музыке по-русски. О музыке по-русски. Учебное пособие для иностранных студентов музыкальных факультетов начального и продвинутого этапов обучения москва 2016
Скачать 224.35 Kb.
|
Раздел 3. Основные жанры инструментальной музыки Лексический минимум по разделу соната сонатный цикл симфония ноктюрн прелюдия рапсодия увертюра этюд инвенция серенада фантазия фуга элегия лирический певучий плясовой Сона́та Назва́ние «сона́та» впервы́е встреча́ется в нача́ле 17-го ве́ка в тво́рчестве компози́торов венециа́нской шко́лы. В э́ту эпо́ху те́рмин «сона́та» обознача́л инструмента́льное произведе́ние разнообра́зной структу́ры в отли́чие от «канта́ты» - вока́льной компози́ции. Как характе́рный цикл из не́скольких контрасти́рующих часте́й сона́та сформирова́лась к концу́ 17-го ве́ка в тво́рчестве Коре́лли. В свои́х сона́тах для скри́пки Коре́лли противопоставля́ет пе́рвую, виртуо́зную скрипи́чную часть лири́ческой, певу́чей второ́й ча́сти. Заверша́ет цикл вновь бы́страя па́ртия в плясово́м движе́нии, ча́ще всего́ жи́га. Но́вые пути́ для разви́тия сона́ты откры́лись в 18-ом столе́тии в тво́рчестве Й. Га́йдна и В. Мо́царта. В э́то вре́мя цикли́ческая сона́та ста́ла веду́щим жа́нром ка́мерной инструмента́льной му́зыки. Сона́та 18-го ве́ка обы́чно представля́ет со́бой цикл из трёх разнохара́ктерных часте́й. Как пра́вило, бы́страя, акти́вная пе́рвая часть противопоста́влена ме́дленной лири́ческой второ́й ча́сти и снова́ бы́строй (но ино́го хара́ктера и те́мпа) тре́тьей ча́сти. I. Ответьте на вопросы: 1. Что обозначал термин «соната» в начале 17-го века? 2. В творчестве какого композитора соната сформилась как жанр? 3. Какое место занимает соната в инструментальной музыке 18-го века? 4. Что представляет собой соната 18-го века? 5. В творчестве каких композиторов жанр сонаты достиг расцвета? II. Запомните словосочетания: контрастирующие части, виртуозная скрипичная партия, плясовое движение, пути (для) развития, завершать цикл. Заполните пропуски в предложениях, используя данные словосочетания в нужной форме. 1. Конкурсант в финале блестяще исполнил … из второй части концерта № 1 Н. Паганини. 2. Пьеса «Дкабрь. Святки» … «Времена года» П. Чайковского. 3. Танцевальный номер фольклорного ансамбля открывается … . 4. Творчество Л. Бетховена во многом определило … европейской музыки. 5. Наличие … является характерной чертой жанров сонаты и симфонии. III. Обратите внимание на конструкции: противопоставлятького?что?(В. п.) кому? чему? (Д. п.) кто? что?(И. п.) противопоставлено кому? чему? (Д. п.) Составьте предложения с каждой из этих конструкций, используя данные ниже слова и словосочетания. Образец: Автор статьи… (письмо от руки, печатание на ПК) В статье… Автор статьи противопоставляет письмо от руки печатанию на ПК (персональном компьютере). В статье письмо от руки противопоставлено печатанию на компьютере. 1. С. Прокофьев … (новаторство, традиции) В раннем творчестве С. Прокофьева … 2. Мальчик своим поведением … (миролюбие, агрессия) В поведении мальчика … 3. Автор либретто … (искренность и любовь, зло и коварство) В сюжете оперы … Симфо́ния Симфо́ния как самостоя́тельный инструмента́льный жанр появи́лась в середи́не 18-го ве́ка, в эпо́ху ра́ннего классици́зма. Назва́ние «симфо́ния» происхо́дит от гре́ческого сло́ва «созву́чие». В нача́ле 18-го века в Ита́лии симфо́нией называ́ли цикли́ческое оркестро́вое вступле́ние к о́пере или вока́льному сочине́нию (то есть то́, что в на́ши дни называ́ется увертю́рой). Пе́рвые симфони́ческие произведе́ния состоя́ли из трё́х часте́й, но ско́ро симфо́ния приобрела́ свой класси́ческий вид. Класси́ческая симфо́ния состои́т из четырё́х контра́стных часте́й, образу́ющих вме́сте сона́тно-симфони́ческий цикл. Пе́рвая часть симфо́нии – бы́страя, акти́вная, но иногда́ её́ предваря́ет ме́дленное вступле́ние. Втора́я часть – лири́ческая, заду́мчивая или ско́рбная, траги́ческая. Тре́тья часть – э́то игра́, весе́лье, живы́е карти́ны наро́дного бы́та. Четвё́ртая часть – фина́л, ито́г того́, что бы́ло пока́зано, прочу́вствовано в предыду́щих частя́х. Ча́сто фина́л име́ет торже́ственный, побе́дный, жизнеутвержда́ющий хара́ктер. Симфо́ния – это всегда́ размышле́ние об эпо́хе, о челове́ке, о путя́х ми́ра и жи́зни. При о́бщей схе́ме построе́ния симфо́нии ра́зных компози́торов весьма́ отлича́ются друг от дру́га. Симфо́ния непреме́нно отража́ет вну́тренний мир своего́ созда́теля. Слу́шая класси́ческие симфо́нии, мы стано́вимся духо́вно бога́че, приобща́емся к сокрови́щам челове́ческого ге́ния. I. Ответьте на вопросы: 1. Когда симфония стала самостоятельным музыкальным жанром? 2. Сколько частей имеет классическая симфония? 3. Каков характер каждой из частей симфонии? 4. Что представляет собой симфония с точки зрения идейного содержания? 5. Почему при общей схеме построения симфонии разных композиторов весьма отличаются друг от друга? II. Запомните словосочетания: Вступление к опере, размышления о путях мира и жизни, общая схема построения, отражать внутренний мир создателя, становиться духовно богаче. Заполните пропуски в предложениях, вставив данные словосочетания в нужной форме. 1. Фуги И.-С. Баха имеют … 2. Мы не только развиваем умственные способности, но и … 3. В современной музыкальной терминологии … называется увертюрой. 4. Композитор воплотил в музыке … 5. Специалисты продолжают спорить, всегда ли произведение … III. Обратите внимание на предлог и падеж существительных после глаголов: в осходить к кому? чему? (Д. п.) приобщаться Составьте предложения, используя данные ниже слова и словосочетания.
Ноктю́рн Сло́во «ноктю́рн» означа́ет «ночна́я му́зыка». В 18-ом ве́ке – это многоча́стные инструмента́льные пье́сы ти́па сюи́ты преиму́щественно для духовы́х инструме́нтов, наприме́р, валто́рн. Ноктю́рн предназнача́лся для исполне́ния на откры́том во́здухе. В 19-ом ве́ке в тво́рчестве компози́торов-рома́нтиков ноктю́рн стано́вится назва́нием сравни́тельно небольшо́й одноча́стной пье́сы лири́ческого хара́ктера. На фо́не разме́ренного, как бы колы́шущегося сопровожде́ния звучи́т широ́кая, певу́чая мело́дия. М. Гли́нка и Ф. Шопе́н по́дняли жанр ноктю́рна на большу́ю худо́жественную высоту́. В свои́х двадцати́ ноктю́рнах Шопе́н показа́л возмо́жность беспреде́льной индивидуализа́ции пьес тако́го ти́па. По содержа́нию ноктю́рны Шопе́на очень разнообра́зны. То это споко́йно-певу́чая серена́да, то – ско́рбная эле́гия или драмати́ческий моноло́г. Интере́сны та́кже ноктю́рны Ли́ста, осо́бенно ноктю́рны для го́лоса «Грё́зы любви́». По́сле Шопе́на к жа́нру ноктю́рна обраща́лись ру́сские компози́торы: Ри́мский-Ко́рсаков, Чайко́вский, Рахма́нинов, Скря́бин. I. Ответьте на вопросы: 1. Что означает слово «ноктюрн»? 2. Что представляли собой ноктюрны в 18-ом веке? 3. Как изменились ноктюрны в 19-ом веке? 4. Что сделал для развития жанра ноктюрна Ф. Шопен? 5. Какие русские композиторы обращались к жанру ноктюрна? II. Запомните словосочетания: на открытом воздухе, пьеса лирического характера, звучать на фоне сопровождения. Придумайте предложения с данными словосочетаниями, используя следующие слова и конструкции: заниматься спортом, провести праздник, исполнить перед аудиторией, иметь минорную тональнось, голос солиста, слова ведущего. III. Поясните смысл словосочетаний, подобрав к ним синонимы: колышущееся сопровождение широкая мелодия IV. Вставьте в предложения глаголы и глагольные сочетания из текста: 1. Зонтик изначально … для защиты от солнца. 2. Если вам нужен другой размер этой модели туфель, … к консультанту. 3. Чтобы … такие тяжёлые блоки, нужен кран. 4. Мелодия главной партии … мелкой барабанной дроби. Прелю́дия Сло́во «прелю́дия» означа́ет «предисло́вие», «введе́ние». Первонача́льно это был вступи́тельный инструмента́льный на́игрыш, предше́ствующий пе́нию. Самостоя́тельной инструмента́льной пье́сой прелю́дия ста́ла к концу́ 17-го ве́ка. Э́тот жанр занима́ет ва́жное ме́сто в тво́рчестве И-С. Ба́ха, кото́рый со́здал не́сколько ци́клов самостоя́тельных прелю́дий. Клави́рные и орга́нные прелю́дии Ба́ха, кото́рые предше́ствуют фу́гам, име́ют весьма́ обши́рный объё́м и бо́льшей ча́стью осно́ваны на одноти́пном движе́нии. В ка́ждой отде́льной прелю́дии компози́тор стреми́тся к созда́нию еди́ного настрое́ния. Разнови́дностью прелю́дии в тво́рчестве Ба́ха явля́ется инве́нция – двухголо́сная полифони́ческая пье́са для клави́ра, предваря́ющая трёхголо́сную пье́су. По́сле И-С. Ба́ха во второ́й полови́не 18-го ве́ка компози́торы-кла́ссики в тече́ние мно́гих лет почти́ не писа́ли прелю́дий. После́дующее разви́тие жа́нра прелю́дии свя́зано с тво́рчеством славя́нских, в ча́стности, ру́сских компози́торов. Появле́ние в 30-х года́х 19-го столе́тия ци́кла прелю́дий Ф. Шопе́на ознаменова́ло нача́ло но́вого эта́па в разви́тии э́того жа́нра. Ру́сские компози́торы: Ля́дов, Рахма́нинов, Скря́бин, Шостако́вич в своё́м тво́рчестве продолжа́ли развива́ть жанр прелю́дии. I. Ответьте на вопросы: 1. Что означает слово «прелюдия»? 2. В каком веке прелюдия стала самостоятельной пьесой? 3. Каковы характерные черты прелюдий И.-С. Баха? 4. Как называется разновидность прелюдии в творчестве И.-С. Баха? 5. Творчество какого композитора ознаменовало новый этап в развитии жанра прелюдии? II. Запомните словосочетания: инструментальный наигрыш, являться разновидностью (чего), ознаменовать начало (чего). Составьте предложения с данными словосочетаними, поставив их в нужную форму и раскрыв скобки: 1. Гимн … (хоровая песня). 2. … часто звучит в начале (русские народные песни). 3. Поступление в университет за границей … (новый этап, моя жизнь). III. Обратите внимание на падеж существительных после глаголов: предварять кого? что? (В. п.) предшествовать кому? чему? (Д. п.) Составьте предложения с каждым из этих глаголов, используя данные ниже слова и словосочетания. 1. Хороший фильм, всегда, большая реклама. 2. Номер, молодые артисты, выступление «звезды». 3. Критические замечания, часто, плохая оценка. Рапсо́дия Термин рапсо́дия – гре́ческого происхожде́ния. В Дре́вней Гре́ции «рапсо́дами» называ́ли исполни́телей сказа́ний, сопровожда́вших свою́ деклама́цию аккомпанеме́нтом стру́нных инструме́нтов. В классической музыке рапсодия означа́ет род инструмента́льной фанта́зии на те́мы наро́дных пе́сен. С воспроизведе́нием о́браза тако́го певца́-расска́зчика свя́заны речитати́вные эпизо́ды в «Венге́рских рапсо́диях» Ф. Ли́ста и «Славя́нских рапсо́диях» А. Дво́ржака. Большинство́ рапсо́дий осно́вано на сопоставле́нии ме́дленных пе́сенных мело́дий с речитати́вными эпизо́дами и бы́строй пля́ской. В рапсо́дии широко́ испо́льзуется вариацио́нное разви́тие. Оно́ наблюда́ется, наприме́р, в фина́ле знамени́той 6-й венге́рской рапсо́дии Ли́ста. Осо́бое ме́сто в жа́нре занима́ют таки́е сло́жные конце́ртные произведе́ния, как «Рапсо́дия на те́му Пагани́ни» для фортепиа́но с орке́стром С. Рахма́нинова, рапсо́дия И. Бра́мса си́-мино́р. Совреме́нные компози́торы нере́дко создаю́т рапсо́дии для симфони́ческого орке́стра. I. Ответьте на вопросы: Что означает термин «рапсодия» в классической музыке? Из какого языка он заимствован? Кого называли «рапсодами» в Древней Греции? Каковы характерные черты жанра рапсодии? Какие известные композиторы писали рапсодии? II. Запомните словосочетания: инструментальная фантазия на тему, речитативный эпизод, вариационное развитие, широко используется. Постройте 3 предложения со словосочетанием широко используется по схеме: Что? + широко используется + где? Образец: Современные технические средства широко используются в сфере искусства. III. Обратите внимание на конструкцию: сопоставлениечего? с чем? Составьте предложения с данной конструкцией, используя данные ниже слова и словосочетания 1. Сопоставление (черновики, оригинал) помогает установить авторство произведения. 2. Сопоставление (словесное описание внешности, фотография) помогло установить преступника. 3. Выводы эксперта основаны на сопоставлении (рассказы очевидцев, факты). Увертю́ра Увертю́ра – это вступи́тельная инструмента́льная пье́са, предваря́ющая большо́е музыка́льное произведе́ние: о́перу, орато́рию, канта́ту или театра́льную пье́су. Назначе́ние о́перной и театра́льной увертю́ры заключа́ется в том, чтобы эмоциона́льно подгото́вить слу́шателей к после́дующему драмати́ческому де́йствию. Поэ́тому мно́гие увертю́ры постро́ены на темати́ческом материа́ле о́перы. Но увертю́ры класси́ческого ти́па мо́гут и не име́ть непосре́дственной темати́ческой свя́зи с му́зыкой о́перы (такова́, наприме́р, увертю́ра к «Сва́дьбе Фи́гаро» Мо́царта). В исто́рии класси́ческой му́зыки исключи́тельно велико́ значе́ние увертю́р Бетхо́вена к театра́льным пье́сам, а та́кже четырё́х вариа́нтов увертю́ры к его еди́нственной о́пере «Фиде́лио». В осо́бенности замеча́тельны 2-й и 3-й вариа́нты увертю́ры «Леоно́ра», не воше́дшие в оконча́тельную реда́кцию о́перы. От ра́звитой опе́рной увертю́ры класси́ческого ти́па сле́дует отлича́ть о́перную прелю́дию или интроду́кцию, кото́рые явля́ются введе́нием в пе́рвый акт, а не характеризу́ют драмати́ческое дей́ствие в це́лом. Интере́с мно́гих компози́торов 19-го ве́ка к програ́ммной му́зыке стал причи́ной того́, что «увертю́рами» ста́ли называ́ть самостоя́тельные конце́ртные симфони́ческие пье́сы. Тако́го ро́да увертю́ры получи́ли назва́ние «конце́ртных» (наприме́р, «Испа́нские увертю́ры Гли́нки). Исключи́тельно велико́ значе́ние увертю́р в ру́сской класси́ческой му́зыке. I. Ответьте на вопросы: 1. В чём заключается назначение оперной увертюры? 2. На чём часто построены увертюры? 3. В чём отличие оперной увертюры от прелюдии и интродукции? 4. Увертюры какого композитора имеют особенно большое значение в истории классической музыки? 5. Что представляет собой концертная увертюра? II. Запомните словосочетания: драматическое действие, тематический материал, окончательная редакция, программная музыка. Заполните пропуски в предложениях, вставив данные словосочетания в нужной форме: 1. Зрители умолкли, захваченные … . 2. После Л. Бетховена композиторы стали обращаться к … 3. В опере «Снегурочка» Н. Римский-Корсаков использовал … русской народной сказки. 4. В … симфонии автор исключил партию валторны. III. Соедините части предложений из правого и левого столбцов по смыслу.
Этю́д Этю́д – это инструмента́льная пье́са, основа́нная на одно́й определё́нной фо́рме движе́ния. Он стро́ится на неизме́нной факту́рно-техни́ческой фо́рмуле, проведё́нной от нача́ла до конца́. Различа́ют уче́бные и конце́ртные этю́ды. Уче́бные этю́ды – это пье́сы для техни́ческого упражне́ния. Они́ мо́гут быть предназна́чены как для начина́ющих музыка́нтов, так и для виртуо́зных исполни́телей. Конце́ртный этю́д, возни́кший в 19-ом ве́ке, счита́ется самостоя́тельным жа́нром инструмента́льной му́зыки. Он отлича́ется от уче́бного этю́да нали́чием я́ркого обра́зного содержа́ния. Таковы́ этю́ды Шо́пена, Ли́ста, Шу́мана, Рахма́нинова. Схо́дство ме́жду двумя́ ти́пами этю́дов в том, что на протяже́нии всей пье́сы разраба́тывается оди́н или два техни́ческих приё́ма: пасса́жи, арпе́джио, окта́вы, двойны́е те́рции. Одна́ко в этю́де конце́ртном приё́м слива́ется с о́бщим худо́жественным за́мыслом, с о́бразным содержа́нием произведе́ния. К приме́ру, в «Этю́дах-карти́нах» И. Рахма́нинова техни́ческая осно́ва отхо́дит на за́дний план, как бы «растворя́ясь» в поэти́ческом за́мысле. I. Ответьте на вопросы: 1. Что такое этюд? 2. Какие особенностит строения имеет этюд? 3. В чём отличие концертного и учебного этюдов? 4. Для кого предназначены учебные этюды? 5. В чём сходство концертного и учебного этюдов? II. Вставьте подходящие по смыслу причастия, прилагательные и глаголы из текста «Этюд» в предложения. 1. Несмотря на уговоры, его позиция осталась … . 2. Жанр искусства составляют произведения … формы. 3. В художественной литературе часто применяется приём … сравнения. 4. Если смотришь на горизонт, кажется, что небо … с землёй. 5. Сейчас учёными … новое лекарство от старения. 6. Часто люди, не имеющие специального образования, не … инструментальные жанры в музыке. 7. Чем … этюд от прелюдии? III. Вставьте существительные из текста «Этюд» в предложения. 1. Целый день вчера я играла сложные … . 2. У этой певицы голос в четыре … 3. Интервал между нотами до и ми – это …. 4. Последовательное извлечение звуков аккорда называется … . 5. … часть музыкального произведения называется вступлением. |