Главная страница
Навигация по странице:

  • 3.1. Методологические подходы к пониманию сущности и назначения государства

  • Теологическое понимание государства.

  • *(16) Территориально-властный (или силовой) подход.

  • "Государство - менеджер"

  • "Государство - социальный арбитр".

  • 3.2. Основные признаки государства. Символика государства. Классовое и общесоциальное в содержании государства. Определение государства

  • Территория и ее границы.

  • Общесоциальное и классовое в содержании государства.

  • 3.3. Понятие, структура и формы осуществления государственной власти. Государственное управление

  • Учебное пособие (2е издание, переработанное, дополненное и исправленное). М. Проспект, 2011


    Скачать 2.37 Mb.
    НазваниеУчебное пособие (2е издание, переработанное, дополненное и исправленное). М. Проспект, 2011
    Дата22.07.2022
    Размер2.37 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаTeoriya-gosudarstva-i-prava_Vlasenko-N.A_2011-416s.pdf
    ТипДокументы
    #634802
    страница5 из 33
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   33
    Тема 3. Понятие государства. Формы государства
    1. Методологические подходы к пониманию сущности и назначения государства.
    2.
    Основные признаки государства.
    Суверенитет.
    Символика. Общесоциальное и классовое в содержании государства. Определение государства.
    3.
    Понятие, структура и формы осуществления государственной власти. Государственное управление.
    4. Понятие формы государства. Форма правления. Форма государственного устройства. Политический (государственный) режим.
    5. Типология государства. Формационный, цивилизованный и другие подходы в типологии государства.
    3.1. Методологические подходы к пониманию сущности и
    назначения государства
    Категория сущность представляет собой главную, внутреннюю основу в явлении, событии или предмете.
    Философам, юристам издавна интересно выявить и интерпретировать сущность государства, ибо она выражает его
    природу, особенности как социально-политического образования, так и назначение в обществе. Кроме того, сущность государства отражает его социальную востребованность со стороны общества и особенности в организации власти с целью управления делами общества. Определить сущность государства означает установить, в чьих руках сосредоточена государственная власть, чьим интересам она служит и чью волю выражает.
    Существует множество теоретических подходов в понимании сущности и назначения государства. Однако в большинстве случаев авторы справедливо рассматривают государство через призму трех составляющих - публичная власть, территория и население. Предварительно заметим: рассмотренные ниже философско-правовые школы по-разному толкуют происхождение государства, власти, связь населения с государственными образованиями, отношения общества и государства, при этом одинаково понимая основные признаки государства, указанные выше. К наиболее распространенным философско-правовым подходам в понимании сущности государства относятся следующие.
    Теологическое понимание государства.
    Исходит из того, что государство является общественным порождением в целях реализации общего блага.
    Государственная власть обосновывается как Божья милость, дар Господа, и каждый должен смириться перед божественной волей и подчиниться государственной власти. Теологические теории пронизаны идеей вечности государства, его незыблемости. Отсюда часто встречающееся обоснование не только смиренности перед институтами государства, но и обоснование сохранения в неизменном виде всех существующих в обществе государственно-правовых институтов.
    По ряду положений теологические концепции отличаются друг от друга. Например, христианская доктрина государства толкует представительную (законодательную) власть как "принимающую закон от Бога и оглашающее его", сам закон как "изречение
    Господа"
    *(15)
    ; целью государственной исполнительной власти видит в установлении мира, порядка и
    защите малоимущих.
    В мусульманском учении о государстве глава государства
    (халиф) является наследником пророка Мухаммеда, и государство есть слуга божественного закона - Корана, данного ему Аллахом. Мусульманские государственно-правовые течения имеют отличительные черты.
    Суннитская концепция исходит из того, что во главе государства из главенствующей роли хамирата (хамир - глава) государства, но при этом он опирается на общины правоверных, принцип совещательности (ашшура), где ключевую роль играют религиозные представители. Согласно данной доктрине, все органы государства связаны мусульманским правом, в основе которого положения Корана. Шиитская доктрина более консервативна. Все государственно-властные полномочия должны быть сосредоточены в руках непогрешимого имама, наделенного полубожественными качествами
    *(16)
    Территориально-властный (или силовой) подход.
    Согласно ему, государство действует на определенной территории, оно - орудие политической власти, которая распространяется на все население. Силовой подход в объяснении сущности и назначения государства, представлен рядом направлений и течений (теория насилия, классовая теория и др.). Здесь государство понимается как сила, как средство угнетения одних другими. Согласно теории насилия, на заре человеческой цивилизации государство, его институты (армия, полиция, налоговые службы и др.) оказались продуктом покорения одних племен другими. Марксизм-ленинизм также трактовал государство как силу, как диктатуру класса имущих над классом неимущих, бедных.
    Кибернетический.
    Государство - определенная система с прямыми и обратными информационными потоками. Власть есть движение информации - связь государства с обществом - издание законов и иных правовых актов, обращенных к членам общества, обратная связь - информация о состоянии управляемых государством общественных процессов.
    Социологический
    - государство явление социальное, существующее только в обществе, тесно с ним связанное. С
    долей условности можно говорить о двух течениях (подходах).
    Согласно первому, государство отождествляется с обществом, государство есть само общество, особым образом организованное
    (Аристотель,
    Кант,
    Коркунов).
    Второе направление состоит в том, что государство - относительно самостоятельная организация, не совпадающая с обществом, самостоятельный социальный институт. Это современный подход, основывающийся на разграничении гражданского общества и государства. Социологическое направление видит государство как некий "живой" организм, элементом его жизни; оно подчинено законам общества, его природа - в природе общества. По их мнению, государство не имеет самостоятельных начал, ибо есть отражение социальных процессов, исключение или так называемые элементы самостоятельности, по мнению представителей этого направления, проявляются в действиях армии, в праве граждан избирать и быть избранными.
    Либеральный подход
    - это так называемая концепция государства - ночного сторожа: государство не вмешивается в экономические и социальные отношения, а только устанавливает "правила игры" - нормы права и с помощью их охраняет порядок в обществе и т.п. Государство, согласно либеральным концепциям, нейтрально; его задача - разработка и принятие законодательства. Заметим, что теория правового государства своими корнями во многом уходит в либеральный подход, ибо здесь признается примат права и конституции, при условии разделения государственной власти.
    "Государство - менеджер"
    - государство есть нейтральный руководитель общественными делами, хозяйственно- финансовой деятельностью, неполитизированный управляющий.
    "Государство - социальный арбитр".
    Общество неоднородно, индивиды и социальные группы имеют разные интересы, часто не совпадающие и даже противоречащие друг другу. Государство как арбитр разрешает конфликты, снимает противоречия, возникающие на этой почве. Одним из основных средств в решении этих проблем является судебная власть.
    Марксистский подход
    - государство рассматривается как особая организация, выделившаяся из общества в результате
    разделения общественного труда. Марксизм подчеркивает классовую сущность государства, полагая, что оно есть "машина для подавления одного класса другим", орудие диктатуры определенного класса (К. Маркс, В.И. Ленин).
    3.2. Основные признаки государства. Символика
    государства. Классовое и общесоциальное в содержании
    государства. Определение государства
    Как отмечалось выше, философами и юристами сущность государства, его природа и назначение толкуются по-разному.
    Между тем классические признаки, так называемые составляющие государственности, представителями разных философско-правовых учений в большинстве не отрицаются.
    Если сопоставлять государство с другими специальными образованиями, то данные признаки можно назвать специфическими, отличающими его от других социальных образований.
    К основным (классическим) признакам государства относятся:
    - территория и ее границы;
    - публичная власть;
    - система налогов и сборов;
    - суверенитет, наличие государственных символов (герб, флаг, гимн);
    - монополия на издание законов;
    - принуждение.
    Территория и ее границы.
    Представить государство без территории невозможно, его существование органически сопряжено с территорией, имеющей границы. Население ведет оседлый образ жизни и беспрепятственно перемещается только в пределах территориальных границ государства.
    Беспрепятственное передвижение по территориям других государств предполагает специальные межгосударственные договоренности. Понятно, что государственная власть может в определенных случаях ограничить передвижение по территории государства своих граждан, например, при чрезвычайных
    обстоятельствах. С появлением государства появляется не только понятие государственная граница, но и такое понятие, как гражданин, которое означает связь, принадлежность физического лица к конкретному государству.
    Граница предполагает ее охрану, неприкосновенность, для чего создается армия, пограничные службы, таможенные органы и др.
    Публичная власть
    - один из главных признаков государства, означающий, что государство не сливается с обществом и реализуется посредством специальных органов. В современном государстве
    - это государственные и муниципальные органы власти. Их задачи - управлять и организовывать общество, вплоть до применения принуждения; разрабатывать и применять обязательные для населения правовые акты; обеспечивать законность и правопорядок.
    Возможность государственного принуждения - очень важная черта государства, его власти. В принципе принуждение свойственно и первобытному обществу, например, изгнание из рода; принуждение свойственно также современному обществу, семье. Принуждение со стороны государства нередко и в муниципальной власти особое, ибо осуществляется специальными органами и должностными лицами (армия, полиция, муниципальная милиция, судебные приставы и т.д.), созданными для этой цели и обладающими соответствующими материальными средствами (техника, следственные изоляторы, оружие и т.п.). Ф. Энгельс справедливо писал: "Публичная власть существует в каждом государстве. Она состоит не только из вооруженных людей, но и из вещественных придатков, тюрем и принудительных учреждений всякого рода, которые были неизвестны родовому устройству общества"
    *(17)
    Не менее важная черта государства - это монополия на издание законов и других нормативных правовых актов. С помощью законов государственная власть придает своей воле обязательное свойство, повелительный характер решений для всего населения. Неисполнение законов и иных нормативных правовых актов влечет применение принуждения. Здесь видим тесное слияние таких элементов публичной власти, как
    принуждение и законодательство.
    Наличие собственной территории и публичной власти относят к классическим, государствообразующим признакам государства. Однако это не все черты, характеризующие государство, дополнительными можно назвать:
    - налоги, налоговая система. Государство обладает монополией на введение и сбор налоговых платежей. Наряду с налогами в пользу государства, взимаются и сборы и государственные пошлины, о чем отмечалось выше. С помощью данных поступлений формируется материальная финансовая основа государства. Все поступления аккумулируются в соответствующих бюджетах и государственной казне. Налоговые поступления нужны прежде всего для обеспечения аппарата государства, заработной платы чиновников, содержания армии, других служб государства, для осуществления государственных программ в сфере экологии, просвещения, образования, здравоохранения, науки и т.д.
    Любое государство придавало и придает системе налогообложения большое значение. Нет налоговых поступлений
    - нет и развития государства, его механизма, замирает реализация государственных программ. В прошлом налоги имели натуральную и денежную форму. В настоящее время в цивилизованных государствах налоги имеют денежную форму.
    Суверенитет
    - свойство государственной власти, выражающее ее независимость от всякой иной власти как внутри страны, так и за ее пределами. На практике это означает, что государственная власть, единая и единственная, способна принимать и принимает законы, охраняет правопорядок, осуществляет правосудие, собирает налоги. С так называемой внешней стороны суверенитет проявляется в возможности самостоятельно осуществлять внешнюю политику, международное сотрудничество и помощь, решать вопросы войны и мира, вступать (и выходить) из международных союзов, в том числе военных.
    Основываясь на проанализированных выше признаках, можно определить государство как территориальную суверенную организацию публичной власти, обладающую принудительной
    силой, правом издавать законодательство и устанавливать, собирать налоги и сборы. Безусловно, интерпретация признаков государства, выделение числа могут так или иначе влиять на определение государства. Между тем следует помнить: главные составляющие государства - территория, ее границы, власть, налоги и законодательство.
    Символика государства.
    Каждое государство имеет свои символы, которые призваны обозначать носителей государственной власти, принадлежность чего-либо к государству.
    Традиционно к ним относят:
    - гимн - это торжественная музыка и песня программного характера;
    - герб - это отличительный знак или эмблема государства, изображаемые на официальных документах, бланках, печатях государственных органов, денежных знаках. Их помещают на зданиях, где расположены органы государства, на пограничных столбах и т.д.;
    - флаг - это полотнище определенного цвета или цветов, символизирующих нацию и государство.
    В государственной жизни, в межгосударственных отношениях символы государства, его учреждений имели важное значение. Символ государства означает его особенности - географическое расположение, природные богатства, этапы исторического становления, организацию власти, преемственность в организации государственной власти и т.д.
    Государственная символика подразделяется на символику государства как такового, символику государственной власти; достаточно самостоятельное место занимает символика судебной власти; отдельное место, как правило, занимает символика воинская, таможенная, пограничной службы и т.д.
    Использование государственной символики регулируется достаточно жестко - это официальное представительство государственных должностных лиц, государственные церемониальные мероприятия, государственные издания и т.д.
    Общесоциальное
    и
    классовое
    в
    содержании
    государства.
    Одно из важнейших предназначений государства -
    выполнение им так называемой функции общих дел
    (обеспечение здравоохранения, водоснабжения, экологии, почтовой связи, транспортного сообщения и т.д.).
    Такая социальная сторона деятельности самого государства, организация и координация им выполнения данных задач представителями экономических структур, получила название социального в содержании государства. Выше отмечалось: выполнение общих дел сыграло значительную роль в происхождении самого государства, занимало важное место в его деятельности и впоследствии. В истории существует точка зрения о том, что именно специалисты, организаторы, например, строительства водных каналов (Древний Египет) превращались в богатых, а следовательно, и господствующих.
    В выполнении функций общих дел заинтересованы были все члены общества, причем с ростом народонаселения, усложнением общественных связей, специализацией и увеличением объема производства эта деятельность государства приобретает все большее значение, а соответственно, увеличиваются расходы, возрастает и налогооблагаемая база.
    В современных государствах социальные функции - охрана здоровья населения, экологическая и др. - не только не утратили роль, но в связи с ростом населения, промышленности, темпами научно-технического прогресса, загрязнением окружающей среды стали занимать доминирующее значение. Бюджетные расходы увеличиваются, однако финансовых средств часто не хватает, что порождает недовольство граждан.
    О классовом содержании государства. Государство возникало одновременно с формированием института частной собственности, что не могло не сказаться на его содержании.
    Экономически господствующий класс всегда старался приспособить и приспосабливал государственную власть в своих интересах. Это проявляется, например, в необоснованном повышении цен с целью извлечения сверхприбылей, проведения политики приватизации государственной собственности, финансирования избирательных компаний и т.д.
    В любом государстве интересы социальные и интересы
    классовые (богатых и бедных) сочетаются; в разное время в силу разных обстоятельств могут иметь неодинаковое значение. Так или иначе, господствующий класс думает о своих экономических интересах, а затем уже о социальном благополучии населения.
    Сочетая в себе общечеловеческое и классовое, государство выступает одновременно и как организация политической власти общества, и как единственный его официальный представитель.
    В этой связи оно призвано обеспечить выполнение и общих дел,
    "вытекающих из природы всякого общества", и классовые задачи
    *(18)
    Итак, еще раз аккумулируя сказанное, подчеркнем, что государство - это территориальная, суверенная организация публичной (политической) власти в обществе, принимающая законы, опирающаяся на государственное принуждение и обладающая монополией на налоги и сборы.
    3.3. Понятие, структура и формы осуществления
    государственной власти. Государственное управление
    О социальной власти. Власть - важнейшее, естественное и объективное по характеру свойство общества, человеческой цивилизации наряду с собственностью, культурой, производством и др.
    Социальная власть присуща организованной и устойчивой общности людей.
    Ее существование, как отмечалось, объективно, ибо вытекает из самой природы коллективного существования человека. Свои истоки социальная власть берет начиная с первобытной эпохи, пожалуй, с периода стадного существования человека. Термин "власть" имеет многогранный и многозначный характер
    (буржуазная власть, власть трудящихся, власть лидера, государственная власть и т.п.). Мы же ведем речь о социальной власти и ее разновидности государственной. Социальная власть обладает следующими признаками:
    - навязывание воли одного субъекта другому с помощью принуждения, авторитета, убеждения;
    - наличие властеотношения - отношения, возникающего между подчиняющим и подчиненным (властвующим и
    подвластным);
    - наличие "внешних" механизмов принуждения, обеспечивающих, гарантирующих навязывание (передачу) воли
    (армия, полиция, специальные вооруженные структуры и т.п.).
    Задача социальной власти как одновременно стихийного и сознательного явления в упорядочении общественных отношений и процессов, поддержания порядка, разрешении социальных конфликтов, поддержании и управлении движения социальных слоев и групп к определенным целям.
    Социальная власть имеет различные виды и форму материализации. В современной науке существуют различные основания классификаций власти, форм ее проявления.
    Классификацию власти можно провести в зависимости от социальных институтов, созданных в обществе. Общественные институты (institutum - установление, образование) - это определенные учреждения в обществе для решения каких-либо задач и достижения каких-либо целей. Например, семья выполняет функцию воспроизводства и воспитания людей, церковь - средство, способ отправления религиозных культов и т.д. Понятно, что эти образования не могут функционировать без такого организующего, цементирующего фактора, как власть. В этой связи выделяют следующие виды социальной власти: семейная, церковная, государственная, партийная, профсоюзная и т.д.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   33


    написать администратору сайта