Главная страница
Навигация по странице:

  • 180 Основы философии науки

  • 182 Основы философии науки

  • Глава III . Структура научного познания 183

  • 184 Основы философии науки

  • 188 Основы философии науки

  • кохановский. Учебное пособие для аспирантов. Ростов нД Феникс, 2004. 608 с. Серия Высшее образование


    Скачать 3.56 Mb.
    НазваниеУчебное пособие для аспирантов. Ростов нД Феникс, 2004. 608 с. Серия Высшее образование
    Анкоркохановский.doc
    Дата29.08.2018
    Размер3.56 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлакохановский.doc
    ТипУчебное пособие
    #23726
    страница16 из 59
    1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   ...   59
    Глава III. Структура научного познания 179

    Умозаключение — форма мышления (мыслительный про­цесс), посредством которой из ранее установленного знания (обыч­но из одного или нескольких суждений) выводится новое знание (также обычно в виде суждения). Классический пример умозак­лючения:

    1. Все люди смертны (посылка).

    2. Сократ — человек (обосновывающее знание).

    1. Следовательно, Сократ смертен (выводное знание, называе­
      мое заключением или следствием).

    Важными условиями достижения истинного выводного зна­ния являются не только истинность посылок (аргументов, осно­ваний), но и соблюдение правил вывода, недопущение наруше­ний законов и принципов логики и диалектики. Наиболее общим делением умозаключений является их деление на два взаимосвя­занных вида: индуктивное движение мысли от единичного, част­ного к общему, от менее общего к более общему, и дедуктивное (силлогизмы), где имеет место обратный процесс (как в приве­денном примере). В современной логике, в отличие от традици­онной, исследуют дедуктивные и недедуктивные умозаключения. Говоря о формах мышления, следует иметь в виду, что «в научных исследованиях должно соблюдаться единство формаль­но-логических правил определения и методологических принци­пов диалектики»1.

    Рациональное (мышление) взаимосвязано не только с чув­ственным, но и с другими — внерациональными — формами по­знания. Большое значение в процессе познания имеют такие фак­торы, как воображение, фантазия, эмоции и др. Среди них осо­бенно важную роль играет интуиция (внезапное озарение) — спо­собность прямого, непосредственного постижения истины без предварительных лоЪгческих рассуждений и без доказательств. В истории философии на важную роль интуиции (хотя и по-разному понимаемой) в процессе познания указывали многие мыслители. Так, Декарт считал, что для реализации правил своего рациона­листического метода необходима интуиция, с помощью которой усматриваются первые начала (принципы), и дедукция, позволя­ющая получить следствия из этих начал.

    1 Курбатов В. И. Логика. Систематический курс. Ростов н/Д, 2001. С. 154.

    180 Основы философии науки

    Единственно достоверным средством познания считали ин­туицию сторонники такого философского течения XX в., как ин-туитивизм. А. Бергсон, противопоставляя интеллекту интуицию, считал последнюю подлинным философским методом, в процес­се применения которого происходит непосредственное слияние объекта с субъектом. Связывая интуицию с инстинктом, он отме­чал, что она характерна для художественной модели познания, тогда как в науке господствует интеллект, логика, анализ.

    История познания показывает, что новые идеи, коренным об­разом меняющие старые представления, часто возникают не в ре-; зультате строго логических рассуждений или как простое обобще­ние. Они являются как бы скачком в познании объекта, прерывом непрерывности в развитии мышления. Для интуитивного пости­жения действительности характерна свернутость рассуждений, осознание не всего их хода, а отдельного наиболее важного звена, в частности, окончательных выводов.

    Полное логическое и опытное обоснование этих выводов им; находят позднее, когда они уже были сформулированы и вошли в ткань науки. Как писал известный французский физик Луи де Бройль, «человеческая наука, по существу рациональная в своих основах и по своим методам, может осуществлять свои наиболее замечательные завоевания лишь путем опасных внезапных скач- ! ков ума, когда проявляются способности, освобожденные от тя- Iжелых оков строгого рассуждения, которые называют воображе- '< нием, интуицией, остроумием»1. Крупнейший математик А. Пу- , анкаре говорил о том, что в науке нельзя все доказать и нельзя все ? определить, а поэтому приходится всегда «делать заимствование ; у интуиции».

    Действительно, интуиция требует напряжения всех познава­
    тельных способностей человека, в нее вкладывается весь опыт
    предшествующего социокультурного и индивидуального разви­
    тия человека — его чувственно-эмоциональной сферы (чувствен- ;
    ная интуиция) или его разума, мышления (интеллектуальная ин- ;
    туиция). !

    Многие великие творцы науки подчеркивали, что нельзя не­дооценивать важную роль воображения, фантазии и интуиции в | научном исследовании. Последнее не сводится к «тяжеловесным I силлогизмам», а необходимо включает в себя «иррациональные ij

    1 Бройль Луи де. По тропам науки. М., 1962, С. 295. }

    J

    Глава III. Структура научного познания181

    скачки». С их помощью, по словам Луи де Бройля, разрывается «жесткий круг, в который нас заключает дедуктивное рассужде­ние», что и позволяет совершить прорыв к истинным достижени­ям науки, осуществить великие завоевания мысли. Вместе с тем французский физик обращал внимание на то, что «всякий прорыв воображения и интуиции, именно потому, что он является един­ственно истинным творцом, чреват опасностями; освобожденный от оков строгой дедукции, он никогда не знает точно, куда ведет, он может нас ввести в заблуждение или даже завести в тупик»1. Чтобы этого не произошло, интуитивный момент следует соеди­нять с дискурсивным (логическим, понятийным, опосредован­ным), имея в виду, что это два необходимо связанных момента единого познавательного процесса.

    Познание как единство чувственного и рационального, эмпи­рического и теоретического, рассудка и разума, интуитивного и дискурсивного тесно связано с пониманием (см. гл. V, §6).

    Рассматривая теоретическое познание как высшую и наибо­лее развитую его форму, следует прежде всего определить его структурные компоненты. К числу основных из них относятся проблема, гипотеза, теория и закон, выступающие вместе с тем как формы, «узловые моменты» построения и развития знания на теоретическом его уровне.

    Проблема — форма теоретического знания, содержанием ко­торой является то, что еще не познано человеком, но что нужно познать. Иначе говоря, это знание о незнании, вопрос, возник­ший в ходе познания и требующий ответа. Проблема не есть за­стывшая форма знания, а процесс, включающий два основных момента (этапа движения познания) — ее постановку и решение. Правильное выведение проблемного знания из предшествующих фактов и обобщений, умение верно поставить проблему — необ­ходимая предпосылка ее успешного решения. «Формулировка проблемы часто более существенна, чем ее разрешение, которое может быть делом лишь математического или эксперименталь­ного искусства. Постановка новых вопросов, развитие новых воз­можностей, рассмотрение старых проблем под новым углом зре­ния требуют творческого воображения и отражают действитель­ный успех в науке»1.

    1 Эйнштейн А., Инфельд Л. Эволюция физики. М., 1965. С. 78.

    182 Основы философии науки

    В. Гейзенберг отмечал, что при постановке и решении науч­ных проблем необходимо следующее: а) определенная система понятий, с помощью которых исследователь будет фиксировать те или иные феномены; б) система методов, избираемая с учетом целей исследования и характера решаемых проблем; в) опора на научные традиции, поскольку, по мнению Гейзенберга, «в деле выбора проблемы традиция, ход исторического развития играют существенную роль»1, хотя, конечно, определенное значение име­ют интересы и наклонности самого ученого.

    Как считает К. Поппер, наука начинает не с наблюдений, a j именно с проблем, и ее развитие есть переход от одних проблем к 1 другим — от менее глубоких к более глубоким. Проблемы возни- i кают, по его мнению: 1) либо как следствие противоречия в от- | дельной теории, 2) либо при столкновении двух различных тео- ? рий, 3) либо в результате столкновения теории с наблюдениями.

    Тем самым научная проблема выражается в наличии проти­воречивой ситуации (выступающей в виде противоположных по­зиций), которая требует соответствующего разрешения. Опреде­ляющее влияние на способ постановки и решения проблемы имеет, во-первых, характер мышления той эпохи, в которую фор­мулируется проблема, и, во-вторых, уровень знания о тех объек­тах, которых касается возникшая проблема. Каждой историчес­кой эпохе свойственны свои характерные формы проблемных ситуаций.

    Научные проблемы следует отличать от ненаучных (псевдо­проблем) — например, проблема создания вечного двигателя. Ре­шение какой-либо конкретной проблемы есть существенный мо­мент развития знания, в ходе которого возникают новые пробле­мы, а также выдвигаются те или иные концептуальные идеи, в том числе и гипотезы. Наряду с теоретическими существуют и практические проблемы.

    Гипотеза — форма теоретического знания, содержащая пред­положение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого неопределенно и нуждается в доказательстве. Гипотетическое знание носит вероятный, а не достоверный харак­тер и требует проверки, обоснования. В ходе доказательства вы­двинутых гипотез — а) одни из них становятся истинной теорией,

    1 Гейзенберг В. Шаги за горизонт. М., 1987. С. 228.

    Глава III. Структура научного познания183

    б) другие видоизменяются, уточняются и конкретизируются, в) тре­тьи отбрасываются, превращаются в заблуждения, если проверка дает отрицательный результат. Выдвижение новой гипотезы, как правило, опирается на результаты проверки старой, даже в том случае, если эти результаты были отрицательными.

    Так, например, выдвинутая Планком квантовая гипотеза пос­ле проверки стала научной теорией, а гипотезы о существовании «теплорода», «флогистона», «эфира» и др., не найдя подтвержде­ния, были опровергнуты, перешли в заблуждения. Стадию гипо­тезы прошли и открытый Д. И. Менделеевым периодический за­кон, и теория Дарвина, и др. Велика роль гипотез в современной астрофизике, геологии и других науках, которые окружены «ле­сом гипотез».

    Выдающиеся философы и ученые хорошо понимали важную роль гипотезы для научного познания. Д. И. Менделеев считал, что в организации целеустремленного, планомерного изучения явлений ничто не может заменить построения гипотезы. «Они, — писал великий русский химик, — науке и особенно ее изучению необходимы. Они дают стройность и простоту, каких без их допу­щения достичь трудно. Вся история наук это показывает. А пото­му можно смело сказать: лучше держаться такой гипотезы, кото­рая может со временем стать верною, чем никакой»1. Ф. Энгельс рассматривал гипотезу как «форму развития естествознания, по­скольку оно мыслит» и связывал ее с понятиями теории, закона,

    истины.

    Крупный британский философ, логик и математик А. Уайт-хед подчеркивал, что систематическое мышление не может про­грессировать, не используя некоторых общих рабочих гипотез со специальной сферой приложения. Такие гипотезы направляют на­блюдения, помогают оценить значение фактов раз личного типа и предписывают определенный метод. Поэтому, считает Уайтхед, даже неадекватная рабочая гипотеза, подтверждаемая хотя бы не­которыми фактами, все же лучше, чем ничего. Она хоть как-то упорядочивает познавательные процедуры. Указывая на важное значение гипотез для прогресса научного познания, британский ученый отмечает, что «достаточно развитая наука прогрессирует в двух отношениях. С одной стороны, происходит развитие знания

    1 Менделеев Д. И. Основы химии. Т. 1. М.—Л., 1947. С. 150—151.

    184 ' Основы философии науки

    в рамках метода, предписываемого господствующей рабочей ги­потезой; с другой стороны, осуществляется исправление самих рабочих гипотез»1.

    Наука нередко вынуждена принимать две или более конкури­рующие рабочие гипотезы, каждая из которых имеет свои досто­инства и недостатки. Поскольку такие гипотезы несовместимы, то, по мнению Уайтхеда, наука устремится примирить их путем создания новой гипотезы с более широкой сферой применения. При этом выдвинутая новая гипотеза должна быть подвергнута критике с ее же собственной точки зрения.

    Таким образом, гипотеза может существовать лишь до тех пор, пока не противоречит достоверным фактам опыта, в против­ном случае она становится просто фикцией. Она проверяется (ве­рифицируется) соответствующими опытными фактами (в особен­ности экспериментом), получая характер истины. Гипотеза явля­ется плодотворной, если может привести к новым знаниям и но­вым методам познания, к объяснению широкого круга явлений.

    Говоря об отношении гипотез к опыту, можно выделить три их типа: а) гипотезы, возникающие непосредственно для объяс­нения опыта; б) гипотезы, в формировании которых опыт играет определенную, но не исключительную роль; в) гипотезы, кото­рые возникают на основе обобщения только предшествующих кон­цептуальных построений.

    В современной методологии термин «гипотеза» употребляет­ся в двух основных значениях: а) форма теоретического знания, характеризующаяся проблематичностью и недостоверностью; б) метод развития научного знания. Как форма теоретического знания гипотеза должна отвечать некоторым общим условиям, которые необходимы для ее возникновения и обоснования и кото­рые нужно соблюдать при построении любой научной гипотезы вне зависимости от отрасли научного знания. Такими непремен­ными условиями являются следующие:

    1. Выделяемая гипотеза должна соответствовать установленным
      в науке законам. Например, ни одна гипотеза не может быть
      плодотворной, если она противоречит закону сохранения и пре­
      вращения энергии.

    2. Гипотеза должна быть согласована с фактическим материа-

    1 Уайтхед'А. Избранные работы по философии. М., 1990. С. 625—626.

    Глава III. Структура научного познания 185

    лом, на базе которого и для объяснения которого она выдви­нута. Иначе говоря, она должна объяснить все имеющиеся достоверные факты. Но если какой-либо факт не объясняется данной гипотезой, последнюю не следует сразу отбрасывать, а нужно более внимательно изучить прежде всего сам факт, искать новые — более лучшие и достоверные факты.

    3. Гипотеза не должка содержать в себе противоречий, которые
    г запрещаются законами формальной логики. Но противоречия,
    I: являющиеся отражением объективных противоречий, не толь-
    tf ко допустимы, но и необходимы в гипотезе (такой, например,
    р \ была гипотеза Луи де Бройля о наличии у микрообъектов про-
    II тивоположных — корпускулярных и волновых — свойств, ко­
    торая затем стала теорией).

    1. Гипотеза должны быть простой, не содержать ничего лишне­
      го, чисто субъективистского, никаких произвольных допуще­
      ний, не вытекающих из необходимости познания объекта та­
      ким, каков он в действительности. Но это условие не отменя­
      ет активности субъекта в выдвижении гипотез.

    2. Гипотеза должна быть приложимой к более широкому клас­
      су исследуемых родственных объектов, а не только к тем, для
      объяснения которых она специально была выдвинута.

    6. Гипотеза должка допускать возможность ее подтверждения
    или опровержения; либо прямо — непосредственное наблю­
    дение тех явлений, существование которых предполагается
    данной гипотезой (например, предположение Леверье о су­
    ществовании планеты Нептун); либо косвенно — путем выве­
    дения следствий из гипотезы и их последующей опытной про­
    верки (т.е. сопоставления следствий с фактами). Однако вто­
    рой способ сам по себе не позволяет установить истинность
    гипотезы в целом, он только повышает ее вероятность.
    Развитие научной гипотезы может происходить в трех основ­
    ных направлениях. Во-первых, уточнение, конкретизация гипоте­
    зы в ее собственных рамках. Во-вторых, самоотрицание гипоте­
    зы, выдвижение и обоснование новой гипотезы. В этом случае
    происходит не усовершенствование старой системы знаний, а ее
    качественное изменение. В-третьих, превращение гипотезы как
    системы вероятного знания — подтвержденной опытом — в дос­
    товерную систему знания, т. е. в научную теорию.

    4

    186 Основы философии науД

    Гипотеза как метод развития научно-теоретического значим в своем применении проходит следующие основные этапы. 1

    1. Попытка объяснить изучаемое явление на основе известных '
      фактов и уже имеющихся в науке законов и теорий. Если та­
      кая попытка не удается, то делается дальнейший шаг.

    2. Выдвигается догадка, предположение о причинах и законо­
      мерностях данного явления, его свойств, связей и отноше­
      ний, о его возникновении и развитии и т. п. На этом этапа
      познания выдвинутое положение представляет собой верояя
      ное знание, еще не доказанное логически и не настолько поя
      твержденное опытом, чтобы считаться достоверным. Чапя
      всего выдвигается несколько предположений для объяснен™
      одного и того же явления. 11

    3. Оценка основательности, эффективности выдвинутых предку
      положений и отбор из их множества наиболее вероятного iH
      основе указанных свыше условий обоснованности гипотезыИ

    4. Развертывание выдвинутого предположения в целостную сян
      стему знания и дедуктивное выведение из него следствийЯ
      целью их последующей эмпирической проверки. Щ

    5. Опытная, экспериментальная проверка выдвинутых из гшюЦ
      тезы следствий. В результате этой проверки гипотеза либо
      «переходит в ранг» научной теории, или опровергается, «схо­
      дит с научной сцены». Однако следует иметь в виду, что эм­
      пирическое подтверждение следствий из гипотезы не гаран­
      тирует в полной мере ее истинности, а опровержение одного
      из следствий не свидетельствует однозначно о ее ложности в
      целом. Эта ситуация особенно характерна для научных рево­
      люций, когда происходит коренная ломка фундаментальных
      концепций и методов и возникают принципиально новые (и
      зачастую «сумасшедшие», по словам Н. Бора) идеи.

    Таким образом, решающей проверкой истинности гипотезы является в конечном счете практика во всех своих формах, но оп­ределенную (вспомогательную) роль в доказательстве или опро­вержении гипотетического знания играет и логический (теорети­ческий) критерий истины. Проверенная и доказанная гипотеза пе­реходит в разряд достоверных истин, становится научной теорией.

    Благодаря выдвижению гипотезы намечаются только общие , контуры концептуальной структуры теории, обоснование же ги-

    Глава III. Структура научного познания 187

    потезы в основных чертах завершает формирование этой струк­туры.

    Следует иметь в виду, что сам поиск гипотезы не может быть сведен только к методу проб и ошибок, как полагал К. Поппер. В формировании гипотезы существенную роль играют принятые ис­следователем идеалы познания, картина мира, его ценностные и иные установки, которые целенаправленно направляют творчес­кий поиск.

    Говоря о гипотезах, нужно иметь в виду, что существуют раз­личные их виды. Характер гипотез определяется во многом тем, по отношению к какому объекту они выдвигаются. Так, выделя­ют гипотезы общие, частные и рабочие. Первые — это обоснова­ние предположения о закономерностях различного рода связей между явлениями. Общие гипотезы— фундамент построения основ научного знания. Вторые — это тоже обоснованное предпо­ложение о происхождении и свойствах единичных фактов, конк­ретных событий и отдельных явлений. Третьи — это предполо­жение, выдвигаемое, как правило, на первых этапах исследова-, ния и служащее его направляющим ориентиром, отправным пун­ктом дальнейшего движения исследовательской мысли. ■ Существуют и так называемые, «ad hoc-гипотезы» (от лат. ad hoc — к этому, для данного случая). Каждая из них — это пред­положение, выдвинутое с целью решения стоящих перед испы­тываемой теорией проблем и оказавшееся в конечном итоге оши­бочным вариантом ее развития. Обычно такие гипотезы логически не связаны с основными положениями данной теории и являются нарушением общепризнанных критериев научности. Однако уче­ные иногда сознательно идут на нарушение этих критериев, при­бегая к помощи ad hoc-гипотез «во имя спасения» испытываемой теории, которая сталкивается с конкретными трудностями (невоз­можность предсказания новых фактов, адаптации к новым экспе­риментальным данным и др.).

    ! Следует иметь в виду, что гипотезы, позволяющие успешно решать определенные проблемы, вполне могут оказаться в даль­нейшем гипотезами ad hoc. Вместе с тем отдельные ad hoc-гипо-г тезы временно обеспечивают исходной теории некоторые важные прагматические преимущества (например, достаточную степень согласованности с экспериментальными данными).

    188 Основы философии науки

    Теория — наиболее сложная и развитая форма научного зна­ния, дающая целостное отображение закономерных и существен­ных связей определенной области действительности. Примерами этой формы знания являются классическая механика Ньютона, эволюционная теория Ч. Дарвина, теория относительности А. Эйн­штейна, теория самоорганизующихся целостных систем (синер­гетика) и др.

    А. Эйнштейн считал, что любая научная теория должна отве­чать следующим критериям: а) не противоречить данным опыта, фактам; б) быть проверяемой на имеющемся опытном материа­ле; в) отличаться «естественностью», т. е. «логической простотой» предпосылок (основных понятий и основных соотношений меж­ду ними); г) содержать наиболее определенные утверждения: это означает, что из двух теорий с одинаково «простыми» основными положениями следует предпочесть ту, которая сильнее ограничи­вает возможные априорные качества систем; д) не являться логи­чески произвольно выбранной среди приблизительно равноцен­ных и аналогично построенных теорий (в таком случае она пред­ставляется наиболее ценной); е) отличаться изяществом и красо­той, гармоничностью; ж) характеризоваться многообразием пред­метов, которые она связывает в целостную систему абстракций; з) иметь широкую область своего применения с учетом того, что в рамках применимости ее основных понятий она никогда не будет опровергнута; и) указывать путь создания новой, более общей те­ории, в рамках которой она сама остается предельным случаем1.

    Любая теоретическая система, как показал К. Поппер, долж­на удовлетворять двум основным требованиям: а) непротиворе­чивости (т. е. не нарушать соответствующий закон формальной логики) и фальсифицируемости — опровержимости, б) опытной экспериментальной проверяемости. Поппер сравнивал теорию с сетями, предназначенными улавливать то, что мы называем ре­альным миром, для осознания, объяснения и овладения им. Ис­тинная теория должна, во-первых, соответствовать всем (а не не­которым) реальным фактам, а, во-вторых, следствия теории дол­жны удовлетворять требованиям практики. Теория, по Попперу, есть инструмент, проверка которого осуществляется в ходе его применения и о пригодности которого судят по результатам таких применений. Рассмотрим теорию более подробно.

    ' CiZ: Эйнштейн А. Физика и реальность. М., 1965. С. 139—143, 204.

    1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   ...   59


    написать администратору сайта