Главная страница

музыке по-русски. О музыке по-русски. Учебное пособие для иностранных студентов музыкальных факультетов начального и продвинутого этапов обучения москва 2016


Скачать 224.35 Kb.
НазваниеУчебное пособие для иностранных студентов музыкальных факультетов начального и продвинутого этапов обучения москва 2016
Анкормузыке по-русски
Дата17.11.2020
Размер224.35 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаО музыке по-русски.docx
ТипУчебное пособие
#151198
страница5 из 7
1   2   3   4   5   6   7
Раздел 4. Музыкально-драматические жанры.

О́пера

О́пера – это синтети́ческий жанр, кото́рый объединя́ет му́зыку, драмати́ческое иску́сство и худо́жественное оформле́ние.

Ро́дина о́перы – Ита́лия. Ра́нние о́перы ста́вились в дома́х бога́тых и зна́тных лю́дей. Но популя́рность но́вого жа́нра бы́стро возраста́ла, и для публи́чного пока́за ста́ли стро́ить специа́льные зда́ния. Пе́рвый о́перный теа́тр был откры́т в Вене́ции в 1637 году́.

Наивы́сшего расцве́та о́перный жанр дости́г в 19-ом ве́ке в тво́рчестве Дж, Ве́рди, Дж. Пуччи́ни, Р. Ва́гнера, М. Му́соргского.

О́пера, как пра́вило, разделя́ется на сце́ны, карти́ны и а́кты. В о́пере мо́жно вы́делить не́сколько составны́х элеме́нтов.

В нача́ле о́перного спекта́кля исполня́ется увертю́ра. Это оркестро́вая пье́са, кото́рая вво́дит в круг иде́й и настрое́ний предстоя́щей о́перы.

Важне́йшим элеме́нтом о́перы явля́ется а́рия. Её исполня́ет оди́н певе́ц в сопровожде́нии орке́стра. А́рию мо́жно сравни́ть с моноло́гом в драмати́ческой пье́се.

Ва́жную роль в о́пере игра́ет хор. С его по́мощью компози́тор изобража́ет ма́ссовые сце́ны, карти́ны наро́дной жи́зни.

В нача́ле 20-го ве́ка появи́лось большо́е разнообра́зие но́вых форм. Э́тот пери́од в исто́рии о́перы называ́ется неоклассици́змом. Оди́н из образцо́в о́перного иску́сства того́ пери́ода – о́пера И. Страви́нского «Ма́вра».
I. Ответьте на вопросы:

1. Какая страна считается родиной оперы?

2. Когда и где был построен первый оперный театр?

3. В какой период опера достигла наивысшего расцвета?

4. Каковы основные составные элементы оперы?

5. Как называется период в истории оперы, начавшийся в 20-ом веке?
II. Запомните словосочетания:

достичь расцвета, в сопровождении оркестра, составные элементы, массовые сцены, образец оперного искусства.

Заполните пропуски в предложениях, вставив данные словосочетания в нужной форме:
1. Назовите … классической оперы.

2. «Аида» Дж. Верди считается одним из лучших ….

3. … играют важную роль в опере М. Глинки «Иван Сусанин».

4. На конкурсе музыканту предстоит исполнять 1-й концерт П. Чайковского … .

5. Талант В.-А. Моцарта … в последнее десятилетие его жизни.
III. Обратите внимание на падеж существительных после глаголов:
о бъединять

выделять кого? что? (В. п.)

изображать
Составьте предложения, используя данные ниже слова и словосочетания.


Дирижёр

Исполнитель

Артист

Специалист

Студент


объединять

выделять

изображать

Больной

одна особенность

цветок

современная музыка

музыканты оркестра

различные элементы


Бале́т

Бале́т – это сло́жный вид музыка́льно-сцени́ческого иску́сства. В бале́те му́зыка и та́нец по́лностью заменя́ют сло́во. Иску́сством сочине́ния бале́та занима́ются хорео́графы и компози́торы.

Бале́т име́ет италья́нские и францу́зские ко́рни. Появи́вшись в эпо́ху Возрожде́ния в Ита́лии, он пы́шно расцвё́л во Фра́нции в 17-ом ве́ке как увесели́тельное зре́лище для францу́зских короле́й.

Те́рмин «класси́ческий бале́т» отно́сится, в пе́рвую о́чередь, к тому́ ти́пу бале́та, кото́рый сложи́лся в Росси́и в конце́ 19-го ве́ка. Класси́ческий бале́т включа́ет мно́жество сло́жных и тща́тельно прорабо́танных танцева́льных шаго́в, кото́рые должны́ продемонстри́ровать техни́ческое мастерство́ арти́стов.

Ча́сто гла́вные де́йствующие ли́ца бале́та танцу́ют вдвоё́м. Их дуэ́т называ́ется па-де-де́. Со́льные па́ртии называ́ются вариа́циями. Кро́ме соли́стов в бале́те принима́ет уча́стие больша́я гру́ппа арти́стов, имену́емая кордебале́т.

Ва́жной составно́й ча́стью бале́та явля́ется пантоми́ма. Это движе́ния и же́сты, кото́рыми арти́сты как бы разгова́ривают друг с дру́гом.

В совреме́нном бале́те широко́ применя́ются движе́ния, заи́мствованные из гимна́стики и акроба́тики.
I. Ответьте на вопросы:

1. Когда и где появился балет?

2. Что такое «классический балет»?

3. Как называется в балете танец вдвоём?

4. Как называется в балете сольная партия?

5. Что такое кордебалет?
II. Запомните словосочетания:

иметь (итальянские, французские…) корни, демонстрировать техническое мастерство, принимать участие, широко применяться, тщательно проработанный, действующие лица, составная часть.
Замените данными словосочетаниями выделенные курсивом слова и словосочетания в предложениях.
1. Современная техника часто используется для постановки музыкального шоу.

2. Важнейшим элементом классической оперы является ария.

3. Назовите главных персонажей оперы В.-А. Моцарта «Женитьба Фигаро».

4. На международном конкурсе надо показывать не только блестящую технику, но и артистизм.

5. Отточенные движения балерины – результат упорного труда.

6. Европейский инструмент лютня происходит из арабских стран.

7. Из-за болезни Анна не участвовала в подготовке концерта.
III. Обратите внимание на причастный оборот:

заимствованный из гимнастики

Заполните пропуски в предложениях, используя в нужной форме конструкцию заимствованный из со следующими словосочетаниями:

итальянский язык, классические произведения, африканский фольклор, русская история, массовая культура.
1. Сюжет, … лежит в основе кантаты С. Прокофьева «Александр Невский».

2. В джазовой музыке используется ритмический рисунок, … .

3. Большинство музыкальных терминов – это слова, … .

4. В песнях популярной рок-группы звучат мелодии, … .

5. Для мюзикла характерны приёмы, … и классической оперы.
IV. Сделайте сообщение на одну из следующих тем:

1. Моя любимая песня на русском языке.

2. Этюд (ноктюрн, прелюдия, рапсодия), которую я играл/-а.

3. Моя любимая опера

4. Мой любимый балет.

ЧАСТЬ II. Форма и содержание музыкального

произведения
Раздел 1. Элементы музыкальной формы.
Лексический минимум по разделу
содержание

форма

образ

регистр

тональность

мелодия

композиция

пауза

вариации

соната

экспозиция

разработка

реприза

симметрия

кода

цезура

лад

период

аккомпанемент

тема

лейтмотив

рондо
Содержание и форма музыкального произведения
Содержанием всякого подлинного произведения искусства является человек и окружающая его жизнь.

В сравнении с другими видами искусства музыка отражает действительность прежде всего через внутренний мир человека. Она способна передавать чувства вплоть до тончайших эмоциональных оттенков. По словам русского музыкального критика А.Н. Серова, «музыка дополняет поэзию, доска́зывает то, чего нельзя выразить словами. Она – язык души».

Однако содержание музыкальных образов – это не только чувства и переживания, но и работа мысли, изображение человеческих характеров.

В музыкальном образе явления действительности воспроизводятся средствами музыкального языка, который составляет основу музыкальной формы. Понятие «музыкальный язык» охватывает разнообра́зные выразительные средства и составны́е элементы музыкального искусства. К их числу относятся мелодия, ла́довая и ритмическая организо́ванность звуков музыкальной речи, многоголосный склад, темп исполнения, высокие и низкие звуковые регистры, тембровая окраска, динамика развё́ртывания музыкального звучания, композиция.

Музыка способна оказывать активное влияние на жизнь общества, воздействуя на сознание и чувства широких масс слушателей.
I. Ответьте на вопросы:

1. Что является главным содержанием произведения искусства?

2. Каким образом музыка отражает различные стороны действительности?

3. Какими средствами воспроизводятся в музыке явления действительности?

4. Что включает в себя понятие «музыкальный язык»?

5. Какие выразительные средства и составные элементы музыкального искусства вы знаете?
II. Запомните словосочетания:
Тонкие эмоциональные оттенки, содержание музыкальных образов, воспроизводиться средствами музыкального языка, выразительные средства, звуковые регистры, тембровая окраска, динамика развёртывания.
Заполните пропуски в предложениях, используя данные словосочетания в нужной форме.
1. В Седьмой симфонии Шостаковича нашествие фашистских войск …

2. … музыкального образа происходит на основе вальсового ритма.

3. … , созданных А. Вивальди в цикле «Времена года», составляют картины природы.

4. Изменение … позволяет вопроизвести в музыке мужской и женский голос.

5. Туба и контрабас – инструменты низких … .

6. Для передачи своих идей и чувств в произведении художники, писатели, композиторы используют … искусства.

7. Богатый арсенал художественных средств помогает выразить в музыке … .
III. Опираясь на текст, составьте собственные предложения, используя данные ниже слова и словосочетания в нужной форме.
1. произведение, красота, в, отражать, композитор, природа.

2. события, являться, опера, содержание, исторические

3. вступление, симфония, к, тревожное, передать, чувство

4. певица, мельчайшие, до, способный, переживания, вплоть, передать, подробности.

5. занятия, основа, составлять, успех, ежедневные.
Композиция

Композиция – это тип расположения материала в музыкальном произведении. Композииция занимает важнейшее место среди элементов музыкальной формы.

При изучении сложного произведения важно понять: на какие отдельные этапы, разделы и части разделяется художественное целое, какие музыкальные образы и темы в нём противопоставляются, в каких соотношениях находятся они друг к другу, как происходит развитие действия. Всё это – аспекты композиции.

Несмотря на разнообразие европейской музыки, можно выделить наиболее характерные типы расположения материала в музыкальном произведении – композиционные структуры.

В классической музыке устойчиво сохраняются такие композиционные структуры, как: строфическая песня, вариации (вариационность), трёхчастная симметрия, рондо, соната.

Трёхчастная симметрия, благодаря наличию средней контрастной части, оказывается удобной для сопоставления различных музыкальных образов, смены эмоций. Примером простой трёхчастной формы с разработочным серединным эпизодом может служить «Колыбельная песнь в бурю» П. Чайковского.

Рондо – своеобразная «круговая» форма, характеризующаяся многократной повторностью основной темы, перемежающейся с другими темами или построениями.
I. Ответьте на вопросы:

1. Что такое композиция?

2. Какие аспекты включает в себя понятие «композиция»?

3. Как называются характерные типы расположения материала в музыкальном произведении?

4. Какие композиционные структуры существуют в классической музыке?

5. Какое произведение является примером трёхчастной симметрии?
II. Проследте разницу в значениях глаголов: противопоставляться, перемежаться, находиться в соотошениях.

Вставьте данные глаголы в предложения.

1. Лирическая, минорная вторая часть симфонии … быстрой, весёлой третьей части.

2. Вода и сироп в напитке … 1:3 (один к трём).

3. В этом ребёнке грубость и нахальство … с кротостью и лаской.
III. Обратите внимание: после предлога благодаря употребляется Дательный падеж (кому? чему?).

Составьте предложения, используя данные ниже слова и словосочетания:


Благодаря


Дождь

упорство

соседи

везение

врачи

родители

мы заметили протечку

он попал в число финалистов

она быстро поправилась

он устроился на работу

он достиг своей цели

воздух очистился от пыли

Мелодия

Мелодия – это звучащая музыкальная мысль, исполняемая одним голосом. В классических музыкальных произведениях мелодия – это главный голос (или один из главных голосов) многоголосно изложенной музыкальной мысли. Именно в мелодии выражается сущность большинства образов как вокальной, так и инструментальной музыки, в ней сосредоточено главное очарование искусства звуков.

Мелодии принадлежит ведущая роль в системе средств музыкальной выразительности. Это связано с тем, что именно мелодическое начало, пение в собственном смысле слова, с древних времён было основой музыкальной культуры. В фольклорном искусстве мелодия часто представляет собой художественно законченное одноголосное произведение – песню.

Подобно словесной речи, мелодическая речь всегда расчленяется на отдельные, относительно самостоятельные части: фразы. Раздел между двумя музыкальными фразами произведения в нотном письме носит название цезу́ра. Ощущение расчленённости у слушателя создаётся ритмическими паузами.

Важнейшей стороной мелодического развития является внутренняя интонационная логика движения.
I. Ответьте на вопросы:

1. Что такое мелодия?

2. Какова роль мелодии в музыкальном произведении?

3. Что обычно представляет собой мелодия в фольклорном искусстве?

4. В чём сходство словесной и мелодической речи?

5. Как называется раздел между двумя музыкальными фразами в нотном письме и как создаётся ощущение расчленённости мелодии у слушателя?
II. Вставьте в предложения выделенные в тексте причастия, поставив их в нужную форму.
1. Просьба, … в заявлении, будет рассмотрена в ближайшее время.

2. Главная информация … в первых двух предложениях.

3. В течение короткого времени она стала … солисткой театра.

4. На иностранном языке письменная речь обычно воспринимается легче, чем … .

5. Оперная ария – это вокальная партия, … одним певцом.
III. Вставьте в предложения выделенные в тексте прилагательные и причастия, поставив их в нужную форму.
1. Правильная интонация подразумевает … в конце предложений.

2. Первый … учебника посвящён теоретическим основам композиции.

3. Главным недостатком работы является отсутствие … в изложении материала.

4. Музыка Моцарта до сих пор не утратила своего … .

5. … вопроса заключается в необходимости провести повторный анализ.
Музыкальная интонация

Основным строительным материалом мелодии является музыкальная интонация. Так называется небольшая самостоятельная частица мелодии, которая обладает смысловойи эмоциональной выразительностью. Отдельная музыкальная интонация складывается из двух или трёх звуков.

Музыкальные интонации очень разнообразны, но каждая имеет определённую звуковую высоту, восходящую или нисходящую направленность движения, временную протяжённость и тембр.

Система интонаций называется ладом. Звуки каждого лада делятся на устойчивые и неустойчивые. Например, интонации вопроса, просьбы, удивления строятся на неустойчивых звуках лада, а ответ, утверждение, приказ – на устойчивых.

Одна и та же мелодическая фраза может произвести различное1 впечатление в зависимости от инструмента, которым она исполняется.

Индивидуальная манера интонирования свойственна выдающимся оперным певцам.
I. Ответьте на вопросы:

1. Что такое музыкальная интонация?

2. Чем является музыкальная интонация для мелодии?

3. Какие характерные черты имеют различные музыкальные интонации?

4. Как называется система интонаций?

5. Каким образом создаются различные интонации в музыке?
II. Вставьте в предложения выделенные в тексте глаголы и глагольные сочетания, поставив их в нужную форму.
1. Дружеские отношения … доверии.

2. Простая песенная строфа обычно … из двух предложений.

3. Постарайтесь … хорошее … на родителей невесты.

4. Юная певица … прекрасным голосом.

5. Звуки русского языка … на гласные и согласные.
III. Вставьте в предложения выделенные в тексте прилагательные и причастия, поставив их в нужную форму.
1. Составьте план вашей … работы дома.

2. Дорога имеет … уклон.

3. Будь осторожен! Это … опора.

4. Этот музыкант известен ярко … манерой исполнения.

5. Её реакция на критику была слишком …
Музыкальная тема

Тема – это законченная музыкальная мысль. Значение термина «музыкальная тема» шире понятия «мелодия». Мелодия – это музыкальная мысль, звучащая в одном голосе, а тема может относиться и к многоголосию. На всём протяжении музыкального произведения тема должна сохранять свой особый, характерный облик. Чем ярче и выразительнее тема музыкального произведения, тем легче она запоминается.

Многие музыкальные темы имеют широкий напевный склад. Однако в теме могут быть подчёркнуты различные другие стороны произведения: ритмический рисунок, тембр, сочетания аккордов.

В инструментальной классической музыке встречаются темы, которые строятся на контрасте элементов и их сопоставлении. Например, мощному движению, грузным аккордам в низком регистре противопоставляется тихое звучание мелодических оборотов в среднем регистре.

Тема, которая неоднократно повторяется на протяжении нескольких актов оперы или частей крупного инструментального произведения, называется лейтмоти́вом.
I. Ответьте на вопросы:

1. Что такое музыкальная тема?

2. Чем отличается тема от мелодии?

3. Что является характерной особенностью музыкальной темы?

4. Как варианты построения музыкальной темы встречаются в классической музыке?

5. Что такое лейтмотив?
II. Запомните словосочетания:
строиться на контрасте, неоднократно повторяться, сохранять облик.

Заполните пропуски в предложениях, вставив данные словосочетания в нужной форме.
1. Поскольку такое поведение … в течение года, студент не был допущен к сессии.

2. Чтобы … исторической части города, стройку было решено перенести.

3. Эффект резкой смены действия строится на контрасте тем мирного пейзажа и бешеной скачки.
III. Обратите внимание на конструкцию чем …, тем …, которая используется со сравнительной степенью прилагательных и наречий.

Вставьте в предложения прилагательные и наречия в сравнительной степени.

Образец: Чем … примеров, тем … работа (много, хороший) – Чем больше примеров, тем лучше работа.
1. Чем … объяснение, тем … понимание (простой, ясный).

2. Чем … каникулы, тем … учёба (близкий, тяжёлый).

3. Чем … на север, тем … климат (далеко, холодный).

4. Чем … скорость, тем … тормозной путь (высокий, длинный).

5. Чем … темп, тем … исполнение (быстрый, трудный).
Период

Период – это широко развёрнутое и законченное по смыслу изложение основной музыкальной мысли произведения. Составные части периода называются предложениями. По своему строению, логике развёртывания и мелодической завершённости период близок народной песенной строфе.

Одной из распространённых форм изложения мелодической мысли является период повторной мелодической структуры. Он состоит из двух мелодически сходных предложений с разными концовками. Различие между концовками заключается в интонациях – как бы «вопросительных» в первом предложении и «утвердительных» – во втором. Период повторной мелодической структуры – типичная форма изложения музыкальной мысли в советской массовой песне.

В классической музыке нередко встречаются периоды из трёх предложений. В западноевропейской музыке распространён период, предложения которого состоят из чётких музыкальный построений: четырёхтактов и восьмитактов. Особенно богаты и разнообразны формы изложения мелодической мысли в произведениях европейских и русских классиков.
I. Ответьте на вопросы:

1. Что такое период?

2. Как называются составные части периода?

3. Какой форме близок по структуре период?

4. Из чего состоит период повторной мелодической структуры?

5. Какие виды периодов встречаются в европейской музыке?
II. Обратите внимание на структуру:

различие / разница заключается / состоит в чём? (П.п.)

Примечание. Вместо существительного в Предложном падеже в данной структуре может использоваться указательное местоимение то (в том), после которого следует придаточное предложение.

Например: Разница заключается в том, что одно блюдо готовится 20 минут, а второе – 2 часа.
Ответьте на вопросы, используя данную конструкцию:
1. В чём заключается различие между скрипкой и альтом?

2. В чём заключается различие между песней и арией?

3. В чём заключается различие между китайской и европейской музыкой?

4. В чём заключается различие между мелодией и темой?

5. В чём заключается различие между университетом и консерваторией?
III. Придумайте антонимы (слова, противоположные по значению) к пригательным и причастиям из текста:
развёрнутый

распространённый

чёткий

разнообразный

богатый

Сонатная форма

Сонатная форма – это тип классической композиции, характерный для крупных произведений инструментальной музыки: сонат, симфоний, концертов, квартетов. В своём типическом виде сонатная форма сложилась в творчестве представителей «венской школы»: Гайдна, Моцарта, Бетховена.

Сонатная форма включает в себя: экспозицию, разработку и репризу. Эти три раздела соответствуют завязке, развитию и развязке сюжета произведений. Часто экспозицию предваряет вступление, а после репризы следует кода – дополнительный завершающий раздел.

Экспозиция распадается на главную и побочную партии, которые содержат в себе изложение двух контрастных тем в разных тональностях.

Разработка – это развитие музыкального материала экспозиции, основанное на столкновениях и борьбе.

Реприза повторяет экспозицию, тонально объединяет главную и побочную партии путем перенесения побочной партии в главную тональность.

Сонатная форма содержит тональное разнообразие в экспозиции и тональное объединение в репризе.

Композиторы часто изменяют строгую сонатную форму. Такие изменения обогащают, разнообразят её выразительность.

Сонатная форма имеет огромные возможности для выражения в ней различных литературных и драматических сюжетов. Эта формаявляется одной из наиболее распространенных построений музыкальных произведений.

Разновидностью сонатной формы является форма без разработки, содержащая два основных раздела: экспозицию и репризу.



I. Ответьте на вопросы:

1. Что такое сонатная форма?

2. Для каких произведений характерна сонатная форма?

3. Какие части имеет сонатная форма?

4. Как меняется тональность в произведениях сонатной формы?

5. Что является разновидностью сонатной формы?
II. Вставьте в предложения выделенные в тексте существительные, поставив их в нужную форму.
1. С. Прокофьев является ярким … русских авангарда в музыке.

2. Некоторые специалисты считают, что романс – это … песни.

3. ... оперы «Травиата» создан на основе драмы А. Дюма «Дама с камелиями».

4. Европейский фольклор отличается большим … .

5. Российское государство возникло в результате … нескольких княжеств.
III. Обратите внимание на падеж существительных после глаголов:

предварять

кого? что? (В. п.)

завершать

Составьте предложения, используя данные ниже слова и словосочетания.


Увертюра

Награждение победителей

Речь ведущего

Консультации

Припев

Создание проекта


предварять

завершать


Песня

выступление солистов

экзамен

строительство

конкурс

опера



Вариации

Тема с вариациями – одна из древнейших музыкальных форм. Она основана на разностороннем раскрытии главной мысли путём её повторений с небольшими изменениями. Изменяться могут, например: мелодический рисунок, характер изложения, ритм, гармоническая основа.

Вариации бывают орнамента́льными и хара́ктерными. При орнаментальном типе вариаций очертания темы, её мелодический контур, гармонический костяк по существу остаются неизменными. Варьируются отдельные мелодические обороты, ритм, фактура сопровождения. Являясь простейшим способом развития музыкальной мысли, орнаментальное варьирование позволяет продемонстрировать богатые технические возможности инструментов. Такое варьирование характерно, например, для произведений В.-А. Моцарта.

Иначе протекает развитие музыкальных образов в вариациях характерных. Здесь преобразование темы идёт не по линии усложнения, а через ряд перевоплощений основной музыкальной мысли. Создателем нового типа характерных вариаций был Л.-В. Бетховен. Его «33 вариации на тему вальса Диабелли» представляют собой цикл музыкально-поэтических картинок, связанных с темой лишь условно.
I. Ответьте на вопросы:

1. Что такое вариации?

2. Что лежит в основе вариаций?

3. Какие бывают вариации?

4. В чем отличие орнаментальных и характерных вариаций?

5. Какие типы вариаций использовали Моцарт и Бетховен?
II. Вставьте в предложения выделенные в тексте глаголы и глагольные сочетания, поставив их в нужную форму.
1. В течение учебного года расписание может … .

2. Качество продукции должно … .

3. В зависимости от времени года цвет воды может … в пределах сине-зеленой гаммы.

4. У разных детей развитие … по-разному, в зависимости от многих факторов.

5. Большой театр … величественное здание с колоннами.

III. Вставьте в предложения выделенные в тексте существительные, прилагательные и именные сочетания, поставив их в нужную форму.
1. Папоротник – одно из … растений на земле.

2. Родителям следует способствовать … развитию детей.

3. Для платья она выбрала ткань с … рисунком.

4. В этом фильме звезда сериалов проявила себя как … актриса.

5. Хороший артист должен быть способен к быстрому … .

Рондо

Термин рондо происходит от итальянского слова «круг» и означает «круговую» форму музыкального произведения. Для рондо характерно многократное повторение основной темы, перемежающейся с вводными эпизодами или разработочными построениями.

Классическое рондо связано с народной музыкой. В частности, многое в рондо заимствовано от старинных французских хороводных песен и от «кругового пения», где солисты исполняют разные по содержанию и музыкальной форме куплеты, а хор повторяет один и тот же припев - рефрен.

Европейское классическое рондо развивалось по двум направлениям: строфической повторности (куплетности) и трёхчастности.

В инструментальных рондо венских классиков с конца 18-го века проявилась тенденция к непрерывному развитию, объединяющему всю композицию в единое целое. Для творчества Гайдна, Моцарта, Бетховена характерно рондо с двумя частями. Примером может служить заключительная часть 10-й фортепианной сонаты Бетховена.

В русской классической опере с рондо связаны большие хоровые эпизоды и ансамблевые сцены. Например, рондообразная структура лежит в основе хоровой сцены «Проводов Масленницы» в опере Римского-Корсакова «Снегурочка».
I. Ответьте на вопросы:

1. Что такое рондо?

2. Что является харатерной чертой рондо?

3. Откуда заимствовало свою форму рондо?

4. Какой тип рондо развивался в творчестве венских классиков?

5. В каких произведениях использована форма рондо?
II. Вставьте в предложения выделенные в тексте глаголы, причастия и глагольные сочетания в нужной форме.
1. Упорный труд … успеха.

2. Изменение в расписании … с началом экзаменационной сессии.

3. В современном балете многие движения … гимнастики и акробатики.

4. У ребёнка рано … способность быстро считать в уме.

5. Несчастные случаи часто … из-за невнимательности.
III. Вставьте в предложения выделенные в тексте прилагательные и именные сочетания в нужной форме.
1. … ноты до в третьей октаве имитирует звук весенней капели.

2. Эти текста одинаковые по форме, но …

3. В опере М. Мусоргского «Борис Годунов» … передают массовые сцены.

4. Использование народных мотивов … для музыки А. Хачатуряна.

5. … часть музыкального произведения называется вступлением.

1   2   3   4   5   6   7


написать администратору сайта