Главная страница

Флиер - Культурология для культурологов. Учебное пособие для магистрантов, аспирантов и соискателей 2 издание, исправленное и дополненное Москва 2009 удк ббк ф


Скачать 1.47 Mb.
НазваниеУчебное пособие для магистрантов, аспирантов и соискателей 2 издание, исправленное и дополненное Москва 2009 удк ббк ф
АнкорФлиер - Культурология для культурологов.docx
Дата25.01.2018
Размер1.47 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаФлиер - Культурология для культурологов.docx
ТипУчебное пособие
#14872
страница24 из 41
1   ...   20   21   22   23   24   25   26   27   ...   41

ИЗМЕНЧИВОСТЬ КУЛЬТУРНАЯ – свойство инициированного или спонтанного самообновления культуры, включая развитие, деградацию или десемантизацию отдельных ее черт или целых комплексов. К числу основных причин культурной изменчивости можно отнести адаптацию к изменившимся внешним условиям бытия сообщества или необходимость разрешения накопившихся внутренних противоречий, а также творческую инициативу отдельных специалистов. Это формы прогрессивной (инновативной) изменчивости культуры. Но изменчивость может иметь и деградирующую направленность, связанную с утратой функциональной эффективности или социальной актуальности тех или иных объектов и структур, изменением практической функции, а также с их физической изношенностью или потерей. И, наконец, третий характерный тип культурной изменчивости – десемантизация объекта или структуры, утрата его первоначального смысла, перемена этого смысла, интерпретации и оценки объекта в общественном мнении. Все вышесказанное в равной мере относится и к общественным структурам и институтам.

Как правило, культурная изменчивость инициируется изменением внешних обстоятельств, в которых данная культура находится. Но было бы ошибкой все сводить только к этой причине. Изменчивость может активизироваться и в процессе саморазвития общества и тех или иных сегментов культуры. Как правило, изменчивость культуры является лишь внешним проявлением изменений, происходящих в обществе, в его организационных формах, интересах, предпочтениях, вкусах и т.п. На вопрос, возможны ли изменения в культуре, не детерминированные переменами в обществе, современная теория не может ответить уверенно.


По уровням этот процесс принято делить на социальную изменчивость, затрагивающую главным образом отдельные формы, черты, подсистемы, но не влияющую (или незначительно влияющую) на общее социальное устроение жизни общества, и историческую изменчивость, напротив, заметно отражающуюся на базовых основаниях общественной жизни.

Разумеется, в сообществах, находящихся на разных стадиях социокультурного развития, динамика культурной изменчивости весьма разнится. Она почти незаметна на первобытной стадии (разрыв между инновациями может составлять десятки тысяч лет), нарастает по мере перехода к аграрным обществам (какие-то существенные инновации появляются, как правило, каждые 2-3 столетия) и тем более на индустриальном этапе (здесь социально значимые инновации рождаются каждое десятилетие), и приобретает головокружительный темп на переходе от индустриальных к постиндустриальным обществам (когда социально значимые инновации рождаются по нескольку раз в год). Другое дело, что от изобретения чего-то нового до внедрения этого нового в массовую практику требуется определенное время, но и динамика внедрения нарастает с такой же стремительностью. В этой связи уже два века философами дискутируется вопрос о том, увеличивает ли история динамику хода событий или это иллюзия, характерная аберрация сознания самих участников этих событий? Представляется, что в XIX-XX вв. возрастающие темпы научно-технического прогресса в области производящих технологий, средств перемещения в пространстве (транспорт), накопления, обработки и передачи информации (связь), а также возросшая социальная мобильность населения и культурная пластичность современной личности ответили на этот вопрос утвердительно.

Причины этой нарастающей динамики лежат не только в накоплении объемов знания как таковом. Не менее важным представляется неуклонное совершенствование алгоритмов систематизации этого знания, возрастающее по экспоненте число образованных людей, привлекаемых к созданию чего-то нового, а главное – нарастающая дифференциация и углубление специализаций в современной науке, искусстве и практической сфере. Уже давно было выявлено, что работник-универсал многое может сделать очень хорошо, но, как правило, не может изобрести ничего нового. Творчество – это удел очень узких специалистов, характер знаний которых сравнительно узок, но очень глубок. Тенденция локализации специализаций до XVIII в. развивалась очень медленно, а с XIX в. постоянно нарастает. С переходом на постиндустриальную стадию наметилась новая тенденция, в соответствии с которой число специализаций может сравняться с числом специалистов. Т.е. каждый специалист станет единственным и уникальным. Мы воспринимаем это как должное, когда речь идет о науке или искусстве, но та же тенденция развивается, например, в медицине, информатике и некоторых других областях. Таким образом, мы берем на себя смелость утверждать, что нарастание темпа протекания истории в существенной мере обусловлено углублением узкой специализированности работников и нарастанием уровня креативности (творческой импровизации) в их деятельности.

Еще один важный аспект культурной изменчивости заключается в том, что разные элементы, составляющие культурный мир сообщества, под воздействием различных обстоятельств могут меняться по-разному. Во-первых, по разным моделям (инноватика, трансформация, десемантизация), и зачастую очень сложно объяснить, почему один элемент изменился таким образом, а другой – иным. И, во-вторых, в разных темпах. Здесь объяснение более очевидно и связано с тем, к какой сословной субкультуре относится данный культурный объект. Совершенно очевидно, что в глубоко традиционных субкультуре сельских производителей или религии явления, имеющие большую глубину исторического авторитета, реже и менее вероятно подвержены какой-либо изменчивости, нежели новации последних лет, относящееся к высокоподвижной культуре high tec. Точно так же, элитарной субкультуре свойственен сравнительно высокий темп изменчивости культурных форм (разумеется, далеко не всех) на основании принципа смены образцов и символов социальной престижности. В целом в любых субкультурах утилитарные объекты более подвержены изменениям, нежели символические (хотя из этого общего правила есть множество частных исключений).

Во всем многообразии деталей, описывающих очень тонкую процедуру культурной изменчивости, есть одна капитальная основа. Существование и воспроизводство социокультурное (см.) требует ее неизбежного самообновления, что собственно и реализуется в процессах культурной изменчивости.
1   ...   20   21   22   23   24   25   26   27   ...   41


написать администратору сайта