Главная страница
Навигация по странице:

  • 190 Основы философии науки

  • Гл ава 14- Структура научного познания 1£И

  • 192 Основы философии науки

  • Глава III . Структура научного познания 193

  • 194 " Основы философии науки

  • Глава III . Структура научного познания 195

  • 196 Основы философии науки

  • Пива III . Структура научного познания 197

  • 198 Основы философии науки

  • Глава III . Структура научного познания 199

  • 200 Основы философии науки

  • кохановский. Учебное пособие для аспирантов. Ростов нД Феникс, 2004. 608 с. Серия Высшее образование


    Скачать 3.56 Mb.
    НазваниеУчебное пособие для аспирантов. Ростов нД Феникс, 2004. 608 с. Серия Высшее образование
    Анкоркохановский.doc
    Дата29.08.2018
    Размер3.56 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлакохановский.doc
    ТипУчебное пособие
    #23726
    страница17 из 59
    1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   ...   59

    Глава III. Структура научного познания 189

    §4. Структура и функции научной теории. Закон как ключевой ее элемент

    Любая теория — это целостная развивающаяся система ис­тинного знания (включающая и элементы заблуждения), которая имеет сложную структуру и выполняет ряд функций. В современ­ной методологии науки выделяют следующие основные компо­ненты, элементы теории: 1. Исходные основания — фундамен­тальные понятия, принципы, законы, уравнения, аксиомы и т. п. 2. Идеализированные объекты — абстрактные модели существен­ных свойств и связей изучаемых предметов (например, «абсолют­но черное тело», «идеальный газ» и т. п.). 3. Логика теории — совокупность определенных правил и способов доказательства, — нацеленных на прояснение структуры и изменения знания. 4. Фи­лософские установки и ценностные факторы. 5. Совокупность за­конов и утверждений, выведенных в качестве следствий из осно­воположений данной теории в соответствии с конкретными прин­ципами.

    Например, в физических теориях можно выделить две основ­ные части: формальные исчисления (математические уравнения, логические символы, правила и др.) и содержательную интерпре­тацию (категории, законы, принципы). Единство содержательно­го и формального аспектов теории — один из источников ее со­вершенствования и развития.

    Методологически важную роль в формировании теории игра­ет абстрактный, идеализированный объект («идеальный тип»), построение которого — необходимый этап создания любой тео­рии, осуществляемый в специфических для разных областей зна­ния формах. Этот объект выступает не только как мысленная модель определенного фрагмента реальности, но и содержит в себе конкретную программу исследования, которая реализуется в построении теории.

    В. С. Степин считает необходимым выделить в структуре те­ории в качестве ее основания особую организацию абстрактных объектов — фундаментальную теоретическую схему, связанную с соответствующим ей математическим формализмом. В содержа­нии развитой теории, кроме ее фундаментальной схемы, автор выделяет еще один слой организации абстрактных объектов — уро­вень частных теоретических схем. Фундаментальная теоретичес-

    190 Основы философии науки

    кая схема в совокупности с ее производными образованиями пред­ставляется как «внутренний скелет теоретического знания». Про­блема генезиса теоретических схем называется коренной пробле­мой методологии науки. При этом отмечается, что в теории нет линейной цепочки абстрактных объектов, а есть их сложная мно­гоуровневая иерархическая система1.

    Говоря о целях и путях теоретического исследования вообще, А. Эйнштейн отмечал, что «теория преследует две цели: 1. Охва­тить по возможности все явления в их взаимосвязи (полнота). 2. Добиваться этого, взяв за основу как можно меньше логически взаимно связанных логических понятий и произвольно установ­ленных соотношений между ними (основных законов и аксиом). Эту цель я буду называть «логической единственностью»2.

    Многообразию форм идеализации и соответственно типов иде­ализированных объектов соответствует и многообразие видов (ти­пов) теорий, которые могут быть классифицированы по разным основаниям (критериям). В зависимости от этого могут быть вы­делены теории: описательные, математические, дедуктивные и индуктивные, фундаментальные и прикладные, формальные и содержательные, «открытые» и «закрытые», объясняющие и опи­сывающие (феноменологические), физические, химические, со­циологические, психологические и т. д.

    Так, математические теории характеризуются высокой сте­пенью абстрактности. Решающее значение во всех построениях математики имеет дедукция. Доминирующую роль в построении математических теорий играют аксиоматический и гипотетико-дедуктивный методы, а также формализация. Многие математи­ческие теории возникают за счет комбинации, синтеза несколь­ких основных или порождающих абстрактных структур.

    Теории опытных (эмпирических) наук — физики, химии, био­логии, социологии, истории и др. — по глубине проникновения в сущность изучаемых явлений можно разделить на два больших класса: феноменологические и нефеноменологические.

    Феноменологические (их называют также эмпирическими) опи­сывают наблюдаемые в опыте свойства и величины предметов и процессов, но не вникают глубоко в их внутренние механизмы

    1 См.: Степин В. С. Теоретическое знание. М., 2000. С. 122—127.

    2 Эйнштейн А. Физика и реальность. М., 1965. С. 264.

    Глава 14- Структура научного познания1£И

    (например, геометрическая оптика, термодинамика, многие педа­гогические, психологические и социологические теории и др.). Такие теории не анализируют природу исследуемых явлений и поэтому не используют сколь-нибудь сложные абстрактные объек­ты, хотя, разумеется, в известной мере схематизируют и строят некоторые идеализации изучаемой области явлений.

    Феноменологические теории решают прежде всего задачу упо­рядочивания и первичного обобщения относящихся к ним фак­тов. Они формулируются в обычных естественных языках с при­влечением специальной терминологии соответствующей области знания и имеют по преимуществу качественный характер. С фе­номенологическими теориями исследователи сталкиваются, как правило, на первых ступенях развития какой-нибудь науки, когда происходит накопление, систематизация и обобщение фактоло­гического эмпирического материала. Такие теории — вполне за­кономерное явление в процессе научного познания.

    С развитием научного познания теории феноменологического типа уступают место нефеноменологическим (их называют так­же объясняющими). Они не только отображают существенные связи между явлениями и их свойствами, но и раскрывают глу­бинный внутренний механизм изучаемых явлений и процессов, их необходимые взаимосвязи, существенные отношения, т. е. их законы.

    Но это уже не эмпирические, а теоретические законы, кото­рые формулируются не непосредственно на основе изучения опыт­ных данных, а путем определенных мыслительных действий с абстрактными, идеализированными объектами. «В основании сло­жившейся теории всегда можно обнаружить взаимосогласован­ную сеть абстрактных объектов, определяющую специфику дан­ной теории»1.

    Одним из важных критериев, по которому можно классифи­цировать теории, является точность предсказаний. По этому кри­терию можно выделить два больших класса теорий. К первому из них относятся теории, в которых предсказание имеет достовер­ный характер (например, многие теории классической механики, классической физики и химии). В теориях второго класса пред­сказание имеет вероятностный характер, который обусловливает-

    1 Степин В. С. Теоретическое знание. М., 2000. С. ПО.

    192 Основы философии науки

    ся совокупным действием большого числа случайных факторов. Такого рода стохастические (от греч. — догадка) теории встреча­ются не только в современной физике, но и в большом количе­стве в биологии и социально-гуманитарных науках в силу специ­фики и сложности самих объектов их исследования.

    А. Эйнштейн различал в физике два основных типа теорий — конструктивные и фундаментальные. Большинство физических теорий, по его мнению, являются конструктивными, т. е. их зада­чей является построение картины сложных явлений на основе не-- которых относительно простых предположений (такова, напри­мер, кинетическая теория газов). Исходным пунктом и основой фундаментальных теорий являются не гипотетические положе­ния, а эмпирически найденные общие свойства явлений, принци­пы, из которых следует математически сформулированные кри­терии, имеющие всеобщую применимость (такова теория относи­тельности). В фундаментальных теориях используется не синте­тический, а аналитический метод. К достоинствам конструктив­ных теорий Эйнштейн относил их законченность, гибкость и яс­ность. Достоинствами фундаментальных теорий он считал их логическое совершенство и надежность исходных положений1.

    Несмотря на то, какого бы типа теория ни была, какими бы методами она ни была построена, «всегда остается неизменным самое существенное требование к любой научной теории — тео­рия должна соответствовать фактам... В конечном счете только опыт вынесет решающий приговор»2, — резюмирует великий мыс­литель.

    В этом своем выводе Эйнштейн вовсе не случайно использу­ет выражение «в конечном счете». Дело в том, что, как разъяснял он сам, в процессе развития науки наши теории становятся все более и более абстрактными, их связь с опытом (фактами, наблю­дениями, экспериментами) становится все более сложной и опос­редованной, а путь от теории к наблюдениям становится длиннее, тоньше и сложнее. Чтобы реализовать нашу постоянную конеч­ную цель — «все лучшее и лучшее понимание реальности», надо четко представлять себе следующее объективное обстоятельство. А именно, что «к логической цепи, связывающей теорию и на­блюдение, прибавляются новые звенья. Чтобы очистить путь, ве-

    Т

    См.: Эйнштейн А. Физика и реальность. М., 1965. С. 247—248. 2 Там же. С. 260.

    Глава III. Структура научного познания193

    дущий от теории к эксперименту, от ненужных и искусственных допущений, чтобы охватить все более обширную область фактов, мы должны делать цепь все длиннее и длиннее»1. При этом, до­бавляет Эйнштейн, чем проще и фундаментальнее становятся наши допущения, тем сложнее математическое орудие нашего рассуждения.

    В. Гейзенберг считал, что научная теория должна быть непро­тиворечивой (в формально-математическом смысле), обладать про­стотой, красотой, компактностью, определенной (всегда ограни­ченной) областью своего применения, целостностью и «оконча­тельной завершенностью». Но наиболее сильный аргумент в пользу правильности теории ее «многократное экспериментальное под­тверждение». «Решение о правильности теории оказывается, та­ким образом, длительным историческим процессом, за которым стоит не доказательность цепочки математических выводов, а убе­дительность исторического факта. Завершенная теория так или иначе ведь никогда не является точным отображением природы в соответствующей области, она есть некая идеализация опыта, осу­ществляемая с помощью понятийных оснований теории и обеспе­чивающая определенный успех»2.

    Специфическую и сложную структуру имеют теории соци­ально-гуманитарных наук. Так, исходя из идей американского со­циолога Р. Мертона в современной социологии принято выделять следующие уровни социологического знания и, соответственно, типы теорий:

    1. Общая социологическая теория («теоретическая социология»),
      дающая абстрактно-обобщенный анализ социальной реально­
      сти в ее целостности, сущности и истории развития; на этом
      уровне познания фиксируется структура общие закономерно­
      сти функционирования и развития социальной реальности. При
      этом теоретическим и методологическим базисом общей со­
      циологической теории выступает социальная философия.

    2. Уровень предметного рассмотрения — частные («среднегоран­
      га») социологические теории, имеющие своим теоретическим
      и методологическим базисом общую социологию и дающие
      описание и анализ социально особенного. В зависимости от

    1 Эйнштейн А. Физика и реальность, М., 1965. С.298.

    2 Гейзенберг В. Шаги за горизонт. М., 1987. С.185—186.

    7 Основы философии науки

    194 " Основы философии науки

    своеобразия своих объектов исследования частные теории ока­зываются представленными двумя относительно самостоя­тельными классами частных теорий — специальными и от­раслевыми теориями:

    а) Специальные теории исследуют сущность, структуру, общие закономерности функционирования и развития объектов (про­цессов, общностей, институтов) собственно социальной сфе­ры общественной жизни, понимая последнюю как относитель­но самостоятельную область общественной деятельности, от­ветственную за непосредственное воспроизводство человека и личности. Таковы социологии пола, возраста, этничности, семьи, города, образования и т. д. Каждая из них, исследуя особый класс социальных явлений, выступает прежде всего как общая теория этого класса явлений. По сути, отмечал П. А. Сорокин, эти теории делают то же самое, что и общая социология, «но в отношении специального класса социокуль­турных явлений».

    б) Отраслевы е теории исследуют социальные (в указанном выше смысле этого термина) аспекты классов явлений, принадле­жащие к другим сферам общественной жизни — экономичес­кой, политической, культурной. Таковы социологии труда, по­литики, культуры, организации, управления и т. д. В отличие от специальных теорий отраслевые не являются общими тео­риями данных классов явлений, ибо исследуют лишь один из аспектов их проявления — социальный. Однако некоторые социологи считают, что «здание социоло­гической науки состоит из пяти этажей». Другие полагают, что схема Мертона (общая теория — теория среднего уровня — эмпи­рические исследования^ сыграв определенную роль в развитии социологии, «исчерпала свои возможности». Поэтому эту схему не следует совершенствовать, а «надо отказаться от нее»1.

    Таким образом, теория (независимо от своего типа) имеет следующие основные осдбенности:

    1. Теория — это не отдельно взятые достоверные научные поло­жения, а их совокупность, целостная органическая развиваю­щаяся система. Объединение знания в теорию производится

    1 Qm.: Структура и уровни социологического знания: традиции и новые концепции // Социологические исследования. 2003. № 8.

    Глава III. Структура научного познания195

    прежде всего самим предметом исследования, его закономер­ностями.

    1. Не всякая совокупность положений об изучаемом предмете
      является теорией. Чтобы превратиться в теорию, знание дол­
      жно достигнуть в своем развитии определенной степени зре­
      лости. А именно — когда оно не просто описывает определен­
      ную совокупность фактов, но и объясняет их, т. е. когда зна­
      ние вскрывает причины и закономерности явлений.

    2. Для теории обязательным является обоснование, доказатель­
      ство входящих в нее положений: если нет обоснований, нет и
      теории.

    3. Теоретическое знание должно стремиться к объяснению как
      можно более широкого круга явлений, к непрерывному уг­
      лублению знаний о них.

    4. Характер теории определяется степенью обоснованности ее оп­
      ределяющего начала, отражающего фундаментальную зако­
      номерность данного предмета.

    5. Структура научных теорий содержательно «определена сис­
      темной организацией идеализированных (абстрактных) объек­
      тов (теоретических конструктов). Высказывания теоретичес­
      кого языка непосредственно формулируются относительно те­
      оретических конструктов и лишь опосредованно, благодаря
      их отношениям к внеязыковой реальности, описывают эту ре­
      альность»1.

    6. Теория — это не только готовое, ставшее знание, но и процесс
      его получения; поэтому она не является «голым результатом»,
      а должна рассматриваться вместе со своим возникновением и
      развитием.

    В современной философии науки (как западной, так и отече­ственной) теория уже не рассматривается как неизменная, «зак­рытая» статичная система с жесткой структурой, а строятся раз­личные модели динамики (роста, изменения, развития) знания (см. гл. IV, §1). В этой связи подчеркивается, что при всей плодо-

    1 СтепинВ. С. Теоретическое знание. М., 2000. С. 707. Наряду с теоре­тическими конструктами, логическими реконструкциями действитель­ности («точка», «идеальный газ» и т. п.) автор выделяет эмпирические идеальные объекты — это абстракции, фиксирующие признаки реаль­ных предметов опыта («Земля*, «провод с током» и т. д.).

    196 Основы философии науки

    творности формализации и аксиоматизации теоретического зна­ния нельзя не учитывать, что реальный процесс конструктивного развития теории, ориентированный задачами охвата нового эмпи­рического материала, не укладывается в рамки формально-дедук­тивного представления о развертывании теорий.

    Однако развитие теории не есть только «движение мысли внут­ри ее самой» («идей»), а активная переработка мыслью многооб­разного эмпирического материала в собственное внутреннее со­держание теорий, конкретизация и обогащение ее понятийного аппарата. Образ действительного развертывания (развития) тео­рии, данный Гегелем — «снежный ком», — не утратил своей актуальности и по сей день. Вот почему важнейшим методом по­строения, развертывания и изложения теорий является метод вос­хождения от абстрактного к конкретному1.

    К числу основных функций теории можно отнести следую­щие:

    1. Синтетическая функция — объединение отдельных достовер­
    ных знаний в единую, целостную систему.

    2. Объяснительная функция — выявление причинных и иных за­
    висимостей, многообразия связей данного явления, его суще­
    ственных характеристик, законов его происхождения и разви­
    тия, и т. п.

    3. Методологическая функция — на базе теории формулируют­
    ся многообразные методы, способы и приемы исследователь­
    ской деятельности.

    4. Предсказательная — функция предвидения. На основании те­
    оретических представлений о «наличном» состоянии извест­
    ных явлений делаются выводы о существовании неизвестных
    ранее фактов, объектов или их свойств, связей между явлени­
    ями и т. д. Предсказание о будущем состоянии явлений (в
    отличие от тех, которые существуют, но пока не выявлены)
    называют научным предвидением.

    5. Практическая функция. Конечное предназначение любой тео­
    рии — быть воплощенной в практику, быть «руководством к
    действию» по изменению реальной действительности. Поэто-

    1 См-: Ильенков Э. В. Диалектика абстрактного и конкретного в научно-теоретическом исследовании. М., 1997.

    Пива III. Структура научного познания197

    му вполне справедливо утверждение о том, что нет ничего практичнее, чем хорошая теория. Но как из множества конку­рирующих теорий выбрать хорошую? Как считает К. Поппер, важную роль при выборе теорий играет степень их проверяе­мости: чем она выше, тем больше шансов выбрать хорошую и надежную теорию. Так называемый «критерий относитель­ной приемлемости», согласно Попперу, отдает предпочтение той теории, которая: а) сообщает наибольшее количество ин­формации, т. е. имеет более глубокое содержание; б) являет­ся логически более строгой; з) обладает большей объяснитель­ной и предсказательной силой; г) может быть более точно проверена посредством сравнения предсказанных фактов с на­блюдениями. Иначе говоря, резюмирует Поппер, мы выбира­ем ту теорию, которая наилучшим образом выдерживает кон­куренцию с другими теориями и в ходе естественного отбора оказывается наиболее пригодной к выживанию. В ходе развития науки о связи с новыми фундаментальными открытиями (особенно в периоды научных революций) происхо­дят кардинальные изменения представления о механизме возник­новения научных теорий. Как отмечал А. Эйнштейн, важнейший методологический урок, который преподнесла квантовая физика, состоит в отказе от упрощенного понимания возникновения тео­рии как простого индуктивного обобщения опыта. Теория, под­черкивал он, может быть навеяна опытом, но создается как бы сверху по отношению к нему, и лишь затем проверяется опытом. Сказанное Эйнштейном не означает, что он отвергал роль опы­та как источника знания. В этой связи он писал, что «чисто логи­ческое мышление само по себе не может дать никаких знаний о мире фактов; все познание реального мира исходит из опыта и завершается им. Полученные чисто логическим путем положе­ния ничего не говорят о действительности»1. Однако Эйнштейн считал, что «не всегда является вредным» в науке такое использо­вание понятий, при котором они рассматриваются независимо от эмпирической основы, которой обязаны своим существованием. Человеческий разум должен, по его мнению, «свободно стро­ить формы», прежде чем подтвердилось бы их действительное существование: «из голой эмпирии не может расцветать позна-

    1 Эйнштейн А. Физика и реальность. М., 1965. С. 62.

    198 Основы философии науки

    ние». Эволюцию опытной науки «как непрерывного процесса ин­дукции» Эйнштейн сравнивал с составлением каталога и считал такое развитие науки чисто эмпирическим делом, поскольку та­кой подход, с его точки зрения, не охватывает весь действитель­ный процесс познания в целом. А именно — «умалчивает о важ­ной роли интуиции и дедуктивного мышления в развитии точной науки. Как только какая-нибудь наука выходит из начальной ста­дии своего развития, прогресс теории достигается уже не просто в процессе упорядочения. Исследователь, отталкиваясь от опытных фактов, старается развивать систему понятий, которая, вообще говоря, логически опиралась бы на небольшое число основных предположений, так называемых аксиом. Такую систему поня­тий мы называем теорией... Для одного и того же комплекса опытных фактов может существовать несколько теорий, значи­тельно различающихся друг от друга»1.

    Иначе говоря, теории современной науки создаются не просто путем индуктивного обобщения опыта (хотя такой путь не исклю­чается), а за счет первоначального движения в поле ранее создан­ных идеализированных объектов, которые используются в каче­стве средств конструирования гипотетических моделей новой об­ласти взаимодействий. Обоснование таких моделей опытом пре­вращает их в ядро будущей теории. «Именно теоретическое иссле­дование, основанное на относительно самостоятельном опериро­вании идеализированными объектами, способно открывать новые предметные области до того, как они начинают осваиваться прак­тикой. Теоретизация выступает своеобразным индикатором раз­вития науки»2.

    Идеализированный объект выступает таким образом не толь­ко как теоретическая модель реальности, но он неявно содержит в себе определенную программу исследования, которая реализует­ся в построении теории. Соотношения элементов идеализирован­ного объекта — как исходные, так и выводные, представляют со­бой теоретические законы, которые (в отличие от эмпирических законов) формулируются не непосредственно на основе изучения опытных данных, а путем определенных мыслительных действий с идеализированным объектом.

    1 Эйнштейн А. Физика и реальность. М., 1965. С. 228—229.

    2 Степин В. С. Теоретическое знание. М., 2000. С. 704.

    Глава III. Структура научного познания199

    Из этого вытекает, в частности, что законы, формулируемые в рамках теории и относящиеся по существу не к эмпирически данной реальности, а к реальности, как она представлена идеали­зированным объектом, должны быть соответствующим образом конкретизированы при их применении к изучению реальной дей­ствительности. Имея в виду данное обстоятельство, А. Эйнштейн ввел термин «физическая реальность» и выделил два аспекта это­го термина. Первое его значение использовалось им для характе­ристики объективного мира, существующего вне и независимо от сознания. «Вера в существование внешнего мира, — отмечал Эй­нштейн, — независимого от воспринимающего субъекта, лежит в основе всего естествознания»1.

    Во втором своем значении термин «физическая реальность» используется для рассмотрения теоретизированного мира как со­вокупности идеализированных объектов, представляющих свой­ства реального мира в рамках данной физической теории. «Реаль­ность, изучаемая наукой, есть не что иное, как конструкция наше­го разума, а не только данность»2. В этом плане физическая ре­альность задается посредством языка науки, причем одна и та же реальность может быть описана при помощи разных языков.

    Характеризуя науку, научное познание в целом, необходимо выделить ее главную задачу, основную функцию — открытие за­конов изучаемой области действительности. Без установления за­конов действительности, без выражения их в системе понятий нет науки, не может быть научной теории. Перефразируя слова известного поэта, можно сказать: мы говорим наука — подразу­меваем закон, мы говорим закон — подразумеваем наука.

    Само понятие научности (о чем выше уже шла речь) предпо­лагает открытие законов, углубление в сущность изучаемых яв­лений, определение многообразных условий практической при­менимости законов.

    Изучение законов действительности находит свое выражение в создании научной теории, адекватно отражающей исследуемую предметную область в целостности ее законов и закономернос­тей. Поэтому закон — ключевой элемент теории, которая есть не что иное, как система законов, выражающих сущность, глубин­ные связи изучаемого объекта (а не только эмпирические зависи-

    1 Эйнштейн А. Собр. науч. трудов: В 4 т. М., 1967. Т. 4. С. 136.

    2 Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М., 1986. С. 20.
    200 Основы философии науки

    мости) во всей его целостности и конкретности, как единство мно­гообразного.

    В самом общем виде закон можно определить как связь (от­ношение) между явлениями, процессами, которая является:

    а) объективной, так как присуща прежде всего реальному миру,
    чувственно-предметной деятельности людей, выражает реаль­
    ные отношения вещей;

    б) существенной, конкретно-всеобщей. Будучи отражением су­
    щественного в движении универсума, любой закон присущ
    всем без исключения процессам данного класса, определен­
    ного типа (вида) и действует всегда и везде, где развертыва­
    ются соответствующие процессы и условия;

    в) необходимой, ибо, будучи тесно связан с сущностью, закон
    действует и осуществляется с «железной необходимостью» в
    соответствующих условиях;

    г) внутренней, так как отражает самые глубинные связи и зави­
    симости данной предметной области в единстве всех ее мо­
    ментов и отношений в рамках некоторой целостной системы;

    д) повторяющейся, устойчивой, так как «закон есть прочное (ос­
    тающееся) в явлении»Г «идентичное в явлении», их «спокой­
    ное отражение» (Гегель). Он есть выражение некоторого по­
    стоянства определенного процесса, регулярности его протека­
    ния, одинаковости его действия в сходных условиях.
    Стабильность, инвариантность законов всегда соотносится с

    конкретными условиями их действия, изменение которых снима­ет данную инвариантность и порождает новую, что и означает изменение законов, их углубление, расширение или сужение сфе­ры их действия, их модификации и т. п. Любой закон не есть нечто неизменное, а представляет собой конкретно-исторический феномен. С изменением соответствующих условий, с развитием практики и познания одни законы сходят со сцены, другие вновь появляются, меняются формы действия законов, способы их ис­пользования и т. д.

    Важнейшая, ключевая задача научного исследования — «под­нять опыт до всеобщего», найти законы данной предметной обла­сти, определенной сферы (фрагмента) реальной действительнос­ти, выразить их в соответствующих понятиях, абстракциях, тео­риях, идеях, принципах и т. п. Решение этой задачи может быть успешным в том случае, если ученый будет исходить из двух ос-

    1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   ...   59


    написать администратору сайта