Главная страница

музыке по-русски. О музыке по-русски. Учебное пособие для иностранных студентов музыкальных факультетов начального и продвинутого этапов обучения москва 2016


Скачать 224.35 Kb.
НазваниеУчебное пособие для иностранных студентов музыкальных факультетов начального и продвинутого этапов обучения москва 2016
Анкормузыке по-русски
Дата17.11.2020
Размер224.35 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаО музыке по-русски.docx
ТипУчебное пособие
#151198
страница7 из 7
1   2   3   4   5   6   7

Д. Шостакович

СЕДЬМАЯ СИМФОНИЯ

Седьмая («Ленинградская») симфония – одно из наиболее значительных произведений Д. Шостаковича. Симфония написана в 1941 году, во время войны СССР и фашистской Германией, в осаждённом Ленинграде.

Седьмую симфонию часто сравнивают с документальными произведениями о войне, потому что она точно передаёт дух событий. И вместе с тем, эта музыка поражает глубиной мысли. Идею борьбы и торжества человека раскрывают четыре части симфонии.

Первая часть написана в сонатной форме. Тема главной партии – героическая и величественная. Она звучит у струнных инструментов в тональности до мажор. Особенности этой темы – смелые широкие мелодические ходы, энергичный маршевый ритм, богатство и напряжённость лада.

Вслед за главной партией звучит лирическая побочная партия в тональности соль мажор. Мелодия у скрипок, а фон – у альтов и виолончелей. Мелодия словно струится и растворяется в тишине.

Дальше идёт знаменитый эпизод фашистского нашествия. Ещё звучит последний «мирный» аккорд экспозиции, когда издалека доносится дробь военного барабана. Эпизод нашествия построен в форме вариаций на одну мелодически неизменную тему. Постоянной остаётся и барабанная дробь, усиливающаяся к концу.

Вариаций одиннадцать. В девятой вариации к железному звучанию темы присоединяется мотив стона. Наконец в последних двух вариациях тема приобретает торжествующий характер. Но тут происходит неожиданное. Резко сменяется тональность. Вступает дополнительная группа труб, валторн и тромбонов. Звучит драматический мотив, который называют мотивом сопротивления.

В репризе обе темы – главная и побочная – оказываются сильно изменёнными. И главная, и побочная партия теперь звучат в миноре.

В конце первой части – в коде – тема главной партии опять появляется. Теперь она вернулась к своему первоначальному мажорному облику, но звучит тихо, певуче.

Во второй и третьей частях Шостакович противопоставил жестокой разрушительной силе фашизма духовное богатство человека, глубину его мысли, силу его воли.

Четвёртая часть – мощный финал – полон наступательной энергии и предчувствия победы.
I. Ответьте на вопрос:

  1. Почему Седьмую симфонию Д. Шостаковича называют

«Ленинградской» симфонией?

  1. В какое время была написана Седьмая симфония?

  2. Сколько частей имеет симфония?

  3. Как называется самый знаменитый эпизод симфонии и в чём особенность его построения?

  4. Какова основная идея Седьмой симфонии?

  5. Каков характер финала симфонии?


II. Переделайте словосочетания, заменив прилагательные существительными в Родительном падеже.
Сонатная форма, маршевый ритм, наступательная энергия
III. Прочитайте словосочетания, обращая внимание на падеж существительных. Придумайте предложения, используя выделенные глаголы в том же значении с другими, подходящими по смыслу существительными.
передавать дух событий

поражать глубиной мысли

приобретать торжествующий характер

противопоставлять силе духовное богатство
IV. Переделайте предложения из текста, заменив тире глаголом являться в нужной форме.
1. Седьмая («Ленинградская») симфония – одно из наиболее значительных произведений Д. Шостаковича.

2. Особенности этой темы – смелые широкие мелодические ходы, энергичный маршевый ритм, богатство и напряжённость лада.
V. Составьте словосочетания, подобрав к существительным, обозначающим звук, из левого столбца существительные, обозначающие музыкальные инструменты, из правого.
Образец: дробь барабана

звон фортепиано

вой колокольчик

аккорды труба

трель кастаньеты

щёлканье свирель

Творчество А. Хачатуряна

Арам Хачатурян – художник яркой, своеобразной индивидуальности. Его музыка – темпераментная, жизнерадостная, привлекающая свежестью оркестровых красок – пронизана интонациями и ритмами народных армянских песен и танцев. Именно народное искусство явилось источником глубокого своеобразия творчества этого композитора. В своих произведениях он также опирался на традиции мировой, и в первую очередь, русской музыки.

После блестящего окончания Московской консерватории, где он учился у М.Ф. Гнесина и Н.Я. Мясковского, А. Хачатурян обращается к различным жанрам. Заслуженную популярность завоевала музыка А. Хачатуряна к кинофильмам и драматическим спектаклям.

В 1940-ом году Хачатурян создаёт одно из своих самых значительных произведений – скрипичный концерт. Здесь творческий облик композитора раскрылся во всей полноте. Концерт посвящён его первому исполнителю – выдающемуся советскому скрипачу – Давиду Ойстраху.

Самым крупным произведением А. Хачатуряна времён Великой Отечественной войны является балет «Гаянэ».

В послевоенные годы композитором был создан знаменитый балет «Спартак». А. Хачатуряна привлёк героический облик человека, возглавившего в Древнем Риме восстание рабов. Все четыре действия балета строятся на противопоставлении контрастных образов.

Музыка Хачатуряна разнообразна по содержанию и жанрам. Среди его лучших произведений – вторая симфония («С колоколом»), фортепианный концерт, музыка к драме М. Лермонтова «Маскарад».
I. Ответьте на вопросы:

1. Что является источником своеобразия творчества А. Хачатуряна?

2. Каковы главные отличительные черты творчества А. Хачатуряна?

3. У каких педагогов учился А. Хачатурян в Московской консерватории?

4. Кому посвящён скрипичный концерт А. Хачатуряна?

5. Какие балеты написал А. Хачатурян?
II. Поясните значение глагола обращаться в предложении:

Он обращается к различным жанрам.
III. Какими синонимами можно заменить прилагательное блестящий в словосочетании блестящее окончание консерватории?

IV. Обратите внимание на конструкцию:
являться источником (чего?)
Составьте предложения, используя данную конструкцию с существительными: вдохновение, проблема, доход, свет, звук.

V. Найдите антонимы среди следующих прилагательных:
разнообразный, однообразный, своеобразный, многообразный.


А. И. Хачатурян

БАЛЕТ «ГАЯНЭ»

Музыка Арама Хачатуряна разнообразна по содержанию и по жанрам. Среди его лучших произведений – балеты «Гаянэ» и «Спартак», вторая симфония, фортепианный и скрипичный концерты, музыка к драме Лермонтова «Маскарад».

Уже в ранних произведениях А. Хачатуряна проявились черты, ставшие типичными для его зрелых произведений. Это певучие мелодии народного характера, свежие гармонии, праздничная оркестровка. Всё это присутствует в балете «Гаянэ», за который композитор получил государственную премию СССР.

Премьера балета состоялась в 1942-ом году. Спектакль прошёл с огромным успехом.

Сюжет «Гаянэ» развивается драматически напряжённо. В трудной борьбе со злом обретает личное счастье молодая крестьянка Гаянэ.

В балете Хачатурян использовал мелодические темы, основанные на народных интонациях и ритмах. Так, во втором действии звучит «Колыбельная». Тепло и нежно льётся печальная лирическая мелодия у флейты. А в сопровождении мерно повторяется один о тот же звук ре у фагота и арфы, которому вторит «эхо» колокольчиков, создавая мягкий, «мерцающий» фон.

Третье действие открывает «Танец Айши» (подруги Гаянэ), полный восточной грации и восточной неги. Плавная мелодия сначала звучит у скрипок, а затем разукрашивается звуковыми узорами других инструментов.

Особенно широкую известность получил огненно-темпераментный «Танец с саблями», который звучит в четвёртом действии. Его отличают стремительный темп, острый ритмический рисунок, яркость оркестровки.

Позже танец был переложен для самых различных инструментов и составов оркестров и часто исполняется как отдельный номер концертных программ.
I. Ответьте на вопросы:

  1. Назовите самые известные произведения А.Хачатуряна?

  2. Каковы типичные черты зрелых произведений А. Хачатуряна?

  3. Когда состоялась премьера балета «Гаянэ»?

  4. О чём рассказывает сюжет балета «Гаянэ»?

  5. Назовите музыкальные характеристики «Танца с саблями».


II. Поясните смысл словосочетаний: свежие гармонии, мягкий фон.
III. Передайте своими словами смысл следующего предложения:
Плавная мелодия сначала звучит у скрипок, а затем разукрашивается звуковыми узорами других инструментов.
IV. От данных ниже прилагательных из текста образуйте существительные. Там, где возможно, дайте два варианта.
певучий

печальный

свежий

стремительный

разнообразный

лирический

зрелый

полный
V. Составьте предложения со следующими словосочетаниями:
получить (широкую, мировую, печальную) известность;

пройти с (огромным, большим) успехом;

открывать (первое, второе и т.д.) действие

А. И. Хачатурян

КОНЦЕРТ ДЛЯ СКРИПКИ С ОРКЕСТРОМ

Скрипичный концерт написан Хачатуряном в 1940-м году. Это одно из самых лучших его произведений. С особой силой здесь проявился дар композитора создавать музыку, опираясь на народное творчество.

В концерте три части, своего рода картины из народной жизни, поэтические зарисовки природы Армении. Лирическую песню средней части окаймляют танцевальные части, полные ярких красок и радостного движения.

Первая часть концерта начинается тонально неустойчивым, энергичным и коротким вступлением оркестра. Его основной мотив построен на чередовании секундовых и терцовых интонаций, характерных для армянской народной музыки.

Главная партия сонатного аллегро (ре минор) появляется у солирующей скрипки в сопровождении оркестра. Лавина виртуозных пассажей в оркестре приводит к побочной партии. Движение постепенно успокаивается, темп замедляется. Музыка напоминает плавный танец.

Начало разработки подчёркнуто резким сдвигом в тональности ми-бемоль мажор. В процессе развития композитор «сближает» основные темы. Плавную мелодию побочной партии он наделяет энергичным ритмом первой темы.

Вторая часть – лирическая, вдохновенная песня. Представляется, что она звучит среди величавых гор Кавказа. На фоне лёгкого вальсового сопровождения оркестра у солирующей скрипки появляется нежная и мечтательная мелодия. В отдельных оборотах этой мелодии можно уловить сходство с протяжно-лирическими армянскими песнями.

Третья часть – музыкальная картина весёлого и многолюдного праздника. Это как бы общий танец, на фоне которого время от времени выделяются танцоры-солисты. В финале звучат не только новые темы, но и мелодии предыдущих частей.
I. Ответьте на вопросы:

  1. На что опирался композитор, создавая скрипичный концерт?

  2. На чём построен основной мотив вступления?

  3. Какой инструмент является солирующим в главной партии?

  4. Что происходит в начале разработки?

  5. Каков характер побочной партии?

  6. Каков характер мелодии второй части?

  7. Какую музыкальную картину рисует композитор в третьей части?

  8. Что происходит в финале концерта?


II. Переделайте предложения, заменив страдательные причастия глаголами.


  1. Скрипичный концерт написан Хачатуряном в 1940-м году.

  2. Его основной мотив построен на чередовании секундовых и терцовых интонаций.

  3. Начало разработки подчёркнуто резким сдвигом в тональности ми-бемоль мажор.


III. Прочитайте следующие словосочетания из текста. Придумайте предложения с выделенными глаголами в данной конструкции.
Строиться (на чём?) на чередовании

Начинаться (чем?) коротким вступлением;

Приводить (к чему)? к побочной партии

Наделять (чем?) энергичным ритмом

Появляться, выделяться, звучать на фоне (чего?) вальсового сопровождения
IV. Поясните, от каких слов образованы следующие слова.

скрипичный, секундовый, терцовый
V. Переделайте словосочетания из текста, заменив согласованные определения несогласованными
Образец: скрипичный концерт - концерт для скрипки

тонально неустойчивое вступление

лёгкое вальсовое сопровождение

картины из народной жизни
Творчество А. Г. Шнитке

Музыка Альфреда Шнитке повествует о Человеке и Вселенной, о сознании и подсознании, а также о вечной борьбе добра и зла. Человек и музыка оказываются для Шнитке героями одного ряда: музыка в творениях композитора становится метафорой мира человека.

Первым произведением, которое открыло зрелого Шнитке и определило многие черты дальнейшего развития, стал Второй скрипичный концерт 1966-го года. Вечные темы страдания, предательства, смерти воплотились здесь в яркой, контрастной драматургии. Линию положительных персонажей образовали солирующая скрипка и группа струнных инструментов, линию отрицательных – отделившийся от струнных контрабас, духовые, ударные и фортепиано.

В XX-ом веке «игра» чужими стилями становится основой художественной концепции сочинений. Творчество Шнитке - яркий тому пример. Вместе с тем, Шнитке является наследником традиций Д. Шостаковича.

Одним из центральных произведений Шнитке явилась Первая симфония, написанная в 1972-ом году. Её главной идеей стала судьба искусства как отражение перипетий человека в современном мире. Впервые в советской музыке в одном произведении была показана панорама музыки всех стилей, жанров и направлений: музыка классическая, авангардная, древние хоралы, бытовые вальсы, польки, марши, песни, гитарные наигрыши, джаз. Композитор применил здесь методы полистилистики и коллажа, а также приёмы инструментального театра (движение музыкантов по сцене). Чёткая драматургия организует этот пёстрый материал, разграничив искусство подлинное и антуражное, утвердив в итоге высокий позитивный идеал.

Полистилистику как яркий способ показать конфликт классической гармонии мироощущения и современной напряжённости Шнитке использовал во множестве других своих сочинений - Второй (1980) и Третьей симфониях (1981), Третьем (1978) и Четвёртом скрипичном концертах (1984), альтовом Концерте (1985), Посвящении Паганини (1982), Второй сонате для скрипки (1968).

Новые грани своего дарования Шнитке раскрыл в период ретро – «новой простоты». Период ретро внезапно наступил в европейской музыке в семидесятые годы. Почувствовав ностальгию по выразительной мелодии, композитор создал лирико-трагические Реквием, фортепианный Квинтет.

Одним из самых впечатляющих сочинений Шнитке стала его кантата «История доктора Иоганна Фауста», законченная в 1983-м году.

В 1985 году Шнитке написал два крупных сочинения - хоровой Концерт и альтовый Концерт. Если хоровой Концерт a cappella полон лучезарного света, то альтовый Концерт стал звучащей трагедией, которую уравновесила только красота музыки. В 1986 –м году был написан Концерт для виолончели.

А. Шнитке также является автором трёх балетов – «Лабиринты», «Пер Гюнт» и «Эскизы».
I. Ответьте на вопросы:

  1. О чём повествует музыка А. Шнитке?

  2. Какова основная художественная концепция музыкальных сочинений ХХ-го века?

  3. Чем замечательна Первая симфония Шнитке?

  4. Чем характеризуется период «ретро» в музыке?

  5. Какие произведения были написаны Шнитке в 1980-е годы?


II. Придумайте предложения с выделенными словами и словосочетаниями:
Воплотиться (в чём?) в драматургии, в музыке, в искусстве; определить черты (чего?) развития, характера, творчества; являться наследником (чего?) традиций, идей, имущества; чувствовать ностальгию (по чему?) по выразительной мелодии, по родине, по прошлому; раскрыть (что?) грани дарования, талант, способности; использовать метод (чего?) коллажа, сравнения, вычисления.
III.Поясните значение термина полистилистика.
IV. Найдите в тексте синонимы к следующим словам:

Борьба; яркий; положительный; использовать
V. Какими частями речи являются в предложении выделенные курсивом слова?
Впервые в советской музыке в одном произведении была показана панорама музыки всех стилей, жанров и направлений.

А. Г. Шнитке

КОНЦЕРТ ДЛЯ ФОРТЕПИАНО И СТРУННОГО ОРКЕСТРА

Концерт для фортепиано и струнного оркестра был написан Альфредом Шнитке в 1979 году и посвящён пианисту Владимиру Крайневу. Это произведение является одной из вершин творчества композитора.

Его структура имеет черты сонатной формы, сонатного цикла и вариаций. Считается, что в Концерте воплотилась концепция жизни человека в философском понимании Шнитке.

В Концерте выделяют четыре раздела со вступлением и кодой.

Во вступлении (Moderato, соло рояля) предстаёт некий абстрактный, собирательный образ, как бы "главный герой", олицетворением которого является сольный инструмент. Здесь изложены основные тематические элементы - три кратких лейтмотива, из которых впоследствии складывается заключительная тема Credo (кода).

Первая тема характеризует божественное начало в душе главного героя и представляет собой сопоставления однотерцовых нисходящих трезвучий.

Второй мотив вступления может знаменовать земное, грешное начало души человека. Он представляет собой пульсирующие репетиции на одном звуке и воспринимается как некая навязчивая мысль, а последующее разрастание мелодии - как попытки найти выход из тупика идей.

В противовес "размытому" звучанию вступления начало Концерта обретает строгий темп. Музыка первой части своим точным метром создаёт ощущение холодной отстранённости от всего окружающего.

Звучание рояля на фоне органного пункта струнных инструментов становится всё более холодным. Постепенное нарастание динамики создаёт ощущение медленного приближения катастрофы.

Неуклонное нарастание звучности приводит к моменту эмоционального взрыва. Мотив-пульсация выходит на первый план. Он звучит ожесточённо, с устрашающей решительностью на фоне "ударной" партии фортепиано. Не может остановить эту тотальную агрессию даже возникающий в оркестре церковный хорал в до-мажоре, ярко противопоставленный предыдущему эпизоду в до-миноре.

Новый мотив, состоящий из нисходящих полутонов, может выражать идею обречённости героя, уставшего бороться, готового поддаться давлению зла.

В последнем эпизоде первой части герой уже окончательно сломлен, о чем свидетельствует жалобный терцовый "мотив души" у скрипок в верхнем регистре.

Первый раздел второй части – это токкатное изложение различных вариантов терцового мотива.

Второй эпизод второй части написан в жанре джазовой импровизации.

В начале третьей части скорбно и сдержанно звучит лейтмотив-пульсация. На фоне деформации терцового "мотива души" происходит постепенное образование темы Credo. Сначала она звучит в басу у фортепиано, затем проводится в партиях различных инструментов. Отдаленно слышатся отзвуки призрачных "невидимых" колоколов. Вскоре это звучание перерастает в мистический гул, (волнообразные фигурации в низком регистре в партии фортепиано) и, наконец, приходит к каденции, являющейся кульминацией Концерта.
I. Ответьте на вопросы:

  1. Кому посвящён концерт для фортепиано и струнного оркестра А. Шнитке?

  2. В чём состоит философская идея концерта Шнитке?

  3. Каковы особенности музыки первой части концерта?

  4. Каковы особенности построения второго эпизода второй части концерта?

  5. Как меняется музыка в третьей части концерта?

  6. Какое настроение создаёт концерт Шнитке?


II. Придумайте предложения, используя следующие словосочетания из текста.
Воплощать концепцию, создавать ощущение, выражать идею.
III. Проследите в тексте разницу в значениях глагола являться (кем, чем?) и словосочетания представлять собой (кого, что?). Составьте предложения, вставив подходящий по смыслу глагол или словосочетание на место пропуска.
1. Большой театр … (старинное величественное здание).

2. Ла Скала … (знаменитый на весь мир оперный театр).

3. Произведение … (вариации на тему известной советской песни).

4. Балет «Лебединое озеро» … (вершина творчества П. Чайковского).

5. На протяжении пяти лет он … (главный дирижёр симфонического оркестра).

6. Оркестровая яма … (углублённое место перед сценой).
IV. В данном ниже предложении замените выделенные причастия конструкцией который+глагол.
Новый мотив, состоящий из нисходящих полутонов, может выражать идею обречённости героя, уставшего бороться, готового поддаться давлению зла.
V. В приведённом ниже отрывке найдите антонимы.

Первая тема характеризует божественное начало в душе главного героя и представляет собой сопоставления однотерцовых нисходящих трезвучий.

Второй мотив вступления может знаменовать земное, грешное начало души человека. Он представляет собой пульсирующие репетиции на одном звуке и воспринимается как некая навязчивая мысль, а последующее разрастание мелодии - как попытки найти выход из тупика идей.

В противовес "размытому" звучанию вступления начало Концерта обретает строгий темп. Музыка первой части своим точным метром создаёт ощущение холодной отстранённости от всего окружающего.


1 Выражение произвести впечатление может использоваться с разными прилагательными.



1   2   3   4   5   6   7


написать администратору сайта