Главная страница

музыке по-русски. О музыке по-русски. Учебное пособие для иностранных студентов музыкальных факультетов начального и продвинутого этапов обучения москва 2016


Скачать 224.35 Kb.
НазваниеУчебное пособие для иностранных студентов музыкальных факультетов начального и продвинутого этапов обучения москва 2016
Анкормузыке по-русски
Дата17.11.2020
Размер224.35 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаО музыке по-русски.docx
ТипУчебное пособие
#151198
страница6 из 7
1   2   3   4   5   6   7
Раздел 2. Обзор творчества и краткий анализ

произведений русских композиторов ХХ века
Творчество С. Прокофьева

Сергей Прокофьев начал сочинять музыку в юном возрасте. Его ранние сочинения – фортепианные пьесы, написанные в 1900-е годы, поражают необычайной ясностью образов и выразительных средств.

Первой значительной работой С. Прокофьева стал первый концерт для фортепиано с оркестром. Он написан в 1911 году и впервые исполнен автором летом следующего года в Москве. Концерт ошеломил слушателей. Трудно было сразу понять и оценить произведение Прокофьева. В нём была новая красота – красота смелой спортивной игры, молодости, крепкого ритма. Прокофьев сознавал, что открывает «новые берега» в музыке. Он был уверен в правильности избранного пути.

В 1917 году Прокофьев закончил «Классическую симфонию» - жизнерадостную и остроумную. В симфонии ощущается близость музыки Прокофьева искусству классиков 18-го века. Эта близость проявляется и в общем характере музыки, и в её ритмической чёткости, и в некоторых типичных оборотах. Но в то же время в острых изгибах мелодии и неожиданных гармонических сопоставлениях чувствуется оригинальный стиль Прокофьева.

В советский период творчества начался высший расцвет таланта Прокофьева. В 1935 году создан балет «Ромео и Джульетта» (по трагедии английского поэта У. Шекспира), который был поставлен в 1940-м году и впоследствии приобрёл мировую славу. В 1938 году композитор сочинил музыку к фильму «Александр Невский». Написанная на исторический сюжет музыка звучит современно, в ней слышится острый драматизм.

Главной работой композитора в годы Второй мировой войны была патриотическая опера «Война и мир». Опера получилась необычной по жанру. Это произведение новаторское по музыке и композиции, но вместе с тем оно развивает традиции русских классиков – Мусоргского и Бородина. С Мусоргским Прокофьева сближает особое внимание к психологической характеристике героев, которая раскрывается через вокальную интонацию.

«Война и мир» - это любимое произведение самого Прокофьева. Он совершенствовал его до конца жизни.

Последнее законченное произведение С. Прокофьева – Седьмая симфония.
I. Ответьте на вопросы:

  1. Как называется первая значительная работа С. Прокофьева?

  2. Почему первый концерт для фортепиано с оркестром ошеломил слушателей?

  3. В каком году была написана «Классическая симфония?

  4. Почему опера «Война и мир» считается необычной по жанру?

  5. Какой балет С. Прокофьева получил мировую славу?


II. Поясните смысл выражения: открывать «новые берега» в музыке.
III. Придумайте синонимы к глаголу ошеломить.
IV. Обратите внимание на предложения из текста, в которых выделенные словосочетания являются несогласованными определениями.
Опера получилась (какой?) необычной по жанру.

Это произведение (какое?) новаторское по музыке и композиции.
Придумайте предложения подобной конструкции, используя данные ниже словосочетания:
весёлый по характеру, необычный по звучанию, большой по размеру, старший по возрасту.
V. Обратите внимание на значение предлога через в следующем предложении.

С Мусоргским Прокофьева сближает особое внимание к психологической характеристике героев, которая раскрывается через вокальную интонацию.

Придумайте предложения, используя данные ниже словосочетания с предлогом через.
Сообщить через преподавателя, передать через музыку, купить через Интернет, вручить через секретаря.

С. Прокофьев

СЕДЬМАЯ СИМФОНИЯ

Седьмая симфония – последнее крупное законченное произведение Сергея Прокофьева. Первоначальный замысел композитора был создать симфонию для детей. Но в процессе работы он изменился. Получилась симфония и для детей, и для взрослых.

Построение симфонии классическое. В ней четыре части.

Первая часть начинается прекрасной мелодией у скрипок. Это главная партия в тональности до-диез минор. Мелодия развёртывается широко и плавно в духе неторопливого повествования.

В среднем разделе главной партии характер музыки меняется. Она становится тревожной, с быстрой сменой пассажей. Когда певучая тема скрипок возвращается, она звучит в других тональностях (соль-диез минор, потом ля минор), более напряжённо, чем раньше. Басы (валторны, фаготы и туба) грозно повторяют несколько раз начальный мотив темы. Повествование становится драматичным, но это длится недолго.

Тема побочной партии – торжественная, лирическая мажорная (в тональности фа мажор). Её глубокий, насыщенный тембр образуется из сочетания низких струнных инструментов (альтов и виолончелей) с деревянными духовыми и валторной. Это тема радости и красоты жизни. По существу она является главной, самой важной во всей симфонии. Именно эту тему Прокофьев повторяет потом в коде четвёртой части. Тема побочной партии – одна из лучших мелодий Прокофьева.

Диапазон побочной темы огромен – более двух октав. Мелодия зарождается в глубоких басах и простирается затем до светлых верхних звуков. Необычно широки и внутренние интервальные ходы – восходящие шаги на септиму, квинту и вслед затем на октаву. И вместе с тем особенные прокофьевские черты соединяются в этой мелодии с классической русской распевностью.

В экспозиции первой части симфонии Прокофьева есть ещё одна, несколько неожиданная тема – заключительная. Вдруг раздаётся хрустальный звон колокольчиков, потом к ним присоединяются фортепиано и арфа. Звучит причудливый мотив у гобоя и флейты, словно приоткрылся сказочный мир, полный чудес.

Три главных образа первой части – задумчивое повествование; светлая торжественная лирика; таинственная сказочность. Все три темы по-новому развиваются в небольшой разработке.

В самом начале разработки слышится как будто совсем новая тема – решительная, в ритме марша. На самом деле она возникает из мотивов заключительной и побочной партий. Впоследствии в разработке сплетаются друг с другом мотивы из главной и побочной тем. В кульминации разработки звучит новый динамический вариант побочной темы. Заключительная партия также даётся в новом варианте.

В репризе все три темы проходят в сжатом изложении. Побочная партия звучит в тональности ре-бемоль мажор. Трезвучия до-диез мажора и до-диез минора в последних двух тактах сменяют друг друга, как свет и тень. Такой необычной «мерцающей» тоникой и заканчивается первая часть симфонии.

Вторая часть симфонии – Allegretto – написана в характере порывистого романтического вальса.

Третья часть – певучая, лирическая. В её музыке, как и в главной партии первой части, слышны задумчивые, рассказывающие интонации.

Четвёртая часть, финал, полна молодости и энергии. Главная тема финала – рефрен, который повторяется несколько раз в этой части. Эта тема похожа на быстрый весёлый танец, галоп, который танцуют вприпрыжку. Есть в финале седьмой симфонии и острый, задорный марш. В самом конце финала звучит побочная партия из первой части – тема радости и красоты жизни. А потом Прокофьев словно прощается со слушателями. Музыка финала растворяется, замирает в задумчивых, светло-печальных мотивах.
I. Ответьте на вопросы:

  1. Сколько частей имеет седьмая симфония Прокофьева? Назовите эти части.

  2. Каково строение первой части?

  3. Назовите три главных образа первой части.

  4. Каковы особенности разработки первой части?

  5. Какую роль играет тема побочной партии в первой части и во всей симфонии?

  6. Дайте характеристику финала симфонии.


II. Замените выделенные слова в предложениях личными местоимениями.


        1. Именно эту тему Прокофьев повторяет потом в четвёртой части.

  1. Впоследствии в разработке сплетаются друг с другом мотивы из главной и побочной тем.

  2. В самом конце финала звучит побочная партия из первой части…

  3. Эта тема похожа на быстрый, весёлый танец, галоп…


III. В данном ниже предложении замените выделенную конструкцию причастием.
Главная тема финала – рефрен, который повторяется в этой части несколько раз.
IV. Подберите синонимы к выделенным прилагательным.

Крупное произведение; особенные черты; задумчивые интонации.

V. Придумайте предложения со следующими глаголами из текста: присоединяться (к кому? чему?); сочетаться (с чем?); сменять (кого? что?).

С. Прокофьев

КАНТАТА «АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ»

Кантата «Александр Невский» посвящена важному событию русской истории – борьбе князя Александра Невского с немецкими рыцарями-крестоносцами.

Кантата предназначена для меццо-сопрано, смешанного хора и оркестра. Кантата возникла из музыки к одноимённому фильму, который был поставлен в 1938 году.

В кантате семь частей. Каждая часть поражает яркостью образов. Прокофьев обладал удивительной наблюдательностью, умением схватить и передать в музыке голоса людей, их жесты, движения. Наиболее известны мелодии второй, четвёртой, пятой и шестой частей кантаты.

Вторая часть кантаты называется «Песня об Александре Невском». Музыка этой части величавая и строгая. Вокальную партию исполняет унисонный хор – мужские голоса, дополненные альтами. Основная мелодия повествовательная и размеренная. Почти каждый слог произносится на один звук; распевание слогов здесь редко.

В средней части песни повествование становится более взволнованным и темп его ускоряется. Оркестр воспроизводит звуки битвы. В репризе возвращается главная, «богатырская» мелодия хора.

Четвёртая часть называется «Вставайте, люди русские». Это хоровая песня, которая не рассказывает о минувших событиях, а призывает к бою.

Оркестровое вступление к хору имитирует тревожные и грозные колокольные звучания, которые сопровождают потом пение хора. В повторяющихся энергичных интонациях мелодии слышатся боевые призывы.

Ритм марша подчёркивает героический характер музыки. Здесь мы наблюдаем сочетание народных песенных традиций с современными музыкальными приёмами Прокофьева.

Средняя часть хора написана в ре мажоре. Появляется новая тема – певучая, привольная, светлая.

Пятая часть, которая называется «Ледовое побоище» («побоище» -битва), открывается музыкальным пейзажем – пустынное зимнее озеро перед началом битвы. В оркестре слышны холодные, «застывшие» звучания, сумрачные минорные гармонии, резкий каркающий звук у альтов.

Затем слышится дробное, равномерное постукивание, которое создают струнные басы, изображая скачку. Ритм скачки подчёркнуто однообразен, бездушен, механичен. На него наслаиваются в оркестре пронзительные и завывающие голоса тубы, саксофона, труб и других инструментов.

В кульминационных эпизодах противоборствующие темы сталкиваются, как противники в бою.

В шестой части – «Мёртвое поле» - воплощён образ лирический и скорбный. Здесь поёт один только женский голос, сопровождаемый оркестром. В музыке слышны интонации плача. Мелодия печальна, её движение ровно и строго.

Завершается кантата торжественным, величественным финалом «Въезд Александра Невского во Псков», где звучат уже знакомые слушателю русские темы.
I. Ответьте на вопросы:

  1. Какому событию посвящена кантата «Александр Невский»?

  2. Сколько частей имеет кантата?

  3. Охарактеризуйте основную мелодию второй части.

  4. Назовите основную тональность четвёртой части кантаты.

  5. Какие инструменты создают образ скачки в пятой части?

  6. Какова особенность шестой части кантаты?


II. Какими частями речи являются в приведённом отрывке выделенные курсивом слова?
В шестой части воплощён образ лирический и скорбный. Здесь поёт один только женский голос, сопровождаемый оркестром. В музыке слышны интонации плача. Мелодия печальна, её движение ровно и строго. Завершается кантата торжественным, величественным финалом, где звучат уже знакомые слушателю русские темы.
III. Поясните, какие значения вносят приставки в слова, данные справа. Придумайте слова, образованные при помощи тех же приставок в том же значении.
пение – распевание

стук – постукивание

слоиться – наслаиваться

толкаться – сталкиваться
IV. Придумайте антонимы к словам из текста.

Яркость, наблюдательность, вступление, взволнованный, сумрачный, резкий, противники, ускоряться, сталкиваться, завершаться.
V. Замените в предложении выделенную конструкцию причастным оборотом.
Это хоровая песня совершенно иного характера, которая не рассказывает о минувших событиях, а призывает к бою.

Творчество Д. Шостаковича

Стремление Д. Шостаковича передать в музыке впечатления и переживания, связанные с самыми важными явлениями современной жизни, обнаруживается уже в ранних наивных пьесах.

Поступив в возрасте 13-ти лет в Петроградскую консерваторию сразу по двум специальностям – фортепиано и композиции – Шостакович восхищал товарищей своими произведениями – романсами, фортепианными пьесами, симфоническими партитурами и «Фантастическими танцами» для фортепиано. Наиболее крупное из ранних сочинений – первая симфония.

В молодости Шостаковичу нелегко было решить проблему кем быть – пианистом или композитором. Во второй половине 20-х годов он часто выступал как пианист, давал сольные концерты.

Начало 30-х годов были для Шостаковича годами напряжённого творчества, поиска своих тем, своего стиля. В эти годы была написана опера «Катерина Измайлова», несколько инструментальных сочинений, в том числе 24 прелюдии для фортепиано.

В середине 30-х годов начинается зрелый период в творчестве композитора. Им создаются три выдающиеся симфонии – четвёртая, пятая и шестая. Знаменитая пятая симфония признана вершиной в творчестве не только Шостаковича, но и всей советской музыки. Продолжая традиции Бетховена и Чайковского, Шостакович гениально отражает в музыке драматические конфликты своего времени.

Шостаковича привлекали и камерные произведения. Он автор светлого «весеннего» первого квартета и возвышенного гармоничного квинтета для фортепиано, двух скрипок, альта и виолончели.

Шостакович написал музыку ко многим кинофильмам.

Самым знаменитым произведением Шостаковича времён Великой Отечественной войны стала Седьмая симфония.

Д. Шостакович создал множество сочинений в разнообразных жанрах, многие из которых вошли в «золотой фонд» мировой музыки двадцатого века.
I. Ответьте на вопросы:

1. В каком возрасте Д. Шостакович поступил в Петроградскую консерваторию?

2. По какой специальности композитор учился в консерватории?

3. Назовите самое крупное произведение Шостаковича ранних лет.

4. Когда называется опера Д. Шостаковича?

5. В каких жанрах работал Д. Шостакович?
II.Переделайте предложения из текста, вставив в места пропусков наречия также или тоже.
1. Шостакович восхищал товарищей своими произведениями – романсами, фортепианными пьесами, симфоническими партитурами, и … «Фантастическими танцами» для фортепиано.

2. Знаменитая пятая симфония признана вершиной в творчестве не только Шостаковича, но … советской музыки.

3. Продолжая традиции Бетховена и Чайковского, Шостакович … отражает в музыке драматические конфликты своего времени.
III. Поясните разницу в смыслах словосочетаний: давать концерт, выступать на концерте.
IV. Придумайте предложения, используя следующие словосочетания с глаголом привлекать: привлекать внимание, привлекать факты, привлекать публику.
V. Замените выделенное слово в предложении синонимом.

Знаменитая пятая симфония признана вершиной в творчестве не только Шостаковича, но и всей советской музыки.

Д. Шостакович

ПРЕЛЮДИЯ И ФУГА РЕ МАЖОР

Прелюдии и фуги Д. Шостаковича – выдающиеся произведения, в которых современные образы заключены в полифоническую форму, выработанную ещё в 17-18-ом веках. Старинная форма часто придаёт пьесам особую строгость и величавость. Но среди цикла полифонических пьес Шостаковича немало светлых, ясных и радостных произведений. Таковы, например, прелюдия и фуга ре мажор.

Старинная циклическая форма прелюдии и фуги часто основана на контрасте. Для прелюдии необязательны строгие законы построения. Она бывает подвижной, текучей, как будто полной импровизации. На фоне такой прелюдии отчётливо выделяется фуга – произведение строгой формы. Этот контраст присутствует в прелюдии и фуге Шостаковича.

Прелюдия звучит как воспоминание о пьесах И.-С. Баха, которые Шостакович играл в детстве. Её чистые, ясные гармонии, строгая мелодия в басу почти совсем приближены к старинной музыке. Однако в развёртывании мелодии композитор использует далёкие от классического мажора лады. Это вносит в мелодию прелюдии свежесть и новизну.

Трёхголосная фуга начинается с поисков темы. Сначала «проба» одного повторяющегося звука ля в альтовом (нижнем) голосе и пауза. Затем звук ля опевается, к нему присоединяется нижняя квинта ре и верхняя секунда си. Снова повтор и пауза. И вот уже мелодия бежит, весело пританцовывая. По всем правилам следует тональный ответ в верхнем голосе и противосложение – в среднем.

Экспозиция заканчивается и начинается разработка. После семитактовой интермедии тема два раза проходит в миноре, где она становится более мягкой, а потом возвращается к главной тональности – ре мажор. Затем тема неожиданно как будто сбивается с пути. Далее она не звучит точно. Создаётся впечатление, что голоса вырвались на свободу. Однако в конце на forte вступает в басу приплясывающая мелодия: тема возвращается к своему первоначальному облику.
I. Ответьте на вопросы:

  1. Каковы особенности формы классической прелюдии и фуги?

  2. Каковы особенности формы прелюдии и фуги ре мажор Д. Шостаковича?

  3. На произведения какого композитора опирался Д. Шостакович, сочиняя прелюдию и фугу?

  4. Что вносит в прелюдию Шостаковича свежесть и новизну?

  5. Какова главная тональность фуги Шостаковича?


II. Назовите форму выделенных слов в предложениях:

Современные образы заключены в полифоническую форму;

Старинная циклическая форма прелюдии и фуги основана на контрасте;

Ясные гармонии приближены к старинной музыке.
Образуйте такую же форму от глаголов: сказать, сделать, закрыть, показать и употребите в собственных предложениях.
III. Придумайте синонимы к выражению сбиться с пути.
IV. Прочитайте словосочетания, обращая внимание на падеж существительных. Придумайте предложения, используя выделенные переходные глаголы с другими, подходящими по смыслу существительными в той же конструкции.
придавать строгость пьесам

вносить новизну в мелодию

использовать новые лады в мелодии
V. Замените сложную сравнительную степень прилагательного простой.
После семитактовой интермедии тема становится более мягкой.
1   2   3   4   5   6   7


написать администратору сайта