Данные нормы регулировали трудовой обмен, брачные и семейные отношения, воспитание детей и др.
    Поскольку власть в первобытном обществе в значительной мере основывалась на авторитете и на возможности жесткого принуждения, нарушитель правил поведения, установленных в роду мог быть строго наказан, вплоть до изгнания из рода, что означало верную смерть.
    Высший орган власти - родовое собрание всех взрослых членов рода. Собрание избирало старейшину, военачальника - лидера, который обладал мудростью, жизненным опытом, организаторским талантом и мог предвидеть будущие события заблаговременно. Такими лидерами в большинстве случаев были мужчины. Таким образом, первобытное общество имело мужскую управленческую иерархию, которая строилась по признаку возраста и личных качеств. Вождь (военачальник) мог быть смещен в любое время, следовательно, его власть не была наследственной. Заметим, что у одних народов в собрании участвовали и мужчины, и женщины, без какого-либо преимущества в праве. У других родовое собрание было прерогативой мужчин. Кроме избрания лидера, собрание решало и другие важнейшие вопросы - войны, мира, перехода на другие земли, изгнания членов рода. Избранный старейшина, глава рода совместно с советом (старцами, заслуженными войнами и т.д.) осуществлял повседневное руководство родовой общиной.
    Подчинение и дисциплина покоились на единстве интересов всех
    членов рода и авторитете власти. У большинства народов род являлся первоначальной ячейкой; они нередко объединялись во фратрии (Древняя Греция), последние образовывали племена.
    Так или иначе, в основе такого организационного построения лежал принцип родства.
    Итак, система управления в первобытном обществе строилась следующим образом: вождь; совет старейшин; собрание членов рода.
    Характерные черты власти в первобытном обществе - это выборность, сменяемость, срочность, отсутствие привилегий и ее общественный характер.
    Особенности социальных регуляторов.
    Разумный человек, его появление связано с одновременной выработкой правил поведения
    (специальных регуляторов).
    Любая социальная общность, какой являлся род, предполагает упорядоченность общественных отношений, стабильность.
    Достигнуть этого можно не только с помощью власти, но и социальных правил. Предпосылками появления социальных норм можно считать развитие экономических и материальных отношений; более поздние исследования говорят и о роли запрета на инцест (кровосмешение). По мнению многих исследователей, именно этот фактор являлся исходным в выделении человека из мира природы и лежит в основе постоянных коммуникаций соседствующих родов и племен.
    Социально значимые отношения регулировались обычаями, ритуалами, обрядами, мифами, моральными и религиозными велениями, созданными на основе повседневного опыта и несущими воспитательную нагрузку, и выражающими волю всего общества.
    Обычаи - исторически сложившиеся правила поведения, вошедшие в привычку в результате многократного повторения.
    Является одним из основных регуляторов, сложившихся, как указывалось, в результате длительного повторения и вошедших в привычку. С помощью такого мощного регулятора, как обычай, регулировались производство, обмен товарами, брачные отношения, воспитание детей, отношения с другими родами и племенами и т.д. Понятно, что по содержанию обычаи были
    самые разные и закрепляли, например, принципы общей собственности на землю, леса и берега, а также порядок и сроки обмена товарами, начала первобытной нравственности, справедливости, представления о добре и др.
    Обряды - правила поведения, заключающиеся в символических действиях и глубоко проникающие в психику человека и преследующие воспитательные цели.
    Религиозные нормы - правила поведения, регулировавшие отношения между людьми на основе их религиозных представлений. Данные правила поведения регламентировали поведение людей на основе религиозных представлений.
    Религиозные правила в жизни человека пришли позже обычаев и табу. Человек не мог объяснить многие явления природы, слепо им покорялся, веря в сверхъестественное. Обязательной составляющей религиозного воспитания являлось жертвоприношение богам даров; часто это были животные, иногда и люди.
    Миф - предание, сказание, повествование о богах, духах, обожествленных героях, первопредках, возникающее в первобытном обществе.
    Важное значение имели табу (запреты), с помощью которых защищались все отношения в роде. Нередко они отрывались от реальности и обретали мистический характер. Нарушение табу толкало на самоубийство, подвергало человека в ужас, что известно и современности.
    В первобытном обществе существовало единство мифологических регуляторов, ибо виды норм не выделялись так же, как права и обязанности
    *(10)
    . Данные регуляторы получили название - мононормы - единые, недифференцированные правила, содержащие обычаи, религиозные, моральные и иные положения. Нормативная система представляла непререкаемые и, безусловно, обязательные предписания поведения, которые гарантировались всеми членами первобытного общества и обеспечивали сплочение рода и общины.
    2.2. Переход от присваивающей экономики к производящей
    (неолитическая революция) как одна из причин

    возникновения государства. Основные формы
    возникновения государства. Военная демократия
    Современные науки (экономические, этнографические и др.) считают, что появление собственности, государства, правовых норм, политики, моногамного брака и др. связано с глобальным изменением, происшедшим и в развитии экономики. Это так называемый переход от присваивающей экономики к производящей.
    Период присваивающей экономики характеризовался неразвитостью производства, полной зависимостью человека от природных условий. Этот этап в истории человека называют периодом присвоения готовых продуктов
    (период собирательства). Человек, как отмечалось, собирал дикоросы
    (плоды, коренья, орехи и т.п.), охотился и занимался рыболовством. Иначе говоря, человек специально ничего не возделывал - не выращивал зерновые, не растил скот и др.
    Потребовались многие и многие тысячелетия, чтобы примитивные орудия труда стали более современными
    (появились лук, стрелы, топор). Много позднее производятся бронзовые, затем железные орудия труда и промыслов.
    Присваивающая экономика, примитивный характер производства, абсолютная зависимость от природных условий предполагали коллективное проживание, если не сказать, существование. Добывать пропитание приходилось сообща, что облегчало добычу продуктов и гарантировало выживание.
    Коллективной форме существования, коллективному труду способствовала коллективная форма собственности на охотничьи и рыболовные угодья, земледельческие участки, берега рек, острова, добытая пища и т.д. Коллективному способу существования и аналогичной форме собственности соответствовали уравнительные отношения в сфере распределения добытого. Итак, присваивающая экономика характеризовалась:
    - примитивным способом производства и примитивными орудиями труда;
    - зависимостью человека от природных условий;

    - коллективной собственностью на средства производства;
    - отсутствием четко выраженного разделения труда между мужчиной и женщиной, взрослыми и подростками;
    - уравнительным распределением материальных благ
    (продуктов питания и др.).
    Переход общества от собирательства, занятий охотой и рыболовством, т.е. действий присваивающего хозяйства к производящему производству - скотоводству, плуженному земледелию, начался около 10-15 тыс. лет назад.
    По мнению
    Ф. Энгельса, появлению государства предшествовало три стадии крупного общественного разделения труда.
    Первое крупное разделение труда - выделение скотоводства (кроме того, скот приобретает функцию денег).
    Появляется необходимость привлекать дополнительную рабочую силу, которую можно было получить в ходе войн (военнопленные становятся рабами, их перестают убивать).
    Первое крупное общественное разделение труда стало основанием и первого крупного разделения общества на классы - господ и рабов, эксплуататоров и эксплуатируемых.
    В этот же исторический период появляется примитивный ткацкий станок, налаживается плавка металлических руд и обработка металлов (медь, олово, бронза, позднее - железо).
    Итак, охотничий промысел и рыболовство уходят на второй план.
    Человек стал понимать, что разведение скота более эффективно, ибо гарантирует пропитание, обеспечивает производителя тягловой силой, дополнительным сырьем
    (шерсть, шкура и др.), которое давало возможность для развития производства (кожевенного, мехового и др.). Появление собственного стада, производства привело к обмену, о чем пойдет речь ниже.
    Второе крупное разделение труда связано с отделением ремесла от земледелия. Совершенствование орудий труда и производственных технологий повысило ценность человеческой рабочей силы и привело к увеличению численности рабов для мастерских, рудников и полей. Возникает товарное производство
    - производство, результатом которого становится товар (металл,
    зерно, орудие и др.), который можно обменять, продать и т.д.
    Благородные металлы
    (золото, серебро) становятся преобладающим и всеобщим товаром - деньгами, которые пока не чеканят, а обменивают по весу. Факт отделения земледелия значим еще двумя обстоятельствами. Во-первых, как свидетельствуют научные данные, это дало толчок к совершенствованию орудий труда и производства, появлению дорожной системы, а, во-вторых, повысило ценность рабочей силы рабов, которых теперь не убивали, но нещадно эксплуатировали на земледельческих участках.
    Последнее - третье - крупное разделение труда связано с формированием особого слоя купцов, профессионально занятых в сфере обмена товаров. Для этого периода характерны появление металлических денег и чеканной монеты, возникновение частной собственности на землю, ростовщичество.
    Развитие торговли и ремесла ведет к миграции населения, возникновению городов и поселений. Теперь на одной территории проживают члены разных родов, чужестранцы, рабы.
    Члены родов оказались разрозненными и уже не собираются для решения общинных дел. Теряющая силы родовая организация власти неизбежно требовала новую властную структуру - государство
    *(11)
    Происхождению семьи в первобытном обществе немало способствует развитие производства, возможность трудиться одной семьей. Выделение семьи из рода ведет к обособленному владению имуществом, а затем и к обособленной частной собственности, что неизбежно создает предпосылки к имущественному неравенству, появлению частных интересов, интересов семьи, семейной общины, отличающихся от целей общества. Как следствие, общественные функции все более обретают характер государственных функций, осуществляющихся особыми людьми, прежде всего отдельных аристократических семей.
    Между тем моногамная семья появляется не сразу, ей предшествуют следующие этапы развития:
    - исключение инцеста между родителями и детьми;

    - исключение из полового общения связи между братьями и сестрами; все мужчины одного рода являются мужьями женщин другого рода;
    - формированием неустойчивой семьи, образуемой путем последовательного исключения из нее сначала более близких, а потом все более отдаленных родственников;
    - появлением моногамной семьи, достаточно прочного союза между мужчиной и женщиной, близкого к современному пониманию семьи.
    Парная семья крепнет, приобретает возможность трудиться самостоятельно, отдельно. И здесь достигается главное - мужчина, глава семьи может передать по наследству имущество своим детям, тем самым укрепляется его власть в семье, появляется институт наследования. Семья начинает выделяться из рода, игнорирует его, противопоставляет себя родовой общине.
    Появление частной собственности и семьи усиливает эксплуатацию, соплеменники и рабы становятся средством эксплуатации. Имущественное неравенство возрастает, а принцип равенства в имущественном положении и распределении материальных благ, характерный для периода родовой общины, вытесняется.
    Основные формы возникновения государства.
    Период присваивающей экономики, для которого характерны такие формы организации первобытных людей (орда), затем позже - род, приходит к концу. Наука тому называет разные причины, среди которых закономерное развитие умственных способностей человека, его двигательно-мышечной системы, похолодание
    (многие ученые пишут о достаточно резком похолодании на планете в результате возможных природных катаклизмов, например, столкновение планеты Земля с гигантским метеоритом), развитие производства, совершенствование орудий труда и т.д. Так или иначе, процессы разложения родового строя, одновременно способствующие появлению элементов государственности многообразны и, безусловно, влияли друг на друга.
    Ряд авторов
    (Т.В. Кашанина,
    Л.А. Морозова,
    В.В. Оксамытный и др.) выделяют два основных пути
    возникновения государства - восточный и западный, кроме того, высказывается мнение о существовании смешанного
    (интегративного) типа.
    Восточный (азиатский) путь возникновения государства присущ странам Древнего Востока, Африки и др. Здесь значительное влияние на возникновение государства оказали географическое положение, неблагоприятные климатические условия, необходимость строительства крупных ирригационных сооружений и их эксплуатация, что способствовало объединению людей и появлению управляющего слоя общества. Частная собственность в формировании такого типа государства существенной роли не играла.
    Западный (европейский) путь возникновения государства характерен для Афин и Древнего Рима, где основополагающим фактором была частная собственность и как следствие - существовало классовое разделение людей.
    Защита собственности и собственников явилась одной из первопричин появления государственности.
    Смешанный (интегративный) путь характерен сочетанием различных обстоятельств, ряд из которых становится определяющим, главенствующим. Например, для одних народов
    (в том числе и восточных славян) зарождение государства связано с процессом формирования племенных союзов, консолидирующихся как реакция на постоянные угрозы нападения и набеги воинственных соседей. Такие союзы становятся военными объединениями с сильной властью вождя и его окружения. Здесь государственность возникает на предфеодальной основе с сохранением свободы земледельцев и их прав собственности
    *(12)
    Ф. Энгельс в работе "Происхождение семьи, частной собственности и государства" предложил собственный взгляд на эту проблему, которая многие десятилетия доминировала в отечественной литературе. В настоящее время она также поддерживается многими современными учеными.
    Афинская - классическая форма, появившаяся в результате реформ Тесея, Солона и Клисфена. Родовая организация разрушалась постепенно, ее органы заменялись новыми, уже
    образованными по территориальному признаку.
    Здесь государство возникло в силу так называемых внутренних причин в связи с развитием общества, его основ - производства, разделения труда, торговли, появления денег и частной собственности.
    Было учреждено центральное управление - Совет.
    Население было разделено на эвпатридов (благородных), геоморов (землевладельцев) и демигуров (ремесленников). При этом только первые могли занимать общественные должности.
    Во главе стоял избранный от территориальных племен Совет пятисот. Создается полицейская служба, состоявшая из рабов, которые были абсолютно бесправны.
    Древнеримская. Здесь государство возникает в результате борьбы патрициев (членов римских родов) и плебеев (пришлого населения в Древнем Риме). Роды (10) объединялись в курию, а
    10 курий - в племя. Во главе рода стоял старейшина; старейшины 300 родов составляли сенат. Народное собрание
    (собрание курий) избирало царя, принимало законы. Плебс - это свободные люди, владеющие собственностью, выплачивающие налоги (при этом они не могли занимать должностей, участвовать в собраниях). В результате реформ было образовано новое народное собрание, в котором участвовали все, несущие воинскую службу (реформы Сервия Туллия). Таким образом, органы родовой власти древних римлян стали выполнять государственные функции (III-IV вв. до н.э.).
    Как отмечалось, власть была устроена по принципам, не допускающим плебеев к ее организации и функционированию, в том числе выборным основам. Все это не могло устраивать плебеев. Во-первых, как указывалось, это были свободные люди.
    Многие, хотя в прошлом и были рабами, либо их предки, но отличившись в военных походах, по обычаям древних римлян получили свободу, землю, знаки почетов. Они платили налоги, несли воинскую повинность, обладали частной собственностью
    (нередко значительной), имели военную выучку. Это была сила, сила достаточно грозная, другими словами - это внутри заложенный конфликт, противоречие между двумя большими группами населения.

    Император Сервий Туллий провел реформу, разбив все население по принципу центурий (наличия имущества) на шесть классов. Право голоса, право на участие в формировании государственных органов теперь определялось не кровью, а количеством недвижимой собственности. Таким образом, родовой принцип организации власти рухнул, общество перешло в фазу государственного строительства с той лишь особенностью, что привилегиями обладали богатые. Таким образом, шлюзы в формировании государственной власти и государства в целом были открыты.
    Древнегерманская форма появления государства связана с завоеваниями диких германских племен (варварами) больших территорий, населенных различными народами, в том числе
    Римской империи. Поскольку господство над захваченными территориями было несовместимо с родовым строем, в германских племенах была организована власть над провинциями: крупный военачальник назначается центральной властью (наместником), при нем образуется постоянное войско.
    При наместнике существовал совет - из местной знати, как совещательный орган. Во главе областей становятся графы.
    Отсюда появились понятия наместничество, графство.
    Итак, ход истории не умалим, он движим развитием производительных сил, укреплением отношений частной собственности, разрушением родовых отношений и укреплением семейных, что закономерно ставит вопрос о новой форме организации общества, и такая форма находится - государство.
    Иначе говоря, в основе появления государства лежат определенные условия, причины. Теоретически их можно подразделить на экономико-политические и социальные.
    Понятно, что такое их разделение во многом условно, ибо экономические и политические предпосылки часто отделить друг от друга сложно.
    К экономическим и политическим условиям появления государства можно отнести:
    - крупное общественное разделение труда и появление постоянных производств (скотоводство, земледелие);
    - углубляющую специализацию труда (земледелие,
    скотоводство, ремесло, товарообмен);
    - появление частной собственности;
    - необходимость охраны частной собственности от внешних захватчиков, "внутренних" любителей поживиться за счет другого;
    - необходимость охранять границы территории, где находится производство, объекты частной собственности, проживает население;
    - обеспечение постоянного управления обществом, постоянное контактирование с населением в лице правителей соседних территорий;
    - защита интересов собственников за пределами территории производства.
    К социальным предпосылкам:
    - выполнение так называемых общих дел - строительство и обеспечение функционирования дорог, морских и речных портов и причалов, почты, ирригационных сооружений; борьба со стихийными бедствиями, эпидемиями и т.д.
    Родовой строй оказался бессильным в решении этих вопросов. Общество вынуждено было искать иные формы своей организации, вынуждено было опираться на силу и авторитет государства. Однако государство появилось не сразу, ему предшествовал достаточно длительный период так называемый военной демократии.
    Военная демократия.
    Положение об этапе военной демократии наиболее развернуто обосновал Ф. Энгельс, по мысли которого между негосударственной (первобытной) и государственной формами организации общества лежал период военной демократии. Первобытное общество, родовая община не выдерживает тех изменений, которые происходят в экономической, социальной и иных сферах. Первобытные племена, их собственность, выделившиеся богатые пастушеские и земледельческие семьи требуют защиты от грабежей, количество которых, как свидетельствуют ученые, возрастает.
    Действует принцип: есть собственность - есть и желающие ею завладеть. История выдвигает на первый план фигуру военного вождя, военных дружин. Военачальник избирается и в своей
    деятельности опирается на военную верхушку. Однако со временем фактор избрания собранием военного вождя снижается. Эта должность часто становится наследственной, и соответственно власть становится княжеской, королевской, что позволяет многим специалистам характеризовать ее как государственную. Военачальник опирается на дружину - элемент постоянного войска. Дружинником могли быть не только общинники, хотя первоначально дружина формировалась из членов рода, но постепенно в ее состав могли войти чужие и даже бывшие пленные. Дружинники выполняли только воинские обязанности, другой трудовой деятельностью они не занимались.
    Между тем за счет удачных военных походов не проживешь, да и направиться в поход или просто охранять границы - требовалось немалое военное и материальное обеспечение. Население начали облагать военными податями, которые принимают характер налогов. Дань с покоренных народов также укрепляет экономические основы военных и полицейских дружин и их структур. Дружинники, военное руководство заинтересованы в том, чтобы население не имело оружия, не обладало воинскими навыками. Многие современные авторы считают, что дружина, их элементы и структуры - необходимый этап в развитии всех народов, в становлении государственности на любой территории.
    Период военной демократии - лишь этап в развитии общества, это еще не государственная организация, но здесь видны элементы государства (постоянное войско, полицейские отряды, избранная верхушка власти и др.). Такая организация общества объективна, закономерна, но и она под давлением экономических, политических и иных факторов является лишь некой "прелюдией" государственности.
    2.3. Отличие государства от первобытного общества
    Государство, пришедшее на смену родоплеменной организации в условиях антагонистического общества, существенно отличается от родовой организации.
    Власть в первобытном обществе основывалась на родоплеменном устройстве общества, традициях и единстве
    интересов всех членов рода. Первое, на что следует обратить внимание, - это то, что власть опиралась на силу авторитета, его носителя и не имела территориального характера. Власть в государстве распространяется только на тех, кто находится на его территории, таким образом, возникает вопрос о государственных границах. Население стало объединяться по территориальному признаку: волостям, графствам, административно-территориальным единицам. Для государства становится важным проживание человека, а не его принадлежность к роду Человек реализует свои права и выполняет обязанности по месту жительства. Таким образом, территория становится важнейшим отличительным признаком государства.
    Организация общественной жизни при родовом строе обеспечивалась самоуправлением.
    В условиях государственности для управления общественными делами создается особая организация
    - публичная власть, возвышающаяся над обществом, представленная специальным аппаратом, состоящим из служащих, профессионально занимающихся управлением и получающих за это денежное вознаграждение. Публичная власть опирается на принуждение
    (появляется полиция, тюрьмы, армия) в отношении тех, кто не исполняет предписания государственной власти.
    Содержание аппарата государственной власти предполагает средства, которые собираются с населения в виде налогов (обязательные платежи) и сборов (обязательные взносы). Обществу вменяется в обязанность содержать государственный аппарат, уплачивая часть своих доходов в государственную казну. Налоги, сборы, пошлины необходимы для содержания армии, полиции, тюрем, государственных чиновников - словом, государственного аппарата. Они берутся как с граждан, так и с организаций. Это также один из важнейших отличительных признаков государства.
    В целях управления обществом государство активно использует правовые нормы, их разрабатывает и издает.
    Начинает складываться система права как установленных государством и обязательных для населения правил. Между
    государством и правом возникает тесная взаимосвязь. Они не могут существовать друг без друга и во многом предполагают друг друга.
    Право приобретает все большее значение. Оно юридически оформляет государство, закрепляет систему государственных органов, их компетенцию, устанавливает пределы осуществления государственной власти, обеспечивает права и свободы граждан, т.е. придает государственной деятельности легитимный характер.
    К признакам, отличающим государство от первобытного общества, относят и государственный суверенитет - независимость государства при решении внутренних и внешних вопросов его жизни. Данное понятие появляется лишь в эпоху
    Средневековья, когда государственная власть приобрела независимость от церковной, освободилась от ее претензий на исключительное управление мирскими делами
    *(13)
    Города-государства.
    Города-государства многие ученые, в том числе и такой гений философско-правовой мысли древности, как Аристотель, относили к первым формам государственных образований. Это были некие "островки" государственности в эпоху родовой организации. О городах-государствах до нашего времени дошли очень скудные сведения. В силу этого во многом этот феномен остается малоизученным. Первые города- государства представляли собой поселения по территориальному принципу.
    Такие общины называют соседскими и принцип родства здесь не действовал. Город- государство представлял собой административно-хозяйственный центр с четким территориальным расселением населения.
    Каждый жилой квартал располагался по принципу специализации труда (оружейники, кузнецы и т.д.). В городах-государствах уже тогда просматривалось разделение публичной власти - представительная власть в лице собраний, сходов общинников, их представителей; они выбирали должностных лиц
    (правителей), лиц, осуществляющих правосудие. В городах- государствах принимались нормативные правовые акты.
    Города-государства возникали в силу объективных причин
    (города ремесленников; города - морские бухты; города - центры
    торговых путей и т.п.).
    2.4. Происхождение права. Обычное право. Правотворчество
    Государство и право тесно взаимосвязаны, их возникновение и развитие идет параллельно, дополняя друг друга. Между тем проявление правовых норм имеет свою историю, свой источник. Гели государственность во многом вырастала из родовой организации, то праву, его нормам предшествуют функционирование специальных правил догосударственной формации. Однако эти правила являлись элементом родовой жизни, они, другими словами, "обслуживали" соответствующую эпоху. С появлением частной собственности, постоянных производств возникает и необходимость их регламентации, а также хранение, распределение и обмен прибавочного продукта и возникающих на этой основе отношений собственности.
    С развитием производственной и сельскохозяйственной деятельности, новых форм собственности, прежде всего на землю, социальные регуляторы постепенно получают все более четкое классовое содержание. Все интенсивнее разрушается социальное и экономическое равенство, укрепляются институты частной собственности, появляется наемный труд, эксплуатация.
    И именно эти отношения неравенства и эксплуатации закрепляют и выражают право вне нормы.
    Правовые нормы возникают параллельно с государственными институтами. Право вырастает из социальных норм первобытного общества, формируясь из обычаев, табу и других регуляторов. Так, например, обычай избрания на общественные должности постепенно преобразуется в обычай выборов на эти должности из аристократических привилегированных семей, затем превращается в обычай замещения должностей по наследству.
    Обычное право формируется, с одной стороны, путем приспособления и видоизменения правил родового строя, а с другой - введения новых норм поведения, неизвестных первобытному обществу, но обеспеченных государственным
    принуждением
    *(14)
    В социально-регулятивной системе в IV-III тыс. до нашей эры появляется новый элемент - четкое фиксирование в письменных источниках норм, регулирующих производственную деятельность земледельческого общества.
    Появление нормативных агрокалендарей считают принципиально новым способом фиксации правовых норм и новым способом их выражения. Становление права многие авторы связывают именно с агрокалендарями в раннеземледельческих районах
    Месопотамии, Египта, Индии и других регионах. Они стали основой общественной жизни членов земледельческой общины, так как регулировали производственную деятельность общины и были строго обязательны для исполнения.
    Древнейшие источники права, такие как Законы Ману в
    Индии, древнеримские Законы XII таблиц, "Русская правда",
    "Салическая правда" франков, Кодекс Законов Хаммурапи являются классическими источниками обычного права, т.е. обобщенного изложения судебных прецедентов и прямых законодательных положений.
    Государство все активнее начинает само издавать нормы права (конституции, указы, законы, постановления и т.д.). Такая форма происхождения юридических норм получила название собственное нормотворчество, или правотворчество.
    Государственные органы, должностные лица, прежде всего судьи, признавали те или иные обычаи действующими и выносили на их основе решения. Так судебное решение, посвященное конкретному делу, становится примером
    (прецедентом) для подобных случаев. Прецеденты формируют право судей, т.е. прецедентное право, являющееся основой, главным содержанием англосаксонской юридической системы.
    Обратим внимание на то, что санкции зарождающихся правовых норм становятся жестко фиксированными. В первобытном же обществе ответственность дифференцировалась лишь на реальную и сверхъестественную.
    Поскольку нарушения всегда затрагивали религиозную сторону жизни, то привлечение к ответственности и связывалось с так называемыми сверхъестественными силами. Санкции имели
    собственное содержание и формы: общественное порицание, изгнание из общины, нанесение телесного повреждения и смертная казнь.
    Указание на условия действия нормы и ее последствия в одной норме (одном правовом предписании) знаменует большой успех в развитии регулятивной системы в целом и в становлении права в частности.
    Отличие права от социальных норм первобытнообщинного строя сводится к следующему.
    Право формируется либо непосредственно государством, либо с участием иных социальных организаций (общественных, корпоративных, церкви и т.п.), и под его контролем создавалось всем обществом.
    Обычаи и другие правила выражали общую волю и защищали общественный интерес. Правовые нормы выражают волю и баланс общественных, корпоративных и личных интересов членов общества.
    Обычаи и другие регуляторы первобытной эпохи носили нефиксированную форму, право же получает внешнее выражение, закрепление в виде различного рода нормативных правовых актов, прецедентов, договоров с нормативным содержанием.
    Первобытные регуляторы охранялись от нарушений всем обществом. Право гарантируется специально созданным аппаратом принуждения, организационной и экономической мощью всего государства.
    Таким образом, называемое "раннее право" есть юридические правила, установленные государством, его правителями, которые выражали волю господствующего класса, баланс интересов общества того периода и обеспечивались принудительной силой государственного аппарата.
    Становление судебной власти.
    Судебная власть как самостоятельный институт государственной власти появился значительно позже ее представительных и исполнительных механизмов.
    Надо учесть то обстоятельство, что дифференциация (разделение) власти проходила медленно и характерна для более поздних периодов развития государства.

    Первоначально судебные функции (судебные дела) в зависимости от традиций, особенностей государственного строительства решала либо исполнительная власть, либо представительная или совместно, в зависимости от функций в отправлении правосудия. В государствах либерального характера с традиционно сильной представительной властью судебные тяжбы разрешались этой ветвью государственной власти. Ультроправовые государства львиную долю власти отдавали исполнительной ветви во главе с монархом (королем, царем, императором и т.п.). Однако в более поздние периоды развития государственности судебная власть приобретает самостоятельность. Судьи назначаются исполнительной или представительной властью
    (собранием).
    Начинает формироваться институт независимости судей, передачи судебной власти по наследству. Истории судебной власти известен и институт избрания судей по жребию. Таким образом, постепенно государственная власть приобретает самостоятельность. Словом, судебная деятельность известна давно. Многие специалисты полагают, что решение гражданских, торговых споров, вынесение приговоров по уголовным делам явилось одной из главных задач и чуть ли не единственной прерогативой судебной власти, что в конечном итоге породило необходимость принятия законодательных актов. Иными словами, судебная практика подталкивала государственную власть (в лице монархов, собраний) к принятию нормативных правовых актов. Судебная практика послужила неким толчком для развития собственного нормотворчества.
    Пути развития судебной власти и влияние судебной практики на нормотворческий процесс в России имели определенные особенности, но находились в общеевропейской канве. Так, в Киевской Руси суд творился князем и сливался с управлением, что позволяло данному лицу одновременно быть судьей и княжеским посадником. В Новгородской республике судебную власть осуществляло вече, т.е. собрание жителей
    Новгорода являлось высшей судебной инстанцией. Кроме того, судебными полномочиями были наделены князь, посадники, архиепископ, старосты.

    В Московской Руси в XI-XVII вв. судебные функции осуществлял князь (затем царь), Боярская дума, некоторые приказы, а на местах - наместники, волостели, вотчинники.
    Первые попытки придать судебной системе самостоятельный характер предпринял, как считается, Петр
    Первый. В период его правления в 1713 г. впервые была учреждена должность судьи и созданы особые судебные учреждения - надворные и городовые суды, независимые от воевод и губернаторов. Были также созданы военный суд, духовный суд, а высшей судебной инстанцией явился Сенат. По мнению специалистов, Петр Первый образцом судебной системы для России считал шведскую. Однако после смерти Петра
    Первого Екатерина Первая "отодвинула" судебные новеллы своего предшественника. И только в 60-е г. XIX в. России пришло глубокое понимание необходимости специального института судебной власти, без которого невозможно цивилизованное развитие общества. Важнейшим этапом в развитии судебной власти явилась судебная реформа 1864 г.
    2.5. Основные теории происхождения государства и права
    1. Патриархальная (Аристотель, Филмер, Михайловский).
    Государство рассматривается как результат исторического развития семьи (разросшаяся семья); монарх - "отец" по отношению к подданным, хранитель данных богом норм права; власть монарха в государстве - это естественное продолжение власти отца (патриарха) в семье.
    2.
    Теологическая
    (Ф. Аквинский,
    Лебюфф,
    Эйве; официальная доктрина Ватикана). Данная теория также была в числе исторически первых, так как исторически первым было религиозное воззрение о том, что государство создано Богом, а право есть проявление божественной воли, практическая власть
    Бога на земле.
    3. Договорная (естественно-правовая теория) (Б. Спиноза,
    Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, П. Гольбах, А.Н. Радищев).
    Государство, право есть результат общественного договора о правилах совместного проживания. Рассматривается как
    необходимая фаза развития общества, которое таким способом выходит из состояния "войны против всех". Право возникает естественным путем.
    4. Насилия (Е. Дюринг, Л. Гумплович, К. Каутский).
    Государство - результат насилия, завоевания одних племен другими; насилие необходимо как для удержания в узде покоренных, так и для их защиты от произвола со стороны других племен с помощью специального аппарата принуждения - государства. Поскольку для человека насилие, состояние войны - естественное состояние, постольку и государство как олицетворение силы для людей вечно.
    5. Марксистская (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин,
    Г.В. Плеханов). Государство - это результат изменения социально-экономических отношений, способа производства, итог возникновения классов и обострения борьбы между ними. С уничтожением классов отмирает и государство. Право - возведенная в закон воля господствующего класса.
    6. Психологическая (З. Фрейд, Л. Петражицкий, Фрезер).
    Государство, право, политика - результат свойств и психобиологических влечений, инстинктов индивида; государство необходимо для подавления агрессивных влечений человека; государство - результат потребности людей подчиниться силе.
    Право разграничивается на позитивное, исходящее от государства, и интуитивное, т.е. личное - подлинный регулятор поведения людей (Л. Петражицкий).
    7.
    Ирригационная
    (гидравлическая)
    (Э. Виттфогель).
    Возникновение государства связывается с необходимостью строительства ирригационных сооружений в восточных аграрных странах. Ирригационные работы требовали специальной организации и навыков, их выполнением занимались люди, способные руководить ирригационным строительством. Такие организаторы впоследствии стали первыми государственными служащими.
    Вопросы для самоконтроля
    1. Основы власти в первобытном обществе. Главные черты
    этой власти.
    2. Способы регулирования социально значимых отношений.
    3. Система социального регулирования в первобытном обществе.
    4. Стадии крупного общественного разделения труда.
    5. Как возникновение государства связано с выделением семьи из рода? Стадии происхождения семьи.
    6. Основные формы возникновения государства.
    7. Признаки, отличающие государство от первобытного общества. Понятие публичной власти.
    8. Формирование обычного права. Особенности санкций в первобытном обществе.
    9.
    Отличие права от социальных норм первобытнообщинного строя.
    10. Основные теории происхождения государства и права.
    Список литературы
    1. Алексеев В.П., Першиц А.И., Монгайт А.Л. История первобытного общества. М., 1990.
    2. Валеев Д.Ж. Обычное право и его генезис. Правоведение.
    1974. N 6.
    3. Венгеров А.Б. Значение археологии и этнографии для юридической науки // Советское государство и право. 1983. N 3.
    4. Еллинек Г. Общее учение о государстве. СПб., 1908.
    5. Крашенинников Н.А. История права Востока: Курс лекций.
    М., 1994.
    6.
    Кашанина Т.В. Происхождение государства и права:
    Учебник. М.,1999.
    7. Петражицкии Л.И. Теория государства и права в связи с нравственностью. М.,2000.
    8. Рулан Н. Историческое введение в право. М., 2005.
    9. Лейст О.Э. Сущность и исторические этапы права //
    Вестник Московского университета. Серия 11. Право. 1992. N 1.
    10. Ленин В.И. О государстве. Полн. собр. соч. Т. 39.
    11. Ленин В.И. Государство и революция. Полн. собр. соч.
    Т. 33. Гл. 1, 5.

    12. Тумурова А.Т. Генезис обычного права бурят. Улан-Удэ,
    2005.
    13
    . От доклассовых обществ к раннеклассовым. М., 1987.
    14. Кравцов Н.А. Философия права Мишеля Вилле. Ростов- на-Дону, 2005.
    15. Сертевич В. Лекции и исследования по древней истории русского права. СПб., 1910. Переиздание: М., 2005.
    16. Розин В.М. Генезис права. М., 2001.
    17. Честнов И.Л. Актуальные проблемы теории государства и права. Исторические предпосылки и эволюция государства и права. СПб., 2005.
    18.
    Энгельс Ф.
    Происхождение семьи, частной собственности и государства. М., 1989.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   33


    написать администратору сайта