Главная страница

музыке по-русски. О музыке по-русски. Учебное пособие для иностранных студентов музыкальных факультетов начального и продвинутого этапов обучения москва 2016


Скачать 224.35 Kb.
НазваниеУчебное пособие для иностранных студентов музыкальных факультетов начального и продвинутого этапов обучения москва 2016
Анкормузыке по-русски
Дата17.11.2020
Размер224.35 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаО музыке по-русски.docx
ТипУчебное пособие
#151198
страница1 из 7
  1   2   3   4   5   6   7

КАФЕДРА РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО

О МУЗЫКЕ ПО-РУССКИ

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

ДЛЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ МУЗЫКАЛЬНЫХ ФАКУЛЬТЕТОВ

НАЧАЛЬНОГО И ПРОДВИНУТОГО ЭТАПОВ ОБУЧЕНИЯ

Москва 2016
Рецензенты:

Янченко Владислав Дмитриевич, доктор педагогических наук, профессор

Чепкова Татьяна Павловна, кандидат фиологических наук, профессор

Хонг Е. Ю.: О музыке по-русски
Учебное пособие для иностранных студентов, обучающихся на музыкальных отделениях вузов.


Пособие представляет собой сборник текстов по специальности с грамматическими и лексическими заданиями. Цель пособия – формирование и развитие языковых компетенций у иностранных учащихся музыкальных факультетов российских вузов. Предназначено для начального и продвинутого этапов обучения.

ЧАСТЬ I. Азы музыкальной культуры
Раздел 1. Музыка стран и континентов
Лексический минимум по разделу

Китайские инструменты:

хуцинь (струнный)

шэн

духовые

сяо

Японские инструменты:

кото(щипковый)

Африканские инструменты:

барабан (ударный)

Арабские инструменты:

уд (струнный)

ребаб (смычковый)

Русские инструменты:

балалайка

гудок струнные

гусли

дудка

духовые

рожок

натуральные лады

художественный приём

фольклор

трубадур

пентатонная гамма

пекинская опера

жесты

маска

грим

гамма

интервал

ритм

частушка

народный быт

национальная культура
Европе́йская му́зыка

Ко́рни европе́йской му́зыки нахо́дятся в культу́ре Средневеко́вья. Му́зыка того́ вре́мени опира́лась на натура́льные лады́. Сего́дня э́ти лады́ мо́жно воспроизвести́ с по́мощью то́лько бе́лых кла́виш фортепиа́но. Разви́тие городско́й музыка́льной культу́ры в Евро́пе свя́зано с появле́нием трубаду́ров – стра́нствующих музыка́нтов, кото́рые са́ми сочиня́ли слова́ и му́зыку пе́сен.

Одновременно развивалась церковная музыка. В 13-ом ве́ке в Пари́же был постро́ен Собо́р Пари́жской Богома́тери, в кото́ром размести́лась знамени́тая пе́вческая шко́ла. Там музыка́нтов и певцо́в обуча́ли вока́льной полифони́и. Е́сли в наро́дных пе́снях или пе́снях трубаду́ров звуча́л оди́н го́лос, то в полифони́и не́сколько голосо́в сплета́лись в сло́жную музыка́льную тка́нь.

17-й век – эпо́ха баро́кко – считается временем расцве́та инструмента́льной му́зыки. В э́тот пери́од получи́л разви́тие гомофо́нно-гармони́ческий стиль: тепе́рь лишь оди́н го́лос явля́лся гла́вным, а остальны́е бы́ли сопровожда́ющими. Тогда́ же родили́сь новые жанры – о́пера и бале́т, возни́кли пе́рвые орке́стры.
I. Ответьте на вопросы:

1. В какой культуре находятся корни европейской музыки?

2. С чем связано развитие городской музыкальной культуры в Европе?

3. Какому типу пения обучали в певческой школе Собора Парижской Богоматери?

4. Какой век и какая эпоха считаются временем расцвета инструментальной музыки?

5. В чём особенность гомофонно-гармонического стиля?
II. Запомните словосочетания:

опираться на лады, воспроизвести с помощью (кого-чего), время расцвета.

Примечание:Конструкция опираться на что-то может использоваться с разными существительными (напр., творчество, знания, опыт, поддержка и др.); в конструкции делать/сделать с помощью чего-то могут использоваться разные глаголы (напр., открыть, достать, показать и др.)

Составьте предложения с указанными конструкциями, используя слова в скобках в правильном порядке и необходимой грамматической форме.
опираться на

1. (предшественники, творчество, композиторы, молодой)

Образец: Молодые композиторы опираЮТся на творчество предшественников.

2. (ответы, в, вопросы, нужно, текст, на)

3. (в, поддержка, друзья, минута, трудный, мы)
с помощью

1. (сложный, переводить, словарь, тексты, мы)

Образец: Мы переводим сложные тексты с помощью словаря.

2. (слушать, интернет, музыка, можно, разный)

3. (легко, компьютер, нужный, подобрать, цвет)
Му́зыка наро́дов Ю́го-Восто́чной А́зии

Традицио́нная му́зыка Ю́го-Восто́чной А́зии и Да́льнего Восто́ка по своему́ звуча́нию значи́тельно отлича́ется от европе́йской му́зыки. В осно́ве му́зыки э́той ча́сти све́та лежа́т соверше́нно ины́е га́ммы, интерва́лы и ри́тмы. Га́мма из пяти́ разли́чных зву́ков, получи́вшая назва́ние пентато́нной, сформирова́лась в Дре́внем Кита́е.

Кро́ме того́, в музыка́льном фолькло́ре э́того регио́на испо́льзуются соверше́нно ины́е инструме́нты. Древне́йшими инструме́нтами Кита́я явля́ются хуци́нь - двухстру́нная скри́пка, духовы́е инструме́нты шэ́н и ся́о. Одни́м из са́мых дре́вних инструме́нтов Япо́нии явля́ется ко́то. Звук у ко́то извлека́ется щипко́м. В самобы́тных орке́страх Индоне́зии гла́вными инструме́нтами явля́ются бараба́ны и го́нги.

В конце́ 18-го ве́ка в Кита́е разви́лся осо́бый вид иску́сства, получи́вший назва́ние «пеки́нская о́пера». От европе́йской о́перы она отлича́лась тем, что, поми́мо вока́льных номеро́в, включа́ла та́кже танцева́льные и акробати́ческие номера́. В пеки́нской о́пере широко́ испо́льзовались же́сты рук и ног. Ка́ждый жест име́л значе́ние для понима́ния происходя́щего на сце́не. Арти́сты выступа́ли в ма́сках или скрыва́ли своё́ лицо́ под сло́ем я́ркого гри́ма.

Сего́дня фрагме́нты пеки́нской о́перы и звуча́ние азиа́тских фолькло́рных инструме́нтов мо́жно послу́шать на специа́льном са́йте в интерне́те.
I. Ответьте на вопросы:

1. Чем музыка Юго-Восточной Азии отличается от европейской?

2. Какие традиционные музыкальные инструменты Японии, Китая и других стран Азии вы знаете?

3. Что представляет собой «пекинская опера»?

4. Какие виды искусств соединились в «пекинской опере»?

5. Как выглядят артисты, исполняющие «пекинскую оперу»?
II. Запомните словосочетания:

лежать в основе (чего?), иметь значение (для чего?).

Составьте предложения с этими словосочетаниями, используя данные ниже слова.

Импровизация

Традиции

Внешность

Обстановка

Творчество

Знание

Пример

Танец


лежать в основе

иметь значение

искусство

творчество

понимание

балета

воспитание

национальная культура

джаз

артист





III. Обратите внимание на предлоги и падеж существительных после глагола:
1) чем? (Т. п.)

о тличаться от кого? чего? (Р. п.)

2) по чему? (Д. п.)

1. Барабан отличается от гонга размером и звучанием.

2. Барабан отличается от гонга по размеру и по звучанию.

Значение: инструменты имеют разный размер и разное звучание.

Примечание: Субъекты, которые сравниваются между собой, могут быть также выражены существительными в именительном падеже единственного или множественного числа. В этом случае глагол отличаться ставится во множественное число.

Например: Инструменты отличаются по размеру и звучанию.

Барабан и гонг отличаются по размеру и звучанию.

Конструкция: существительное в именительном падеже + глагол отличаться + существительное в творительном падеже означает «обладать чем-то, иметь что-то».

Например: Фортепиано и скрипка отличаются красивым звуком. (Значение: оба инструмента имеют красивый звук).

Китайский народный инструмент хуцинь отличается необычным звуком. (Значение: инструмент хуцинь имеет необычный звук).
Придумайте предложения с глаголом отличаться в разных значениях.
Му́зыка А́фрики

Африка́нская культу́ра, в том числе́ и музыка́льный фолькло́р, отлича́ется больши́м разнообра́зием. Ведь на Африка́нском контине́нте живу́т со́тни миллио́нов люде́й ра́зных национа́льностей.

Одни́м из гла́вных худо́жественных средств африка́нской му́зыки явля́ется своеобра́зный акти́вный ритм. Зна́чимость ри́тма определи́ла веду́щую роль уда́рных инструме́нтов. Да́же у стру́нных инструме́нтов звук ча́сто извлека́ется щипка́ми или да́же уда́рами по стру́нам. Благодаря́ э́тому, ка́ждый звук получа́ет индивидуа́льную динами́ческую окра́ску.

Африка́нские и европе́йские га́ммы и интерва́лы во мно́гом схо́жи. Поэ́тому африка́нская му́зыка бо́лее поня́тна за́падному слу́шателю, чем кита́йская или япо́нская. Мело́дии стро́ятся на коро́тких музыка́льных фра́зах, кото́рые слу́жат осно́вой для импровиза́ции исполни́телей. Проста́я по свое́й су́ти африка́нская му́зыка име́ет очень сло́жную ритми́ческую организа́цию.

I. Ответьте на вопросы:

1. Чем обусловлено разнообразие африканского фольклора?

2. Что является главным выразительным средством африканской музыки?

3. Какие инструменты являются ведущими в африканском фольклоре?

4. Почему европейцу африканская музыка более понятна, чем музыка Юго-Восточной Азии?

5. Как строятся мелодии в африканской музыке?
II. Запомните словосочетания:

люди разных национальностей; являться одним из главных художественных средств; служить основой (для чего?)

Заполните пропуски в предложениях, используя данные словосочетания в нужной форме.


  1. Трудолюбие … развития таланта.

  2. Музыка … киноискусства.

  3. Великое искусство сближает … .


III. Обратите внимание на предлоги и падеж существительных после выражения:

1 ) чем (Т. п.)

быть схожим с кем, чем (Т. п.) 2) в чём (П. п.)

3) по чему (Д. п.)


  1. Мы с сестрой схожи внешностью.

  2. Мы с сестрой схожи по характеру.

  3. Мы с сестрой схожи в стремлении добиться успеха.

Примечание. Предложный падеж после выражения быть схожим с чем (кем) чащеупотребляется с местоимениями весь, это, что-то, кое-что, прилагательным многий в значении существительного (напр.: Мы во многом схожи), а также с существительными на -ие, после которых следуют поясняющие слова (напр.: желание победить, стремление знать, мнение по вопросу, проявление чувств, значение «умный» и т. п.). Напр.: Мы схожи в стремлении во всём быть лучшими.
Придумайте предложения с глаголом отличаться и выражением быть схожим, употребив после них существительные в каждом из трёх возможных падежей.

Ара́бская му́зыка

Традицио́нная ара́бская му́зыка исполня́ется во всех стра́нах мусульма́нского ми́ра – от Се́верной А́фрики до Сре́днего Восто́ка. В ара́бском о́бществе му́зыка и та́нец гора́здо бо́льше свя́заны с наро́дным бы́том, чем с ку́льтовой пра́ктикой. Исла́мские религио́зные обря́ды не предполага́ют широ́кого испо́льзования му́зыки.

Веду́щая роль в ара́бской музыка́льной культу́ре принадлежи́т вока́льному иску́сству. Ряды́ зву́ков или лады́, на кото́рые опира́ются ара́бские пе́сни, отлича́ются от гамм западноевропе́йской му́зыки.

Ара́бские музыка́нты испо́льзуют разли́чные стру́нные инструме́нты. Са́мые распространё́нные из них – это уд и реба́б. Реба́б – смычко́вый инструме́нт, ко́рпус кото́рого заостря́ется кни́зу. Во вре́мя игры́ э́тот заострё́нный коне́ц упира́ется в зе́млю.

Типи́чным худо́жественным приё́мом ара́бских музыка́нтов явля́ется импровиза́ция с ри́тмом мело́дий. И́менно ритм определя́ет осо́бый хара́ктер звуча́ния ара́бской му́зыки.
I. Ответьте на вопросы:

1. К какому региону относится понятие арабская музыка?

2. С какой областью жизни связана музыка в арабском обществе?

3. Какому виду музыкального искусства принадлежит ведущая роль в арабской музыкальной культуре?

4. Какие традиционные арабские инструменты вы знаете?

5. Что является типичным художественным приёмом арабских музыкантов?
II. Запомните словосочетания:

определять характер звучания, религиозные обряды, импровизация с ритмом.

Заполните пропуски в предложениях, используя данные словосочетания в нужной форме.


  1. В Средние века в Европе музыка стала сопровождать … .

  2. … придаёт новое звучание известным мелодиям.

  3. Широкое использование технических средств … рок-музыки.


III. Обратите внимание на предлоги Винительного падежа после глаголов:

опираться на кого? что?

упираться в кого? что?
Составьте предложения с этими глаголами, используя данные ниже слова и словосочетания.


Шпиль контрабаса

Современные композиторы

Привычка певца

Проблема

Советское искусство

Оценка произведения


опираться на

упираться в

рояль

идеология

стереотипы

анализ

классика

пол



Ру́сская му́зыка

Ру́сская наро́дная му́зыка берё́т нача́ло в фолькло́ре славя́нских племё́н. Среди́ основны́х жа́нров наро́дной му́зыки выделя́ются пе́сни: обря́довые, сва́дебные, танцева́льные, лири́ческие, а также часту́шки – коро́ткие пе́сенки-купле́ты.

Среди́ наро́дных инструме́нтов наибо́льшее распростране́ние получи́ли стру́нные: балала́йка, гудо́к, гу́сли, и духовы́е: ду́дка, рожо́к.

В 19-ом ве́ке ста́ли развива́ться национа́льные музыка́льные шко́лы. Тво́рчество ру́сских компози́торов э́того пери́ода отрази́ло самобы́тность национа́льной культу́ры и подняло́ ру́сскую му́зыку до у́ровня высо́ких достиже́ний мирово́го иску́сства.

Компози́торы тво́рческого содру́жества «Могу́чая ку́чка» (Ри́мский-Ко́рсаков, Му́соргский, Даргомы́жский, Бороди́н и Кюи́) акти́вно боро́лись за утвержде́ние ру́сского национа́льного сти́ля в му́зыке. Они́ опира́лись на ру́сский фолькло́р, но проявля́ли огро́мный интере́с к му́зыке Восто́ка, изуча́ли пе́сенную культу́ру други́х наро́дов ми́ра.

«Кучки́сты» внесли́ огро́мный вклад в разви́тие о́перы. При созда́нии свои́х о́пер они обраща́лись к сюже́там из оте́чественной исто́рии и литерату́ры, наро́дного бы́та.

Пе́рвым из ру́сских компози́торов, получи́вшим не то́лько европе́йское, но и мирово́е призна́ние, был П. И. Чайко́вский. В свои́х произведе́ниях он та́кже о́тдал дань ру́сской национа́льной культу́ре.
I. Ответьте на вопросы:

1. Какой жанр является основным в русской народной музыке?

2. Какие русские народные инструменты вы знаете?

3. Какой вклад в развитие русской музыки внесли композиторы «Могучей кучки»?

4. Какой вид музыкального искусства получил наибольшее развитие в творчестве «кучкистов»?

5. Кто из русских композиторов первым получил мировое признание?
II. Запомните словосочетания:

Брать начало, получить распространение, отразить самобытность культуры, внести вклад (во что?), проявлять интерес (к чему?), отдать дань (кому, чему?).
Заполните пропуски в предложениях, используя данные словосочетания в нужной форме.


  1. В своих первых операх Дж. Пуччини … веризму – популярному течению в итальянской литературе девятнадцатого века.

  2. В 20-м веке в мире … электрические музыкальные инструменты.

  3. Композитор Д. Кабалевский … в детское музыкальное образование.

  4. Рок-музыка … в импровизациях молодых американских исполнителей 1950-х годов.

  5. Мальчик рано стал … к музыке.

  6. Большое разнообразие музыкальных инструментов … африканских народов.


III. Сделайте сообщение на одну из следующих тем:

  1. Народная музыка моей страны.

  2. Популярный фольклорный инструмент в моей стране.

  3. Поход на концерт оркестра народных инструментов.

  4. Иностранный фольклор, который мне нравится.


  1   2   3   4   5   6   7


написать администратору сайта